Содержание
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Святитель Порфи ́ рий , архиепископ Газский
День памяти
10 марта (переходящая) – 11 марта (26 февраля) в невисокосный год / 10 марта (26 февраля) в високосный год
Житие
Житие святителя Порфирия, архиепископа Газского
В 395 году скончался епископ города Газы (в Палестине). Местные христиане отправились в Кесарию к митрополиту Иоанну с просьбой поставить им нового епископа, который мог бы противодействовать язычникам, преобладавшим в их городе и притеснявшим христиан. Господь внушил митрополиту призвать иерусалимского пресвитера Порфирия. Со страхом и трепетом принял подвижник святительский сан, со слезами поклонился Животворящему Древу и отправился для исполнения нового послушания.
В Газе он обнаружил всего три христианские церкви, а языческих капищ и идолов – великое множество. В то время случилось бездождие и великая засуха. Жрецы приносили жертвы идолам, но бедствие не прекращалось. Святитель Порфирий назначил для всех христиан пост, совершил всенощное бдение и обошел с крестным ходом весь город. Сразу же небо покрылось тучами, загремел гром и пролился обильный дождь. Видя такое чудо, многие язычники восклицали: “Один Христос есть Бог Истинный!” После этого события к Церкви присоединились, приняв Святое Крещение, 127 мужчин, 35 женщин и 14 детей, а вскоре и еще 110 человек.
Однако язычники по-прежнему притесняли христиан, устраняли их от общественных должностей, обременяли налогами. Святитель Порфирий и митрополит Кесарии Иоанн отправились в Константинополь, чтобы просить защиты у императора. Их принял святитель Иоанн Златоуст (память 14 сентября, 27, 30 января) и оказал действенную помощь.
Святители Иоанн и Порфирий были представлены императрице Евдоксии, которая в то время ждала ребенка. “Потрудись за нас, – сказали епископы императрице, – и Господь пошлет тебе сына, который воцарится при твоей жизни”. Евдоксия очень желала иметь сына, ибо прежде у нее рождались дочери. И действительно, в императорском семействе по молитве святителей родился наследник. В 401 году последовал указ императора о разрушении в Газе идольских капищ и предоставлении христианам привилегий. Кроме того, императрица дала святителям средства на построение нового храма, который был построен в Газе на месте самого главного капища.
Святитель Порфирий к концу жизни полностью утвердил христианство в Газе и совершенно оградил свою паству от притеснений язычников. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса и исцеления. В течение 25 лет наставлял архипастырь словесное стадо и преставился в преклонном возрасте, в 420 году.
Молитвы
Тропарь святителю Порфирию, архиепископу Газскому, глас 4
Труды́ и боле́зни твоя́, я́же по благоче́стию,/ кто испове́сть, о́тче?/ день бо и ночь не преста́л еси́ трудя́ся,/ до́ндеже от нече́стия Га́зу очи́стив, благоче́стие насади́л еси́,/ тем я́ко всегда́ еси́ предста́тель о ста́де твое́м,/ та́ко, свя́те Порфи́рие,// моли́ Христа́ Бо́га да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Кто поведает о трудах и болезнях твоих, ведущих к благочестию, отче? Ибо днем и ночью непрестанно трудясь, от нечестия Газу очистил, благочестие насадил ты, потому, как покровитель стада твоего, святитель Порфирий, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак святителю Порфирию, архиепископу Газскому, глас 2
Свяще́ннейшими твои́ми нра́вы украша́емь,/ свяще́нства оде́ждею озари́лся еси́,/ всеблаже́нне Богому́дре Порфи́рие,/ и исцеле́ний удобря́еши возвыше́ньми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.
Перевод: Священнейшим нравом украшаемый, священства одеждой озарился ты, всеблаженный Богомудрый Порфирий, известный силой исцелений, молись непрестанно обо всех нас.
Каноны и Акафисты
Канон святителю Порфирию Газскому
Пе́снь 1.
Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.
Порфи́рою Це́рковь дне́сь я́коже ца́рскою укра́шена, уче́ньми твои́ми, святи́телю Порфи́рие, си́ми украша́ется и воспева́ет все́х Го́спода.
Житие́м просия́в, преподо́бне, и словесы́ боже́ственными твои́ми, свети́льник яви́лся еси́ все́м челове́ком, при́сно сия́я де́лы и уче́ньми, и озаря́я концы́.
Кропле́нием Пресвята́го Ду́ха, Порфи́рие, очи́щься и боже́ственных доброде́телей во оде́жду оде́явся, вше́л еси́ в незаходи́мая священноде́йствовати тебе́ Пома́завшему.
Богоро́дичен: Сказа́ти су́щим на земли́ неизрече́нное и па́че ума́ человеколю́бие хотя́, Сы́н Бо́жий, Богоневе́сто, из Тебе́ пло́тию роди́ся, ве́рным подая́ порожде́ние.
Пе́снь 3.
Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.
