Можно ли кушать до утренней молитвы

Полное описание: Можно ли кушать до утренней молитвы - в детальных подробностях для наших читателей.

Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ О разном

О разном

—1. Благодарственный молебен можно заказывать по любому случаю, так как всегда есть, за что Бога поблагодарить. Как заказывать – просто нужно обратиться в церковную лавку и там спросить, и Вам помогут.
2. Можете всех писать.
3. Есть и правило, и молитва, лучше читать правило, но кому как по силам. Находятся в молитвословах, продаются в церковных лавках.
4. До утренних молитв.
5. Нужно и правило прочесть, и на исповедь подойти.
6. Да, епитимия принята.
7. Рыбу можно только на Преображение. Горький шоколад можете есть.
8. Нет, нельзя. Исходя из его вопроса он будет в таких условиях, где нет возможности составить постное меню. Спаси Господь!

Еда перед молитвой: можно, нельзя или… нужно?

Многие задают вопрос: «Почему в ХАБАДе едят мучные изделия (печенье, бисквиты. ) перед утренней молитвой? Кто разрешил им это?» Ответ на это будет простой: это разрешили РАМБАМ, рабби Йосеф Каро, «Маген Авраам», «При хадаш», «Махацит а-шекель», «Элия Раба» и главное — Любавичский Ребе שליט”א Король Мошиах.

Сначала представляем вам отрывок из письма Ребе:

Есть у нас четкое указание от нашего учителя и Ребе, что не только можно есть мучные изделия перед молитвой, но мы обязаны это делать. Более того, в конце письма Ребе дает указание влиять на других людей, чтобы и они поступали подобным образом. То есть чтобы те люди, которым вреден пост (и Ребе приводит источник — «Послание о раскаянии» Алтер Ребе — в котором говорится, что это относится ко всем людям в нашем поколении) — ели перед молитвой.

Когда мы внимательно читаем это письмо, то видим, что Ребе говорит о двух причинах, которые разрешают (и обязывают) еду перед молитвой. В начале Ребе указывает причиной слабость тела, а в конце говорит о сосредоточении в молитве.

И действительно, в еврейском законе мы находим два закона на эту тему. Если человек должен есть по указанию врача (то есть жажда и голод способны повредить его здоровью), то нет вообще вопроса в том, что он должен есть перед молитвой и это не имеет никакого отношения к сосредоточении в молитве, ведь даже если такой человек может сосредоточиться, он все равно должен есть из-за здоровья. И также и здоровый человек, которому жажда и голод мешают сосредоточиться в молитве, может (и должен) поесть, как это будет объяснено ниже.

Разрешение есть перед молитвой как лечение

Что касается еды для лечения, то приведем еще одно письмо Ребе:

Что касается того, что Вы пишете об указании врачей часто есть, что помешает длительной молитве утром, так как до сих пор Вы остерегались есть перед молитвой по указанию — так эта еда является при заболевании, о котором Вы пишете, лекарством (препятствующим скоплению желудочного сока в кишечнике), а не из-за голода и даже не для укрепления тела. И на основании этого — полное разрешение (в «Шулхан Арух» Алтер Ребе 99:5. См. также слова «При хадаш» приведенные в «Махацит а-Шекель» там) и на основании известного правила в ТаЗ, раздел «Йорэ деа» в начале п. 117. И нужно сказать, что несомненно не об этом изначально было указание. А на будущее — нужно разрешить это поведение перед тремя людьми.

Здесь Ребе упоминает разрешение в «Шулхан Арух» Алтер Ребе, который пишет следующее (99:5): «Мудрецы запретили есть или пить с рассвета, пока человек не помолится. Поэтому можно пить воду перед молитвой, несмотря на то, что это потребность тела, так как к этому не относиться высокомерие… И даже различные виды пищи и напитки, к которым относится высокомерие, разрешено есть и пить для лечения, так как в лечении нет высокомерия». Правило же ТАЗа таково: «У мудрецов нет возможностей запретить вещь, которую Тора открыто разрешила». То есть автор письма утверждал, что до сих пор он никогда не ел перед молитвой по указанию и на это отвечает ему Ребе, что так как на это есть полное разрешение в «Шулхан Арух», то не может указание запретить это.

