Содержание
Поминальная Молитва
Спектакль снят с репертуара
Программа спектакля “Поминальная Молитва” 1989 год |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Умение тонко чувствовать свое время – необходимое качество для любого театрального режиссера! Но когда постановщик делает попытку рассказать о событиях давно минувших дней, то неминуемо рискует. Но почему?!
Все дело в том, что в отличие от современных дней исторические события начала двадцатого века до сих пор вызывают массу противоречивых мнений. И в особенности, если высокое искусство театра касается столь злободневного еврейского вопроса.
Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением и постановка «Поминальная молитва», премьера которой состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть миллионы российских телезрителей.
Но можно ли сегодня утверждать, что успех явился случайностью? Нет, только не в данном случае! Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех. Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно все, кто был причастен к работе над спектаклем. Добавьте к этому поистине звездный актерский состав Ленкома, и вы поймете, почему с появлением спектакля «Поминальная молитва» его жаждали увидеть десятки тысячи театралов страны.
Одна из лучших ролей сыгранных на театральной сцене! Приблизительно такими эпитетами восхваляли критики участие в спектакле актера Евгения Леонова. В постановке Евгений Леонов смотрелся действительно бесподобно в роле еврея Тевье. Как впрочем, и другой потрясающий актер ныне ушедший от нас навсегда. Александр Абдулов сыгравший в «Поминальной молитве» роль Менахем-Мендела запомнился многим театралам как невероятно выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля стоит отметить: Елену Шанину в роли Цейтл; молодую Александру Захарову, сыгравшую Хаву; Александра Сирина в образе Мотла и бесподобную Татьяну Пельтцер в роли Берты.
Но сразу возникает вопрос! Почему столь незамысловатый сюжет пьесы оказался настолько увлекательным? Неужели только участие именитых актеров вызывал к спектаклю повальный зрительский интерес? Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком. Любая история, в которой поднимаются темы об обретении счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни на какие национальные и расовые различия оставаться настоящим человеком всегда интересна людям.
В центре внимание спектакля «Поминальная молитва» судьбы нескольких еврейских семей времен царской России. После известных погромов прокатившихся по всей стране в 1905-м году простые евреи пытаются жить и радоваться жизни несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние чаянья и маленькие радости показаны в спектакле с особой трогательностью и любовь. Несмотря на различное вероисповедание и менталитет зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым к финалу становится близким и даже родным.
Безусловно, пьеса Григория Горина входит в число самых ярких и незабываемых постановок театра Ленком. И неслучайно на многих театральных сайтах сегодня выложена видеоверсия спектакля «Поминальная молитва», которая до сих пор пользуется неизменным интересом зрителей.
Пьеса Г. Горина в 2 частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема Премьера — 1989 г.
Действующие лица и исполнители:
Тевье, молочник — н. а, СССР Е. Леонов, з. а. В. Стеклов
Голда, его жена — Л. Матюшина
Их дочери:
Цейтл — з. а. Е. Шанина
Годл — Л. Артемьева
Хава — А. Захарова, Е. Степанова
Бейлке — А. Семашко, В. Кливлидзе
Шпринце — В. Мурашова
Менахем-Мендл, родственник Тевье — з. а. А. Абдулов
Берта, его мать — н. а. СССР Т. Пельтцер, з. а. М. Лифанова
Лайзер-Вольф, мясник — н. а. В. Ларионов
Степан, плотник — з. а. Б. Чунаев
Мотл, портной — А. Сирин
Перчик, студент — И. Агапов
Федя, писарь — А. Леонов
Ребе, раввин — з. а. В. Корецкий, В. Кузнецов
Священник — н. а. Ю. Колычев, з. а. Б. Никифоров
Урядник — С. Степанченко
Войцек, трактирщик — Б Беккер, А. Карнаушкин
Трактирщица — А. Дорохина
Нахум — Л. Громов
Барышня из города — Т. Захава
Музыкант — С. Рудницкий
Мальчик-скрипач — Леня Горелик
Девочка – Оля Рябинкина
Женский вокализ — И. Мусаэлян
Танец с платками — Л. Громов, Г. Козлов
Постановка н. а. М. Захарова.
Сценография О. Шейнциса.
Режиссер Ю. Махаев.
Костюмы В. Комоловой, Е. Пиотровской.
Музыка М. Глуза.
Хореография С. Воскресенской.
Поминальная молитва (1993)
Всего сообщений: 48
обсуждение
№ 1 Анатолий (Израиль) 12.04.2009, 22:31
Нечего тут обсуждать.Гениальный спектакль. К сожалению, в интеренете
встретилась только первая половина
спектакля. С удовольствием всей
семьей посмотрели бы спектакль
целиком.
№ 2 Элла (Томск) 14.04.2009, 12:58
Анатолий-что значит нечего обсуждать? Мне спектакль в моем городе понравился больше.
Другое дело,что сам факт инсценировки романа Шолом-Алейхема было событием в нашей стране.
№ 3 Вера (не скажу) 15.04.2009, 10:32
По ТВ показывали отрывки и там играла ещё Татьяна Пелтцер. или я что-то перепутала?
№ 4 Элла 16.04.2009, 10:12
Вера-играла .
№ 5 Лена (Кр-г) 19.04.2009, 20:05
Степан -такая фамилия, редкая. Это Пельтцер экспромт. Не знаю игралось ли это после нее.
№ 6 Артём (Донецк) 28.06.2009, 22:47
Есть две записи “Поминальной молитвы” -1989 года (там играла Пельтцер) и 1993.
