Содержание
Толкование живый в помощи вышняго молитва
Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.
Первый голос уверенно и утешительно возвещает:
– Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».
Второй голос во втором стихе подтверждает это:
– Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).
В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:
– Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).
– … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.
– Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).
– оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.
– Не убоишися от страха нощнаго…(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.
-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.
-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».
– Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.
– обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».
В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:
– Яко Ты, Господи, упование мое…(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:
– Вышняго положил еси прибежище твое (9).
Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:
– Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).
– На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).
В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:
– Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).
– Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.
Молитвы в бесовских напастях и искушениях
Молитва Честному Кресту 1
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Или кратко:
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся, рече́т Го́сподеви: Засту́пник мо́й еси́ и Прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ : я́ко А́нгелом свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Перевод: Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». 2
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню
О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия.
О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя.
Г о́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.
Псалом 45
Бо́г на́м Прибе́жище и Си́ла, Помо́щник в ско́рбех обре́тших ны́ зело́. Сего́ ра́ди не убои́мся, внегда́ смуща́ется земля́, и прелага́ются го́ры в сердца́ морска́я. Возшуме́ша и смято́шася во́ды и́х, смято́шася го́ры кре́постию Его́. Ре́чная устремле́ния веселя́т гра́д Бо́жий: освяти́л е́сть селе́ние Свое́ Вы́шний. Бо́г посреде́ его́, и не подви́жится: помо́жет ему́ Бо́г у́тро зау́тра. Смято́шася язы́цы, уклони́шася ца́рствия: даде́ гла́с Сво́й Вы́шний, подви́жеся земля́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль. Прииди́те и ви́дите дела́ Бо́жия, я́же положи́ чудеса́ на земли́: отъе́мля бра́ни до коне́ц земли́, лу́к сокруши́т и сло́мит ору́жие, и щиты́ сожже́т огне́м. Упраздни́теся и разуме́йте, я́ко А́з е́смь Бо́г: вознесу́ся во язы́цех, вознесу́ся на земли́. Госпо́дь си́л с на́ми, Засту́пник на́ш Бо́г Иа́ковль.
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: [Всевышний] дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш. Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова. 2
Толкование на сто пятьдесят псалмов
«Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей». Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.
Пс.90:1 . Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится.
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится» . Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.
Пс.90:2 . Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
«Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него» . Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.
Пс.90:3 . Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы.
«Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна» . Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни, а вместо сего: «слово мятежное», Симмах перевел: «слово обидное»; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей, так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.
Пс.90:4 . Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.
«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися» . Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: «сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою» ( Втор. 32:10–11 ). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: «колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте?» ( Мф.23:37 ).
«Оружием обыдет тя истина Его». поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.
Пс.90:5 . Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем.
Пс.90:6 . Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
«Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни» :
«От вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго» . Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: «бес полуденный», Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением, потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.
Пс.90:7 . Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
Пс.90:8 . Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
«Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится» . «Обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши» . Вместо: «от страны твоея» Симмах и Акила перевели: «напротив тебя». Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда, а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии, потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было то же самое.
Пс.90:9 . Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим.
«Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое» . Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, «Господи, упование мое» ; и это – отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.
Пс.90:10 . Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему” . Превозможешь диавольския приражения и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему сам враг, который взывает: «не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его?» ( Иов. 1:10 ). Когда же попустил Бог, и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.
Пс.90:11 . Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих.
«Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих» . Это сказал и в тридцать третьем псалме: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их» ( Пс.33:8 ). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: «Ангел иже мя избавляет от всех зол» ( Быт. 48:16 ). И великий Авраам в ободрение раба сказал: «Бог послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт.24:7 ). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.
Пс.90:12 . На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.
«На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» . Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: «преткнуться о камень», а выражение: «на руках возмут тя» , означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.
Пс.90:13 . На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
«На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» . Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу, потому что звери сии весьма сильны, а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство, потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.
Пс.90:14 . «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
Пс.90:15 . Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его.
«Яко на Мя упова, и избавлю и́: покрыю и́, яко позна имя Мое» . Воззовет ко Мне,и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.
«С ним есмь в скорби». Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.
«Изму его и прославлю его». Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.
Пс.90:16 . Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
«Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое» . Дам ему достигнуть глубокой старости и предварительно «явлю спасение» , какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия, потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: «изму его и прославлю его, и явлю ему спасение Мое» . Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история и как свидетельствует видимое ныне.
Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского
«Живый в помощи Вышняго…»
Письмо 15
Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.
Я давно собираю и записываю истории, связанные с 90-м псалмом – знаменитой молитвой «Живый в помощи Вышняго…» У этой молитвы, написанной израильским царем Давидом (XI–X в. до Р.Х.) по случаю избавления его народа от трехдневной моровой язвы, какая-то особенная судьба именно в России. Многие из этих историй связаны с Великой Отечественной войной.
