Поднятие рук при молитве

Полное описание: Поднятие рук при молитве - в детальных подробностях для наших читателей.

Дополнительное поднятие рук в намазе

Скажите, пожалуйста, нужно ли по шафиитскому мазхабу поднимать руки в начале 3-го ракяата так же, как и в начале молитвы?

— аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;

— ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;

— аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;

— аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;

— аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;

— аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;

В любом случае это относится к дополнительному (мустахаб). Сунной муаккядой (обязательной сунной), по мнению всех богословов, однозначно не является.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 62, 63.

[2] См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 247–352.

[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 743.

[4] Умер в 1255 г. по хиджре.

[5] По мнению богословов-ханафитов, мужчины поднимают руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, и произносят такбир: «Аллаху Акбар» («Бог превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. Богословы-шафииты считают, что и мужчины и женщины поднимают руки на уровень плеч и такбир произносится одновременно с поднятием рук. Подробнее об этом читайте в моей книге «Мусульманское право 1-2».

[6] Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», то есть на уровень ушей.

[7] То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.

[8] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. Ч. 2. С. 181–189, хадисы № 666–672; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 247–352.

Почему есть разногласия о поднятии рук в намазе?

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Данное повествование, а также другие подобные ему сообщения являются действительной и установленной практикой из Сунны. Поэтому имамы Шафии и Ахмад (милость им Аллаха) предпочли эти сообщения и включили действия на их основе в свой мазхаб.

Но при этом имеются и другие достоверные повествования, говорящие в пользу поднимания рук лишь при начале намаза. На основе таких сообщений имам Абу Ханифа, а также другие имамы – такие, как Суфьян Саури, – и различные последователи сподвижников (табиины) придерживались мнения, что руки следует поднимать только в начале намаза (для открывающего такбира) и нигде более.

Шейх Зафар Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) посвятил этой теме подробную главу своей книги «Игля-ус-сунан», где разъяснил точку зрения ханафитов, поддерживаемую рядом достоверных хадисов от известных сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Приведем некоторые из таких повествований:

قال عبد الله بن مسعود: ألا أصلي بكم صلاة رسول الله صلى الله عليه وسلم؟ فصلى، فلم يرفع يديه إلا في أول مرة

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил:
– Не совершить ли мне с вами намаз так, как делал его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?
Далее он совершил намаз, причем поднимал руки лишь в первый раз (при начале молитвы). (Тирмизи. Сунан. – № 257)

عن الأسود قال: رأيت عمر بن الخطاب رضي الله عنه يرفع يديه في أول تكبيرة ثم لا يعود

Асвад (милость ему Аллаха) рассказывал: «Я видел, как Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при первом такбире и не поднимал потом». (Тахави. Шарх маани асар. – № 1364)

عن عاصم بن كليب، عن أبيه، أن عليا، كان يرفع يديه إذا افتتح الصلاة، ثم لا يعود

Асим ибн Кулейб (милость ему Аллаха) приводил сообщение от своего отца, что господин Али (да будет доволен им Аллах) поднимал руки при начале намаза и не поднимал потом. (Ибн Аби Шайба. Мусаннаф. – № 1364)

Есть и другие подобные сообщения, приводимые от таких сподвижников, как Абу Бакр и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах), которые тоже поднимали руки лишь при первом такбире.

Поскольку вы являетесь ханафитом, вам следует придерживаться своего мазхаба, но при этом уважать мнения других мазхабов, тоже основанные на достоверных хадисах. Такие вопросы ни в коем случае не должны становиться причиной раздора или предметом спора.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q609

Читайте так же:  Молитва на устройство на работу сыну

Следуем Сунне: как держать руки во время дуа?

Следуем Сунне: как держать руки во время дуа?

Существуют разные предания о том, как именно держал свои руки Благословенный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращаясь с мольбой к Всевышнему Творцу. Хотя, в большей степени, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Существуют предания, по которым Он иногда поднимал их до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонью вниз.

По одному достоверному хадису поведанному Ибн Аббасом (да будет им доволен Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их обратно (то есть ладонями вниз). Закончив молитву, протри ладонями лицо». В сборнике хадисов Тирмизи встречается другой хадис, по которому Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал так: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл их, обращаясь с мольбою к Нему».

