Молитвы выражающие покаянное настроение

Полное описание: Молитвы выражающие покаянное настроение - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитвы выражающие покаянное настроение

Видео (кликните для воспроизведения).





Православные молитвы о покаянии, о раскаянии в грехах

Плач грешника

Оплачьте наготу мою, возлюбленные братья мои. Прогневал я Христа порочной жизнью своей. Сотворил Он меня и дал мне свободу, я же злом воздал Ему. Господь сотворил меня совершенным и соделал орудием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил Имя Его. Я же, несчастный, сделал члены свои орудиями греха и творил ими неправду. Увы мне, потому что будет Он судить меня! Неотступно умоляю Тебя, Спаситель мой, осени меня крылами Своими и не обнаруживай скверн моих на великом суде Своем, чтобы прославлял я благость Твою. Злые дела, какие я сделал перед Господом, отлучают меня от всех святых. Теперь постигает меня горе, чего и достоин я. Если бы я подвизался вместе с ними, то, подобно им, был бы и прославлен. Но был я расслаблен и служил страстям, потому и не принадлежу к сонму победителей, а стал наследником геенны. Тебя, пронзенный гвоздями на Кресте Победитель, неотступно молю, Спаситель мой, отврати очи Твои от нечестия моего, страданиями же Твоими уврачуй язвы мои, чтобы прославлял я благость Твою.

Молитва о покаянии в грехах

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Искренне каюсь пред тобой и прошу великодушного прощения. Отпусти мне все грехи по забвению, ругань, брань, обиды ближнему и очисти душу мою от греховных помыслов. Защити меня от деяний неправедных и не терзай слишком тяжелыми испытаниями. Да буди воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Покаянная молитва (Читается каждый день после вечерних молитв)

Господи, Господи! Вот я весь пред Тобою, великий грешник. Я очень много согрешил даже и в сегодняшний день. Умилосердись надо мною, Господи, изгони из меня гнев, гордость, раздражение, осуждение, самолюбие и все прочие страсти, а всели в сердце мое смирение, кротость, великодушие и всякую добродетель. Господи, помоги мне исполнять волю Твою, поставь меня на истинный путь спасения. Научи меня, Господи, совершать заповеди Твои и приносить покаяние чистосердечное с сокрушением и слезами. Господи! Прости мне согрешения мои, которыми оскорбил я благость Твою. Помилуй меня, истлевшаго в беззакониях, и милосердием Твоим прости меня, грешнаго. Аминь.

Молитва покаяния, которая просит Иисуса Христа об скорейшем отпущении грехов

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Смилуйся надо мной и отпусти мне все грехи, совершенные по злому умыслу и не по воле моей. Я каюсь за причиненные обиды, колкое слово и гадкое дело. Я раскаиваюсь за душевную смуту и сетование на трудную жизнь. Отпусти мне все грехи и прогони из души бесовские помыслы. Да будет так. Аминь.

Молитвы выражающие покаянное настроение





Православные молитвы в сокрушении о грехах

Плач грешника

Оплачьте наготу мою, возлюбленные братья мои. Прогневал я Христа порочной жизнью своей. Сотворил Он меня и дал мне свободу, я же злом воздал Ему. Господь сотворил меня совершенным и соделал орудием славы Своей, чтобы я служил Ему и святил Имя Его. Я же, несчастный, сделал члены свои орудиями греха и творил ими неправду. Увы мне, потому что будет Он судить меня! Неотступно умоляю Тебя, Спаситель мой, осени меня крылами Своими и не обнаруживай скверн моих на великом суде Своем, чтобы прославлял я благость Твою. Злые дела, какие я сделал перед Господом, отлучают меня от всех святых. Теперь постигает меня горе, чего и достоин я. Если бы я подвизался вместе с ними, то, подобно им, был бы и прославлен. Но был я расслаблен и служил страстям, потому и не принадлежу к сонму победителей, а стал наследником геенны. Тебя, пронзенный гвоздями на Кресте Победитель, неотступно молю, Спаситель мой, отврати очи Твои от нечестия моего, страданиями же Твоими уврачуй язвы мои, чтобы прославлял я благость Твою.

