Молитвы науму грамотнику

Полное описание: Молитвы науму грамотнику - в детальных подробностях для наших читателей.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся пророку Науму

Пророк Наум (VII в. до Р. Х.) – один из двенадцати так называемых малых пророков, родом из Елкоша, города на севере Палестины. Проповедовал на закате Израильского царства, в период царствования Езекии. Обстоятельства жизни пророка почти неизвестны. По некоторым сведениям, он скончался в 45-летнем возрасте.
На Руси пророка Наума издавна почитали как помощника в «умственных» занятиях, «грамотника». Поэтому у пророка, помимо прочего, просят помощи начинающим учиться детям, мудрости в учении и управлении пастырям Церкви.

Молитва первая пророку Науму

Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати. Аминь.

Молитва вторая пророку Науму

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ О ПОМОЩИ В УЧЕНИИ И ПРОСВЕЩЕНИИ РАЗУМА. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 45-48. ИС Р15-535-3569

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Главная – pravmolitva

Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся пророку Науму

Пророк Наум (VII в. до Р. Х.) – один из двенадцати так называемых малых пророков, родом из Елкоша, города на севере Палестины. Проповедовал на закате Израильского царства, в период царствования Езекии. Обстоятельства жизни пророка почти неизвестны. По некоторым сведениям, он скончался в 45-летнем возрасте.
На Руси пророка Наума издавна почитали как помощника в «умственных» занятиях, «грамотника». Поэтому у пророка, помимо прочего, просят помощи начинающим учиться детям, мудрости в учении и управлении пастырям Церкви.

Молитва первая пророку Науму

Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати. Аминь.

Молитва вторая пророку Науму

Наум Грамотник

Так называли в народе день святого Наума – одного из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения. На день Наума, 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.

Неудивительно, что с именем пророка Наума был связан целый набор русских поговорок:

  • «Пришел Наум – пора браться за ум»
  • «Пророк Наум наставляет на ум».
  • «Батюшка Наум, наведи меня на ум»
  • «Один пророк Наум наводит на ум»
  • «Пророк Наум наставит на ум»
  • «Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
  • «Наум наведет на ум»

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

Кому молиться, чтобы были успехи в учебе

Перед 1 сентября Русская Православная Церковь по сложившейся традиции служит специальный молебен «На начало учебного года», который призывает Бога ниспослать «на отроков дух премудрости и разума, чтобы они могли разуметь и памятствовать доброе и душеполезное учение», и оградить подростков и студентов от искушений суетного современного мира.

В эти дни храмы России наполняются родителями с детьми и молодежью, которые надеются на помощь Господа. Однако молитвенная поддержка обучающимся детям нужна не только 1 сентября – она пригодится им в течение всего учебного года, ведь программа с каждым годом становится всё сложнее, и не все дети могут с легкостью её воспринимать. На помощь верующим людям могут прийти святые подвижники, которые при жизни являли чудеса, и которым после смерти Господь дал возможность помогать людям.

Сергий Радонежский

Один из великих заступников русской земли Святой преподобный Сергий Радонежский является, наверное, главным святым, к которому следует обращаться за помощью при затруднениях в учебе. Согласно Житию семилетний Варфоломей – так звали будущего Святого в детстве, – имел серьезные проблемы в науках и никак не мог научиться самому простому – чтению.

Будучи уже тогда очень набожным, мальчик стал прилежно молиться Богу о даровании ему знаний. Однажды в лесу под родным селом Радонеж, где жили его родители, Варфоломей искал пропавших лошадей и встретил на лугу под дубом старца-черноризца, который усердно молился. Предание гласит, что ребенок дождался окончания молитвы монаха и попросил его помолиться Богу о том, чтобы Тот даровал ему способность к обучению.

После молитвы черноризец протянул мальчику просфорку, которую тот съел; после этой странной встречи ребенок получил ясность ума и способность к наукам.

Известно, что Варфоломей рос спокойным и скромным, а после смерти родителей оставил имение младшему брату, а сам, вместе со старшим братом Стефаном, удалился в скит.

Поскольку святой сам имел трудности с обучением, после смерти он являл множество чудес – по просьбам родителей дети начинали понимать науки.

