Уроки для детей о молитве

Полное описание: Уроки для детей о молитве - в детальных подробностях для наших читателей.

детям о молитве

Что такое молитва?

Человек создан Богом таким, что общение для него имеет очень большое значение. Вспомните, как тягостно и грустно бывает когда вы долго находитесь одни. Вам хочется с кем-то поговорить, поделиться своими проблемами, хочется чтобы вас выслушали или самим послушать кого-то. Хочется поделиться новостями, радостью или горем, ищете тех, кто мог бы разделить с вами ваши чувства и переживания, ободрить, пожалеть или наоборот направить и подсказать что-то.
Общение возможно между разумными существами. Только от безысходности люди разговаривают с животными или растениями, но это скорее разговор в одну сторону, без ответа.
Молитва -наше общение с Богом. Это особая встреча с Ним, к которой нужно стремиться, готовиться и дорожить. Это не разговор по душам, как с другом, это не жалоба и не кляуза. Ведь даже с начальником или учителем мы выбираем более возвышенную или вежливую форму общения. (Молитва эта ещё и та форма общения, которая уместна по отношению к Богу.)
Поэтому молитва не простой разговор, а особенный, не похожий на обычную беседу.
Молясь, мы понимаем, что Бог нас знает таких, какие мы есть на самом деле, бесполезно надувать щеки, или принимать важные позы, наигранно лить слезы, или оправдываться. Молитва начинается именно с понимания того, что про нас все известно от А до Я.

Молитва- общение с Богом,оно как и общение с людьми вносит в нашу жизнь что-то новое. Помните пословицу: « с кем поведешься от того и наберешься»? очень мудрая пословица, ведь те с кем мы дружим, разговариваем, проводим время, влияют на нас. От тех с кем общаемся мы перенимаем не только новые словечки, меняемся игрушками или скачиваем картинки на мобильный телефон, мы вольно или невольно подражаем и их поведению, перенимаем доброе или злое.
Молитва, как общение с Богом тоже влияет на нашу жизнь. Молясь, мы постепенно день ото дня, год от года наполняемся искорками Божиими, Его благодатью. Чем больше этих искорок, тем ярче и светлее становится наша душа, тем неприятнее нам становится грех, тем отвратительнее грубые слова и гадкие поступки. Вот почему нужна человеку молитва. Чтобы стать ближе к Богу, более похожими на Него, чтобы понимать для чего мы пришли в этот мир.

Занятие 17

Раздел 3: Знание Матфей 6:5-15

КАК МОЛИТЬСЯ

ПРИВЕТСТВИЕ: Когда дети придут, тепло поприветствуйте их. Спросите их, знают ли они, как молиться. (Пусть дети ответят. Если они хотят показать Вам, как они молятся, скажите им, что сегодня они узнают, как молиться.) Затем пусть каждый выберет один из учебных центров.

«ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Проверьте, может ли кто-нибудь из детей повторить «золотой стих». Если они смогут, повесьте их фотографию и имя на доску. Пусть дети снова играют с карточками для «вышивания», чтобы запомнить стих. Когда дети будут «вышивать», проговаривайте стих. Ваша Библия должна быть открыта в месте, где находится стих (1 Паралипоменон 28:9).

АКТИВНАЯ ИГРА: Используйте игру «Я знаю, как» (См. Раздел 3). Дети должны уже уметь играть самостоятельно без помощи взрослого. Скажите детям: «Сегодня на уроке мы узнаем, как молиться.»

КНИГИ И КАРТИНКИ: Найдите книги и картинки молящихся детей. Поговорите с детьми о том, где и когда мы можем молиться. Помогите детям понять, что они могут молиться в любое время и везде. Молитва – это просто разговор с Богом, как и разговор с другом или с родителями.

ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: Пусть дети сделают из глины или из пластилина молящиеся руки (руки, сложенные в молитве). Они могут раскатать пластилин (глину) толщиной 1-1,5см., а затем оставить отпечатки своих рук. Если им понравится, нужно подождать несколько дней, чтобы дать глине высохнуть. Если у них плохо получатся руки, они могут сделать что-нибудь другое. Скажите детям: «Сегодня мы узнаем что-то о молитве. Мы узнаем, как молился Иисус и как Он учил молиться Своих друзей.»

ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Когда дети будут играть, пусть они подумают о том, когда можно молиться дома. Пусть дети приготовят «обед», и посмотрите, чтобы они помолились перед едой. Поговорите, когда еще они могут молиться дома.

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте какую-нибудь песню про молитву. Попросите детей помолиться короткой молитвой. Закончите такой молитвой: «Спасибо, Бог, за то, что Ты слышишь наши молитвы. Мы любим Тебя. Во имя Иисуса. Аминь.»

Иисус учит о молитве

Когда Иисус был на земле, Он часто уходил куда-нибудь, чтобы остаться Одному и поговорить со Своим Отцом, Богом. Его близкие друзья видели это. Они попросили Иисуса научить их молиться. Вот, что сказал им Иисус.

Когда вы молитесь, вы разговариваете с Богом, вашим Небесным Отцом. Это первое, что нужно помнить. Вы не произносите слова только для того, чтобы их услышали ваши друзья или семья.

Во-вторых, когда вы молитесь, обязательно благодарите Бога. Все, что у нас есть, приходит от Бога. Очень хорошо сказать Ему спасибо.

В-третьих, просите Бога о том, что вам нужно. Не просите то, что вы захотели иметь, потому что увидели это по телевизору или у своих друзей. Но просите о том, что действительно нужно вам или кому-то, кого вы знаете. Иисус сказал просить еду на каждый день.

И наконец, Иисус сказал Своим друзьям просить Бога простить их, когда они сделали что-то не так. Он сказал Своим друзьям, что Бог хочет простить их и помочь им стать лучше.

Мы можем молиться в любом месте, где мы только окажемся. Вы можете сказать, где мы можем молиться? (Пусть дети ответят.) Мы можем молиться в любое время. Вы можете сказать мне, когда мы можем молиться? (Пусть дети ответят.) Всегда помните, что, когда вы молитесь, вы разговариваете с Богом. Он очень любит вас.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Используйте стр. 7 из Рабочей тетради 2. Следуйте инструкциям на этой странице. (Если Ваши дети младшего возраста, Вам нужно будет вырезать занавески за них.)

«У меня есть идея,» – сказал папа. «Кто хотел бы узнать о моей идее?»

«Я!» – сказал Андрей.

«Я!» – сказала Таня.

«Я!» – сказала мама.

«Гав-гав!» – залаял Тобик.

«Я всегда был единственным человеком, кто молился за еду. Но сейчас мы будем молиться по очереди.»

«Я не могу молиться,» – сказал Андрей. «Вы будете смеяться с меня.»

«Мне нравится слушать, как молиться папа, но я не хотела бы слышать, как молюсь я,» – сказала Таня.

«Гав-гав-гав! Гав-гав-гав!» – залаял Тобик.

«Подождите-ка минутку,» – сказала мама. «Некоторые маленькие дети неправильно думают о молитве. Мы не молимся для того, чтобы слушать себя. Когда мы молимся, мы не выставляем себя на показ другим людям.»

«Если бы не Бог, у нас на столе ничего бы не было,» – сказал папа.

«Я думаю, что у нас не было бы даже стола, на который можно было бы поставить еду,» – сказал Андрей.

«У нас не было бы даже дома, где жить, если бы не Бог,» – сказала Таня.

«Гав-гав-гав!» – залаял Тобик.

«Ты прав, Тобик. У тебя бы даже не было косточки пожевать, если бы не Бог!»

«Ну тогда мне кажется, что мы должны быть счастливы, что мы по очереди сможем сказать «Спасибо Тебе, Бог.»

«Каждый из нас может подумать о чем-то, за что он мог бы поблагодарить Бога. Мы можем всегда заканчивать наши молитвы словами «Спасибо, Бог, за эту еду»,» – предложил Андрей.

«Хорошо,» – сказала Таня. «Это будет прекрасно. Бог будет рад услышать, что мы благодарим Его за каждый день. Я буду благодарить Бога за что-то новое каждый раз, когда будет моя очередь.»

