Молитвы на понятном языке

Полное описание: Молитвы на понятном языке - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитвослов

Что такое молитва?

«Молитва есть восхождение ума и сердца к Богу» преподобный Нил Синайский

«Во время молитвы мы беседуем с Богом» святитель Иоанн Златоуст

«Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения» праведный Иоанн Кронштадтский

Зачем нужна молитва?

Для соединения человека с Богом.

«Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять Духа Божия» преподобный Макарий Великий

«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом».

«Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному» праведный Иоанн Кронштадтский

Чем христианская молитва отличается от молитв иных религий?

Действием Божественной благодати, Святого Духа.

«Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа» преподобный Серафим Саровский

Потому, что так угодно Богу. Свидетельства о многочисленных случаях помощи святых проходят через всю историю Церкви. Если было это не угодно было Богу, то Он не давал бы им такое служение.

Если живые могут просить молитв друг у друга, то что нам мешает призывать праведников, чья святость засвидетельствована Церковью, в сомолитвенники к Богу? Неужели с потерей тела люди автоматически теряют любовь и сострадание?

«Наши молитвы ко Пресвятой Богородице и святым в конечном итоге все обращены ко Христу».

Как надо молиться?

От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте (Тим. 2:8) и во всякое время (Еф.6:18).

«Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия» свт. Тихон Задонский

Мы идём в гору. Царствие Божие на горе. Остановиться – покатиться назад. Этот духовный закон в полном объёме касается молитвы.
прот. Валентин Свенцицкий

Какую заповедь исполняет человек молитвой?

Первую заповедь: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим” (Лк. 10:27) .

«Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния. Молитва есть по преимуществу исполнение первой и главнейшей заповеди». свт. Игнатий (Брянчанинов)

О чем просить Бога в молитвах?

В первую очередь о том, что необходимо для спасения души в вечности, предоставляя все прочее воле Божьей.

«Молись, во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления». преподобный Нил Синайский

«Всё то, чем живет человек, — все заботы, все скорби наши и страдания, наши нужды, даже самые малые, — составляют нашу духовную жизнь, ибо все наши переживания, все наши нужды кладут отпечаток на жизнь нашего духа. А если так, то они и в очах Божиих важны, ибо цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы стать чистым, святым.

Оттого всегда просите Бога обо всем, что вам надо, не смущаясь мыслью, что недостойно Его воссылать молитвы о повседневных своих нуждах. Как малые дети, простирайте к Богу руки, всегда просите обо всем без смущения, просите то, что нужно вам: с детским доверием, ожидая помощи во всем, что не противно воле Божией».
свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

В чем заключается истинная молитва?

В обращении к Богу ума и сердца.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит «в духе и истине» (Ин.4:23) . Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать».
святитель Тихон Задонский

Когда находит скорбь, отец Никон учил читать молитву: «Слава тебе, Боже мой, за посланную скорбь! Достойное по делам моим приемлю. Помяни мя во Царствии Твоем. Да будет во всем святая воля Твоя!»
преподобный Никон Оптинский

Самое популярное

  • Молитвы на сон грядущим с толкованием – 4.3 млн.
  • Молитвы ко Пресвятой Богородице – 2.4 млн.
  • Молитвы о детях и крестниках – 2.1 млн.
  • Отче наш. Молитва Господня – 2.1 млн.
  • Молитвы утренние с толкованием – 1.7 млн.
  • Последование ко Святому Причащению – 1.4 млн.
  • Молитва последних Оптинских старцев – 1.3 млн.
  • Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу – 1.2 млн.
  • Молитвы утренние (без толкований) – 1.2 млн.
  • Молитвы о болящих – 1 млн.

Сейчас в разделе: чел.