Читайте так же:  Молитва для дочки от мамы

Пророк Наум

К этому ветхозаветному пророку, который жил в VII веке до нашей эры, на Руси испокон веков обращались с просьбами о хорошей учебе детей, так как праздник его в Православной Церкви отмечают 1 декабря по старому стилю. В этот день в крестьянских семьях детей отдавали в школу на обучение, поскольку все сельскохозяйственные работы были закончены и у детей появлялось много свободного времени.

Ветхозаветный Наум – один из двенадцати «малых» пророков Святого Писания, его имя на иврите звучит как Неемия и означает – «Господь утешил», на Руси пророка прозвали Наум Грамотник; и он действительно утешает и дает способность к наукам многим школьникам, прибегающим к его помощи.

Святая Татьяна

Святой великомученице Татьяне молятся, в основном, студенты, покровителями которых она оказалась волею случая – приказ об основании МГУ был подписан в день Святой Татьяны. В честь этой же святой был освящен надомный храм при университете. Очевидно, что помощь ее была настолько велика, и студенты настолько часто ее получали, что вера в помощь этой святой быстро распространилась по всей России.

А со временем даже праздник святой Татьяны стал праздноваться как светский праздник День студента.

Татьяна жила в III веке в Риме, знала науки, была дьяконессой Римской христианской церкви и за веру в Христа по приказу императора Севера была зарублена мечами. Император хотел затравить её львом на потеху римской публике на арене Колизея, но лев отказался убивать молодую женщину.

Домовой храм во имя святой мученицы Татьяны при МГУ работает и сейчас, но помолиться святой можно в любом храме РПЦ, где есть её икона.

Икона Богородицы «Прибавление ума»

Согласно преданию икону Богоматери «Прибавление ума» написал иконописец, который во время раскола Церкви XVII века не смог сам уразуметь, кто прав, и горячей молитвой взмолился к Богородице, чтобы та даровала ему прозрение и не дала бы сойти с ума.

После молитвы ему было видение, что Богоматерь вразумит, если он напишет икону, на которой изобразит её такой, какой она ему привиделась. Так появился чудотворный образ, списки которого разошлись по всей России. Через него Бог являет чудо вразумления и дарует учащимся мудрость и знания, исцеляет слабости ума и даже повреждения рассудка.

Если у ребенка сложности с вниманием, поведением или с усвоением знаний – найдите такую икону и помолитесь перед ней. Оригинал, к сожалению, до наших дней не дошел, но в Москве в храме Тихвинской иконы Богородицы находится чудотворный список этой иконы.

Иоанн Крoнштaдский

Святой праведный Иоанн Крoнштaдский жил в XIX веке, и в отрочестве этот умный и прозорливый подвижник Христов имел проблемы с учебой. Учился он тогда в Архангельском приходском училище; у него начались проблемы с запоминанием и с пониманием того, что объясняли учителя.

Родители его были людьми бедными, и их старания выучить сына весьма смущали мальчика – он понимал, что они отдают последнее, чтобы он учился, а он даже не может понять то, чему его учат.

Подростка спасала горячая молитва Богу, по которой Господь даровал мальчику благодать и способность понимать науки. Позже тот стал великим святителем и проповедникам России, к которому стекались все бедные и несчастные люди, находя утешение.

Помолиться святому можно перед его иконами, которые весьма распространены в храмах РПЦ, а мощи лежат в Иоанновской ставропигиальной женской обители в Санкт-Петербурге.

Кириллу и Мефодию

Молятся о даровании способности учиться и великим просветителям славянских земель, монахам Кириллу и Мефодию, которые разработали азбуку – кириллицу, и используя её, перевели с греческого языка на церковнославянский Священное Писание, включая Евангелие и множество богослужебных трудов. А кроме этих святых, молиться об успехах в учебе можно Матроне Московской, Ксении Петербуржской, Феофану Затворнику. Но всегда следует помнить, что прежде всего о знаниях нужно просить Господа Бога, который и являет через святых свою волю.

День Наума Грамотника
методическая разработка (1 класс) по теме

12 декабря – “День Наума Грамотника”

Скачать:

Вложение Размер
сценарий 57.63 КБ

Предварительный просмотр:

• познакомить детей с историей возникновения праздника;

• способствовать умению применять знания по математике, русскому языку в игровой предметной среде;

• развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;

• воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.

В ходе подготовки данного мероприятия выбрать из числа учащихся несколько человек, которые на празднике будут изображать учеников старорусской школы, одному из них можно поручить роль Наума. Эти ребятам должны быть в народных костюмах. Так же ученики и родители могут помочь в оформлении зала (классной комнаты). Для оформления понадобятся деревянные лавки, дощечки для письма, перья. Колокольчик, розги, деревянная кадушка для их запаривания и т.д.