№ 7 Анна (Самара) 23.03.2010, 14:19
Любила, люблю и буду любить этот спектакль! Рискуя обрушить на свою голову гнев поклонников “Ленкома”, всё же выскажусь. Для меня “Поминальная молитва” Горина-Захарова, один из лучших спектаклей этого театра. Когда я смотрю другие (более поздние) постановки, то начинаю скучать: иногда прямо в зрительном зале, а иногда – по тому времени, когда именно ТАКИЕ спектакли шли на сцене этого театра!
№ 8 Ирина Панфиленкова (Дмитров Московская область) 5.04.2010, 17:49
Мне повезло посмотреть этот спектакль в театре с Леоновым, Пельтцер, Абдуловым. Наверное, такого сильного впечатления от театрального спектакля больше не было никогда. В зале многие плакали, особенно когда звучал монолог Леонова!
№ 9 викся (азов) 19.07.2011, 16:12
Шикарный спектакль! Игра актеров безупречна! В финале я даже плакала!
№ 10 Бетти 9.09.2011, 05:34
Понравились только Леонов и Абдулов. Музыкальные вставки просто раздражали.
№ 11 натахка (тамбов) 12.09.2011, 18:09
А почему в списке актеров нет Людмилы Артемьевой, которая играла Годл? Кстати, при всей моей любви к Пельтцер спектакль с Фадеевой мне понравился больше.
№ 12 Бетти 13.09.2011, 05:25
Артемьева сыграла очень убедительно.
№ 13 Бетти 13.09.2011, 05:27
натахка,чтобы Аремьеву включили в титры, надо писать в Гостиную.
№ 14 МАГ 13.09.2011, 17:09
Леонов бесподобен. С интересом посмотрел только из-за Леонова, от самого спектакля не в восторге. Абдулов тоже венликолепен! И Степанченко выделю.
№ 15 Марина, П-к. (Петрозаводск) 14.09.2011, 15:23
А я не могу “отделить” великолепного Евгения Леонова – от спектакля “Поминальная молитва”. Ведь не будь такой сильной “основы” и играть было бы нечего! Когда впервые посмотрела (по TV, в 1993 г.), уснуть не могла – перед глазами постоянно проходили сцены из спектакля. И это впечатление не меркнет – несмотря на прошедшие годы!
№ 16 МАГ 14.09.2011, 17:56
Марина, П-к. (Петрозаводск)
Был бы кто-то вместо Леонова – смотреть нечего.
№ 17 Бетти 15.09.2011, 05:22
Маг-вот я и не в восторге.
№ 18 Вадим Сакович (Сан-Франциско) 6.01.2012, 08:57
Насчет гениального Евгения Леонова и его роли в “Тевье-молочнике”. Эту же роль, но в украинском театре великолепно сыграл Богдан Ступка (за что и получил Шевченковскую премию). Кто сыграл лучше – Леонов или Ступка – разговор глупый. Каждый по-своему.
Но вот интересно как сам Леонов (в режиссуре Захарова) говорил об этой роли, и почему он не использовал еврейский акцент для “натуражу”. Ведь и Ступка, и Ульянов, и все другие отлично вписали в роль характерный идиш-акцент, а Леонов говорил по-русски совершенно простым “крестьянским” языком.
Они это объяснили просто: Шолом-Алейхем – классик мировой литературы, который писал на идиш. Отсюда режиссер с актёром задают резонный вопрос – а что, Шекспира в русском варианте тоже надо играть с английским акцентом? Иначе будет неестественно?
Классный ответ.
После этого спектакля я решил посмотреть саму книгу. Нашёл её на сайте в Библиотеке Мошкова. Открыл и оказалось, что читать ещё интереснее, чем смотреть спектакль. Хотя в голове никакой другой Тевье-молочник, кроме Евгения Леонова возникнуть уже не мог. Я даже пытался самокритично сдвинуть мозги набекрень. но всё равно передо мной был Леонов. Вот гад, всех затмил! И не стыдно! 🙂
№ 19 Ленхен (Санкт-Петербург) 25.08.2012, 17:05
Так уж получилось. что я сначала прочитала пьесу и решила: “Это надо смотреть!”. Спектакль видела сначала другой, это был наш петербургский Театр Дождей. Расхваливать тот спектакль не буду по одной причине, это не его страница. Впоследствии уже в видеозаписи посмотрела ленкомовскую “Молитву” и тоже поняла, что тот “дождевой” спектакль мне оказался ближе. Хотя Леонов и Абдулов, разумеется, очень хороши. Думала, что я одна такая. но многие из тех, кто видел тот наш спектакль писали нечто подобное. Возможно, дело в том, что здесь не “вживую”, а видеозапись. И на этом сайте мнения разошлись. Короче, спектакль хорош, но я понимаю тех, кто пишет, что постановки в их городах и может быть не в самых известных театрах понравились им даже больше.
№ 20 Антон СПБ 17.09.2012, 16:06
Тевье для меня это только Евгений Леонов.
Жаль только, что не все моменты из книги вошли в пьесу. Трагическая история Шпринцы или моменты как Тевье едет на Святую землю.
№ 21 Бетти 20.09.2012, 10:57
А для меня Тевье-наш томский актер Козловский
№ 22 Антон СПБ 23.09.2012, 18:20
Когда, читаю книгу. Представляю себе Тевье в образе Леонова только с пейсами. А вот Голда в моем представлении выглядит как Татьяна Васильева.
№ 23 Бетти 24.09.2012, 05:19
А я всю жизнь мечтала увидеть в роли Тевье О. Борисова. Это было бы гениально! Броневой бы прекрасно сыграл.Может ,Брондуков,Смоктуновский?