Молитва о покаянии в грехах

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Искренне каюсь пред тобой и прошу великодушного прощения. Отпусти мне все грехи по забвению, ругань, брань, обиды ближнему и очисти душу мою от греховных помыслов. Защити меня от деяний неправедных и не терзай слишком тяжелыми испытаниями. Да буди воля твоя и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Покаянная молитва (Читается каждый день после вечерних молитв)

Господи, Господи! Вот я весь пред Тобою, великий грешник. Я очень много согрешил даже и в сегодняшний день. Умилосердись надо мною, Господи, изгони из меня гнев, гордость, раздражение, осуждение, самолюбие и все прочие страсти, а всели в сердце мое смирение, кротость, великодушие и всякую добродетель. Господи, помоги мне исполнять волю Твою, поставь меня на истинный путь спасения. Научи меня, Господи, совершать заповеди Твои и приносить покаяние чистосердечное с сокрушением и слезами. Господи! Прости мне согрешения мои, которыми оскорбил я благость Твою. Помилуй меня, истлевшаго в беззакониях, и милосердием Твоим прости меня, грешнаго. Аминь.

Молитва покаяния, которая просит Иисуса Христа об скорейшем отпущении грехов

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. Смилуйся надо мной и отпусти мне все грехи, совершенные по злому умыслу и не по воле моей. Я каюсь за причиненные обиды, колкое слово и гадкое дело. Я раскаиваюсь за душевную смуту и сетование на трудную жизнь. Отпусти мне все грехи и прогони из души бесовские помыслы. Да будет так. Аминь.

Аскетические опыты
Том 2

Введение

Здесь предлагается учение о качестве молитвы, свойственной начинающему идти к Господу путем покаяния. Главные мысли изложены каждая отдельно с той целью, чтобы они могли быть читаемы с большим вниманием и удерживаемы в памяти с большей удобностью. Чтение их, питая ум истиной, а сердце смирением, может доставлять душе должное направление в ее молитвенном подвиге и служить к нему предуготовительным занятием.

Молитва есть возношение прошений наших к Богу. Основание молитвы заключается в том, что человек – существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому – молится.

Пристанище молитвы – в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную жертву: на этом основании, желая заняться молитвою, отвергни сомнение и двоедушие ( Иак. 1, 6–8 ). Не скажи сам себе: «я грешник, неужели Бог услышит меня?» Если ты грешник, то к тебе-то и относятся утешительные слова Спасителя: «Не приидох призвати праведныя, но грешныя на покаяние» ( Мф. 9, 13 ).

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя к созданию.

Первые слова Спасителя к падшему человечеству были: «Покайтеся, приближися бо царство небесное» ( Мф. 4, 17 ). Почему, доколе не войдешь в это царство, стучись во врата его покаянием и молитвой.

Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно» ( Пс. 50, 19 ).

Спаситель мира называет блаженными нищих духом, то есть, имеющиих о себе самое смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на земле, в изгнании, вне истинного своего отечества, которое – небо. «Блажени нищии духом» , молящиеся при глубоком сознании нищеты своей, «яко тех есть царство небесное” ( Мф. 5, 3 ). «Блажени плачущии» в молитвах своих от ощущения нищеты своей, «яко тии утешатся» ( Мф. 5, 4 ) благодатным утешением Святого Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен из объятий любви молящегося, тогда молящийся бывает примирен со всеми тягостнейшими обстоятельствами земной жизни.

Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному ( Лк. 18, 1–8 ). Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да будет, так сказать, постоянной жалобой на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательной молитвой: увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соделывающего тебя чуждым Богу.

