Постоянство в молитве

Полное описание: Постоянство в молитве - в детальных подробностях для наших читателей.

Постоянство в молитве

Постоянство в молитве – это молитвенное состояние, когда между человеком и Богом нет препятствия для общения.

Постоянство в молитве сохраняет: страх Божий (Иер. 32, 40), веру (1Петр. 1, 5), надежду на Бога (Пс. 124, 1), служит залогом спасения (Евр. 6, 10, 11), не бывает тщетно (1Кор. 15, 58; Гал. 6, 9), подает блаженство (Иак. 1, 25) содействует к жизни вечной (Рим. 2, 7. Откр. 2: 10, 3:11, 12), спасению (Мф. 10:22, 24:13. Марк. 13, 13), благословению (Нав. 14, 9; 2Тим. 4, 7, 8; Иак. 1, 25; Откр. 2, 26–28).

Постоянство, представленное в евангельских притчах: «Друг докучливый» (Лк. 11, 5–8), «вдова докучливая» (Лк. 18, 1–5).

Содержание

Священное_Писание о постоянстве в молитве

Пример постоянной молитвы Самуила за народ израильский: «…и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (1Цар. 12, 23)

1. Пример постоянной молитвы первых христиан: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42).

2. Пример постоянной молитвыпророчицы Анны: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36-37).

2. Пример увещевания к постоянной молитвы апостолов: “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол. 4, 2; Рим. 12, 12; Еф. 6, 18; 1Фес. 5, 17; 1Тим. 5, 5).

Святые отцы о постоянстве в молитве

1. Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву. (епископ Игнатий (Брянчанинов))

2. Братия мои, без лености и нерадения да умоляет всякий о щедротах. Пусть только стучит в дверь Господню – Господь ответит ему с искренней любовью. (преподобный Ефрем Сирин)

3. Без колебания неверием надо быть настойчивым в молитвах и не сомневаться, что постоянством их получим все, что будем просить у Бога. Ибо Господь, желая доставить нам вечные и небесные блага, увещевает, чтобы мы неотступностью некоторым образом вынуждали Его. (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Постоянство в молитве по учению святителя Феофана Затворника

«Чтобы запечатлеть ту истину, что «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1),– не унывать, если не скоро бывает услышана молитва, но все продолжать молиться,– Господь сказал притчу, как судья. Бога не боящийся и не стыдящийся людей, удовлетворил, наконец, прошение вдовицы не потому, чтобы Бога убоялся и людей устыдился, а по тому одному, что та вдова не давала ему покоя. Так, если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения. Бог ли, человеколюбивый и многомилостивый, не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не бывают услышаны. Потому что воссылаем прошения наши к Богу неусердно, будто мимоходом, и притом так, что, помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и потрудиться в молитве. Вот и не слышится, и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем как следует положенного для молитвы закона уповающей и усердной неотступности”.

Примеры постоянства в житиях святых

1. Святитель Игнатий Брянчанинов рассказал начинающим монахам притчу о необходимости постоянства в деле молитвы: «Некий человек имел землю, которая, по его небрежению, обратилась в запущенную, поросшую травой. Впоследствии он нашел нужным возделать ее и сказал своему сыну: “Пойди очисти наше поле». Сын пошел. Когда он посмотрел на поле, то увидел, что оно поросло бурьяном. Упав духом, он сказал сам себе: “Когда же искореню весь этот сор и очищу землю?” С этими словами он лег на землю и предался сну. Так поступал он в течение многих дней. После этого пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что ничего. Он сказал сыну: “Почему ты до сих пор ничего не сделал?” Юноша отвечал отцу: “Я пришел было на работу, но, увидев множество бурьяна, отказался от исполнения работы, от смущения лег на землю и спал.” Тогда отец сказал ему: “Сын! Если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь лежа на ней, то работа твоя продвигалась бы мало-помалу, и ты бы не оказался непослушным мне.” Услышав это, юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было очищено и обработано.” Так и каждый христианин должен мало-помалу нести свой молитвенный подвиг и не унывать».

2. Блаженный Августин был в молодости совращён в ересь монахеев и вёл далеко не добродетельную жизнь. Его благочестивая мать Моника горячо молилась о спасении его души и много плакала о сыне. «Такие слёзы и молитвы не будут отринуты Богом», – предсказал ей один епископ. И, действительно, её молитвы были услышаны, и Августин стал одним из великих учителей древней христианской Церкви.

Исторические примеры постоянства в молитве

1. В жизнеописании старца-священника Алексея М. рассказывается о случае, когда по его молитвам и по неотступным молитвам его духовной дочери муж последней, не веровавший в течение своей жизни, уверовал на смертном одре, покаялся и причастился Святых Тайн.

