Николай агафонов молитва алтарника

Полное описание: Николай агафонов молитва алтарника - в детальных подробностях для наших читателей.

Николай агафонов молитва алтарника

Священник Николай Агафонов

Непридуманные истории. Рассказы

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 12-218-1567

© Агафонов Николай, свящ., 2013

© Издательство «Никея», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим его, потому что оглохли от грохота безбожной цивилизации. Оно идет с нами рядом, дышит нам прямо в затылок. Но мы не чувствуем его, ибо наши чувства притупились бесчисленными соблазнами века сего. Оно забегает вперед и заглядывает прямо в глаза, но мы не видим его. Мы ослеплены своим ложным величием – величием человека, могущего переставлять горы без всякой веры, лишь с помощью бездушного технического прогресса. А если вдруг увидим или услышим, то спешим обойти стороной, сделать вид, что не заметили, не услышали. Ведь в тайнике своего существа мы догадываемся, что, приняв ЧУДО как реальность нашей жизни, мы должны будем изменить свою жизнь. Мы должны стать неприкаянными в мире сем и юродивыми для разумных мира сего. А это уже страшно или, наоборот, так смешно, что хочется плакать.

Погиб при исполнении

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, – скажет, – и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголют премудрые, возглаголют разумные: «Господи! Почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому их приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…»

Было уже десять часов вечера, когда в епархиальном управлении раздался резкий звонок. Только что прилегший отдохнуть Степан Семенович, ночной сторож, недовольно ворча: «Кого это нелегкая носит?», шаркая стоптанными домашними тапочками, поплелся к двери. Даже не спрашивая, кто звонит, он раздраженно крикнул, остановившись перед дверью:

– Здесь никого нет, приходите завтра утром!

Но за дверью бесстрастный голос ответил:

– Срочная телеграмма, примите и распишитесь.

Получив телеграмму, сторож принес ее в свою каморку, включил настольную лампу и, нацепив очки, стал читать: «27 июля 1979 года протоиерей Федор Миролюбов трагически погиб при исполнении служебных обязанностей, ждем дальнейших указаний. Церковный совет Никольской церкви села Бузихино».

– Царство Небесное рабу Божьему отцу Федору, – сочувственно произнес Степан Семенович и еще раз перечитал телеграмму вслух. Смущала формулировка: «Погиб при исполнении…» Это совершенно не клеилось со священническим чином.

«Ну там милиционер или пожарный, в крайнем случае сторож, не приведи, конечно, Господи, это еще понятно, но отец Федор?» – пожал в недоумении плечами Степан Семенович.

Отца Федора он знал хорошо, когда тот еще служил в кафедральном соборе. Батюшка отличался от прочих клириков собора простотой в общении и отзывчивым сердцем, за что и был любим прихожанами. Десять лет назад у отца Федора случилось большое горе в семье – убит был его единственный сын Сергей. Произошло это, когда Сергей спешил домой порадовать родителей выдержанным экзаменом в медицинский институт, хотя отец Федор мечтал, что сын будет учиться в семинарии.

– Но раз выбрал путь не духовного, а телесного врача, все равно – дай ему Бог счастья… Меня будет на старости лечить, – говорил отец Федор Степану Семеновичу, когда они сидели за чаем в сторожке собора. Тут-то их и застала эта страшная весть.

По дороге из института увидел Сергей, как четверо парней избивают пятого прямо рядом с остановкой автобуса. Женщины на остановке криками пытались урезонить хулиганов, но те, не обращая внимания, уже лежащего молотили ногами. Мужчины, стоявшие на остановке, стыдливо отворачивались. Сергей, не раздумывая, кинулся на выручку. Кто его ножом пырнул, следствие только через месяц разобралось. Да что от этого проку, сына отцу Федору уже никто вернуть не мог.

Сорок дней после смерти сына отец Федор служил каждый день заупокойные обедни и панихиды. А как сорок дней прошло, стали частенько замечать отца Федора во хмелю. Бывало, и к службе приходил нетрезвым. Но старались не укорять, понимая его состояние, сочувствовали ему. Однако вскоре это стало делать все труднее. Архиерей несколько раз переводил отца Федора на должность псаломщика, для исправления от винопития. Но один случай заставил владыку пойти на крайние меры и уволить отца Федора за штат.