“Весь день” , говорит о себе Давид, весь день земной жизни, «сетуя хождах» , препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: «яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей» ( Пс. 37, 7–8 ). Лядвиями названо шествие по пути земной жизни; плотью – нравственное состояние человека. Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткновений; их нравственное состояние не может быть уврачевано никакими собственными средствами и усилиями. Для исцеления нашего необходима благодать Божия, исцеляющая только тех, которые признают себя больными. Истинное признание себя больным доказывается тщательным и постоянным пребыванием в покаянии. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом» ( Пс. 2, 11 ), – говорит Пророк, а другой Пророк говорит от лица Божия: «На кого воззрю, точию на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» ( Ис. 66, 2 ). Господь «призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их» ( Пс. 101, 18 ). Он – «даяй живот» , то есть спасение, «сокрушенным сердцем» ( Ис. 57, 15 ).

Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом 88 .

“В тот день, в который я не плачу о себе, – сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, – считаю себя находящимся в самообольщении” 89 . “Хотя бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, – сказал святой Иоанн Лествичник, – но они не истинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния” 90 .

Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий, носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собой все телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их 91 . Напротив того, от сильного тела требуется при молитве труд, без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильной и неистинной 92 .

Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся 93 . Приноси Господу в молитвах твоих младенческое лепетание, простую младенческую мысль – не красноречие, не разум. «Аще не обратитеся» – как бы из язычества и магометанства, из вашей сложности и двуличности – “и будете” , сказал нам Господь, «яко дети, не внидете в царство небесное» ( Мф. 18, 3 ) 94 .

Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем. Не только при словах молитвы, но и при молитвенном молчании пусть выражается плачем твое желание покаяния и примирения с Богом, твоя крайняя нужда в милости Божией.

Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве: Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно 95 .

Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.

Заключай ум в произносимых словах молитвы и сохранишь его во внимании 96 . Имей глаза на устах, или закрытыми 97 : этим будешь способствовать соединению ума с сердцем. Произноси слова с крайней неспешностью и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы: ни одно слово твоей молитвы не будет произнесено, не будучи одушевлено вниманием.

Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. Это сочувствие сердца уму выражается умилением, которое есть благочестивое чувство, соединяющее в себе печаль с тихим, кротким утешением 98 . Необходимые принадлежности молитвы, – пождание 99 . Когда чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы: за пождание твое и подвиг против сердечного нечувствия снизойдет к тебе милость Божия, состоящая в умилении. Умиление – дар Божий, ниспосылаемый пре6ывающим и претерпевающим в молитвах ( Рим. 12:12 , Кол. 4:2 ), постоянно возрастающий в них, руководствующий их к духовному совершенству.

Ум, предстоя внимательной молитвой перед невидимым Богом, должен быть и сам невидим, как образ невидимого Божества: то есть, ум не должен представлять ни в себе, ни из себя, ни перед собой никакого вида, должен быть совершенно безвидным. Иначе: ум должен быть вполне чужд мечтания, сколько бы ни казалось это мечтание непорочным и святым 100 .

Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив – содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огонь, огонь естества падшего, отвергается Богом. Сердце твое нуждается в очищении плачем покаяния и молитвой покаяния; когда же оно очистится, тогда Сам Бог ниспослет в него Свой всесвятый духовный огонь 101 . Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние и пребывать в нем. Не нарушает тишины сердечной и Божественный огонь, если он низойдет в сердечную горницу, когда в ней будут собраны ученики Христовы – помыслы и чувствования, заимствованные из Евангелия. Этот огонь не опаляет, не горячит сердца, напротив того, орошает, прохлаждает его, примиряет человека со всеми людьми и со всеми обстоятельствами, влечет сердце в неизреченную любовь к Богу и к ближним 102 .

