Молитва Святым отцам 7 вселенского собора

Полное описание: Молитва Святым отцам 7 вселенского собора - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитва Святым отцам 7 вселенского собора

Блаженны воскресны на 6; и отцев песнь 3 на 4.

Блаженны Октоиха на 6 и св. отцам песнь 3-я, на 4.

По входе тропарь воскресен
и тропарь отцев, глас 8:

После входа тропарь воскресный
и тропарь св. отцов, глас 8

П репрославлен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истинней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе.

П репрославлен Ты, Христе Боже наш, / как светила на земле отцов наших утвердивший, / и ими на путь истинной веры всех нас направивший, / Многомилостивый, слава Тебе!

Таже кондак воскресен.
Слава, кондак отцев, глас 6. Подобен: Рукописаннаго:

Затем кондак воскресный,
Слава: кондак св. отцов, глас 6

И же из Отца возсияв, Сын неизреченно / из Жены родися, сугуб естеством, / Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, / но, сие благочестно начертающе, / почитаем верно. / И сего ради истинную веру Церковь держащи, / лобызает икону вочеловечения Христова.

С ын, воссиявший от Отца неизреченно, / от жены родился в двух естествах. / Зная это, не отрицаем начертания Его облика, / но благочестиво его изображая, почитаем преданно. / И потому Церковь, держась веры истинной, / лобызает икону вочеловечения Христова.

И ныне, Богородицы.

И ныне: храма Богородицы, или “Предстательство христиан:”

Прокимен прежде воскресен,
таже песнь отцев, глас 4:

Прокимен гласа
и св. отцам, глас 4, песнь отцов

Благословен еси, Господи Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки.

Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, / и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Дан 3:26

Апостол дне и отцев,
ко Евреем, зачало 334. [Евр. 13, 7 – 16.]

Апостол рядовой и св. отцам.
к Евреям, зачало 334

Братие, поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них. Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени. Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди своею кровию, вне врат пострадати изволил. Темже убо да исходим к нему вне стана, поношение его носяще. Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем. Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его. Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.

Братия, поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, – то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Евр 13:7–16

Аллилуия гласа и отцев, глас 1:

Аллилуия гласа и св. отцам, глас 1

Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад. Стих: Соберите Ему преподобныя Его, завещающия завет Его о жертвах.

Бог богов Господь заговорил и призвал землю от востока солнца до запада. Стих: Соберите Ему святых Его, заключивших с Ним завет о жертвах. Пс 49:1, 5

Евангелие дне и отцев,
от Иоанна, зачало 56. [Ин. 17, 1 – 13.]

Евангелие рядовое и св. отцам.
от Иоанна, зачало 56

Во время оно, возведе Иисус очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час, прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя. Якоже дал еси Ему власть всякия плоти, да всяко, еже дал еси Ему, даст им живот вечный: Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа. Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю. И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть. Явих имя Твое человеком, ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси, и слово Твое сохраниша: Ныне разумеша, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть. Яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша, и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя посла. Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть: И Моя вся Твоя суть, и Твоя Моя, и прославихся в них: И ктому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду. Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе.

Причастен:

Причастен:

Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. И другой: Радуйтесь, праведные, о Господе, правым прилична хвала. Аллилуия. (3) Пс 148:1; 32:1

Читайте так же:  Молитва сорокоуст о здравии цена

Подобает ведати, яко по 11-м дни сего месяца, в приидущую неделю память совершаем святых отец, иже на Седмом Вселенском Соборе в Никеи собравшихся второе, святых отец 365, на извержение и потребление безбожных учений христоненавистных и христианооглагольников, иконоборцев, Копронима и ему смудрствующих, окаянных епископов и несвященных архиереев, и тех безбожнаго и сквернаго соборища.

И аще случится 11 день настоящий в неделю, поется в тойже день служба святых отец Седмаго Собора. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую неделю; аще же в четверток, поется служба их в приидущую неделю.

Рядоваго же святаго служба оставляется и поется, егда разсудит екклисиарх.

Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 7-я по Пасхе святых отцев I Вселенского Собора

Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Сегодня Господь в Своей первосвященнической молитве говорит, что «Я и Отец одно», и обращаясь к Отцу Небесному, что «все Мое – Твое». Блаженный Августин говорит, что эти слова понятны каждому человеку, но когда Он вслед за этим добавляет: «И все Твое – Мое», то совершенно ясно, что никто никогда из людей не исповедовал такое единство с Богом Отцом. Блаженный Августин добавляет, что он нашел мудрость, которую исповедует христианское откровение, во всех великих религиях, но он нигде не нашел того, что Слово стало плотью. И оттого вся мудрость этих религий становится ложью, становится относительной. Бог стал человеком для того чтобы человек мог быть по благодати богом, для того чтобы все, что имеет Бог, принадлежало нам. Для того чтобы мы этой жизнью приобщались Церкви Святой. И эту жизнь хранили, и эту веру исповедовали.