Как-то, получив месячную зарплату, отец Федор зашел в рюмочную, что находилась недалеко от собора. Завсегдатаи этого заведения относились к батюшке почтительно, ибо по своей доброте он потчевал их за свой счет. В тот день была годовщина смерти сына, и отец Федор, кинув на прилавок всю зарплату, приказал угощать всех, кто пожелает, весь вечер. Буря восторгов, поднявшаяся в распивочной, вылилась в конце пьянки в торжественную процессию. С соседней строительной площадки были принесены носилки, на них водрузили отца Федора и, объявив его Великим Папой Рюмочной, понесли через весь квартал домой. После этого случая отец Федор и угодил за штат. Два года он был без служения до назначения его в Бузихинский приход.

Степан Семенович в третий раз перечитал телеграмму и, повздыхав, стал набирать номер домашнего телефона владыки. Трубку поднял келейник владыки Слава.

– Его высокопреосвященство занят, зачитайте мне телеграмму, я запишу, потом передам.

Читайте так же:  Молитва о здоровье взрослого сына

Содержание телеграммы Славу озадачило не меньше, чем сторожа. Он стал размышлять: «Трагически погибнуть в наше время – пара пустяков, что весьма часто и происходит. Вот, например, в прошлом году погиб в автомобильной катастрофе протодиакон с женой. Но при чем здесь служебные обязанности? Что может произойти во время богослужения? Наверное, эти бузихинцы что-то напутали».

Слава был родом из тех мест и село Бузихино знал хорошо. Оно было знаменито строптивым характером сельчан. С необузданным нравом бузихинцев пришлось столкнуться и архиерею. Бузихинский приход доставлял ему хлопот более, чем все остальные приходы епархии, вместе взятые. Какого бы священника к ним архиерей ни назначал, долго тот там не задерживался. Прослужит год, ну от силы другой – и начинаются жалобы, письма, угрозы. Никто бузихинцам угодить не мог. За один год трех настоятелей пришлось сменить. Рассердился архиерей, два месяца к ним вообще никого не назначал. Бузихинцы эти два месяца, как беспоповцы, сами читали и пели в церкви. Только от этого мало утешения, обедню-то без батюшки не отслужишь, стали просить священника. Архиерей говорит им:

– Нет у меня для вас священника, к вам на приход уже никто не желает ехать!

Но те не отступают, просят, умоляют:

– Хоть кого-нибудь, хоть на время, а то Пасха приближается! Как в такой великий праздник без батюшки? Грех.

Смилостивился над ними архиерей, вызвал к себе бывшего в то время за штатом протоиерея Федора Миролюбова и говорит ему:

Вспоминая отца Николая Агафонова

Беседа с режиссером Марией Евстафьевой

Уже достаточно давно отец Николай Агафонов благословил меня подготовить интервью с Марией Евстафьевой, режиссером фильма «Щенок», снятого по рассказу батюшки «Очень важный поступок». Отец Николай тогда как-то так настойчиво благословил меня это сделать, даже перекрестил особо. Мне показалось, что для него это почему-то важно.

Я помнила об этом благословении, но все тянула с его исполнением. И вот только теперь, в преддверии сорокового дня кончины отца Николая, мы с Марией все-таки встретились и вместе вспомнили об этом дорогом для нас обеих человеке.

Протоиерей Николая Агафонова

– Мария, каким вы запомнили отца Николая?

– Простым. В нем было даже что-то детское. Еще батюшка был очень эмоциональным. И искренним.

Если бы он сказал, что ему нужна помощь в каком-то деле, я бы сразу приехала. Думаю, что и он пришел бы мне на помощь.

А еще я очень хорошо помню, что не раз святые молитвы отца Николая помогали нам в трудных и даже горестных обстоятельствах в дни работы над фильмом «Щенок».

Кадр из фильма «Щенок»

– Православных художественных фильмов сейчас немало. Как вы думаете, почему «Щенок» занял особое место в сердцах зрителей?

– Мы постарались сделать историю, близкую восприятию современного ребенка, но при этом выделить главную мысль рассказа – в жизни человека встреча с Богом может произойти каждую минуту (и даже сейчас).