Покори́л еси́ под но́зе злочести́вых мудрова́ния, и́же на Самаго́ Бо́га вся́ческих веща́ющая.
Глаго́л твои́х огне́м хвра́стие Ма́нентово му́дре попали́л еси́ и ве́рным просвеще́ние уче́ния просте́рл еси́.
Водрузи́в на тве́рдем ка́мени но́ги ве́рных, поколеба́л еси́ от основа́ния самого́ основа́ние нече́ствующих, Порфи́рие.
Богоро́дичен: Испо́лнися вся́ земля́ Сы́на Твоего́ и Бо́га, Чи́стая, и́стиннаго ра́зума, и сла́вы неизрече́нныя, и благода́ти.
Седа́лен, гла́с 3.
Де́лы просия́л еси́, я́ко денни́ца, всю́ е́ресь отгна́л еси́ от Це́ркве, святи́телю Порфи́рие, и ве́рных сердца́ просвети́л еси́ воспева́ти и сла́вити Го́спода. Те́мже, дне́сь па́мять творя́ще, вопие́м ти́: моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Боже́ственнаго естества́ не отлу́чься, пло́ть бы́в во чре́ве Твое́м, но Бо́г вочелове́чься и пребы́сть, И́же по рождестве́ Ма́терь Тя́ Де́ву, я́ко пре́жде рождества́, сохрани́в Всенепоро́чную, еди́н Госпо́дь. Того́ приле́жно моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница Сло́ва, нетле́нная Де́ва Ма́ти, на Кресте́ зря́щи пове́шена из Нея́ без боле́зни прозя́бшаго, ма́терски подо́бно рыда́ющи, вопия́ше: увы́ Мне́, Ча́до Мое́! Ка́ко стра́ждеши во́лею, хотя́ изба́вити от страсте́й безче́стия челове́ка?
Пе́снь 4.
Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Пресве́тлаго ве́ры сия́ния, в души́ Со́лнце пра́вды име́я, просвети́л еси́ словесы́, Порфи́рие, церко́вное все́ исполне́ние.
Утве́рждься в любви́ Бо́жия Сло́ва, ви́димых, Порфи́рие, пристра́стия вся́каго возгнуша́лся еси́, те́мже тя́ почита́ем, я́ко равноа́нгельна и святи́теля че́стна.
В прича́стии та́ин неизрече́нных я́коже бы́в, Порфи́рие, сия́ чи́стыми соблю́л еси́ дея́ньми чи́сто и неизрече́нно, я́ко таи́нник си́м досто́ин.
Богоро́дичен: Украша́ется сла́вно Твои́ми Це́рковь вели́чествии, Пречи́стая, Боже́ственными, и удобря́ется си́ми я́сно, и любо́вию сла́вит Тя́, песносло́вя Твое́ Рождество́.
Пе́снь 5.
Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.
Вети́ям плени́цы разоря́я, Порфи́рие, словесы́ и́стинными, ве́ры держа́ву утверди́л еси́ вся́чески.
Поче́рп на земли́ Уте́шителя, преподо́бне, уче́ний незави́стныя ре́ки благоче́стия источи́л еси́, Порфи́рие.
Изсуши́в огне́м слове́с твои́х, Порфи́рие, пото́ки нече́стия, благоче́стия веща́нием челове́ки просвети́л еси́.
Богоро́дичен: Укре́пльшеся Тобо́ю, си́лою духо́вною супоста́ты проти́вныя Христо́вы и́стины побежда́ем, Пречи́стая.
Пе́снь 6.
Ирмо́с: Пожру́ Ти́ со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.
Духо́вно тя́ одушевле́н доброде́телей о́браз, Порфи́рие, и при́сно сия́ющ иму́ще в дела́ боже́ственна вси́ вои́стинну, сего́ ра́ди тя́ почита́ем.
Си́лою Уте́шителя оде́явся, я́коже самови́дцы Сло́ва, враги́ непобеди́мь яви́лся еси́, отгоня́ и посека́я си́х нече́стия.
Водо́ю сыноположе́ния креще́ния обновля́я челове́ки, сы́ны творя́щаго, си́х приве́л еси́ и пре́дал еси́ чи́сты, непоро́чны, Порфи́рие.
Богоро́дичен: Разуме́вше Твоя́, я́же па́че сло́ва Боже́ственная та́инства и неизрече́нну сла́ву, и́же о Тебе́ хва́лящиися, Пречи́стая, вои́стинну Тя́, Богоро́дицу, непреста́нно сла́вим.
Конда́к.
Свяще́ннейшими твои́ми нра́вы украша́емь, свяще́нства оде́ждею озари́лся еси́, всеблаже́нне богому́дре Порфи́рие, и исцеле́ний удобря́еши возвыше́ньми, моля́ся непреста́нно о все́х на́с.
Пе́снь 7.