№ 24 Антон СПБ 24.09.2012, 06:32
Бетти, Смоктуновский да именно!. Но у него бы Тевье получился бы чуть грустнее.
Артемьева, гениальна!. Ее Годл такая трогательная.
Захарова, тоже хороша, но образ Хавы намного ярче, в конце там такие эмоции.
№ 25 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 24.09.2012, 07:55
Антон СПБ
№ 26 Бетти 24.09.2012, 08:05
Список можно продолжать:Ульянов хорошо сыграл,Лев Борисов,Е. Миронов сыграли бы.
№ 27 Бетти 24.09.2012, 08:08
Ясулович,покойный Лемке.
№ 28 Антон СПБ 24.09.2012, 08:35
У Смоктуновского был сыгран свой “Тевье” в “Дамском портном”. Самая моя любимая его роль.
Игорь Ивлев, для меня Тевье трагическая фигура, уж столько ему пришлось пережить.
Из современных актеров я не знаю, кто бы мог сыграть Тевье. Может быть пожалуй Игорь Ливанов?.
№ 30 Бетти 24.09.2012, 08:49
Я тоже не вижу повода веселиться.
№ 31 Антон СПБ 24.09.2012, 08:50
№ 34 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 24.09.2012, 15:14
Антон СПБ
№ 36 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 24.09.2012, 21:15
Скажите, а кому нибудь понравились в этой постановке Цейтл и Мотл? Я понимаю, что их роли в принципе не такие выигрышные, как у основных персонажей, но на мой взгляд эта линия как-то совсем забыта. А жаль. И Шанина и Сирин играют вроде не громко, но по своему трогательно. Сирину вообще очень удаются трогательные мечтатели-неудачники.
И кстати я правильно понимаю, момент когда Мотл приносит в дом Цейтл и говорит, что встретил её у обрыва – это намёк на не вошедшую в пьесу трагедию Шпринцы?
№ 42 Бетти 25.09.2012, 04:52
В спектакле Ленкома мне понравился только Абдулов. Даже музыка раздражала.
Да,смеяться надо, согласна.
№ 43 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 26.09.2012, 00:04
Тея (Киев)
№ 47 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 27.09.2012, 16:09
Антон СПБ
№ 48 Антон СПБ 30.09.2012, 15:30
Ивлев Игорь, вам наверное покажется странным мой ответ. Вот вижу Васильеву в этой роли и все. Сам не знаю почему. интуиция. А вот в роли Хавы Елена Майорова чудесно бы смотрелась.
№ 49 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 30.09.2012, 22:20
Антон СПБ
№ 50 Антон СПБ 30.09.2012, 23:22
Ивлев Игорь, Какие роли. “Дамский портной” Васильева играет там гениально. Она как не какая другая актриса понимает еврейскую жизнь. Шутки, говор. Настоящая Идиш маме.
Видел отрывки спектакля “Тайбл и ее демон” это ураган страстей.
Хава в отличии от своих сестер стоит перед выбором. Или любовь с Федей и для родителей и всей общины она проклята и мертва либо размеренная жизнь с каким нибудь Лайзер – Фольфом в местечке. Хава выбирает любовь. И по книге этот выбор дается ей очень тяжко, но она кидается в эту страсть. Майорова как женщина сильная, страстная, справилась бы с ролью.
Захарова как актриса мне нравится.
№ 51 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 30.09.2012, 23:36
Антон СПБ
№ 52 Антон СПБ 30.09.2012, 23:50
Да любовь у всех сестер трудна, но счастливая по своему (в спектакле) и особого конфликта нет. Да поругался Тевье и остыл и принял выбор своих дочек, кроме Хавы И вот тут конфликт. По тем временам это был “конец света” не только для Тевье, но и для всей семьи. Я разделяю как отдельные произведения спектакль и книгу. В спектакль не вошло столько всего. Трагедия Шпринцы, Свадьба Бейлки по расчету. Кстати до сих пор спорят куда подевался рассказ про Тайбл пятую дочку Тевье, (говорят, что Шолом Алейхем написал этот рассказ, но по каким то причинам не включил его в книгу).
№ 53 Антон СПБ 30.09.2012, 23:59
Админы, включите в список актеров, Людмилу Артемьеву она играла Годл.
kino-teatr.ru:
Включено.
№ 54 Бетти 8.10.2012, 07:16
Мне кажется ,прекрасной Годл была бы А.Фрейндлих.
№ 55 Антон СПБ 14.12.2012, 18:30
№ 56 SATIRICON (МОСКВА) 15.12.2012, 14:44
Когда то давным давно в армии, мне довелось прочитать почти все произведения Шолома Алейхема, на удивление в маленьком подмосковном полку была шикарная библиотека и собрания сочинений можно было читать в читальном зале по выходным.Конечно из Шолома Алейхема мне больше всего запомнился «Тевье молочник», «Мальчик Мотл», «Песнь Песней», «Менахем Мендел» и множество рассказов, всё прочитать не удалось перекинули в другой полк, потом был незабываемый телеспектакль с бесподобным Михаилом Александровичем Ульяновым и уже потом много позже необыкновенный спектакль театра ЛенКом, сказать что спектакль понравился это очень мало сказать, спектакль поразил. Раскладывать на то кто был лучше кто не очень , просто невозможно, грандиозное впечатление в первые годы перестройки тогда, к счастью осталось и сей час, одно немного удивило по прошествии лет , так это отсутствие безмерно печальной и безмерно весёлой ,восхитительной Клейзмирской музыки.
№ 57 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 28.05.2013, 21:54
Антон СПБ
№42 Бетти
В спектакле Ленкома мне понравился только Абдулов. Даже музыка раздражала. Да,смеяться надо, согласна.