Отвергай благие, по-видимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы 104 . Они выходят из области лжеименного разума, восседают, как бы всадники на конях, на тщеславии. Закрыты мрачные лица их, чтобы ум молящегося не мог узнать в них врагов своих. Но потому именно, что они враждебны молитве, отвлекают от нее ум, уводят его в плен и тягостное порабощение, обнажают и опустошают душу, потому именно познаются, что они – враги и из области миродержца. Духовный разум, разум Божий, содействует молитве, сосредоточивает человека в самом себе, погружает его во внимание и умиление, наводит на ум благоговейное молчание, страх и удивление, рождающиеся от ощущения присутствия и величия Божиих. Это ощущение в свое время может очень усилиться и сделать молитву для молящегося страшным судилищем Божиим 105 .

Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе зрение ума и желание сердца. Тогда ум зрит безвидно, и вполне удовлетворяет себя невидением, превысшим всякого видения. Причина этого блаженного невидения есть бесконечная тонкость и непостижимость Предмета, к которому направлено зрение. Невидимое Солнце правды – Бог испущает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют сердце чудным спокойствием, верой, мужеством, кротостью, милосердием, любовью к ближним и Богу. По этим действиям, зримым во внутренней сердечной клети, человек признает несомненно, что молитва его принята Богом, начинает веровать живой верой и твердо уповать на Любящего и Любимого. Вот начало оживления души для Бога и блаженной вечности 106 . Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений, любовь к ближним, не различающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом, как о себе, как о своих собственных членах. Из такой любви к ближним воссияет чистейшая любовь к Богу.

Эти плоды – дар Божий. Они привлекаются в душу ее вниманием и смирением, хранятся ее верностью к Богу.

Душа тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и помышления греховного, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в которые увлекается по немощи своей.

То, что желаем стяжать дар молитвы, доказываем терпеливым приседением молитвой при дверях молитвы. За терпение и постоянство получаем дар молитвы. “Господь , – говорит Писание, – даяй молитву благодатную молящемуся» ( 1Цар. 2:9 ) терпеливо при одном собственном усилии.

Для новоначальных полезные краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени 107 .

Молитва есть высшее упражнение для ума.

Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей 108 .

Будь мудр в молитве твоей. Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедание Спасителя: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся» , то есть все потребности для временной жизни, «приложатся вам» ( Мф. 6:33 ) 109 .

Намереваясь сделать что, или желая чего, также в затруднительных обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве перед Богом: проси того, что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, «да мимоидет» определенная Ему «чаша. Обаче не Моя воля» , – заключил Он молитву Свою ко Отцу: «но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ).

Приноси Богу смиренную молитву о совершаемых тобой добродетелях и благочестивых подвигах: очищай, совершенствуй их молитвой и покаянием. Говори о них в молитве твоей то, что говорил в ежедневной молитве своей праведный Иов о детях своих: «Негли когда сынове мои согрешиша и в мысли своей злая помыслиша противу Бога» ( Иов. 1:5 ). Лукава злоба: неприметно примешивается добродетели, оскверняет, отравляет ее.

Отвергнись всего, чтобы наследовать молитву и, поднятый от земли на кресте самоотвержения, передай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими святую молитву, которая по учению Апостола и Вселенской Церкви, есть действие в человеке Святого Духа, когда Дух вселится в человека ( Рим. 8:26 ) 110 . «Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей, и соделался жилищем Святого Духа», – сказал св. Исаак.

Заключение

Прп. Исаак Сирин. Слово 55.

Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году.

Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г.

Св. Исаак Сирин. Слово 89.

Прп. Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Доброт., ч. 1. “Егда видит кого диавол, – говорит святой Григорий, – плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся».

Лествица, Слово 28, гл. 9.

Прп. Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве; Лествица, Слово 28, гл. 21.

Лествица, Слово 28, 17.

Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1841 года. Москва.

Прп. Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Доброт., ч.1.

Прп. Григорий Синаит. «О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву». Доброт., ч. 1.

Прп. Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Доброт., ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42.

Лествица. Слово 28, гл. 45.

Видео (кликните для воспроизведения).

Прп. Максим Капсокаливи. Собеседование с прп. Григорием Синаитом. Доброт., ч. 1.

Прп. Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у прп. Синаита, гл. 131. Доброт., ч.1.

