Пятничная молитва как делать

Полное описание: Пятничная молитва как делать - в детальных подробностях для наших читателей.

Полное омовение (гусль) и другие приготовления к джума-намазу

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

– «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[1];

– «Полное омовение в пятницу – это обязательное [на уровне следования Пророческой сунне] действие для любого совершеннолетнего»[2];

– «За каждым мусульманином полное омовение в пятницу! Пусть надевает хорошую одежду и, если у него есть возможность, надушится благовонием»[3];

– «Если человек в пятницу отнесется со вниманием к совершению полного омовения, умастится благовонием[4] и опрятным отправится в мечеть; займет место[5], не мешая и не причиняя неудобств другим, помолится[6], а затем молча будет слушать имама, то простятся ему прегрешения[7] одной недели, от пятницы до пятницы»[8];

– «Кто совершит полное омовение в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно и спокойно; зайдя в мечеть, совершит молитву, не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[9] одной недели»[10];

– «Совершайте полное омовение в пятницу! Воистину, полное омовение в пятницу является причиной прощения грехов десяти дней»[11];

– «Кто выстирает [одежду или «вымоет голову»][12], совершит полное омовение, отправится в мечеть пораньше и сядет так, чтобы быть ближе к имаму; молча выслушает [имама] и не станет пустословить в этот день, тому Всевышний за каждый его шаг в направлении мечети воздаст так, как Он воздает за годовой пост и совершение ночной молитвы на протяжении года!»[13]

Исламские богословы говорили, что все вышеупомянутые хадисы указывают на желательность (сунна)[14] и значительную пользу, преимущество совершения полного омовения в пятницу, но никак не на обязательность (фард или ваджиб)[15]. Главной причиной данного вывода является достоверный хадис, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто совершит малое омовение (вуду’) в пятницу, то этого достаточно. А кто совершит полное омовение (гусль), то это лучше»[16].

Время совершения полного омовения, о котором говорится в хадисах, начинается с наступлением времени утренней молитвы в пятницу.

Если верующему необходимо совершить обязательное полное омовение (например, по причине поллюции) именно утром в пятницу, то, совершая омовение, он делает намерение и на желательное пятничное омовение. То есть полное омовение одно, но объединяет оно в себе как обязательность восстановления ритуальной чистоты, нарушенной в результате поллюции, например, так и желательность полного пятничного омовения со значительной вознаграждаемостью (аджр) [17].

Сохранение полного молчания во время проповеди

«Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, идя против повеления Пророка]»[18].

Более достоверными и подчеркивающими недопустимость не только разговора во время проповеди, но вообще любых реплик, являются следующие слова посланника Всевышнего: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь своему соседу: «Замолчи», то сделаешь то, чего не следовало бы делать [или (второй вариант перевода) «твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую»]»[19].

Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все они без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва-намаз засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать ее не надо. «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве-ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», – аргументируют свое мнение ученые.

Исключения из этого правила – ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и т.п.

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо сохранять строгое молчание. В противном случае мы уходим с пятничного назидания и молитвы-намаза без Божьего благословения и вознаграждения (саваб), в которых каждый из людей сильно, особенно сегодня, нуждается.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[2] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари и др. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 263, 264, хадисы № 877, 879.

[3] Хадис от Абу Саида; св. х. Ахмада. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 248, хадис № 1190.

Также см., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 338, хадис № 5463, «сахих»; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 4. С. 21, хадис № 1219.

[4] Использование спиртосодержащего парфюма нежелательно, однако часть правоведов более толерантны в этом вопросе, ссылаясь на испарение спирта с тела или одежды.

[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Приходите на проповедь и будьте ближе к имаму! Человек, удаляясь [опаздывая и оставаясь где-то на задних рядах], постепенно удаляет себя и от райских благ [более высоких степеней в Раю], даже если войдет в Рай» (св. х. Ахмада и Абу Дауда). См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 254, хадис № 1194.

Читайте так же:  12 символ веры молитва

[6] «Помолится», т.е. совершит молитву приветствия мечети, также – молитву-сунну в четыре ракяата, что совершается перед проповедью, или любую дополнительную, если позволяет время.

[7] В одном из хадисов уточняется, что «за исключением больших грехов».

