Величит душе моя Господа текст молитвы

Полное описание: Величит душе моя Господа текст молитвы - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитва “Честнейшую херувим”

Христиане с древних времен взывают о помощи и заступничестве к Пречистой Деве Марии. В Ее честь было сложено немало молитв, одной из самых почитаемых считается песнь «Честнейшую Херувим». Согласно некоторым преданиям, во время прочтения этой молитвы в храме, Богородица сама незримо находится среди верующих, благословляя и наставляя их на путь благочестивой жизни.

История возникновения хвалебной песни

История написания молитвы отличается от истории происхождения традиционных воззваний. Православные и католические верующие убеждены, что текст молитвы подсказан людям самой Девой Марией.

Согласно преданию, Дева Мария, будучи в положении, посетила свою пожилую родственницу Елизавету. Елизавета всю жизнь мечтала о ребенке, но смогла забеременеть уже в немолодом возрасте. Беременность женщины протекала нелегко, поэтому Мария отправилась в такой дальний путь, желая поддержать родственницу.

Увидев Марию, Елизавета почувствовала Божественную благодать, исходящую от матери и ребенка, и поняла, что Она носит под сердцем Сына Божьего. Женщина и ее ребенок тут же почувствовали себя лучше. Елизавета возрадовалась, а Мария в ответ вознесла хвалебную песнь Господу. Эти слова и стали впоследствии основой известной молитвы.

Первая часть оригинального текста молитвы была написана преподобным Космой Маюмским. В видении его посетила Богородица, подсказав ему слова хвалебной песни. Святой записал текст воззвания, после чего Божья Матерь явилась к праведнику еще раз, чтобы выразить свое одобрение.

Вторую часть молитвы человечество обрело чуть позже. В монастыре святого Афона один из иноков денно и нощно молился. Он молился так искренне и самозабвенно, что при обращении к Богородице, в келье появился Ангел Божий. Он подсказал иноку вторую часть молитвы.

Слова были настолько прекрасными, что монах горько пожалел о том, что у него нет никаких письменных принадлежностей — мужчина боялся потерять хоть слово из того, что сказал ему Ангел. Тогда его гость написал слова молитвы пальцем на гранитной плите.

Так и образовалась хвалебная песнь Богородице, которую сегодня знает каждый христианин. В ней чудесным образом переплетается человеческое и ангельское творения. Оригинальный язык молитвы — греческий, но она существует и в церковнославянском, и в русском переводе.

Суть молитвы

Текст молитвы прославляет Богородицу, так как именно Она является матерью Господа нашего Иисуса Христа, и благодаря своей непорочности и богоугодному образу жизни, стоит даже выше всех Ангелов и Архангелов.

Своими словами Пречистая Дева благодарила Творца за милость к Ней и ко всему человечеству. Теперь же, словами хвалебной песни, человечество благодарит и Господа, и Богородицу за защиту и милосердие.

Важно! Текст воззвания особо дорог верующим, так как благодаря ему, каждый христианин может воспеть Создателя словами, которыми когда-то воспевала славу Его сама Богородица.

Название молитвы «Честнейшая» произошло из-за того, что к хвалебной песне Пречистой Девы добавлен припев, начинающийся со слов «Честнейшую херувим». Католики называют эту молитву «Магнификант», по первому слову латинского текста.

Когда следует молиться Богородице

Царица Небесная во все времена считалась заступницей рода человеческого перед Господом. Верующие просят Ее об исцелении от болезней и утоления печали. В дни радости и счастья принято благодарить Богородицу за помощь и покровительство.

Часто люди самонадеянно считают, что способны разобраться со своими проблемами без покровительства Высших сил. Но на практике оказывается, что для каждого дела нужно благословение Господне, именно Бог дает нам силы нести свой крест и преодолевать трудности. Тогда на помощь приходят слова молитв, которыми люди просят помощи у Всевышнего, Богородицы и Святых.