«Осенью 1941-го мне было 7 лет, моей сестре Сонечке – 5. Так получилось, что в эвакуацию в Актюбинск мы уехали только весной 1942-го, поэтому страшную осень и зиму первого года войны были в Москве. Мой папа, Глушков Андрей Федотович, несмотря на слабое зрение, добровольцем пошел в ополчение. Там и погиб. Моя мама, Александра Филипповна, врач, все время проводила в госпитале, и мы с Сонечкой оставались с бабушкой Натальей Тимофеевной. Бабушка была из крестьянской семьи и перебралась к нам в Москву от голода конца 1930-х из Брянской области.
Воспоминания о войне у меня обрывочные. Как началась война, почему-то не помню, но зато хорошо помню чувство голода и то, как осенью 1941-го ездили с бабушкой на поля собирать капустные листья. Поля находились где-то в районе Сокола. Очень хорошо помню запах и вкус этих листьев – мы их очищали от гнили и ели, подмерзшие, а бабушка варила из них щи, очень вкусные. Помню, как всю осень говорили про какого-то Гудериана: “Гудериан подошел к Туле; Гудериан подползает к Москве…” У меня, ребенка, это слово – “Гудериан” – почему-то ассоциировалось с какой-то огромной змеей – аспидом, василиском, я видела таких в книжке.
Помню, как однажды мы с бабушкой были по делам в центре, и вдруг пошел снег, и снег был черный. И женщина, проходившая мимо, каким-то срывающимся на визг голосом запричитала: “Господи, пришел конец света!” Помню, как бабушка, сердитая, крепко схватив меня за руку, сказала: “Никто не знает ни дня, ни часа. И даже если ангел с небес начнет возвещать конец света, да анафема ему будет”. Сейчас понимаю, что это были слова из Евангелия.
Мы быстро вернулись домой. В тот день я и выучила 90-й псалом “Живый в помощи Вышняго…” Может быть от недоедания, память у меня в детстве была плохая, мне с трудом далась даже таблица умножения, а вот молитву я запомнила быстро. Бабушка заставила нас с Соней ее повторять, пока мы ее не выучили. С тех пор мы каждый вечер молились. И еще: бабушка строго-настрого наказала, чтобы мы об этом никому не говорили.
За капустными листьями мы ездили почти всю осень. Однажды соседка сказала, что Гудериан подошел совсем близко, он в районе метро “Сокол”, прямо у наших капустных полей. В тот вечер мы долго молились, бабушка, думаю, всю ночь – как сейчас вижу ее, стоящую перед иконой на коленях. А ночью ударил мороз. И техника Гудериана встала. У меня, ребенка, было такое чувство, что это произошло, потому что мы – я, Сонечка и бабушка – молились. “На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия”. А бабушка с утра была настолько просветленной, радостной… Я еще раз видела ее такой – когда из ссылки вернулся ее старший сын Валериан, уже после войны.
Она нам сказала, что в тот день, когда Гудериан стал под Москвой, был большой праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Потом 90-й псалом помогал мне еще не раз. Бабушка скончалась во сне в 1956-м, когда я уже закончила институт. С войны из пятерых бабушкиных сыновей вернулся только Никанор.
Наталья Андреевна Глушкова».
«В ряды Красной армии меня призвали в декабре 1941-го. Когда уходил на фронт, мама дала мне листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго” и велела зашить ее в гимнастерку. Знаю, что у многих солдат эта молитва была зашита. У кого в гимнастерку, у кого в подкладку шинели. Ее еще в народе называли “Живые помощи” или даже “Живые помочи”, иногда “Помощи солдата”. Знали, что она творит чудеса, – обычно матери давали листок с молитвой, написанной от руки.
Меня, я так считаю, она спасла не раз. Однажды подвозил снаряды на лошадях, и началась бомбежка. Решил укрыться вместе с лошадьми – под навесом около дома было свободное место, но один из офицеров, стоявших там, начал на меня кричать: “Куда ты со снарядами! Назад, назад поворачивай!” И только я отъехал назад, на голое, неприкрытое место, как в дом прямым попаданием упал снаряд. Никого в живых не осталось…
До 1944-го молитва всегда была со мной, а потом потерялась. Нас повели в баню, и от вшей всю одежду собрали в бак для кипячения. Я молитву успел отпороть, но когда мы парились, началась атака, и листок я потерял. Но молитва эта, я считаю, у меня уже была в сердце. Когда в 1944-м ранило, пока был в сознании – молился. Врач мне потом сказал, что я в рубашке родился. “Не приидет к тебе зло, и рана не преближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих”. Закончил войну в Германии, на Эльбе. Прошел через Сталинградскую битву, сражение на Курской дуге, был ранен, но домой к маме вернулся живым да еще и с боевыми наградами – разве не чудо?
Петр Егорович Завьялов».
«Я родился 4 февраля 1942 года, в Москве. Моя мама, Анастасия Ивановна, умерла, когда мне не было и года; у нее был порок сердца, ей было 22. Папу забрали на фронт в августе 1941-го, погиб он в 1944-м, и воспитывал меня мой дедушка, Павел Степанович, и его сестра – я ее называл тетей Раей.