Тоже заметил, при очередном просмотре, Как то не очень органично смотрится музыка в спектакле.
№ 58 Бетти 29.05.2013, 05:27
№ 56 SATIRICON , а я больше всего люблю “Блуждающие звезды.”
№ 59 Марсия (Москва) 8.06.2013, 02:29
А мне больше всего понравилась музыка, до слёз. Если что не органично, так это актерский состав – Абдулов, Захарова. Смотрела в театре со Стекловым, но Леонов, как мне кажется, подходил на роль Тевье еще меньше. Сценография показалась ужасной, какая-то арматура, железяки, такой грохот от них стоял. Из всего спектакля понравилась последняя сцена, очень понравились танцы и, как уже написала, потрясла музыка. Вообще я не поклонник постановок Марка Захарова.
№ 60 Гринман (Алтайский край) 6.10.2013, 19:55
Леонов и Пельтцер в “Поминальной молитве” – вот это шедевр!
Поминальная молитва: как Евгений Леонов работал после клинической смерти


Детство актера Евгения Леонова прошло в небольшой московской коммуналке, которую он делил с папой-инженером, мамой-домохозяйкой и старшим братом. Окончив школу, он был вынужден устроиться на завод учеником токаря, чтобы помогать семье в покупке самого необходимого.
Актерский талант Леонова раскрылся только в 1943 году после поступления в авиационный техникум. Там юноша активно занимался творческой самодеятельностью, а на третьем курсе принял решение бросить учебу и всерьез заняться актерской деятельностью.
Специфическая внешность, неординарная дикция и природная стеснительность помогли Леонову поступить в Московскую экспериментальную театральную студию — приемная комиссия хохотала в голос, когда он читал стихи. Окончив обучение в 1947 году, начинающий актер сразу попал в труппу учреждения Дзержинского района, но испытывал проблемы с построением карьеры — новичкам приходилось участвовать только в массовках. В 1948-м он перешел в Московский драматический театр имени Станиславского, где сыграл Лариосика в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова, Робинзона в «Бесприданнице» Александра Островского, Креона в «Антигоне» Жана Ануя и Винченцо в «Де Преторе Винченцо» Эдуардо де Филиппо.
Испытывая серьезную материальную нужду, Леонов задался целью пробиться на широкий экран, но на протяжении нескольких лет ему приходилось играть только эпизодические роли.
Тем не менее, актер продолжал двигаться в заданном направлении, и в 1954 году в его жизни наступила белая полоса. Режиссер Михаил Яншин высоко оценил актерскую игру Леонова и назначил его на роль Лариосика в фильме «Дни Турбиных».
Звездой комедий актер стал в 1961 году после выхода картины «Полосатый рейс» Владимира Фетина. В этом фильме проявились те качества, за которые зрители любят и помнят Леонова до сих пор: милая неуклюжесть, мягкие интонации и общий образ обаятельного недотепы.
Одной из самых неожиданных работ актера была роль казака Якова Шибалка в экранизации рассказа Михаила Шолохова «Шибалково семя» — картине Фетина «Донская повесть». Благодаря этому фильму, в котором Леонов блистательно сыграл дуэтом с Людмилой Чурсиной, зрители и кинематографисты увидели, что актер способен и на острохарактерные драматические роли.
В 1968 году актер перешел в Театр имени Маяковского, где играл Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина» Сергея Найденова, Нарокова в «Талантах и поклонниках» Александра Островского и другие роли. После участия Леонова в телевизионной рекламе рыбы нототении режиссер Андрей Гончаров оскорбил его своим язвительным комментарием.
«Товарищи! Костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича. Скинемся, что ли, пустим шапку по кругу, чтобы артист не пробавлялся нототенией», — публично заявил Гончаров.
После этих слов актер уволился из театра имени Маяковского и перешел в театр имени Ленинского комсомола, где начал работать с Марком Захаровым и Георгием Данелией. Его наиболее известными ролями в нынешнем Ленкоме стали Ламме Гудзак в «Тиле» Григория Горина, Иванов в одноименной пьесе Антона Чехова, подсудимый в «Диктатуре совести» Михаила Шатрова и вожак в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского.
В 1970 году в карьере Леонова появился один из ключевых драматических персонажей — бывший разведчик, а ныне слесарь, встречающийся с фронтовыми товарищами на поминках по умершему однополчанину. Благодаря картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» многие зрители открыли в актере невероятную трагическую глубину.
Нельзя не упомянуть главную работу Леонова в озвучивании мультфильмов, которой является советский «Винни-Пух». Наряду с Анатолием Папановым и Василием Ливановым артист стал одним из главных мультипликационных «голосов» для множества поколений советских и российских детей.
В 1988 году с Леоновым случилось несчастье: находясь на гастролях в Германии, после обширного инфаркта он пережил клиническую смерть и экстренную операцию коронарного шунтирования. Позднее его жена Ванда Леонова рассказывала об этом в одном из интервью.
«Решили показать его врачу, а по дороге в больницу Женя… скончался. Немцы сразу же подключили его к аппарату искусственного дыхания.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Андрюша тоже был занят в этом спектакле, поэтому все время был с отцом. Врачи сказали, чтобы Андрюша разговаривал с ним, пел, читал ему стихи, потому что хотя Женя был без сознания, он все-таки мог что-то слышать. А вскоре и я прилетела туда. Врач сказал, что положение очень тяжелое, у Жени обширнейший инфаркт. Нужно было срочно делать операцию», — рассказывала Леонова.
