Молитва вы соль земли

Полное описание: Молитва вы соль земли - в детальных подробностях для наших читателей.

«Соль земли»

Вспоминаю, как мы, советские школьники, весело смеялись над простодушной средневековой картинкой в учебнике географии. Некий странник, добравшись до края земли, просунул голову сквозь небесную твердь и с любопытством заглядывает за ее пределы.

Много тысячелетий пытливое человечество вглядывается в эту таинственную бездну, однако ее наглядный образ в нашем сознании чем дальше, тем все менее отчетлив.

Но может ли жизнь человеческая считаться полноценной, если в ней не отражается художественный образ окружающего мира? Сегодня человечество стоит на пороге духовной катастрофы, когда сама человеческая личность того и гляди превратится в некий «оцифрованный код». Ради каких же «священных принципов» жизни мы жертвуем сегодня самой Жизнью?!

Внутренний голос обреченно повторяет: прогресс остановить нельзя. Да останавливать ничего и не надо, но думать-то пока никто не запретил. Что же произошло с нашим сознанием на путях того самого «прогресса»?

Под воинственный клич юных пионеров «хочу все знать!» мы в прах развеяли наше образное восприятие таких основополагающих категорий бытия, как Пространство и Время. Пространство растворилось в непостижимой бесконечности, то есть фактически выпало из нашего образного восприятия. А Время лишилось нравственного смысла, ибо сегодня мы бесцельно скользим из туманно-безначального прошлого в некое будущее, образ которого в нашем сознании просто отсутствует.

А в умах наших далеких предков эти представления были иными. Сакрально-замкнутое пространство возводимых храмов организовывалось, как иконный образ всего мироздания. Время же было его живым дыханием в мистическом ритме совершающихся богослужений. Подобная модель куда ближе к Истине, чем, например, научно-популярные шоу современных планетариев. Кроме того, категории Пространство и Время имели образно-нравственные ориентиры. Путь вверх ведет к Богу, вниз – в преисподнюю. На Востоке – рай, на Западе – край света, за который свет «западает» и т.д. У Времени было начало и несомненно будет конец. Только в этой своей предначертанности Время обретает смысл. Оно отпущено людям для осуществления конкретной цели, для воплощения на Земле Замысла Творца. Все это делает Время мистически драгоценным, духовно мобилизующим, напоминающим людям об ответственности их пребывания в этом мире.

В недрах Православной Церкви таятся сокровища, которые мы сегодня недооцениваем. Нет, это не золоченая утварь – это древние основы ее духовной культуры. Сегодня эти сокровища не только не устарели, они обрели особую актуальность и ждут своих делателей. Причем для этого не нужно ничего «распиливать» и «откатывать», не нужны квадратные километры сусального золота – нужна только любовь к красоте смыслов, к их разумной простоте, к пленительной беседе между верующими единомышленниками, влюбленными в древнюю православную культуру.

Сегодня Церкви не надо ничего обновлять и осовременивать, не надо ни с кем заигрывать, надо только самим полюбить глубину вот этого умного художества, ту самую «соль земли», которая не должна «терять силу». Эта «сила» не в обновлении, а в сохранении и оживлении духовно исторического опыта.

А то ведь, что греха таить, нам иногда кажется, что в миру весело, а в Церкви скучно, и мы призываем людей отказаться от мирского веселья и образумиться в скучной Церкви. Но это же ханжество. До тех пор, пока в Церкви не проснется живое, по-настоящему увлекательное творчество, так и будем «уговаривать» и играть в «миссионерство». Надо, чтобы нам самим в Церкви стало намного интереснее, чем в миру, а этот «интерес» дремлет пока в глубинах церковной культуры. Не в украшательстве, не в безвкусице дорогостоящего рукоделия, а в постижении литургических смыслов, выраженных средствами культуры.

Но возможно ли сегодня такое? Подобный опыт в нашей не столь отдаленной истории известен. В середине ХIХ века в жизни России наблюдается явный упадок церковной культуры. Работа в храмах становится отхожим промыслом полуобразованных богомазов, провинциальных кустарей, безработных певчих. Русская интеллигенция была захвачена антиклерикальными настроениями. Этот период завершился освящением в 1883 г. Храма Христа Спасителя в Москве, который строили 50 лет. Возможно, известная разочарованность в художественных достоинствах этого грандиозного сооружения дала толчок творческой интеллигенции России взяться, наконец, за святое дело и выполнить свой долг перед Богом и Отечеством. Первый шаг сделал Виктор Михайлович Васнецов. В конце 80-х – начале 90-х гг. XIX века он создает монументальный ансамбль стенной живописи во вновь построенном Владимирском соборе в Киеве.

