Содержание
- 1 святой Патрик Ирландский
- 2 Православный Церковный календарь
- 3 Святитель Патри ́ кий , епископ Ирландский
- 4 Молитва святого Патрика
- 5 Произведение: Святой Патрик, просветитель Ирландии: служба, акафист, житие
- 6 Произведение: Святой Патрик, просветитель Ирландии: служба, акафист, житие
- 7 Изумрудный остров
святой Патрик Ирландский
святой Патрик Ирландский (кон. IV в. – V в.)
Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного – зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.
Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, – из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.
В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.
Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея – когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.
В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему – об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.
Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в христианство вождя того или иного клана, – по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.*
Святому, утверждавшему христианство, приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо – воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.
Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, – сказали королю жрецы-друиды, – он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось – огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.
Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные – не всем, но несомненно одно – Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.
Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.
Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».
Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
* К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого – наследником его епископской кафедры.
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Святитель Патри ́ кий , епископ Ирландский
День памяти
Житие
Апостол Крайнего Запада святой Патрикий [*] (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.
Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.
Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.
Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.
Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви Палладия [1] в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.
Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.
После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.
Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий [2] .
Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.
Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.
Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик [4] . Там ему вырыли могилу.
Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.
Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. /
Адаптир. пер. с франц. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2011
Примечания
[*] Включен в месяцеслов Русской Православной Церкви Священным Синодом 9 марта 2017 г., журнал № 14.
[1] Западная Церковь отмечает его память 6 июля.
[2] См., в частности, жития святителей Колумбы Ионского (память 9 июня – зап.) и Колумбана Люксейского (память 23 ноября – зап.).
[3] Patrick S. Confession. 44–59b // SC. 249. 118–128.
[4] Ирландская традиция рассказывает, что незадолго до своей смерти святой Патрикий посетил святую Бригитту (память 1 февраля – зап.) и попросил ее выткать саван, в котором он и был предан земле.
Молитва святого Патрика
9 марта 2017 года Священный Синод постановил включить имя святого Патрика и еще нескольких древних западных святых в православный молитвослов. Публикуем молитву «Щит святого Патрика».
Согласно легенде, Патрик с товарищами молился этой молитвой, когда шел в Тару (столицу Ирландии), чтобы проповедовать королю Лугайру. Друиды устроили ему засаду по пути, но когда миссионеры с пением молитвы проходили мимо засады, враги не заметили их — им показалось, что мимо прошло стало оленей.
В наши дни историки ставят под сомнение эту историю, как и то, что молитва эта принадлежит Патрику. Тем не менее, молитва была написана в Ирландии не позже VI века, и дает представление о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться Кельтской церкви в первые годы ее существования.
Сегодня в путь выхожу я,
Облеченный могучею силой,
Призывая Единого Бога,
Исповедуя три Его Лика,
Своего Создателя славя.
Сегодня в путь выхожу я,
И сила Христа со мною
Через Его крещенье.
Страданья и смерть на Голгофе,
Славное воскресенье
И возвращенье на небо.
И знаю, что в день последний,
Когда моя жизнь прервется
И тело опустят в могилу,
За гробом Христос меня встретит.
Сегодня в путь выхожу я,
Осененный Божьей любовью
Под крыльями херувимов,
И ангелов, по их чину,
И всех воинств небесных —
Их помощь пребудет со мною.
Сегодня в путь выхожу я,
Уповая на воздаянье
И на жизнь в будущем веке.
Да пребудет со мною сила
С молитвами всех патриархов,
Со словами Господних пророков,
С апостольским здравым ученьем,
С верой отцов Церкви нашей,
С чистотой непорочных монахинь,
С добрыми делами всех верных.
Сегодня в путь выхожу я,
Пусть дадут небеса мне силы:
Солнца свет мне да будет в помощь,
И луны ночное сиянье,
И огонь, горящий во тьме,
И быстрая молния из туч,
И дикий ветер на равнинах,
И глубокое бескрайнее море,
И земля, чье основание прочно.