Ирмо́с: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Коле́блемую проти́вными ве́тры и прило́ги, о́тче, Христо́ву водрузи́л еси́ держа́вно Це́рковь, Сему́ пою́щую: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Собо́ры до́блественне ерети́ческия победи́л еси́, о́тче му́дре, ору́жии слове́сными оде́явся, и Христу́ благода́рно взыва́л еси́: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
В ра́й мы́сленных вше́л еси́ доброде́телей, от ни́хже цве́ты пожа́л еси́ и́стинныя и кра́сныя, о́тче Порфи́рие, и́миже в ми́ре благоуха́л еси́.
Богоро́дичен: Кре́пость и держа́ву Тя́ немощны́м все́м си́льное Сло́во Бо́жие, Де́во, из Тебе́ ро́ждшееся, дарова́ взыва́ющим: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.
Пе́снь 8.
Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Вооружи́л еси́ словесы́ твои́ми, му́дре, Це́рковь Христо́ву и утверди́л еси́, те́мже побежда́ет всегда́ наше́ствие ересе́й и победоно́сно Христу́ пое́т, взыва́ющи: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
У́м на небеса́ вы́ну име́я, Порфи́рие, боже́ственнаго улучи́л еси́ премене́ния неизрече́нно, и чу́вством непости́жна ви́дя та́инства Христо́ва, и ве́рою взыва́л еси́ Ему́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Уста́ льво́в мы́сленных, зле́ ху́лящих, загради́л еси́ моли́твами твои́ми, Порфи́рие, и че́люсти сокруши́л еси́ стрела́ми тве́рдыми боже́ственных слове́с твои́х, Сему́ взыва́я приле́жно, укрепля́ющему тя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.
Богоро́дичен: И́же на престо́ле сла́вы Отца́ седя́й Сы́н и Сло́во Его́, Тя́, Боже́ственно носи́ло, Чи́стая, и седа́лище пресла́вно, из Тебе́ рожде́йся пло́тию, еди́ну соде́ла, Ю́же вси́ земни́и воспева́ют, я́ко Влады́чицу.
Пе́снь 9.
Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.
Честны́я прине́сл еси́ да́ры, благоприя́тныя доброде́тели твоя́, великодарови́тому Влады́це, изба́вльшияся от ле́сти ересе́й тобо́ю, о́тче преподо́бне, Зижди́теля все́х велича́ющия.
Ту́чами сле́з твои́х страсте́й угаси́л еси́ пла́мень, и безстра́стием Зижди́телю послужи́л еси́, и сла́вы лу́чшия сподо́бился еси́, Порфи́рие, Сего́ поя́ и велича́я при́сно.
С вы́шними лику́я а́нгелы, и святы́ми, и преподо́бными, о и́же ве́рою чту́щих тя́ и восхваля́ющих, о́тче Порфи́рие, Благоде́теля Го́спода непреста́нно моли́.
Богоро́дичен: О на́шем спасе́нии вочелове́чився Влады́ка, Тя́, хода́таицу все́м, и покро́в, и врачева́ние, Чи́стая, дарова́, ве́рно Тя́ сла́вящим и Сего́ любо́вию велича́ющим.
Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского
Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского
Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О Господи, Создатель мой, всё Упование моё! Не оставь меня без удела во блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему. Даруй мне эту чистоту духа, эту простоту сердца, которые делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о Боже мой, возношу душу и сердце моё, не попусти погибнуть созданию Твоему, но избавь меня от величайшего и единственного настоящего зла – греха. Соделай, Господи, да переношу с таким же терпением беспокойства и скорби душевные, с какой радостью приемлю удовольствия сердечные. Если Ты хочешь, Господи, – можешь очистить и освятить меня. Вот я предаю себя Твоей благости, прося истребить из меня всё противное Тебе и присоединить к сонму избранных Твоих.
Господи! Отними от меня праздность духа, погубляющую время; суетность мыслей, мешающих Твоему присутствию и развлекающих внимание моё в молитве; если же, молясь, я уклоняюсь от Тебя моими помыслами, то помоги мне, дабы отвращая ум, не отвращал сердца от Тебя. Исповедаю Тебе, Господу Богу моему, все грехи моего беззакония, ныне и прежде содеянные пред Тобою: отпусти мне их ради имени Твоего святого и спаси душу мою, которую Ты искупил драгоценною Кровью Твоей. Вручаю себя милосердию Твоему, предаюсь в волю Твою, твори со мной по благости Твоей, а не по злобе и беззаконию моему. Научи меня, Господи, располагать дела свои так, чтобы они содействовали прославлению имени Твоего святого. Умилосердись, Господи, о всех христианах, услышь желания всех вопиющих к Тебе, избавь от всякого зла и спаси рабов Твоих (имена)[5]: пошли им отраду, утешение в скорбях и милость Твою святую. Господи! Молю Тебя особенно о тех, которые меня чем-либо обидели и опечалили, или какое-либо зло сделали: не наказывай их, меня ради грешного, но пролей на них благость Твою.