2. Долго певица Зара не могла иметь детей. Прожив большую часть своей жизни в Петербурге, Зара обратилась к святой – блаженной Ксении. У ее часовни на Смоленском кладбище Зару видели много раз, и всегда она горячо молилась. «Я долго ходила к Ксении Петербургской и просила ее мне помочь, – рассказывала певица. – Она мне помогла» Христианство Зара приняла лишь в 2004 году. После 2010 году у пары родился старший сын Даниил, а пару лет спустя – младший Максим.

Постоянство в молитве

Постоянство в молитве – это молитвенное состояние, когда между человеком и Богом нет препятствия для общения.

Постоянство в молитве сохраняет: страх Божий (Иер. 32, 40), веру (1Петр. 1, 5), надежду на Бога (Пс. 124, 1), служит залогом спасения (Евр. 6, 10, 11), не бывает тщетно (1Кор. 15, 58; Гал. 6, 9), подает блаженство (Иак. 1, 25) содействует к жизни вечной (Рим. 2, 7. Откр. 2: 10, 3:11, 12), спасению (Мф. 10:22, 24:13. Марк. 13, 13), благословению (Нав. 14, 9; 2Тим. 4, 7, 8; Иак. 1, 25; Откр. 2, 26–28).

Постоянство, представленное в евангельских притчах: «Друг докучливый» (Лк. 11, 5–8), «вдова докучливая» (Лк. 18, 1–5).

Содержание

Священное_Писание о постоянстве в молитве

Пример постоянной молитвы Самуила за народ израильский: «…и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (1Цар. 12, 23)

Читайте так же:  Детям молитва перед исповедью и причастием

1. Пример постоянной молитвы первых христиан: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42).

2. Пример постоянной молитвыпророчицы Анны: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:36-37).

2. Пример увещевания к постоянной молитвы апостолов: “Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением” (Кол. 4, 2; Рим. 12, 12; Еф. 6, 18; 1Фес. 5, 17; 1Тим. 5, 5).

Святые отцы о постоянстве в молитве

1. Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву. (епископ Игнатий (Брянчанинов))

2. Братия мои, без лености и нерадения да умоляет всякий о щедротах. Пусть только стучит в дверь Господню – Господь ответит ему с искренней любовью. (преподобный Ефрем Сирин)

3. Без колебания неверием надо быть настойчивым в молитвах и не сомневаться, что постоянством их получим все, что будем просить у Бога. Ибо Господь, желая доставить нам вечные и небесные блага, увещевает, чтобы мы неотступностью некоторым образом вынуждали Его. (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин)

Постоянство в молитве по учению святителя Феофана Затворника

«Чтобы запечатлеть ту истину, что «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1),– не унывать, если не скоро бывает услышана молитва, но все продолжать молиться,– Господь сказал притчу, как судья. Бога не боящийся и не стыдящийся людей, удовлетворил, наконец, прошение вдовицы не потому, чтобы Бога убоялся и людей устыдился, а по тому одному, что та вдова не давала ему покоя. Так, если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения. Бог ли, человеколюбивый и многомилостивый, не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не бывают услышаны. Потому что воссылаем прошения наши к Богу неусердно, будто мимоходом, и притом так, что, помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и потрудиться в молитве. Вот и не слышится, и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем как следует положенного для молитвы закона уповающей и усердной неотступности”.

Примеры постоянства в житиях святых

1. Святитель Игнатий Брянчанинов рассказал начинающим монахам притчу о необходимости постоянства в деле молитвы: «Некий человек имел землю, которая, по его небрежению, обратилась в запущенную, поросшую травой. Впоследствии он нашел нужным возделать ее и сказал своему сыну: “Пойди очисти наше поле». Сын пошел. Когда он посмотрел на поле, то увидел, что оно поросло бурьяном. Упав духом, он сказал сам себе: “Когда же искореню весь этот сор и очищу землю?” С этими словами он лег на землю и предался сну. Так поступал он в течение многих дней. После этого пришел отец посмотреть, что сделано, и увидел, что ничего. Он сказал сыну: “Почему ты до сих пор ничего не сделал?” Юноша отвечал отцу: “Я пришел было на работу, но, увидев множество бурьяна, отказался от исполнения работы, от смущения лег на землю и спал.” Тогда отец сказал ему: “Сын! Если бы ты каждый день обрабатывал такое пространство земли, какое занимаешь лежа на ней, то работа твоя продвигалась бы мало-помалу, и ты бы не оказался непослушным мне.” Услышав это, юноша поступил по наставлению отца, и в короткое время поле было очищено и обработано.” Так и каждый христианин должен мало-помалу нести свой молитвенный подвиг и не унывать».

2. Блаженный Августин был в молодости совращён в ересь монахеев и вёл далеко не добродетельную жизнь. Его благочестивая мать Моника горячо молилась о спасении его души и много плакала о сыне. «Такие слёзы и молитвы не будут отринуты Богом», – предсказал ей один епископ. И, действительно, её молитвы были услышаны, и Августин стал одним из великих учителей древней христианской Церкви.