В жизни человека встреча с Богом может произойти каждую минуту (и даже сейчас)

О Господе можно рассказать, даже не произнося Его имени. Например, у Тарковского – все о Боге, но все это иносказательно.

Дети тонко чувствуют подтекст. В ходе обсуждений после просмотра «Щенка» дети такие глубокие вещи говорили! Они все правильно поняли.

– Мария, расскажите, пожалуйста, о работе над этим фильмом.

– Изначально фильм был задуман как экранизация двух рассказов отца Николая: «Самый важный поступок» и «Молитва алтарника».

Но поскольку приблизительно за несколько дней до съемок грянул кризис, вторую часть снять уже не получилось. Такой поворот событий был для нас просто шоком. Ведь от первой части ко второй тянулись какие-то системообразующие нити.

Афиша фильма Пришлось буквально на коленках что-то дописывать, и за три дня мы сняли эпизоды, которые позволили создать новую целостность. Так, несмотря на лавину препятствий, «Щенок» все равно состоялся. Все сложилось благодаря Божьему Промыслу и каким-то светлым людям. И в чем-то сложилось даже лучше, чем мы могли предполагать.

Например, мы не думали, что у фильма будет фестивальная жизнь, а он прошел через 15 кинофестивалей в России и за рубежом. Мы и предположить не могли, что православные педагоги будут включать фильм в программы духовно-нравственного воспитания школьников. Много о чем еще мы и подумать тогда не могли!

– Отец Николай ведь не только написал рассказ, на основе которого снят «Щенок», но и стал автором сценария фильма.

Все сложилось благодаря Божьему Промыслу и каким-то светлым людям

– Не все знают, что отец Николай учился на Высших курсах сценаристов. Мне очень нравилась эта его решительность – седовласый батюшка взял и пошел учиться на сценариста! «Щенок» был его дипломной работой.

Работать над сценарием по собственному рассказу автору всегда очень сложно. Ведь все написанное – часть его души, а в ходе работы над сценарием приходится буквально резать по живому. Отец Николай не был исключением. Батюшке было невыносимо тяжело отказываться от экранизации каких-то сюжетных линий или деталей, но каким-то образом ему удалось перебороть свои чувства.

– Как складывались ваши с батюшкой отношения в процессе работы над фильмом?

– Мы о многом спорили, причем отец Николай был так трогателен в своей убежденности!

Он был совсем не светским человеком, и это не могло не отражаться во всем, что он делал! Зато он умел во всем доверять. На каком-то этапе работы я получила от него безграничный лимит доверия, и для меня было очень важно чувствовать, что он на моей стороне, и ощущать его поддержку.

А как отец Николай обрадовался, когда в первый раз увидел на экране то, что у нас с ним начало получаться!

Я очень благодарна отцу Николаю, что этот проект был.

Водосвятный молебен во время съемок фильма «Щенок»

– Мария, как строилось ваше с батюшкой общение после окончания проекта?

– Когда фильм был уже снят, встречаясь с отцом Николаем, я чувствовала, что для меня это теплый друг. Он даже о чем-то советовался со мной. Но давно уже этого общения не было. Жалко…

Встречаясь с отцом Николаем, я чувствовала, что для меня это теплый друг

Дальше закрутила уже какая-то своя жизнь, свои обстоятельства. Сейчас я чувствую себя виноватой перед отцом Николаем, что мы так давно не встречались.

Читайте так же:  Молитва сыну на удачу в спорте

– Я тоже огорчаюсь, что мы не общались с батюшкой в последнее время. Я все ждала, когда он приедет в Москву. Хотела лично передать ему экземпляры моих книжек «Пишем сочинение: по ФГОС», к которой он написал предисловие, и «Начало доброго пути», куда вошла беседа с отцом Николаем о воспитании в семье.

– А мне очень хочется все-таки продолжить задуманное нами с отцом Николаем продолжение «Щенка» – «Молитву алтарника». «Молитва алтарника» мне так нравится! Она живая и очень мне близкая. А сейчас это было бы еще и данью памяти отцу Николаю.

Хочется сделать ее в том виде, в котором первоначально планировалось. Без нее «Щенок» мне кажется неполным.