Господь в Своей беседе с учениками говорит о том, что Он молится о всех верных, чтобы они были сохранены в истине и истиной были освящены. Он говорит о том, что все, что Его, принадлежит Отцу, и все, что принадлежит Отцу, Ему принадлежит, и принадлежит тем, которые верят в Него всю жизнь. «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16, 15 ).

Господь молится о тех, кто уверовал, что Он Сын Божий. Он молится не о всем мире, а только о тех, кто верует в Него. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои», – эти слова заставляют задуматься каждого.

Господь хочет сказать нам о том отступлении, которое будет постепенно происходить в мире, и будет возрастать, когда мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога.

«Не о том Я молю, – говорит Христос, – чтобы взял их от мира», а о том, чтобы они не растворились в этом мире. Одно не менее драгоценно, чем другое. Церковь Христова не от мира сего. Только тогда, когда Церковь неотмирна, когда она не сливается с миром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, – только тогда способна Церковь существовать в этом мире.

Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мира сего, чтобы она ушла из мира. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мир, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели.

Мы слышим сегодня за Литургией молитву на Тайной Вечери Господа нашего Иисуса Христа, которая называется первосвященнической молитвой. Накануне Своих крестных страданий, прежде чем Он будет предан на поругание и отвергнут людьми, прежде чем Он принесет Себя в жертву за спасение рода человеческого, Христос молится. О ком Он молится?

Господь говорит слова, на которые мы не можем не обратить внимания: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». «Я о них молю» – говорит Господь и еще раз повторяет, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто верят в Бога. Такие удивительные слова – «о тех, которых Ты дал Мне», то есть Он молится только о тех, которые принадлежат Христу.

Читайте так же:  Феодор стратилат молитва

Неужели Христос ненавидит мир? Неужели Он пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира, и тем более не ненавидит его. Самое величайшее проявление Его любви в том, что Он пришел, чтобы до конца разделить скорбь, смерть и весь ужас человеческого существования. Он Сам сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 16 ).

Что же значат Его слова о том, что Он не о мире молится, но о верующих в Него? Эти слова значат, что, в конце концов, все зависит только от Церкви, от тех, кто верит в Него – сохранится эта вера в мире или не сохранится. Судьбы каждого народа и всего человечества зависят от этого. потому что если Церковь поколеблется в своей вере и утратит ее чистоту, если Церковь отречется от Христа, тогда наступит полная тьма в мире, гибель всего человечества. И поэтому первосвященническая молитва Христа о Церкви – не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но о всех, верующих по их слову, то есть и о всех нас.

Мы слышим сегодня в Евангелии первосвященническую молитву Спасителя. «В том вечная жизнь, – говорит Господь, – да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа». Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах ( Мф. 16, 17). Только неложное, непре лестное знание Бога, которое никто не может дать, кроме Бога, дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. Прежде чем проповедовать истину и спасать людей истиной, Церковь – те, кто принадлежат ей – должны сами познать истину не одним умом, но ощутив в себе дыхание Божественной жизни. И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей личной жизни. И если есть присутствие Его в нашей личной жизни, то она становится связанной с жизнью других людей.

И мы понимаем, что смысл нашей жизни, пребывания в Церкви заключается в том, чтобы сохранить эту истину и донести ее до всех людей, потому что она принадлежит всем – и тем, кто в Церкви, и кто еще «не двора сего» ( Ин. 10, 16 ). Истина – это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога.

«Я о них молю, не о всем мире молю, но о тех, кого Ты Мне дал, ибо они Твои». Неужели Господь не молится обо всех, а только о Своих учениках? Ученики Христовы, говорят святые отцы, – это добрая земля, на которой Небесным Сеятелем посеяно доброе семя. Если погибнет это семя, то весь мир зарастет дикой сорной травой. Поэтому необходимо смирение и мудрость: надо оградить вначале малое поле – то, с чего началась Церковь Христова, надо спасти то малое стадо, в котором присутствует Сам Христос, а потом уже можно идти дальше.