Праведный халиф Умар (да будет им доволен Аллах) относительно этого вопроса сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подняв руки для молитвы, не опускал их, пока не протирал ими лицо. В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми к верху ладонями с небольшим, но промежутком меж ними. Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется, как мустахаб».

По некоторым преданиям Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) все же поворачивал ладони вниз во время молитвы. В хадисе сборнике «Муснад» Ахмад бин Хамбаль существует пояснение, что подобным образом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился, когда не желал чего-то или опасался чего-либо. Следовательно, на основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях, поделитесь информацией с друзьями!

Поднятие рук в молитве

Вопрос связанный с достоверным хадисом, который передаётся в форме мутаватир, относительно поднятия рук до и после совершения поясного поклона в молитве.

Этот хадис достоверный и находится в «Сахихе» аль-Бухари, «Сахихе» Муслима и в «Сунане» Абу Дауда. Почему ханафиты не принимают этот хадис? В чём причина того, что они отвергают данный хадис?

Вопрос касающийся этой темы: Дошёл ли этот хадис в то время до имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах?

Ответ:

Этот хадис, на который указал спрашивающий, передали аль-Бухари (735) и Муслим (390) со слов ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что, приступая к молитве, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимал руки до уровня плеч и он делал то же самое, когда произносил слова «Аллах велик /Аллаху акбар/» перед совершением поясного поклона. И он поднимал руки после того, как поднимал голову [1] после совершения поясного поклона.

Большинство учёных поступали в соответствии с этим хадисом, и они сказали, что тому, кто совершает молитву желательно/мустахаб/ поднимать свои руки в упомянутых в данном хадисе местах. Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, составил отдельную книгу по этому вопросу назвав его «Джузъ раф’уль-йадайн». В нём он доказывает поднятие рук в этих двух местах и сильно порицает тех, кто противоречит этому. И в нём передаётся от аль-Хасана (аль-Басри), что он сказал: «Сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда поднимали руки во время молитвы, когда совершали поясные поклоны и когда поднимали голову после него». Аль-Бухари сказал: «И аль-Хасан не исключил никого (из сподвижников), и ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «аль-Маджму’» ан-Навави 3/399-406.

Нам не известно, дошли ли до Абу Ханифы, да помилует его Аллах, хадисы о поднятии рук или нет, но они дошли до тех, кто следует за ним. Однако, они не действуют в соответствии с ними, так как они, по их мнению, противоречат другим хадисам и асарам, которые передаются относительно оставления поднятия рук, не считая вступительного такбира/такбиратуль-ихрам/. К ним относится тот, что передал Абу Дауд (749) со слов аль-Бары ибн ‘Азиба о том, что «обычно, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приступал к молитве, он поднимал руки ближе к ушам и больше не повторял (это действие)» [2].

Также к их числу относится тот (хадис), который передал Абу Дауд (748) со слов ‘Абдуллы ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Не совершить ли мне с вами молитву Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» И он совершил молитву и не поднимал руки кроме как один раз[3]”» . См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля’и 1/393-407.

Эти хадисы называли слабыми имамы и хафизы в области хадисов . Хадис аль-Бары назвали слабым Суфйан ибн ‘Уйейна, аш-Шафи’и, аль-Хумайди — учитель имама аль-Бухари, Ахмад ибн Ханбаль, Яхйа ибн Ма’ин, ад-Дарими, аль-Бухари и другие. Что касается хадиса Ибн Мас’уда, то его назвали слабым ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль, аль-Бухари, аль-Байхакъи, ад-Даракъутни и другие.

Читайте так же:  Молитва для важного дела

Так же и асары, которые передаются от некоторых сподвижников, относительно оставления поднятия рук — все они являются слабыми . Выше были приведены слова аль-Бухари: «Ни от одного из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не подтверждено, что он не поднимал свои руки». Конец цитаты. См. «Талхыс аль-хабир» хафиза Ибн Хаджара 1/221-223.

И если доказана слабость хадисов и асаров относительно оставления поднятия (рук), остаются достоверные хадисы для их поднятия, не возражая им. По этой причине верующему не следует оставлять поднимание рук в тех местах, которые указываются в Сунне и стараться, чтобы его молитва походила на молитву Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Молитесь также, как на ваших глазах молюсь я» . Этот хадис передал аль-Бухари (631). По этой причине ‘Али ибн аль-Мадини, учитель имама аль-Бухари, сказал: «Мусульманам следует поднимать свои руки перед совершением поясного поклона и при поднятии головы из него» . Аль-Бухари сказал: «‘Али был самым знающим среди людей своего времени» . Конец цитаты.