«Вот теперь мы начинаем понимать, что же такое молитва,» – сказала мама. «Бог будет счастлив слышать каждого из нас!»

ПОДЕЛКИ: Каждый ребенок сделает картинку «Я знаю, как молиться». Используйте образец на стр. 16 Книги образцов. Если Ваши дети достаточно большие, пусть самостоятельно вырежут руку и согнут ее. Детям помладше понадобится Ваша помощь. Это можно сделать до урока. Приклейте молящиеся руки к листу цветного картона или бумаги. На внутренней стороне рук напишите фломастером то, за что ребенок благодарен Богу (дети могут сделать это самостоятельно, если они умеют писать.).

ОКОНЧАНИЕ: Напомните детям молиться каждый день. Произнесите «золотой стих» вместе. Затем закончите молитвой.

Урок 2

Видео (кликните для воспроизведения).
Читайте так же:  Молитвы к Святым с личным прошением

Цель : Познакомить детей с молитвой «Отче наш», рассказать, что молитва – это разговор с Богом; научить их обращаться к Богу в молитве.

Библейская история: Молитва «Отче наш» Мф.6: 7-13

Золотой стих: Молитва «Отче наш» Мф.6: 9-13

1. Приветствие. Организационный момент

Радушно приветствуйте детей, скажите, что вы очень по ним соскучились. Обнимайте всех, кто к вам подходит, чтобы поприветствовать. Присмотритесь и заметьте тех, кто стоит в стороне. Подойдите к ним, погладьте их по голове, скажите, что их любит Бог.

Подготовьте детей к уроку.

Подготовьте детей к молитве (сложить ручки, закрыть глаза). Попросите у Господа благословение на урок. Воспользуйтесь рифмой-мотивацией к молитве, к примеру, такой:

«Глазки я закрою, ручки я сложу
И у Бога я благословенья попрошу»

Повторите песню, выученную на прошлом уроке.

– Дети, а о чем мы говорили на прошлом занятии? Молодцы. «Бог любит нас. Он хочет, чтобы мы тоже любили Его, делали добро, не кради, не употребляли плохих слов, не были жадными, никого не обижали, не говорили неправду».

Для того, чтобы заинтересовать ребят скажите рифму-мотивацию. Вы можете использовать ее в течение года, она направит внимание малышей в нужное русло.

«Книга Библия большая –
Интересная такая!
Будем Библию читать
и про Бога узнавать»

А теперь садитесь удобно и послушайте рассказ.

В одном селе жила семья: мама, папа и трое деток. Семья жила бедно, но детки не были голодными. Но они уже давно не ели мяса.

Приближалось Рождество – большой праздник, это День рождения Иисуса. Петя, старший сын, сказал маме: «Мамочка, я так хочу мяса». Мама с печалью посмотрела на сына и ответила: «Петенька, надо помолиться и попросить у Бога». Вечером, во время молитвы, мама напомнила Пете: «Как раз время сказать Господу о своей просьбе». Петя промолвил: «Господи, мы так давно не ели мяса, дай нам хоть немного мяса на праздник». Утром на пороге их дома стояла миска с мясом. Все очень обрадовались, что Бог услышал молитву малыша. Это соседка угостила семью, поздравив их с праздником Рождества.

– Что сделал Петя? Верно, он помолился Богу.

– Что же такое молитва? Молитва – это разговор с Богом. Если вам надо что-то сказать Господу – поблагодарить Его или попросить, надо просто к Нему обратиться так: «Отче наш! Я благодарю Тебя за все. Помоги мне . ». Только надо молиться и верить, что Бог слышит и поможет. А это действительно так! Бог услышит вашу просьбу и поможет вам.

Молиться хорошо там, где никого нет, чтобы тебе никто не мешал. Ты можешь рассказать Богу все свои желания.

Когда молишься, сложи ручки ладошками одна к другой – вот так (показать как), закрой глазки, склони голову и обращайся к Господу.

Молитва – это разговор с Богом, поэтому нужно вести себя правильно – свято, т.е. не отвлекаться ни на что, не смеяться, а сосредоточиться только на том, что говоришь Господу.

В конце молитвы нужно сказать или повторить слово «Аминь».