Исторические примеры постоянства в молитве

1. В жизнеописании старца-священника Алексея М. рассказывается о случае, когда по его молитвам и по неотступным молитвам его духовной дочери муж последней, не веровавший в течение своей жизни, уверовал на смертном одре, покаялся и причастился Святых Тайн.

2. Долго певица Зара не могла иметь детей. Прожив большую часть своей жизни в Петербурге, Зара обратилась к святой – блаженной Ксении. У ее часовни на Смоленском кладбище Зару видели много раз, и всегда она горячо молилась. «Я долго ходила к Ксении Петербургской и просила ее мне помочь, – рассказывала певица. – Она мне помогла» Христианство Зара приняла лишь в 2004 году. После 2010 году у пары родился старший сын Даниил, а пару лет спустя – младший Максим.

Евангелие о постоянстве в вере и молитве

Неделя семнадцатая по Пятидесятнице

Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается горечь, а потом уже сладость.

Вся природа полна уроков постоянства. Разве молодые прутики стали бы могучим лесом, если бы испугались ветра и снега? И разве реки были бы так полезны, если бы не текли по руслам, проложенным постоянством? Совершают ли самоубийство муравьи, когда по их муравейнику, устроенному на дороге, проедут колеса, или же они снова, с постоянством, строят другой? Разорит ли какой-нибудь бездушный человек гнездо ласточки на своем доме – ласточка, не протестуя, удалится в другой дом и снова будет строить себе гнездо. Что бы ни делали непогода и люди против растений и животных, они снова удивят людей непоколебимым постоянством в исполнении данной им Богом задачи. Пока у срезанной или скошенной травинки есть достаточно сил, чтобы расти снова, она будет расти. И пока у раненого и одинокого животного есть хоть немного сил, чтобы жить, оно будет жить и выполнять свой долг.

Путь к добру идет в гору, и вначале он весьма тяжек для того, кто привык идти по равнине или с горы. Тот, кто пойдет путем добра и вернется, не сможет оставаться на том месте, откуда первоначально отправился в гору, но падет намного ниже во тьму и бездну. Потому Господь и говорит, что не благонадежен для Царствия Божия никто,возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад (Лк.9:62).

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о прекрасном примере постоянства в вере и молитве, показанном обычной женщиной, да притом еще и язычницей. Если бы этот пример живым огнем пал на совесть всех тех, кто называется верующим, но в вере и молитве подобен жесткому и хладному камню!

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Откуда вышел Иисус? Из Галилеи, из земли израильского народа, происходившего от благословенного Сима. Куда Он удалился? В края, где жили хананеяне, потомки проклятого Хама. Таким образом, Господь вышел от благословенных и пришел к проклятым. Почему? Потому что благословенные забыли Бога и стали проклятыми, а некоторые из проклятых признали Бога и стяжали благословение. Укорив книжников и фарисеев за формальное соблюдение внешних обрядов и за нарушение заповедей Божиих о милосердии и почитании родителей, Господь со Своими учениками удалился в землю языческую.

Читайте так же:  Молитвы дай Господи мужества

Взгляните теперь, сколь велика вера женщины-язычницы! Она вышла навстречу Господу, она назвала Его Господом и Сыном Давидовым. Без сомнения, она слышала о Христе Чудотворце, ибо слух о Нем разнесся и среди соседних с иудеями народов. А теперь она узнала, что Он пришел в те края. И она с радостью и великой верою бросилась к Нему. По описанию евангелиста Марка, Господь вошел в один дом, ибо не хотел, чтобы кто узнал о Нем.

Очевидно, этим Господь хотел еще сильнее подчеркнуть веру язычников. Он не будет навязываться, но они будут Его искать. Более того: Он будет скрываться от язычников, но не сможет скрыться. Но не мог утаиться. Великая вера женщины хананеянки нашла Его. Народ, который Он призывает, не желает прийти к Нему, в то время как люди, сидящие во тьме и тени смертной, ищут Его, и находят Его даже тогда, когда Он от них укрывается.

Заметьте: женщина говорит Христу не “Помилуй дочь мою!”, но помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь ее обезумела; дочь ее беснуется; однако мать молит Господа, чтобы Он помиловал ее саму. Почему? Потому что в своем безумии дочь и не знает ничего о себе – она и не чувствует того ужаса и той муки, которые испытывает мать, находясь в здравом уме. Эти слова в то же время показывают великую материнскую любовь к дочери. Беду своего чада мать воспринимает как свою собственную. Тот, кто помиловал бы ее дочь, помиловал бы ее, несчастную мать. А в сем страшном положении кто вообще мог бы оказать какую бы то ни было милость матери, не оказав милости ее страждущей дочери? Без сомнения, из-за безумия девушки опечален весь дом, все родственники и друзья семьи. Без сомнения, соседи их сторонятся, а враги злорадствуют. В доме стало пусто, как на кладбище. Из него слышны вопли одержимой и ее безумный смех. Разве может скорбящая мать думать и мечтать, говорить и просить о чем-нибудь другом? А может быть, она осознавала и какой-то свой грех, с которым связывала беду, случившуюся с ее дочерью. Потому она и кричит: помилуй меня, Господи, Сын Давидов!

