Пост и молитвы

Полное описание: Пост и молитвы - в детальных подробностях для наших читателей.

Четыре духовные пользы от поста и молитвы

Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.

Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.

Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.

1. Пост ведет к глубоким личным отношениям с Богом.

Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.

Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.

Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).

Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.

2. Жертвуем своим комфортом ради духовной проницательности

Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.

Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.

Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.

“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).

3. Пост открывает наши сердца духовному обновлению

Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).

Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).

4. Молитва и пост разрушают сатанинские твердыни

Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.

Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.

Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.

“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).

В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.

Простой способ вхождения в пост

Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.

Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.

Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.

Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.

Когда мы подавляем свою плоть, усиливаются наши духовные стремления.

Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.

Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”

Молитва и пост

Полюбите пост.

Пост означает временное воздержание от еды в совокуп­ности с усиленной молитвой Богу. Люди, которые постятся и молятся, имеют горячее желание приблизиться к Богу, который выше человеческого понимания.

Одна из самых насущных и желанных потребностей человека — еда. Конечно, у нас есть множество других желаний, но они не так тесно связаны с вопросом нашего выживания.

Молитва и пост высвобождают силу, способную контро­лировать наши желания и похоти. Враг пытается украсть, убить и погубить нас при помощи похоти плоти, очей и жадности. Когда мы контролируем свою похоть и жадность через искреннюю молитву и пост, враг не может причинить нам вреда. Во время поста и молитвы наши сердца омываются, очищаются и наполняются Святым Духом, мы становимся способными ниспровергать силу сатаны.

Пост приводит нас к смирению перед Богом. В сравне­нии с одиночной молитвой, молитва с постом дает нам силу, превосходящую наше разумение. Если мы не молимся с постоянством и периодически не постимся, мы теряем особую привилегию иметь проявление силы Божьей внутри нас. К тому же очень важно поститься и молиться правильно.

Пост должен начинаться с покаяния

Если мы постимся и молимся без понимания самого смысла поста, наш пост и молитва окажутся бессмысленными.

а) Мы должны покаяться в грехе. «Покайтесь, ибо при­близилось Царство Небесное» (Мат. 3:2). Если мы ис­кренно хотим поститься и молиться, мы должны пре­жде всего покаяться в грехе. Иначе наш пост и молитва не будут приняты Господом.

Читайте так же:  Молитва об устройстве на работу детей

б) Мы должны оставить мирские удовольствия во время поста. Просмотр телевидения, чтение журналов или разговоры с друзьями не приносят пользы посту. Бог желает, чтобы мы были в смирении, а подобные удо­вольствия могут стать нам помехой.

в) Мы должны полностью сконцентрироваться на Боге. Мы должны отложить все дела во время поста. Это одна из причин, по которой Молитвенная гора явля­ется хорошим примером места для проведения поста и молитвы. Это отделенное место, и мы не рискуем быть искушенными похотью плоти, очей и гордостью жи­тейской. Мы можем быть сконцентрированы на Гос­поде всем нашим сердцем.

г) Мы должны прощать других. Мы также должны от­речься от таких грехов, как ненависть, гнев, жалоба и ропот. Чудесная сила поста и молитвы никогда не про­явится в нас, пока мы не приведем наши сердца в пра­вильное положение перед Богом. Таким образом, чтобы поститься и молиться, находясь в воле Бога, будучи принятым Им, мы должны сделать эти четыре шага: 1) отречься от греха; 2) оставить удовольствия мира; 3) полностью сконцентрироваться на Боге; 4) прощать других.

Цель и сила поста

Многие люди постятся и молятся без понимания цели поста и молитвы. Очень важно знать, почему пост и молитва приносят силу.

а) Пост имеет власть ослаблять узы зла. Дьявол приходит украсть, убить и погубить. Петр предупреждал нас об этом, когда писал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

После избрания двенадцати учеников Иисус повелел им «изгонять бесов» (Мар. 3:15). Мы тоже можем иметь такую же силу изгонять злых и нечистых духов, духов лжи и духов прорицания.

Дьявол — часть духовного мира, – не естественного. Поэтому мы должны бороться посредством силы поста и молитвы.

В Евангелии от Марка в девятой главе мы видим пример проявления силы поста и молитвы. Сойдя с горы Преображения, Иисус, Петр, Иаков и Иоанн вернулись к ученикам, вокруг которых собралась большая толпа людей. Ученики спорили с фарисеями и книжниками об одержимом мальчике. Бессильные ученики оказались в затруднительной ситуации.

