Умная молитва читать

Полное описание: Умная молитва читать - в детальных подробностях для наших читателей.

составитель игумен Харитон
Умное делание. О молитве Иисусовой

Содержание

От составителя

«Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина?

Все такие вопросы должны бы постоянно занимать и ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. И святые отцы и учители Церкви дают ответы на все эти вопросы, ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, опыт, одинаково доступный и простецу и мудрецу» (Еп. Никон).

«Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а к такому соединению с Господом, после причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.

Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Господом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова» (Еп. Иустин).

Иноку же, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно-нощное моление молитвою Иисусовою.

По вступлении моем в обитель, я возревновал о сем завещании для иноков и был руководим в этом своим старцем А., который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца, за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в свою тетрадь, и, таким образом, с течением времени у меня составился сборник о молитве.

Материал сборника разрастался из года в год, и потому он не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов; он служил лично для меня, как справочник.

Теперь мне пришла мысль издать мой сборник или справочник, в надежде на то, что, быть может, он окажет помощь тем, кои ищут руководства для усовершенствования своей внутренней духовной жизни, и приведенные в сборнике мудрые советы св. отцов и современных нам подвижников помогут им в их добром намерении.

В сборнике встречаются повторения одного и того же; это – от искреннего желания сильнее запечатлеть в уме все то, о чем пишется. Все же, передаваемое от сердечного убеждения, должно иметь живейший интерес, тем более нужный в нынешние времена, когда повсюду наблюдается крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.

Итак, цель издания нашего сборника та, чтобы всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями именно уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом – напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении, древле-отеческое учение о умном делании и о борьбе со страстьми, тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам еп. Игнатия, «люди, большею частью, имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, «боятся» этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину прелесть» – будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, сами удаляются от нее и других учат удаляться». Далее еп. Игнатий говорит: «Изобретатель такого учения, по моему мнению, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа, как сокрушающего всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтобы они отвергли оружие пламенное, страшное для врага, спасительное для них самих».

Посему у составителя и явилась насущная потребность собрать все необходимое для разъяснения этого духовного делания и встречающихся при этом недоумений. Сам же собиратель, не смея и подумать назвать себя «умным молитвенником», осмелился лишь извлечь из сокровищницы св. отцов их богомудрые советы о непрестанной молитве, советы, необходимые, как воздух дыханию нашему, всем ревнующим о своем спасении.

В настоящий сборник об умном делании, по вопросу о молитве, входит около четырехсот изречений св. отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, как то: Святителя Димитрия Ростовского, Архимандрита Паисия (Величковского), Старца схимонаха Василия и других делателей священной молитвы Иисусовой.

В конце этой книги вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные здесь изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда позаимствованы сии изречения, с ссылкою на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Валаам, 27 июля 1936 г. Игумен Харитон.

Умная молитва

«Умная» молитва называется так потому, что в сердце молитву творит ум

Ему приписывают авторство молитвы, текст которой читают сейчас:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Об умной молитве святитель Феофан затворник сказал так:

«Когда ум (дух) беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва!»

А называется «умной», потому что в сердце молитву творит ум.

«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы».

Хотя молитва содержит одно предложение, оно емкое по содержанию и дает возможность каждому молящемуся вкладывать свой смысл в эти слова. Мысленно произнося:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Имеем в виду то помилование, которое нужно в данный момент.

Люди молятся о здравии, о близких, о хлебе насущном и каждый находит ответ в этой молитве. Молитва проста в произношении и доступна каждому

Читайте так же:  Молитва Святого луки крымского

Умная молитва творится в любом месте

Умная молитва приучает к терпению и выдержке, делает наше сознание ясным и спокойным. Умное делание — постоянное предстояние перед Богом сердцем и умом и как можно частое произношение молитвы.

«Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятью о Господе, отревает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце».

Делание молитвы Иисусовой допускается в любом месте (дома, по дороге на работу), сидя или стоя, занимаясь каким либо делом.

«Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме… если твои руки даже свободны, все же молись умом, Господь слушает и безмолвных».

Важно, чтобы все мысли были обращены к Иисусу.

«Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом, Бог слышит и тех, которые молчат».

«…К этому же поимейте во внимании и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, — именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, богоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться».