Господи! Молю Тебя обо всех, которых я, грешный, опечалил, обидел или соблазнил словом, делом, помышлением, ведением или неведением. Господи Боже! Отпусти нам грехи наши и взаимные оскорбления; удали, Господи, из сердец наших всякое негодование, подозрение, гнев, злопамятность, ссоры и всё, что может препятствовать любви и уменьшать братолюбие. Помилуй, Господи, тех, которые поручили мне, грешному и недостойному, молиться о них! Помилуй, Господи, всякого просящего Твоей помощи. Господи! Сотвори сей день днём милосердия Твоего, подай каждому по прошению его; будь пастырем заблудших, вождём и светом неведущих, наставником немудрых, отцом сирот, помощником угнетённых, врачом больных, утешителем умирающих, и приведи нас всех к желанному концу – к Тебе, Пристанищу нашему и блаженному упокоению. Аминь.
После этого принеси молитву своими словами о здравии и спасении отца твоего духовного, родителей, родственников, друзей, знакомых и вообще обо всех тех, кто особенно нуждается в помощи Божией, находясь в болезни, трудных обстоятельствах, в дороге, вдали от дома; помолись также о своих особенных нуждах и проблемах.
Молитва об усопших
Помяни, Господи, души усопших рабов твоих, родителей (имена), родных и знакомых (имена)[6] и прости им все согрешения их, вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное и приобщение к Твоей бесконечной и блаженной жизни. Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения к жизни вечной усопших отцов и братьев наших и всех православных христиан, даруй им оставление грехов и прегрешений и всели их со святыми Твоими там, где светит свет лица Твоего, и сотвори им вечную память. Аминь.
Окончание молитв
Достойно есть прославлять Тебя, истинную Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Господа нашего. Честью честнейшую Херувимов и славою славнейшую Серафимов, непорочно Бога Слово родившую, истинной Богородицей Тебя величаем.
Господи, помилуй. (Трижды)
Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Поучение 1-е. Свт. Порфирий, епископ Газский (О любви к врагам и о силе молитвы)
Поучение 1-е. Свт. Порфирий, епископ Газский
(О любви к врагам и о силе молитвы)
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
I. Когда св. Порфирий, память коего совершается ныне, по своем избрании во епископа отправился в город Газу, место своего епископаства, то городские жители, большей частью грубые язычники, ненавидевшие христиан, узнав о приближении епископа, набросали на дороге терну, наделали ям и зажгли кучи навоза, чтобы посмеяться над христианами, которых с женами и детьми было не более 280 душ. С такими исступленными язычниками пришлось жить святителю Порфирию, которые, еще не видя его, старались оскорблять! Но смиренный пастырь помнил наставление Господа и платил за зло добром. Так, во время бездождия он, совершив крестный ход за город, в тот же день испросил дождь у Бога, и язычники, которые семь дней напрасно приносили жертвы богам, увидели, что св. Порфирий угодник истинного Бога и сотнями начали обращаться к вере Христовой.
II. Какие уроки для нашей душевной пользы извлечем из жития святителя Порфирия, епископа Газского? Следующие два:
а) Христианская вера учит нас не воздавать злом за зло, но побеждать зло добром, и заповедует нам человеколюбие. Ложно поэтому думают те, которые считают оскорбление иноверца, как, например, еврея, делом угодным Богу. Христианская любовь простирается и на язычников и заботится об их обращении не угрозами, а кроткими мерами.
б) Второй урок, который мы извлекаем из жизни святого Порфирия, епископа Газского, состоит в том, что молитва христианина, если она искренняя и усердная, может быть весьма сильна и действенна. Ею можно, например, призвать дождь с неба во время губительной засухи, как то сделал св. Порфирий.
Некоторые христиане, знающие и творящие дело молитвы более наружно, по обряду, нежели внутренно, по духу, не видя ощутительных последствий своей молитвы ни в себе, ни окрест себя, вместо того, чтоб усомниться в истине и достоинстве своих молитв, приходят к той ложной мысли, что молитва сильная и действительная есть, может быть, особенный дар благодати, предоставленный только для некоторых избранных Божиих и для некоторых только чрезвычайных случаев.
Для таковых скажем прямо, что нет человека, которого молитва не могла бы соделаться сильной, если он того твердо и чистосердечно, с верой и упованием на Бога, возжелает; и нет вещи, в которой бы молитва не могла соделаться действительной, если только предмет молитвы не противен премудрости и благости Божией и благу молящегося.
Представьте себе человека, который силой молитвы затворяет и отверзает небо для прекращения и низведения дождя; велит, чтобы горсть муки и немного елея достаточны были для пропитания нескольких человек на несколько месяцев, и даже, может быть, не на один год, – и это исполняется; дует на мертвого – и он воскресает, низводит с небес огнь, дабы он попалил жертву и жертвенник, погруженный в воду. – Что может показаться необыкновеннее такой силы молитвенной? Но так кажется только для человека, не знающего силы духовной, а для знающего это есть дело подобного нам человека. Это учение св. ап. Иакова, который, поучая нас молиться друг за друга, в убеждение к этому говорит, что много может молитва праведнаго, и это общее для всех наставление и убеждающую мысль подтверждает следующим примером: Илиа человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися, да не будет дождь; и не одожди по земли лета три и месяц шесть: и паки помолися; и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой (Иак. 5, 16, 17 и 18). Для чего сказано здесь, что сей чудодействующий Илия был подобострастен нам? – Точно для того, чтобы, почитая его необыкновенным человеком, не обленились мы подражать ему и достигать силы в молитве.