Всего записей: 430

  • Основные молитвы
  • ●Толковые молитвословы
  • ●Главные молитвы
  • ●Молитвы в продолжение дня
  • ●Псалтирь
  • ●Ко Святому Причащению
  • ● Великого поста и Пасхи
  • ●Ангелам
  • ●Ко святым
  • ●Тропари, кондаки и величания
  • ●Каноны
  • ●Акафисты
  • О Молитве
  • ●Учитесь молиться
  • ●Статьи и книги о молитве
  • ●О молитвенном правиле
  • ●Исихазм (Иисусова молитва)
  • ●Медитация и молитва
  • ●О поклонах
  • ●Ребёнок и молитва
  • ●Тест: О молитве
  • ●Тесты: Значение слов
  • Молитвы на разные случаи жизни
  • ●О вере
  • ●О болящих
  • ●Брак, семья, дети
  • ●В памятные даты
  • ●О путешествующих
  • ●О даровании молитвы
  • ●О стяжании добродетелей
  • ●Об избавлении от страстей
  • ●В скорбях и искушениях
  • ●Смерть и поминовение
  • ●Молитвы разные
  • ●О благоденствии
  • ●О воинах
  • ●О мире
  • ●Перед иконами Богородицы
  • ●О монашеской жизни
  • ●О земледелии и промысле
  • ●Редкие молитвы
  • ●Апокрифические молитвы
  • ●На английском и греческом

Толковые молитвословы

Главные молитвы

Молитвы в продолжение дня

Псалтирь

Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия

Молитвы Великого поста и Пасхи

МОЛИТВЫ НА РАЗНЫЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Брак, семья, дети

Молитвы в скорбях и искушениях творимые
( с м . скорби, искушение)

Молитвы о болящих
( с м . болезнь)

Молитвы о путешествующих

О даровании угодной Богу молитвы

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитвы о вере

Молитвы в памятные даты

Молитвы о стяжании добродетелей
( с м . добродетель)

Молитвы об избавлении от страстей
( с м . страсть)

Молитвы о мире

Молитвы о благоденствии

Молитвы об успешном земледелии и промысле

О монашеской жизни

Молитвы о воинах

Смерть и поминовение усопших

Молитвы

Об усопших детях

Псалтирь по усопшим

О самоубийцах

Каноны

Молитвы разные

Каноны
( с м . канон):

  • Сборник канонов (292 канона)
  • Канонник

Акафисты
( с м . акафист):

  • Сборник акафистов (546 акафистов)
  • Аудиозаписи акафистов
  • Акафист Пресвятой Богородице с комментариями
  • Акафист Иисусу Сладчайшему
  • Акафист Слава Богу за всё

Молитвы Ангелам
( с м . ангелы):

Молитвы ко святым
( с м . святые):

Тропари, кондаки и величания
( с м . тропарь, кондак, величание):

Редкие молитвы

Апокрифические молитвы

Молитвы на английском и греческом языках

Молитвы на английском языке

Молитвы на греческом языке

Православный календарь

Какие бывают виды молитвы?

Молитвословия условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.

Чем отличается молитва от заговора?

Молитва – это обращение к Богу, а заговор – обращение к падшим духам.

Плоды молитвы.

Исполнение евангельских заповедей и приобретение христианских добродетелей.

Читайте так же:  Молитва как найти новую работу

«Плоды искренней молитвы: простота, любовь, смиренномудрие, терпение, незлобие и тому подобное. Все это и прежде вечных плодов произращает здесь плод в жизни старательного» святитель Григорий Нисский

«Плоды истинной молитвы: светлый мир души, соединенный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых от злых. но ходатайствующая обо всех пред Богом, как о себе». епископ Игнатий (Брянчанинов)

В чём причины рассеянности и искушений в молитве?

Действие падших духов и падшего человеческого естества. Противление этому называется духовной борьбой.

«Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу»
святитель Григорий Нисский

Для чего нужны иконы?

Иконы – это средство для восхождения ума к небесному и очищения от суетных образов.

Можно ли молиться своими словами?

Нужно! Одно не исключает другого, более того, и молитвословия, составленные святыми, могут претворяться в свои собственные.

«Навыкаем мы молиться по молитвенникам, – молясь посредством готовых молитв, переданных нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве. Но на этом одном останавливаться не должно; надо далее простиратся и, навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощию, надо делать опыты возношения к Нему – и своего собственнаго, доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ибо как из сосуда – переполненного – сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя к Богу молитва»
св. Феофан Затворник

Когда молитва может быть не исполнена?

Когда просимое будет неполезно или несвоевременно.

«Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно. Господь – премудрый Раздаятель. Он заботится о пользе просящего и, если видит, что просимое вредно или, по крайней мере, бесполезно ему,- не исполняет просимого и отказывает в мнимом благодеянии. Он выслушивает всякую молитву, и тот, чья молитва не исполняется, получает от Господа столь же спасительный дар, как и тот, чья молитва бывает исполнена. Поэтому будь уверен, что всякое прошение, которое не бывает исполнено, несомненно, вредно, а то прошение, которое услышано,- полезно. Дарующий праведен и благ и не оставит твоих прошений неисполненными, потому что в благости Его нет злобы и в правде Его – зависти. Если Он медлит с исполнением, то не потому, что раскаивается в обетовании, напротив. Он хочет видеть твое терпение».
преподобный Ефрем Сирин

«Прежде всего надо знать, что не всего, чего хотим, позволительно нам просить и что не во всяком случае мы умеем просить полезного. С великой осмотрительностью должно делать прошения, сообразуя их с волей Божией. А неуслышанным надо знать, что необходимо или терпение, или усиление молитвы». святитель Василий Великий

«Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас, то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения. Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по неведомым причинам оставил твое прошение неисполненным». епископ Игнатий (Брянчанинов)

Согласно Евангелию, одним из условий услышанности молитвы является примирение с ближними. В Евангелии говорится: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

Молитва и Священное Писание

Православное богослужение, как церковное, так и домашнее, основано на Священном Писании. Без его знания многое будет непонятно даже при переводе на современный язык.

Короткие молитвы

Чаще всего люди читают молитвы перед ликом святых в трудный час, когда нет больше сил на самостоятельную борьбу. Но это не может быть правилом. Вера исходит от сердца и сопровождает нас по жизни, а потому и молитва должна стать нашим спутником. Для Господа и всех святых существуют свои молитвы на каждый жизненный случай, на каждую проблему, но есть и другие — короткие молитвы. Они не требуют приготовлений перед прочтением, их произносят перед и после важных дел, что значит, в храм идти не нужно.

Простые молитвы на каждый день

Следует начать с самых коротких молитв. Перед важным делом и в начале каждого нового дня следует обращаться к Богу со словами: «Господи, благослови!», а заканчивать день и удачно завершенное дело самой короткой молитвой Господу: «Слава Богу!» Всего два слова, произносимые ежедневно, помогут в делах и принесут душе покой. Если же дело не спорится, значит, такова Божья воля, и к Богу следует обратить так: «Господи, помилуй!»

Человек не может обходиться без воды и пищи, поэтому ещё с незапамятных времен перед каждой трапезой все члены семьи читают простую молитву «Отче Наш». Считается, что это была первая молитва, которую Иисус Христос поведал своим ученикам (данный вариант взят из Евангелие от Матфея):

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Молитва – это обращение к святым, общение с ними, поэтому нужно соблюдать особые правила. Даже краткую молитву нужно читать с уважением, искренней верой и вниманием, нельзя отвлекаться или думать о чем-то ещё во время обращения к святому, это может его оскорбить.

Чтение молитвы перед иконой помогает сосредоточиться на словах и сделать связь со святым крепче, ведь его лик перед вами.

Почти в каждом православном доме есть красный угол, особое место, которое отведено иконам и церковным свечам. Перед красным углом можно читать очень короткие православные молитвы утром и на сон грядущий, как например, слова:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Краткие молитвы святым

У каждого святого есть особая молитва, обращение, адресованное только ему, некоторые из них умещаются в две фразы, а запись других занимают страницу. Чаще всего с короткой молитвой обращаются к Иисусу Христу, Божьей Матери, Троице – эти святые стоят на страже людей, следят и берегут. Есть и другие, к которым следует обращаться ежедневно, ангел-хранитель, тот, что следит за нами по Божьему наказу с самого нашего крещения, и святой, чье имя равно нашему, он – покровитель. Все эти святые наставят на истинный путь заблудшую душу, помогут в принятии серьезного рения, уберегут от бед и дурных помыслов, отведут недругов.

Читайте так же:  О молитве витр

Нередко обращаются за благословением и защитой к Пресвятой Богородице с самой простой молитвой:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Божья Матерь считается заступницей детей и матерей, помощницей в тяжелых болезнях и семейных конфликтах. Во всем христианском мире чтут Деву Марию, подарившую Господа человечеству.

Многие короткие православные молитвы оканчиваются словами «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», каждому из трех проявлений Господа посвящена отдельная молитва, вот текст молитвы Святому Духу:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Чтение краткой молитвы каждый день следует взять за правило. Само по себе обращение к святому, концентрация на словах и просьбе дарует верующему покой и умиротворение, которое порой ему и нужно. Стресс и суета не лучшим образом сказываются на делах и здоровье, а потому так важно находится в душевном равновесии и быть честным с собой.