Молитву «Честнейшую Херувим» христиане читают в следующих случаях:

  • Если нужно найти ответ на сложный, беспокоящий душу вопрос.
  • Когда человеческой душе нанесен вред алчностью и злобой других людей.
  • Когда у самого человека в душе зарождаются греховные мысли.

Важно! Если в дни смуты христианин будет читать эту молитву, Богородица дарует ему покой, защитит от недобрых людей, придаст душевных сил для того, чтобы справиться с неурядицами, избавит от порочных мыслей.

Как читается молитва в храме и дома

«Честнейшую херувим» входит в список самых известных молитв, которые должен знать каждый православный человек. Она входит в обязательный текст утренней службы в храме, которая предшествует литургии.

Важно! Молитва не исполняется в дни христианских праздников, посвященных Господу и Богородице. В эти дни диакон возглашает другие, особые праздничные припевы.

Молитву можно читать в любое время, Священное Писание не регламентирует этот процесс. Если христианин чувствует в этом потребность, он может читать ее во время утреннего или вечернего правила у домашнего иконостаса. Хорошо, если воззвание будет произноситься перед иконой Пречистой Девы.

Сам текст песни рекомендуется знать наизусть. Если же молитва читается в храме, духовенство придерживается следующих традиций:

  • Молитва исполняется на утренней службе, традиционно читается после восьмого канона.
  • В процессе вознесения хвалебной песни производится каждение, начиная от алтаря, заканчивая царскими воротами.
  • Во время молитвы священнослужитель становится справа, рядом с иконой Богородицы.
  • Чтение молитвы произносится нараспев, сопровождается церковным хором.
  • После окончания молитвы, верующие совершают поясной поклон и осеняют себя крестным знамением.

Общепринятым считается такой текст молитвы:

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Молитва обязательно будет услышанной, если произносить ее не бездумно, а искренне благодарить Пресвятую Деву за помощь и покровительство. История христианской веры полна примерами, когда по искренним молитвам верующие получали чудесную помощь Высших сил.

Читайте так же:  Молитвы о здоровье Ксении Петербургской

Важно! Главное во время молитвы — не отвлекаться на посторонние мысли и сконцентрироваться на словах воззвания.

Молитва “Величит душа моя Господа”

Великое благословение, пребывая в храме во время богослужения, не просто исполнять христианский долг, а наполняться присутствием Господа и воздавать Ему хвалу.

Молитва «Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения, состоящая из хвалебной песни Пречистой Девы и припева «Честнейшая», она взята из Святого Писания, содержит в себе пророчество Захарии.

История написания

Слова благодарственной молитвы «Величит душа моя Господа» взят из Евангелия от Луки, который описал встречу Девы Марии с праведной Елисаветой, имеющей в чреве своем будущего Иоанна Предтечу. (Луки 1:42-43). Мария была воспитана в монастыре и прекрасно знала о приходе обещанного Богом Миссии, это был завет Творца всему еврейскому народу.

Дева знала, что должен прийти Спаситель мира, трудно даже представить, какие чувства испытывала невинная девушка, мужа не знавшая, когда явился архангел Гавриил и сообщил о Ее беременности от Духа Святого.

Возможно, девушку терзали сомнения и страхи, но при встрече с праведной Елизаветой она услышала слова Бога. Она была названа благословеннейшей среди женщин после того, как с величайшим смирением приняла Благую весть.

Интересно! Апостол Лука мог записать священный текст со слов Пречистой Божьей Матери, встретившись с Ней после распятия и вознесения Иисуса Христа.

Евангелие Луки начинается молитвенным гимном, наполненным благодарственными словами и смирением Той, которая не только дала земную жизнь Спасителю мира, но и стала свидетельницей Иисусовой победы. После вознесения Христа на земле осталась Его Церковь, которую не могут одолеть врата ада.

Гордыня, зависть, внешнее торжество ослепило сердца Противников Сына Божьего, они через корысть, подкуп, измену, ложь пытались уничтожить Посланника, но при этом сами сошли в могилу бесславия, а верные Учителю рыбаки пошли по всему миру, неся благодарственную песнь.