Мария Евстафьева

«Молитва алтарника» задумывалась нами как фильм о чуде. Чуде, которое человек порой даже не может заметить. В финале сценария чудеса происходят – а главный герой плачет и даже не замечает их. И многие из нас тоже не замечают чудеса, а они происходят. А все по-настоящему. И снег идет. И дорогой человек здоров.

Таким образом, одной из ключевых в сценарии фильма «Молитва алтарника» является мысль о том, что не только чудо, но даже встреча с Богом, о которой в «Щенке» говорит пришедший в школу диакон, порой оказывается незамеченной человеком.

Но сколько ни было попыток начать снимать «Молитву алтарника», все пока бесполезно. Это ведь совсем не коммерческий проект. Хотя, может быть, сегодня и появятся люди, готовые вложить деньги в продолжение «Щенка» – в память об отце Николае.

Молитва алтарника (святочный рассказ)

В Рождественский сочельник

В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал:

Что за наваждение в этом году? Ни снежинки. Как подумаю, завтра Рождество, а снега нет, – никакого праздничного настроения.

Правда твоя, – поддакивал ему настоятель собора, – в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь.

Алтарник Валерка, внимательно слушавший этот разговор, робко вставил:

А вы бы, отцы честные, помолились, чтобы Господь дал нам снежку немножко.

Настоятель и протодиакон с недоумением воззрились на всегда тихого и безмолвного Валерия: с чего это он осмелел? Тот сразу и заробел:

Простите, отцы, это я так просто подумал, – и быстро юркнул в «пономарку».

Молитва алтарника Валерка

Но что-то вспомнив, он нахмурился и, решительно встав, направился опять к иконе «Скоропослушница». Подойдя, он со всей серьезностью сказал:

Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон – добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снега нет к Рождеству. Дворник Никифор, тот почему-то, наоборот, радуется, а протодиакон вот расстроен. Хочется ему помочь. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с Тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и Сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царице моя Преблагая…».

Валерка закрыл глаза, стал раскачиваться перед иконой в такт вспоминаемого им мотива песнопения. Потом, открыв глаза, зашептал:

Да он сам бы пришел к Тебе попросить, но ему некогда. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж Сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын. Если бы у меня мама чего попросила, я бы с радостью для нее сделал. Правда, у меня ее нет, все говорят, что я – сирота. Но я-то думаю, что я не сирота. Ведь у меня есть Ты, а Ты – Матерь всем людям, так говорил владыка на проповеди. А он всегда верно говорит. Да я и сам об этом догадывался. Вот попроси у меня чего-нибудь, и я для Тебя обязательно сделаю. Хочешь, я не буду такое дорогое мороженое покупать, а куплю дешевенькое, за девять копеек – молочное.

Он побледнел, потупил взор, а потом, подняв взгляд на икону, решительно сказал:

Матерь Божия, скажи Своему Сыну, я совсем не буду мороженое покупать, лишь бы снежок пошел. Ну пожалуйста. Ты мне не веришь? Тогда я прямо сейчас пойду за свечками, а Ты, Пресвятая Богородица, иди к Сыну Своему, попроси снежку нам немного.

Валерий встал и пошел к свечному ящику, полный решимости. Однако чем ближе он подходил, тем меньше решимости у него оставалось. Не дойдя до прилавка, он остановился и, повер­нувшись, пошел назад, сжимая во вспотевшей ладони оставшуюся мелочь. Но, сделав несколько шагов, повернул опять к свечному ящику. Подойдя к прилавку, он нервно заходил около него, делая бессмысленные круги. Дыхание его стало учащенным, на лбу выступила испарина. Увидев его, свечница крикнула:

Валерка, что случилось?

Хочу свечек купить, – остановившись, упавшим голосом сказал он.

Господи, ну так подходи и покупай, а то ходишь, как маятник.

Валерка тоскливо оглянулся на стоящий вдали киот со «Скоропослушницей». Подойдя, высыпал мелочь на прилавок и осипшим от волнения голосом произнес:

Видео (кликните для воспроизведения).

На все, по десять копеек.

Когда он получил семь свечей, у него стало легче на душе.

