Молитва Святому Александру пересвету

Полное описание: Молитва Святому Александру пересвету - в детальных подробностях для наших читателей.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Александр был брянским боярином, Андрей был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов – братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово “братья” могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду – определенно сказать нельзя).

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им “вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя”. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: “Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство”.

Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. “Ничейный” исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве – “О побоище, иже на Дону” (в Рогожском летописце – ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи – ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Александра.

Преподобные Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Александр Пересвет (слева на право). Икона

Наиболее полный рассказ об Александе и Андрее, начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в “Сказании о Мамаевом побоище” (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Андрея в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в “Задонщине”, изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в “Повести о Мамаевом побоище”. “Задонщина”, кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания “чернеца Андрея Ослябя” в числе бояр митр. всея Руси Киприана, “чернец Родион Ослябя” назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф – в числе бояр у свт. Фотия, митр. Киевского, в 1425 г. (Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода – Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) – встречаются на протяжении неск. десятилетий.

Александр и Андрей вместе погребены в приделе Цекрви в честь Рождества Богородицы “на старом Симонове”. Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в “палатке каменной под колокольней”. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода “Динамо”, надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены.

Надгробие преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Фото Александра Исиченко, 1989 год

В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Александру. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота – 138 см, окружность – 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому – небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Александра и Андрея (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: “Преподобнии старцы Александр и Родион (так! – и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша” (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Александр и Андрей как преподобномучеников Московских были включены в “Описание о российских святых” (Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в “Троицком патерике” (в числе “учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных”), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова).

Молитвы святым

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя – легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении. Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет сразился в поединке с вражеским богатырем, оба погибли, при этом на преподобном были только монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное воодушевляющее действие на русские войска. Их участие в этом эпохальном сражении, как и молитвенное соучастие преподобного Сергия Радонежского, стало на веки символом Божьего благословения в битве. Преподобные – небесные покровители воинов.

Читайте так же:  Молитва о ближнем Богородице

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовския брани ратницы духовнии, вы бо змия агарянскаго победисте. Но и нас своим заступлением не остависте, телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Кондак преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческаго побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе

Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну. Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте. Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Величание

Ублажаем вас, святии преподобномученицы Александре и Андрее, и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.

Православные акафисты

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя – легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении. Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет сразился в поединке с вражеским богатырем, оба погибли, при этом на преподобном были только монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное воодушевляющее действие на русские войска. Их участие в этом эпохальном сражении, как и молитвенное соучастие преподобного Сергия Радонежского, стало на веки символом Божьего благословения в битве. Преподобные – небесные покровители воинов.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Кондак 1

Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарные возносим:

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии

(Радуйтеся, Александре и Андрее, преподобнии воини русскии).

Икос 1

Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:

Радуйтеся, воини праведнии.

Радуйтеся, русския победы знамение.

Радуйтеся, монаси благонравнии.

радуйтеся, послушницы славнии.

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, Духом Божиим хранимии.

Радуйтеся, монашеский хитон избравшии.

радуйтеся, на поле брани просиявшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 2

Видел есть Господь, яко раби вернии во святей обители подвигами возрасте, примером иноческому житию бысте, волю Божию исполнившии, святыми молитвами окрепшии, Богу Вседержителю вопияше: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом не вместити высоту подвига вашего, сердце же его радостно приемлет, и мы недостойнии, святих молитв ваших вопрошающе, о подвизе вашем знаменном с радостию возглаголем:

Радуйтеся, поклонницы Царя Христа.

радуйтеся, усерднии Христовы ратницы.

Радуйтеся, молитвенницы обильнии.

радуйтеся, Христовым Духом сильнии.

Радуйтеся, в сонме святых российстих просиявшии.

радуйтеся, за веру Богу жизнь предавшии.

Радуйтеся, молитвами благоухавшии.

радуйтеся, ими врагов отгнавшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 3

Силою Божию просвещеннии, елеем благодатным помазаннии, на подвиг ратный благословеннии, в духовней брани землю русскую отстоявшии, святых наставников наследницы, со ангели ныне славословите Бога: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще любовь Христову, вси блага мирстии ни во что вменисте, вси богатства и имения раздасте, на подвиг ради спасения духовнаго ушедшии, его же во страданиих обретшии, спустя столетия на победу вашу взираем и благодарно возопиим:

Радуйтеся, монаси досточтимии.

радуйтеся, ангели, облаченнии в схимы.

радуйтеся, за Русь святии молитвенницы.

радуйтеся, веры Христовыя светильницы.

радуйтеся, духовно умиленнии.

радуйтеся, на поле брани упокоеннии.

радуйтеся Царствия Божия наследницы.

радуйтеся, Ангелов святии собеседницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 4

На бурю вражиих напастей с духовным плачем взирали есте, да спасет Господь Русь православную, вашими молитвами и ныне спасаемся, с любовию ко Господу припадаем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше Слово Божие, велие оное приемше, спасения шлем обретосте, во иночестве страсти низложивше, ножем духовным врагов спасения отметавше, молитвы непрестаннии ко Господу возносивше, победу достойно обретшии, и ныне мы победе вашей радуемся:

Радуйтеся, схимницы смиреннии.

радуйтеся, Святым Духом исполнении.

Радуйтеся, воини русскии.

радуйтеся, шедшии тропы узкия.

Радуйтеся, защитницы усерднии.

радуйтеся, победительницы нерукотвореннии.

Радуйтеся, Светом Христовым просиявшии.