И еще несколько отрывков из писем Ребе:

И вот известно до какой степени в глазах Всевышнего ценно здоровье еврея… И понятно, что Вы должны оберегать свое здоровье, ведь для этого Тора передала врачу право давать указания о еде и питье… и нужно вести себя согласно указаниям врача. И непонятно то, что Вы пишете, что из-за этого не можете молиться. Если Вы имеете в виду, что не едите ничего до молитвы, то ведь известно из слов последних законоучителей и также постановили главы ХАБАДа, что в случаях, когда это необходимо для поддержания здоровья, можно есть перед молитвой и наоборот — это заповедь и необходимость. Особенно на основании высказывания Цемах-Цедека, что лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть.

…Вы не комфортно чувствуете себя в том, что касается Вашего здоровья, вообще, и в частности, насчет вопроса, связанном с тем, что вы едите печенье перед [утренней] молитвой. Поэтому я приведу здесь высказывание святого Баал-Шем-Това, напечатанное в [книге] «Кетер Шем Тов»… Там написано: «Когда тело болеет, [тогда] также [и] душа ослаблена, и [человек] не может молиться как надо, и несмотря на то, что он чист от грехов — поэтому человек должен сильно следить за своим здоровьем».

…Мне стало известно к моему глубокому удивлению, о вашем поведении в отношении еды и питья, что это не так, как следует быть… И уже известно высказывание Цемах-Цедека, что лучше сначала поесть, чтобы потом помолиться, чем наоборот — молиться для того, чтобы потом поесть. И в связи с ослабленностью этих поколений разрешают даже есть мучные изделия (выпечку) перед молитвой (понятно, что после чтения «Шма») для тех, кто завершает молитву через много времени после того, как просыпаются. И не следует устрожаться в этих вопросах, так как устрожение ведет к послаблениям в службе Всевышнему.

Разрешение и обязанность есть перед молитвой для сосредоточения в молитве

И даже относительно здорового человека Алтер Ребе пишет так (99:5): «…только если человек не может сосредоточиться в молитве, пока он не поест или не попьет, то даже сегодня, когда не могут особо сосредотачиваться в молитве, тем не менее, если он хочет поесть и попить для сосредоточения в молитве, то может это сделать».

Читайте так же:  Как готовиться к причастию какие молитвы читать

Источник этого постановления находится в «Шулхан Арух» рабби Йосефа Каро (там, п. 4): «Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — если хочет, пусть не молится, пока не поест и не попьет». «При мегадим» спрашивает, почему «Бейт Йосеф» упомянул испытывающего жажду, ведь воду можно пить перед молитвой в любом случае? И объясняет от имени «При хадаш», что если человек хочет пить, то разрешено ему также и есть «чтобы пустое питье не нанесло ущерба здоровью».

Также и РАМБАМ в «Законах о молитве» (5:2) пишет: ««Испытывающий жажду и голодный входят в категорию больных. Если есть у него возможность сосредоточиться — пусть молится, а если нет — пусть не молится, пока не поест и не попьет». Почти то же самое, только у «Бейт Йосеф» добавлены слова «если хочет». «Маген Авраам» (п. 113) цитирует «Бейт Йосеф» и объясняет: «Так как не могут особо сосредотачиваться, то можно молиться даже если не может сосредоточиться. Но если человек хочет полагаться на мнение РАМБАМа и поесть и попить перед молитвой, то можно». «Элия раба» также постановил как РАМБАМ: «Хотя человек не может особо сосредотачиваться, запрещено молиться не поев и не попив и также постановили Тосфот. И даже если есть необходимость есть и пить постоянно, то нужно делать так». (См. также «Диврей Хамудот» на РОШ, трактат «Брахот» глава 1, п. 162 и глава 4, п. 136. И в сборнике «Симлат хаим» п. 145…)

И мы видим, что без сомнения можно есть перед молитвой для того, чтобы можно было сосредоточенно молиться. Более того, это необходимое поведение. А «Матэ Моше» пишет (часть 1 п. 107) так: «Не молитесь, не поев перед этим».