Наступает ХХ век – царствование государя Николая Александровича. На фоне раздирающих русское общество социальных противоречий в русской культуре начинается уникальный период – возрождение церковно-культурного творчества, так называемый новорусский стиль. Назовем лишь основные имена активных творцов, участвовавших в этом, столь трагически прерванном мистическом явлении. Прежде всего, строители храмов, зодчие: А.В.Щусев, В.А. Покровский, Ф.О. Шехтель, С.С. Кричинский, И.Е. Бондаренко, Ф.Ф. Горностаев. Композиторы: П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Д.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов, Синодальный хор мальчиков с его триумфальным шествием по Европе в 1910-е гг. под управлением Н.М. Данилина. Художники: уже упомянутый В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, граф В.А. Комаровский и уже оказавшиеся в эмиграции Д.С. Стеллецкий, Л.Д.Успенский, инок Григорий (Круг). В той же эмиграции всемирную славу обрел Хор донских казаков Сергея Жарова.

Бесценный вклад в изучение и возрождение восточно-христианской культуры внесли научно-исследовательские труды целой плеяды ученых и мыслителей того времени, таких как Н.П. Кондаков и его ученик Андрэ Грабар, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, князь Е.Н. Трубецкой, граф А.В. Олсуфьев и многие другие.

100 лет назад это плодотворное движение было резко прервано известными событиями Первой мировой войны и революции. 30 лет назад период гонений на Русскую Церковь закончился.

Так что же мешает нам продолжить прерванный путь? Не надо ждать, что кто-то сверху даст команду или явится некий гений. Православная культура соборная, вот и пора собираться и разбираться. Сначала «двое или трое во Имя Мое». Надо ловить оторванные концы, пока они живы, и, как на фронте, под снарядами тянуть, тянуть связь.

Современный мир угрожающе враждебен всему этому, но «соль земли» не должна терять силу!

Нагорная проповедь

После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово.

Большинство людей, окружавших Иисуса Христа, считали, что они достойны Царства Небесного уже потому, что являются еврейским богоизбранным народом, предназначенным для того, чтобы повелевать всеми народами мира. Они также считали, что это Царство специально для них приготовлено, а не потому, что они должны иметь высокие морально-нравственные качества души. И вот тогда, видя такое отношение к Своим словам, Иисус Христос обращается не к чванливо высокомерным фарисеям и книжникам, а к Своим ученикам, недавно избранным двенадцати Апостолам. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил» (Лука 6:20). Эти люди были бедняками, не получившими никакого образования, не умевшие красиво говорить и витиевато рассуждать. Но они, являясь скромными тружениками, в отличие от книжников и фарисеев, обладали высокими душевными качествами, позволяющими стать членами Царства Небесного и с искренним желанием и твердым усердием распространять учение Христово среди народов мира. Именно им, двенадцати Апостолам, а также другим людям, которые будут последователями учения Христова, Иисус Христос и объясняет, какими они должны стать, чтобы войти в Царство Небесное и ввести за собой и других людей.

Читайте так же:  Молитва к Святому мученику Киприану

Иисус Христос рассказывает Своим последователям о том, какой великой силой духа они должны обладать, чтобы победить все препятствия на пути духовного самосовершенствования и восторжествовать над силами зла. И чтобы укрепить своих последователей на их праведном пути, Иисус Христос провозглашает Свои заповеди Блаженства в определенном порядке, вразумляя Своих учеников и указывая на то, как постепенно будут возрастать их высокие душевные качества. Так Христос говорит о том, что смиренно мудрствующий человек (нищий духом) обязательно придет к покаянию и будет оплакивать свои грехи и грехи падшего человечества. Плачущий способен проявлять кротость и смирение, а также будет являться жаждущим правды и многомилостивым человеком. Проявляющий милосердие к людям, обязательно будет иметь чистое сердце и станет миротворцем. И тот человек, который достигнет этих качеств души, не испугается ни гонений за правду, ни злословий и притеснений за Иисуса Христа. Такой человек, достигнув духовного совершенства, и будет отличаться от других людей, как соль от не соленой пищи.

Именно к таким, духовно совершенным людям, Христос и обращается, говоря им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» ( Матф.5:13 ). Как же нужно понимать эти слова? Одной из способностей соли является предохранение пищи от порчи. Вероятно и люди, несущие в мир учение Христово, должны предохранять и спасать других людей от морального разложения, от духовной порчи. Потому что через последователей Иисуса Христа проявляется «благодать Божия, спасительная для всех человеков» ( Тит.2:11 ). Соль в виде приправы придает пище особый вкус. Так и учение Христово должно стать в жизни людей основной сутью, придающей существованию человека высший, особый смысл, а люди, являющиеся последователями Иисуса Христа, распространяющие это учение, и есть соль земли. То есть наиболее активная творческая сила человечества. Соль должна пропитать ту пищу, которую она предохраняет от порчи. Так и Евангелие и учение Христово должно проникнуть в душу и разум человека, и повлиять на его помыслы и поступки, чтобы предохранить от зла, и наставить на путь истинный.

