Содержание
- 1 КОЛЕНОПРЕКЛОННЫЕ МОЛИТВЫ
- 2 Молитвы в Троицу коленопреклоненные
- 3 Молитвы в Троицу коленопреклоненные
- 4 Официальный сайт прихода Христорождественского храма
- 5 Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв
- 6 Молитва на Троицу о здоровье, деньгах, замужестве – коленопреклонная
- 7 Почему на Троицу читают коленопреклоненные молитвы?
- 8 Троица: о смысле праздника, коленопреклонённой молитве, зелёных облачениях
- 9 Молитвы в Троицу коленопреклоненные
- 10 Троица: о смысле праздника, коленопреклонённой молитве, зелёных облачениях
КОЛЕНОПРЕКЛОННЫЕ МОЛИТВЫ
Коленопрекло́нные молитвы – читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после Литургии и девятого часа.
Коленопреклонные молитвы читает священник, стоя на коленях в царских вратах, обратившись лицом к народу. Эти молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших.
В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.
Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.
В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне [1].
Текст молитв
Первая молитва
К первой молитве присоединяется еще эта:
Благословен еси Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, и приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам простив вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея, и щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми ангелы Твоими, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротиволежащаго. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию, совершен, свят мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века Тебе благоугодивших.
Вторая молитва
К второй молитве присоединяется еще эта:
Господи Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни: Избави нас и от всякия вещи во тме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяния. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти неискушены от злых: И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и умертви уды наша сущия на земли: Да и сонным безмолвием просветимся, зрением судеб Твоих. Отыми же от нас всякое мечтание неподобное и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы утверждены в вере, и преспевающия в заповедех Твоих.
Третья молитва
К третьей молитве присоединяется еще эта:
К третьей молитве присоединяется еще одна:
Боже Великий и Вышний, едине имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь мудростию создавый, разделивый посреде света, и посреде тмы: И солнце убо положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи. Сподобивый нас грешных и в настоящий день предварити лице Твое во исповедании, и вечернюю Тебе службу принести. Сам Человеколюбче Господи, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания. Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны оружием света, избави нас от страха нощнаго, и от всякия вещи во тме преходящия. И даруй нам сон, иже во упокоение немощи нашей даровал еси, от всякаго диавольскаго мечтания изменен. Ей Владыко всех благих подателю, яко да и на ложах наших умиляющеся воспомянем и в нощи пресвятое имя Твое. И поучением Твоих заповедей озаряеми, в радости душевной востанем к славословию Твоея благости, молитвы и моления Твоему благоутробию приносяще о своих гресех, и о всех людех Твоих: ихже молитвами Пресвятыя Богородицы, в милости посети.
Использованные материалы
[1] Н. Р. Антонов: Храм Божий и Церковныя Службы, 1912 г., С. Пб., стр. 208
Молитвы в Троицу коленопреклоненные
День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: “От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима”. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.
Богослужение Пятидесятницы
На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.
Обычно сразу же после Литургии в храме служат великую вечерню (по уставу она должна совершаться вечером, но многие прихожане тогда не смогут на нее прийти). На вечерне поют стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа. Священник читает три особых молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». В это время священнослужители и прихожане стоят на коленях. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
На утрене в храмах поют два канона Троицы, оба написаны знаменитыми древними авторами: первый Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.
По материалам: www.pravmir.ru и foma.ru
Тексты коленопреклоненных молитв, которые читаются на вечерне службы Пятидесятницы.
Первая молитва
К первой молитве присоединяется молитва:
«Благословен еси Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, и приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам простив вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея, и щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми ангелы Твоими, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротиволежащаго. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию, совершен, свят мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века Тебе благоугодивших».
Вторая молитва
К второй молитве присоединяется молитва:
«Господи Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни: Избави нас и от всякия вещи во тме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяния. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти неискушены от злых: И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и умертви уды наша сущия на земли: Да и сонным безмолвием просветимся, зрением судеб Твоих. Отыми же от нас всякое мечтание неподобное и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы утверждены в вере, и преспевающия в заповедех Твоих».
Третья молитва
Вторая молитва:
«Боже Великий и Вышний, едине имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь мудростию создавый, разделивый посреде света, и посреде тмы: И солнце убо положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи. Сподобивый нас грешных и в настоящий день предварити лице Твое во исповедании, и вечернюю Тебе службу принести. Сам Человеколюбче Господи, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания. Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны оружием света, избави нас от страха нощнаго, и от всякия вещи во тме преходящия. И даруй нам сон, иже во упокоение немощи нашей даровал еси, от всякаго диавольскаго мечтания изменен. Ей Владыко всех благих подателю, яко да и на ложах наших умиляющеся воспомянем и в нощи пресвятое имя Твое. И поучением Твоих заповедей озаряеми, в радости душевной востанем к славословию Твоея благости, молитвы и моления Твоему благоутробию приносяще о своих гресех, и о всех людех Твоих: ихже молитвами Пресвятыя Богородицы, в милости посети».