Не разрешено никому, после того, как (для него) стала ясной Сунна, оставлять действие в соответствии с ней, слепо следуя за тем, кто сказал про это из числа учёных. Имам аш-Шафи’и, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что тому, для кого стала ясной Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нельзя её оставлять из-за слов кого-то другого (человека)». Конец цитаты. См. «Мадариджу-с-саликин» 2/335.

Если человек следует за Абу Ханифой, или Маликом, или аш-Шафи’и или Ахмадом, и он увидит, что в некоторых вопросах мазхаб другого является сильнее и последует за ним, то его действие будет прекрасным, и никак не очернит его религию и праведность , и нет в этом разногласий. Более того, это ближе к истине и любимее Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Конец цитаты. Об этом сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах, в «аль-Фатава» 22/247.

Учёные, которые говорили, что не следует поднимать руки, оправдываются, так как они являются муджтахидами и получат вознаграждение (от Аллаха) за своё усердие и поиски истины, как об этом сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если судья вынесет решение, проявив усердие[4], и (его решение) окажется правильным[5], ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда» . Этот хадис передали аль-Бухари (7352) и Муслим (1716). См. «Раф’уль-малям ‘ан аимматиль-а’лям» шейхуль-Ислама Ибн Таймиййи.

Примечание:

Есть четвёртое место, где желательно поднимать руки во время молитвы, и это в то время, когда (человек) встаёт после чтения первого ташаххуда, для совершения третьего рак’ата. См. вопрос № 3267.

Да поможет Всевышний Аллах нам всем познать истину и следовать за ней! Аллах же Всевышний знает лучше всех! И благословение и мир нашему пророку Мухаммаду!

[1] Иными словами, после того, как он выпрямлялся.

[2] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым.

[3] То есть он поднял руки только при вступительном такбире/такбиратуль-ихрам/. Прим. Пер.

[4] То есть, использовав в процессе поисков решения все свои знания.

[5] Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Хадисы о поднятии рук в намазе

Аудио версия настоящей статьи:

«Когда пророк Мухаммад вставал на молитву, он, простерев[1], поднимал руки»[2].

Приведу некоторые высказывания ученых по данному хадису:

— аш-Шавкяни: «Нет никакого упоминания относительно его хотя бы частичной недостоверности»;

— ан-Навави: «Нет разногласий между богословами относительно поднятия рук в начале молитвы»;

— аш-Шафи‘и: «Наверное, нет больше положения, которое было бы передано столь значительным количеством сподвижников Пророка»;

— аль-Бухари: «Девятнадцать сподвижников Пророка передали информацию об этом (о поднятии рук в начале молитвы)»;

— аль-Байхакы говорил об около тридцати передавших это сподвижниках пророка Мухаммада;

— аль-Хаким: «Поднятие рук в начале молитвы[-намаза] является бесспорной сунной Пророка. Среди свидетельствовавших есть десять человек, которым уже при жизни Пророком была обещана райская обитель в вечности»;

— аль-‘Иракы: «Около пятидесяти сподвижников Пророка говорили о необходимости поднятия рук в начале молитвы, среди них и десять тех, которым была обещана еще при жизни райская обитель в вечности».

После перечисления всех упомянутых цитат и многого другого, подтверждающего достоверность данной сунны, имам аш-Шавкяни заключает: «Поднятие рук в начале молитвы-намаза является одним из тех положений, относительно которых иджтихад[3] недопустим»[4].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ибн ‘Абдуль-Барр прокомментировал это как «поднятие рук выше ушей», то есть на уровень ушей.

[2] Хадис от Абу Хурайры; в пяти сводах хадисов, кроме ан-Насаи. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 181, хадис № 666.

[3] То есть данное положение столь достоверно, что сомневаться в необходимости его или трактовать как-то по-иному невозможно и недопустимо.

[4] Подробнее см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 181–184, пояснение к хадису № 666.

Нужно ли поднимать руки в намазе до и после поясного поклона?

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

Читайте так же:  Молитва чтоб у дочери все получилось

Необходимо ли поднимать руки (раф’уль-ядейн) в намазе, до и после поясного поклона (руку’) и вставая на третий рака’ат?