Константинопольский литургист 14 века Никифор Каллиста утверждает, что припев «Чеснейшая» написан преподобным Косьмой Маюмским в восьмом столетии, однако величие Пречистой Марии встречается и в молитвенных воззваниях преподобного Ефрема Сирина, жившего в 4 веке.

Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моeм.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Боговоплощение Иисуса неотделимо от величия Пресвятой Богородицы, Которая намного выше ангелов и архангелов.

Евангельская песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» — христианское сокровище, выражение благодарности Творцу за дарованные Ним чудеса, это победный гимн, торжество смирения, приносящего огромные плоды и дары в жизнь верующих людей.

Толкование священного текста

Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.

Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.

Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.

Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.

В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.

В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.

Читайте так же:  Молитва текст со Святыми упокой текст

Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама.

Когда не читается данная песня

Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:

  • второй день Рождества Христова;
  • Крещение Господнее;
  • Троица;
  • Обрезание и другие.

В чем помогает благодарственная песня «Величит душа Господа»

Величественная песня приходит на помощь в минуту особой благодати, когда человеческих слов не хватает для выражения благодарности Богу за Его великие дела и чудесную помощь.

Если читать и внимательно вдумываться в каждое слово молитвы, можно найти покой в те моменты, когда неспокойно на душе, в момент разочарований и предательства. Милость Господня из рода в род не оставляет праведных и смиренных. Его покров над верными детьми Его.

«Величит душа моя Господа…»

Хвалебный гимн, воспетый Пресвятой Богородицей Богу в одном из евангельских событий, является вместе с тем хвалебной песнью и Самой Богородице. Эта широко известная песнь, особенно любимая церковным народом, звучит на утрене православного богослужения и предваряется словами: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Матерь Света – как родившую «Свет человеков» (см.: Ин. 1, 4).

Песнь Богородицы (см.: Лк.1, 46–55)

1. Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

2. Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую…

3. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роди родов боящимся Его. Честнейшую…

4. Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордые мыслию сердца их. Честнейшую…

5. Низложи сильные со престол, и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую…

6. Восприят Израиля, отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

Свщ. Писание и богослужение

«Постарайся, чтобы Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу… Тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою». Свт. Игнатий Брянчанинов

Источник православного вероучения – Божественное Откровение. Слово Божие преподает нам образ и правой веры, и христианского благочестия. По словам отцов, на каждое дело, которое мы делаем, должно иметь свидетельство Писания. Для этого оно должно быть постоянным предметом нашего внимания. Небрегущие об этом сами себя окрадывают. «Все мы, нерадящие о чтении Писаний, терпим от этого вред и оскудение. В самом деле, как мы приведем в благоустройство дела свои, если не знаем тех самых законов, по которым нужно приводить их в благоустройство?» – спрашивает свт. Иоанн Златоуст. Христианин должен читать, изучать, усваивать Свщ. Писание, прилагать усилия к тому, чтобы оно – особенно Новый Завет – стало критерием и руководством всей его жизни.

Православное богослужение, насыщенное и ветхозаветными, и новозаветными библейскими текстами, оказывает в этом большую помощь. Достойно внимания то, что на богослужении Церковь преподает нам Свщ. Писание в контексте своего Свщ. Предания, без которого Писание не может быть ни понято, ни усвоено. «Православное богослужение – это Святое Евангелие и Священное Предание, переложенное в молитвы, чудесные и животворящие стихиры, тропари, кондаки, каноны, стихословия, песни, воздыхания…» – пишет прп. Иустин Попович. Эти литургические сокровища – достояние Церкви, которым она делится с нами.

Видео (кликните для воспроизведения).

Та песнь, о которой идет речь сегодня, тоже из этой сокровищницы. Ее текст – это собственные слова Пресвятой Богородицы, припев – творение св. песнописца Космы Маиумского. Событие, в котором воспета Девой Марией песнь, описано в Евангелии от Луки.