Лествица. Слово 28, гл. 59.

Вышеупомянутое стихотворение прп. Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Доброт., ч. 2.

Св. Димитрий Ростовский, ч. 1. Внутренний человек, гл. 4.

Прп. Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы.

Св. Исаак Сирин. Слово 5.

Св. Исаак Сирин. Слово 21.

Мнение прп. Пимена Великого. Алфавитный Патерик.

Основные условия правильной молитвы

Архимандрит Евлогий (Гутченко),
ректор Одесской Духовной Семинарии

Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва. Святые отцы называли молитву дыханием жизни и главой добродетелей. Без молитвы духовная жизнь православного христианина невозможна. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души» [1]. «Путь к Богу – молитва, – научает святитель Игнатий (Брянчанинов). – Измерение совершаемого пути – различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно» [2]. Этот святоотеческий призыв к правильной молитве обращен ко всем поколениям верующих во Христа. В наше время распространения различных лжемудрствований очень важно обратиться к наследию святых отцов, их учению о правильной молитве.

Святитель Игнатий Кавказский так определяет молитву: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» [3]. Итак, первым условием правильной молитвы наш отечественный подвижник ставит покаянный плач сердца, отвержение своей гордыни, осознание себя великим грешником. Из этого осознания и рождается покаянное чувство, без которого молитва превращается в дерзкий вызов Творцу. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит к ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50:19 )» [4]. Известный подвижник благочестия и исповедник ХХ века, глубокий почитатель святителя Игнатия (Брянчанинова) игумен Никон Воробьев писал: «Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства… Если человек не считает себя от всего сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути, тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духовной, как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и чудеса творил» [5].

Покаянное настроение должно предшествовать молитве и ее одушевлять. Покаяние помогает нам из глубины сердечной воззвать Господу. Вне покаяния действуют душевные, страстные силы нашей души, молитва принимает неверное направление. Тогда как «чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавольских; бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухания смирения, которое рождается в сердце кающихся» [6].

Одним из проявлений смиренного духа является любовь к ближним, непамятозлобие, прощение обид. Авва Исаия говорит: «Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви» [20]. Святые отцы требуют от подвизающихся в молитве искреннего прощения от сердца всех обид нашим ближним, примирение с ними, чтобы молитва наша не стала для нас бесплодной и не была бы нам в осуждение. «Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних» [21], – научает святитель Игнатий. А преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя» [22].

Церковью издревле приняты к молитвенному употреблению акафисты Иисусу Сладчайшему, Благовещению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю. Заслуживают внимания акафист Воскресению Христову, составленный Святейшим Патриархом Сергием, акафист Покрову Пресвятой Богородицы, написанный святителем Иннокентием Херсонским, и еще некоторые, к сожалению, немногие. Использование канонических текстов поможет христианину сохранить верное направление в молитвенном делании. Увлечение же нетрадиционными молитвословиями, как видно из примера указанной молитвы Архангелу Михаилу, может в некоторых случаях невольно привести к нетрадиционному, неправославному образу мышления. В таких молитвословиях, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «…многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение» [34].

Сохранению внимания на молитве и правильному ее течению помогают святые иконы. Святитель Игнатий пишет: «Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою, но ум твой храни безвидным» [35]. Естественно, что немечтательной молитве будут способствовать иконы, написанные в церковном, каноническом стиле. Иконы же, написанные в западном стиле, в «итальянском вкусе», иногда с живых людей, в натуралистических и остро-психологических вариациях, соответствующих мистическому медитативному опыту католической церкви, для православных неприемлемы. Они возбуждают чувственную мечтательность, а следовательно и молитва_принимает неправославное направление.

