План конспект урока по орксэ 4 класс православная молитва

Полное описание: План конспект урока по орксэ 4 класс православная молитва - в детальных подробностях для наших читателей.

Урок ОПК на тему “Православная молитва”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

– Какое решение нашла девочка?

Д.: – Девочка обратилась к молитве.

У.: – Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: – Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва – обращение верующего к Богу.

– А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

3. Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

– Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

– Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

– За то можно благодарить Бога?

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

V. Вторичное закрепление.

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже – Который; Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;

на небеси – на небе;

насущный – необходимый для существования;

днесь – сегодня, на нынешний день;

должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;

искушение – соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго – всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

VII. Первичный контроль.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

2. Проверка. (Слайд 17)

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

Читайте так же:  Какую молитву читать когда болеет мама

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Тема: « Православная молитва».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора с Богом.

Скачать:

Вложение Размер
pravoslavnaya_molitva.docx 32.48 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Лаборатория истории и культуры религий мира

Конспект урока по теме:

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Ефимова Лариса Станиславовна

ГБОУ СОШ № 2000 ЮАО

Тема: « Православная молитва».

Цель урока : помочь учащимся осмыслить понятие молитвы, как разговора с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов «православная», «молитва», «благодать», «святые», познакомить с видами молитвы и молитвой «Отче наш»

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом; самостоятельной работы с источниками информации (учебником); способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал; продолжить формирование навыков работы в парах.

Воспитывающая: воспитание доброты, терпения, уважения к старшим, родителям, умения прощать.

Солдаты вернулись домой.

В годы Великой Отечественной войны раба Божия Зоя и ее сестра Зоя были маленькими. Бабушка постоянно понуждала их молиться об отце и двух братьях, ушедших на фронт, – это были её сыновья. Девочки молились по-детски просто: «Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Лёню». Все братья вернулись домой живыми и даже не ранеными. Став взрослыми, сёстры рассказали дяде Лёне, к тому времени уже старику, как они молились о нём во время войны. «Вот оно что ,- выслушав рассказ племянниц, сказал дядя. -А я в дни войны, когда мы отдыхали и чистили оружие где-нибудь на привале в поле или лесу, часто наблюдал, как надо мной кружатся два голубка». Отец же, вернувшись с фронта, рассказывал о том, как несколько раз чудом оставался жив. Так совпало, что, как только уходил с какого-нибудь места, тотчас туда попадали пули, снаряд или бомба. Все считали бабушку необыкновенно счастливой- у неё вернулись невредимыми все три сына! (Протоирей Вячеслав Тулупов)

-Ребята, почему вернулись невредимыми с войны все три сына бабушки?

Помогла ли им молитва? Как?

2. Постановка темы урока.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

3.Открытие новых знаний.

А) Как вы понимаете слово православие? Православие- в переводе с греческого означает «верно славить».

Православие- это умение правильно славить Бога.

А с помощью чего мы можем славить Бога?

Что такое молитва?

Молитва- это обращение верующего к Богу. Православные люди называют Бога своим Господом (Господином), Поэтому к Богу они обращаются не с требованием, а мольбой

Христиане верят: если усердно молиться Богу и просить его о помощи, Бог сделает всё, что послужит истинной пользе человека. Иисус Христос так сказал об этом: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите и отворят вам; потому что всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.»

-А с чем можно обратиться к Богу? Что у него попросить?

А знаешь ли молитвы силу?

А знаешь ли молитвы стон?

А знаешь, что душа просила себе у Бога, испокон?

Просила дать себе страданья, просила дать себе ума,

Просила в боли пониманья, чтоб праведной была сума.

Молитва – это преклоненье, молитва вдохновляет путь,

Молитва – первый шаг к спасенью, молитва – совершенства суть.

Молитва требует извечно соединения с Отцом

Через посты, раскаянье, смиренье и покаянье пред концом.

Молитва – лучший путь к спасенью, молитву каждого всегда

Бог слышит каждое мгновенье и вносит радостность в сердца.

Не может быть молитвы спешной иль требующей, гневной, злой,

Но вся в внимании прилежном, в уединении святом.

Себя нельзя молитвой славить и долгих лет себе желать.

Нельзя чужой судьбою править, нельзя молитвой осуждать.