Последователи Иисуса Христа должны распространять учение Христово среди людей, доводя его до сознания людей, желающих познать учение Христово. Христианская любовь, пронизанная праведностью Иисуса Христа, открывает души людей к свету Учения Христова. Искренне верующий человек распространяет вокруг себя великую жизненную силу, которая заряжает сердца людей неисчерпаемой энергией и пробуждает души к добру. Пробуждение душ людей осуществляется силой Духа Святого и христианской любовью (которая велика как вселенная), находящейся в сердцах сторонников Иисуса Христа. Эта любовь распространяет вокруг себя благословение, облагораживает жизнь, дает силы переносить невзгоды и препятствия, противостоять искушениям и злу, и делает истинных христиан подлинной солью земли, то есть людьми, выражающими смысл человеческой жизни, поясняющими суть бытия. Итак, солью земли Иисус Христос назвал своих последователей, обладающих большой всепобеждающей силой духа, способных противостоять гонениям и препятствиям.

Наряду с этим Иисус Христос делает серьезное предупреждение о том, что если Его сторонники отступят от соблюдения заповедей Христовых, уйдут с пути спасения людей, то они потеряют великую силу духа, и станут бесполезными для дела Христова, как бесполезна бывает соль, переставшая быть соленой. И тогда таких людей будут презирать, как не устоявших в истине и ставших ненужными для служения дела Христова. Христос очень часто в Своих словах прибегает к поясняющим сравнениям и примерам. Так и в этой части своей речи Он говорит: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» ( Матф.5:13 ). После этих слов слушатели Иисуса Христа легко могли себе представить блестящую белую соль, валяющуюся на дороге, так как она потеряла свои свойства – быть соленой, и стала негодной.

Эти слова Иисуса Христа в первую очередь обращены к книжникам и фарисеям, которые, называя себя служителями Божьими и проповедниками, на самом деле искажали Закон Божий. Во вторую очередь эти слова обращены к тем последователям Иисуса Христа, которые не устояли, и сошли с праведного пути соблюдения заповедей Христовых. В третью очередь эти слова обращены ко всякого рода лжепроповедникам, которые, сознательно искажая учение Христово, используют это либо в корыстных целях и наживаются на этом, организовывая всякого рода секты, либо являются заблудшими фанатиками. Только в той степени, в какой человек лично посвятил себя Христу, он может влиять на других людей.

Человек, который служение Богу не выражает в добрых делах, не сможет помогать другим людям. В этом случае, по образным словам Христа, соль теряет свою силу и перестает быть соленой. Если мы своими делами не утверждаем, и словами не распространяем учение Христово, то Слово Божье становится бездейственным. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» ( 1Кор.13:1 ). Именно любовь к Богу и ближним и поможет последователям Иисуса Христа стать истинной солью земли, раскрывая истинный вкус и смысл жизни, просвещая и облагораживая человечество. Именно как в кулинарном искусстве соль (незаменимая приправа) является особым компонентом, придающим вкус пище, необходимой для полноценной жизни, так и христианин, ставший солью земли, придает жизни человечества особый вкус, раскрывая философский смысл бытия, и указывая путь к познанию истины, которая, как интеллектуальная приправа, делает существование людей завершенным и духовно целенаправленным.

Соль земли

Милостыня от смерти избавляет,
и тая очищает всяк грех.

Случилось так, что в одном селе исчезла вся соль. Однажды утром проснулись люди, собрались щи да кашу варить, а соли-то и нет. Как жить без соли? Стали сельчане думать и гадать, в чём таком они провинились перед Богом, за что Он послал им такую кару.

Читайте так же:  Молитва сдать экзамен пдд

После долгих споров да разговоров, ничего не надумавши, решили идти в скит к прозорливому старцу Зосиме. Пришли они и рассказывают, так мол и так, вдруг в домах не стало соли. Что делать?

– Я буду молиться, чада мои, – отвечал им старец, – и, если будет на то воля Всевышнего, дам вам ответ через три дня.

Три дня и три ночи молился преподобный Зосима в своей келье, с колен не вставал, всё читал акафист Богородице. На третью ночь осиял его свет яркий, неземной, а в свете этом явился ему Ангел и сказал:

– Отче! Ступай на кладбище и найди могилу человека, спасённого Богом. Пойди к отцу Захарию, настоятелю Успенской церкви, и вели отпеть покойника по христианскому обычаю. Велик и милостив Господь к чадам своим.

