Прощальная беседа и первосвященническая молитва

Полное описание: Прощальная беседа и первосвященническая молитва - в детальных подробностях для наших читателей.

Первосвященническая молитва (Ин. 17).

С Прощальною беседою неразрывно связана Первосвященническая молитва (Ин. гл. 17), которая составляет ее непосредственное продолжение. Эта связь засвидетельствована и литургическим упот­реблением Православной Церкви, которая соединила оба отрывка в одно чтение (13, 31 – 18, 1), составляющее в исследовании Страстей Господних первое Евангелие из двенадцати, читаемых на утрени Ве­ликой Пятницы. По содержанию Первосвященническая молитва представляет собою развитие тех же мыслей, которые мы отметили в Прощальной беседе. Но, в отличие от Прощальной беседы, в кото­рой Господь, выходя за грани времени, осмысливает происходящее перед учениками, Первосвященническая молитва есть молитвенное обращение Сына к Отцу. Сын – Первосвященник и Жертва, посвя­щает Себя в этой молитве на служение жертвенное (ср. 17, 19). Тол­кователи Первосвященнической молитвы обыкновенно различают в ней, по образу молитвы иудейского первосвященника в день Очи­щения (ср. Лев. 16:17): молитву Первосвященника о Самом Себе (17, 1-8), молитву об учениках (ст. 9-19) и молитву о мире (ст. 20-26).

1. Молитва о Самом Себе (Ин. 17, 1-8):

— Взаимное прославление Отца и Сына: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17, 1). Прославлении, которое соверша­ется в Страстях.

— Свидетельство о совершении дела, которое Отец возложил на Него: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (17, 4).

— Это дело заключалось в откровении имени Отчего тем, которых Отец дал Сыну от мира (т.е. ученикам): «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (17, 6-8). Молясь о Себе, Господь думает об учениках.

2. Молитва об учениках (Ин. 17, 9-16):

— Молитва о соблюдении учеников в обла­дании теми сокровищами, которые они получили от Него в дни Его об­щественного служения: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. …Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. …чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. …Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. …Они не от мира, как и Я не от мира» (ст. 9-16),

— Мо­литва Его об учениках должна быть понимаема как мо­литва о приобщении их к Его Страстям, точнее говоря, к Его славе, которая раскрывается в Страстях и через Страсти. Это освящение есть освящение во истине: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17, 19). В Ин. Дух Святый есть Дух Истины (14, 16-17; 15, 26; 16, 13). Освящение учеников, т. е. приобщение их к славе, о котором молится Господь, мыслится Им не иначе как в силе Духа Святаго.

3. Молитва о мире (Ин. 17, 20-26):

— Молитва о тех, которые уверуют в Него по слову учеников: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (ст. 20-23). Это – те же ученики, но новые, ученики в более широком кругу.

— Цель привлечения новых учеников – вера мира в посланничество Сына: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (17, 21)

— И познание любви, которую Отец имеет к ученикам, подобно тому, как Он имеет ее к Сыну: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (17, 23). И здесь, как и в 12, 32, слышится мысль о спасении мира во всей совокупности его членов. Таким образом, различие между учениками и миром в спасительном домостроительстве Христовом стирается,

— и Первосвященническая молитва кончается молитвою об учениках, о при­общении их к совершенному единению Отца и Сына, которое есть единение любви: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (17, 24-26).

Сказав эти последние слова, «Иисус вышел с учениками Свои­ми за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (18, 1). Молитва посвящения окончена. Первосвященник при­носит Себя в жертву.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 11 | Нарушение авторских прав

Основные темы Прощальной беседы. Первосвященническая молитва.

Читайте также:
  1. ЗАНЯТИЕ 2 Молитва
  2. Молитва 3- я, ко Пресвятому Духу
  3. Основные темы Прощальной беседы. Первосвященническая молитва.

В конце Тайной Вечери Господь обратился к ученикам со Своей последней, Прощальной, беседой (Ин, 13, 31 – 16), с которой непосредственно связана и Его торжественная Первосвященническая молитва к Отцу (Ин. гл. 17).