А знаешь ли молитвы силу? А знаешь ли молитвы стон?

Но лучше так и боль, и милость, чем без молитвы под уклон…

-Ребята, а о чём нельзя молить Бога?

Б) А кто знает, как нужно молиться?

Зачем же мы, дети, становимся на ноги, когда молимся Богу, как вы думаете? А с кем мы иногда говорим стоя? С начальником, со старшими хорошо ли говорить сидя? . Неприлично, нехорошо. Ну а если бы нам пришлось говорить с важным начальником, или с царём, как бы мы стали говорить с ними и просить у них того, что нам нужно? Конечно, стоя?

Но Бог не в пример выше и царя. Значит, мы должны молиться Богу стоя, чтобы выразить наше благоговение пре Ним. (Священник Иоанн Анурьев)

А перед чем лучше стоять во время молитвы? Почему?

Зачем мы, дети, во время молитвы становимся пред святыми иконами? Что мы видим на иконах? На иконах мы видим изображение Спасителя, Его Пречистой Матери или других святых. А если бы вам сейчас показать изображение отца или матери. Вспомнили бы вы о них? Наверное, они бы вам сейчас же и представились, какими вы их знаете дома, и вы начали бы думать о них.

Вот и на святые иконы, во время молитвы, мы должны смотреть для того, чтобы яснее, живее представить себе нашего Спасителя или святых Божиих и чтобы, молясь, ни о чём другом не думать, кроме Бога. (Священник Иоанн Анурьев)

Стой, как свечка, на службе,

Привыкай, что ты – свеча.

Ты, как свечка, Богу нужен,

Твоя вера горяча.

Пусть горит душа, как пламя,

Пламя ровное свечи

А заплачешь над грехами-

Будут слёзы горячи.

Слёзы – вроде капли воска,

И прозрачны, и чисты.

Покатилась тихо слёзка-

Стал немножко чище ты,

Стой тихонько, стой в сторонке,

Про себя молитвы пой.

О тебе – живой иконе-

Ангел радуется твой. (Т.Н.Дашкевич)

В) – Кто такие Ангелы?

– А почему их изображают с крыльями?

Слово «Ангел» означает вестник. Господь посылает их людям, чтобы возвестить Свою волю нам или помочь, если мы в какой- либо опасности. Ангелы очень быстро исполняют все Божии повеления, и поэтому люди рисуют их с крыльями.

Каждому мальчику или девочке при Крещении Господь даёт особого Ангела- Ангела хранителя. Он всегда будет с вами – ваш небесный друг. Только мы его не видим. Но когда ты делаешь что – ни будь плохое, Ангел – хранитель очень горюет и страдает. И радуется, если ты делаешь что-то хорошее.

Читайте так же:  Молитва слово Божие текст

А знаете, как надо к нему обращаться по – церковному? Вот как:

– Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога обо мне.

Вот это и есть молитва Ангелу-хранителю. Ему нужно молиться каждый день. Ангелы очень любят нас, и они рады, если люди помнят о них, о Боге, о Божией Матери.

Молитва Ангелу хранителю.

Научи меня молиться,

Добрый Ангел научи!

И твоим благоуханьем

Чувства чёрствые смягчи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полёт мне в высоту;

Дай мне веры беспредельной

Чистоту и теплоту. (И.С. Никитин)

Г) У православных людей есть три вида молитвы.

Работа в парах. Вам необходимо прочитать в учебнике статью, «Какие молитвы бывают» и заполнить таблицу, которую я вам раздам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Православная молитва»
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

План – конспект, технологическая карта урока с УУД

Скачать:

Вложение Размер
urok-_otchet_po_orkse.docx 40.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Православная молитва»

ФИО : Прохорова Татьяна Васильевна

Место работы: МБОУ «СОШ с. Стригай» Базарно Карабулакского района Саратовской области

Должность: учитель начальных классов

Тема и номер урока в теме «Православная молитва» №4

Базовый учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры» Издательство «Просвещение»

Цель урока: Формирование духовно-нравственных качеств личности у учащихся 4 класса средствами курса ОРКСЭ по теме «Православная молитва» Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом. Формирование понятий «православие», «мольба», «молитва».

Задачи: 1.Сформировать представление о православной молитве.

2.Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.