– Господи, как же я разыщу среди прочих могилу этого праведника? – спросил Зосима.

– Под сенью вечной плакальщицы ты найдёшь её, отче…

Сказал это Ангел и исчез. Не медля ни минуты, отправился преподобный Зосима на сельское кладбище. Без труда разыскал он могилу под сенью зелёной скорбно поникшей ивы. Но каково же было его удивление и разочарование, когда вместо праведника старец нашёл могилу человека, известного на всё село своей непомерной скупостью и жестокосердием. Это была ещё свежая могила одного помещика, умершего внезапно ночью и не оставившего после себя потомства. Ужаснулся Зосима и, ни слова не сказав людям, пришедшим к нему в этот день за ответом, снова заперся в своей келье и молился, чтобы Бог открыл ему участь жестокого помещика. Во время молитвы вознесён был старец в Царство Праведников и поставлен среди обителей святых, из которых каждая подобна была царскому чертогу со множеством светлых комнат. В одной из таких обителей увидел Зосима и неправедного помещика, а увидев, спросил, как удалось ему миновать небесные мытарства. На это помещик ответил так:

Стали мы с Ангелом моим подниматься всё выше и выше, пока не достигли первого мытарства. Выскочили нам навстречу бесы с бесенятами, притащили с собой весы выше роста человеческого с большими золотыми чашами и давай перечислять мне грехи празднословия. Каждый грех камнем ложится на чашу весов. Начал я было оправдываться, смотрю, а мои слова только веса прибавляют и на мою погибель идут. Скоро мера весов переполнилась, и тогда понял я, что пропал. Но тут вынимает Ангел из-за пазухи золотой мешочек и кладёт на весы. Смотрят бесы, а мешочек-то перевесил. Делать нечего – пришлось им отпустить нас. Поднимаемся на следующую ступень. «Что в этом мешочке, Ангели Божий?» – спрашиваю я у моего спутника, а он мне: «Молчи впредь, ничего не говори в своё оправдание, позже узнаешь, кто за тебя Бога молит».

Следующее мытарство – мытарство лжи. Здесь та же история. Перечисляют бесы мои нераскаянные грехи и кладут на чашу весов, а меня с каждым словом страх берёт – вот сейчас они схватят мою душу и увлекут за собой в огненное озеро. Но мешочек снова выручает нас, и мы с Ангелом беспрепятственно летим дальше. Так проходим мы все девятнадцать ступеней, а на двадцатом мытарстве – немилосердия и жестокосердия – бесы мне столько камней на чашу кидают, что, боюсь, и чудесный мешочек не спасёт. Ведь я, сколько себя помню, ни разу милостыню никому не подал, потому что жадный до денег был и страшно скупой. Смотрю с мольбой на Ангела, а он улыбается мне в ответ и вынимает из-за пазухи последний мешочек да ещё краюху чёрствого хлеба. «Нет, – говорит бесам, – эта душа не ваша. Он бедняку краюху хлеба подал, а тот, узнав о скоропостижной смерти своего благодетеля, денно и нощно Бога молит, чтобы зачлась покойнику эта милостыня». А дело было так, отче. В прошлом году под Рождество стучится ко мне в ворота бедняк, просит дать ему на пропитание. Я тогда навеселе уже был, подвыпивши. «Бросьте, – кричу, – этому пройдохе краюху чёрствого хлеба, пусть проваливает подобру-поздорову!» Как с собакой я с тем человеком обошёлся, а он, как оказалось, мою душу у Бога вымолил.

После того как прошли мы все мытарства, был мне показан и ад, куда я чуть было не угодил. «Неужели все эти люди грешней меня?» – спрашиваю я Ангела. «Нет, – говорит, – но у каждого своя мера». «Что же всё-таки было в тех мешочках, Ангеле Христов?» «В каждом мешочке было по пуду соли, – отвечает мне Ангел, – а соль эта – слёзы облагодетельствованного тобой человека. Благодари Бога за такой выкуп». Вот, значит, как. Перевесили те святые слёзы и моя скупая милостыня все грехи, достигли мы Престола Всевышнего, и на сороковой день поселился я в Его святой обители. Передай же, отче, всем обиженным мной людям, чтобы не держали на меня в сердцах своих зла и остерегались жить подобно мне.

Очнулся преподобный Зосима от видения, поспешил в Успенскую церковь к настоятелю, рассказал обо всём, что открыл ему Бог. Испугался отец Захарий, что взял на себя право судить человека, считая его недостойным быть погребённым по христианскому обычаю, и в тот же день отпел покойника как полагается. А едва закончились слова заупокойной, как на земле там и тут выступила соль. Можно было подумать, что теперь зима и повсюду белым погребальным саваном лежит снег.