Место Прощальной беседы. Прощальная бе­седа есть достояние Ин., и из контекста Ин. вытекает, что начало ее надо мыслить не иначе как в горнице. Но только начало. В 14:31 Иисус, желая явить миру Свою любовь к Отцу и послушание Его воле, приглашает учеников встать и вместе с Ним выйти «отсюда», может относиться только к горнице, где была совершена вечеря. О том, чтобы они действительно вышли, евангелист не го­ворит. Но в 18, 1 Иисус вместе с учениками переходит на другую сто­рону потока Кедрона, отделявшего Иерусалим от подножия горы Елеонской. Когда они успели дойти до Кедрона? Единственным отве­том на этот вопрос было бы допущение, что вторая часть Прощальной беседы (гл. 15-16) имела место во время пути и где-то под откры­тым небом Иисус вознес к Отцу и Первосвященническую молитву (гл. 17) [Кассиан].

О какой славе говорит Господь в начале беседы. Первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (13, 32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа-Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. 16, 7).

Обетование Святого Духа (Ин. 14, 16, 26; 15, 26; 16, 7-15).

В частности, дело Духа есть возвещение будущего: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (16, 13). Дух Святой в жизни нынешней готовит наступление жизни будущей. Мы помним, что и по учению, преподанному Господом во время пути, Царство Божие утверждается действованием Святого Духа. В прощальной беседе учение о Св. Духе, на котором Господь не останавливался подолгу в дни Своего общественного служения, получает законченное выражение. Оно заключается указанием на ипостасное свойство Духа Святого: Его исхождение от Отца – «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (15, 26).

«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35) – эта любовь в духе Христовом служит отличительным признаком истинного последователя Христова (ср. 1 Ин. 3, 10) [Лопухин].

О ненависти мира к ученикам Иисуса Христа (Ин. 15, 18-25; 15, 27 — 16, 4; 16, 33).

[по еп. Кассиану]: «если мир вас ненавидит, знайте, что Меня он прежде вас возненавидел (15, 18). …Если Меня гнали, будут гнать и вас (15, 20) . Но это все будут делать вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня (15, 21). . Ненавидящий Меня и Отца Моего ненавидит (15, 23). . Будут отлучать вас от синагог; но приходит час, когда всякий, кто убьет вас, будет думать, что он приносит службу Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (16, 2-3).

Тема ненависти к ученикам Христовым входит в сквозную тему противопоставления света и тьмы в Ин. Ненависть к ученикам обусловлена ненавистью ко Христу. Следствие избранности учеников Христом от мира. Скорбь и гонения на учеников являются гонениями на Христа и будучи обусловлены незнанием Христа как сына Божия являются противлением Богу Отцу и ненавистью к Нему. Свидетельством такого понимания являются опять же дела Христовы, свидетельствующие о Его мессианстве. Противление и ненависть мира к Отцу и сыну производит понимание гонений на учеников как службы Богу. Тема заканчивается радостным возвещением о духовной победе Христа над скорбью и гонениями со стороны мира: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 38 | Нарушение авторских прав

Прощальная беседа и первосвященническая молитва

Первосвященническая молитва (Иоанна глава 17-ая)

По окончании прощальной беседы, непосредственно вслед за ней, когда, по предположению некоторых толкователей, Господь с учениками, идя в Гефсиманию, дошел уже до потока Кедронского, Он перед переходом через него произнес вслух перед учениками Своими торжественную молитву к Богу Отцу. Эта молитва называется обыкновенно Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу, как Великий Архиерей, Сам Себя приносящий в жертву, имеющую великое необъяснимое значение для всего мира.

«Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» — таким торжественным восклицанием начинает Господь эту молитву. Наступил час Моих страданий: дай Мне проявить в этот час всю силу любви Моей к Тебе и к созданному Тобой миру, чтобы через предстоящий Мне подвиг искупления человечества явилась слава Твоя.«Так как Ты дал Ему власть над всякой плотью»… Отец предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил его спасение и даровал людям жизнь вечную. Вечную жизнь Господь определяет, как познание Бога и посланного Им Искупителя мира. Перед духовным взором Господа все дело Его представляется уже оконченным, а потому Он говорит:«Я прославил Тебя на земле»… Теперь Ему следует уже и по человечеству войти в славу Божественную, о чем Он и молит:«И ныне прославь Меня Ты, Отче, славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Это первая часть молитвы Господа о Себе (1-5 ст.)

25 и 26 стихи представляют собой заключение первосвященнической молитвы, в которой Господь обращается к Богу Отцу, как Всеправедному Мздовоздателю. Господь указывает здесь на превосходство верующих над остальным миром в том, что они«познали Бога», а потому они способны к восприятию даров Божественной любви. Господь и просит, чтобы Бог Отец отличил их перед миром Своими щедротами и сделал их соучастниками той любви, которую Он имеет к Сыну:«Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, и в них будет». Для этого Сам Господь Иисус обещает«быть в них», чтобы любовь Отца, неразлучно пребывающая в Сыне, от Сына и ради Сына простиралась и на тех, в ком пребывает Сын. Так, любовь всеобъемлющая, всесозидающая будет и всесовершающей в вечном славном Царстве Отца и Сына и Святого Духа.

4.7. Прощальная беседа с учениками, Первосвященническая и Гефсиманская молитвы Христа

4.7. Прощальная беседа с учениками, Первосвященническая и Гефсиманская молитвы Христа

4.7.1. Прощальная беседа

Прощальной беседой Господа Иисуса Христа (Ин. 13: 31–16: 33) с учениками завершается Тайная вечеря. В конце 13-й главы кратко обозначены темы дальнейшей беседы: взаимное прославление Сына и Отца, отшествие Христа – разлука с учениками, дарование новой заповеди любви. Кроме того, в конце этой главы и начале беседы звучит самоуверенное заявление ап. Петра о готовности разделить путь Христов и предсказание Господа о троекратном отречении верховного апостола.

Господь начинает со слов о взаимном прославлении: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» – смерть Христа, как исполнение заповеди Отца, приведет к прославлению и Сына и Отца. В силу взаимопребывания Отца в Сыне, все, что происходит с Сыном, распространяется и на Отца. О прославлении говорится как об уже совершившемся: «Ныне прославился» – в силу неизбежности страданий и смерти, чему способствовал уход предателя в ночь.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35). Сама заповедь ненова: в Ветхом Завете (см.: Лев. 19: 18) была заповедь любить ближнего как самого себя. В чем новизна Христовой заповеди любви? Старая заповедь о Христе лишь во Христе получает свое исполнение и лишь во Христе может быть исполнена – это и сообщает ей новизну. «Как Я возлюбил вас». Как возлюбил? – до смерти. Примером и идеальным образом любви является жертвенная любовь Христа. Господь призывает Своих учеников любить «друг друга» – христианская община должна быть тем местом, где любовь Христова должна проявляться в первую очередь.

Смущенных и испуганных Его словами учеников Господь торжественно призывает к вере: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1) – как единственному средству преодолеть печаль и правильно осмыслить грядущие испытания и разлуку. Господь призывает принять Его как единственный путь спасения, единственный путь к Отцу: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6).

Служение Господа Иисуса Христа было самым полным откровением Бога Отца, поэтому, продолжая, Господь говорит, что апостолы уже смогли увидеть Отца и узнать Его: «И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14: 7). На недоумение учеников, как это было возможно, Господь опять отвечает призывом к вере: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». Свидетельством единства Отца и Сына для учеников и для всех людей являются дела Христовы – великие чудеса, явившие славу Его как Сына Божия: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14: 10–11).