Председатель религиозного суда ультраортодоксальной общины Иерусалима рав Моше Штернбух пишет («Тшувот вэ анъагот» часть 1 п. 73): «Как испытывающий жажду и голодный может даже поесть и попить перед молитвой и как объясняется в „Шулхан Арух“, что тогда еда помогает сосредоточиться в молитве, также и питье к которому был привычен мешает молитве (если не попил) и поэтому нет в этом нарушения запрета… А если человек сказал перед этим благословение на Тору и утренние благословения, а также „Шма“ с условием, что принимает на себя Власть Небес, то… по Торе он уже исполнил заповедь о молитве». Как известно, в ХАБАДе принято есть перед молитвой только после утренних благословений и «Шма».

Обычай ХАБАДа есть перед молитвой по указанию и личному примеру Ребе

Автор книги «Мишна Брура» (р. Исраэль Меир Коэн или Хафец Хаим) разрешил пить чай перед молитвой без сахара, а сахар класть в рот отдельно. Есть история, как Хафец Хаим ехал в поезде и с ним рядом сидел хасид, который ел и пил перед молитвой. Спросил его Хафец Хаим: «Что это значит?» Хасид ответил: «Лучше есть, для того, чтобы молиться, чем молиться, для того чтобы есть». Сказал ему на это Хафец Хаим: «Ты прав, но я уже стар, чтобы менять свои привычки»…

Как-то во время праздника Суккот, Ребе зашел в сукку возле «770» и ел там перед молитвой. Ребе обратил внимание, что один из старых хасидов неодобрительно смотрит на него и сказал: «Я делаю это специально при всех, чтобы с меня брали пример все. Я не стесняюсь хабадского обычая!» Рассказывают также, что в начале 40-х годов, при жизни своего тестя — Ребе РАЯЦ, Ребе Король Мошиах приносил в праздники мучные изделия и раздавал их хасидам и ученикам йешив. Когда р. Берел Баумгартен не захотел есть, так как не был привычен к этому, Ребе сказал: «Если поешь — будешь хасидом, а если нет — не будешь хасидом».

И как обычно Ребе שליט”א объясняет эту идею с точки зрения внутренней части Торы. В беседе на главу «Ваякель» 5713 г. Ребе пишет так: «В эти дни намного легче заниматься работой по переборке искр святости… Например, в предыдущих поколениях только после молитвы и последующего урока Торы ели „утренний хлеб“. Но в последних поколениях разрешили пить перед молитвой, а еще позже разрешили и есть мучные изделия перед молитвой… И причина по простому заключается в слабости тела у людей последних поколений, но внутренняя, духовная причина заключается в том, что работа по переборке материального мира стала намного легче, чем раньше, так как евреи занимаются все время извлечением искр и эта работа почти закончена. Поэтому есть силы очистить материальные вещи и перед молитвой, только если это делается для самой молитвы».

Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером.

Читайте так же:  Молитва об усопшем на каждый день

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается – не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило – необходимый минимум для православного христианина.

Главное помнить, что молитва – это путешествие внутрь себя к Богу. Потому следует начинать и утреннее, и вечернее правило так: встать, перекреститься, сказать «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Потом не спешить читать далее молитвы, но немного спокойно и безмятежно постоять, освобождаясь от суеты мирской. Как напечатано курсивом в начале утреннего правила: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Можно ли кушать до утренней молитвы

Как правильно совершать утреннее молитвенное правило

Здравствуйте, Батюшка.
Благословите пожалуйста.