Умная молитва — вторая ступень Иисусовой молитвы

Молитва — обращение к Христу в православии называется Иисусовой молитвой. Появление Иисусовой молитвы приписывают Макарию Египетскому — отшельнику, христианскому святому, автору ряда молитв, входящих в обязательное утреннее и вечернее правило православного.

Иисусову молитву делят на четыре ступени. На каждой ступени человек читает тот текст, который ему подскажет сердце и душа, потому что жестких требований к количеству слов в этой молитве нет.

Можно произносить «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» а можно только «Господи, помилуй».

  • первая ступень — устная молитва. Читается вслух, молитву произносят уста;

«Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия»

  • вторая ступень — молитва умно-сердечная. В такой молитве ум и сердце заодно: ум — в словах молитвы, сердце — чувствует смысл слов. И тогда что бы человек ни делал, — творит молитву;

«И когда мы вошли умом в сердце, мы достигли Царства Небесного»

  • третья ступень — молитва творческая. Такая молитва может и горы передвинуть. Но дается только людям, которые прошли особый духовный путь;
  • четвертая ступень — это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы.

Господь не всем и не всегда посылает умно-сердечную молит­ву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой с ней и умирают. Таким людям не следует унывать — для них духовное развитие начнется в будущей жизни. А человек, научившийся творить умную молитву, подтверждает явленную ему благодать Божью.

Перед чтением Иисусовой молитвы нужно исповедаться, причаститься, отпустить ненужные мысли

Бог как бы говорит, что трудясь и далее над очищением сердца от грехов и страстей, человек получит полное прощение. Что же касается ума: если с каждым отсечением греховного помысла внимание удерживается в молитве, то и ум становится сильнее.

В какой мере человек преуспевает в умной молитве, в такой мере укрепляется в преданности воле Божьей, в такой мере растет его добродетельность.

Старец Ефрем Святогорец. Священнослужитель, мессионер. Главным деланием монаха полагал умную молитву

«В Царство Божие не входят непокаявшиеся, но грешники, очищенные через покаяние. Ничто так не помогает человеку в брани, в победе над страстями, как непрерывная умная молитва».

В церковных канонах нет конкретного числа повторений, это решает для себя каждый сам или духовный наставник.

Если читаешь молитву и в душе разливается спокойствие, исчезает ненужное, неприглядное, значит, обращение к Господу подействовало.

Святые отцы подчеркивают, что моление — подвиг, который вершат с чистым сердцем и добрыми помыслами. Если читаете молитву, а в душе царит ненависть и злость, толку от такой молитвы не будет.

«Самый краткий закон молитвы — не представлять себе ничего, когда молишься».

Если читать молитву рассеянно, с посторонними мыслями в голове, то и от такого чтения никакой пользы.

«Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться».

Поэтому перед чтением Иисусовой молитвы священники рекомендуют исповедаться, причаститься, отпустить ненужные помыслы, простить обидчиков.

Иисусова молитва помогает в избавлении от пьянства и недугов, восстанавливает духовные и физические силы

Умная молитва делает бытие молящегося прочным, помогает в борьбе со страстями. Без поддержки свыше человек слаб и не уверен в себе, своих возможностях. А сосредоточение на имени Христа способно собрать духовные и физические силы человека, восстановить целостность человеческой природы. Иисусова молитва:

  • помогает обрести психическое равновесие, оздоравливает тело;
  • помогает контролировать мысли, эмоции и чувства;
  • человек ощущает помощь и поддержку во всем.

Симеон Богослов советует, как надо творить умную молитву:

«…сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».

Начинающему труд Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют сразу стремиться сочетать молитву с дыханием. Для этого использовать пятисловную молитву.

Оставаться на первой ступени следует до тех пор, пока человек не почувствует горячее желание к молитве. Тогда переходить на умную. Творя умную молитву, не следует забывать о посещении храмов, об участии в церковных службах, чтении псалмов.

Сегодня в интернете можно найти отзывы тех людей, кому помогли молитвы. Читая их, можно еще раз убедиться в огромной силе Иисусовой молитвы: она спасает от пьянства, избавляет от недугов, наставляет на путь истинный.