[8] Хадис от Салмана аль-Фариси; св. х. аль-Бухари и Ахмада. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[9] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисах по данной теме. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250.

[10] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250, хадис № 1192.

[11] Хадис от Абу Умамы; св. х. ат-Табарани. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 2. С. 43.

[12] Это предположительное пояснение с учетом других хадисов.

[13] Хадис от Абу Талха; св. х. ат-Табарани, а также Авса ибн Авса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 251; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 19, хадис № 2781, «сахих».

[14] Среди ситуаций, когда желательно совершение полного омовения (гусль), пятничное полное омовение является первым по важности и вознаграждаемости.

[15] См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 215, 216.

[16] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8610, «хасан».

Также см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 18, хадис № 2779, «сахих».

[17] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 541, 542.

[18] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[19] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 55, хадис № 801; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 277, хадис № 934; Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 7. С. 32, 33, хадис № 2793, «сахих», а также с. 35, хадис № 2795, «сахих».

Подробнее см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 287–290; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 639–641.

Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Читайте так же:  Молитва о даровании любви Серафиму Саровскому

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Джума-намаз – пятничная молитва

Видео (кликните для воспроизведения).

Пятничный намаз или пятничная молитва – обязательное к выполнению действие для каждого совершеннолетнего мусульманина (мужчины). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что коллективное совершение пятничной молитвы в мечети обязательно для тех, кто уверовал в Аллаха и Судный день. Исключение составляют женщины, рабы, дети и больные. Не посещать мечеть в пятницу дозволено во время стихийных бедствий и непогоды: сильные морозы, ливень, град.

Джума намаз совершается каждую пятницу во время полуденного намаза. Состоит он из четырех ракяатов сунны, двух ракаятов фарда и четырех ракаятов сунны. Существуют определенные условия проведения джума намаза:

  1. Точное время: намаз совершается именно во время аз-зухра (полуденной молитвы).
  2. Проповедь: религиозные проповеди способствуют укреплению веры, получению новых знаний.
  3. Определенное место: должно находится в населенном месте и быть открытым для каждого желающего посетить его.
  4. На молитве помимо имама должно присутствовать минимум трое мужчин.
  5. Имам должен иметь разрешение от религиозного управления своей области на проведение джума-намаза, чтения проповедей.
Читайте так же:  Молитва на симпатию

Люди с больными ногами, слепые, находящиеся в пути, женщины не обязаны посещать мечеть в пятницу.

Перед отправлением в мечеть мусульманин должен совершить полное омовение. Рекомендуется надеть свою лучшую и обязательно чистую одежду, использовать духи (не на спирту!). Пятница признана лучшим днем для подстригания ногтей и укорачивания бороды. Приходить в мечеть в грязной одежде – грех .

Что нельзя делать, придя на джума намаз в мечеть:

  • Опоздав в мечеть нельзя беспокоить и доставлять неудобства уже собравшимся там людям.
  • Запрещены и греховны разговоры во время проповеди: мусульманин должен ловить каждое слово проповедника.

Отправляться в мечеть рекомендуется пешком и заранее. В пятницу есть такой час, когда все молитвы принимаются и обязательно будут услышаны. Существуют различные мнения, на какое время приходится этот час, но большинство склоняется, что это время от начала проведения имамом проповеди до завершения намаза.

Время после молитвы мусульмане могут посвятить общению друг с другом, делится радостями и новостями, обсуждать религиозные вопросы. Коллективная молитва мусульман по пятницам благотворно сказывается на укреплении уммы: мусульманину необходимо общение с единоверцами (а особенно проживающим в странах, где ислам не является основной религией).

Статья оказалась полезной? Будем благодарны за репост!

Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа:

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Читайте так же:  Псалом 102 текст молитвы на русском

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Хутба: что это такое и когда её читают

Хутба (проповедь) представляет собой первичную форму распространения религиозных знаний в рамках исламской традиции. Это действие регулярно происходит во время пятничных намазов и обеих праздничных молитв. Чтение хутбы предусмотрено соответствующими решениями всех богословско-правовых школ внутри ислама.

Распространение знаний об исламе может происходить через несколько форм – вагаза (наставления), дарса (в переводе с арабского – «урок») и собственно хутбы.