Поднятие рук при такбире ихрама (самый первый такбир в намазе) является сунной, по единогласному мнению всех ученых.

В соответствии с ханафитским мазхабом дополнительные поднятия рук (раф’уль ядейн) считаются нежелательными действиями в намазе, так как данная практика была отменена еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ.

Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит:

وَقُومُوا لِلَه قَانِتِينَ
«И стойте с почтением и тихо перед Аллахом» («аль-Бакара», 238 аят).

قَدْ أَفْلَحَ المُؤمِنُونَ ألَذِينَ هُمْ فِي صَلَوتِهِمْ خَاشِعُوْنَ

«Счастливы верующие, которые в намазах своих смиренны» («Муъминун», 1-2 аят).

عَنْ جَابِرٍ بِنْ سَمُرَةَ قَال خَرَجَ عَلَيْنَ رَسُولُ الله ﷺ فقال مَلِي اراكم رافِعي ايدِيَكُمْ كانها اذنابَ خَيْل شَمْسِ اُسْكنُوا فِي الصلَوة

Джабир ибн Самурата (радыяллаху ‘анху) передает, что Посланник Аллаха ﷺ подойдя к ним, спросил: «Что случилось? Я вижу, что вы поднимаете руки, они похожи на хвосты прыгающих коней. Проявите спокойствие в намазе» (Сахих Муслим 119).

عَنْ البَرَّاءِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أنَّهُ قَالَ : رَأتُ رَسُو لَ أللهِ ﷺ يَرْفَعُ يَدَيْهِ حِينَ افْتَتَحَ الصَّلاَة ثُمَّ لم يَرْفَعْهمَا حتي انْصَرَفَ

Видео (кликните для воспроизведения).

Барра (радыяллаху ‘анху) говорит, что он видел, как Посланник Аллаха ﷺ поднимал руки в начале намаза и не поднимал их больше в течение всего намаза (Абу Дауд №479).

Из приведенных выше аятов и хадисов ясно видно, что смирение и покорность являются важным условием полноценности намаза. Среди ученых нет разногласий в том, что в начале намаза (такбир ихрама) поднимать руки является сунной. Об этом говорится в хадисе, который передал Барра ибн ‘Азиб (радыяллаху ‘анху):

كَانَ النّبِيُّ ﷺ اذَا كَبَّرَ لِأفْتِتَاحِ الصلَوةِ رَفَعَ يَديْهِ حَتَّي يَكُونَ اِبْهَا ماهُ قَرِيباً مِنْ شَحْمَتَي اُذُنَيَهِ ثُمَّ لآ يَعُودُ و فِي رِوايةٍ مرةً واحِدةً

«Когда Посланник Аллаха ﷺ произносил такбир (Аллаху акбар) для того, чтобы начать намаз, он поднимал руки, пока его большие пальцы не приближались к мочкам ушей, и после этого больше их не поднимал».

В другом риваяте сказано: «Поднимал только один раз».

‘Алляма Анвар Шах аль-Кашмири в своей книге «Бастуль ядейн» пишет: «Прекращение практики раф’уль-ядейн было распространено, а словесных риваятов было очень мало. Но когда начали распространяться риваяты о том, что Посланник Аллаха ﷺ делал его, то некоторые люди взялись за эти хадисы и начали говорить, что это есть забытая или оставленная Сунна. Следующее поколение людей более фанатично отнеслись к этому вопросу, что даже начали делить таким образом между сунной и нововведением. Длительные диспуты в этом вопросе во времена имама аль-Ауза’и, ибн Мубарака, ибн ‘Уяйна и имама аш-Шафи’и (рахматуллахи ‘аляйхим), то есть, во времена имамов Абу Ханифы и Малика (рахматуллахи ‘аляйхима) этот вопрос не поднимался, либо не был значителен. Все это говорит о том, что этот вопрос не имел места до этого времени и появился, спустя несколько поколений после сахабов».

И хотелось бы отметить, что позиция некоторых ученых о том, что правомерность совершения раф’уль-ядейн доказывается пятьюдесятью хадисами не соответствует истине. Так например ибн Хаджар аль-‘Аскаляни в своей известной книге «Фатхуль-бари» приводит слова своего шейха аль-‘Иракы, что существует пятьдесят хадисов, в которых говорится о раф’уль-ядейн. Это мнение опроверг ‘Алляма аль-Кашмири, в своей книге «Нейлуль-фарикайн» он написал следующее: «Заявление о том, что до нас дошло пятьдесят хадисов о важности раф’уль-ядейн является ошибкой. На самом же деле все эти хадисы говорят о раф’уль-ядейн в самом начале намаза, а не до и после руку’».