И камень, что тверже стали.
Сегодня в путь выхожу я
И Бог пребудет со мною.
Его сила мне будет защитой,
Его мудрость меня направит,
Его око за мной присмотрит,
Его ухо меня услышит.
Его слово меня оправдает
Его руки меня поддержат,
Его путь лежит предо мною,
Его щит от врагов избавит.
Божье воинство будет со мною,
Чтоб меня охранить надежно
Против хитрых дьявольских козней,
Против искушений греховных,
Против всех, кто зла мне желает
Будь он далеко или близко,
Будь он один иль с толпою.
Божью силу я призываю,
Чтоб меня охранить надежно
Против всякой силы нечистой,
Что на пути моем встанет.
Против слов лжепророков,
Против языческих мерзостей,
Против сетей лжеученья,
Против заклятий магов
И всех колдовских заклинаний.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Божью силу я призываю,
Чтоб меня охранить надежно
От яда и от поджога,
Кинжала и стрел смертоносных,
От смерти в водах глубоких,
Чтоб труд свой я совершил
И награду обрел пред Богом.
Да пребудет Христос со мною,
Пусть объемлет меня Он повсюду,
Пусть идет впереди меня,
Пусть идет за моей спиною,
Пусть идет и справа, и слева,
И мое наполняет сердце
Простираясь до вышних высот,
До глубин сокровенных сердца,
До самых далеких пределов
В широте, долготе, глубине.
Да пребудет Христос в каждом,
Кто говорит обо мне,
Кто думает обо мне,
Кто говорит со мною,
Кто на меня глядит,
Кто слышит мои слова.
Сегодня в путь выхожу я,
Облеченный могучею силою,
Призывая Единого Бога,
Исповедуя Троицу сердцем,
И веруя, что Три суть Едино,
Своего Создателя славя.
Спасенье дано от Бога.
Спасенье дано от Бога.
Спасенье дано от Христа.
Пусть же твое спасение,
Триединый Господь,
Пребудет с нами вовеки.
Также читайте и слушайте «Исповедь святого Патрика» и другие его творения.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Произведение: Святой Патрик, просветитель Ирландии: служба, акафист, житие
Святому Патрику, просветителю Ирландии (17/30 марта)
Тропарь, глас 4
Благодать Божию восприял еси, землю плена своего любовию Христовой просвещая. Евангельскаго света апостол явился еси, чудесами и премудростию Божией нечестие языческое низлагая. Темже молимтися, святый равноапостольный Патриче, просветителю Ирландии, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Иной тропарь, глас 3
Святителю Патрикие, равноапостольный чудотворче, просветителю Ирландския страны, моли милостиваго Бога, оставления прегрешений даровати душам нашим.
Кондак, глас 8
Яко луч горняго Солнца Правды во Ирландии яви тя Святый Дух, Крестом Христовым поклонение солнцу дольнему упраздняя, во отоце окияна моря кельтския языки ко благочестию привел еси, темже, любовию сошедшеся, празднуем память твою, Патриче богомудре, просвещай верою призывающия тя и чтущия честную память твою.
Иной кондак, глас 4
Показался еси истинный ловец человеков, мрежи бо благовестия евангельскаго простер, уловил еси языки во Царствие Христово, крещением просвещая во тьме поклонения идольскаго пребывающия, и тех сотворяя чада живаго Бога. Сего ради молим тя: предстательствуй о нас, отче Патрикие, чтущих святую память твою.