Почему непонятны православные молитвы

«Вот читал утренние молитвы, сначала читал на этом непонятном языке и не понимал никакого смысла, но читал. Но уже на второе прочтение захотелось понять, что там пишут. Я уже давно думал о том, что это важно настраиваться с утра на день, и как это сделать лучше кроме молитвы. Но это должна быть осознаваемая молитва. Ты в ней должен пройти от связи с бесконечным до текущего дня. Грубо говоря, связать все цели, мечты, жизнь, смерть, и наполнить себя что ли благоговением на день. Пока на текущий момент я нашел на русском толкование этих молитв, и стал читать именно на русском. Совсем другое понимание и другой интерес. Зачем мне мирскому (?) человеку читать молитву на этом церковнославянском? Иисус же по-простому доносил идеи до людей. А тут какая-то непонятность. Читаешь по-русски и понимаешь, что именно ты говоришь. К кому обращаешься и чего просишь-то!»

Это муж во время моего отъезда решил духовно подрасти и делится своими первыми впечатлениями о церковнославянском языке (далее – ЦСЯ). Все откладывала пост про это, но вот появился повод. Так уж получилось, что историю нынешнего языка богослужения я отлично знала, когда богослужение мне было совершенно неинтересно, – на своем гуманитарном факультете. Этот пост посвящен удивительному парадоксу православия: пока православные молитвы переводятся на все языки мира, чтобы донести до людей невиданную мощь православной веры, в храмах России богослужение идет на нерусском языке. Более того – даже на языке из другой языковой группы, то есть гораздо более далеком от нас, чем, например, украинский или белорусский.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ – ЭТО «ПРАВИЛЬНЫЙ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ» РУССКИЙ?

Некоторые верующие наивно полагают, что ЦСЯ – это «чистый, исконный, правильный русский». На самом деле это не русский и никогда им не был. Когда-то чуть больше 1000 лет появилась необходимость перевести богослужебные книги с греческого языка на язык, более доступный для понимания населению Руси. Для этого были приглашены небезызвестные Кирилл и Мефодий, которые изобрели кириллицу, и с ее помощью перевели богослужебные тексты. на какой язык? А вот это интересно. На некий искусственный язык, который был основан вовсе не на древнерусском, а на болгаро-македонском (!) диалекте, который был роднее и ближе самим переводчиками. Сейчас он известен как «старославянский». Ныне в восточной подгруппе южнославянской группы языков остались болгарский, македонский и как раз старославянский. А где же русский? – спросите вы. А он вообще даже в другой группе славянских языков – в восточнославянской. Надо заметить, что старославянский никогда не был ничьим живым разговорным языком, это был чисто книжный язык. В течение следующих пары веков под влиянием живых славянских языков он несколько исказился, но с тех пор особо не менялся. В этом виде он известен под именем «церковнославянский». Приставка «церковно-» как раз подчеркивает тот факт, что нигде, кроме как в церкви, он никогда не использовался.

Для меня совершенно непонятно, зачем так упорно дискриминировать «русский народ, носитель православия»? Иллюзии на тему, что ЦСЯ – это некий «поэтический стиль» русского, легко развеет любой филолог. Да и что поэтичного во всех этих «бых»? Развеет филолог и миф на тему того, что под давлением богослужения современный русский язык облагородится и приблизится к ЦСЯ, а русские массово начнут на нем говорить в повседневной жизни, как якобы когда-то, когда деревья были выше, а нравственность в народе прочнее. ЦСЯ – это «усредненный язык», чисто утилитарный ход, чтобы смысл Библии донести до максимального количества людей, говорящих на разных славянских диалектах 1000 лет назад. Это разновидность «пиджинов» – смешанных языков общения для народов, не имеющих общего языка. Короче, язык из серии «Шпрехать на дойче» или «фейсом об тейбл». Для меня отказ говорить по-русски в церкви и молиться по-русски дома – это не просто дискриминация русских, но и неуважение к русской культуре и языку. В конце концов, с каких это пор русский язык недостаточно велик и могуч? Неужели он менее велик и могуч, чем македоно-болгарский диалект тысячелетней давности, или любой из мировых языков, или даже любой из языков малых российских народностей, на которых сейчас ведется православное богослужение?