Раф’уль-ядейн – является отмененной сунной, об этом ясно заявил личный слуга Пророка Мухаммада ﷺ, человек, являющийся участником битвы при Бадре, основоположником куфийской (ханафитской) правовой школы – ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радыяллаху ‘анху) который сказал:

رَفَعَ رَسُولُ اللهِ ﷺ فَرَفَعْنَا وَتَرَكَ فَتَرَكْنَا

«Когда Посланник Аллаха ﷺ делал раф’уль-ядейн, то мы тоже его делали, а когда он перестал его делать, то мы тоже перестали».

Поэтому не случайно, что десять сподвижников («‘Ашара мубашшара») Пророка Мухаммада ﷺ, которые еще при жизни были обрадованы раем, не совершали раф’уль-ядейн. Эти десять сахабов следующие: Абу Бакр Сыддык, ‘Умар аль-Фарук, ‘Усман зин-Нурейн, ‘Али аль-Муртада, Тальха бин ‘Убейдуллах, Зубайр ибн аль-Аввам, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Аби Ваккас, Са‘ид ибн Зейд и Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах (радыяллаху ‘анхум).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас (радыяллаху ‘анхума) сказал:

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّهُ قَالَ إنَّ الْعَشَرَةَ الَّذِينَ شَهِدَ لَهُمْ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ بِالْجَنَّةِ مَا كَانُوا يَرْفَعُونَ أَيْدِيَهُمْ إلَّا لِافْتِتَاحِ الصَّلَاةِ

«Те десять сахабов, о которых Посланник Аллаха ﷺ свидетельствовал уже в этом мире, что они являются обитателями рая, все они поднимали свои руки только в начале намаза».

И в заключении, считаю уместным привести диспут имама Абу Ханифы и мухаддиса Шама – имама аль-Ауза’и (рахматуллахи ‘аляйхима) по данному вопросу. Имам аль-Ауза’и обратившись к Абу Ханифе спросил:

– «Что с вами? Почему вы не поднимаете в намазе руки до и после руку’?»

– «Потому что мы не считаем это достоверным и правильным» -Ответил ему Абу Ханифа.

Читайте так же:  Молитва перед вкушением еды

– «Как это так? Об этом мне рассказал аз-Зухри, а он услышал об этом от Салима, а тот от своего отца, а он от Посланника Аллаха ﷺ

أنّهُ كَانَ يَرْفَعُ يَدَيهِ اذَا افتَتَحَ الصّلَاةَ وَ الرّكُوعِ وَ عِنْدَ الرَفْعِ مِنْهُ

«Посланник Аллаха ﷺ поднимал руки в начале намаза, до руку’ и после того как поднимался после с руку’»».

На что Абу Ханифа рассказал ему другой риваят, который рассказал ему Хаммад от Ибрахима, а он услышал его от ‘Алькамы, а тот услышал его от аль-Асвада, а он услышал его от ибн Мус’уда (радыяллаху ‘анхум):

انَّ رَسُولُ اللهِ ﷺ كَانَ لا يَرفَعُ يَدَيهِ اِلاَّ عِندَ افْتِتَاحِ وَ لآ يَعُودُ لِشيءٍ مِنْ ذَالِكَ

«Посланник Аллаха ﷺ поднимал руки только в начале намаза и не поднимал их больше в течение всего намаза».

Тогда аль-Ауза’и сказал:

– «Я рассказал тебе хадис, в цепочке передатчиков которого стоят такие люди как аз-Зухри, Салим и его отец (ибн ‘Умар радыяллаху ‘анху), а ты опираешься на хадис Хаммада от Ибрахима»?

На что Абу Ханифа ответил:

– «Уровень понимания шари’ата Хаммада выше уровня аз-Зухри, а Ибрахим более знающий Салима, а ‘Алькама не меньше знаниями Ибн ‘Умара (радыяллаху ‘анхум), а Абдуллах ибн Мас’уд – это Абдуллах ибн Мас’уд».

После этих слов имам аль-Ауза’и замолчал.