Утром часто размышляю над такими вопросами.

1) В молитвослове, в начале утренних молитв написано: “Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно. “.

Читайте так же:  Молитва о парне который нравится

Как делать правильно? Вставать с постели и сразу же читать молитвенное правило или сначала умыться, почистить зубы, причесаться, застелить постель, чтобы чистым и бодрым предстать пред Богом? Иногда так бывает – идешь в ванную, а по пути еще что-то начинаешь делать. Или, находясь в семье и видя то, что другие домочадцы уже проснулись и вдруг дадут какое-нибудь задание, то получается, что утреннее правило читается уже чуть ли не под вечер.

2) И еще вопрос. Если утром куда-то надо идти и чувствуешь,что уже опаздываешь,можно ли прочитать утреннее правило по пути, например в транспорте, или негласное произнесение молитв про себя совсем недопустимо?

Ответ отца Олега Моленко:

2) За не имением времени, вполне допустимо вычитывать утреннее правило в дороге. Лучше всего это делать по памяти, а не по книге. При этом должно молиться беззвучно, проговаривая молитвы гортанью.

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Читайте так же:  Молитва на приворот девушки

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Нужно ли приходить на Литургию натощак, даже если вы не причащаетесь?

Обычай приходить к Божественной литургии натощак восходит к глубокой древности – к первым векам христианства. Тогда верующие причащались Святых Христовых Таин на каждой Литургии. По сути, глубинным смыслом участия в Евхаристии как раз и является причащение каждого из нас Тела и Крови Христовых. Для того и служится это великое Таинство. Но, конечно же, для мирского и особенно семейного человека это почти невозможно в каждую Литургию. И все же нужно стремиться причащаться больше необходимого минимума (четыре раза в год – в великие посты), ведь Тело и Кровь Христовы имеют огромную силу. Они попаляют наши грехи и вселяют в нас жизнь, соединяют с Богом. Можно даже, наверное, сказать, что именно в Таинстве Причастия происходит возрождение и воскресение человека!

Обычай же ничего не кушать и не пить перед Божественной литургией все равно сохраняется, даже если вы не причащаетесь. Ведь в храме можно попить святой водички, съесть просфорочку или антидор. Эти святыньки также потребляются с определенной молитвой натощак.

Кроме того, опыт показывает, что довольно трудно молиться Богу с полным животом. Я даже знаю одного пономаря, который плотно поел перед всенощным бдением и едва смог дочитать на утрене шестопсалмие.

Но, конечно же, случаи в жизни могут быть разные. Есть определенные категории людей, которым необходимо поесть: язвенники, диабетики, беременные женщины и кормящие мамы. Бывают гипертонические кризы, когда с утра нужно выпить таблетку, чтобы дойти до храма на богослужение. Например, если такой человек хочет причаститься (а он неспособен натощак выстоять всю Литургию), то он может попросить священника, и батюшка перед службой его поисповедует и причастит запасными Дарами, а потом он уже может спокойно покушать и выстоять Литургию.

Но здесь также есть «скользкий» момент. Нужно учиться всматриваться в себя и понимать, когда ты действительно болен, а когда просто тешишь и нежишь себя любимого, прикрываясь лазейкой послабления.

Вообще же, даже если человек не причащается, то все равно желательно приходить на Божественную литургию натощак. Ведь в этом также есть лично ваша вполне посильная жертва Богу. Когда вы, как свечечка, и в духовном, и в телесном отношении, как полый сосуд, стоите пред Богом, не отягощенные ни земными мыслями, ни необходимостью в данный момент переваривать пищу. А благодать Святого Духа свободно беспрепятственно вливается в вас…

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Читайте так же:  Молитва чтобы не было вшей

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

Видео (кликните для воспроизведения).

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Можно ли кушать до утренней молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here