Из предисловия автора этой службы Панайотиса Сомалиса видно, что канон и большинство стихир составленных им, взяты из служб некоторых православных праздников. Здесь приводится несколько вариантов служб. Одна из служб была переведена с древнегреческого языка чтецом Златко Дивяковски. (http://www.academia.edu/5992856/st._Patrick_of_Ireland_-_service_in_Russian)
Чтец Златко Дивяковски перевел богослужение св. Патрика и дал краткое жизнеописание. Перевод сделан на современный русский язык с попыткой приспособить к богослужению. Но так как он не является богослужебным языком, предполагается, что переводом на церковнославянский займутся более опытные исследователи. Здесь представлен первый перевод с древнегреческого оригинала, первого богослужения ко св. Патрику в соответствии с православной традицией. Житие тоже составлено из нескольких оригинальных исследований и представляет собой краткий обзор жизни св. Патрика с попыткой объяснить и представить его значение как пример епископа и апостола на все времена. Из жития специально изъято множество легенд о святом. Во-первых, по причине необходимости более глубокого исследования, а во-вторых, по причине подчеркнуть его значение как для современных пастырей, так и для всех христиан. В процессе исследования литературы по теме открылись новые данные, которые могут стать основанием для исследования многих святых, которые жили на Западе, а именно — Кельтских святых. Известно, что этим занимался св. Иоанн Шанхайский, но тема не до конца исчерпана и сегодня.
Франкоязычный оригинал акафиста св. Патрику, написанный профессором, православным французским священником Клодом Лопес-Жинисти (Веве, Швейцария), выложен в его блоге «Православные акафисты и службы».
Произведение: Святой Патрик, просветитель Ирландии: служба, акафист, житие
Святому Патрику, просветителю Ирландии (17/30 марта)
Тропарь, глас 4
Благодать Божию восприял еси, землю плена своего любовию Христовой просвещая. Евангельскаго света апостол явился еси, чудесами и премудростию Божией нечестие языческое низлагая. Темже молимтися, святый равноапостольный Патриче, просветителю Ирландии, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Иной тропарь, глас 3
Святителю Патрикие, равноапостольный чудотворче, просветителю Ирландския страны, моли милостиваго Бога, оставления прегрешений даровати душам нашим.
Кондак, глас 8
Яко луч горняго Солнца Правды во Ирландии яви тя Святый Дух, Крестом Христовым поклонение солнцу дольнему упраздняя, во отоце окияна моря кельтския языки ко благочестию привел еси, темже, любовию сошедшеся, празднуем память твою, Патриче богомудре, просвещай верою призывающия тя и чтущия честную память твою.
Иной кондак, глас 4
Показался еси истинный ловец человеков, мрежи бо благовестия евангельскаго простер, уловил еси языки во Царствие Христово, крещением просвещая во тьме поклонения идольскаго пребывающия, и тех сотворяя чада живаго Бога. Сего ради молим тя: предстательствуй о нас, отче Патрикие, чтущих святую память твою.
Из предисловия автора этой службы Панайотиса Сомалиса видно, что канон и большинство стихир составленных им, взяты из служб некоторых православных праздников. Здесь приводится несколько вариантов служб. Одна из служб была переведена с древнегреческого языка чтецом Златко Дивяковски. (http://www.academia.edu/5992856/st._Patrick_of_Ireland_-_service_in_Russian)
Чтец Златко Дивяковски перевел богослужение св. Патрика и дал краткое жизнеописание. Перевод сделан на современный русский язык с попыткой приспособить к богослужению. Но так как он не является богослужебным языком, предполагается, что переводом на церковнославянский займутся более опытные исследователи. Здесь представлен первый перевод с древнегреческого оригинала, первого богослужения ко св. Патрику в соответствии с православной традицией. Житие тоже составлено из нескольких оригинальных исследований и представляет собой краткий обзор жизни св. Патрика с попыткой объяснить и представить его значение как пример епископа и апостола на все времена. Из жития специально изъято множество легенд о святом. Во-первых, по причине необходимости более глубокого исследования, а во-вторых, по причине подчеркнуть его значение как для современных пастырей, так и для всех христиан. В процессе исследования литературы по теме открылись новые данные, которые могут стать основанием для исследования многих святых, которые жили на Западе, а именно — Кельтских святых. Известно, что этим занимался св. Иоанн Шанхайский, но тема не до конца исчерпана и сегодня.