В свете всех имеющихся доказательств по этой теме, становится очевидным, что раф’уль-ядейн необходимо совершать только в начале намаза, а в остальных местах его делать не нужно. Правоведы ханафитского и маликитского мазхабов считают, что практика совершения раф’уль ядейн до и после поясного поклона (руку’) и в начале третьего рака’ата была отменена Пророком Мухаммадом ﷺ и является не действительной.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
А Аллах знает лучше.

Намаз по ханафитскому мазхабу: как поднимать руки во время вступительного такбира?

Поднятие рук до уровня ушей во время вступительного такбира

الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

При такбире тахрим руки нужно поднимать до мочек ушей, как это делал сам

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

عن مالك بن الحويرث: أن رسول الله صلي الله عليه وسلم كان إذا كبر رفع يديه حتي يحاذي بهما أذنيه، و في رواية: حتي يحاذي بهما فروع أذنيه

Малик ибн Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает:

«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) при произнесении “Аллаху акбар” поднимал руки до уровня ушей». А в другом хадисе сказано: «Поднял их до мочек ушей» (Муслим т.1, стр. 168).

عن وائل بن حجر: أنه أبصر النبي صلي الله عليه و سلم حين قام إلي الصلاة رفع يديه حتي كانتا بحيال منكبيه و حاذي بإبهاميه أذنيه ثم كبر

(أبو داؤد:ج1، ص121)

Ваиль ибн Худжр (радиаллаху ‘анху) передаёт, что он видел, когда
Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) встал на намаз, то поднял руки до уровня плеч, а большие пальцы рук были на уровне ушей. После чего он сказал “Аллаху акбар” (Абу Дауд т.1, стр.121).

Ваиль ибн Худжр (радиаллаху ‘анху) передает другой хадис:

قال: رأيت النبي صلي الله عليه و سلم حين افتتح الصلاة رفع يديه حيال أذنيه ، قال: ثم أتيتهم فرأيتهم يرفعون أيديهم إلي صدورهم في أفتتاح الصلاة و عليهم برانس و أكسية (أبو داؤد: ج1، ص121)

«Я видел Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), что когда он начинал намаз, то поднял обе руки до уровня ушей. Потом (через несколько дней) я увидел, что сахабы в начале намаза поднимают свои руки до груди, в то время на них были надеты теплые одежды и накидки» (Абу Дауд т.1, стр. 121).

Из этого хадиса следует, что если (зимой) руки находятся под накидками, то невозможно их поднять выше плеч, как это было с сахабами (радиаллаху ‘анхум).

Но когда руки не накрыты накидками или чем-нибудь другим, то их надо поднимать до мочек ушей, как это подтверждается из практики Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

Если вы дотронулись до мочек ушей, то ничего страшного в этом нет, поскольку тем самым человек становится уверен, что поднял руки до нужного уровня. Иначе человек не может увидеть себя со стороны и определить,поднял ли он руки до ушей или нет.

В этом случае, кроме того, что мужчина становится уверенным, что поднял руки до ушей, ещё и выполняется то, что он поступил по Сунне Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

А вообще дотрагиваться до мочек ушей не обязательно.

Почему ханафиты не поднимают руки до и после поясного поклона (руку’)?

Provides a service for Muslims to ask advice of experts in belief and practice

Исламский информационно-образовательный портал

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

  • Во-первых, те, где ясно говорится о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднимал руки перед совершением руку’.
  • Во-вторых, есть такие хадисы, где сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не поднимал руки, кроме как для вступительного такбира (такбиратуль-ихрам).
  • И в-третьих, есть хадисы, которые полностью описывают молитву Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), но не упоминают, поднимал ли он руки еще раз, кроме как для вступительного такбира, или нет.

Тайна поднятия рук во время мольбы (дуа)

Из того удивительного, что приводит один из антропоморфистов в качестве довода для своего ложного мазхаба это поднятие рук к небесам в мольбе (дуа).

Читайте так же:  Молитва совместная о здравии

Данное утверждение не может быть принято, потому что небеса – кибла (направление) для мольбы (дуа). Смысл этого в том, что место ниспослания милости – это небо, которое является причиной различных видов даров. Мольба (дуа) также служит причиной отвергания различных видов бедствий.