Долгожданный снег

Перед вечерней рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалила из домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

Читайте так же:  Сильная молитва на возвращение мужа в семью

Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

Снежок – это хорошо, – ответил настоятель. – Вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя.

Валерка, подготовив кадило к службе, успел подойти к иконе:

Спасибо, Пресвятая Богородица, какой добрый у Тебя Сын, мороженое-то маленькое, а снегу вон сколько навалило.

В Царствии Божием, наверное, всего много, – подумал, отходя от иконы, Валерка. – Интересно, есть ли там мороженое вкуснее крем-брюле? Наверное, есть, – заключил он свои размышления и, радостный, пошел в алтарь.

Молитва алтарника (святочный рассказ)

Священник Николай Агафонов. Непридуманные истории

Источник: Книга рождественской радости. 55 дней. Рождественский пост – Рождество – Крещение. Вдохновение на каждый день / Сост. А. Логунов. – М.: Никея, 2016.

Молитва алтарника. Рассказ

В Рождественский сочельник после чтения Царских часов протодиакон сетовал:

– Что за наваждение в этом году? Ни снежинки. Как подумаю, завтра Рождество, а снега нет, – никакого праздничного настроения.

– Правда твоя, – поддакивал ему настоятель собора, – в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь.

Алтарник Валерка, внимательно слушавший этот разговор, робко вставил предложение:

– А вы бы, отцы честные, помолились, чтобы Господь дал нам снежку немножко.

Настоятель и протодиакон с недоумением воззрились на всегда тихого и безмолвного Валерия: с чего это он, мол, осмелел? Тот сразу заробел:

– Простите, отцы, это я так просто подумал, – и быстро юркнул в “пономарку”.

Настоятель повертел ему вслед пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:

– Ну Валерка чудак, думает, что на небесах, как дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо.

Подойдя к иконе “Скоропослушница”, Валерий затеплил свечу и установил ее на подсвечник. Служба уже закончилась, и огромный собор был пуст, только две уборщицы намывали полы к вечерней службе. Валерка, встав на колени перед иконой, опасливо оглянулся на них.

Одна из уборщиц, увидев, как он ставит свечу, с раздражением сказала другой:

– Нюрка, ты посмотри только, опять этот ненормальный подсвечник нам воском зальет, а я ведь только его начистила к вечерней службе! Сколько ему ни говори, чтобы между службами не зажигал свечей, он опять за свое! А староста меня ругать будет, что подсвечник нечищеный. Пойду пугану эту Трепетную Лань.

– Да оставь ты парня, пущай молится.

– А что, он тут один такой? Мы тоже молимся, когда это положено. Вот начнет батюшка службу, и будем молиться, а сейчас не положено, – и она, не выпуская из рук швабру, направилась в сторону коленопреклоненного алтарника.

Вторая, преградив ей дорогу, зашептала:

– Да не обижай ты парня, он и так Богом обиженный, я сама потом подсвечник почищу.

– Ну, как знаешь, – отжимая тряпку, все еще сердито поглядывая в сторону алтарника, пробурчала уборщица.

Валерий, стоя на коленях, тревожно прислушивался к перебранке уборщиц, а когда понял, что беда миновала, достал еще две свечи, поставил их рядом с первой, снова встал на колени:

– Прости меня, Пресвятая Богородица, что не вовремя ставлю тебе свечки, но когда идет служба, тут так много свечей стоит, что ты можешь мои не заметить. Тем более они у меня маленькие, по десять копеек. А на большие у меня денег нету и взять-то не знаю где.

Тут он неожиданно всхлипнул:

– Господи, что же я Тебе говорю неправду. Ведь на самом деле у меня еще семьдесят копеек осталось. Мне сегодня протодиакон рубль подарил: “На, – говорит, – тебе, Валерка, рубль, купи себе на Рождество мороженое крем-брюле, разговейся от души”. Я подумал: крем-брюле стоит двадцать восемь копеек, значит, семьдесят две копейки у меня остается и на них я смогу купить Тебе свечи.

Валерка наморщил лоб, задумался, подсчитывая про себя что-то. Потом обрадовано сказал:

– Тридцать-то копеек я уже истратил, двадцать восемь отложил на мороженое, у меня еще сорок две копейки есть, хочу купить на них четыре свечки и поставить Твоему родившемуся Сыночку. Ведь завтра Рождество.