Из Евангельской истории (Лк. 1, 39–56)

После события Благовещения (Лк. 1, 26–38) – явления Пресвятой Деве Архангела Гавриила и Ее смиренного согласия стать Матерью Божией, Мария спешит посетить свою родственницу Елисавету, будущую мать Иоанна Крестителя. Цель посещения – поделиться с ней Своей радостью и принять участие в радости самой Елисаветы, ожидающей рождения сына. В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы, она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. По мысли отцов, слова Елисаветы – это радостное приветствие Земли Сыну Божию, сшедшему с Небес и воплотившемуся от Духа Святого и Марии Девы. Мария ответила ей торжественным вдохновенным гимном: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…», прославляющим Бога за исполнение обетований о приходе в мир Спасителя, и пророчески засвидетельствовала, что отныне Ее ублажат все поколения за то, что милость Божия в исполнении этих обетований открылась через Нее. Песнь Марии может быть названа победной, так как в ней выражается торжество смирения и добродетели, увенчанной и превознесенной Самим Богом.

Рассмотрим слова этой песни более подробно в свете толкования св. отцов Православной Церкви.

Святоотеческое толкование

Обратимся за объяснениями к блж. Феофилакту, архиеп. Болгарскому, толкования которого на тексты Нового Завета получили название «Благовестника» и приняты Православной Церковью. «При чтении евангелистов должно читать и Благовестник… Чтение Благовестника необходимо, оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтобы Писание было понимаемо так, как объясняют святые отцы, а отнюдь не произвольно», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Итак, по словам блж. Феофилакта…

Стихи 1–3. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога; приписывая чудо не Себе, а Ему, говорит: «Он призрел на Меня, смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И “отныне будут ублажать Меня все роды…” За что же ублажать? Неужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мной величие». Указывает на то, что «милость Его» не к Ней одной, но и ко всем боящимся Его. Слова «в роды родов» означают, что эта милость будет получена от Бога не только в этом веке, но и в бесконечном (см.: Мф. 19, 29). Относительно слов «Величит душа Моя Господа… и возрадовался дух» – блж. Феофилакт поясняет, что вначале душа величает Господа, а уж потом дух радуется. Ты называешься христианином? – не умаляй же достоинства имени Христова через недостойные дела, но величай через дела великие, тогда и дух твой возрадуется.

Читайте так же:  Молитва перед иконой Богородицы покрывающая

Стихи 4–6. По объяснению блж. Феофилакта, мышца Бога Отца – Сын. Господь «рассеял надменных» бесов, изгнав их из душ человеческих. Можно разуметь здесь и иудеев, которые и поныне в рассеянии. «Низложил сильных с престолов», то есть бесов, которые господствовали над людьми и в их душах имели престолы. Но и фарисеи – сильные как похитители имущества бедных и как учители, имеют престолы, с которых низложены. «Вознес смиренных» – людей или язычников, которых грех смирил, вознес, даровав им сыноположение; алчущих – язычников (так как они не имели Писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал за пределы Иерусалима, горнего и дольнего, лишенными всякого блага. «Воспринял Израиля, отрока Своего» – говорится или о чувственных израильтянах, из которых многие уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3); или об Израиле духовном: Израиль означает «видящий Бога» – Бог воспринял всех видящих Бога в небесное наследие.

И завершим толкование Песни Богородицы духовными размышлениями на данную тему сщмч. Григория (Лебедева), еп. Шлиссельбургского (отдал жизнь за Христа в 1937 г.; причислен к лику святых – в 2005-м). Он пишет: «Гордый и самонадеянный собирает сокровища земли и надеется удовлетворить свою жажду первенства на земле… Но тщетно! Господь насыщает только “алчущих правды”… Они насыщаются истинными “благами” и “в Бога богатеют”… И сии блаженны… А самонадеянные гоняются за призрачным насыщением жизнью, за обманным богатством. Они даже не богатые, а “богатящиеся”, т. е. думающие, что они богатые. В действительности же они – последние нищие, потому что, гоняясь за призрачным фундаментом жизни, они остаются в пустоте и сами пустые и обнаженные… Господь отпустил богатящихся “ни с чем”…

Так смиренный, предавший себя Божию водительству и ставший на Божием пути жизни, утвержден, вознесен, насыщен жизнью; и всё это потому, что “воспринял” Господь его, как “Израиля, отрока Своего”, и распростер над ним “милость Свою, обещанную Аврааму и семени (потомкам) его до века”.