Молитвы в Троицу коленопреклоненные
Особенностью богослужения в день Пятидесятницы является то, что сразу же после Литургии совершается великая вечерня, за которой читаются три особых молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.
Стоит отметить, что именно с этого дня впервые после праздника Пасхи Церковным Уставом полагается совершать земные поклоны.
Коленопреклоненные молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших. Эти молитвы имеют свое особое символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и утвердить верующих в смиренном состоянии, а также сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию бесценных даров благодати Божией.
Статья подготовлена специально для рубрики на сайте «Вопрос священнику». Ответы публикуются в порядке очереди.
Напомним, что вы можете присылать свои вопросы на почту [email protected].
У нас есть к Вам просьба.
Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения работы сайта, нам необходимо оплатить сервер и домены.
Пожалуйста, поддержите сайт “Православная Гагаузия”. Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Официальный сайт прихода Христорождественского храма
село Старокленское Первомайского района Тамбовской области
Великая вечерня с чтением коленопреклоненных молитв
К этому дню по традиции храм украшен зеленью и был приготовлен сноп для чтения священником на нем коленопреклоненных молитв.
После вечерни протоиерей Сергий Баев поздравил прихожан с праздником и рассказал о его значении.
В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4).
Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что он праздновался еще в ветхозаветной Церкви, во-вторых, потому, что этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком.
Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати.
В день Пятидесятницы на общество учеников, как начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова стала расти через усвоение и присоединение к себе других душ.
Чрезвычайное благодатное действие произвел Дух Святой на учеников Христовых и апостолов: они совершенно переменились, стали как бы другими людьми; они почувствовали в себе такую любовь к Богу и людям, о какой раньше представления не имели1. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать для славы Божией и спасения людей.
Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь; в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог Сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же».
Святым Духом подаются глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник Божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость.
«Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный…».
В день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
Все наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» заканчивается обращением ко Святой Троице.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников — от Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Молитва на Троицу о здоровье, деньгах, замужестве – коленопреклонная
День Святой Троицы – необычный православный праздник. Много лет назад в этот день православие начало распространяться по всему миру. Молитва на Троицу, впервые за пятьдесят дней, коленопреклонная. Во время богослужения или дома перед иконостасом можно просить о здоровье, деньгах, замужестве, искуплении грехов.
Молитва на Святую Троицу о здоровье, текст
Всемогущая животворящая Троица – термин православной церкви, отражающий учение о трех ипостасях Бога. Церковь считает, что познать сущность Бога человек не в состоянии, однако, для понимания Триипостасности Бога, проводятся различные аналогии. Единство одного Господа в трех лицах сравнивается со строением человека, который состоит из воды, твердого вещества и души. День Пресвятой Троицы – это торжество, которое посвящено евангельскому событию явления Святого Духа апостолам. В тот день простые рабочие – ученики Христа, смогли заговорить на иностранных языках, чтобы донести другим народам на планете его учение. После Литургии совершается Вечерня с чтением коленопреклоненных молитв. Эти молитвы особые и читаются один раз в году: церковь просит Господа о прощении грехов, спасении всех людей, упокоении усопших. На праздник можно просить у Господа о здоровье, читая текст молитвы перед иконами. Святой Дух живет в церкви и вдохновляет ее членов на добро и любовь. Важно помнить, что как мы не приглашаем гостей в неприбранный дом, так мы не можем пригласить Святого Духа в свою душу, не избавившись от страстей и скверны. Но для тех, кто не в силах противостоять греху, Святой Дух придет на помощь, укрепив душу. Текст молитвы на Троицу о здоровье приведен ниже.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва в честь животворящей Троицы о здоровье
О премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему.
Молитва Всемогущей Животворящей Троице о деньгах
В субботу, накануне Троицы, празднуется родительский день. В этот праздник церковь призывает, чтобы мы молились о грехах наших сродников, которые преставились раньше нас. Эта суббота особая –мы поминаем всех навек усопших православных христиан. Мы молимся о наших близких, тех, которых нет с нами, потому что верим, что смерть не является преградой для общения с Господом. Поэтому мы знаем, что можем молиться о прощении грехов тем, кто сам уже не может молиться, и это особенно нужно умершим. Считается, что у Бога нужно просить только о духовных дарах. Однако, тем верующим, которые попали в нужду, молитва Всемогущей Животворящей Троице о деньгах может помочь заработать на хлеб. Ее можно читать дома или в храме, главное – обращаться к Спиридону Тримифунтскому, потому что именно этот святой покровительствует финансам. Молиться о деньгах в день всемогущей животворящей Троицы можно перед иконой этого святого.