Сколько мечтателей было в человеческой истории и в Церкви, в том числе, таких, что горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! Христос тоже пришел всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени, и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех этих лжеучениях была одна особенная черта: желание понравиться всем. И для этого надо было всем угодить. Для этого надо было создать другое христианство. «Православие не подходит современному человеку, – говорят враги православия, – оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо все упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас все понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся, создадим одну общую религию, и сразу спасем всех».

«Не о всем мире молю» – говорит Господь. Так всемирный потоп был, несмотря на кажущуюся жестокость, проявлением Божией заботы о всем человечестве: чтобы спасти одну чистую ветвь, надо было отсечь все остальные ветви, которые настолько прогнили, что они могли заразить смертельной болезнью и эту единственную здоровую, и тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы. Точно так же мы должны понимать истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом завете. Если бы не сохранился в человечестве тот чистый, незамутненный в исповедании Богом данной веры остаток, о котором апостол Павел говорит ( Рим. 9, 27 ), то не явился бы из него Мессия Христос, Спаситель всего рода человеческого.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря пришествию в мир Христа и для них среди беспросветного ада воссияла надежда. Вы помните, как апостол Петр говорит об этом. Христос, сойдя во ад, «находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во времена строения ковчега» ( 1 Пет. 3, 19–20 ). И те из нечестивых людей, погубленных потопом или беспощадным истреблением богоизбранным народом, кто приняли проповедь покаяния, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Все, что происходит в мире, все катаклизмы, потрясения, войны – все сводится к одному простому: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» ( Сир. 15, 11–12 ). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.

«Не о всем мире молю» – молится Христос. Весь мир так Бог возлюбил, что Сына Своего Единородного послал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( 1 Ин. 4, 9 ). Христос молится о мире и умирает за этот мир. Но прежде всего Он молится за тех, кто принимают Его слово истины и веруют Ему. И Он молится о всех верующих в Него на всяком месте и во все века. И мы с вами охвачены этой молитвою Господней.

Читайте так же:  Читать молитва Киприану

Господь видит опасность, которая исходит от мира для Церкви Его. «Сохрани их от мира» – молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мира, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мира? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мира и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мира. Мир, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство.

Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мира и от труда, и от креста – молит Господь – но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии миру они могли победить, чтобы мир не победил их. И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу.

«Отче Святый» – говорит Он. Бога он называет Святым, то есть, Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. «Сохрани их от зла» – говорит Он. «И избави нас от лукавого», – молимся мы Господу – защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мира сего. Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все.

Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы защитил нас Сам Господь. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость. Сам Господь молится за нас, чтобы радость наша была совершенной. В этом смысл всего, что совершается в человеческой истории, в жизни каждого из нас. В этом смысл Его пришествия к нам. Бог желает, чтобы у нас была полнота радости, чтобы эта радость была у нас вовеки. Христос наша радость. И без Него всякая радость меркнет и становится быстро своею противоположностью.

Христос наша радость, и потому радостью нашей должен стать каждый человек, как для Него радость – каждый человек. И потому преподобный Серафим каждому приходящему к нему говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» Оттого что Христос воскрес, это принадлежит всем людям. Каждый человек – радость для Господа, и для нас в Господе каждый человек должен стать радостью.

Потому апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: «Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине» (3 Ин. 1, 4).

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787)

Историческое содержание

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

Читайте так же:  Молитва в благодарность

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Молитвы

Тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ши основа́вый,/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод: Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший, и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Ин тропарь святым отцам VII Вселенского Собора, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак святым отцам VII Вселенского Собора, глас 6

И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно,/ из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м,/ Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния,/ но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно./ И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи,// лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.

Перевод: Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.

Канон святым отцам первых Вселенских Соборов

Святые отцы Церкви — неугасимые светильники веры, богомудрия, праведности и святости, озаряющие земной путь христианина. Невозможно переоценить значение всех святых угодников Божиих в нашей духовной жизни. Святые отцы своею благодатью, которой они удостоились у Господа, вселяют в наши сердца страх Божий, просвещают наш разум к пониманию Священного Писания, укрепляют нашу волю к добродетельной жизни, незримо избавляют нас от многих погибельных сетей лукавого, просят в своих молитвах Господа о нашем вечном спасении. Будем с усердием молиться помещаемый ниже канон святым отцам первых шести Вселенских Соборов, прославляя их духовные подвиги и прося их молитвенного заступничества за нас, грешных и недостойных. Церковь прославляет память св. отцов первых шести Вселенских Соборов в ближайшее воскресенье к 16 июля (29 июля по гражданскому стилю).