Франкоязычный оригинал акафиста св. Патрику, написанный профессором, православным французским священником Клодом Лопес-Жинисти (Веве, Швейцария), выложен в его блоге «Православные акафисты и службы».
Изумрудный остров
В Ирландии много волшебных пейзажей, простора, океанских пляжей, есть и чудеса рукотворные – древние монастыри, замки и пещеры отшельников. Но, пожалуй, самый главный и драгоценный духовный секрет страны – Православные ирландцы.
В храме Святых Апостолов Петра и Павла в Дублине очень много молодежи и детей, приход растет на глазах. Отец Георгий прибыл в Дублин в 2002 году, чтобы окормлять значительно возросшее количество верующих. На каждой Литургии присутствует несколько очень пожилых людей, тщательно одетых, с прямыми спинами. Несмотря на немощи, они не позволяют себе сесть во время службы. В их присутствии внутренне подтягиваешься, собираешься. Становится стыдно за нерадение, расслабленность, за постоянное самоооправдание. Христианство живо и наглядно, если перед глазами есть примеры людей, живущих по заповедям. Дублинским малышам повезло – они общаются со старшим поколением, учатся у него. И еще. Очень наглядна старость, освященная молитвой, покаянием и Причастием. Пожилые люди в храме светятся фарфоровой чистотой. Кто же они, Православные ирландцы?
Многие жители острова принимают Православие под влиянием (и по молитвам) русских жен. Детей тоже крестят в Православии, и они участвуют в приходской жизни, хотя ходят, как правило, в католические школы. Русские жены играют огромную роль и в формировании приходской жизни, и в воспитании, и в собирании – традиций, судеб, семей. На их примере хорошо понимаешь, что значит хранительница очага.
Однажды мне пришлось быть гостьей за огромным праздничным столом в ирландской провинции. Там были и священники, и дьяконы, и многочисленные прихожане. Глава семьи с гордостью показал на жену и провозгласил тост за нее: «Я женился на русской и благодаря ей приобрел всех вас». В этот же день в доме побывала великая святыня – Курская Коренная икона Пресвятой Богородицы, был отслужен молебен. Казалось бы, крошечная точка на карте посреди страны. Но это и огонек веры, привлекающий на свой свет многие сердца. И даже великая святыня приходит в гости. Рассеянные по стране семьи не остаются без окормления и молитвы.
Пожилые люди, которых, увы, все меньше, пришли к Православию давно, несколько десятилетий назад, когда небольшая группа русских беженцев из Китая времен «культурной революции» обосновалась в Ирландии. Для них страна стала тихой гаванью и местом, где они обрели вечный покой после скитаний. Мужество, стойкость и вера много переживших людей не могли не поразить дублинцев, посещавших их в домах престарелых. Семидесятипятилетний Рори (в крещении Иоанн) своей белоснежной бородой напоминает Деда Мороза. К тому же у него всегда в запасе сладости, которыми он оделяет детишек после службы. Он помнит многих русских, которые открыли для него целый мир. Благодаря ему их могилы не забыты, люди, пришедшие в Православие благодаря им, молятся в храме рядом. Так не прерывается духовная связь. Тогда, в семидесятые, многим ирландцам приходилось ездить в Лондон для окормления. Трудно поверить в это, глядя на многолюдные русские службы сегодня.
«Здесь я дома», – просто говорит моя восьмидесятидвухлетняя приятельница Мэри. Православие она нашла в Америке, где много лет работала. Очень рано лишилась родителей и одна уехала за океан, чтобы полностью переменить обстановку. Обрела веру, встречи с интересными людьми и потрясающую духовную силу, которая поддерживает не только ее. Квартирка Мэри полна русских икон и книг, особенно она почитает Блаженную Ксению Петербургскую. Потрясают и трогают стойкость и хрупкость одинокого пожилого человека, который на самом деле не одинок, потому что живет с Богом в душе и делится искрящейся молодой радостью с прихожанами. Она много говорит о покаянии как о двери и пути спасения, о том, как важно вести постоянную и неустанную работу над собой. Глядя в ее молодые глаза, чувствуешь, что она живет как бы вне времени.
|
В одном из ирландских графств похоронен русский священник отец Николай. Мне довелось присутствовать на одной из панихид на его могиле, отслуженной настоятелем Петропавловского храма отцом Георгием. И конечно, все пожилые ирландские прихожане тоже были там и молились о нем.