Актер пролежал в коме 28 дней и спустя всего четыре месяца вернулся к работе. Не жалея себя, он участвовал в репетиции главной роли Тевье-молочника в спектакле Марка Захарова «Поминальная молитва» по Шолому-Алейхему. Эта постановка стала последней в карьере актера, который после болезни получал очень мало предложений.
«В начале 90-х мало снимали кино. Он себя чувствовал невостребованным. Папа сильно похудел, у него изменился цвет лица», — говорил сын актера Андрей Леонов на передаче «Судьба человека».
Собираясь на вечерний спектакль «Поминальная молитва» 29 января 1994 года, Леонов скончался из-за отрыва тромба в сердце. В этот день сотрудник театра вышел на сцену и сообщил зрителям о трагедии.
Поминальная молитва с леоновым
Спектакль поставлен по мотивам произведений Шолом-Алейхема.
Действия происходят в дореволюционной России, в тот период, когда начались гонения евреев. И без того нелегкую жизнь Тевье судьба раскрашивает чередой происшествий, испытывая его веру. Выдержит ли он все ее нелегкие удары? Сложно сказать, сколько осилит человек, но становится понятным, что вера помогает не сломиться в тяжелейшие моменты жизни.
Когда уже нет слез — пора смеяться, а что нам остается еще делать?
Произведение приподнимает завесу секрета своеобразного еврейского юмора. Бесподобная игра актеров и всецелое посвящение себя роли Леонова прозводят неизгладимое впечатление на зрителя.
Технические данные
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Поминальная молитва” в других словарях:
Поминальная молитва (телеспектакль) — Поминальная молитва Режиссёр Марк Захаров Юрий Махаев Виктор Безега В главных ролях Евгений Леонов Кинокомпания ТО «Артель» РТР … Википедия
Поминальная молитва (спектакль) — Поминальная молитва Основан на произведениях Шолом Алейхема Автор Григорий Горин, автор одноимённой пьесы Актёры Евгений Леонов Елена Шанина Александра Захарова … Википедия
Поминальная — ж. Песня, молитва, содержащая в себе поминовение усопших. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
КАДЕШ (молитва) — КАДЕШ (кадиш), еврейская поминальная молитва, славословие Господа … Энциклопедический словарь
СамАрт — Самарский Театр центр юного зрителя «СамАрт» был образован как областной ТЮЗ в 1930. Адрес театра: г. Самара, ул. Л. Толстого, 109. Содержание 1 История театра 2 Проекты театра 3 Реконструкция здани … Википедия
Театр Дождей — Координаты: 59°55′03.72″ с. ш. 30°18′16.32″ в. д. / 59.9177° с. ш. 30.304533° в. д. … Википедия
Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова — Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова … Википедия
Тевье-Тевель — Тев є Тевель Жанр трагикомедия Основан на пьесе «Поминальная молитва» (по мотивам произведений Шолом Алейхема) Автор … Википедия
Леонов Евгений Павлович — (1926 1994), актёр, народный артист СССР (1978). В 1948 68 в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. С 1968 в Театре им. Вл. Маяковского. С 1972 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1990 театр «Ленком»). Роли:… … Энциклопедический словарь
Леонов, Евгений Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонов. Евгений Павлович Леонов Дата рождения … Википедия
Поминальная Молитва

Спектакль снят с репертуара
Программа спектакля “Поминальная Молитва” 1989 год |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Умение тонко чувствовать свое время – необходимое качество для любого театрального режиссера! Но когда постановщик делает попытку рассказать о событиях давно минувших дней, то неминуемо рискует. Но почему?!
Все дело в том, что в отличие от современных дней исторические события начала двадцатого века до сих пор вызывают массу противоречивых мнений. И в особенности, если высокое искусство театра касается столь злободневного еврейского вопроса.
Как режиссер-новатор, Марк Захаров всегда славился смелым подходом к созданию своих спектаклей. Не стала исключением и постановка «Поминальная молитва», премьера которой состоялась в 1989 году. Успех спектакля оказался настолько ошеломительным, что в 1993 году появилась телеверсия ленкомовского шедевра, которую смогли увидеть миллионы российских телезрителей.
Но можно ли сегодня утверждать, что успех явился случайностью? Нет, только не в данном случае! Творческий союз таких выдающихся личностей, как Григорий Горин и Марк Захаров был просто обречен на громкий успех. Пьеса, написанная талантливым российским драматургом по мотивам произведений Шолом-Алейхема, была настолько многообещающей, что в успех постановки верили абсолютно все, кто был причастен к работе над спектаклем. Добавьте к этому поистине звездный актерский состав Ленкома, и вы поймете, почему с появлением спектакля «Поминальная молитва» его жаждали увидеть десятки тысячи театралов страны.
Одна из лучших ролей сыгранных на театральной сцене! Приблизительно такими эпитетами восхваляли критики участие в спектакле актера Евгения Леонова. В постановке Евгений Леонов смотрелся действительно бесподобно в роле еврея Тевье. Как впрочем, и другой потрясающий актер ныне ушедший от нас навсегда. Александр Абдулов сыгравший в «Поминальной молитве» роль Менахем-Мендела запомнился многим театралам как невероятно выразительный и образный персонаж. Среди других участников спектакля стоит отметить: Елену Шанину в роли Цейтл; молодую Александру Захарову, сыгравшую Хаву; Александра Сирина в образе Мотла и бесподобную Татьяну Пельтцер в роли Берты.
Но сразу возникает вопрос! Почему столь незамысловатый сюжет пьесы оказался настолько увлекательным? Неужели только участие именитых актеров вызывал к спектаклю повальный зрительский интерес? Разумеется, не только бесподобная игра признанных мэтров сцены как магнитом притягивала зрителей в театр Ленком. Любая история, в которой поднимаются темы об обретении счастье, поиске своего места в жизни и умении несмотря ни на какие национальные и расовые различия оставаться настоящим человеком всегда интересна людям.