Увидев Иисуса, отец мальчика сказал: «Учитель, я привел моего сына, одержимого духом немым. Если можешь, сжалься над нами и помоги». Иисус отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Потом Он запретил нечистому духу, приказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». Нечистый дух оставил мальчика. Ученики были озадачены.

Оставшись наедине с Иисусом, они спросили его: «Почему мы не могли изгнать беса?» Иисус сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

б) Пост имеет силу освобождать от тяжелого бремени. Многие люди обременены плохими привычками и переживаниями. Они не могут освободиться от них, потому что попались в ловушку сатаны.

Даже после раскаяния злые намерения могут зарождаться в голове человека. Нас можно сравнить с вымытой свиньей, которая все равно возвращается валяться в грязи. Только через пост и молитву злые намерения могут полностью 1 оставить нас.

Многие люди страдают от таких зависимостей, как куре­ние, алкоголь или наркотики. От них невозможно получить освобождение только медицинским путем. Только через силу поста и молитвы эти заболевания могут быть полно­стью исцелены.

в) Пост имеет силу выпустить измученных на свободу. Люди двадцать первого столетия живут в скоростном индустриальном обществе. Ускоренный ход жизни с тревогами и заботами может вызвать сильную де­прессию и меланхолию, которые зачастую приводят к умственным расстройствам. Врачи считают, что около шестидесяти процентов всех заболеваний в мире вы­званы стрессом.

Не так давно в Корее умственно больной студент зарезал ножом профессора прямо у дверей аудитории. Это яркий пример, насколько остро злонамеренные люди нуждаются в Иисусе Христе, чтобы получить свободу от напряжения и стресса. Ключ к свободе от стресса — пост и молитва. Толь­ко тогда наше тело, ум и душа будут полностью свободны от бремени стресса.

Люди, которые постоянно молятся и постятся на Мо­литвенной горе, общаясь с Господом и исполняясь Святым Духом, способны наслаждаться свободой и миром в Иисусе Христе. И тогда стресс уходит прочь.

г) Пост имеет силу разбивать иго. Наша жизнь полна различных проблем, больших и маленьких. Эти про­блемы являются нашим игом. Пост и молитва имеют власть разбить любое иго.

Если вы изучите жизни великих мужчин и женщин Биб­лии, вы увидите, что они постились и молились. Моисей дважды брал сорокадневный пост с молитвой (см. Втор. 9:9, 18). Иисус постился и молился сорок дней и ночей (см. Лук. 4:1, 2). Апостолы Иисуса постились каждый раз, встречаясь с большими трудностями. Пост и молитва ведут нас к победоносной христианской жизни.

Действия, которые должны сопровождать пост и молитву

В Книге пророка Исайи (58:7) написано об определенных действиях, которые должны сопровождать пост и молитву. Недостаточно просто поститься и молиться. Мы должны сопровождать наш пост и молитву особым поведением.

Мы должны разделить свой хлеб с голодными. Если мы безразличны к людям, находящимся в острой нужде, наш пост и молитва становятся неэффективными. Мы должны сделать для этих людей все, что в наших силах.

Мы также должны предоставлять наши дома бездомным. На улицах много людей, которым некуда пойти. У них нет своего дома. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Рас­точил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9). Слишком много людей увлечены лишь собой и своими нуждами. Они пренебрегают и не желают видеть нужды тех, кто находится рядом с ними. Живя победоносной христиан­ской жизнью, мы должны испытывать сострадание к ближ­ним и отвечать на нужды других с большим усердием.

Полноевангельская церковь Йодо ведет разносторон­ние служения. Наша программа побуждает членов церкви делиться своим материальным имуществом с нуждающи­мися людьми. Мы оказываем помощь домам престарелых, инвалидам, церквям в сельской местности и некоторым другим организациям. Перед тем, как начать это служение, я открыл свой шкаф и обнаружил несколько костюмов, ко­торые я не носил четыре или пять лет. Хотя я их не но­сил, но выбросить их было жалко. Таким образом, прежде чем начать служение, я отдал эти костюмы нуждающимся людям. Сейчас, открывая свой шкаф, я каждый раз испы­тываю приятные чувства. Мы должны делиться одеждой с бедными. Бог неоднократно призывал нас оказывать ма­териальную помощь нашим близким. Когда мы делимся с нуждающимися, наша молитва и пост будут эффектив­ными.

Читайте так же:  Мощная молитва от зла

Пророк Исайя также учит нас не пренебрегать самими собой. Мы можем быть настолько поглощены нуждами других, что будем пренебрегать нуждами собственной семьи.

«Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Некоторое время назад один незнакомый человек при­шел ко мне в офис и попросил предоставить ему офис в на­шей церкви. В ходе нашего разговора я задал ему вопрос о его семье. Он широко улыбнулся и сказал:

— Пастор, вы не должны беспокоиться обо мне. Ради служения Богу я отверг мою жену и детей.

Не скрывая возмущения, я воскликнул:

— Вы отвергли семью? Тогда наша церковь отвергает вас как прокаженного. Пожалуйста, покиньте мой офис.

Как человек может посвятить себя служению Богу, если он не заботится о своей собственной семье и детях? Как он может разбираться с духовными нуждами членов церкви, когда сам не заботится о нуждах своей семьи?

Когда мы постимся и молимся, мы должны быть твердо уверены в том, что восполнили нужды своей семьи. Только тогда наша молитва и пост будут эффективны.

Результаты поста и молитвы

«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „Вот Я!”» (Ис. 58:8,9). «Тогда откроется как заря свет твой» — ваше понимание Слова Божьего будет обновлено. Вы будете способны понять истину Писания, которую не понимали раньше, до поста и молитвы.

«И исцеление твое скоро возрастет» — вы переживете освобождение от болезней и физических немощей.

«И слава Господня будет сопровождать тебя» — вы будете переживать новые благословения и преуспевание в том, что вы делаете.

«Вот Я!» — вы увидите потрясающие ответы на ваши мо­литвы.

Пусть Бог обильно благословит вас и откроет вам новую силу и освобождение через эффективную молитву и пост.

Великий пост 2019: молитвы, читаемые в пост дома

Великий пост у православных в 2019 начинается 11 марта и продлится до 27 апреля включительно. Это самый долгий и строгий из многодневных постов, который направлен на духовное и физическое очищение и оздоровление человека

Великий пост предшествует празднику Пасхи — в 2019 году христиане празднуют Светлое Воскресение Христово 28 апреля.

Смысл поста — не просто отказ от мясо-молочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни. Но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями.

Пост дает возможность о многом подумать и многое духовно переосмыслить. Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце и понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он нас призывает.

Но пост без молитвы — не пост, а просто диета. Во время поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Молитва в Великий пост

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну — краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

Видео (кликните для воспроизведения).

В конце 12 раз читать “Боже, очисти мя, грешнаго”, сопровождая поясными поклонами. Затем еще раз повторить молитву Ефрема Сирина и завершить чтение одним земным поклоном.

В кратких строках молитвы Святого Ефрема запечатлен весть путь духовного совершенствования человека, в которых люди просят помощи у Бога в борьбе со своими пороками — унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просят увенчать их венцом всех добродетелей — смирением, терпением и любовью.

Утренние молитвы

В утреннее время можно читать короткие и легкие молитвы, позволяющее задать положительное настроение на весь день.

Молитва мытаря: “Боже, милостив буди мне грешному”. (Поклон). Согласно Евангелью от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прошения милости Божией.

Трисвятое: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Молитва к Пресвятой Троице: “Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Молитва Господня: “Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь”. Эту молитву можно читать в любое время, в том числе и перед едой и вечером.

Читайте так же:  Сильная молитва от алкоголя на водке

Вечерние молитвы

Перед сном можем прочитать молитвы предначинательную и к Пресвятой Троице, которые читаются по утрам.

Молитва к Богу Отцу: “Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь”.

Молитва ко Святому Ангелу хранителю: “Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия ротивнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе рогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и не достойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа мого Иисуса Христа и всех святых. Аминь”.

Также можете прочитать молитвы, обращенные к Спасителю, Богоматери и Пресвятому Духу.

А прямо перед сном следует произнеси: “В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь”.

О покаянии

Один из величайших Святых, преподобный Макарий Египетский говорил, если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: “Боже, очисти меня грешного, яко николиже (то есть никогда) сотворих благое пред тобою”.

Произносить молитвы можно не только во время богослужений или дома — утром и вечером. Миряне могут молиться в любое время — при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

Священнослужители советуют за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия, так как трудно быть христианином, не зная Святое Писание. Рекомендуется читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться, а после чтения поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.
Время Великого поста дается специально Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных праздников.

Материал подготовлен на основе открытых источников

10 правил Великого поста


«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), – мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.

Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.

Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.

Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

Читайте так же:  Молитвы до Бога

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.

«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», – скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.

Небесполезно будет почитать Святых Отцов – «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…

Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.

Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.

Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

Кто кому помогает?

То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Читайте так же:  Молитва верую на Крестины

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Пост и молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here