В Библии написана еще одна молитва, которую знают почти все люди. Этой молитве Иисус научил Своих друзей – учеников и нас тоже. Называется она «Отче наш». Давайте и мы разучим ее сейчас.

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» Мф. 6: 9-13. (Повторите ее несколько раз. Конечно, выучить на этом уроке с детьми всю молитву просто невозможно. Поэтому повторяйте ее на каждом следующем занятии).

А сейчас поиграем в игру под названием «Что бывает, если?…»

  • Никогда не молиться?
  • Молиться с открытыми глазами?
  • «Мягкими могут быть хлеб или по­душка, или. Что еще?» Пусть малыш продолжит нача­тую вами фразу. Что бывает, если хлеб твердый?
  • «Твердыми могут быть шоколад или кубик, или. Что еще?» Что бывает, если шоколад мягкий или растаял?
  • «Может ли мячик быть од­новременно желтым и зеленым? А мягким и жестким? А большим и маленьким?»

– Что вы научились делать сегодня? Молодцы, правильно. Вы научились говорить с Богом – молиться. В молитве мы обращаемся к Нему.

8. Песня (См. Приложение)

Если я молюсь Иисусу,
Преклонюсь я перед Ним.
Глазки я закрою, ручки сложу
И буду говорить я с Ним

– Кто-то хочет сейчас помолиться?

Дайте каждому желающему возможность помолиться. Если детки еще не могут самостоятельно молиться, подскажите каждому из них, как это делать. Узнайте их желания, скажите их Господу, а ребенок пусть повторит за вами. В конце поблагодарите Бога за благословения, которые Он послал на это занятие.

Учителю в помощь (выучите)

Подари мне улыбку,
Будто солнышко с неба,
Ну не плач, ну, не хнычь!
Не надо!
Раз, два, время ты не трать,
Быстро слезы вытирать!
Дальше – три, четыре, пять,
Хватит уж тебе рыдать!
Шесть и семь,
Вытри слезы ты совсем.
Восемь, девять – повернись.
Ну, довольно. Улыбнись

Детям о молитве Господней

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Молитва Господня является святыней для всех христиан. Иисус Христос дал ее Своим ученикам по их просьбе. Он сказал, молитесь так:

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть Царство, и сила и слава во веки. Аминь.

Отец наш. Бог – источник жизни, Творец всех людей и Хранитель рода человеческого. Он любит нас, как отец любит своих детей. И мы призываем Его Божественную помощь с верой, надеждой и любовью.

Это обращение ребенка к отцу. Мы молимся Богу с детским доверием. Ведь Господь близок к нам, ближе, чем душа к телу. Как солнце, Он изливает Свой свет и тепло на добрых и злых, ибо Бог есть Любовь, Милость, Прощение, Забота, Надежда, Радость.

Все мы дети одного Отца. Для Бога все равны, мы одна семья, и любовь Его к нам безгранична. Он желает, чтобы мы любили друг друга, как братья и сестры, и чего просим в молитве себе, того просили бы и другим.

ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ

Пребывающий на Небе. На небесах Божия Матерь, ангелы и святые угодники Божии служат Богу, поклоняются и прославляют Его. Все Божие небесно – безгреховно, чисто и свято.

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ

Бог – это Красота, Истина и Свет. Мы хотим, чтобы эту красоту познал весь мир. Боже, помоги нам жить по заповедям Твоим, чтобы и через наши добрые дела все люди славили Тебя.

ИМЯ ТВОЕ

Имя Божие свято, и когда мы с благоговением и любовью произносим его, в наших сердцах отражается Сам Господь, как в чистой росинке отражается солнце.

ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ

Царство Небесное – это Благодать Духа Святого. По Благодати к нам приходит покаяние, которое очищает наши сердца от всякой нечистоты, и вселяется в нас Бог. А где Бог, там и Царство Его – Царство Мира, Добра и Любви!

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ

“Пусть все будет, как Ты хочешь”, – так может сказать ребенок, полностью доверяющий своему отцу, не сомневающийся в его любви и мудрости. Все – и радость, и горе – надо принимать как святую Божию волю, ведущую нас ко спасению.

ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ

И на земле, как на Небе. Мы просим Господа, чтобы Он помог нам исполнять Его волю смиренно, преданно и с любовью, как Богородица и Святые Ангелы небесные.

И НА ЗЕМЛИ

И на земле. Пока Адам и Ева жили в послушании Богу, на земле был рай. Если мы живем по воле Божией, мы возвращаем рай на землю. Послушание – это начало рая на земле.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ

Дай нам все, что нужно на сегодня. Господь учит нас просить себе не богатства и роскоши, а лишь самого необходимого, во всем надеясь на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда заботится о нас.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ

Жизненно необходимый не только телу, но и душе. Для души же необходимы слово Божие и Причастие святых Христовых Таин. Господь наш Иисус Христос – Небесный Хлеб – в таинстве Причастия освящает и соединяет нас с Богом и между собой, приобщает к жизни вечной, к Царству Любви.

И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША

Долги – это наши грехи. Остави – значит прости. Господь прощает грехи тем, кто искренне кается в них. Нам – мы просим не только за себя, но и друг за друга.

ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ

Как и мы прощаем обидевших нас. Если ты прощаешь – и тебе Господь простит; а если не прощаешь, то и твой грех останется с тобой.

И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ

Искушение – это испытание нашего сердца на добро и зло. Что мы выберем? Господи, не посылай нам искушений сверх меры, помоги преодолеть в себе грех и устоять в добре!

НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО.

Это просьба к Всемогущему Богу о защите от дьявола. Лукавый – значит хитрый, лживый. Именно он сеет в нас плохие мысли и желания, толкает на грех, усыпляет совесть, оправдывая перед нами наши злые поступки. Нужно сопротивляться злу и неправде и молить Бога о помощи.

ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО, И СИЛА И СЛАВА ВО ВЕКИ.

Славя и благодаря Господа, мы надеемся на Него, ибо Богу принадлежит ЦАРСТВО над миром, у Него есть СИЛА исполнить наши прошения, и Ему принадлежит вечная СЛАВА.

АМИНЬ.

Аминь – да будет так.

Текст перепечатан из книги “Отче наш. Молитва Господня”, Минск, 2009. Художник Наталья Сорока.

Как учить детей молитве

С молоком матери

Урок №2А. Молитва
Видео (кликните для воспроизведения).

— Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

— Зачатие ребёнка — это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию — тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется — в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении — слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления — ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке — Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это — комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час — чтобы грудничок не срыгивал, после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется и аскетичность его поста, и к 7 годам маленький человек уже готов причащаться натощак — ему это не сложно.

Всю жизнь наполнять молитвой

— Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить — каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

— Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую — Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

— Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

— В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» — помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими — это каноничность даёт сама по себе.

— Если родители не молились с момента зачатия — например, позже воцерковились, — как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

— И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной — ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

— Отец Игорь, что вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников — как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

— Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок. Как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, классный руководитель воцерковлён, в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, — почему нет? А если единомышленников нет — молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Укрепить, а не сломать

— С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

— Вообще, детское правило — самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное — чтобы оно было систематичным и регулярным.

— А что должно его составлять? Какие молитвы?

— Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности — детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста — всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека — маленького или взрослого — невозможно.

Нужно смотреть и на ребёнка — сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут — и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит 10-15 минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва! — Для нашего блага, спасения важно молиться Богу, Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

— Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

— Как уже было сказано, задача родителей — найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они — дети, они только становятся на этот путь, наша задача — укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

— Чему нужно учить ребёнка кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

— Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА “КОВЧЕГ”

Истина: Бог всегда рядом и чудесно отвечает на наши молитвы.

Цель: Показать, что Бог всегда рядом. Учить детей со всякой нуждой обращаться к Отцу Небесному.

Догматика: Бог — всемогущий. Молитва.