Он, тяжко вздохнув, добавил:

– Ты меня прости уж, Пресвятая Богородица. Во время службы около Тебя народу всегда полно, а днем – никого. Я бы всегда с Тобою здесь днем был, да Ты ведь Сама знаешь, в алтаре дел много. И кадило почистить, ковры пропылесосить, и лампадки заправить. Как все переделаю, так сразу к Тебе приду.

Он еще раз вздохнул:

– С людьми-то мне трудно разговаривать, да и не знаешь, что им сказать, а с Тобой так хорошо, так хорошо! Да и понимаешь Ты лучше всех. Ну, я пойду.

И, встав с колен, повеселевший, он пошел в алтарь. Сидя в “пономарке” и начищая кадило, Валерий мечтал, как купит себе после службы мороженое, которое очень любил. “Оно вообще-то большое, это мороженое, – размышлял парень, – на две части его поделить, одну съесть после литургии, а другую – после вечерней”.

От такой мысли ему стало еще радостнее. Но что-то вспомнив, он нахмурился и, решительно встав, направился опять к иконе “Скоропослушница”. Подойдя, он со всей серьезностью сказал:

– Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон – добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снега нет к Рождеству. Дворник Никифор, тот почему-то, наоборот, радуется, а протодиакон вот расстроен. Хочется ему помочь. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с Тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и Сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя “Царице моя Преблагая…”

Читайте так же:  Молитвы в церкви от порчи

Валерка закрыл глаза, стал раскачиваться перед иконой в такт вспоминаемого им мотива песнопения. Потом, открыв глаза, зашептал:

– Да он сам бы пришел к Тебе попросить, но ему некогда. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж Сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику бело стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын. Если бы у меня мама чего попросила, я бы с радостью для нее сделал. Правда, у меня ее нет, все говорят, что я – сирота. Но я-то думаю, что я не сирота. Ведь у меня есть Ты, а Ты – Матерь всем людям, так говорил владыка на проповеди. А он всегда верно говорит. Да я и сам об этом догадывался. Вот попроси у меня чего-нибудь, и я для Тебя обязательно сделаю. Хочешь, я не буду такое дорогое мороженое покупать, а куплю дешевенькое, за девять копеек – молочное.

Он побледнел, потупил взор, а потом, подняв взгляд на икону, решительно сказал:

– Матерь Божия, скажи Своему Сыну, я совсем не буду мороженое покупать, лишь бы снежок пошел. Ну, пожалуйста. Ты мне не веришь? Тогда я прямо сейчас пойду за свечками, а Ты, Пресвятая Богородица, иди к Сыну Своему, попроси снежку нам немного.

Валерий встал и пошел к свечному ящику, полный решимости. Однако чем ближе он подходил, тем меньше решимости у него оставалось. Не дойдя до прилавка, он остановился и, повернувшись, пошел назад, сжимая во вспотевшей ладони оставшуюся мелочь. Но, сделав несколько шагов, повернул опять к свечному ящику. Подойдя к прилавку, он нервно заходил около него, делая бессмысленные круги. Дыхание его стало учащенным, на лбу выступила испарина. Увидев его, свечница крикнула:

– Валерка, что случилось?

– Хочу свечек купить, – остановившись, упавшим голосом сказал он.

– Господи, ну так подходи и покупай, а то ходишь, как маятник.

Валерка тоскливо оглянулся на стоящий вдали кивот со “Скоропослушницей”. Подойдя, высыпал мелочь на прилавок и осипшим от волнения голосом произнес:

– На все, по десять копеек.

Когда он получил семь свечей, у него стало легче на душе.

…Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалила из домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

– Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

– Снежок – это хорошо, – ответил настоятель, – вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя.

Валерка, подготовив кадило к службе, успел подойти к иконе:

– Спасибо, Пресвятая Богородица, какой добрый у Тебя Сын, мороженое-то маленькое, а снегу вон сколько навалило.