Видео (кликните для воспроизведения).

Тропарь, глас 8-й

П репрославлен еси Христе Боже наш, иже светила на земли отцы наша основавыи, и теми ко истинней вере всех нас наставил еси. Многомилостиве слава Тебе. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. И же нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явлеи яко Бог, не презри их же созда рукою Своею, яви человеколюбие Свое Милостиве, приими рождьшую Тя Богородицу молящуся за ны, и спаси Спасе наш люди согрешьшыя.

КАНОН, глас 6-й

Песнь 1. Ирмос

Я ко по суху ходив Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше.

Запев: С вятии отцы, молите Бога о нас (поклон) .

И же от Никия, яко же от некоего небесе, всюду возгремевше, слово живаго Отца, и сего показавше враги громом избиены, священными словесы да почтутся.

Запев. Д ухоборец духа лукаваго, Святым Духом Христос от Своея церкве далече отгна. Вторым действом Собора совокупив.

Слава. Х ристоборца прелесть изгна Несториа, Кирил Собору начальник. Иже ясно Девую Марию, исповеда Богу Матерь чистую.

И ныне. Богородичен. Н есозданныя Троицы, единаго Христа, во двою естеству и хотению Чистая раждаеши. Соединение человеком и ангелом, Тебе ради соделавшаго.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии отцы, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Н есть свята, яко же Ты Господи Боже мой, вознесыи рог верных си Блаже. И утверждь их на камени исповедания Ти.

Запев. Т вари служитель явлься, Арий безумныи. Македонии паки мерзок явлься, в геенне огненей, равно мучатся с еллины.

Запев. С едьмими Соборы священными святых отец, честную церковь уяснил еси Христе. Яко же седмих светильник светом, прелести тму прогнав далече.

Слава. С тадо погубляет Твое, многообразная краста еретик слове. Пастырие же Твоих словесных овец, учением сие пременивша.

И ныне. Богородичен. Е динаго родила еси Чистая, от несозданныя Троицы во двою существу и хотеню Чистая. Его же образу честно поклоняемся (поклон) , благодати исполняемся. Катавасия.

Седален, глас 4-й. С ветильницы пресветлии, истине Христове, мир просвещьше учении вашими, отцы боговещаннии. Попальше ереси злославных хулник. Угасше огнепальную еретик молву. Тем же яко святители Христовы, молите спастися нам.

Слава, и ныне. Богородичен. О бновила еси Чистая божественым рожеством си, истлевшее страстьми земленородных мертвеное существо. И воздвигла еси вся от смерти к жизни нетления. Тем же Тя подолгу ублажаем вси, Дево препрославленая, яко же прорекла еси.

Песнь 4. Ирмос

Х ристос мне сила Бог и Господь, честная церкви боголепно зовет вопиющи, от совести чисты, о Господе празднующи.

Запев. В рази твои возшумеша, и ненавидящии Тя главу воздвигоша Спасе в мале. Но абие падоша, не терпяще гласов труб духовных.

Запев. С олнца солнцеве, сугубе озариша, Сын и Дух от Отца, несозданни собезначални. Обоим Отец един виновен веруется.

Слава. С едмь убо духов, на них же почи, о Христе Исаия се рече. На седмих же Соборех почи Христос, со Отцем и Божественым Духом.

Читайте так же:  Молитва Богу о помощи в жизни

И ныне. Богородичен. Б ога родила еси плоть носившаго, от чистых Ти кровей Отроковице чистая. Его же сугуба естеством, в составе же едином, отцы проповедаша. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Б ожиим светом Ти Блаже, утренюющих Ти душа любовию просвети молюся, Тя ведети слово Божие истиннаго Бога, от мрака греховнаго изимающа.

Запев. Б ожественыи виноград Христов, иже от Египта пренесе. Темнаго отчаянна губителя зверие, перьвее поядаху. Пращею же отец далече отгнашася.

Запев. Б ожественым сиянием трисиянным, ум просвещьше честнии отцы, Единаго проповедаша честныя Троицы Христа Господа, сугуба естеством и хотении.

Слава. В вещных, яко же в серафимских, мудрыми отцы о Троице, церкви онебесися. Трисвятую песнь присно Тебе поющи, собирает троическое Твое едино Божество.

И ныне. Богородичен. М ати и раба Своего Сына бысть Чистая. Ибо иже из Тебе прежде Тебе бяше, яко Содетель Твой. Его же во двою существу познаваем, соединяем же словом составным. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Ж итейскаго моря воздвизаема зря, напастей бурею, в тихо пристанище притек вопию Ти, возведи от тля живот мой Многомилостиве.