Текст молитвы на Праздник Троицы о деньгах на русском языке
О небесный Святителю Спиридоне, великий чудотворец и угодниче Христов! За твоей милостью прибегаю и прошу тебя защитить меня в бытовых напастях. Молись за меня и проси Бога о моем благополучии. Ты преисполнен любовью и благостью Христовой, твоя милость и доброта всем верующим известна. Ты своими молитвами поможешь мне получить милость Божью и достичь в жизни всего чего я хочу. А я буду Владыку и Творца прославлять и Святой Троице поклоняться. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Коленопреклоненная молитва на Троицу о замужестве
Человека никто не заставляет молиться в определенном месте: можно взять молитвослов и понять смысл при помощи словаря. То место, которое мы выбираем для молитвы должно настраивать нас на общение с Господом. Это должно быть тайное место, в котором человек будет один-на-один с Богом. Даже если краткая молитва: «Помилуй нас» или «Прости Господи», произнесена искренне, а не в состоянии обольщения или с неудачными богословскими оборотами, то она будет настоящей. На Троицу снова начинают читать коленопреклоненные молитвы, в том числе можно просить о замужестве. В процессе молитвы нужно не замыкаться на себе, а думать о том, как угодить Господу. Коленопреклоненная молитва на Троицу о замужестве приведена ниже.
Текст молитвы в День Троицы о замужестве
О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Коленопреклоненная молитва на праздник животворящей Троицы на русском языке
На Троицу храмы украшаются цветами и зеленью, а полы устилаются свежескошенной травой. Православная церковь проводит богослужение необычным образом: в конце Вечерни читаются особые три молитвы, удивительные по своему содержанию. В этих молитвах мы прославляем Бога за все его благодеяния, от сотворения мира до спасения человечества, просим спасти всех людей от грехов, не только живых, но и тех, кто в аде держим. Легче всего понять смысл этих коленопреклоненных молитв в День животворящей Троицы, если прочитать их с переводом на русский язык. По окончании Вечерни возле храмов проводится крестный ход. Христианский подход к молитве заключается в том, что в жизни тех или иных святых было нечто, что связывало их с проблемой, о которой мы хотим молиться. Это означает, что у праведников на их пути была ситуация, подобная нашей, и мы можем обратиться к ним с просьбой о помощи. Коленопреклоненная молитва на животворящую Троицу на русском языке приведена ниже.
Текст молитвы на Троицу с переводом на русский язык
Пречистый, беспорочный, не имеющий начала, невидимый, непостижимый, неисследимый, неизменный, непобедимый, неизмеримый, незлобивый Господи, один имеющий бессмертие, живущий в свете неприступном, сотворивший небо и землю, море и все, находящееся в них, подающий всем просимое прежде прошения.
Тебе молимся и Тебя просим, Владыко человеколюбче, Отца Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Приснодевы и преславной Богородицы, сперва словами учившего, потом же и делом показавшего, когда спасительные страдания претерпел, научившего нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, Тебе приносить мольбы, с преклонением главы и колен, о своих грехах и о людских неведениях.
Сам, многомилостиве и человеколюбче, услыши нас, в какой день мы ни призовем Тебя, наипаче же в день сей Пятидесятницы, в который, по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небеса и сидении одесную Тебя, Бога и Отца, Он ниспослал Святого Духа на святых Своих учеников и апостолов, Который и почил на каждом из них, — и все исполнились неистощимой Его благодати и начали говорить на разных языках о великих делах Божиих и пророчествовать.
Вот и ныне, услыши и помяни нас, смиренных и осужденных, молящихся Тебе, Господи, и освободи из (греховного) плена души наши ради милости Твоей. Прими нас, припадающих к Тебе и взывающих: мы согрешили. От рождения — мы Твои, Господи, от чрева матери нашей — Ты Бог наш.
Но как жизнь наша проходит в суете, то лишились мы Твоей помощи и стали безответны. Надеясь же на щедроты Твои, зовем: не помяни грехов юности и неведения нашего, и от тайных наших [грехов] очисти нас, и не отвергни нас во время старости, когда оскудеет крепость наша, не остави нас.
Прежде чем мы возвратимся в землю, сподоби к Тебе возвратиться и услыши нас по Твоей благости и благоволению. Беззакония наши измерь мерою щедрот Твоих, противопоставь бездну сих щедрот множеству согрешений наших. Воззри с высоты Твоей, Господи, на предстоящих людей Твоих, ожидающих от Тебя богатой милости.
Посети нас по Твоей благости, избави нас от насилия диавола, укрепи жизнь нашу святыми Твоими и священными законами.
Ангела, верного хранителя, пристави людям Твоим. Всех нас собери в Твое царство.
Прости уповающих на Тя, остави им и нам грехи, очисти нас действием Святого Духа Твоего, разруши вражьи козни против нас.