«Это соль земли, – говорили друг другу люди. – Бог совершил чудо по молитвам преподобного старца Зосимы». А те, кто уже слышал историю о кончине неправедного помещика, знали, что эта соль – знак особой милости. Символ прощения и освобождения грешной души от мытарств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уже больше века сельчане передают эту легенду из уст в уста, так она дошла и до нас.

Молитва

..Мы молимся Христу как Богу. Мы открываем перед Ним сердце, славим Его Имя, просим, благодарим. Нередко молящуюся душу Господь тайно извещает о том, что молитва услышана и принята. Об этом состоянии говорил Давид: Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего.
Но бывают у молящихся и свои Гефсиманские ночи, периоды внутреннего мрака и молчания со стороны Бога.

Молящемуся человеку Господь может задавать вопросы. Ты спрашиваешь у Бога: «почему?», «когда?», «за что?», а Он со Своей стороны говорит: «Спрошу тебя и Я». Эти вопросы могут касаться того, исполнил ли ты данные обеты, имеешь ли решимость менять свою жизнь, не носишь ли за душой камня злопамятства или ненависти к кому-то. Ведь нельзя забывать, что, согласно Евангелию, непременным условием слышания и исполнения просьбы является прощение тех, кто чем-то обидел нас, тех, кто является нашим должником. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши(Мк. 11, 25).

Читайте так же:  Объяснение молитвы верую

Вопрос Христа можно расслышать, если удалиться от шума и прислушаться к совести. И это чрезвычайно важно, поскольку можно всю жизнь прокрутиться в суете. Можно всю жизнь молиться из гущи этой суеты, но так и не войти в область правильного богообщения, поскольку на каждую твою просьбу Христос будет задавать Свой вопрос, а ты ни одного из них так и не расслышишь.

Духовная жизнь была бы непростительно лёгкой, а значит, и не имеющей цены, если бы каждый вздох и каждая просьба, обращённые к Богу, тут же получали ответ. Человек должен приготовиться к молчанию Небес. С мыслью о своём недостоинстве быть в поле зрения и внимания со стороны Бога молящийся человек должен терпением доказать верность Богу.

Наконец, будучи одарённым от Бога смыслом и совестью, человек должен вслушиваться в себя: не звучит ли в душе вопрос от Создателя? Не ждёт ли Господь от человека чего-то такого, без исполнения чего все труды и старания окажутся напрасными?

Вытолканный из Рая в шею, Адам до самой смерти не научился петь. У него был красивый голос и совершенный слух, но его сердце не рождало мелодий.

Когда петь начали дети, Адам удивился. Долгие годы и даже столетия его душа выла и плакала, тосковала и жаловалась. Дети же начали петь при сборе урожая, при рождении первенца. Некоторые, как Ламех, стали петь после кровопролития. Праотец смотрел на них глубокими, полными слёз глазами и не понимал: как можно петь по таким ничтожным поводам? Он чувствовал себя виновным в их безблагодатной, лишённой Рая жизни. Если бы не он и жена, дети не родились бы в земле изгнания. Их нельзя упрекнуть в том, что они не слышали шум райской листвы. Грустные звуки земли — их единственная музыка. Однако радоваться с ними он не мог. Уделом праотца должен был стать неутешный плач длиною в столетия.

Ныне, когда душа праотца извлечена Спасителем из ада, когда Адам со всеми спасёнными видит Христа и в Нём — всех своих потомков, он не перестаёт удивляться. О чём до сих пор поют его дети? Пропитавшие землю кровью и заразившие воздух грехами, о чём они могут петь? Не лучше ли молчать, чтобы не прогневлять Небо? Те немногие, которые пели не о страстях, а о славе Бога, почти не слышны среди похотливой и грубой разноголосицы.

Одни дети Адама продолжают петь, идя на войну. Слыша эту музыку, самый мирный человек становится агрессивным. Другие поют о том, что им кажется любовью. То грустные, то разнузданные, эти звуки чаще других ударяются в небесный свод. Эти песни чаще других называют музыкой. Но ни истинного плача, ни истинной радости в этих песнях нет. Адам смотрит на своих бесчисленных детей, и даже в Раю ему становится грустно.

Вы — соль земли

Священник Иоанн Павлов

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

Вы — соль земли, вы — свет мира, говорит Христос Своим ученикам в Евангелии. Святые — это соль земли, смысл ее существования. Земля должна приносить от себя угодные Богу плоды — то есть святых. Об этом говорят многие притчи Спасителя — например, о злых виноградарях и о бесплодной смоковнице. Из этих притчей следует, что святые есть тот плод, ради которого и существует земля. Каждый христианский православный народ приносит от себя Богу эти плоды святости и праведности. Среди них и русский народ, Русская Церковь уже тысячу лет приносит Богу такие плоды.