От мамы у меня остались только две вещи. Фотография, где они с отцом – как раз в день знакомства: молодые, веселые, влюбленные. Это был апрель 1941 года. И еще листок с молитвой “Живый в помощи Вышняго”. Бумага, на которой маминой рукой была написана молитва, очень необычная – тонкая, но прочная, я такой больше не встречал. Похожа на бумагу, на которой печатают деньги, но лучше. Откуда ее взяла мама? Загадка…
Этот листок с молитвой тетя, обернув в платочек, пришивала мне к безрукавке. Когда она ее стирала, она отпарывала платочек с молитвой, а потом пришивала опять. Когда я подрос, тетка заставила меня выучить молитву наизусть. Рос я дворовым, уличным, и мамина молитва, я считаю, меня не раз спасала. Послевоенные дети, мы были очень рисковые – и гранаты держали, и патроны. У меня, например, целый арсенал был – это считалось шиком; один пацан со двора так и погиб. Случались серьезные драки – с кастетами, ножами, но ничего, Бог миловал. Многих ребят, в сущности неплохих, затянуло воровство. И хотя рос я без родителей, но даже институт закончил. Молитва меня хранила. “Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится”.
Когда был уже взрослым, этот полуистлевший листок куда-то задевался. Я поискал- поискал и забыл о нем. А однажды, через годы, он сам нашелся – выпал из книги. И я его в карман положил. В тот день поехал в командировку в Орел, ехали мы в машине втроем, и ночью случилась авария. Мои товарищи погибли, а мне – ничего.
Раньше я не задумывался, но сейчас, с возрастом, когда у самого и дети, и пять внуков, ночами часто думаю о маме. Думаю о том, что она чувствовала тогда, осенью и зимой в первый год войны, в Москве, что думала, когда я родился. Получается, она дала мне жизнь ценою своей жизни.
Леонид Петрович Мозганов».
Войны только начинают люди, заканчивает их Сам Бог. Без учета этого даже самая подробная летопись Великой Отечественной войны будет неполной. К сожалению, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа в годы войны – тема малоизученная. И мы просим Вас, дорогие читатели, присылать нам свои свидетельства помощи Божией во время Великой Отечественной войны. Давайте писать эту летопись вместе.
Живый в помощи Вышняго
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не преближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби; изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Псалом 90. Живый в помощи Вышнего
90 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ
Псалом № 90 (со Славой) слушать:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
КАФИЗМА 12
Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев. | |
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. | 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, |
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. | 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» |
3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, | 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, |
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. | 4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. |
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, | 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, |
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго. | 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. |
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится, | |
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. | |
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́. | |
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́, | |
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. | |
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, | |
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. | |
14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. | |
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его, | |
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́. |
Слава: КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 90 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТСреди исследователей считается, что текст этого псалма, который начинается со слов «Живый в помощи», были составлены царем Давидом по поводу спасения от трехдневной моровой язвы поэтому его еще называют хвалебной песнью Давида. В этом поучительном псалме пророк поучает, что вера в Бога является лучшей защитой от всякого зла и от бесовских нападок. Любящие своим сердцем Бога и уповающие на Его защиту, могут не бояться различных опасностей. Девяностый псалом — очень сильная молитва о помощи, которая, исходя из многовекового опыта, поможет оградить от любых неприятностей и зла. Он — «как сильное оружие на демонов,90-й псалом испытан многими поколениями христиан» (иеромонах Иов (Гумеров). Даже слова сатаны, во время искушений Спасителя, доказывают нам, насколько действенны против него слова 90-го псалма. После Своего Крещения, Господь Иисус Христос на сорок дней удалился в пустыню для молитв и там Спасителя начал искушать диавол. Одним из искушений было:если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6). «Ангелам своим…» — это слова из девяносто псалма и, сатана вряд ли бы их повторил, если бы они не были настолько сильны в борьбе с ним. ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМАПс.90:1-2 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Пс.90:3-4 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его. Пс.90:5-6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Пс.90:7-8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.и еси. Пс.90:9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Но, даже невзирая на столь большие опасности, которые символизируют эти животные, человек, находящийся под Божией защитой, отразит нападения любых врагов и победит самое ужаснейшее зло. Пс.90:14-16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое. Я работаю библиотекарем 11 лет в государственной городской библиотеке в городе Москва. Верую в бога с рождения – это привила мне моя бабушка. Так как в последнее время число верующих среди молодежи упало, то мною было принято решение распространять слово божие среди молодежи, доступное со всех устройств имеющих доступ в интернет. Данный ресурс был создан с целью сохранения и архивации молитв и прочих священных тестов. Если вы нашли материалы содержащие не точности или оскорбляющие ваши чувства, то свяжитесь с мной через контактную форму, он будет удален или отредактирован. Да хранит Вас Бог! |