Далее Господь, утешая и укрепляя апостолов, обещает, что, если они будут верить в Него, они также смогут сотворить дела (= чудеса), которые Он творил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12). Все служение Христово подтверждает Его единство с Отцом. Если ученики в будущем получат возможность творить те же дела, это станет возможным в силу соединения их с Отцом и Сыном – в Духе Святом. Чудеса, в изобилии творимые учениками, станут свидетельством этого нового союза. Собственно, это надо признать центральной темой Прощальной беседы – вступление учеников в единство с Сыном, а значит, и с Отцом: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). В силу этого соучастия в жизни Святой Троицы все то, что мог сделать ранее лишь один Сын, теперь становится служением учеников. Дела, которые сотворят верующие, будут «больше» дел Иисуса Христа, то есть их количественно будет больше, и они будут совершаться по всему миру. Сын уходит к Отцу, но ученики, в которых пребывает Христос, будут продолжать Его служение и творить Его дела.

Как евангельские знамения были ответом Отца на обращение Сына, так и ученики, знающие Отца и Сына, получат все, о чем бы ни попросили: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14: 13, 14).

Как войти ученикам в союз с Богом? Через соблюдение заповедей Христа и получение дара Святого Духа. Исполнение заповедей свидетельствует о любви учеников к Спасителю: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15, см. также: 1 Ин. 2: 3; 3: 22, 24; 5: 3). Тем, кто любит Бога и стремится угодить Ему, дается возможность богопознания: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

За время общественного служения Господа Иисуса Христа апостолы благодаря проповеди и чудесам уже в какой-то мере имели опытное знание о Святом Духе. Через Христа Дух пребывал с ними. После Пятидесятницы Он будет в них самих, станет их внутренним неотъемлемым достоянием. Здесь содержится величайшее из всех обетований Нового Завета: Святой Дух поселяется в каждом верующем. Условием этого духовного дарования является смерть Христова и прославление, возвращение к Отцу: если Господь не уйдет, Дух не придет к ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16: 7). В Крестной смерти будет явлена любовь и послушание Сына Отцу: «Но чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так творю; вставайте, идем отсюда» (Ин. 14: 31).

Однако пришествие «другого Утешителя» не означает, что ученики больше никогда не смогут увидеть Христа. Спаситель обещает Свое скорое возвращение: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (Ин. 14: 18). Сиротство учеников не будет долгим. Они снова увидят Его после Воскресения: «Еще недолго, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14: 19). Ученикам надо было понять, что без смерти Учителя они не смогут воспринять Его жизнь (см.: Ин. 10: 18). Воскресший Христос станет источником вечной жизни для учеников.

Прощальная беседа включает четыре обетования прихода «Другого Утешителя» (Ин. 14: 16)[413], то есть Духа Святого, который никогда не оставит учеников. Ниспослание Святого Духа является совместным действием Отца и Сына: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 16); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое…» (Ин. 14: 26); «Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин. 15: 26)».

Что еще изменится в жизни учеников и мира после прихода Духа Святого, Иже «от Отца исходит» (Ин. 15: 26)?

Верующие соединятся с Сыном и Отцом: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). «Тот день» это день сошествия Святого Духа, новозаветная Пятидесятница – начало жизни новозаветной Церкви. Дух Святой будет дан Церкви навечно. Образ Церкви как единого богочеловеческого организма в Прощальной беседе дан в притче о виноградной лозе (Ин. 15: 1–8).

Апостолы получат силу свидетельствовать о Христе. Дух напомнит им все, что говорил Христос. То, что Иисус говорил апостолам, им было не всегда понятно (Ин. 14: 25), поэтому Утешитель должен будет напомнить и разъяснить все то, что Христос говорил им: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Дух Святой также даст ученикам силу благовествовать веру в Спасителя, не страшась смерти. Господь предупреждает учеников о будущих страданиях. Неизбежность гонений является еще одним следствием соединения верующих с Богом: мир не может принять тех, в ком живет Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 19–20).

Читайте также:
  1. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  2. I. Основные богословские положения
  3. I. Основные положения
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  5. I. Основные формы исследования ППО
  6. I. Основные характеристики финансовых активов
  7. II. Основные положения по организации практики
  8. II. Основные права и обязанности обучающихся
  9. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих
  10. II. Основные принципы и правила служебного поведения гражданского служащего органов прокуратуры
Видео (кликните для воспроизведения).