В Евангелии также есть известная притча о сеятеле, который сеял семена в разных местах: при дороге, в каменистую почву, в терние и, наконец, на добрую землю. Притча эта показывает, как принимает Евангельское слово сердце каждого человека, сердца разных людей. Но можно эту притчу приложить и к целым народам: каждый народ может быть отнесен к какому-то одному из этих четырех типов.

Несомненно, что Евангельское слово, посеянное в сердце русского народа тысячу лет назад, попало на добрую почву. Русский народ принял Евангельскую весть всем сердцем, отдал Христу святое святых своей души и принес Ему изобильные неземные плоды праведности и святости. В богослужебной минее перечень одних только имен русских святых занимает около тридцати страниц, и, конечно, еще несравненно больше святых не перечислено в этом списке, но имена их известны одному лишь Господу Богу.

Русь называли святой, и высшим идеалом для нее всегда были праведность и святость. Далеко не во всех христианских народах удалось сохранить такой идеал. Например, народы Западной Европы, некогда христианские, давно уже утратили этот небесный идеал и заменили его земным, человеческим. Не святость, а порядочность, честность, воспитанность и тому подобные человеческие добродетели вот уже много веков являются идеалом для Запада. Конечно, честный, хороший, воспитанный человек — это тоже неплохо, но разница между таким человеком и человеком святым — это как разница между землей и небом…

Именно небесным идеалом святости жила долгие века своей истории святая Русь, к нему она стремилась, его она искала. И многие русские люди достигали этого идеала, а те, которые не достигали, приближались к нему очень близко. Об этом свидетельствуют многочисленные факты русской истории и русской жизни. Например, преподобный Силуан Афонский говорил про своего отца Ивана Петровича, простого крестьянина, что он, то есть преподобный Силуан, в его меру христианского совершенства не достиг, что отец выше его. И ведь это говорит великий святой!

А один духовный писатель передает следующий рассказ монахини Смарагды, человека высокой духовной жизни, праведницы и молитвенницы: «Сидит женщина на базаре, торгует чем-то от своего огорода. Платок натянула совсем на глаза: во-первых, солнце печет, а во-вторых, чтобы меньше отвлекаться на окружающую суету, творит она молитву Иисусову. Сидит она, опустив глаза, молится и вдруг слышит, что подошедший нищий старик говорит ей: «А ты бы попроще: только ‘Господи, помилуй’, так-то тебе легче будет». Сказал и пошел. Видела она его в первый раз. Молитву творила, конечно, про себя: слышать он не мог. Вот какие у нас бывали и торговки, и нищие…»

И сколько их было по России, Божиих людей и праведников, известных одному лишь Богу! Совершенно неудивительно, что преподобный Серафим Саровский однажды в Духе Святом видел Русскую землю, которая вся была покрыта благоухающим дымом молитв, восходившим от земли до неба. И это, конечно, подлинно есть картина народа Божия, живущего верой, молитвой, богообщением. Вполне справедливы слова поэта Рильке, который говорил, что все государства граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом…

Читайте так же:  Молитва о примирении с девушкой

Руси достался трудный путь, на протяжении всей своей истории она была вынуждена воевать против многочисленных сильных и беспощадных врагов, часто грозящих ей полным уничтожением. От этих врагов ее не защищали ни море, ни горы, ни пустыни — ведь Россия расположена на открытой со всех сторон широкой равнине. С востока на нее шли полчища Батыя и Мамая, с запада — поляков, Наполеона и Гитлера. С севера — шведов, с юга — турок. Самые климатические и природные условия, в которых она жила, были условиями трудными: половина территории России — это вечная мерзлота, где невозможно земледелие. Южная же ее часть, где земледелие возможно, была территорией, полностью открытой и не защищенной от военных нашествий и от набегов степных хищников. Поэтому люди всегда жили в России сравнительно небогато. Даже то, что удавалось накопить, часто уничтожалось, захватывалось, выжигалось дотла очередным нашествием или набегом.

Да, жизнь в России не была безоблачной и легкой. Но ведь с христианской точки зрения именно такой и должна быть жизнь народа Божия. Ни один православный народ не жил безмятежной, безопасной и комфортной жизнью. Причина этого ясна: человек слаб, и если дать ему все удобства и роскошную жизнь, то он легко забывает Бога, забывает все небесное и полностью обращается к земле, тонет в земном прахе. Потому Господь и не давал Своим народам такой жизни. Преподобный Исаак Сирский говорит, что «тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир веселится в наслаждении и покое. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении…» Таким путем Господь ведет всех Своих истинных последователей, как и Сам Он, став человеком, прошел в нашем мире именно таким путем — путем креста.