Возвеличь же, душа моя, Господа, и радуйся, дух мой, о Боге, Спасителе моем!»

«Честнейшую Херувим…»

Песнопение, служащее припевом Песни Богородицы – не только красивое, но и глубоко догматичное, – подтверждает ту истину, что православное богослужение является замечательным учебником богословия. В этом песнопении, выражающем суть учения Церкви о Божией Матери, содержатся две важные для нашей веры истины – о Богоматеринстве и приснодевстве Преблагословенной Девы Марии. Эти истины проясняют вопрос о досточтимости и беспримерном прославлении Девы Марии в Церкви, поставляющей Ее превыше всех сотворенных существ – не только людей, но и Ангелов.

О почитании Божией Матери

«Из всего доброго – Она лучшая, из всего святого – Она святейшая, из всего чистого – Она чистейшая, из всего чудесного – Она чудеснейшая… После Господа Христа – Она совершеннейшая Вседобродетель в роде человеческом». Прп. Иустин Попович

«Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной» называет Церковь Пресвятую Богородицу. Мы почитаем Ее – потому что таково изволение Божие; потому что Она – чудесная Богоматерь и Дева; потому что Она – Матерь спасения, т. к. родила Спасителя; потому что Она – Всесвятая; потому что Она – Матерь всех христиан; потому что «во успении мира не оставила еси»… И личный опыт всех обращающихся к Ней с просьбами о помощи и заступлении свидетельствует, что эти просьбы не остаются безответными.

При этом свт. Филарет Московский замечает, что почитание наше не должно заключаться только в словах. Он пишет: «Не красна похвала в устах грешника. Если желаем достойно ублажать Матерь Божию, то да возлюбим всем сердцем Ее достоинства и добродетели; возлюбив, да поревнуем, по возможности, достойно в жизни следовать тому, что мыслию и словом ублажаем».

Подготовила Людмила Кузнецова

Новости

29 сентября волонтеры Православной волонтерской службы «Добро» Свято-Троицкого собора Саратова совершили очередную поездку в отделение для инвалидов Саратовского центра адаптации для бездомных. Читать…

Сентябрь 30, 2019

30 сентября в 100-летнюю годовщину расстрела большевиками саратовского священника протоиерея Геннадия Махровского и других неповинных узников в Свято-Троицком кафедральном соборе была совершена панихида. Читать…

Сентябрь 30, 2019

29 сентября в актовом зале духовно-просветительского центра Свято-Троицкого кафедрального собора прошла праздничная встреча прихожан собора. Читать…

Сентябрь 29, 2019

29 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Попразднство Воздвижения Креста, великомученицы Евфимии всехвальной, в Свято-Троицком кафедральном соборе были совершены две Божественные литургии. Читать…

Сентябрь 29, 2019

Сентябрь 28, 2019

27 сентября, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Свято-Троицком соборе была совершена Божественная Литургия. Читать…

Сентябрь 27, 2019

26 сентября, в канун дня празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе совершил ключарь собора иерей Николай Генсицкий.

Богословско-литургический словарь

П. Б. выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим», чем отмечается необходимость особой внимательности к песни. В возгласе Пресвятая Богородица именуется Матерью Света в соответствии с предстоящим скоро прославлением Бога, «показавшего нам свет». Возглас произносится «по каждении святой трапезы», обычно по выходе из алтаря пред иконою Богоматери.