Изыскивайте, если хотите, изобретайте в мыслях ваших вещь, которая казалась бы недоступной силе молитвы – не отчаиваемся при свете слова Божия показать вам, что она доступна и достижима, хотя бы даже казалась невозможной. Вообразите, например, целый народ, тяжким преступлением раздраживший Бога; присовокупите, что Бог уже изъявляет праведную волю Свою погубить этот народ, и что в эти ужасные минуты остается один только человек на свете, который может принести молитву за этот почти уже поглощаемый адом народ. Не кажется ли вам, что уже невозможно спасти народ этот? Опыт Моисея показал, что и это возможно. Народ израильский, непосредственно после славного Богоявления и законоположения синайского, вдруг впадает в идолопоклонство. Моисей предстоит Богу на горе. Выслушайте и уразумейте, какие дивные слова в это время изглаголал Господь Моисею: и ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их (Исх. 32, 10). Что же еще? Молитвенник и тогда не оставляет Бога, но усугубляет молитву, и гнев непобедимого Всемогущего уступает силе молитвы бренного человека! И умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем Своим (14). Измеряйте здесь, если можете, чудесную силу молитвы, и найдите после этого, чего бы не могла она совершить во спасение!
Старец Порфирий Кавсокаливит
В издательстве Сретенского монастыря вышла долгожданная книга митрополита Лимасольского Афанасия «Открытое сердце Церкви». Предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru отрывок из этой книги, в котором владыка Афанасий делится своими воспоминаниями об одном из самых известных старцев XX века – преподобном Порфирии Кавсокаливите.
Старец Порфирий (так его звали) упокоился в 1992 году. Быть может, вы слышали об этом великом человеке. Господь удостоил меня знать его лично, и знать достаточно близко. Я много раз бывал у него. И поскольку он был афонским монахом, то и упокоился на Афоне. Так что я встречал его и там. И может быть, я был одним из последних, с кем он говорил… Мы говорили с ним по телефону за день до его кончины. Этот старец, дорогие мои, был великим явлением нашего времени. О нем написано множество книг на основе свидетельств очевидцев. Думаю, можно составить целые тома, множество томов, куда войдет описание разных случаев, свидетелями которых были люди, находившиеся рядом с ним, общавшиеся с ним. Я расскажу вам о некоторых событиях из его жизни, которые наблюдал лично или слышал от людей, знавших его.
Семья старца Порфирия была из Малой Азии, но сам он родился и вырос в окрестностях Афин. Еще будучи ребенком, он прочитал житие святого Иоанна Каливита (в русской традиции Иоанн Кущник). Это был необычный святой. Однажды он решил уйти из своего дома. Он ушел, стал монахом и по прошествии многих лет решил вернуться домой. Все это происходило в Риме. Родители его плакали, рыдали о том, что потеряли свое единственное драгоценное дитя. Святой Иоанн прожил у них примерно тридцать лет. Родители же его были очень богатыми людьми, но святой поселился в шалаше, который они смастерили для него, поскольку приняли его за бедного нищего. Так что он жил в этом шалаше в саду своего дома, над ним смеялись его же рабы, бросали ему какие-то объедки, мучили его и глумились над ним. А он продолжал там жить, претерпевая все это до самой своей смерти. Прямо перед кончиной он неожиданно отдал своим родителям рукописное Евангелие, которое подарила ему его мать. Так открылось, что это был их сын. Но он тут же умер. Это очень маленькое рукописное Евангелие святого Иоанна Каливита по сей день хранится на Афоне.
Будущий отец Порфирий, прочитав это Житие в возрасте примерно двенадцати-тринадцати лет, почувствовал в своем сердце великую любовь ко Христу и решил тоже стать монахом. В то время до Афона добраться было не просто, это место находится вдали от мира. Он дважды попытался попасть на Афон, но у него ничего не вышло. На третий раз он прибыл на Святую Гору, было ему тогда пятнадцать лет. Он пошел в скит Кавсокаливия. Кавсокаливия находится в конце Афонского полуострова, это одно из самых удаленных и уединенных мест. В той части полуострова одни скалы. Я это знаю, потому что тоже жил там, в Новом скиту. Новый скит, Святая Анна, Катунаки, Кавсокаливия — все эти места представляют собой каливы, то есть маленькие домики, расположенные на склонах Горы Афон, там только камни да скалы. Если добираться до дома старца Порфирия от моря, то нужно подниматься вверх примерно сорок пять минут, и подъем этот очень труден. Нужно быть, так скажем, натренированным, чтобы жить в этих местах.