Дух Святой выступит как обличитель мира: Он «обличит о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16: 8–11). Грех мира в неверии, неприятии Христа как Сына Божия – ни Его служение, ни чудеса учеников, совершенные явной силой Духа Святого, не были приняты как чудеса. Под правдой, в которой будет обличен мир, понимается совершенство, праведность Богочеловека, воссевшего одесную славы Отчей. Обличение о суде связано с осуждением иудеями Христа на смерть, разрушившей державу смерти и власть сатаны.

12 Страстных Евангелий

В Великий Четверг на вечернем богослужении читаются 12 Евангелий святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Если у Вас нет возможности посетить Храм в этот день, предлагаем Вам чтение 12 Страстных Евангелий.

1. Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них (Ин.13:31-18:1)
2. Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны (Ин.18:1-28)
3. Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра (Мф.26:57-75)
4. Страдания Господа на суде у Пилата (Ин.18:28-40,19:1-16)
5. Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие (Мф.27:3-32)
6. Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания (Мк.15:16-32)
7. Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть (Мф.27:34-54)
8. Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника (Лк.23:32-49)
9. Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении (Ин.19:25-37)
10. Снятие тела Господа с Креста (Мк.15:43-47)
11. Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя (Ин.19:38-42)
12. Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба (Мф.27:62-66)

1. Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них (Иоанн 13:31-18:1)

Глава 13
31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете прийти, так и вам говорю теперь.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды.

Глава 18
1 Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

2. Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны (Иоанн 18:1-28)

3. Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра (Мф.26:57-75)

4. Страдания Господа на суде у Пилата (Ин.18:28-40,19:1-16)

5. Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие (Мф.27:3-32)

6. Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания (Мк.15:16-32)

7. Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть (Мф.27:33-54)

8. Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника (Лк.23:32-49)

9. Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении (Ин.19:25-37)

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же’но! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
37 Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

10. Снятие тела Господа с Креста (Мк.15:43-47)

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

11. Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя (Ин.19:38-42)

38 После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,- просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
39 Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
40 Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
41 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.
42 Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

12. Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба (Мф.27:62-66)

62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.
66 Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

4.7.2. Первосвященническая молитва

4.7.2. Первосвященническая молитва

Первосвященническая молитва (Ин. 17) является продолжением и завершением Прощальной беседы. Название Первосвященнической эта молитва получила в библеистике по двум причинам.

Первое, что отметим, эта молитва позволяет понять служение Христа как служение священническое. Основная функция ветхозаветного священства – принесение жертв. Христос – единственный, кто мог принести настоящую Жертву, которая исправила отношения между Богом и людьми (см.: Евр. 3: 1; 4: 14–15; 5: 1–10; 7 и далее). Говоря в молитве о приносимой Им Жертве и ее значении, Спаситель открывает Себя как Великий Архиерей, утверждающий Новый Завет в Своей Крови. И этот завет вечный, как вечен Сам Сын Божий: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17: 5).

В прошении о прославлении той же славой, которую Спаситель уже имел предвечно, подразумевается прославление Его человеческой природы, возведение ее в божественную славу посредством страданий, Смерти, Воскресения и, наконец, Вознесения.

Плодом искупительной жертвы Христовой будет дарование ученикам жизни вечной, то есть Царства Божия: «Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин. 17: 1–2), познание верующими Бога : «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17: 3) – это познание отчасти возможно уже на земле, но совершенным оно будет только в жизни будущего века: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3: 2), а также включение учеников в единство жизни Святой Троицы. В Прощальной беседе это было дано как главное обетование и утешение, а в молитве к Отцу единство верующих с Богом – одно из основных прошений: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 21–23).