Во время пятничной молитвы имам мечети, как правило, читает вагаз верующим на какую-то актуальную тему. Он может это делать либо до самого намаза, либо после первых четырёх ракаатов сунны. Дарс представляет собой обычный урок в медресе либо на примечетьских курса, которые может проводить имам либо его помощники.

Как читается хутба

Хутба следует после второго азана. Имам взбирается на минбар, откуда произносит текст проповеди. Она состоит из двух частей, которые разделяет пауза. В это время имам присаживается на ступеньки минбара.

При чтении имамом хутбы верующим нельзя разговаривать, совершать молитвы в ранге сунны и нафль, есть и пить, а также читать Священный Коран. Всё внимание должно быть обращено к предстоятелю праздничного либо пятничного намаза.

Приведём примерный текст хутбы, которые может различаться в зависимости от предпочтений самого имама. Однако несколько моментов в проповеди должны быть обязательно: хвала Всевышнему, салават (прославление Заключительного Его посланника, с.г.в.), чтение некоторых аятов Священного Корана, наставление на богобоязненность, дуа (молитва). В нижеприведённом примере все эти элементы присутствуют.

Текст хутбы (пример)

Первая хутба

«Аль-хэмду лилЛэхи-л-лэзии хадаанээ лил-иимэни уэль-ислээм, уэ джэ’элэнээ мин уммэти Мухаммадин ‘аляйхи-с-саляяту уэль-ислээм. Уэ фэддалэ-л-джуму’атэ ‘аля саааири-ль-аййями кэмээ джэээ’а филь-ахбаари анналь-джуму’ата саййидуль-аййами. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху уахдаху лээ шэриикэ лэху, шэхэдэтэн муусылэтан иля дээри-с-саляям уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху сэййидуль-анаам, салля-л-Лахy Та’ааля ‘аляйхи уэ ‘аля аалихи уэ асхаабихи-ль-барарати-ль-кэриим. Хусуусан минхум ‘аля Аби Бакр ас-Сиддыйк уэ ‘Умар аль-Фаруук, уэ ‘Усман Зин-н-Нурайн уэ ‘Али аль-Муртада-ль-аиммати. Ридвану-л-Лахи Та’аалэ ‘аляйхим аджма’иин.

Амма ба’д:

Йа аййуха-н-насу, усыыкум битэкъуэ-л-Лахи уэ нэфсии аууэлэн битэкъуэ-л-Лэхи. А’узу бил-Лэхи мина-ш-шайтани-р-раджим. Иннэ-л-Лэха мэ’э-л-лээзиинэ-т-такау-уа-л-лэзиинэ хум-мухсинун.

Фэ иннэ хайраль-хэдиси китабул-Лахи уэ хайрал-хадйи хадйу Мухаммадин, салляЛлаху алэйхи уэ саллям, уэ шарраль-умури мухдэсэтуха уэ кулля мухдэсэтин бид’этун уэ куллэ бид’этин далэлэтун уэ кулля далэлэтин фи-н-нээр.

Бээрака-л-Лаху лэнээ уэ лэкум филь-Кур’ани-ль-Кэрими уэ нэфэ’анээ уэ иййякум биль-айаати уэ зикри-ль-хакиим. Иннэху хууэ-ль-Гафуур-р-рэхииму-ль-джавааду-ль-кэрииму-ль-‘Алиййу-ль-‘Азыйму-с-Сами’уд-ду’ааи».

Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Который ведёт нас по прямому пути к вере и исламу и сделал нас одной уммой (общиной) Мухаммада, мир ему и благословение. Он превознёс пятницу над остальными днями подобно тому, как сделал пятницу господином дней. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет Ему никаких сотоварищей. Свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его и его семью и близких Всевышний. В особенности, Абу Бакра ас-Сиддыйка, Умара аль-Фарука, Усмана Зин-Нурайни и Али Муртада. Пусть им всем будет довольство Аллаха.

И далее: О люди, доношу до вас с боязнью Аллаха. Прибегаю ко Всевышнему от наущений со стороны побиваемого камнями Дьявола. Воистину, Аллах c теми, кто является богобоязненным и совершает благие поступки.