Благословен Ты, Господи, Владыка Вседержитель, просветивший день светом солнечным и ночь осветивший сиянием луны!
Удостоивший нас пройти течение дня и приблизиться к началу ночи. Услыши моления наши и всех людей Твоих и, простив всем нам вольные и невольные грехи, прими наши вечерние молитвы и ниспошли на людей Твоих множество милостей и щедрот Твоих.
Защити нас Твоими святыми ангелами, вооружи нас оружием правды Твоей, огради нас истиною Твоею, сохрани нас силою Твоею, избави нас от всякой напасти и всякого навета лукавого.
Даруй же нам, чтобы наступающие вечер с ночью прошли совершенно, мирно, свято, безгрешно, без соблазнов, без мечтаний, как и все последующие дни жизни нашей, по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых, от века Тебе праведно служивших.
Почему на Троицу читают коленопреклоненные молитвы?
Содержимое
Отвечает Андрей Музольф, доцент Киевской духовной академии.
Особенностью богослужения в день Пятидесятницы является то, что сразу же после Литургии совершается великая вечерня, за которой читаются три особых молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением.
Стоит отметить, что именно с этого дня впервые после праздника Пасхи Церковным Уставом полагается совершать земные поклоны.
Коленопреклоненные молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших. Эти молитвы имеют свое особое символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и утвердить верующих в смиренном состоянии, а также сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию бесценных даров благодати Божией.
Троица: о смысле праздника, коленопреклонённой молитве, зелёных облачениях
Содержимое
Что важно знать о празднике Пресвятой Троицы, рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?
– В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы – Дух Святый – в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница – это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу – ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно – спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, – никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви – то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.
– Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?
– Зеленый цвет облачений – это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.
– Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?
Молитвы в Троицу коленопреклоненные

Одна из традиций богослужения на Троицу – коленопреклонённая молитва. Смысл её – укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию даров Святого Духа.
Они читаются на вечерне Пятидесятницы и имеют огромное символическое значение. Молитвы эти были написаны святителем Василием Великим ещё в IV веке.
Верующие в храме встают на колени трижды, и всякий раз читается по несколько молитв. В первый раз в молитве, обращённой к Богу Отцу, – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме…» – верующие исповедуют грехи и просят помощи против козней диавола.
Во время второго коленопреклонения верующие просят Духа Святого наставить и укрепить в соблюдении заповедей. В третий раз просят Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших:
«Услыши нас, смиренных рабов Твоих, молящихся Тебе, и упокой души прежде усопших рабов Твоих на месте светлом, на месте зелёном, на месте прохладном, откуда удалились всякие болезни, печаль и воздыхание. И удостой их мира и облегчения в селениях праведных. Ибо не умершие восхвалят Тебя, Господи, и не те, которые во аде, дерзнут принести Тебе исповедание, но мы, живые, благословляем Тебя и молим, принося Тебе очистительные молитвы и жертвы об их душах…»
Издревле на Руси коленопреклонённые молитвы совершали с глубоким смирением и благоговением, причём как простые крестьяне, так и цари. Перед троицкой вечерней соборные ключари подносили на ковре царю от патриарха листья деревьев. Смешав их с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им всё царское место в храме. Взятыми от государя зелёными ветками устилались места патриарха и архиереев. Остаток раздавался боярам и прочим богомольцам. Государь преклонял колена и – как говорилось в то время – «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Это не было экзальтацией какой-то: в церковном обиходе было принято после великого прокимна «с колены преклонши на землю». О такой молитве говорится ещё в Ветхом Завете: «Весь народ падал на лицо своё, и молились» ( 1 Мак. 4, 55 ). Покаянные молитвы совершались обычно так (тогда как благодарственные – стоя) – этого ныне стараются придерживаться старообрядцы.

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идёт обедня в храме:
Зелёною травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарён.
И звонко хор поёт, весёлый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принёс сюда простые приношения:
Гирлянды молодых берёзовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.
Троица: о смысле праздника, коленопреклонённой молитве, зелёных облачениях
Что важно знать о празднике Пресвятой Троицы, рассказал митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?
– В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы – Дух Святый – в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница – это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу – ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно – спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, – никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви – то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.
– Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?
– Зеленый цвет облачений – это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
– Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?

Я работаю библиотекарем 11 лет в государственной городской библиотеке в городе Москва. Верую в бога с рождения – это привила мне моя бабушка. Так как в последнее время число верующих среди молодежи упало, то мною было принято решение распространять слово божие среди молодежи, доступное со всех устройств имеющих доступ в интернет.
Данный ресурс был создан с целью сохранения и архивации молитв и прочих священных тестов. Если вы нашли материалы содержащие не точности или оскорбляющие ваши чувства, то свяжитесь с мной через контактную форму, он будет удален или отредактирован.
Да хранит Вас Бог!