Приобщение учеников к славе божественной жизни станет явным для мира, то есть для неверующих людей. Это, с одной стороны, вызовет ненависть к ним мира: «Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17: 14). С другой стороны, действие любви Божией в верующих – через чудеса и знамения, которые Бог даст им совершать (Ин. 14: 12), а также через сам образ жизни христианской общины – засвидетельствует миру, что Христос – Сын Божий: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 23), то есть неверующий мир если и не уверует, то познает, что Иисус истинный Мессия.

Первосвященнической молитва Христа называется также по аналогии: по структуре она напоминает молитвы первосвященника в Ветхом Завете, произносимые в День Очищения: «И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево», «и омоет тело свое водою на святом месте, и наденет одежды свои, и выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя и народ» (Лев. 16: 17, 24). Спаситель вначале говорит Отцу о Себе – о прославлении Отца и Сына в страданиях Сына (Ин. 17: 1–5), затем о ближайших учениках, апостолах (Ин. 17: 6–17) и в под конец о Церкви – о тех, кто уверует в Него по слову их (Ин. 17: 18–26). Но это деление довольно условно и имеет вспомогательное значение при изъяснении содержания молитвы.

4.7.1. Прощальная беседа

4.7.1. Прощальная беседа

Прощальной беседой Господа Иисуса Христа (Ин. 13: 31–16: 33) с учениками завершается Тайная вечеря. В конце 13-й главы кратко обозначены темы дальнейшей беседы: взаимное прославление Сына и Отца, отшествие Христа – разлука с учениками, дарование новой заповеди любви. Кроме того, в конце этой главы и начале беседы звучит самоуверенное заявление ап. Петра о готовности разделить путь Христов и предсказание Господа о троекратном отречении верховного апостола.

Господь начинает со слов о взаимном прославлении: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» – смерть Христа, как исполнение заповеди Отца, приведет к прославлению и Сына и Отца. В силу взаимопребывания Отца в Сыне, все, что происходит с Сыном, распространяется и на Отца. О прославлении говорится как об уже совершившемся: «Ныне прославился» – в силу неизбежности страданий и смерти, чему способствовал уход предателя в ночь.

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35). Сама заповедь ненова: в Ветхом Завете (см.: Лев. 19: 18) была заповедь любить ближнего как самого себя. В чем новизна Христовой заповеди любви? Старая заповедь о Христе лишь во Христе получает свое исполнение и лишь во Христе может быть исполнена – это и сообщает ей новизну. «Как Я возлюбил вас». Как возлюбил? – до смерти. Примером и идеальным образом любви является жертвенная любовь Христа. Господь призывает Своих учеников любить «друг друга» – христианская община должна быть тем местом, где любовь Христова должна проявляться в первую очередь.

Смущенных и испуганных Его словами учеников Господь торжественно призывает к вере: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14: 1) – как единственному средству преодолеть печаль и правильно осмыслить грядущие испытания и разлуку. Господь призывает принять Его как единственный путь спасения, единственный путь к Отцу: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14: 6).

Служение Господа Иисуса Христа было самым полным откровением Бога Отца, поэтому, продолжая, Господь говорит, что апостолы уже смогли увидеть Отца и узнать Его: «И отныне знаете Его и видели Его» (Ин. 14: 7). На недоумение учеников, как это было возможно, Господь опять отвечает призывом к вере: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». Свидетельством единства Отца и Сына для учеников и для всех людей являются дела Христовы – великие чудеса, явившие славу Его как Сына Божия: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14: 10–11).

Далее Господь, утешая и укрепляя апостолов, обещает, что, если они будут верить в Него, они также смогут сотворить дела (= чудеса), которые Он творил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14: 12). Все служение Христово подтверждает Его единство с Отцом. Если ученики в будущем получат возможность творить те же дела, это станет возможным в силу соединения их с Отцом и Сыном – в Духе Святом. Чудеса, в изобилии творимые учениками, станут свидетельством этого нового союза. Собственно, это надо признать центральной темой Прощальной беседы – вступление учеников в единство с Сыном, а значит, и с Отцом: «Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). В силу этого соучастия в жизни Святой Троицы все то, что мог сделать ранее лишь один Сын, теперь становится служением учеников. Дела, которые сотворят верующие, будут «больше» дел Иисуса Христа, то есть их количественно будет больше, и они будут совершаться по всему миру. Сын уходит к Отцу, но ученики, в которых пребывает Христос, будут продолжать Его служение и творить Его дела.