Читайте так же:  Молитва муж загулял

При пении «Величит душа Моя Господа» Устав предписывает поклоны, призывая и этим выразить свое богопочтение ввиду близкого окончания службы, ее праздничных песен, но ввиду запрещения в воскресные дни коленопреклонения – только малые: «Творим же и поклоны малые» (разумеется, на каждом стихе). Этим не исключаются такие же и в других местах службы, но только не считаются там столь необходимыми, как здесь, или вообще – почему-то не указывается (может быть по недосмотру). С большей подробностью они указываются в чине будничной службы, и этими указаниями можно руководствоваться для воскресной и праздничной служб, заменяя земные поклоны малыми.

Каждение, являясь усилением молитвы и способствуя поднятию молитвенного настроения, сопровождает важнейшие части богослужения и на протяжении всего бдения оно совершается 4 раза. Каждение на «Честнейшую» – последнее. Оно совершается одним диаконом или иереем (если диакон не служит). Отсюда двойственность в Типиконе; по окончании 8-й песни, «покадив святую трапезу, возглашает диакон: «Богородицу и Матерь Света. » иерей же или диакон кадит святой алтарь и всю церковь, и всю братию». По 9-й песни, возвратясь и отдав кадило, глаголет ектению и возглас от священника. На будничной службе, когда диакон не участвует в служении, каждение это указывается совершать священнику (9 гл. Типикона).

В 20-й главе Типикона указано, в какие дни поется «Честнейшуя» и в какие не поется. В те дни, в которые уставом назначено петь на утрени после 8-й песни особые припевы, не положено петь «Честнейшую».

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Оглавление

^ Богородице Дево, радуйся

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Перевод:
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Богородица – родившая Бога.
Слова радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия ( Лк.1:28 ).
Слова Благословенна Ты в женах означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других жен ( Лк.1:42 ; Пс.44:18 ).
Благодатная – исполненная благодати, милости от Бога.
Благословенна – прославлена.
Слова благословен Плод чрева Твоего взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после Благовещения пожелала ее посетить ( Лк.1:42 ). Плод чрева Ее – Сын Божий Иисус Христос.

История:
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения ( Лк.1:28-31 ; Мф.1:18-25 ). Знаменитая “Ave, Maria” – это та же молитва на латыни.

^ Достойно есть

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Перевод:
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

История:
Об истории появления молитвы читайте в фотоальбоме священника.
Именем молитвы названа афонская икона Божией Матери «Милующая», перед которой совершилось чудесное событие (празднование 24 июня).

^ Царице моя Преблагая

Ца­ри́­це моя́ Преблага́я, На­де́ж­до моя́, Бо­го­ро́­ди­це, При­я́те­ли­ще си́­рых и стра́н­ных Предста́тельнице, скор­бя́­щих Ра́­дос­те, оби́­ди­мых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́­си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́­мо­щи, ра́­зве Те­бе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Те­бе́, о Бо­го­ма́­ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Перевод:
Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.

^ Кондак Пресвятой Богородице

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся, и Тобо́ю хва́лимся. / Твои́ бо есмы́ раб́и, да не постыди́мся.

Перевод:
Не имеем иной помощи, / не имеем иной надежды, / кроме Тебя, Владычица. / Ты нам помоги: / на Тебя надеемся / и Тобою хвалимся, / ибо мы – Твои рабы; / да не постыдимся!

^ Кондак Взбранной Воеводе

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Перевод:
Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

История:
Этот кондак Богородице был составлен в честь избавления Константинополя в 626 году от нашествия варваров, когда патриарх Константинопольский Сергий I с иконой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена.