Заинтересованность:

Ребята, какие вы знаете цветы? (ответы детей). А как называется этот цветок? (показать цветущий кактус – растение или рисунок) У кого дома на подоконнике растет кактус? А вы знаете, что из кактуса делают вкусный и полезный мармелад? Кактусы бывают маленькие, а бывают большие-большие – с четырехэтажный дом. Такие кактусы растут в пустыне. Пустыня – это такое место, где не растет трава, а вместо земли песок или камни. Там нет речки, ни озерка, вода в пустыне – это редкость. (Показать фотографию Синайской пустыни.)

Вот в такой-то пустыне и оказался Божий народ после того, как перешел через Чермное море. Что же произошло с Божьим народом в этой пустыне, хотите узнать? Тогда послушаем библейскую историю.

Библейская история:

Детям раздаются маленькие деревянные или пластиковые фигурки людей. Учитель берет одну фигурку с посохом (палочка, обернутая в фольгу) – это Моисей. Все окружают невысокий столик, на котором лежит рисунок, изображающий Синайскую пустыню. Этот рисунок должен быть достаточно большим, например, на ватманском листе. По ходу рассказа дети, двигая фигурками, ходят за Моисеем по пустыне. Для наглядности учитель использует картинки к библейской истории.

  1. Столб облачный и огненный.
  2. Народ мучает жажда. (А вы когда-нибудь хотели сильно пить?).
  3. Горькая вода в Мерре. (Дать желающим детям попробовать горькую воду, в которую добавлено немного горчицы.)
  4. Моисей молится, вода делается сладкой. (Дать желающим детям попробовать сладкую воду.)
  5. 12 финиковых деревьев в Елиме (раздать каждому ребенку по сушеному финику, предупредить, что внутри косточка).
  6. Народ ропщет, вспоминая еду в Египте.
  7. Манна с неба (раздать детям медовое печенье либо испечь лепешки, на каждую капнув капельку меда).

Вопросы на повторение:

за правильный ответ дети получают маленькие посохи ( как у Моисея.)

  • Кто показывал народу Божьему путь в пустыне?
  • Как Бог превратил горькую воду в сладкую?
  • Какой хлеб с неба дал Бог?
  • И т. д.

Ребята, когда вы хотите пить, вам мама или папа дают пить? А когда хотите кушать, мама или папа дают вам кушать?

Так же наш Небесный Отец-Бог всегда готов дать нам то, что нам необходимо. Нужно Его только об этом попросить, призвать Его.

Как вы думаете, Бог нас всегда слышит, когда мы Его о чем-нибудь просим? Конечно, всегда, потому что Бог всегда рядом с нами, как был с Израильским народом. Он готов всегда нам помочь.

Золотой стих:

«Близок Господь ко всем призывающим Его». Пс. 144:18

На полу(невысоком столе, классной доске) лежат карточки, которые оформлены как следы ног или камни, возле них — карточки со словами стиха. Наступать(показывать) на след можно только после того, как произнесешь написанное возле него слово.

Псалом: «Бог посылает все для нас».

Применение:

  • Молитва за нужды. Учитель читает стихотворение «Молитва девочки» Е. Варижон. Если для детей сложно выслушать этот стих, учитель заменяет его коротким пересказом. Ребята, какая была мечта у девочки? Что сделала девочка? (попросила у Христа). А у вас есть какая-нибудь мечта-нужда? Давайте сейчас нарисуем то, что вы хотите, чтобы Иисус сделал для вас. Учитель раздает по маленькому листочку бумаги, на которых уже подписаны имена детей. Ребята рисуют нужды, затем становятся в круг для молитвы. Каждый ребенок молится за свою нужду. После молитвы дети складывают свои рисунки в большой конверт, учитель запечатывает его. Желательно после урока показать эти рисунки-нужды родителям. На последующих уроках можно будет вернуться к этим рисункам и узнать у детей, ответил ли им Господь на их молитву.

Поделка: Мальчик и девочка стоят в молитве. Дети раскрашивают девочку и мальчика, молящихся за нужды, и склеивают детали.

Домашнее задание: Ждать ответа от Господа.

Бог посылает всё для нас.

Бог посылает всё для нас – я так счастлив!

Свет солнца, дождик в добрый час – я так счастлив!

Люблю я травку и цветы, деревья, кустики, сады,

На них прекрасные плоды – я так счастлив!

Добры родители мои – я так счастлив!