В центре внимание спектакля «Поминальная молитва» судьбы нескольких еврейских семей времен царской России. После известных погромов прокатившихся по всей стране в 1905-м году простые евреи пытаются жить и радоваться жизни несмотря ни на что. Их ежедневные заботы и мечты, искренние чаянья и маленькие радости показаны в спектакле с особой трогательностью и любовь. Несмотря на различное вероисповедание и менталитет зрители к удивлению для себя наблюдают сцены из жизни знакомые многим из нас. И то, что вроде бы вначале спектакля казалось далеким и неприемлемым к финалу становится близким и даже родным.
Безусловно, пьеса Григория Горина входит в число самых ярких и незабываемых постановок театра Ленком. И неслучайно на многих театральных сайтах сегодня выложена видеоверсия спектакля «Поминальная молитва», которая до сих пор пользуется неизменным интересом зрителей.
Пьеса Г. Горина в 2 частях по мотивам произведений Шолом-Алейхема Премьера — 1989 г.
Действующие лица и исполнители:
Тевье, молочник — н. а, СССР Е. Леонов, з. а. В. Стеклов
Голда, его жена — Л. Матюшина
Их дочери:
Цейтл — з. а. Е. Шанина
Годл — Л. Артемьева
Хава — А. Захарова, Е. Степанова
Бейлке — А. Семашко, В. Кливлидзе
Шпринце — В. Мурашова
Менахем-Мендл, родственник Тевье — з. а. А. Абдулов
Берта, его мать — н. а. СССР Т. Пельтцер, з. а. М. Лифанова
Лайзер-Вольф, мясник — н. а. В. Ларионов
Степан, плотник — з. а. Б. Чунаев
Мотл, портной — А. Сирин
Перчик, студент — И. Агапов
Федя, писарь — А. Леонов
Ребе, раввин — з. а. В. Корецкий, В. Кузнецов
Священник — н. а. Ю. Колычев, з. а. Б. Никифоров
Урядник — С. Степанченко
Войцек, трактирщик — Б Беккер, А. Карнаушкин
Трактирщица — А. Дорохина
Нахум — Л. Громов
Барышня из города — Т. Захава
Музыкант — С. Рудницкий
Мальчик-скрипач — Леня Горелик
Девочка – Оля Рябинкина
Женский вокализ — И. Мусаэлян
Танец с платками — Л. Громов, Г. Козлов
Постановка н. а. М. Захарова.
Сценография О. Шейнциса.
Режиссер Ю. Махаев.
Костюмы В. Комоловой, Е. Пиотровской.
Музыка М. Глуза.
Хореография С. Воскресенской.
Поминальная молитва (1993)
Всего сообщений: 48
обсуждение
№ 1 Анатолий (Израиль) 12.04.2009, 22:31
Нечего тут обсуждать.Гениальный спектакль. К сожалению, в интеренете
встретилась только первая половина
спектакля. С удовольствием всей
семьей посмотрели бы спектакль
целиком.
№ 2 Элла (Томск) 14.04.2009, 12:58
Анатолий-что значит нечего обсуждать? Мне спектакль в моем городе понравился больше.
Другое дело,что сам факт инсценировки романа Шолом-Алейхема было событием в нашей стране.
№ 3 Вера (не скажу) 15.04.2009, 10:32
По ТВ показывали отрывки и там играла ещё Татьяна Пелтцер. или я что-то перепутала?
№ 4 Элла 16.04.2009, 10:12
Вера-играла .
№ 5 Лена (Кр-г) 19.04.2009, 20:05
Степан -такая фамилия, редкая. Это Пельтцер экспромт. Не знаю игралось ли это после нее.
№ 6 Артём (Донецк) 28.06.2009, 22:47
Есть две записи “Поминальной молитвы” -1989 года (там играла Пельтцер) и 1993.
№ 7 Анна (Самара) 23.03.2010, 14:19
Любила, люблю и буду любить этот спектакль! Рискуя обрушить на свою голову гнев поклонников “Ленкома”, всё же выскажусь. Для меня “Поминальная молитва” Горина-Захарова, один из лучших спектаклей этого театра. Когда я смотрю другие (более поздние) постановки, то начинаю скучать: иногда прямо в зрительном зале, а иногда – по тому времени, когда именно ТАКИЕ спектакли шли на сцене этого театра!
№ 8 Ирина Панфиленкова (Дмитров Московская область) 5.04.2010, 17:49
Мне повезло посмотреть этот спектакль в театре с Леоновым, Пельтцер, Абдуловым. Наверное, такого сильного впечатления от театрального спектакля больше не было никогда. В зале многие плакали, особенно когда звучал монолог Леонова!
№ 9 викся (азов) 19.07.2011, 16:12
Шикарный спектакль! Игра актеров безупречна! В финале я даже плакала!
№ 10 Бетти 9.09.2011, 05:34
Понравились только Леонов и Абдулов. Музыкальные вставки просто раздражали.
№ 11 натахка (тамбов) 12.09.2011, 18:09
А почему в списке актеров нет Людмилы Артемьевой, которая играла Годл? Кстати, при всей моей любви к Пельтцер спектакль с Фадеевой мне понравился больше.
№ 12 Бетти 13.09.2011, 05:25
Артемьева сыграла очень убедительно.
№ 13 Бетти 13.09.2011, 05:27
натахка,чтобы Аремьеву включили в титры, надо писать в Гостиную.