“В Царствии Божием, наверное, всего много, – подумал, отходя от иконы, Валерка. – Интересно, есть ли там мороженое вкуснее крем-брюле? Наверное, есть”, – заключил он свои размышления и радостный пошел в алтарь.

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»
статья по литературе (6 класс) по теме

Анализ святочного рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Материал может быть использован на уроках внеклассного чтения в средних классах и интересен учителям, интересующимся православным направлением современной русской литературы.

Скачать:

Вложение Размер
Анализ святочного рассказа Н. Агафонова «Молитва алтарника» 20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Белозерова (Волгоград)

ЧУДО ДЕТСКОЙ ВЕРЫ В СВЯТОЧНОМ РАССКАЗЕ Н. АГАФОНОВА «МОЛИТВА АЛТАРНИКА»

В последние годы стала возрождаться творческая традиция святочного рассказа. Ей посвящены работы Е.В. Душечкиной (Душечкина1995:228), Х. Барана (Баран1993:284-328), О.Н. Калениченко (Калениченко2009:63) и других литературоведов. Современные исследователи говорят об этом жанре примерно так: «Святочные рассказы – это произведения, в которых изображались события, имевшие дело на святках». «Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться весёлым характером повествования» (Безбородкина http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat ). В журнале «Православная беседа» в разделе «Зернышко» дается одно из определений этого жанра: «Это рассказ о каком-нибудь мальчике или девочке, жизнь которых трудна и безрадостна, а на Рождество к ним неожиданно приходит счастье» (Православная 1992 , 10-12).

Счастливое рождественское чудо пришло к герою рассказа протоиерея Николая Агафонова «Молитва алтарника». Автор, известный духовный писатель, искренне верит, что чудеса в нашей жизни есть, надо только постараться их увидеть. « Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его, – пишет Н. Агафонов в предисловии к сборнику повестей и рассказов «Преодоление земного притяжения». — Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что оглохли от грохота безбожной цивилизации. (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Действие рассказа происходит в рождественский сочельник, когда вся земля готовится к главному чуду – явлению Божественного Младенца Христа. Ждут праздника настоятель собора с протодьяконом и сетуют на отсутствие снега:

«- Что за наваждение в этом году, ни снежинки. Как подумаю, что завтра Рождество, а снега нет, так никакого праздничного настроения.

— Правда твоя, — поддакивал ему настоятель собора, — в космос летают, вот небо и издырявили, вся погода перемешалась. То ли зима, то ли еще чего, не поймешь» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Ждет праздника и алтарник Валерка – сирота, слабый умом, взятый на работу в собор из сострадания. На его робкое предложение помолиться о даровании «снежка» «настоятель повертел вслед ему пальцем у виска. А протодиакон хохотнул:

Читайте так же:  Молитва чтобы голос вернулся

— Ну, Валерка, чудак, думает, что на небесах, как Дом быта: пришел, заказал и получил, что тебе надо» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

Валерка не просто верит в чудо, а в горячей молитве просит Пресвятую Богородицу пред ее иконой «Скоропослушнице» сотворить это чудо: «…Я вот о чем подумал, Пресвятая Богородица, отец протодиакон — добрый человек, рубль мне дал, а ведь он на этот рубль сам мог свечей накупить или еще чего-нибудь. Понимаешь, Пресвятая Богородица, он сейчас очень расстроен, что снегу нет к Рождеству. Все Тебя о чем-то просят, а мне всегда не о чем просить, просто хочется с тобой разговаривать. А сегодня хочу попросить за протодиакона, я знаю, Ты и сама его любишь. Ведь он так красиво поет для Тебя «Царица моя Преблагая. Ты же знаешь, у него семья, дети. А у меня никого нет, кроме Тебя, конечно, и Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты уж сама попроси Бога, чтобы Он снежку нам послал. Много нам не надо, так, чтобы к празднику беленько стало, как в храме. Я думаю, что Тебе Бог не откажет, ведь Он Твой Сын» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya).

В словах Валерки столько детской чистоты и веры, столько искренней горячей любви к Богу и людям, что ни одно сердце не способно устоять перед его слезной просьбой – тем более сердце Той, которая является Матерью и Заступницей всего рода христианского.