Но Он не отвечал ей ни слова. Не было в обычае у Христа не отвечать на вопросы и мольбы людей. Он отвечал даже сатане, искушавшему Его в пустыне. Он молчал лишь в ответ на вопросы Своих неправедных судей и мучителей: Каиафы и Пилата. Так почему же Он не отвечает на мольбы этой несчастной матери? Чтобы отверзлись очи невидящих и чтобы они увидели то, что видит Он. Чтобы женщина как можно ярче показала свою веру во Христа, да увидят и узнают сие и все сопровождающие Спасителя.

А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Она была уверена, что если ей не поможет Христос, то никто на свете не сможет помочь. Она, несомненно, заискивала у всех врачей и употребляла все языческие знахарские средства, но безуспешно. Бесноватая дочь осталась бесноватой. Но се, Исцелитель от всех мук и болезней! Она слышала о Нем, она уверовала в Него прежде, чем Его увидела. А теперь, когда она Его увидела, вера в Его Божественное могущество все сильнее и сильнее разгоралась в ней. Он может то, чего никто не может. Он может все, стоит Ему только захотеть! Женщина верует непоколебимо, что Он это может, и она пытается расположить Его, дабы Он сотворил возможное только Ему – Ему и никому другому во всем огромном мире. Потому, когда Он промолчал в ответ на ее первую мольбу и когда не обратил на нее внимания даже после просьбы Своих спутников, она забегает вперед, падает пред Ним на колени и вопиет: Господи! помоги мне.

Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлебу детей и бросить псам. Страшные слова! Но Господь снова говорит не от Себя, а выражается языком современных Ему иудеев, которые лишь себя считали детьми Божиими, а все прочие народы – псами. Этим Господь хочет вызвать у учеников Своих решительный протест против иудейской злобной исключительности. Этим Господь хочет пробудить в душах учеников ту мысль, которую Он позднее в глаза выскажет книжникам и фарисеям, говоря: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф.23:13). Вот, те, что были названы детьми, стали подобны псам, а эти, которых считали псами, возвращаются и становятся детьми Божиими. Но, конечно, Господь хотел укорить не только иудеев, но и язычников. Иудеи называли их псами больше из злобы, но в наименовании сем была большая доля правды. Ибо язычники в Тире и Сидоне, так же как в Египте и других местах, давным-давно предались служению бесам, кои суть псы, худшие всяких псов. Христос тем не упрекает эту женщину лично, но укоряет ее народ и все языческие народы, служащие бесам чрез идолы и другие мертвые вещи, чрез различные гадания и чрез нечистые жертвы.

Тогда необыкновенная сия женщина, превзошедшая в своей вере и богоизбранных иудеев, и презираемых язычников, ответила Господу: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Так дивно отвечает эта смиренная женщина! Она не отрицает, что принадлежит к тем народам, которые могут быть названы псами. И она – будучи лучше иудеев – не стыдится назвать иудеев господами. Она быстро поняла образный и переносный смысл слов Спасителя. Ибо великая вера несет с собою и мудрость, великая вера дает и нужные слова: столь велики ее кротость пред Господом и любовь к больной дочери, что ее не оскорбляет и имя пса! Кто из грешных людей мог бы действительно почувствовать себя нечистым псом пред Пречистым Господом? Только тот, у кого в его греховной нечистоте есть луч веры. Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, – сказал Господу в Капернауме сотник-язычник. А теперь сия женщина-язычница не стыдится назвать себя псом пред Господом. Пока человек не ощутит своей греховности, он не может сделать ни единого шага к своему спасению. Многие и многие великие святые Церкви, будучи чище и светлее миллионов других людей, не стыдились называть себя псами.