Итак, молитвенное делание православного христианина только тогда будет правильно осуществляться, когда оно будет соответствовать указанной выше святоотеческой традиции. Уклонение от этого пути ведет к искажению правильной духовной жизни. Пренебрегающий этим учением Святой Церкви, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «чужд преуспеяния духовного, чужд плодов духовных, находится во мраке многообразного самообольщения» [37]. Подвизающийся же в духе святых отцов приобретет правильное духовное устроение и его молитвенный подвиг приведет к спасительным плодам, о которых говорит святитель Игнатий Кавказский: «Плоды истинной молитвы: святый мир души, соединенный с тихою, молчаливою радостью, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая о всех пред Богом, как о себе… Из такой любви к ближним возсиявает чистейшая любовь к Богу. Эти плоды – дар Божий» [38].

Примечания

[1] Цит. по: Настояльная книга священнослужителя. М.1988. Т.6. С.388. ^

[2] Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Аскетические опыты. Издание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавской епархии.2001. Т.1.С. 152.^

[4] Игнатий (Брянчанинов), еп. Сочинения.Спб.1905. Т.2. С.161. ^

[5] Никон (Воробьев), иг. Нам оставлено покаяние. М.1997. С.72. ^

[6] Игнатий (Брянчанинов),еп. Сочинения… Т.2.С.162-163. ^

[7] Никон (Воробьев), игум. Указ. соч. С.262. ^

[8] Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М.1993. С.148 ^

Молитвы выражающие покаянное настроение

Приведите, пожалуйста, примеры кратких покаянных молитв

Уважаемый о. Олег,
Приведите, пожалуйста, еще примеры (если можно, побольше) кратких покаянных молитв.
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Покаянными молитвами являются те молитвы, которые возбуждают, хранят, развивают и растят в молящемся покаянные чувства.

Покаянные молитвы можно разделить на три основных разряда или категории:

  1. молитвы, непосредственно выражающие покаяние в грехах и покаянное чувство;
  2. молитвы, выражающие покаянное чувство не прямо, а на контрасте;
  3. молитвы, просящие покаяние, плач или отдельные части покаяния.

К первой категории относится много молитв из богослужебного богатства Церкви. Это могут быть и отдельные фрагменты псалмов.

Вся привел еси Твоим Словом и Духом, за благость, Господи, таже сотворил еси словесное мя животно, да Твое святое славлю, всесильне, имя. Аз же наипаче студными моими делы всегда безчествую: но пощади, молюся.

Познай твое, окаянная душе, божественное благородие, и отечество нетленное, и тщися всегда благодеяньми сие достигати: ничтоже от тленных да пленит тя, горния части еси, тело же земля и тлениется, да не победит хуждшее лучшия.

Гряди, всеокаянная душе моя, ко преблагому, теплыми слезами приступи, содеянная тобою прежде суда твоего вся исповедуй, и милостива создателя, окаянная, себе соделай, и прощение испроси, прежде даже двери не заключит тебе Господь.

Марие непорочная, и ума всякаго превосходящая, чистейшая колеснице, одержима мя многими грехми и стесняема, к широте покаяния направи мя всесильнейшим твоим предстательством: ибо можеши яко Мати вся могущего.

Яко пучина многа прегрешений моих, Спасе, и люте погружаюся согрешеньми моими, даждь ми руку яко петрови, спаси мя, Боже, и помилую мя.

Яко в помышлениих лукавых и в делех осудихся, Спасе, мысль мне даруй обращения, Боже, да зову Ти: спаси мя, благодетелю благий, и помилуй мя.

На небо очи пущаю моего сердца к Тебе, Спасе: спаси мя твоим осиянием.

Помилуй нас согрешающих Тебе много, на всякий час, о Христе мой, и даждь образ прежде конца покаяться Тебе.

Согреших Ти, Христе Спасе, яко блудный сын: приими мя, Отче, кающася, и помилуй мя, Боже.

Вопию Ти, Христе Спасе, мытаревым гласом: очисти мя якоже онаго, и помилуй мя, Боже.

Вельми согрешающа мя, и Тебе огорчевающа благаго Владыку, и милостива естеством, обращающася, яко блуднаго приими мя, и единаго от наемник Твоих сотвори мя, небесный Отче.