ПЕРЕХОД НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ИСКАЗИТ СМЫСЛ?

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ – ЭТО ОСОБО СВЯЩЕННЫЙ ЯЗЫК?

Приходилось мне слышать и про особую «божественность» ЦСЯ. Но вообще-то в церковнославянском никакой такой сакральности нет, Библия изначально была написана на древнееврейском, потом переведена на греческий, потом – на ЦСЯ. Перевод на русский будет просто очередным этапом этой длинной эволюции. На статус «божьего языка» может претендовать разве что иврит. Вот цитата из социальной концепции РПЦ: «Народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и языком молитвы. Более того, древнееврейский был языком Откровения, ибо на нем говорил с народом израильским Сам Бог». То есть Бог не стал говорить с евреями на каком-то непонятном им особом языке. Церковнославянский же явно не является языком Откровения, и языком повседневности тоже никогда не был. Но даже если бы он был особо «священным», в социальной концепции Русской Православной Церкви написано: «Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3-11)» – так почему же не НА РУССКОМ? ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ПОНЯТЕН?

Некоторые утверждают, что ЦСЯ как-то «интуитивно почти» понятен. По-мне, так это уж очень большое «почти». Например, в молитве перед вкушением пищи: «Господи, исполняеши всякое животное благоволение» – место, способное ввести в ступор без словаря. Где-то я встречала «налоги бесов», от которых просят спасти Богородицу. Так и представляю, как Богородица делает налоговые вычеты. В каноне Иисусу Христу есть место, где «праведницы возрадуются, а грешники восплачутся». А праведники что, не возрадуются? – может спросить себя недоуменный русский читатель. Он вообще-то не обязан знать, что это просто множественное число, а не женская форма. Грамматика – вообще отдельная тема. Непроизносимые формы перфектных времен, путаница с ударениями и падежными окончаниями (типа «Царю» – не дательный, а звательный падеж, о котором негуманитарий русский и слыхом не слыхивал). Перечислять эти штуки можно бесконечно, тысячи их. В смысле имя им – легион. Но. мыши плакали, кололись, но продолжали вкушать кактус.

Читайте так же:  Благословение дома молитвы

КАЖДЫЙ ВЕРУЮЩИЙ ДОЛЖЕН ИЗУЧАТЬ ЦСЯ?

Еще один прекрасный аргумент – мол, да, ЦСЯ непонятен, но каждый верующий должен продираться через церковнославянский и изучать его, чтобы познать Слово Божье – хочешь жить, умей вертеться. Но это подход всяких мистиков и эзотериков! Христианская благая весть превращается в какое-то эзотерическое знание (буквальный перевод «скрытое»), которое специально затемнено и загадочно, доступно только избранным, непонятно простому человеку. Это в корне противоречит посылу «идите и научите все народы», убивает смысл «дара языков» и проч. Причем такой подход применяется только и исключительно к русским – православные японцы или православные англичане, в отличие от православных русских, отлично понимают молитвы и богослужения, переведенные на их современные языки.

Знание ЦСЯ возвышает? Возможно. Но не более, чем знание стихов Пушкина наизусть или любое другое специальное знание, связанное с культурой. Хорошо, конечно, знать грамматику старославянского, но вот только с христианством и Евангелием ничего общего это не имеет. Нет никаких оснований возводить знание ЦСЯ в ранг христианской добродетели. Кому нравятся все эти «аще» и «иже» – пусть поступает на филфак и наслаждается. В братских языках можно вообще найти много поэзии и пищи для размышлений. Но зачем заставлять изучать все это обычного человека, который должен продираться к благой вести через эти «иже»? ЦСЯ – это язык, который непонятен – и не должен быть понятен – не-филологу, даже если он христианин. Христианин должен понимать текст Евангелия и молитв, а не ломать голову над всеми этими «быхами», отвлекаясь от духовного смысла молитвы. Благая весть для русских обтянута всеми этими «бывльшами», как колючей проволокой. Допускаю, что это может нравиться только тем верующим, кто хочет оградить Бога как свою территорию, недоступную профанам (как фарисеи ограждали Библию от язычников). Но это в корне противоречит евангельской идее нести благую весть всем – и желательно так, чтобы эти «все» поняли.