В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.

Ведущий: Собрались мы не случайно. Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…

Наум: Здравствуйте, ребята. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Читайте так же:  Молитвы от порчи проклятий

Ученики: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей.

О литовцах, о татарах

И о Родине своей. (Н. Кончаловская)

Ведущий: Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а за одно и знания свои показать.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом.

Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты (Слайды). Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: “Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй”.

Первый урок – азбука.

“Аз, буки, веди, глаголь, добро”, – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе. Можно начинать занятия.

Наум звонит в колокольчик.

Наум: Делу время – …. (Потехе час!). Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания?

Ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то команда получит почетное звание – «Грамотеи».

Испытание 1. «Чтецы»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

Наум: Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны всем. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка из 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Испытание 2. «Знатоки азбуки»

Ведущий : Каждый класс получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.

Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

Ё З И Й У Ч Э Я

Испытание 3. «Собери пословицу»

Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклеите их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.

Предлагаю следующие пословицы:

Повторять, да учить – ум точить. Аз да буки избавят вас от скуки. Ученья корень горек, да плод его сладок.

Наум: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц ребята смогут объяснить?

Испытание 4. «Писари»

Ведущий : Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишите всего одно слово. «УЧЁБА».

Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

Испытание 5. «Собери слово»

Ведущий: Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слово по его толкованию и собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет слово.

Испытание 6. «Старинные задачи»

Ведущий: Участникам раздадут карточки с задачами. Команда читает задачу и записывает ответ на листе. На решение задач командам отводится время 3 минуты. По окончанию решения староста поднимет руку.

1. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышки стола?

Читайте так же:  Молитвы Матронушки на все случаи жизни

2. Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Решили ее взвесить и диву дались. Вес выразился трехзначным числом. Первая цифра: самое маленькое однозначное число. Вторая цифра больше, чем первая на 3. Последняя цифра больше первой на 4 . Чему равен вес репки?

3. Золушка сварила 6 картофелин за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?

Испытание 7. «Переведи с русского на русский»

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведущий : В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по три карточки со словами. На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова : хоромы – деревянное жилое строение ,

Перст -палец, палица – палка, дубинка, уста – губы , десница – правая рука, чело- лоб , кочет – петух , око- глаз .

Наум: У многих ребят побывал, в разных городах погостил. В ваш Починковский район попал впервые, впервые побывал и в вашем классе.. Расскажите мне, пожалуйста, чем ваш класс может меня удивить. Что в нём особенного?

Испытание 8. «Заключительное»

Ведущий : Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет, полученную низку.

Наум: Порадовали вы меня, хорошие знания показали и учителя ваши молодцы. А вот в старину учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Существовал даже такой обычай: дарили учителю горшок, полный монет. И ваш учитель заслужил подарок , дарую ему горшочек с монетами. Монетки использовали шоколадные. По окончанию праздника их раздали учащимся.

Ведущий : Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Хорошие знания учеников – лучший подарок учителю.

Наум: Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”. Дети выходят для игры.

Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота. На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека. Во время игры звучит веселая народная музыка.

Наум Грамотник

Так называли в народе день святого Наума – одного из ветхозаветных пророков. На Руси он считался покровителем знаний и учения. На день Наума, 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.

Неудивительно, что с именем пророка Наума был связан целый набор русских поговорок:

  • «Пришел Наум – пора браться за ум»
  • «Пророк Наум наставляет на ум».
  • «Батюшка Наум, наведи меня на ум»
  • «Один пророк Наум наводит на ум»
  • «Пророк Наум наставит на ум»
  • «Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
  • «Наум наведет на ум»

В русской деревне все происходило так: отец семейства договаривался с приходским дьяком. На день Наума все семейство отправлялось с утра в церковь, где после обедни служился особый молебен, после чего испрашивали благословение на обучение отрока. Потом учитель являлся в дом родителей, где его встречали с почетом. Обучение могло быть довольно суровым для нерадивого ученика (не на пустом месте возникла поговорка: «в Наумов день «аз, буки» – бери указку в руки, «фита, ижица» – плетка ближится»). Поэтому матери обычно причитали по детям, отправлявшимся учиться. Учителя благодарили за труд, угощали и одаривали подарками.