Леностию жития меру преидох, и к концу уже окаянный приближихся, не помышляю ждущаго мя суда, и от Бога отпадения: но обратив мя, Спасе, сих всех исхити.

Всеми владяща тварьми, Пречистая, люте обладаема страстьми ума моего, свободи теплым твоим предстательством, и Матернею молитвою, и поработи мя Сыну и Богу Твоему.

Спаси мя, Господи Боже мой, Ты бо всем еси спасение: буря мя страстей смущает, и бремя беззаконий моих погружает мя. Даждь ми руку помощи, и к свету возведи мя умиления, яко един милосерд и человеколюбец.

Согреших к Тебе, человеколюбче, не по естеству яко человек, да испрошу прощение: но паче человека, и выше естества, и паче прощения. Но иже выше естественных устав, и паче постижения мысли, человек, Спасе мой, быв, и паче ума человеколюбное имый, помилуй мя к Тебе обращающагося.

Положил еси покаяние согрешающим, Христе, а не праведным: образ убо имам разбойника же и блуднаго, Манассии и блудницы, гонителя, мытаря и отметника, неудобь отчаяваюся. Твое бо человеколюбное, и преблагое ведый, Спасе мой, обращаюся же и слезю, и благонадежен бываю, яко приимеши мя.

Даждь ми умиление, и злых отчуждение, и совершенное исправление, в страстех телесных ныне погруженному, и удаленному от Тебе, Боже всех Царю, и никакоже надежду имуща, спаси мя блуднаго, многия ради благости, Иисусе всесильне, Спасе душ наших.

Превозшедши чины ангельския, Всенепорочная, со ангелы всегда моли ангелы владычествующаго, и всею тварию, даровати нам прегрешений оставление, и избавитися страстей, и достойны сотворити нас тогда певцы славы Его, и наследники нетленныя пищи.

Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание, Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити тебе, но враг льстит мя, и борет душу мою: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Кто обуреваем, и притекая ко пристанищу Твоему, Господи, не спасется; или кто недугуя, и припадая ко врачевству Твоему не уврачуется, Содетелю всяческих, и Врачу недужных; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя.

Плачу и сетую горце, смотряя страшное Слова воздаяние, от дел не имый ответа и мала противу вине, окаянный. Темже молюся: прежде даже не постигнет мя конца моего безместное, прежде пожатия смертнаго, прежде суда страшнаго, прежде хотящу ми осуждение прияти, идеже огнь негасимый, и тма кромешняя, идеже червь, и скпежет, и снедает согрешившыя, согрешений ми даруй избавление, Христе мой, и велию милость.

Законы Твоя и Писания презрев, заповеди Твоя отвергох, окаянный, Боже мой, Содетелю мой, како избегну прочее тамошняго, Спасе, мучения; темже прежде конца моего, Спасе, прощение ми даруй, слез тучу, истинное умиление подая, яко Бог преблагий далече от мене отгоняя полки бесовския, ищущих низвести мя во адову пропасть. Темже молюся Ти, да не руку Твою отымеши от мене всемогущую.

Увы мне! како омрачихся умом; како удалихся от Тебе, и работах окаянный греху, и сласти плотстей, себе всего страстный издах, жившей во мне страстнем; и ныне ожидаю моего еже от жития исхода, и хотящаго томления быти. Господи преблагий, подаждь ми слезное покаяние, и разрешение безчисленных прегрешений моих. Верно тя молю, подающаго мирови велюю милость.

Господи, согрешая не престаю, человеколюбия сподобляем не разумею. Одолей моему недоумению, едине Блаже, и помилуй мя.

Господи, и страха Твоего боюся, и злое творя не престаю: кто на судищи судии не боится; или кто уврачеватися хотя, врача прогневляет якоже аз; долготерпеливе Господи, на немощь мою умилосердися, и помилуй мя.