№ 14 МАГ 13.09.2011, 17:09
Леонов бесподобен. С интересом посмотрел только из-за Леонова, от самого спектакля не в восторге. Абдулов тоже венликолепен! И Степанченко выделю.
№ 15 Марина, П-к. (Петрозаводск) 14.09.2011, 15:23
А я не могу “отделить” великолепного Евгения Леонова – от спектакля “Поминальная молитва”. Ведь не будь такой сильной “основы” и играть было бы нечего! Когда впервые посмотрела (по TV, в 1993 г.), уснуть не могла – перед глазами постоянно проходили сцены из спектакля. И это впечатление не меркнет – несмотря на прошедшие годы!
№ 16 МАГ 14.09.2011, 17:56
Марина, П-к. (Петрозаводск)
Был бы кто-то вместо Леонова – смотреть нечего.
№ 17 Бетти 15.09.2011, 05:22
Маг-вот я и не в восторге.
№ 18 Вадим Сакович (Сан-Франциско) 6.01.2012, 08:57
Насчет гениального Евгения Леонова и его роли в “Тевье-молочнике”. Эту же роль, но в украинском театре великолепно сыграл Богдан Ступка (за что и получил Шевченковскую премию). Кто сыграл лучше – Леонов или Ступка – разговор глупый. Каждый по-своему.
Но вот интересно как сам Леонов (в режиссуре Захарова) говорил об этой роли, и почему он не использовал еврейский акцент для “натуражу”. Ведь и Ступка, и Ульянов, и все другие отлично вписали в роль характерный идиш-акцент, а Леонов говорил по-русски совершенно простым “крестьянским” языком.
Они это объяснили просто: Шолом-Алейхем – классик мировой литературы, который писал на идиш. Отсюда режиссер с актёром задают резонный вопрос – а что, Шекспира в русском варианте тоже надо играть с английским акцентом? Иначе будет неестественно?
Классный ответ.
После этого спектакля я решил посмотреть саму книгу. Нашёл её на сайте в Библиотеке Мошкова. Открыл и оказалось, что читать ещё интереснее, чем смотреть спектакль. Хотя в голове никакой другой Тевье-молочник, кроме Евгения Леонова возникнуть уже не мог. Я даже пытался самокритично сдвинуть мозги набекрень. но всё равно передо мной был Леонов. Вот гад, всех затмил! И не стыдно! 🙂
№ 19 Ленхен (Санкт-Петербург) 25.08.2012, 17:05
Так уж получилось. что я сначала прочитала пьесу и решила: “Это надо смотреть!”. Спектакль видела сначала другой, это был наш петербургский Театр Дождей. Расхваливать тот спектакль не буду по одной причине, это не его страница. Впоследствии уже в видеозаписи посмотрела ленкомовскую “Молитву” и тоже поняла, что тот “дождевой” спектакль мне оказался ближе. Хотя Леонов и Абдулов, разумеется, очень хороши. Думала, что я одна такая. но многие из тех, кто видел тот наш спектакль писали нечто подобное. Возможно, дело в том, что здесь не “вживую”, а видеозапись. И на этом сайте мнения разошлись. Короче, спектакль хорош, но я понимаю тех, кто пишет, что постановки в их городах и может быть не в самых известных театрах понравились им даже больше.
№ 20 Антон СПБ 17.09.2012, 16:06
Тевье для меня это только Евгений Леонов.
Жаль только, что не все моменты из книги вошли в пьесу. Трагическая история Шпринцы или моменты как Тевье едет на Святую землю.
№ 21 Бетти 20.09.2012, 10:57
А для меня Тевье-наш томский актер Козловский
№ 22 Антон СПБ 23.09.2012, 18:20
Когда, читаю книгу. Представляю себе Тевье в образе Леонова только с пейсами. А вот Голда в моем представлении выглядит как Татьяна Васильева.
№ 23 Бетти 24.09.2012, 05:19
А я всю жизнь мечтала увидеть в роли Тевье О. Борисова. Это было бы гениально! Броневой бы прекрасно сыграл.Может ,Брондуков,Смоктуновский?
№ 24 Антон СПБ 24.09.2012, 06:32
Бетти, Смоктуновский да именно!. Но у него бы Тевье получился бы чуть грустнее.
Артемьева, гениальна!. Ее Годл такая трогательная.
Захарова, тоже хороша, но образ Хавы намного ярче, в конце там такие эмоции.
№ 25 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 24.09.2012, 07:55
Антон СПБ
№ 26 Бетти 24.09.2012, 08:05
Список можно продолжать:Ульянов хорошо сыграл,Лев Борисов,Е. Миронов сыграли бы.
№ 27 Бетти 24.09.2012, 08:08
Ясулович,покойный Лемке.
№ 28 Антон СПБ 24.09.2012, 08:35
У Смоктуновского был сыгран свой “Тевье” в “Дамском портном”. Самая моя любимая его роль.
Игорь Ивлев, для меня Тевье трагическая фигура, уж столько ему пришлось пережить.
Из современных актеров я не знаю, кто бы мог сыграть Тевье. Может быть пожалуй Игорь Ливанов?.
№ 30 Бетти 24.09.2012, 08:49
Я тоже не вижу повода веселиться.
№ 31 Антон СПБ 24.09.2012, 08:50
№ 34 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 24.09.2012, 15:14
Антон СПБ
№ 36 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 24.09.2012, 21:15
Скажите, а кому нибудь понравились в этой постановке Цейтл и Мотл? Я понимаю, что их роли в принципе не такие выигрышные, как у основных персонажей, но на мой взгляд эта линия как-то совсем забыта. А жаль. И Шанина и Сирин играют вроде не громко, но по своему трогательно. Сирину вообще очень удаются трогательные мечтатели-неудачники.