Читайте так же:  Параскева пятница молитва на русском

Вот пример такого отзыва:

«Я, грешный, неоднократно пытался творить Иисусову молитву, но всегда бросал через день или два. И так проходил год за годом. Недавно прочел труд Архимандрита РАФАИЛА (Карелина) «Дыхание жизни. О молитве» и что-то запало в душу.

Я начал все чаще и чаще творить Иисусову молитву по четкам. Иду пешком и молюсь, в транспорте тоже продолжаю молиться. И мне это дается с большим трудом, потому что я, в принципе, не молитвенник и имею весьма нервный и вспыльчивый склад характера.

Постепенно стали утихать страсти, терзавшие меня долгие годы. Сейчас стало легче, и появилась уверенность в том, что не сойду с пути делания Иисусовой молитвы. Надеюсь на ПОМОЩЬ БОЖЬЮ!

Иисусова молитва сначала так же трудна, как трудно перепиливать цепи или руками рыть землю, разбрасывая ее по полу. Но когда благодать коснется сердца, оно почувствует, что цепи спали. Иисусова молитва превращается в любовь души к Богу, а в этой любви — истинная жизнь, о которой не ведает мир, истинная радость и свобода.

Ложась спать, человек должен засыпать с молитвой; просыпаясь ночью, вставать на молитву; если он день посвятит молитве, то она будет посещать его ночью во время сна; если он часть ночи будет молиться, то весь день будет для него другим».

Высказывания святых

Серафим Саровский о переходе от умной к сердечной молитве:

«Сначала день, два и более твори молитву эту одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своея и соединит в тебе ее в один дух, тогда потечет в тебе молитва эта непрестанно и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя».

«Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется с приемлющим имя Божие всуе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о тех, кто долго практикует Иисусову молитву:

«В подвижнике молитвы преуспеяние в молитве сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от времени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы.

Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как бы прилепится к словам молитвы, влечется ими к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим».

Преподобный Григорий Синаит о начале, середине и конце умной молитвы:

«Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение, средина — просветительная сила Духа и созерцание, а конец — исступление или восторжение ума к Богу.

«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетель, как любовь Божия».

«Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы».

«Чтобы всегда иметь память о Господе Боге, для этого и молитва Иисусова».

Тексты молитвы

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Видео: Иисусова молитва, исполняет мужской хор. Аудио.

Умная молитва читать

Ему приписывают авторство молитвы, текст которой читают сейчас:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Об умной молитве святитель Феофан затворник сказал так:

«Когда ум (дух) беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва!»

А называется «умной», потому что в сердце молитву творит ум.

«Во время молитвы ум хранит сердце, и пребывает постоянно внутри его, и оттуда, то есть из глубины сердца, воссылает молитвы».

Хотя молитва содержит одно предложение, оно емкое по содержанию и дает возможность каждому молящемуся вкладывать свой смысл в эти слова. Мысленно произнося:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Имеем в виду то помилование, которое нужно в данный момент.

Люди молятся о здравии, о близких, о хлебе насущном и каждый находит ответ в этой молитве. Молитва проста в произношении и доступна каждому

Умная молитва творится в любом месте

Умная молитва приучает к терпению и выдержке, делает наше сознание ясным и спокойным. Умное делание — постоянное предстояние перед Богом сердцем и умом и как можно частое произношение молитвы.

«Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятью о Господе, отревает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце».

Делание молитвы Иисусовой допускается в любом месте (дома, по дороге на работу), сидя или стоя, занимаясь каким либо делом.

«Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме… если твои руки даже свободны, все же молись умом, Господь слушает и безмолвных».

Важно, чтобы все мысли были обращены к Иисусу.

«Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом, Бог слышит и тех, которые молчат».

«…К этому же поимейте во внимании и способ молитвы, как возможно непрестанно молиться, — именно молиться умом. А это всегда можем делать, если захотим. Ибо и когда сидим за рукоделием, и когда ходим, и когда пищу принимаем, и когда пьем, всегда умом можем молиться и творить умную молитву, богоугодную Богу, молитву истинную. Телом будем работать, а душою молиться».

Умная молитва — вторая ступень Иисусовой молитвы

Молитва — обращение к Христу в православии называется Иисусовой молитвой. Появление Иисусовой молитвы приписывают Макарию Египетскому — отшельнику, христианскому святому, автору ряда молитв, входящих в обязательное утреннее и вечернее правило православного.