Как евангельские знамения были ответом Отца на обращение Сына, так и ученики, знающие Отца и Сына, получат все, о чем бы ни попросили: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14: 13, 14).

Как войти ученикам в союз с Богом? Через соблюдение заповедей Христа и получение дара Святого Духа. Исполнение заповедей свидетельствует о любви учеников к Спасителю: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15, см. также: 1 Ин. 2: 3; 3: 22, 24; 5: 3). Тем, кто любит Бога и стремится угодить Ему, дается возможность богопознания: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21).

За время общественного служения Господа Иисуса Христа апостолы благодаря проповеди и чудесам уже в какой-то мере имели опытное знание о Святом Духе. Через Христа Дух пребывал с ними. После Пятидесятницы Он будет в них самих, станет их внутренним неотъемлемым достоянием. Здесь содержится величайшее из всех обетований Нового Завета: Святой Дух поселяется в каждом верующем. Условием этого духовного дарования является смерть Христова и прославление, возвращение к Отцу: если Господь не уйдет, Дух не придет к ученикам: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16: 7). В Крестной смерти будет явлена любовь и послушание Сына Отцу: «Но чтобы мир узнал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так творю; вставайте, идем отсюда» (Ин. 14: 31).

Однако пришествие «другого Утешителя» не означает, что ученики больше никогда не смогут увидеть Христа. Спаситель обещает Свое скорое возвращение: «Не оставлю вас сиротами: приду к вам» (Ин. 14: 18). Сиротство учеников не будет долгим. Они снова увидят Его после Воскресения: «Еще недолго, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14: 19). Ученикам надо было понять, что без смерти Учителя они не смогут воспринять Его жизнь (см.: Ин. 10: 18). Воскресший Христос станет источником вечной жизни для учеников.

Прощальная беседа включает четыре обетования прихода «Другого Утешителя» (Ин. 14: 16)[413], то есть Духа Святого, который никогда не оставит учеников. Ниспослание Святого Духа является совместным действием Отца и Сына: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 16); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое…» (Ин. 14: 26); «Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца» (Ин. 15: 26)».

Что еще изменится в жизни учеников и мира после прихода Духа Святого, Иже «от Отца исходит» (Ин. 15: 26)?

Верующие соединятся с Сыном и Отцом: «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). «Тот день» это день сошествия Святого Духа, новозаветная Пятидесятница – начало жизни новозаветной Церкви. Дух Святой будет дан Церкви навечно. Образ Церкви как единого богочеловеческого организма в Прощальной беседе дан в притче о виноградной лозе (Ин. 15: 1–8).

Апостолы получат силу свидетельствовать о Христе. Дух напомнит им все, что говорил Христос. То, что Иисус говорил апостолам, им было не всегда понятно (Ин. 14: 25), поэтому Утешитель должен будет напомнить и разъяснить все то, что Христос говорил им: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14: 26). Дух Святой также даст ученикам силу благовествовать веру в Спасителя, не страшась смерти. Господь предупреждает учеников о будущих страданиях. Неизбежность гонений является еще одним следствием соединения верующих с Богом: мир не может принять тех, в ком живет Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 19–20).

Дух Святой выступит как обличитель мира: Он «обличит о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16: 8–11). Грех мира в неверии, неприятии Христа как Сына Божия – ни Его служение, ни чудеса учеников, совершенные явной силой Духа Святого, не были приняты как чудеса. Под правдой, в которой будет обличен мир, понимается совершенство, праведность Богочеловека, воссевшего одесную славы Отчей. Обличение о суде связано с осуждением иудеями Христа на смерть, разрушившей державу смерти и власть сатаны.

Прощальная беседа и первосвященническая молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Сильная молитва что бы взяли на работу