Отроку давали узорчатую костяную указку, которой водили по строкам азбуки. В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении: «Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати». В 18 веке даже пекли особые пряничные азбуки, по которым дети учились грамоте.

14 декабря — праздник Наум Грамотник

14 декабря — праздник в честь пророка Наума. В народе дата считалась посвященной обучению, ученикам и учителям. Узнайте о древних традициях, которые стоит соблюдать в этот день, а также приметах и суевериях.

Праздники пророка Наума, Филарета Милостивого

Православный народ 14 декабря почитает память святого прорицателя Наума. Он жил в 7 веке до нашей эры на севере Израиля — в Галилее. Жизнеописание святого не изобилует подробностями, о нем практически ничего не известно. Художники изображают его как худощавого старца в аскетичных одеждах. На Руси святого считали покровителем учащихся и называли Наумом Грамотником.

Науму приписывают авторство книги с пророчествами. Она повествует о событиях в столице государства ассирийцев, находящегося на момент написания на пике своего могущества. Пророк предсказал кару грешникам — строгую, но справедливую. Ассирийцы, по его мнению, заслужили наказания за поклонение идолам и разврат. Особенно возмущало святого применение колдовства, с помощью которого ассирийцы порабощали другие народы.

Пророчество сбылось — Ниневия, столица ассирийского государства, в скором времени после выхода книги в свет, была разрушена. Притесняемые народы, как и обещал прорицатель, получили повод для радости. Пророк Наум умер на 45-м году жизни и был погребен в родном городе.

14 декабря почитается также святой Филарет Милостивый — пафлагонский землевладелец, отличившийся помощью беднякам. В ходе военных действий между Византией и Арабским Халифатом его дом был разрушен. При том, что сам святой оказался в нужде, остатки имущества он раздал более бедным людям.

Старик был уверен, что дающему воздастся сторицей. Так и получилось, соседи и друзья Филарета помогли ему наладить материальное положение. Он был известен при жизни. Слава святого Филарета была такова, что его внучка Мария была выбрана в жены византийского императора, несмотря на незнатное положение.

В Украине в эту дату чествуют ликвидаторов аварии на ЧАЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года. Жители Абхазии почитают память жертв Латской трагедии. День учителя в старину выпадал на 14 декабря. Сейчас преподавателей поздравляют в первое воскресенье октября. Отмечался он так же, как и сейчас — учителям дарили подарки, накрывали для них столы, приносили угощения в школы.

Читайте так же:  Молитва об избавлении мужа от пьянства

Именины 14 декабря — мужские и женские имена

Отмечают 14 декабря день имени Порфирий, а также Дмитрий и Антон. Можно назвать или крестить мальчика именем одного из святых покровителей даты. Это Филарет и Наум. В католической традиции именинники — Альфред, Жан и Иван.

Женских именин 14 декабря нет. В этом случае можно крестить девочку на следующий день, 15 декабря . Именинницами этой даты являются Тамара, Миропия, Феврония, Матрона, Мария, Маргарита и Антонина.

В старину считали, что рожденный 14 декабря имеет шансы стать хорошим преподавателем. Талант обучать людей дан ему от рождения. Покажет большие успехи в учебе и сам.

Старинные традиции Наумова дня

Сейчас уроки в учебных заведениях начинаются с 1 сентября, в старину же такой датой было 14 декабря. Зимой у крестьян было гораздо меньше забот, появлялось время на учебу. В некоторых регионах обучение начиналось 14 ноября — в день Космы и Дамиана. Летом, осенью и весной даже дети были заняты в работах на полях и огородах. У наших предков для каждого находилось дело. О 14 декабря говорили так:

К обучению не приступали, не посетив храма всей семьей. По сей день святому Науму возносят молитвы ученики, студенты и их родители. Он помогает усваивать знания, получать навыки, одаривает удачей на экзаменах. В старину Науму Грамотнику молились, дабы научиться уму-разуму.

После церковной службы встречали учителя. Им мог быть также священник или приходской дьяк — в малых населенных пунктах духовники занимались обучением. В честь его прихода накрывали не слишком пышный, но все же праздничный стол. Отец подводил ребенка к учителю за руку. Ученик встречал наставника троекратным поклоном и получал три символических удара розгами. Мать при этом должна причитать и плакать, иначе соседи посчитают ее бессердечной, а ребенка — нежеланным.