Вообще о каждом жизненном пути можно написать роман, настолько причудливо и красиво он приводит к главному в жизни. Ясно одно – ни один человек, стремящийся к Богу чистым сердцем, не забыт, даже если он живет в крохотной ирландской деревне. Помогают люди, обстоятельства, книги. Наверное, это и называется Промысл.
Прошедший год стал для Православных жителей острова особенным. Теперь, после объединения Русской Церкви с Зарубежной, на Литургии стали поминать сонм святых Британских островов, среди которых и просветитель Ирландии святой Патрик (389 – 461/493 (?) гг.). Святой Патрик вместе с сонмом малоизвестных у нас святых в течение всей своей жизни просвещал языческие кельтские племена, возглавляемые королями (вождями кланов) и жрецами-друидами. Хотя сам он родился на севере Англии, а образование получил в Галлии (современной Франции), Ирландия стала для него родной. Он неустанно трудился, приводя ко Христу многих и многих, рукополагал в Епископы, создавал епархии. Впоследствии монастыри, основанные им, стали настоящими маяками знаний в тонущей во мраке раннесредневековой Европе.
Теперь появилась возможность молиться и ему, и многим другим святым Британских островов, например, святому Брендану-мореплавателю, которые несли свет Православия по всей Северо-Западной Европе.
Молитвы на службах в дублинском храме читаются теперь не только на русском и английском, но и гэльском языках. Преемственность древнего Христианства Ирландии, недаром названного островом святых и ученых, с современным Православием наглядно прослеживается в древних рукописных книгах, ирландских иконах и манускриптах и, главное, в людях, и пожилых, и совсем юных.
В ноябре прошлого года, когда Дублин вновь посетила привезенная из Джорданвилля Курская Коренная икона Божией Матери, в Петропавловском храме в огромной толпе можно было видеть и многочисленных Православных из Восточной Европы, и ирландцев, и католического архиепископа Дублина. И тех самых, пожилых, с прямыми спинами людей, которые дожили до этого дня.
Тропарь Святому Равноапостольному Патрику, глас 4
Благодать Божию воcприял еси,/ землю плена своего любовию Христовой просвещая./
Евангельского света апостол явился еси,/ чудесами и премудростию Божией нечестие языческое низлагая./ Темже молимтися, святый равноапостольный Патриче Просветителю Ирландии,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Яко луч горняго Солнца Правды во Ирландии яви тя Святый Дух,/ крестом Христовым поклонение дольнему солнцу упраздняя,/ во отоце окияна моря* ученьми своими кельтския языки ко благочестию привел еси,/ темже любовию сошедшеся светло празднуем память твою, Патриче богомудре,/ просвещай верою призывающия тя и чтущия честную память твою.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
На снимках: иконы Святого Патрика; кельтский крест на фоне развалин старой церкви. В центре креста – Распятие на Голгофе, в боковых рукавах коленопреклоненные фигуры Ангелов. Под Распятием римские воины, делящие одежды Христа, и стражники, охраняющие Гроб Господень.
Я работаю библиотекарем 11 лет в государственной городской библиотеке в городе Москва. Верую в бога с рождения – это привила мне моя бабушка. Так как в последнее время число верующих среди молодежи упало, то мною было принято решение распространять слово божие среди молодежи, доступное со всех устройств имеющих доступ в интернет.
Данный ресурс был создан с целью сохранения и архивации молитв и прочих священных тестов. Если вы нашли материалы содержащие не точности или оскорбляющие ваши чувства, то свяжитесь с мной через контактную форму, он будет удален или отредактирован.
Да хранит Вас Бог!