ГЛАВНОЕ – БЛАГОЗВУЧИЕ?

Я НЕ ПОНИМАЮ – ЗАТО БОГ И БЕСЫ ПОЙМУТ?

ПОЧЕМУ «ТРАДИЦИЯ» МЕШАЕТ ЦЕРКВИ НЕСТИ СЛОВО БОЖИЕ

По-моему, Русская Православная Церковь сейчас в прекрасной ситуации: ей вообще не нужно изобретать никаких миссионерских изысков. Достаточно для начала сделать язык, понятный русским, языком богослужения и молитвы. Разве задача Церкви – хранить культурную традицию? Если не ошибаюсь, основная задача Церкви – это все еще проповедь слова Божьего. Если бы традицию хранили 1000 лет назад, так даже на ЦСЯ никогда бы и не перевели – было бы у нас богослужение на греческом. Но нет – придумали более-менее понятный населению ЦСЯ. Так почему сейчас богослужение можно перевести на корякский, но нельзя – на русский?

Еще из социальной концепции: «Культурные отличия отдельных народов находят свое выражение в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Все это создает национальную христианскую культуру». Но ведь именно ЦСЯ мешает сейчас формированию русской христианской культуры, ведь язык – одна из основ культуры. ЦСЯ изолирует молитву от культуры: ее сложнее интегрировать в поэзию, сложнее красиво цитировать в прозе, произносить в кино без оттенка «православной экзотики».

Вот опять же, муж пишет: «Молитва должна отражать настраивание на день, я бы дополнял её своими блоками в будущем. А как её дополнять если она на церковнославянском?» Застывшая форма ЦСЯ загоняет идеи и образы молитвы в какое-то ритуальное гетто, мешая им стать частью мыслей и разговоров людей в обычной жизни. Христианство само по себе – совершенно непривычное для современного человека, парадоксальное учение. Некоторые вещи по-русски не всегда объяснишь. Зачем же дополнительно ставить человеку, пытающемуся понять Божье слово, палки в колеса? Что же мешает раз и навсегда разрешить эту проблему, утвердить соборно один разрешенный перевод и благословить всех желающих служить по-русски? Тогда ЦСЯ естественным образом останется в количествах, которых он заслуживает как культурная традиция, – в некоторых храмах, где филологи, а также любители благозвучия, экзотики и традиции смогут с ним познакомиться.

Почему же Церковь держится за ЦСЯ мертвой хваткой? Возможно, это какой-то «комплекс восстановления» после советской власти. Но тогда этот комплекс закрывает возможности для развития. Ведь восстанавливать что-то в формате столетней давности – это добровольно отбрасывать себя на эти 100 лет. ЦСЯ – это не евангельский принцип, не догма, не церковный канон, это просто временный инструмент, который был более-менее пригоден несколько сотен лет назад, но совершенно непригоден для этой цели сейчас. По мне, читать и слушать молитвы на церковнославянском – это все равно, что вдыхать живой воздух Божьего Слова через противогаз.

Древняя молитва

Господи, Боже мой!
Удостой меня быть орудием мира Твоего.
Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть.
Чтобы я прощал – где обижают.
Чтобы я соединял – где есть ссора.
Чтобы я говорил правду – где господствует заблуждение.
Чтобы я воздвигал веру – где давит сомнение.
Чтобы я возбуждал надежду – где мучает отчаяние.
Чтобы я вносил свет во тьму.
Чтобы я возбуждал радость – где горе живет.
Господи, Боже мой, удостой, не чтобы меня утешали,
но чтобы я утешал.
Не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал.
Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил.
Ибо кто даёт – тот получает.
Кто забывает себя – тот обретает.
Кто прощает, тому простится.
Кто умирает – тот просыпается в Вечной Жизни.
Аминь.

Православный молитвослов

О молитве

Что значит молиться Богу?
Молиться Богу, – значит прославлять, благодарить и просить Его о своих нуждах.

Для чего нужно молиться Богу?
Бог есть наш Творец и Отец. Он заботится обо всех нас более всякого чадолюбивого отца и дает нам все блага в жизни, Им мы живем, движемся и существуем; поэтому мы и должны Ему молиться.