Изучение первой страницы азбуки проходило в доме ученика, под причитания и плач матери. После окончания урока наставнику дарят каравай и рушник, в который были обернуты деньги за его услуги. В селах занятия часто оплачивались едой — горшком с кашей, яйцами и даже живыми курами. На следующий день уже ученик отправлялся в школу или дом учителя для занятий с подарком. Отголосок этой традиции — букеты для учителей в качестве подарка на 1 сентября .

Часто ради обучения требовалось покинуть отчий дом и отправиться в иногороднее учебное заведение. В этом случае мать, провожая ребенка, снова должна была громко причитать и плакать, чтобы показать материнские чувства всей округе. В старину знания вбивались в нерадивые головы учеников розгами, так что рыдания часто были искренними.

14 декабря в приметах

Во время урока или выполнения домашнего задания 14 декабря нельзя есть, оставлять книги и конспекты открытыми. Иначе Наум «худой разум наведет» за неуважение к учебникам. В старину это грозило ученику еще и розгами.

Северный ветер 14 декабря, по примете, обещает сильные морозы. Снег падает хлопьями — к метели. Иней обещает много росы летом.

Если ночью звезды перемигиваются друг с другом, скоро начнется метель. Облака плывут против ветра — похолодает. Красный круг вокруг луны обещает снегопад. Низкие облака предвещают похолодание. Туманное кольцо вокруг солнца в морозный день — к непогоде.

Лай соседских собак слышно хуже, чем обычно — перед снегопадом. Зайцы близко подходят к избам — дни будут ясными и морозными. В лесу деревья сильнее обычного трещат — погода ожидается ветренная. Кот сворачивается клубочком — перед морозом. Чаще обычного вылизывает шерсть — к спокойной зимней погоде.

14 декабря — не только праздник почитания православных святых. В старину на эту дату назначали начало обучения грамоте и прочим наукам. Большая часть примет и традиций дня связана с учебным процессом.

Лингвистический праздник “Батюшка Наум, наведи меня на ум!”

Описание разработки

Цели:

Познакомить детей с историческим праздником грамоты.

Способствовать умению применять знания по русскому языку в игровой предметной среде.

Расширить знания по устному народному творчеству.

Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность, творческие способности.

Воспитывать чувство товарищества, коммуникативность.

Формировать дружный коллектив.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день, 14 декабря, по православному календа­рю, День пророка Наума, по народному календарю – День Наума-Грамотника. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Придёт Наум – наведёт на ум».

В русских книгах XVII века есть упоминания о мо­литвах святому Науму, который должен помочь по­стигать науки и прежде всего научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, чьи предсказания гибели ассирийско­го города Ниневии изложены в Ветхом Завете, стал покровителем грамотеев? Причины две – созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения гра­моты – больше. Так приобрёл пророк Наум эпитет «Грамотник».

Чтение молитвы пророку Науму, вручение молитвы учащимся.

Молитва пророку Науму

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Под­вигом добрым позвизався на земли, восприял ecu на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании житель­ства твоего и чтем светлую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати проти- ву кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстателъством твоим, аще и недостойны есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единого во святых Своих славимого Бога, Отца и Сына и Свята- го Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Учитель. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит».

На день Наума отдавали в учение детей, догова­риваясь с приходским дьячком или другим лицом. Учитель являлся в назначенное время в дом роди­телей, где его встречали с почётом. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами нау­чить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать же должна была в это время плакать. На дру­гой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать передавала подарок для учителя, который обычно состоял из домашней птицы. Ино­гда в награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое за­вязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать уче­ника приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

Читайте так же:  Какую молитву нужно читать по усопшему после 40 дней

Матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу.

И еще считали, во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное. Если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрывать, в противном случае всё позабудешь.

(Учитель угощает ребят печеньем в виде монет (можно овсяным), желает им счастья и удачи в обучении.)

Ну, а сейчас для вас интерактивная игра «Лингви­стический бой».

Игра проводится по типу «Морского боя». Ведущий (учитель) работает за компьютером. Класс поделён на 2 команды. Последовательность хода команд определяется жеребьевкой. На обсуждение вопроса команде дается 30 секунд.

На поле 36 клеток, за ними спрятаны 10 однокле­точных кораблей, оценённых от 1 до 5 баллов. После каждого «выстрела» даётся возможность ответить на один вопрос. Если ответ верный, то очки удваи­ваются. Если неверный, то засчитывается только то, что выбито. Если ход выпал на пустую клетку, то за правильный ответ засчитывается 1 балл, за не­правильный – ничего. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков.