Так осознают себя истинно пробудившиеся люди, которые отрезвились от пьянства мирских и плотских страстей и увидели себя униженными в тине греха. Пока человек этого не почувствует, он баюкает себя в смрадной колыбели греха и не может ни увидеть необходимость веры, ни уверовать. Пока пес не чувствует стыда от того, что он пес, он не может захотеть стать львом; и пока жаба не почувствует омерзения к смраду своего болота, она не может захотеть подняться и полететь вслед за орлом. Несчастная женщина из Евангельского рассказа глубоко прочувствовала бессилие языческого мира, его унижение, его нечистоту, грязь, гной и срам всего его бытия. Она тосковала по чему-то более могущественному, светлому и чистому. И то, по чему она тосковала, внезапно открылось ей во Христе, и притом в высшей мере и в величайшем блеске. Потому она не отступает от Него; потому она и смиряется с Его словами, что принадлежит к песьей стае. Не только смиряется, но и сама это признает! Но, чувствуя недостоинство своего происхождения, она просит хотя бы крох хлеба Жизни, посланного Богом Израилю. Хлеб сей есть Христос, а крохи – хотя бы самая малая Его милость. Голодные псы, не имеющие даже крох, и крохами удовлетворятся.

Читайте так же:  Молитва ефросину повару

Так возьмем же в пример молитвенное постоянство и великую веру женщины хананеянки и не ослабнем духом ни на единый миг. Будем веровать с постоянством, непрестанно заботясь о том, чтобы огонь веры нашей не угас. Постоянно будем возносить молитвы свои к Богу Живому, как за себя, так и за всю Церковь Божию и за весь род человеческий. И вера – только вера – даст силы нашей душе и разгонит в ней всякий страх и всякое сомнение, а молитва прояснит дух наш и исполнит нас радостною надеждой, здравыми мыслями и пламенною любовью. Да укрепит милостивый и человеколюбивый Господь наш Иисус Христос веру нашу и да услышит молитву нашу, Ему же о сем подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Что главное в молитвенном правиле?

Отвечают пастыри

Полноценную духовную жизнь христианина невозможно представить без ежедневного молитвенного правила. А каким оно должно быть? Насколько длинным или кратким и из каких молитв состоять? Как сделать так, чтобы ежедневная молитва не стала формальной? На что обратить особое внимание, каких ошибок избегать? И что в молитвенном правиле самое главное?

Правило для человека, но не наоборот

– В молитвенном правиле есть три важных составляющих: мера, постоянство и качество.

1. Мера. В любом деле человека красит мера – и в трудах земных, и в трудах духовных. Найти средний, царский путь очень важно. Это залог успеха. В молитвенном правиле данный закон важен и актуален. Требуется понуждение себя на молитву – с одной стороны, и удержание от ревности не по разуму – с другой. Нельзя лениться, но опасно и переусердствовать. На мой взгляд, лучше в молитве что-то недоделать, пусть останется желание помолиться на другой день. Перебор чаще всего вызывает отторжение и протест. Отцы говорят: малому правилу цены нет. И здесь очевидно нужна помощь духовника, опытного и рассудительного практика-делателя. Но его совет предполагает меру свободы и личного выбора вопрошающего.

Не набирайте большого правила. Пусть оно будет такое, чтобы его человек мог исполнять всю жизнь. Помните: правило для человека, но не наоборот. Найденная правильная мера держит человека в духовном тонусе, но при этом сохраняется радость в сердце и желание молитвы. Учитывайте многие факторы: возраст, состояние здоровья, семейное положение, загруженность на работе и проч. Плодом правильного молитвенного труда является глубокое смирение и внутренний мир.

2. Постоянство. В молитве будьте постоянны. Это завет апостола Павла. Успех в любом деле зависит от нашего усердия и постоянства. Но не только. Действительно, под лежачий камень вода не течет. Но следует помнить, что мы лишь соработники у Бога. «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3: 7). Важно, чтобы наши труды благословил Бог. Святые отцы говорят о синергии – о нашем постоянном труде в молитве и благодатной помощи свыше. В этом залог успеха. Остановки в молитвенном подвиге быть не может. Молитвенный труд напоминает катание на двухколесном велосипеде или плавание на лодке против течения: только непрестанные усилие и труд обеспечивают движение вперед. В молитве те же законы: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). За постоянство в молитвенном труде сухость сердца и душевная скука со временем сменятся бодростью духа и желанием молитвы. Это признак преуспеяния и благодатной помощи свыше.

3. Качество. Лучше меньше, да лучше. Об этом следует помнить всякому, кто приступает к молитвенном труду. Качество молитвы определяют два признака: внимание для ума и глубокое покаяние сердца.

Внимание преподобный Иоанн Лествичник называет душой молитвы. Он советует всякому заключать ум в слова молитвы. Вначале это у всех плохо получается, но отступать и сдаваться нельзя. Приложим труд, и Бог обязательно поможет, пошлет нам со временем ангела-хранителя нашей молитвы.

Будь на молитве как младенец незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих тебя

Покаяние в сердце и глубокое смирение – это подлинный жертвенник, с которого Бог принимает наши духовные жертвы, среди которых главная – молитва. А еще будь на молитве как дитя лепечущее и младенец незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих тебя. Помни о своем неоплатном долге перед Богом, тогда легче простишь людей. Важно стяжать внутренний плач сердца о своих грехах – важный признак подлинного покаяния.