Как мы молимся?
Молимся мы иногда внутренне – умом и сердцем; но так как каждый из нас состоит из души и тела, то большей частью сопровождаем молитву некоторыми видимыми знаками и телесными действиями: крестным знамением, поклоном в пояс и иногда, для сильнейшего выражения наших благоговейных чувств к Богу и глубокого смирения перед Ним, преклоняем колени и делаем поклоны в землю.

Как нужно молиться?
Молиться следует во всякое время, непрестанно (1 Фес. 5:17) [Здесь и далее ссылки на соответствующие места Св. Библии даны в современном общепринятом сокращении. Здесь: 1-е Послание Фессалоникийцам, глава 5, стих 17].

Когда особенно надлежит молиться?
Надлежит молиться: утром, по пробуждении от сна, чтобы благодарить Бога за сохранение нас в ночи и просить Его благословения на наступающий день. При начале дела, чтобы просить Божией помощи. По окончании дела, чтобы благодарить Бога за помощь и успех в деле. Перед обедом, чтобы Бог благословил нам пищу во здравие. После обеда, чтобы благодарить Бога, питающего нас. Вечером, перед отхождением ко сну, чтобы благодарить Бога за проведенный день и просить Его хранения в ночи.
На все эти случаи положены православной церковью особенные молитвы.

Где нужно молиться?
Во всяком месте; но особенным местом молитвы служит для нас Божий храм, который мы должны посещать в установленные времена Божественной службы, а особенно в праздничные и воскресные дни и посты.

Читайте так же:  Молитвы матушки Богородицы

Кроме Бога, кого мы почитаем и призываем в своих молитвах?
Кроме Бога, мы почитаем и призываем в молитвах Матерь Божию, – Пресвятую Деву Марию, ангелов и всех святых людей.

Всегда ли молитвы наши угодны Богу?
Не всегда. Если мы молимся рассеянно, без любви и страха к Богу, одним только языком произносим молитвы, а умом и сердцем в то же время обращаемся к чему-либо постороннему, то такая молитва не только не привлекает к нам милости Божией, напротив, прогневляет Бога.
Что напоминает нам о Боге и святых Его и помогает не развлекаться во время молитвы?
Иконы, пред которыми мы обыкновенно молимся.

Что такое иконы?
Образ или изображения Господа Бога Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, Девы Марии, святых ангелов и святых человеков.
Что сказать о том, кто во время молитвы неправильно и небрежно крестится, или стыдится креститься?
Такой человек не желает исповедывать веру свою в Бога, того постыдится Сам Иисус Христос на страшном суде Своем (Мк. 8:38)

Как нужно креститься?
Для совершения крестного знамения три первые пальца правой руки, – большой, указательный и средний, – складываем вместе; два последние пальца, – безымянный и мизинец, – пригибаются к ладони. Сложенные таким образом пальцы мы кладем на лоб, на живот, на правое и левое плечо.

Что мы выражаем таким складыванием пальцев?
Складыванием вместе первых трех пальцев мы выражаем веру в то, что Бог один по существу, но троичен по лицам. Два же пальца пригнутые показывают нашу веру в то, что в Иисусе Христе, Сыне Божием, два естества, Божеское и человеческое. Изображая на себе крест сложенными пальцами, мы показываем, что спасаемся верою в Иисуса Христа, распятого на Кресте.

Для чего осеняем крестом лоб, живот и плечи?
Для просвещения ума, сердца и для укрепления сил.

Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте так же:  Единоверческие молитвы что это

Святитель Феофан Затворник. Из писем духовным чадам.

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне, грешному.
Мытарь — сборщик податей; в I веке это слов было почти равнозначно слову «грешник».
Буди мне — будь ко мне.

Как образец истинной молитвы эти слова привёл в Своей притче Сам Господь Иисус Христос:

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Лк, 18, 9-14

+++ Если у нас и есть добрые дела, они — долг наш перед Богом, а не заслуга; а грехов наших несравненно больше, чем добрых дел, и только одно милосердие Божие может покрыть нас: Боже, милостив буди мне, грешному. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник, молитва его отвергается Богом». В молитве нужно иметь покаянное и смиренное сердце, просящее и плачущее.