3.Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  • – личностные: Смыслоопределение, самоопределение, целеполагание. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
  • Овладение навыками смыслового чтения неадаптированного текста. Готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;

делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы;

ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из таблиц, иллюстраций, текстов.

получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль).

участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока;

умение работать в паре, группе; умение слушать и понимать других;

умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание.

  • -предметные : осознание причины и значения понятий.
  1. Тип урока: Объяснение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

12.Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Основы православной культуры

Тема урока: «Православная молитва»

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Вхождение в атмосферу; создание позитивного

настроя на работу.

Приветствует учащихся. Предлагает эмоциональную разминку «Доброе утро», обмен чувствами.

-Сегодня мы с вами продолжим духовно обогащаться и узнаем много нового и интересного.

Приветствуют друг друга, обмен чувствами

Формирование умения выстраивать речевые конструкции. Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Самоопределение к деятельности

– Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

– Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

Мы должны внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, если это необходимо.

Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова Святого Филарета, митрополита Московского Молитва без любви не бывает услышана. (Слайд1 )

Целеполагание и мотивация

Во время просмотра фото православного храма и прослушивания звона колоколов происходит эмоциональное погружение в тему

Слайд 2-й фото православного храма

– Ребята, что вы видите на экране?

– Что вы знаете о православном храме?

– Приходилось ли вам слышать колокольный звон?

Звучит звон колоколов)

– Когда и зачем звонят колокола

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?

– Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

-Храм – это сооружение православных христиан. Там люди молятся.

– В старину звонили в случае опасности и возвещая о радостной вести, например о победе в сражении, колокола призывают к молитве верующих,

-О православной молитве.

-Какие бывают молитвы, зачем и как надо молиться.

получают первоначальные навыки постановки учебной задачи;

умение проговаривать последовательность действий на уроке;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

умение участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.

Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания Открытие новых знаний

1.Работа с новой терминологией.

Разбираем слово «молиться Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.

А к кому мы обращаемся смиренно с просьбой. К тому, кто может нам помочь, потому что имеет больше возможностей, больше власти. К тому, кто более могущественен – к господину.

Человек оказывался в трудном положении. Сам справиться с проблемой или бедой было не в его силах, и он обращался с просьбой о помощи к другому человеку – властелину, господину, который наделен большими возможностями и полномочиями. Приходил с поклоном, что означало его смирение и умаление себя, как не могущего справиться с данной проблемой. Приносил дары, чтобы умилостивить и отблагодарить за помощь. Восхвалял за милосердие, т.е. славил. Значит, слово «молиться» включает в себя и «просить», и «благодарить», и «славить». Именно поэтому наши предки для обращения к Богу выбрали такое емкое слово «молиться».

– Как же вы понимаете значение слова «молиться»?

-Мы разобрались, что молиться – это значит просить, благодарить и славить. Поэтому и молитвы у православных трех видов. Найдите и прочитайте об этом в учебнике.

-Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

-Как вы думаете, что такое молитва?

– А что значит православная молитва? (Слайд 3 )

-А как вы думаете, что мы приносим в дар Господу за его благодеяния?

Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему “Православная молитва”

Конспект урока на тему “Православная молитва” по учебнику А.В.Кураева “Основы православной культуры” (М.; Просвещение, 2012)

Цель урока:

Создать условия для формирования понятия молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Читайте так же:  Молитва покров Святой Богородицы

Задачи урока:

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тип урока: урок получения новых знаний

Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока и презентация по ОРКСЭ на тему “Православная молитва” »

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Страховская основная общеобразовательная школа»

Татаринова Антонина Ивановна,

учитель начальных классов

Волгоградская область, г. Михайловка, 2014г.

Тема: Православная молитва

Создать условия для формирования понятия молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы; узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл входящих в нее слов и выражений.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”; понять, почему возможность называть Бога Отцом обязывает человека к нравственному совершенствованию.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей; усвоить суть слов «милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Тип урока: урок получения новых знаний

Основные понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, литературное чтение.

основные: учебник ( Кураев А.В. Основы православной культуры. –М.; Просвещение,2012;)

дополнительные: презентации; звуковая запись колокольного звона, карточки для индивидуальной работы, карточка-тренажёр для работы в парах, компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы? Всё готово?

Начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Эмоционально настраиваются и подготавливаются к уроку.

Самоопределение к деятельности

– Ребята, чего вы ждёте от сегодняшнего урока?

– Как должен пройти урок, чтобы вы узнали много нового?

Мы должны внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, если это необходимо.

Проверка домашнего задания

– Ребята, на предыдущем уроке я просила вас обратиться к вашим близким с вопросом: «Что значит быть православным человеком?»

– Как вы думаете, почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

Дети делятся своими высказываниями и рассуждениями.

Целеполагание и мотивация

– Ребята, что вы видите на экране?

– Что вы знаете о православном храме?

(Звучит звон колоколов)

– Приходилось ли вам слышать колокольный звон?

– Когда и зачем звонят колокола? (Колокола призывают к молитве верующих, в старину звонили в случае опасности и возвещая о радостной вести, например о победе в сражении)

– Прочитайте тему сегодняшнего урока.

– Что бы вы хотели узнать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

– Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

Во время просмотра фото православного храма и прослушивания звона колоколов происходит эмоциональное погружение в тему.

Храм – это сооружение православных христиан. Там люди молятся.

Колокола зовут людей к молитве.

Какие бывают молитвы, зачем и как надо молиться.

Открытие новых знаний

1.Работа с новой терминологией.

– Как вы понимаете значение слова «молиться»?

Молитва – обращение верующего к Богу.

– А что значит православная молитва?

– Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Чтение статьи учебника

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Читают статью учебника

1. Ответы на вопросы после чтения учебника.

-Чем молитва отличается от магии?

– Какие бывают молитвы?

– Как вы поняли, что такое молитва-славословие?

– За что можно благодарить Бога? (Слайд 11)

– Что значит «молитва-просьба)? (Слайд 12)

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

2. Осмысление прочитанного.

– О чём бы вы молили Господа?

– Согласны ли вы с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если один человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Другой молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость…

– Что вы можете сказать об этих людях?

– А каким вы представляете себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

– Про себя (это будет только ваш секрет) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

– Оглянитесь вокруг, посмотрите хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

– Вспомните вчерашний день по минуткам. За что вы забыли вчера поблагодарить Бога?

Молитва противоположна магии. Магия – это колдовство и оно осуждается мировыми религиями.

Дети отвечают, опираясь на слайды.

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие.

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – просьба: “Подай, Господи!”

– Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Ответы детей (о здоровье своём и родителей, о хорошей учёбе и т.д.)

Читайте так же:  Молитвы от демонов

Урок по теме “Православная молитва” (модуль “Основы православной культуры”)
план-конспект урока (4 класс) по теме

Урок “Православная молитва” (модуль “Основы православной культуры”) был разработан и проведён мною в 4 классе в рамках практического семинара “Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе”

Скачать:

Вложение Размер
pravoslavnaya_molitva.docx 28.3 КБ
prezentatsiya.pptx 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МО ГО «СЫКТЫВКАР»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37»

МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА»

ЧЕРВЯКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.

  1. Узнать значение и связь слов «православие», «молитва».
  2. Познакомить с видами молитвы.
  3. Познакомить с молитвой «Отче наш».
  4. Узнать о происхождении молитвы «Отче наш», понять смысл, входящих в нее слов и выражений.
  1. Формирование умения слушать собеседников, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.
  1. Способствовать формированию духовной личности ребёнка на основах религиозных ценностей.
  2. Воспитание желания быть духовно красивым человеком.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, карточки со словами, учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.

1. Подготовка к изучению нового материала.

– Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд.

– О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это?

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

– Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви.

2. Сообщение темы урока.

– О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса?

(о православной молитве)

– От какого слова образовалось слово «православная»?

– Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» – означает «верный». Второй корень – «слав» – от слова «славить» происходит от «словить» – «говорить слово»

– Что тогда означает слово «православие»?

(верно и правильно говорить слово)

– От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень.

– Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно.

– И что же такое молитва?

обращение к Богу

живая связь с Богом)

– В ходе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь.

3. Постановка задач урока.

– Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие?

– И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы .

( Что такое молитва?

Какие бывают молитвы?

Зачем нужна молитва?

Что значит молиться?

Когда молитву используют в жизни? и др.)