Чтобы понять, почему Господь не попускает Своему народу слишком обогащаться и роскошествовать, следует еще вспомнить, на какой земле мы живем, вспомнить, что земля наша — не место развлечений и удовольствий, а место, куда нас изгнали из Рая, место нашего наказания и исправления. Мы живем в мире тленном, падшем и поврежденном, в мире, где царствует смерть, где все ею пропитано, живем на оккупированной диаволом и смертью территории, живем короткое время, которое должны посвятить борьбе — борьбе за то, чтобы исполнить заповеди Божии. На земле мы живем как на войне, как на фронте. Возможно ли поэтому для христиан устраиваться здесь со всеми удобствами и роскошью? Станут ли солдаты строить на передовой вместо окопов и укреплений пятизвездочные отели с их блеском и излишествами? Возможно ли последователям Христа утопать в удовольствиях и роскошествовать в том мире, где убили их Творца, Господа и Спасителя? где неистовствует беспощадная смерть? где многие миллионы людей страдают и мучаются? где каждую секунду кто-нибудь умирает.

Сказанное не означает, конечно, что народ Божий обречен на полную нищету и разорение, на жизнь оборванцев, бомжей и беспризорников, нет, все необходимое для земной жизни Господь нам дает, ибо, по Его собственным словам, Он знает, что мы имеем нужду в этом. Но Господь не допускает Своему народу чрезмерно богатеть и доходить до излишества и пресыщенной жизни, потому что тогда народ перестает быть народом Божиим, перестает рождать святых. Господь премудро ведет Свой народ средним путем, путем умеренной бедности. Таким путем Он вел в ветхозаветные времена народ Израиля, который никогда даже и близко не имел такого земного блеска и богатства, такой славной земной культуры, как, например, Египет, Греция или Рим. И этим же путем Он вел во времена Нового Завета все истинно христианские, то есть православные народы. Он вел их так потому, что на этом пути народ Божий больше всего способен рождать святых и праведников.

Таким путем шла и Россия, которая никогда не переставала рождать святых. Даже в ХХ веке, во времена атеистического беснования, в ней просияли многие тысячи святых и праведников. А сегодня, после беспрецедентных гонений большевистского государства, когда все силы тьмы были направлены на то, чтобы стереть православие с лица Русской земли, — даже и сегодня более половины православных людей нашей планеты принадлежат именно к Русской Православной Церкви…

Церковь учит нас, что святые к нам близки, — в том случае, конечно, если мы живем по-христиански. Они близки к нам по духу, по общему служению Христу. Однако наши русские святые близки к нам не только по духу, но и по крови — они в буквальном смысле являются нашими родственниками. Они вышли от нас, из нашей среды, родились вместе с нами, выросли в наших семьях, селах, городах. Взять хотя бы последних по времени святых — новомучеников и исповедников российских: ведь они жили совсем недавно, и у большинства из них есть еще живые родственники — дети, внуки, племянники и другие, более отдаленные. Наверное, редко в каком другом народе в наше время можно увидеть родственников святых в таком количестве, как у нас, в России. И это также говорит о том, что Отечество наше и сегодня, на пороге XXI века, продолжает оставаться, несмотря ни на что, православной страной и народом Божиим.

Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя, говорил преподобный Серафим. То есть около каждого святого, стяжавшего Дух Святой, спасаются тысячи христиан, хотя и не достигших святости, но почитающих святость, молящихся святым и подражающих им. Будем же, братия и сестры, любить и чтить святых земли Русской, будем молиться им, будем стараться по мере сил подражать их жизни. Ведь тогда и мы, несомненно, войдем в те тысячи, которые спасутся около каждого из них, — войдем их молитвами и милостью Божией. Аминь.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 1-й седмицы по Пятидесятнице

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Читайте так же:  Молитва от гордости и гнева

Христос проповедует благую весть Царства Небесного, пришедшего на землю, Царства благодати и славы. Никто никогда не говорил так, как Он. Христос – Превечное Слово, через Которое Бог в последние дни говорил с нами. Когда был дан закон, Господь сошел на гору. Теперь Он восходит на гору. Тогда Он говорил в громе и молниях, теперь – тихим кротким гласом. Тогда народ должен был стоять поодаль, теперь – приглашается подойти поближе. Господь учит Своих учеников, чтобы они могли научить других. Его взор обращен на множество идущего со всех сторон народа – в надежде, что все услышат Его. «И Он, отверзши уста Свои, учил их». Христос учит и не отверзая уст Своих – всей Своей жизнью, и особенно в час, когда Он «яко овча на заколение ведеся». Но теперь Он отверзает Свои уста.