Свои ходы команда отмечает крестиком в таблице, чтобы не было повторных «выстрелов» по одному и тому же квадрату, там же записывается количество полученных очков.

1 А. М. В. Ломоносов придумал русский алфавит, написал труд по грамматике или написал учебник по арифметике?

(Написал труд по грамматике)

1 Б. Что обозначает древнерусское слово «пер­сты»?

1 В. Если переводить с немецкого, то «бутерброд» – это хлеб с сыром, хлеб с маслом или хлеб с колбасой?

1 Г. Назовите 5 устаревших слов (например, одеж­да, игры, посуда и т. д.)

(Бирюльки, кафтан, ботфорты и др.)

1 Д. «В саду горит костёр рябины красной» – это эпитет, олицетворение или метафора?

Е. Как перечислить 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

А. Есть такой металл и мифический великан.

2 Б. В русском языке утиральником называли тер­ку, носовой платок или полотенце?

2 В. Как правильно сказать: «Он наша гордость» или «Он наша гордыня»?

(Он наша гордость)

2 Г. Сколько несклоняемых существительных во фразе: «Глядя в зеркало, он заметил, что какаду сел на банку с кофе»?

2 Д. Отгадайте загадку:

Семя плоско, поле гладко,

Кто умеет, тот и сеет.

Семя не всходит,

А плод приносит.

(Буквы, листок, грамотный человек.)

Е. Что раньше на Руси называли «ломаными чис­лами»?

А. Интересно, почему мясо свиньи называют

свининой, мясо барана – бараниной, кролика – крольчатиной, а мясо коровы – не «коровятиной», а говядиной?

(Слово это произошло от исчезнувшего «говядо», которым называли крупный рогатый скот.)

3 Б. Какое русское слово соответствует иностран­ному «кастинг»?

3 В. Составь слова из букв ЛБЕАК, ДЬМВЕДЕ, БСУ- РАК.

(Белка, медведь, барсук)

3 Г. Какое из этих существительных мужского рода – шимпанзе, пенсне или какао?

3 Д. Слово «тьма» в древнерусском языке обозна­чало 1, 5 или 10 тысяч человек?

3 Е. БА + ПРЕСНОВОДНОЕ ЖИВОТНОЕ = ?

А. Лисички – грибы, лисички – лисята. Это сино­нимы или омонимы?

4 Б. Сколько слогов в слове «расположиться» – 4,

4 В. «Книжная чехарда»

Учитель диктовал ученикам список книг, которые нужно прочитать на летних каникулах. Маша успе­вала не только записывать, но и перемигиваться с Олей и показывать язык Вове. Попробуйте дога­даться, какие же книги нужно прочитать Маше. Вот какой список у неё получился:

«Гадкий солдатик», «Путешествие Карлсона с ди­кими гусями», «Дядя Фёдор – милиционер»

«Гадкий утёнок», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Дядя Стёпа – милиционер», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Стойкий оловянный солдатик», «При­ключения Карлсона».

4 Г. «Ни богу свечка, ни черту кочерга» – это по­словица, фразеологизм или загадка?

(Фразеологизм – ничем не выделяющийся, посред­ственный человек.)

4 Д. Какой падеж стоит на четвертом месте в си­стеме падежных окончаний?

Е. Каков смысл выражения быть начеку?

(Быть наготове, настороже.)

А. Какой месяц в народе называли «лютень», «бокогрей»?

5 Б. Имя Павел с греческого переводится как «хра­брый», «маленький» или «полезный»?

5В. Кто это изображён (рисунок)?

5Г. В чем ошибка человека, который сказал, что на заводе «Трансмаш» много свободных вакансий? (Лишнее слово свободных.)

5Д. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов?

5Е. На какой слог падает ударение в слове красивее?

А. Что это за пословица?

(Смекалка во всяком деле поможет.)

6Б. Сколько звуков в слове «якорь»?

6В. Сколько запятых нужно поставить в предло­жении «И лишь Вася и Паша знали это правило»?

6Г. Какая пословица получится, если заменить все слова антонимами?

«Новый враг хуже старого одного».

(Старый друг лучше новых двух.)

Видео (кликните для воспроизведения).

6Д. На какой слог падает ударение в слове «бало­вать»?

Молитвы науму грамотнику
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here