Они заботятся о мне– я так счастлив!

С любовью пищу подают, одежду новую дают,

В постельку ласково кладут – я так счастлив!

Бог тоже милостив ко мне – я так счастлив!

На небе дом готовит мне – я так счастлив!

Там всё прекрасней и милей,

Там сделан сад, простор полей,

Бог даст по милости Своей — я так счастлив!

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА “КОВЧЕГ”

Истина: Бог слышит усердную молитву верующего и отвечает на нее.

Цель: Учить детей молиться с благоговением, прилежно, не отвлекаясь.

Догматика: Научи нас молиться.

Практическое христианство: Любовь к Богу (благоговение и прилежание в молитве).

Заинтересованность:

-Ребята, когда вы хотите что-нибудь попросить у своих родителей, то вы обращаетесь именно к ним? Когда просите папу о чём-то, то вы смотрите на папу или в сторону? А почему?

-У нас есть Небесный Отец. Он очень любит нас. Когда нам что-нибудь нужно, мы можем обращаться к Нему. Но мы не должны отвлекаться или смотреть по сторонам, когда молимся. Пример прилежной и благоговейной (не отвлекаясь) молитвы описан в Библии.

Библейская история:

  1. Нужда Анны.
  2. Анна молится в Храме.
  3. Беседа Илии с Анной.
  4. Рождение Самуила.

Вопросы на повторение.

Приходит в класс «Почемучка». У него на голове ? (вопросик). Он задаёт детям вопросы:

  • О чём вы сегодня узнали на уроке? (Далее вопросы на закрепление этой Библейской истории)
  • Почему Анна молилась?
  • А вы не отвлекаетесь на молитве? И т.д.

Необходимо в течение всего урока напоминать детям, что нужно молиться, не отвлекаясь, с благоговением.

Золотой стих:

Ин. 16:24 «Просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна».

Этот стих можно разучить с движениями:

  1. Сложить руки, как для молитвы – «ПРОСИТЕ».
  2. Показать ладони– «и ПОЛУЧИТЕ».
  3. Двумя указательными пальцами слегка растянуть ротик – «чтобы радость ваша была совершенна».

Оформление золотого стиха.

Сделать устойчивый лист (лист формата А3 – ¼ ватмана – сложить пополам).

С одной стороны: картинка с молящейся женщиной – ПРОСИТЕ; с другой стороны: картинка младенца – и ПОЛУЧИТЕ.

Применение:

Раздать каждому ребёнку по альбомному листу. Пусть дети согнут этот лист в гармошку (заранее наметить линии сгиба). Необходимо линии сгиба хорошо прогладить.

1 – написать золотой стих (это может сделать помощник).

2 – нарисовать чистое сердце. Понедельник – молитва за очищение наших сердечек.

3 – Семья, дом. Вторник – молитва о семейных нуждах, благодарность за благословения в семье.

4 – Солнце, трава, деревья и т.д. Среда – благодарность за их сотворение.

5 – Продукты. Четверг – благодарность за то, что мы всегда сыты.

6 – Одежда. Пятница – благодарность за одежду. У кого есть нужда в одежде, молиться о ней.

7 – Церковь. Суббота – молитва о Церкви, о Воскресной Школе.

Необходимо побеседовать о каждом дне. Можно узнать семейные нужды у детей. Дети могут схематично рисовать или клеить готовые картинки соответственно нуждам каждого.

  1. Дома: В течение недели дети совершают молитвы по сделанному графику — поделке. Когда помолился, то отмечает галочкой или наклейкой.

Для повторения (на следующий урок):

Проверка домашнего задания.

Нужно на стол в конце класса поставить 2 коробки. В одну положить картинку к библейской истории об Анне, а в другую зеркало.

  • Ребята, в этих коробках вы увидите людей, которым Бог отвечает на молитвы.

Дети, которые сделали домашнее задание, встают к коробке с зеркалом и рассказывают о своих молитвах. Они должны видеть себя в зеркале.

Дети, не сделавшие домашнее задание, подходят к коробке с библейской картинкой и по очереди рассказывают библейскую историю, глядя на картинку

Уроки для детей о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here