Читайте так же:  Ангел вопияше благодатней текст молитвы

Иисусову молитву делят на четыре ступени. На каждой ступени человек читает тот текст, который ему подскажет сердце и душа, потому что жестких требований к количеству слов в этой молитве нет.

Можно произносить «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» а можно только «Господи, помилуй».

  • первая ступень — устная молитва. Читается вслух, молитву произносят уста;

«Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия»

  • вторая ступень — молитва умно-сердечная. В такой молитве ум и сердце заодно: ум — в словах молитвы, сердце — чувствует смысл слов. И тогда что бы человек ни делал, — творит молитву;

«И когда мы вошли умом в сердце, мы достигли Царства Небесного»

  • третья ступень — молитва творческая. Такая молитва может и горы передвинуть. Но дается только людям, которые прошли особый духовный путь;
  • четвертая ступень — это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы.

Господь не всем и не всегда посылает умно-сердечную молит­ву, некоторые всю жизнь молятся устной молитвой с ней и умирают. Таким людям не следует унывать — для них духовное развитие начнется в будущей жизни. А человек, научившийся творить умную молитву, подтверждает явленную ему благодать Божью.

Перед чтением Иисусовой молитвы нужно исповедаться, причаститься, отпустить ненужные мысли

Бог как бы говорит, что трудясь и далее над очищением сердца от грехов и страстей, человек получит полное прощение. Что же касается ума: если с каждым отсечением греховного помысла внимание удерживается в молитве, то и ум становится сильнее.

В какой мере человек преуспевает в умной молитве, в такой мере укрепляется в преданности воле Божьей, в такой мере растет его добродетельность.

Старец Ефрем Святогорец. Священнослужитель, мессионер. Главным деланием монаха полагал умную молитву

«В Царство Божие не входят непокаявшиеся, но грешники, очищенные через покаяние. Ничто так не помогает человеку в брани, в победе над страстями, как непрерывная умная молитва».

В церковных канонах нет конкретного числа повторений, это решает для себя каждый сам или духовный наставник.

Если читаешь молитву и в душе разливается спокойствие, исчезает ненужное, неприглядное, значит, обращение к Господу подействовало.

Святые отцы подчеркивают, что моление — подвиг, который вершат с чистым сердцем и добрыми помыслами. Если читаете молитву, а в душе царит ненависть и злость, толку от такой молитвы не будет.

«Самый краткий закон молитвы — не представлять себе ничего, когда молишься».

Если читать молитву рассеянно, с посторонними мыслями в голове, то и от такого чтения никакой пользы.

«Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться».

Поэтому перед чтением Иисусовой молитвы священники рекомендуют исповедаться, причаститься, отпустить ненужные помыслы, простить обидчиков.

Иисусова молитва помогает в избавлении от пьянства и недугов, восстанавливает духовные и физические силы

Умная молитва делает бытие молящегося прочным, помогает в борьбе со страстями. Без поддержки свыше человек слаб и не уверен в себе, своих возможностях. А сосредоточение на имени Христа способно собрать духовные и физические силы человека, восстановить целостность человеческой природы. Иисусова молитва:

  • помогает обрести психическое равновесие, оздоравливает тело;
  • помогает контролировать мысли, эмоции и чувства;
  • человек ощущает помощь и поддержку во всем.
Видео (кликните для воспроизведения).

Симеон Богослов советует, как надо творить умную молитву:

«…сядь безмолвно и уединенно, преклони главу, закрой глаза; потише дыши, воображением смотри внутрь сердца, своди ум, т. е. мысль из головы в сердце. При дышании говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тихо устами, или одним умом. Старайся отгонять помыслы, имей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие».

Начинающему труд Иисусовой молитвы святые отцы рекомендуют сразу стремиться сочетать молитву с дыханием. Для этого использовать пятисловную молитву.

Оставаться на первой ступени следует до тех пор, пока человек не почувствует горячее желание к молитве. Тогда переходить на умную. Творя умную молитву, не следует забывать о посещении храмов, об участии в церковных службах, чтении псалмов.