И воистину, наилучшими речами являются Книга Всевышнего Аллаха, а наиболее цельный и правильный путь – это дорога Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Наихудшим из дел является нововведение, потому как любое нововведение представляет собой разновидность ереси. А каждая ересь есть ничто иное как заблуждение. Все заблуждения ведут в огонь Ада.

Благодеяние от Всевышнего Аллаха нам и вам в Священном Коране. Польза нам и вам от аятов и поминания Правителя. Воистину Он Прощающий и Милосердный, Великий и Щедрый, Услышавший нашу мольбу».

Далее следует сидение, после которого читается следующая хутба:

Вторая хутба

«Иннэ-ль-хэмду лилЛэхи, нахмадуху уэ настэ’иинуху уэ настэгфируху уэ на’ууду билЛэхи мин шуруури анфусинээ уэ мин сэййинаати а’маалинээ йахдихи-л-Лэху фэлээ мудыллэ лэху. Уэ мэййудлил фэлээ хээдийа лэху. Уэ ашхаду аллэ илэхэ иллэ-л-Лаху вахдаху лээ шэриикэ лэху уэ ашхаду аннэ Мухаммадан ‘абдуху уэ расуулуху.

Йаа аййуха-л-лазиинэ эмэну-т-такъу-л-Лахa хаккъа тукъаатихи, уэ лээ тамутуннэ иллэ уэ антум-муслимуун (3:102). Йаа аййуха-н-наасу-т-такъуу Раббэкумул-лэзии халакакум-мин-нэфси уээхидэти уэ халяка минхэ завджаха уэ басса минхумэ риджэлэн-кэсира уэ-н-нисаа. Уэт-такул-Ллахаль-лязи тэсааа-алюнэ бихи уэль-архам. Иннал-Лаха кэнэ ‘алэйкум ракыйбаа. (4:1) Йаа аййухэль-лэзиина ааману-т-такъул-Лаха уэ куулуу каулэн-садиидаа, йуслихлэкум а’маалэкум уэ йагъфирлэкум зунуубакум, уэ май-йуты’и-л-Лэха уэ расуулэху факадэ фааза фаузан ‘азыыма (33:70-71)».

Перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху, Которого мы нескончаемо восхваляем и к Которому прибегаем, взывая о помощи, и просим прощения. Мы просим у Аллаха покровительства от злой стороны наших душ и неблагопристойных дел. Тот, кому посчастливилось быть ведомым Аллахом по верному пути, не будет сведён в заблуждение кем бы то ни было. Тот же, кто уйдёт с дороги праведников, увы, не будет введён на путь истины. Произношу слова свидетельства о том, что нет никого, кто был бы достоин поклонения, кроме Всевышнего Аллаха, Единственного, Которому нет никакого сотоварища. А также свидетельствую, что Мухаммад является Его рабом и посланником.

«Те, кто уверовал [во Всевышнего и Его посланника Мухаммада], страшитесь Аллаха подлинной богобоязненностью и не уходите в мир иной, не став мусульманами!» (Отрывок из суры «Семейство Имрана», 3:102)

«Люди, проявляйте богобоязненность по отношению к вашему Господу, Который создал вас из одной души, а позже распространил от неё большое количество мужчин и женщин. Страшитесь Аллаха, о котором вы расспрашиваете друг у друга. Воистину, Всевышний наблюдает за вами» («Женщины», 4:1).

«О те люди, кто уверовал, бойтесь Творца и произносите благочестивые слова [и выражения]. Он улучшит положение ваших дел и дарует прощение за ваши грешные поступки. Тот, кто выражает покорность Всевышнему Аллаху и Его посланнику, пришёл к величайшему успеху» («Сонмы», 33:70-71).

Пример того, как читается хутба в мечети.

Читайте так же:  Святая рита кашийская молитва

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Как правильно совершать пятничный намаз?

Как правильно совершать пятничный намаз?

Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.

Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)

Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:

«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)

Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).

Следовательно, в этот день желательным является совершение полного омовения. Также пятницу лучше всего провести в поминании Всевышнего, читать Коран, давать садака, возносить Всевышнему дуа. (Подробнее – 8 дел, которые нужно совершить мусульманину в эту пятницу)

Правила совершения пятничной молитвы

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.

Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.

1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.

Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.

Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».

Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».

3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.

Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.

Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)

Видео (кликните для воспроизведения).

В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.

Пятничная молитва как делать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here