– Где мы можем узнать, что такое молитва?

(толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.)

– Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва.

Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.

Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского.

Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним.

В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка.

Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.

2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь.

Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.

  1. Моление, обращённое к Богу, к святым.

4.Работа по учебнику.

– Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке?

– Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали?

(работа по учебнику)

– А когда люди обращаются к Богу?

– Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

– О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов?

– Что значит в трудную минуту?

(беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.)

– А какую молитву читалЛермонтов?

-Почему вы так думаете?

– Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 – 13) и Луки (глава 11, стихи 2 – 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

-Может кто-то знает эту молитву?

(Чтение молитвы учителем/ или учащимися)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

(показ молитвы на слайде)

– Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви.

5. Словарная работа.

Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник.

– В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах.

– Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы.

– Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака.

(словарная работа на слайдах по щелчку)

(показ молитвы на слайде)

– Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве?

(работа по учебнику)

– Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву?

(стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве)

Читайте так же:  Молитва преображения Синельникова

– А как мы будем читать?

(вариант, предложенный детьми)

– Кто знает молитву, выйдете вперёд.

(Все вместе читаем молитву «Отче наш»)

– А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу?

– А какие молитвы существуют?

– Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные.

– Распредели словосочетания на группы

переживание радости от встречи с Богом

благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца)

нужен хороший урожай

человек не думает о своей пользе

тревога на сердце

за здоровье близких

за благополучие близких

ощутить близость с Богом

– А какую молитву чаще всего произносит человек?

– Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну?

– Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место?

6. Подведение итога урока.

– А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое?

– Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили.

– Объединитесь в пары, какие слова у вас получились?

– Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился.

– На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах.

-Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали?

(Чтобы лучше понять, что такое молитва)

– Что даёт молитва человеку?

(тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется)

– Как действует молитва на душу человека?

(становится добрее, милосерднее, терпимее)

-А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы?

(родителям, друзьям, в другом классе)

– Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку.

– А какая молитва считается неправильной?

(если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.)

6. Составление синквейна.

– Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина

Молись, дитя! Тебе внимает

Творец бесчисленных миров,

И капли слёз твоих считает,

И отвечать тебе готов.

Быть может, Ангел твой хранитель

Все слёзы эти соберёт

И их в надзвёздную обитель

К Престолу Бога отнесёт.

Молись, дитя! Мужай с годами!

И дай Бог – в пору поздних лет

Такими ж светлыми глазами

Тебе глядеть на Божий свет.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

. Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним

Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним .

В.В.Лопатин , Л.Е.Лопатина . Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление. 2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.

С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова . Толковый словарь русского языка. Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращённое к Богу, к святым.

«Отче наш» – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 – 13) и Луки (глава 11, стихи 2 – 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе.

Отче Иже Иже еси на небесех да святится на небеси прославляется яко на небе насущный днесь остави необходимый для существования даждь сегодня, на нынешний день долги должником нашим прости грехи тем людям, которые против нас согрешили искушение соблазн, опасность впасть в грех лукаваго всего хитрого и злого, то есть диавола Отец Который Который находится на небесах, или Небесный пусть как дай

1.Подумай , какой образ возникает у тебя при слове «молитва». 2. Напиши свой образ на листочке. 3. Объединись с соседом по парте, сравните ваши образы. 4. Объединитесь с соседней партой, сравните ваши образы. 5. Выберите один образ, который вам понравился больше всего. 6. Нарисуйте образ в группе .

Синквейн . 1 строчка – 1 существительное, отражающее тему. 2 строчка – 2 прилагательных, отражающих тему. 3 строчка – 3 глагола, отражающих тему. 4 строчка – фраза, выражающая отношение к предмету. 5 строчка – ключевое слово, обобщающее тему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урокаФормировать общеучебные умения работать с текстами, извлекать из него всю необходимую информацию в рамках заявленного предмета,- создать условия для ознакомления с православным пониман.

Модуль «Основы православной культуры» по теме “Зачем творить добро”.

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся.

Открытый урок по ОРКСЭ по теме “Заповеди”.

План – конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), проведенного для 4-ых классов Долговой Е.Н., учителем СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы по теме «Золотое правило этики». .

Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ.

План конспект урока по орксэ 4 класс православная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here