«Если мы будем молиться со смирением, если будем ударять себя в грудь подобно мытарю, если будем произносить, подобно ему, слова: милостив буди мне, грешному — то получим всё. Правда, мы не мытари; но у нас есть другие грехи, не меньше его грехов. Не говори мне, что ты грешен в малом: всякое греховное дело в существе своём одинаково. Убийцею одинаково называется и тот, кто убил мужа, и тот, кто убил дитя… Мы недостойно причащаемся страшных Таин, завидуем, злословим, а некоторые из нас часто и упиваются. Каждое из этих дел само по себе достаточно для того, чтобы лишить нас Царствия Небесного; а если они соединятся вместе, то какое мы можем иметь оправдание?»
Святитель Иоанн Златоуст

«Чем наипаче удерживается в душе благодать? Смирением. За что наипаче отходит? От какого-нибудь движения гордости, самомнения и самонадеянности. Как только ощутит она внутри этот дурной запах гордыни, тотчас и удаляется»
Святитель Феофан Затворник

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитв ради — по молитвам.
Пречистыя Твоея Матере — Пречистой Твоей Матери (родительный падеж). Вот ещё примеры подобных форм из Молитвослова: очисти ны от всякия скверны (молитва Святому Духу) — очисти нас от всякой скверны; безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.(помянник о усопших) — наслаждение бесконечной и блаженной жизни; благость и милость Всесвятыя Троицы (из молитв на сон грядущим, ко Ангелу Хранителю) — благость и милость Всесвятой Троицы.

+++ «…Как! Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не сам независимо? — И без молитв других имеет власть — конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни — Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений… По молитве Своей Пречистой Матери он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и недостойны были бы Его милости»
Cв. праведный Иоанн Кронштадтский

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Эта молитва называется малым славословием: мы кратко прославляем Бога, воздаём Ему хвалу.
С глубоким чувством, от всей души может быть произнесено это славословие во всех обстоятельствах жизни, в радости и скорби. Истинно христианское ощущение жизни, к которому мы должны по мере сил приближаться — в последних словах св. Иоанна Златоуста, умершего в гонении, в тяжелой ссылке: «Слава Богу за всё!»

Молитва ко Пресвятой Троице

яко многия ради Твоея благости — ибо по множеству Твоей благости.

Ниже погубил мя еси — и не предал меня смерти (ниже — и не: соединение союзов ни и же).

Обычно — здесь: как всегда, как Ты постоянно делаешь.

Нечаяние — неведение; отчаяние.

Во еже — чтобы. Утреневати — рано вставать, приходить, произносить утреннюю молитву.

Держава — сила, власть. Очи мысленныя — очи душевные.

Отверзи — открой.

Словесем Твоим — здесь: учению, слову Твоему (а не словам).

Исповедание — здесь: слава, хвала, благодарение.

+++ Сон — образ смерти. Пробудившись от сна, от сонного забвения и нечувствия, мы возносим Господу благодарение за то, что Он не прогневался за наши грехи и даровал нам жизнь нового дня, что Он воздвиг нас с ложа нашего, во еже утреневати и славословити державу Твою — чтобы поутру мы могли прославлять державу Божию. Вот для чего мы поднимаемся с постели! Первая забота — прославление имени Божия, угож-дение Богу. Но угождать Богу мы можем лишь по Божьей благодати — поэтому просим мы Господа просветить наши мысленные очи, просим открыть наши уста для поучения в законе Господнем и разумения и исполнения заповедей Его, для того, чтоб творить во всём Его волю (многократно разные молитвы возвращают нас к словам молитвы Господней — да будет воля Твоя!), чтобы петь Богу хвалу во исповедании сердечнем не только сейчас, в положенный час утренней молитвы, но и во весь предстоящий день, ныне, и во все дни жизни нашей, и присно, и во веки веков — в вечном Царстве Божием (да приидет Царствие Твое!).

*** пети Тя во исповедании сердечнем — в греческом тексте молитвы буквально: «бряцать Тебе славу в благодарении сердца», то есть прославлять Тебя в благодарном сердце.

*** не прогневался еси на мя… ниже погубил мя еси… воздвигл мя еси — формы прошедшего времени (на современном русском языке мы скажем просто: не прогневался на меня… не погубил меня… Эти современные формы и образовались из более сложных церковно-славянских отпадением вспомогательного глагола еси). Церковнославянская форма, в отличие от современной, показывает еще, к какому лицу относится глагол: в современном русском языке и я, и ты, и он пришёл; на церковнославянском пришел есмь (аз), пришел еси (ты), пришел есть (он).

Молитвы на понятном языке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here