Запев. Б ог богом Господь, Давыд прежде воспеть глаголя, и призва от восток, от конец всея земли, даже до запад их. Вселенских Собор отец назнаменуя.

Запев. С едмь столп утверди, премудрость Божия Твою церковь Владыко, седмочислеными Соборы священных отец. Не уклониму соблюдому, от всяких ересей.

Слава. С туд лица да покрыет, Евтиха и Диоскора, слияние блядьствовавших естества Христова. Не в приведении бо, но во обожении, естество земных прият.

И ныне. Богородичен. Д а возмется Нестории, в еврейския темныя Соборы, и язык да отсечется хульныи. Бога бо роди Дева Мария, Плотоносца нам. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 8-й. А постольское проповедание, и отец учение, церкви единою верою запечатле. И ризу носящи истине, истканную от вышняго богословия. Исправляет и славит, благочестия великое таиньство.

Икос. В ысоким проповеданием, Божию церковь услышим вопиющю, жаждаи да грядет ко мне и пиет. Чаша юже держу, чаша есть премудрости. Сие пиво, истинное слово почерпох. Воду проливаю непрекословия, но исповедания. Ея же пия нынешнии Израиль, Бога зрит вещающа. Видите видите, яко Сам Аз есмь, и непременяюся. Аз Бог первыи, Аз же и посих. И разве Мене несть иного отнюдь. От сюду приемшии насытятся, и восхвалят благочестия великое таиньство.

Песнь 7. Ирмос

Х ладодателну убо пещь сотвори ангел, преподобным детем. Халдея же опали велением Божиим, мучителя увеща вопити, благословен Бог отец наших.

Запев. В авилонскаго убо змия, разрази Даниил первее. Молитва же отец, просади лютаго египетскаго змия, яве поядающаго Христово стадо Ария.

Запев. Н епрощенным нечестием недугова, волк Македонии, приразився обожающему духу человеки, и вся банею крещения, на первую доброту воображающу верныя.

Слава. Д иоскор, и Евтих, и Севир, Левиафан, трие сливающии и смешающии Христова существа, смешением умным, к Троице честней приразишася дерзостно.

И ныне. Богородичен. П лотьскаго Ти зрака образ Владыко, честно облобызаем, и Матере Твоея, и святых всех. Почесть ведяще правым помыслом, преходити добре к первообразному. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

И з пламене святым росу источи, а праведнаго жертву и воду попали. Вся бо твориши Христе елика хощеши. Тем Тя превозносим Господа во веки.

Запев. Я ко же от единаго корене, отрасли богосадны, Сын и Дух восияша. Ибо Отец единовиновен есть, безлетныи, безлетным лицам единочестен.

Запев. И з чрева невеществена, безлетно восиял еси, единосущное слово Отцу и Духови. Но нас ради, в летную вселися вещественую утробу, единыя Богородицы.

Слава. Р аждьженыя стрелы огнем духовным, в студная сердца врагом вонзошася еретиком. И на смерть удавиша, совокупления отец, седмочислено божественых.

И ныне. Богородичен. Н е лицы единаго Христа славим. Не смешением существа сего соединяем. Един бо сыи и той же лицем, раздвояется естествы Дево, Твой Сын и Содетель. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Б ога человеком неудобь видети, Нань же не смеют чини ангельстии зрети. Тобою бо Пречистая явися нам слово воплощенно. Его же величающе, с небесными вои Тя величаем.

Запев с поклоном. Н е подобает приложити, или оставити что священнаго предания, православныя нашея веры. В ню же бо верно крестихомся. А иже преложители сея веры, в правду предани будут прещению проклятия.

Запев. Р адостию сердца вси взыграем, священныя Соборы отец совокупльше. Тех бо ради свет видехом православия. Светилницы бо явишася, вся наставляюще к правым учения обретением.

Слава. Д ушам испросим очищение, и благочестно житие препроводити потщимся. Яко да причастницы будем святым отцем, иже скрыша правых учении богатство, нам чадом их.

И ныне. Богородичен. Б ог от боку Твоею восия Мати Божия, и род человеческии обожи, и славы Своея сподоби. И с наследники всех показа, иже Тя Богородицу воистину присно проповедающия. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и иже во святых и богоносных отец наших вселенских учителей, собравшихся на шести Вселенских Соборех на потребление ересей, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Видео (кликните для воспроизведения).

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Молитва Святым отцам 7 вселенского собора
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here