Понятно, что выполнение данных условий возможно при небольшом молитвенном правиле. Всё подлинно качественное обычно представляет собой штучный товар. В музыке от детей требуют «чистенько» сыграть простую гамму, при изучении иностранного языка – правильно построить фразу, от начинающего водителя – не сбить при парковке флажки. Опыт придет со временем, и тогда можно будет добавлять объем труда. А мы будем со смирением исполнять наше небольшое молитвенное правило – ежедневно и постоянно, следя за качеством нашей молитвы, помня, что не наши труды определяют успех, но всесильная помощь Божия, а с ней нам возможно всё и в этой жизни, и в будущей.

Нельзя научиться молиться, игнорируя правило

– Наша жизнь так устроена, что всякое содержание тесно связано с формой. Бессмертная душа присутствует в смертном теле, Святые Дары хранятся в дарохранительнице, благовонное миро – в сосуде, а для молитвенных воздыханий внешней формой является правило. Как у реки есть русло, по которому вода легко течет вперед, так и молитвенное правило – это русло, по которому течет наше молитвенное обращение к Богу.

Когда человек хочет просто молиться без каких-либо правил, то обычно такая молитва быстро заканчивается, после нескольких сердечных вздохов душа оскудевает, не знает, что произнести, потому что мы не можем сами собой обрести молитвенное настроение.

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Богородицы Казанской

Молитвенное правило организует душу, настраивает ее на молитву. Утренние и вечерние молитвы, правило перед Причащением, различные молитвословия – все эти молитвы составлены святыми людьми, в них вложены те мысли и чувства, которые должны быть у любого молящегося. Поэтому нельзя научиться молиться, игнорируя правило.

В молитвенном правиле важно постоянство. Если правило не имеет регулярного исполнения, то оно перестает быть правилом. Это будет своего рода духовное хобби по выходным, когда от нечего делать берешь в руки молитвослов: ну-ка, что там такое? Правило – это как выход солдата на пост, на часы: не важно, какое у тебя самочувствие или настроение, ты все равно становишься на молитву. И происходит чудо – на правило ты можешь встать унылым, вялым, внутренне убитым, а выходишь после правила бодрым и крепким, внутренне возродившимся. Потому что молитва дает силы душе.

Молитвенное правило – только средство, а цель – Божия благодать, которую молящийся должен стяжать

Но смысл правила не в самой по себе вычитке текстов, а в том, чтобы обрести живое предстояние пред Богом, стяжать молитвенное настроение, дух общения с Господом. Молитвенное правило – только средство, а цель – Божия благодать, которую молящийся должен стяжать.

Представим, что кто-то пытается найти клад. Кирка и лопата – лишь средства к этому, они ценны настолько, насколько способствуют обретению клада. Поэтому смешно гордиться своим правилом, будто от этого ты уже стал святым. Преподобный Силуан Афонский рассказывал про подвижника, который говорил, что непременно должен спастись, так как выполняет каждый день такое-то количество поклонов, но в день смерти он разорвал на себе одежду. Ему открылось, что поклоны сами по себе его не могут спасти. Нас спасают не наши поклоны или молитвы, спасает Бог, с Которым мы жаждем общения посредством наших молений.

Молитвенное правило каждый раз надо совершать с тем чувством, что Господь присутствует рядом, Он видит, как мы обращаемся к Нему, это наше личное обращение к Богу. Молитвенное правило, выполняемое усердно, внимательно и с покаянием, отверзает сердце для Божией благодати, а благодать восполнит любую нужду. И может быть, от того, с каким чувством и вниманием мы исполняем правило, зависит наша вечная участь.

В феврале 2016 года у близкой знакомой, Светланы, дочь попала в тяжелую ситуацию. Когда она ехала ночью по Садовому кольцу, то на дорогу выскочил в неположенном месте молодой человек. Расстояние оказалось слишком маленьким, чтобы успеть затормозить, и девушка сбила его. Как водитель девушка была признана невиновной, но легче ей от этого не было. С тяжелейшими множественными переломами, в состоянии комы пострадавшего доставили в больницу имени Склифосовского. Врачи сказали, что вероятность на выздоровление невелика: из комы редко кто выходит. Светлана в слезах обратилась к близким людям. Было решено в тот же день всем в одно время читать акафист великомученику Пантелеимону, затем каждый день читали акафист Божией Матери «Взыскание погибших». Светлана с дочерью исповедовались и причастились; конечно же, служили молебен об исцелении пострадавшего. И после этого свершилось чудо: больной пришел в себя, а на следующий день уже был переведен в другую больницу в связи со значительным облегчением его состояния.

Казалось бы, исполнены были просто какие-то молитвенные правила, но совершилось чудо. Поэтому молитвенное правило, которое с благословения духовника творится вместе, ради восполнения какой-то нужды, имеет огромное значение, а кому-то в буквальном смысле спасает жизнь.