^ Песнь Богородицы

Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
Ч естне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Я́ ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Ч естне́йшую херуви́м…
Я́ ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́.
Ч естне́йшую херуви́м…
С отвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.
Ч естне́йшую херуви́м…
Н изложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя; а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
Ч естне́йшую херуви́м…
В осприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка.
Ч естне́йшую херуви́м…

Читайте так же:  Молитва в помощь бросающим курить

Перевод:
Величает душа Моя Господа, / и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. Что призрел Он на смирение Рабы Своей; / ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Что сотворил Мне великое Сильный, / и свято имя Его, / и милость Его в роды родов к боящимся Его. Соделал Он сильное рукою Своею, / рассеял надменных в помышлениях сердца их. Низложил властителей с престолов / и вознес смиренных, алчущих исполнил благ / и богатых отослал ни с чем. Поддержал Израиля, отрока Своего, / вспомнив о милости, – / как Он сказал отцам нашим, – / к Аврааму и семени его навеки.

Пояснение:
Текст песнопения составлен на слова, сказанные Пресвятой Девой при встрече со Своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи ( Лк. 1:46-55 ), с прибавлением припева «Честне́йшую херуви́м…» к каждому стиху, откуда получила своё второе, наиболее употребительное название – «Честнейшая». Песнь Богородицы входит в состав богослужения Утрени и предшествует 9-й песни канона.

^ О, Всепетая Мати

(кондак 13 Акафиста Божией Матери)

О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа.

Перевод:
«О всепетая (т. е. воспеваемая всеми) Мати, родившая Слово, святейшее всех святых! Приняв нынешнее приношение (т. е. данную молитву – акафистное пение), избавь от всякой напасти и изыми от будущей муки всех, Тебе восклицающих: Аллилуиа».

^ Агни́ Парфе́не — Чистая Дева

^ О Тебе радуется

О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.

Перевод:
О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты – освященный храм и рай духовный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал прежде всех веков Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!

^ О, преславнаго чудесе

О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца, от святы́х сро́дников на́ших умоля́емая, до ны́не зе́млю Ру́сскую покрыва́ет и ли́ка Своего́ изображе́нии ми́лостивно обогаща́ет. О Влады́чице Держа́вная! Не преста́ни и на бу́дущее вре́мя во утвержде́ние на Руси́ правосла́вия ми́лости и чудеса́ излива́ти до ве́ка. Ами́нь.

^ Ангел вопияше

(задостойник Пасхи)

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся. Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Перевод:
Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим (Новозаветная Церковь) – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

^ Песнь хвалебная Пресвятой Богородице 1

^ Молитвы Пресвятой Богородице покаянные

^ Молитва 1-я 1

Нескве́рная, небла́зная, нетле́нная, Пречи́стая, Неневе́стная Богоневе́сто, Богоро́дице Мари́е, Присноде́во, Госпоже́ ми́ра и наде́ждо моя́! При́зри на мя́, гре́шнаго, в ча́с се́й и его́же из чи́стых крове́й Твои́х неискусому́жно родила́ еси́, Го́спода Иису́са Христа́, ми́лостива мне́ соде́лай ма́терними Твои́ми моли́твами; Того́ зре́вшая осужде́нна и ору́жием печа́ли в се́рдце уязви́вшися, уязви́ ду́шу мою́ Боже́ственною любо́вию; Того́ во у́зах и поруга́ниях го́рце оплакавшая, сле́зы сокруше́ния мне́ да́руй; при во́льном Того́ ве́дении на сме́рть душе́ю тя́жце поболевшая, боле́зней мя́ свободи́, да Тя́ сла́влю, досто́йно сла́вимую во вся́ ве́ки. Ами́нь.

^ Молитва 2-я, прп. Александра Свирского 2

Видео (кликните для воспроизведения).

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший. Вонми́ гла́су моле́ния моего́ и вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́ и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдая Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго. Поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́ждшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́ Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

^ Молитва 3-я, прп. Ефрема Сирина 3

^ Молитва 4-я, прп. Нила Сорского, чтомая в день воскресный 4

^ Молитвы Пресвятой Богородице просительные

^ Молитва 1-я 5

^ Молитва 2-я 1

^ Молитвенное воззвание ко Пресвятой Богородице св. Иоанна Кронштадтского 6

Величит душе моя Господа текст молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here