Внешне жизнь старца не выглядит очень интересной, это была жизнь обыкновенного священника. Конечно, старец был человеком, погруженным в молитву. Обычно он жил в фургончике в лесу рядом с Афинами. Тогда вокруг Афин были леса, это теперь их все сожгли. Так вот, старец жил в уединенных местах, а днем нес свое служение в больнице. В конце жизни, провидя свою смерть, старец написал завещание, уехал из Афин на Афон в Кавсокаливию и упокоился там 2 декабря 1992 года. Такова в нескольких словах внешняя сторона его жизни.
Потом я бывал у него много раз. У нас завязалось общение. Незадолго до смерти у нас с ним был телефонный разговор, это было тогда, когда наш игумен уговаривал меня поехать на Кипр, а я не хотел и старался найти кого-нибудь из старцев, кто бы меня поддержал в том, что мне не надо ехать на Кипр, и убедить своего игумена, который настаивал, что мне надо ехать. Я решил обратиться ко всем известным старцам и сказать им, что, дескать, я хочу на Кипр, и если бы они мне сказали «не надо ехать», то тогда у меня был бы аргумент: «Видите ли, старец Порфирий мне сказал “не ездить”». Так что я позвонил отцу Порфирию, и он, естественно, сказал мне, чтобы я ехал на Кипр. Все, что я рассказал, касается моего личного знакомства со старцем Порфирием и моего общения с ним.
Вот еще два случая, которые произошли на Афоне. Один мой друг, священник, иеромонах, однажды вечером, молясь (только вы не бойтесь того, что я вам расскажу), услышал шаги в коридоре исихастирия, где он жил. Вдруг открылась дверь и вошел сатана. И тут началось! Он схватил этого подвижника за горло, повалил его на землю, и завязалась между ними борьба. Уже в самом конце искушения он ударил иеромонаха в грудь. Наутро священник никому об этом не рассказал. И тут тоже зазвонил телефон, тоже старец Порфирий, и также они не были знакомы друг с другом. Отец Порфирий говорит ему: «Ты хорошо вчера справился. Только вот за этот удар тебе придется расплатиться». Иеромонах спрашивает: «А кто это?» — «Отец Порфирий». — «Как мне придется за него расплатиться, геронда?» Отец Порфирий ему отвечает: «Выпьешь мешок лекарств». И что же, прошло совсем немного времени, и монах стал кашлять кровью, у него начался туберкулез, и сами знаете, сколько таблеток принимают страдающие этой болезнью.
Другой случай произошел у нас в скиту. У нас был некий отец Иоаким, до этого — архимандрит в миру. Он начитался книг о подвижничестве и пришел на Святую Гору. У него не было опыта монашеской жизни. Хотя он и был хорошим архимандритом, но монашества он не знал. Он взял с собой много книг, читал и надеялся с их помощью стать подвижником. Он заперся у себя в комнате и старался подражать подвижникам. Старец Порфирий «увидел» его из Афин и послал к нему человека, чтобы тот ему передал: «Перестань запираться в своей комнате. Так продолжать нельзя. Выходи на улицу, занимайся садом, поливай цветы, деревья».
Одна игумения из Сербии мне рассказывала, как однажды к ним в монастырь позвонил старец Порфирий, хотя не был с ними знаком. Это было еще во времена коммунистической власти. Так вот, позвонил и сказал игумении: «Мать игумения, сегодня вечером вам бросили яд в колодец, чтобы вы все умерли, чтобы все монахини отравились. Не пейте воду из этого колодца, она отравлена, а начните копать у себя в монастыре, пока не найдете воду, и пейте оттуда».
Мы в 1979 году принимали у себя одного католического монаха, итальянца, который приехал на Афон. Он прекрасно говорил по-гречески и жил с нами шесть месяцев. Один раз, поехав в Афины, я взял его с собой к старцу Порфирию. Мы зашли к нему, а старец был слеп, и никто не знал про этого монаха — ни что он католик, ни что итальянец. Он очень хорошо говорил по-гречески и был в одежде, похожей на нашу. Невозможно догадаться, что он католик. Даже насельники Афонской горы не знали, что он итальянец и католический монах (мы не говорили им об этом, чтобы не было проблем: на Афоне ситуация напряженная, нелегко католикам свободно передвигаться по Афону). Старец вошел в комнату и начал описывать этого монаха, потом спросил: «А как называется твой монастырь?» — «Святого Иоанна Богослова». Тогда старец в точности описал ему его монастырь в Италии, сказал, где на территории монастыря есть вода и как глубоко.