И кстати я правильно понимаю, момент когда Мотл приносит в дом Цейтл и говорит, что встретил её у обрыва – это намёк на не вошедшую в пьесу трагедию Шпринцы?
№ 42 Бетти 25.09.2012, 04:52
В спектакле Ленкома мне понравился только Абдулов. Даже музыка раздражала.
Да,смеяться надо, согласна.
№ 43 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 26.09.2012, 00:04
Тея (Киев)
№ 47 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 27.09.2012, 16:09
Антон СПБ
№ 48 Антон СПБ 30.09.2012, 15:30
Ивлев Игорь, вам наверное покажется странным мой ответ. Вот вижу Васильеву в этой роли и все. Сам не знаю почему. интуиция. А вот в роли Хавы Елена Майорова чудесно бы смотрелась.
№ 49 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 30.09.2012, 22:20
Антон СПБ
№ 50 Антон СПБ 30.09.2012, 23:22
Ивлев Игорь, Какие роли. “Дамский портной” Васильева играет там гениально. Она как не какая другая актриса понимает еврейскую жизнь. Шутки, говор. Настоящая Идиш маме.
Видел отрывки спектакля “Тайбл и ее демон” это ураган страстей.
Хава в отличии от своих сестер стоит перед выбором. Или любовь с Федей и для родителей и всей общины она проклята и мертва либо размеренная жизнь с каким нибудь Лайзер – Фольфом в местечке. Хава выбирает любовь. И по книге этот выбор дается ей очень тяжко, но она кидается в эту страсть. Майорова как женщина сильная, страстная, справилась бы с ролью.
Захарова как актриса мне нравится.
№ 51 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 30.09.2012, 23:36
Антон СПБ
№ 52 Антон СПБ 30.09.2012, 23:50
Да любовь у всех сестер трудна, но счастливая по своему (в спектакле) и особого конфликта нет. Да поругался Тевье и остыл и принял выбор своих дочек, кроме Хавы И вот тут конфликт. По тем временам это был “конец света” не только для Тевье, но и для всей семьи. Я разделяю как отдельные произведения спектакль и книгу. В спектакль не вошло столько всего. Трагедия Шпринцы, Свадьба Бейлки по расчету. Кстати до сих пор спорят куда подевался рассказ про Тайбл пятую дочку Тевье, (говорят, что Шолом Алейхем написал этот рассказ, но по каким то причинам не включил его в книгу).
№ 53 Антон СПБ 30.09.2012, 23:59
Админы, включите в список актеров, Людмилу Артемьеву она играла Годл.
kino-teatr.ru:
Включено.
№ 54 Бетти 8.10.2012, 07:16
Мне кажется ,прекрасной Годл была бы А.Фрейндлих.
№ 55 Антон СПБ 14.12.2012, 18:30
№ 56 SATIRICON (МОСКВА) 15.12.2012, 14:44
Когда то давным давно в армии, мне довелось прочитать почти все произведения Шолома Алейхема, на удивление в маленьком подмосковном полку была шикарная библиотека и собрания сочинений можно было читать в читальном зале по выходным.Конечно из Шолома Алейхема мне больше всего запомнился «Тевье молочник», «Мальчик Мотл», «Песнь Песней», «Менахем Мендел» и множество рассказов, всё прочитать не удалось перекинули в другой полк, потом был незабываемый телеспектакль с бесподобным Михаилом Александровичем Ульяновым и уже потом много позже необыкновенный спектакль театра ЛенКом, сказать что спектакль понравился это очень мало сказать, спектакль поразил. Раскладывать на то кто был лучше кто не очень , просто невозможно, грандиозное впечатление в первые годы перестройки тогда, к счастью осталось и сей час, одно немного удивило по прошествии лет , так это отсутствие безмерно печальной и безмерно весёлой ,восхитительной Клейзмирской музыки.
№ 57 Ивлев Игорь (Санкт-Петербург) 28.05.2013, 21:54
Антон СПБ
№42 Бетти
В спектакле Ленкома мне понравился только Абдулов. Даже музыка раздражала. Да,смеяться надо, согласна.
Тоже заметил, при очередном просмотре, Как то не очень органично смотрится музыка в спектакле.
№ 58 Бетти 29.05.2013, 05:27
№ 56 SATIRICON , а я больше всего люблю “Блуждающие звезды.”
№ 59 Марсия (Москва) 8.06.2013, 02:29
А мне больше всего понравилась музыка, до слёз. Если что не органично, так это актерский состав – Абдулов, Захарова. Смотрела в театре со Стекловым, но Леонов, как мне кажется, подходил на роль Тевье еще меньше. Сценография показалась ужасной, какая-то арматура, железяки, такой грохот от них стоял. Из всего спектакля понравилась последняя сцена, очень понравились танцы и, как уже написала, потрясла музыка. Вообще я не поклонник постановок Марка Захарова.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
№ 60 Гринман (Алтайский край) 6.10.2013, 19:55
Леонов и Пельтцер в “Поминальной молитве” – вот это шедевр!

Я работаю библиотекарем 11 лет в государственной городской библиотеке в городе Москва. Верую в бога с рождения – это привила мне моя бабушка. Так как в последнее время число верующих среди молодежи упало, то мною было принято решение распространять слово божие среди молодежи, доступное со всех устройств имеющих доступ в интернет.
Данный ресурс был создан с целью сохранения и архивации молитв и прочих священных тестов. Если вы нашли материалы содержащие не точности или оскорбляющие ваши чувства, то свяжитесь с мной через контактную форму, он будет удален или отредактирован.
Да хранит Вас Бог!