Молитва должна подкрепляться доброй христианской жизнью

– Первый вопрос, который возникает, когда заходит речь о молитвенном правиле, – это то, насколько оно должно быть длинным и из чего состоять. Но это, как мне кажется, вопрос хоть и первый, но не главный. И, тем не менее, без его разрешения мы к главному не подойдем. Итак, оставим пока в стороне монастырский устав, потому что там вопрос о составе и продолжительности правила решен, и поговорим о мирянах, тем более что люди сами задают этот вопрос довольно часто, а именно: какие молитвы должны входить в повседневное правило? И вот здесь иногда приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией, когда люди и то малое, что надобно исполнять, – не исполняют как должно, но ищут еще какого-то «сверхправила» или «особых молитв». Это подобно тому, как если бы кто-то, небрежно и поспешно, косо и криво справив фундамент, спешит построить на нем как можно более высокий дом и, вместо того чтобы позаботиться о надежности основания, простирает свой ум к построению новых и новых этажей. Понятно, чем такое строительство может окончиться.

Самое же простое и, вот не побоюсь сказать, достаточное для доброй, благочестивой жизни правило – это внимательное, со смирением чтение утренних и вечерних молитв. Если есть возможность – ежедневное чтение главы из Евангелия и из Апостола. Опять же если есть такая возможность и силы – чтение кафизмы или больше из Псалтири. Непременно добавим сюда молитвы перед едой и после еды, перед работой и – благодарственные, по завершении рабочего дня. А остальное можно добавлять по совету с духовником, и выбор здесь воистину безграничен.

И вот теперь мы приступаем действительно к главному. Любая молитва, во-первых, должна быть подкреплена нашей повседневной доброй христианской жизнью, то есть внимательным к себе отношением в исполнении заповедей Христовых. Иначе на нашу молитву Господь отвечает нам такими словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). Итак, главное условие исполнения всякого молитвенного правила есть «постоянство в доброделании», как говорит апостол Павел (Рим. 2: 7).

Главное в молитвенном правиле – сердечное сокрушение и всецелое предание себя в руки Божии

Но и это еще не всё. Потому что, как бы мы ни старались быть внимательными и ревностными в исполнении Христовых заповедей, мы исполняем в лучшем случае то простейшее, что должны исполнить, а зачастую, при внимательном к себе отношении, вынуждены будем признать, что и малой толики должного не исполняем. И понимание этого пусть приводит нас не в уныние, а к смиренному осознанию своей неключимости. И вот это действительно главное во всяком молитвенном правиле: сердечное сокрушение, внимание в молитве и всецелое предание себя в руки Божии.

Будем всем сердцем, всей душой, всем помышлением с любовью устремляться к Господу на всякое время и во всякий час, с глубоким осознанием своей немощи – и тогда любое, пусть даже самое простое и небольшое молитвенное правило, несомненно, милостью Божией принесет нам духовную пользу.

О постоянстве в молитве и птицах небесных

Всё живое в этом мире ищет для себя блага в житейском смысле, но только человек призван к обладанию благами духовными, высшими, и жажда этих благ заложена в самой его природе, если только он не угашает в себе этот дар. И когда мы задаёмся вопросом: о чем и как молиться Богу, то первый ответ всегда должна подсказывать нам сама эта духовная жажда. Помните, как у псалмопевца Давида сказано: Как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2).

Читайте так же:  Молитва о беременности луке крымскому

Господь Сам говорит, что Отец Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). И под благом здесь понимается не еда и питие, не одежда (не обычное, потребное в житейских нуждах), а благодать Духа Святаго, как об этом и говорится прямо в другом Евангельском отрывке (ср. Лк. 11, 13).

Высшее благо для нас — это стяжание духа Христова

Высшее благо для нас — это стяжание духа Христова, чтобы мы были во всём подражателями Ему, но подражателями не механическими, а живыми, чтобы в нас присутствовали те же чувствования, что во Иисусе Христе. Этого нам надо искать более всего, об этом иметь главное свое попечение и заботу.

Но бывает так, что это наше естественное стремление, будучи заглушаемо суетной, греховной и плотской жизнью, ослабевает и гаснет в нас настолько, что вместо живого стремления к Богу остается только смутная мятежность и тоска от неизбывной и необъяснимой с житейской точки зрения мучительной неудовлетворенности.

Есть только один путь возвращения к живой вере — это путь слушания Слова Божьего

Но как просить? Именно, что с усердием и постоянством. Невзирая на обстоятельства переменчивой внешней и внутренней жизни. И вот здесь нам опять Господь подаёт пример через братьев наших меньших. Помните, как Спаситель говорит о птицах небесных, что они не сеют, не пашут, а Господь питает их (ср. Мф. 6, 26). Как же именно питает? Всевозможными путями, в том числе и через нас — людей. Но вот что важно: сами птицы усердствуют в поиске пропитания и в этом своем усердии показывают нам пример того, как и мы сами должны просить Господа, но только не о земной пище, а о высшей, духовной.