Жизнь старца, дорогие мои, была полна таких чудес. Старец описывал события, которые происходили тысячи лет тому назад. Помню посещение старцем монастыря Пресвятой Троицы в Фивах. Он приехал и говорит монахиням: «Здесь три с половиной тысячи лет назад был храм Аполлона, и на… метров в глубину под церковью находятся развалины этого храма. Поэтому, когда будете строить, не приглашайте никого из археологического ведомства. Начнутся раскопки, обнаружат развалины и остановят стройку». Монахини отвечают: «Здесь не было никаких развалин, мы ничего не видели». После того как в Афинах произошли землетрясения, им пришлось начать стройку, и когда раскопали фундамент, то нашли развалины, о которых говорил старец.
Некий богатый человек, господин Васос, купил землю в Афинах на берегу моря и рассказал об этом старцу. Старец ответил: «Землю-то ты купил, но она полна захоронений». Господин Васос решил, что старик сошел с ума: «На берегу моря захоронения?» — «Да, на берегу». — «На берегу?» — «Говорю же тебе, на берегу». — «Захоронения на берегу?» — «Да, захоронения на берегу». — «Нет там никаких захоронений». — «Хорошо поищи, и увидишь». Когда этот человек собрался строить дом и раскопал землю, то нашел там одиннадцать захоронений, древних, дохристианских.
Таких удивительных случаев было множество, о них написаны целые тома. Не знаю, читали ли вы о старце Порфирии книги со свидетельствами людей, которые это пережили, которые все это видели. Я вам рассказываю сейчас только о тех случаях, которые вспоминаются в первую очередь. Но чудеса совершались не только при его жизни.
Одна женщина из Австралии, время от времени звонившая старцу, позвонила ему в Афины, не зная, что он умер на Афоне. Старец взял трубку, женщина стала с ним говорить, рассказывать о своей проблеме. Старец ей ответил, разрешил ее проблему, как она того хотела, и так они проговорили в общей сложности двадцать — двадцать пять минут. В конце разговора женщина спросила: «Геронда, можно я вам потом позвоню и расскажу, что произошло?» — «Нет, не надо мне звонить». — «Геронда, но почему?» — «Дорогая моя, меня нет на земле, я умер уже, я на небе, и не надо мне звонить». Женщина не поверила, подумала, что с ним что-то случилось, может быть, с головой что-то произошло от старости, а может, просто пошутил. В общем, она повесила трубку и перезвонила на следующий день. Она долго звонила, и в конце концов подошла одна монахиня, которая жила в том монастыре. Женщина говорит ей: «Я хотела бы поговорить со старцем». — «А вы еще не знаете, что случилось?» — «Что случилось?» — «Уже сорок дней, как старец умер». — «Вы правду говорите?» — «А что же, неправду, что ли! Он умер, умер на Афоне, его похоронили, всё, умер». Тогда женщина говорит: «Но я ведь разговаривала с ним вчера вечером по телефону». — «Не знаю, с кем вы разговаривали вчера по телефону, но старец умер, и с тех пор прошло уже сорок дней».
Старец «увидел», что турки вторглись на Кипр, еще до того, как об этом сообщили по радио. Вечером он отправился из Афин на Афон (об этом рассказывали люди, которые были с ним в машине), и вот в пять утра он сказал: «Турки высаживаются на Кипре». — «Геронда, что вы говорите?» Они включили радио, там ничего, только песни. А старец продолжил: «Вот сейчас турки вторгаются на Кипр, — и стал описывать Керинию, побережье, — вот причаливает первый корабль, выезжает первый танк, высаживаются солдаты, начинается война. Быстро возвращаемся в Афины!» Они вернулись в Афины и через два-три часа услышали сообщение о вторжении турок на Кипр.
Во времена Чаушеску в Бухаресте было восстание студентов, и их убили по одному. Не знаю, помните ли вы это. Так вот, старец «видел» то, что происходило, и описывал все в точности.
Простите, если я вас утомил своим монологом, но это очень важные вещи. Когда мóлитесь, обращайтесь за молитвенной поддержкой к этому святому человеку. Он жил в наши дни, дорогие мои! Все те, кто его знал, — наши современники. Старец Порфирий имеет великое предстательство перед Богом и, думаю, великую силу. И сегодня, в день его памяти, у вас есть хороший повод познакомиться с ним, почитать о нем книгу. Есть много кассет с записями его бесед; вы можете послушать их. Но в первую очередь почитайте о нем, чтобы увидеть, как жил этот Божий человек.
Митрополит Афанасий Лимасольский. Открытое сердце Церкви / Пер. с новогреч. А. Волгиной,А. Саминской. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 89–122.
Порфирий Кавсокаливит — житие, наставления старца
Преподобный Порфирий Кавсокаливит – известный греческий Святой, память которого почитается в православной церкви.
Житие Преподобного Порфирия
Евангелос Баирактарис родился в Греции в 1906 году. Семья его была глубоко верующей, но бедной. Родители были крестьянами.
С пеленок мальчика воспитывали в лучших традициях православной веры, поэтому вырос он глубоко духовным человеком.
Через свою бедность, родители не смогли дать мальчику полноценное образование. Он закончил только два класса обычной школы.