Если бы дело обстояло так, как утверждает этот заблудший, то было бы более подходящим обратиться к небесам лицом. Но Установивший Шариат запретил нам это во время мольбы (дуа), чтобы не было сомнительных предположений, что Тот, к Кому обращаются, находится на небесах. Как на это указывают слова Всевышнего:

قال الله تعالى: “وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ. ” (سورة البقرة/186)

«Я знаю, что делают Мои рабы. Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад!) спрашивают: “Близок ли Аллах, к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?”, – скажи им (о Мухаммад!), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (смысл 186 аята суры «Аль-Бакара»).

قال الله تعالى: “. فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ. ” (سورة البقرة/115)

«…Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде довольство Аллаха (то есть кибла, которой Аллах доволен), который принимает молитву мусульман…» (смысл 115 аята суры «Аль-Бакара»).

Упомянул шейх Абу Муин ан-Насафи, имам этой науки, то, что учёные утвердили: поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) – чистое проявление набожности.

Комментатор алляма ас-Сагнаки сказал: это ответ рафидитам, перешедшим границы, иудеям, карамитам и всем антропоморфистам, которые придерживаются того, что Всевышний – на аль-Арше. Сказано, что аль-Арш сделан киблой для сердец во время мольбы (дуа), подобно тому, как Кааба сделана киблой для тел во время намаза. Поистине, также велено во время мольбы (дуа) повернуться лицом в сторону Каабы, подняв при этом руки к небесам и не поднимая лица вверх.

Хотя истинным является обращение к Создателю неба сердцем, но тонкость смысла поднятия рук к небесам в том, что они – клады уделов рабов. Как сказал об этом Всевышний:

قال الله تعالى: “وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ. ” (سورة الذاريات/22)

«На небе находится ваш удел…» (смысл 22 аята суры «Аз-Зарият»).

Человек сотворён таким, что склонен к обращению в ту сторону, где осуществится его цель. Например, когда правитель обещает войску провизию, то они склонны к тому, чтобы обратиться в сторону складов, хотя убеждены, что сам правитель там не находится.

Мулла Али аль-Кари. «Равзат аль-Азхар шарх фикх аль-Акбар»

Подготовил Рашид Шамалаков
г. Ставрополь

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Сунна ли поднимать руки во время дуа?

Вопрос: Некоторые люди утверждают, что поднятие рук во время дуа и протирание ими лица после него – нововведение, приписывая это действие невежеству. Так ли это?

Ответ: Известный учёный шафиитского мазхаба Шамсуддин Ар-Рамли в книге «Нихаят аль-мухтадж» отмечает:

(و) يسن (رفع يديه) فيه وفي سائر الأدعية اتباعا كما رواه البيهقي فيه بإسناد جيد وفي سائر الأدعية الشيخان وغيرهما

«Является сунной (желательным) поднятие рук при чтении кунута (“махдины”) и также в других мольбах (дуа), следуя Посланнику Аллаха ﷺ . Этот хадис с хорошим иснадом передал Байхаки, а хадис о желательности поднятия рук в мольбах (дуа) вне намаза передали имамы аль-Бухари, Муслим, а также другие».

Также об этом пишет имам ан-Навави в книге «Ат-Тахкик»:

ويندب رفع اليدين في كل دعاء خارج الصلاة ثم مسح وجهه بهما “التحقيق” ص ٢٧٨-٢٧٩

«Желательно поднимать руки в каждой мольбе вне намаза и затем протирать ими лицо». (См. «Ат-Тахкик», стр. 278,279).

В другом своем известном труде «Аль-маджму’» имам ан-Навави, перечисляя правила и адабы совершения дуа, отмечает:

ومن آداب الدعاء كونه في الأوقات والأماكن والأحوال الشريفة واستقبال القبلة ورفع يديه ومسح وجهه بعد فراغه وخفض الصوت بين الجهر والمخافتة. (ج٤ص٦٥٦)

«Из адабов дуа является совершение его в благословенные промежутки времени, в ситуациях и местах, когда Всевышний принимает мольбу, а именно: обращение в сторону Киблы, поднятие рук и проведение ими по лицу после завершения мольбы, понизив голос, вслух, но негромко». (См. «Аль-мажму’», том 4, стр. 656).

Заключение:

Практика поднятия рук, будь это в намазе или вне намаза, и протирание ими лица после молитвы по окончании дуа верна и является сунной. Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал данное действие и сам практиковал его, как передают в хадисах.

Отдел фетв Муфтията РД

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Поднятие рук при молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here