Писатель обращается к художественным возможностям изображения мира через эмоционально-психологическое восприятие героя. Подобный способ изображения нередко использовали писатели-классики. Например, в святочном рассказе Н.Г. Михайловского «Дворец Дима» «такой способ изображения становится определяющим» (Калениченко 2009:63). Монолог героя занимает центральное место в произведении Н. Агафонова, чем определяется название рассказа. Автор изображает нравственную борьбу в душе героя, в результате которой юноша отказывается от любимого лакомства – мороженого крем-брюле, чтобы на все подаренные отцом протодьяконом деньги купить свечей и поставить их к иконе «Скоропослушнице». Это его жертва во имя любви к ближнему — а значит, любви к Богу.

В рассказе затронута проблема истинной веры, которая волновала писателей всех времен, и которая особенно актуальна в нашем XXI веке – в эпоху возрождения Православия. День за днем, произнося привычные слова молитв, мы делаем это механически, не вдумываясь в их смысл. Уста говорят, а ум и сердце отсутствуют. Герои рассказа — отец настоятель и отец протодьякон — не исключение, ведь они тоже люди. А уборщицу к тому же раздражает поведение «ненормального» Валерки, который молится в «неурочный час». Женщина, стараясь о внешнем благолепии храма, забывает главное: молиться можно везде и всегда . «Пустите детей приходить ко мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие», — сказано в Евангелии (Лк: 18,17). А Валерка, несмотря на свой девятнадцатилетний возраст, разумом и душой – ребенок, и его молитва оказалась услышанной.

«Перед вечерней Рождественской службой неожиданно повалил снег пушистыми белыми хлопьями. Куда ни глянешь, всюду в воздухе кружились белые легкие снежинки. Детвора вывалилась из подъездов и домов, радостно волоча за собой санки. Протодиакон, солидно вышагивая к службе, улыбался во весь рот, раскланиваясь на ходу с идущими в храм прихожанами. Увидев настоятеля, он закричал:

— Давненько, отче, я такого пушистого снега не видел, давненько. Сразу чувствуется приближение праздника.

— Снежок — это хорошо, — ответил настоятель, — вот как прикажете синоптикам после этого верить? Сегодня с утра прогноз погоды специально слушал, заверили, что без осадков. Никому верить нельзя » (Агафонов Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya). Действительно, прав писатель, говоря: « Чудесное всегда с нами рядом, но мы не замечаем Его» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org). И только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф: 5, 8).

Развивая лучшие традиции русской литературы, писатель по-новому освящает тему «маленького человека». Бедный сирота в начале рассказа вызывает жалость и сострадание: «Настоятель пожалел его, — куда он, такой убогий? — и разрешил жить при храме в сторожке, а чтобы хлеб не даром ел, ввел в алтарь подавать кадило. За тихий и боязливый нрав протодиакон дал ему прозвище — Трепетная Лань. Так его и называли, посмеиваясь частенько над наивными чудачествами и бестолковостью» (Агафонов http://www.mgarsky-monastery.org).

В кульминационной части произведения отношение читателя к главному герою меняется: алтарник словно вырастает в наших глазах (даже имя его «Валерка» автор заменяет почтительным «Валерий»), и приходит понимание, что молитвами таких внешне незаметных людей, но исполненных горячей веры, испокон века держится Русская земля. Это о них сказано: «Кто из вас меньше всех, тот будет велик» (Лк: 9, 48).

Библия// Российское библейское общество: Москва,1995.

Агафонов Н. Молитва алтарника [Электронный ресурс]/ Н. Агафонов. -http://www.mgarsky-monastery.org/omiliya

Баран Х. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм / /Авторизованный перевод с английского Е.Р. Сквайрс // Поэтика русской литературы начала ХХ века. — М., 1993. С. 284-328.

Безбородкина Е. С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов [Электронный ресурс]/ Е.С. Безбородкина. — http://palomnic.org/bibl_lit/bibl/edu_svyat

Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: становление жанра / Е.В. Душечкина. — СПб. 1995. С. 228.

Видео (кликните для воспроизведения).

Калениченко О.Н. Жанр святочного рассказа в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского / О.Н. Калениченко // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях. Ч. 2/ — Михайловка, 2009. С. 63.

Николай агафонов молитва алтарника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here