Сегодня в интернете можно найти отзывы тех людей, кому помогли молитвы. Читая их, можно еще раз убедиться в огромной силе Иисусовой молитвы: она спасает от пьянства, избавляет от недугов, наставляет на путь истинный.

Вот пример такого отзыва:

«Я, грешный, неоднократно пытался творить Иисусову молитву, но всегда бросал через день или два. И так проходил год за годом. Недавно прочел труд Архимандрита РАФАИЛА (Карелина) «Дыхание жизни. О молитве» и что-то запало в душу.

Я начал все чаще и чаще творить Иисусову молитву по четкам. Иду пешком и молюсь, в транспорте тоже продолжаю молиться. И мне это дается с большим трудом, потому что я, в принципе, не молитвенник и имею весьма нервный и вспыльчивый склад характера.

Постепенно стали утихать страсти, терзавшие меня долгие годы. Сейчас стало легче, и появилась уверенность в том, что не сойду с пути делания Иисусовой молитвы. Надеюсь на ПОМОЩЬ БОЖЬЮ!

Иисусова молитва сначала так же трудна, как трудно перепиливать цепи или руками рыть землю, разбрасывая ее по полу. Но когда благодать коснется сердца, оно почувствует, что цепи спали. Иисусова молитва превращается в любовь души к Богу, а в этой любви — истинная жизнь, о которой не ведает мир, истинная радость и свобода.

Ложась спать, человек должен засыпать с молитвой; просыпаясь ночью, вставать на молитву; если он день посвятит молитве, то она будет посещать его ночью во время сна; если он часть ночи будет молиться, то весь день будет для него другим».

Читайте так же:  Молитва об укреплении здоровья мужа

Высказывания святых

Серафим Саровский о переходе от умной к сердечной молитве:

«Сначала день, два и более твори молитву эту одним умом, раздельно, внимая каждому слову особо. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своея и соединит в тебе ее в один дух, тогда потечет в тебе молитва эта непрестанно и всегда будет с тобой, наслаждая и питая тебя».

«Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется с приемлющим имя Божие всуе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) о тех, кто долго практикует Иисусову молитву:

«В подвижнике молитвы преуспеяние в молитве сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от времени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы.

Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как бы прилепится к словам молитвы, влечется ими к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим».

Преподобный Григорий Синаит о начале, середине и конце умной молитвы:

«Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение, средина — просветительная сила Духа и созерцание, а конец — исступление или восторжение ума к Богу.

«Память Божия, или умная молитва, выше всех деланий; она есть глава и добродетель, как любовь Божия».

«Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы».

«Чтобы всегда иметь память о Господе Боге, для этого и молитва Иисусова».

Тексты молитвы

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Видео: Иисусова молитва, исполняет мужской хор. Аудио.

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

66026098 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу.

Сокровищница духовной мудрости

Молитва

. Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия. И опять хорошо совершающему сию видение творений и от него — восхищение ума к богословию и благому действию будущего дарует Бог тому, кто от всего упраздняется (ср.: Пс. 45, 11) и поучается в сем делом и словом, а не слухом только (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 127).

. Много беседуй с Богом, мало говори с людьми; памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом (прп. Ефрем Сирин, 32, 147).

Не переставай молиться, когда можешь открыто, а когда не можешь, молись умом (прп. Ефрем Сирин, 32, 371).

Не проводи без молитвы ни дня, ни ночи, но как скоро сон отпадет от очей твоих, ум да упражняется в молитве (свт. Кирилл Иерусалимский, 66, 33).

должен ты возводить ум и помыслы, и не содержать в мысли ничего иного, кроме чаяния узреть Его (прп. Макарий Египетский, 89, 213).

Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат (свт. Иоанн Златоуст, 46, 473).

. Если руки будут несвободны у тебя, молись в уме. если твои руки даже свободны, все же молись умом; Господь слушает и безмолвных (свт. Иоанн Златоуст, 55, 447).

Старайся ум свой на время молитвы соделать глухим и немым, и тогда возможешь молиться (прп. Нил Синайский, 71, 176).

Уму несовершенному не попускается внити в плодоносящий вертоград молитвы; ему достаются, как бедному, останки от обранья винограда (ср.: Втор. 24, 21), одни псалмопения (прп. Илия Екдик, 91, 480).

Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Духа Святаго, и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия, — упразднение от всего или беспопечение; средина — просветительная сила (Духа) и созерцание, а конец — исступление или восторженно ума к Богу (прп. Григорий Синаит, 9,4, 222).

. Ум, если не будет иметь в руке силу молитвы, то не возможет сокрушить грех и противные силы (прп. Григорий Синаит, 93, 223).

. Путь умной молитвы есть путь царский, избранный. Он настолько возвышеннее и изящнее всех других подвигов, насколько душа превосходнее тела: он возводит из земли и пепла в усыновление Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 210).

При молитве нужно, чтоб дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, причем ум действует словами, произносимыми одною мыслью или и с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 200).

Кто с постоянством и благоговением занимается внимательною молитвою, произнося слова ее громко или шепотом, смотря по надобности, и заключая ум в слова; кто при молитвенном подвиге постоянно отвергает все помыслы и мечтания, не только греховные и суетные, но, по-видимому, и благие: тому Милосердый Господь дарует в свое время умную молитву (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 202).

Сколько нужен пост для желающею заняться и преуспеть в умной молитве, столько нужно для него и безмолвие или крайнее уединение. (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 206).

Читайте так же:  Что такое созерцательная молитва

. Ведай, что умная молитва есть стояние умом пред Господом с воздыханием к Нему, а молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». есть словесная, внешняя молитва (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 165).

Когда ум беседует с Богом в сердце, вот и умная молитва! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 91).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

«Умное делание. О молитве Иисусовой»

Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей

игумен Валаамского монастыря ХАРИТОН

Издание Валаамского монастыря

“Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина?

Все такие вопросы должны бы постоянно занимать и ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. И святые отцы и учители Церкви дают ответы на все эти вопросы, ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, опыт, одинаково доступный и простецу и мудрецу” (Еп. Никон).

“Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а к такому соединению с Господом, после причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.

Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Господом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова” (Еп. Иустин).

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2019 «Книги онлайн»

Об умной или внутренней молитве

ОБ УМНОЙ ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ

Об авторе: преподобный Паисий Величковский (1722–1794)

День памяти: 15 (28) ноября

Родился в семье священника в Полтаве, учился в Киеве. С ранних лет стремился уйти в монастырь, но его иноческий путь по началу был весьма сложен. Поступив в Медведковский монастырь, через несколько лет он был вынужден его покинуть, когда он был захвачен униатами. Работал в типографии Киево-Печерской Лавры.

Три года прожил в монастырях Молдавии и Валахии, затем, в 1746 году отправился на Афон. В 1758 году был рукоположен в иеромонахи. Из-за начала Русско-Турецкой войны вернулся в Молдо-Валахию, где попытался возродить иноческую жизнь. В 1763 году стал настоятелем Свято-Духова монастыря в Буковине, с 1774 по 1779 год управлял Секульским, а затем перебрался в Нямецкий монастырь. В нем Паисием была налажена работа по переводу творений святых отцов с греческого языка. За плодотворную деятельность в 1790 году он был поставлен во архимандрита.

Тропарь преподобному Паисию Величковскому, глас 2

Странен быв на земли,

Небеснаго Отечества достигл еси

преподобне отче Паисие,

верных научил ум к Богу возводити

и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобному Паисию Величковскому, глас 8

Избранный иноческаго жития ревнителю,

яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси,

коегождо наставляя на путь спасения,

сего ради зовем ти: радуйся,

Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, всесладчайший мой Иисусе Единородный Сыне и Слове Божий сияние славы и образ ипостаси Отчей! Просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою благодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славе пресвятого Твоего имени и в пользу тем, кои хотят чрез умное и священное делание молитвы, умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера непрестанно носить в душе своей в сердце и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание!

Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы, было непрестанным делом древних Богоносных отцов наших, и на многих местах пустынных, и в общежительных монастырях, как солнце просияло оно между монахами: в Синайской горе, в Египетском ските, в Нитрийской горе в Иерусалиме и в монастырях. которые окрест Иерусалима, и просто сказать – на всем Востоке, в Цареграде, на Афонской горе и на морских островах; а в последние времена, благодатию Христовою – и в Великой России.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Видео (кликните для воспроизведения).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Умная молитва читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here