Христос начинает Свою Нагорную Проповедь с благословений. Ибо Он пришел в мир, чтобы благословить нас, как сказано в книге Деяний (Деян. 3, 26). Он говорит как власть имеющий, как Тот, Кто может дать благословение и вечную блаженную жизнь. «Блаженны… блаженны… блаженны». К кому относятся эти слова, и в чем заключается истинное блаженство? Все люди без исключения хотят, чтобы им было хорошо – а иные даже вопрошают: «Кто явит нам благая?» (Пс. 4) Неудивительно, что те, кто имеет ложные представления о счастье, никогда не достигают его. Общепринятое мнение толпы, что блаженны, счастливы – богатые и великие, и славные мира сего, те, кто жирно едят и сладко пьют, и правят всеми. Господь наш Иисус Христос пришел, чтобы все перевернуть, поставить с головы на ноги, потому что все перевернул грех. Он хочет дать нам истинное понятие о смысле жизни. И все приходящие к Церкви должны с самого начала направить себя по истинному пути. Пусть не унывает никто, как бы ни был он немощен и нищ. Это зов ко всем человеческим душам сладчайшей Христовой любви. Это Новый Завет между Богом и человеком. Мы должны знать, что ждет от нас Бог и что мы ждем от Него. Путь к вечному счастью для человеческого рода открыт, и все что совершается в мире, может быть этим путем для любящих Бога.

«Блаженные нищие духом» – первая заповедь блаженства. Потому что Христос обнищал от Своей небесной славы, да нас обогатит. Нищие духом – это те, кто ни во что ставит богатства этого мира, кто сознает, что они не имеют ничего, кроме того, что Бог им дает – по дару Своей безмерной любви. Их есть Царство Небесное. Царство благодати состоит из таких. Царство славы принадлежит им. Это первая заповедь блаженства заключает в себе все остальные и по слову святых отцов является основанием всей христианской жизни.

Потому «блаженны плачущие» – плачем покаяния о своих грехах и плачем сострадания к страждущим. Сеющие слезами радостью пожнут. Они будут утешены Утешителем Духом Святым. И Бог отрет всякую слезу с очей их.

«Блаженны кроткие», потому что они научились кротости и смирению у Христа. Они наследят землю – ту новую землю и то новое небо, которые принадлежат Вседержителю.

«Блаженны алчущии и жаждущии правды» – той правды, которую пришел исполнить Христос. Они насытятся, потому что душа человеческая ничем не может насытиться, кроме как Богом.

«Блаженны милостивые», потому что блаженнее давать, чем принимать. Это блаженство быть причастным милосердию Божию, радующемуся вместе с ангелами о возвращении всякого блудного сына. Это блаженство быть под покровом обнимающей всех молитвы Христа на Кресте: «Отче, прости им, не знают, что творят». Это блаженство прощать имеет только один предел – отказ быть прощеным.

«Блаженны чистые сердцем» – подлинное христианство заключается в чистоте сердца. Все, что исходит из неочищенного покаянием сердца, оскверняет человека. Но там, где покаяние, его наполняет Своей чистотою Христос. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», чтобы я мог видеть Тебя и следы Твоего присутствия всюду, где Ты есть.

«Блаженны миротворцы» – те, кто участвует во всех духовных сражениях вместе со Христом, пришедшем убить вражду и возвестить на земле мир и в человецех благоволение. Они нарекутся сынами Божиими вместе с Сыном Божиим по дару Его.

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня». «Так гнали и пророков, бывших прежде вас», – добавляет Христос. Так гнали древних мучеников, говоря: «Вам не должно быть», возжигая из них живые факелы или отдавая их на растерзание диким зверям. Так гнали новых мучеников и исповедников российских.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Радуйтесь и веселитесь, – провозвещает Христос, – ибо велика ваша награда на небесах». Заповеди блаженства – изображение всего пути Христа в Его восхождении ко Кресту, которым прииде радость всему миру. Научаясь этим заповедям христиане становятся солью земли. «Вы – соль земли, – говорит Христос. – Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Нет возможности восстановить несоленую соль. Как человек без разума и без сердца, так христианин – без благодати. Без заповедей блаженства жизнь человечества, как пища без соли, теряет вкус, делается пресной. Христиане брошены Богом в жизнь человечества, как бросают крупицы соли в пищу, чтобы человечество не было отвергнуто Богом. Для чего нужна вера, почему надо жить по этим заповедям? Чтобы узнать благодать и обрести хороший вкус, чтобы жизнь обрела красоту, и смысл, и радость даже среди скорбей и гонений, даже в старости и в смерти. Если же соль потеряет свою силу, если христиане утратят благодать, вкус Бога, они будут ни на что негодны, и мир будет прав, выбросив их вон, на попрание людям.

Молитва вы соль земли
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here