У нас на карнизе, с внешней стороны кухни и на балконе обитает уже не один год пара голубей. То есть они появляются там периодически, питаясь от нашего дома, и для них это стало такой же естественной и неотъемлемой частью их жизни, как летание, курлыканье и свивание гнезда по весне. Но они не просто питаются — они просят, требуют пропитания с настойчивостью и с постоянством. Не случайно преподобный Паисий говорил, что мы для животных как боги, и они от нас ожидают милости…

«Глава семейства» — маститый голубь, бывалый и переживший немало. Об этом говорят хотя бы лапки его, по-видимому, отмороженные когда-то, потому что на одной у него недостаёт пальца, а вторая и вовсе представляет собой культю, на которую он прихрамывает, когда прогуливается неспешно по подоконнику. Подруга его — по видимости, моложе его и бойчее, и неустанно, в перерывах между кормежками, проявляет о нем самую трогательную заботу. То блошек выискивает с нежным курлыканием, то «целует» заботливо.

Оба они, по-видимому, считают, что балкон наш и карниз кухонный — это их «вотчина», и когда залетают сюда иные собратья — начинаются настоящие битвы «за сферу жизненных интересов». Тут и трубные звуки всех угрожающих и воинственных оттенков, и хлопанье крыльев — которыми голуби, оказывается, лупят друг друга почем зря, так что только перья летят, и «героическое» раздувание и выпячивание груди, и все прочие шумные атрибуты голубиных боёв. Балкон у меня приоткрыт, я с утра печатаю иногда на компьютере, и вот, когда голубиная братия поднимает совсем уж невообразимый шум, — я выхожу, чтобы их разогнать. Но это бывает нечасто, только когда на «кровное» посягают залетные. А большей частью жизнь голубиной парочки протекает тихо и мирно.

Итак, раннее утро. Я захожу на кухню, жалюзи и шторы закрыты, но я знаю, что с наружной стороны, в любое время года и в любую погоду, на карнизе уже ждет или сам «бывалый», или в паре со своей ненаглядной голубкой. Прежде всего я догадываюсь об этом по характерному и даже, как я думаю, нарочитому «топотанию», которым голуби стараются привлечь внимание, едва поймут, что кто-то появился на кухне. Я их так и называю за эту «чечетку»: «голуби-топотуны». Но если эта «мера влияния» не оказывает должного воздействия — начинается настойчивое и внятное «мычание». Да, я не оговорился, и, представьте себе, голуби, когда хотят напомнить о себе и привлечь внимание — начинают «мычать». Вот и матушка моя заходит на кухню и, услышав это «мычание», ещё никого не видя за закрытыми ставнями и жалюзи, уже искушенно замечает:

— О, прилетела парочка, Абрам да Сарочка.

Шторы открываются, мы готовим завтрак, общаемся, но между делом замечаем, как из-за закрытых и занимающих половину окна жалюзи периодически высовывается и заглядывает в кухню любопытная голова с внимательным, в оранжевом ободке, глазом. Головка как бы говорит: ну что вы там, про нас не забыли? И для верности опять начинается согласное «мычание». И так продолжается… сколько надо. То есть до тех пор, пока створка окна не приоткроется и хозяйка не просунет в расковырянную в низу противомоскитной сетки дырку — зерна или хлебушка, что придется. И вот тут начинается ликование и буйство восторга. Не забыли! Ура! Накормили. К слову, сама эта дырка образовалась не естественным путем, а именно вследствие, с одной стороны, неотступных и настойчивых просьб, а с другой — «сдавшегося» на милость сердца.

Только бы мы не ждали, что всё случится само собой, а просили с настойчивостью и постоянством

Начинается всё сначала, потому что надо же нам как-то напомнить: просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам (Мф. 7, 7). Только бы мы не ждали, что всё случится само собой, а тоже просили с настойчивостью и постоянством…

Видео (кликните для воспроизведения).

Этой весной «бывалый» нас удивил, он стал приносить веточки. То есть не то чтобы он просто «проходил мимо» с этими веточками в клюве, а именно приносил, и заглядывал в окошко, и ждал, пока появится «хозяйка», и чуть ли не вручал ей эти «веточки мира» — настойчиво и терпеливо. Мы всё пытались понять, что бы это значило, и шутили, что «бывалый» приглашает матушку стать «старшей по гнездовищу». Но, так или иначе, вспоминалась всё время история с Ноем и голубем, который принес свою веточку в клюве, как символ милости и примирения человечества с Богом…

Постоянство в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here