Слезы, Спасе, покаяния ми даждь сокрушенною мыслию: яко да отмыю скверну души моея, юже зле окалях, дея неправедная на всяк час, имея на сие молящую, Тебе рождшую, и ангельския лики, и Твое человеколюбие.

Гряди, о душе! и раскайся о многих гресех, яже соделала еси в житии, и множеству вышних воинств молися, со воздыханием же и слезами; яко да время подастся тебе покаяния, да не яко неплодная смоковница отслешися во огнь геенский всестрастная.

Ниедину на земли заповедь Твою сотворих, како явлюся Тебе седящему на престоле, и слово дати, и суд подъяти о всех, яже в ведении, и в неведении, коеждо содеях, Христе мой; темже зову Тебе: Твоих слуг молитвами спаси мя блуднаго.

Покаяния не стяжах, ниже паки слез: сего ради молю Тя, Христе Боже, прежде конца обратити и дати умиление мне, яко да избавлюся муки.

Виждь твоя пребеззаконная дела, о душе моя! и почудися, како тя земля носит; како не разседеся; како дивии зверие не снедают тебе; како же и солнце незаходимое сияти тебе не преста; востани, покайся, и возопий ко Господу: согреших Ти, согреших, помилуй мя.

Яко впадый в разбойники и уязвлен: тако и аз впадох от многих грехов, и уязвлена ми есть душа. К кому прибегну повинный аз; токмо к Тебе благоутробному душам Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость.

Господи, пришедый в мир грешники призвати, и разбойики, и мытаря, и блудницу, и блуднаго приемый: паче всех мене сорешившаго Тебе, Христе мой, и никакоже ктому кающася, человеколюбче призови.

Плачи окаянная душе, прежде конца, и Богу прилепися, зовущи Ему от сердца и стенаньми, о всескверная, согреших Ти, Христе, не гнушайся мене, молюся: но обратив мя яко милостив, и прощения сподоби.

Всегда Творца аз тварь оскорбляю: и прогневляю: даждь ми исправление, Отроковице, прежде того пременивши, и помощию Твоею к делом угодным возстави, яко да улучу спасение и оставление.

Безсмертна сущи, душе моя, волнами житейскими не покрывайся, но возникни вопиющи к своему благодателю: Боже, очисти мя, и спаси мя.

Можно брать как молитвы стихи из покаянного канона Господу Иисусу Христу.
Хороши молитвы после каждой кафизмы в Псалтири.
Хорошо брать стихи и из псалтири (богомысленные разсуждения)преп.Ефрема Сирина.
Много покаянных молитв можно найти в Триоди постной и в Великом каноне Андрея Критского.

Молитвами на контрасте являются известные молитвы, такие как: “Отче наш“, “Царю Небесный“, “Богородице Дево радуйся” и т.д., а также места из псалтири Давида. Покаянное действие они оказывают тогда, когда мы, читая их со вниманием, работаем сравнением на контрасте.

Например, в молитве “Царю Небесный” мы можем видеть следующее: о Духе Святом – “иже ВЕЗДЕ сый и ВСЯ исполняяй” (кроме меня окаянного!); о себе – “прииди и вселися в ны” (ибо несмотря на то, что именно я создан быть обиталищем Его, его во мне нет! почему и нужно просить Его придти и вселиться, да еще очистить от всякия скверны).

То же и с молитвой “Отче наш“. Достаточно читать первую строку и сравнивать себя и Отца своего. Ведь я имею и именую Отцом своим Бога! Почему же я мучаюсь, стражду, недоумеваю, мечусь, суечусь, скорблю о земном, побеждаюсь страстями и т.д., имея такого Отца.

В “Богородице Дево радуйся” можно выделить то, что Она радуется, а мне не до радости. Так же, что “Господь с Тобою“, но, увы, не со мною, и по этому поводу плакать.

Молиться покаянно такими молитвами труднее, ибо нужна помощь (включение духовное или открытие молитвы) Духа Святого.

Молитвы выражающие покаянное настроение
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Какую читать молитву если мужа приворожили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here