Но зато тяжело трудиться мальчику пришлось уже с самого раннего детства. Он и выпасал скот, и работал в огороде, и трудился по хозяйству. Уже в 8 лет он непосильно работал на шахте, потом торговал за прилавком.
Но каждую свободную минутку Евангелос старался читать жития Святых. Особенно затронуло детскую душу житие Святого Иоанна Кущника. С тех пор он твердо решил подражать Святому и также хотел подвизаться на Афоне.
Но первые попытки отправки на Святые горы заканчивались всегда неудачно. И на Афон ему удалось приплыть только в возрасте 14 (или 15) лет.
Во время водного путешествия на Афон по воле Божьей он встретился с опытным подвижником Пантелеймоном, который узнал о желании юноши подвизаться, взял его под свою духовную опеку.
На Афоне юноша принялся самоотверженно трудиться, неустанно молится и закалять себя всякого рода трудностями. Он спал только на твердом полу, отдыхал мало, молился много, и в зной, и в стужу ходил босиком.
Став духовно крепким юноша был пострижен с именем Никита.
Юный подвижник стал еще ревностней нести службу и претерпевать всякие трудности. Но заболел воспалением легких, которое перешло в плеврит. Дальше оставаться на Афоне не представлялось возможным и старцы отправили его со Святой горы.
Покинув Афон инок Никита стал подвизаться вблизи своего родного села в монастыре святого Харлампия. В это время ему было 19 лет. В этой обители его рукоположили в сан священника. В это время молодому подвижнику было всего лишь 22 года.
За его усердие в служении, великие молитвенные подвиги Порфирия назначают духовником монастыря. В это время народная тропа к Порфирию никогда не зарастала. К нему постоянно шли за советом, наставлением, и т.д. Он стал любящим и заботливым отцом для своей паствы. Вскоре его воздвигают в сан архимандрита.
В это время Святой Порфирий достиг такой благодати, что к нему стали обращаться даже доктора. Он часто устанавливал диагноз, когда светила медицины не могли разобраться и исцелял больных.
Но на протяжении всей жизни архимандрит любил Афон и узнав, что келья, которая когда-то принадлежала ему опустела, попросился обратно в нее.
Последние годы Жизни Преподобный провел в своей келье на Афоне и мирно отошел ко Господу 2 декабря 1991 года.
Видео: Автобиография Преподобного Порфирия
О чем молятся Святому
Великий старец Порфирий –один из самых известных Святых 20 века.
Он отличался особой любовью к людям, долготерпением, нестяжанием, кротостью, смирением.
Батюшка излучал доброту, которая как солнечные лучи согревала всех вокруг него. Он был прозорливым, а по его святым молитвам люди получали исцеление.
В своих наставлениях, Преподобный не раз подчеркивал, что необходимо просить у Господа прежде всего умной молитвы, терпения скорбей, смирения, а не исцеления и избавления от скорбей. Так как скорбями и болезнями человек очищается и получает от них многую пользу.
К нему можно обращаться с разнообразными просьбами. Он часто исцелял людей будучи живым и продолжает это делать из небесного царствия. Святой старец Порфирий помогает безропотно терпеть скорби и быть стойкими в вере, обрести правильную дорогу и не сворачивать с нее.
Тропарь и Кондак Преподобному Порфирию
Видео: Порфирий Кавсокаливит о молитве
Икона Порфирия Кавсокаливита
Как правило, чтобы взывать к тому, или иному Святому небесному покровителю, необходимо, чтобы в доме был его Образ.
Икона Порфирия Кавсокаливита поможет обращаться к Святому подвижнику, как к живому человеку.
Этот великий подвижник благочестия жил совсем недавно. По сути он является нашим современником и ему знакомы нынешние беды, современная жизнь с ее соблазнами и т.д. При жизни к Святому старцу часто приходили юноши и девушки со своими проблемами и увлечениями в духе времени, он часто давал наставления родителям и т.д.
Святой образ Порфирия даже в изображении на иконе передает его безграничную любовь и милосердие к людям. Поэтому горячая сердечная молитва перед образом Святого Порфирия обязательно будет услышана подвижником и его Святая помощь не заставит себя ждать.
День памяти Преподобного
В православной христианской традиции день памяти Преподобного Порфирия Кавсокаливита принято отмечать 19 ноября и 2 декабря. Именно в эти дни уместно будет вознести искренние молитвы Святому подвижнику.
Видео: Советы старца
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Я работаю библиотекарем 11 лет в государственной городской библиотеке в городе Москва. Верую в бога с рождения – это привила мне моя бабушка. Так как в последнее время число верующих среди молодежи упало, то мною было принято решение распространять слово божие среди молодежи, доступное со всех устройств имеющих доступ в интернет.
Данный ресурс был создан с целью сохранения и архивации молитв и прочих священных тестов. Если вы нашли материалы содержащие не точности или оскорбляющие ваши чувства, то свяжитесь с мной через контактную форму, он будет удален или отредактирован.
Да хранит Вас Бог!