радуйтеся, победу над смертию приявшии.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Кондак 5

Боготечною звездою победа ваша просияла есть, за веру Христову с любовию постояли есте, землю русскую от неверных языков очищающе, и ныне Бога победно хвалите: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Света Истины, к Солнцу Правды сердце обратисте, обителию Бога души соделавшии, и врага духовнаго не убоясте и врагу ратному не вмале ниже предасте, твердость духа вашего, яко урок усердный, со умилением прославляем:

Радуйтеся, Евангелия любители.

радуйтеся, воинам ратным покровители.

Радуйтеся, Христа и Бога зрители.

радуйтеся, смирению учители.

Радуйтеся, воини мужественнии.

радуйтеся, насельницы дружественнии.

Радуйтеся, сомолитвенницы славнии.

радуйтеся, семена засеявшии на Руси державнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 6

Проповеданием незримым ныне сияете, землю русскую духом прозресте, святым праотцам воспевающе, и Отечеству меру измеристе, Божиим даром его восприимше, и мы ныне с усердием с Вами припадаем и с покаянием Богу глаголем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял есть Христос в сердцах праведних, святих ликов узреть начертания не возмогли бы, аще послушание не бысте исполнили, сердцем ко Господу горесте, жизнь за веру сложити готовии, и мы укрепления духовнаго просим и со смирением восклицаем:

Читайте так же:  Как наказать ведьму молитвой

Радуйтеся, благодатнии послушницы.

радуйтеся Христовы ратницы.

Радуйтеся, Богом хранимии.

радуйтеся, земнии Херувими.

Радуйтеся, Силу Божию приявшии.

радуйтеся, за спасение жизнь отдавшии.

Радуйтеся, Христа во славе сретившии.

радуйтеся, в сонме праведнем светящии.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 7

Хотевше спасения единого, награды земнии с покаянием отвергшии, с усердием к Богу припадосте, во святой обители иноческаго образа сподобльшии, окормляемии благодатным наставничеством, награды небеснии обретосте, к Богу одесную молите: Аллилуиа.

Икос 7

Новии избранницы Христовы, стремена духовнии одернусте, видевше немощь человеческую, Богом на пути подъятии и за усердие возрадованнии:

Радуйся, Александре, Челубея-злаго победивший.

Радуйся умерщвление от онаго приявший.

Радуйся, венец за подвизи от Бога получивший.

Радуйся, Андрее, на поле ратнем главу победно сложивший.

Радуйся, обретый упокоение.

Радуйся, во святых прославление.

Радуйтеся, блазии ратницы.

радуйтеся, Христовы подвижницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 8

Странное чудо зрим умиленно, Царица Преблагая, на подвиг воинов своих ты обличила еси, слыша молитвы русския и прошения. Русь святую ты не оставила еси, Христовых воинов во обители раиския приимшая, тамо они ныне благодарственно Богу взывают: Аллилуиа.

Икос 8

Вси святии дивятся, яко архангели небеснии отсупников диаволских низвергосте, тако воини преподобнии сразисте языков неправедних, с Именем Божиим на устах, Его заступничество призывающе. И мы, недостоинии и грешнии, с замиранием сердечным молим:

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, человецы, духовною скверною неопалимии.

Радуйтеся, Богородице молитвенницы.

радуйтеся, Христа ученицы.

радуйтеся, войнам Христовым пристанище.

радуйтеся, воинам ратным прибежище.

Радуйтеся, молитвенницы знаменнии.

радуйтеся, схимницы праведнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 9

Вси помышления свои к Богу возносите, спасители земли русския, и ныне нас не оставляете, с плачем святым сердечным к Отцу Небесному взываете: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии, яко рыбы безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего, для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии, Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем:

Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии.

радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии.

Радуйтеся, воини победители.

радуйтеся, от страстей омытии.

Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии.

радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии.

Радуйтеся, небеснии послушницы.

радуйтеся, за Россию святии заступницы.

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Кондак 10

Спасти хотите, премилосердно, души русския, защитницы всем с верою к вам прибегающим и молитвенно к заступничеству вашему взывающим. И мы, разумеюще ваше успеяние, к Богу возопиим: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси людем русским, славное чудо явил еси, Господи, на поле брани Куликовом, духовных воинов ратниками земными соделал еси, прославляя землю русскую, и мы благочестно к сим воинам взываем и их усердно славим:

Радуйтеся, русския Церкви украшение.

радуйтеся, русския земли спасение.

Радуйтеся, всадницы святии.

радуйтеся, защитницы Руси.

Видео (кликните для воспроизведения).

Радуйтеся, князем святим избрании.

радуйтеся, Богом утверждении.

Радуйтеся, Евангелие приявшии.

радуйтеся, в вере твердо постоявшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 11

Пение благодарно приносим о воинех земных и небесных. Силою свыше укрепляемии, на подвизе ратнем просиявшии, дружину русскую прослависте, в убиении жизнь приемше, непрестанно ныне глаголете: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарною свещею молитва святых отец ваших от натиска диаволскаго вас ограждала есть; и вы покорливии в послушании, суровии ко врагу иноверному, на нас с плачем взираете, а мы усердно взываем:

Радуйтеся, святии праведницы.

радуйтеся, благочестия ратницы.

Радуйтеся, победы вместилище.

радуйтеся, заветов Христовых хранилище.

Радуйтеся, трудов покаяния стяжатели.

радуйтеся, победы русской зачинатели.

Радуйтеся, плодов велиих показатели.

радуйтеся, процветания Руси благовестители.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 12

Благодати двери отверзшии, Христа во страданиих вопрашасте, молитвы ваши Господь приял есть, и вы возмогли есте с чистым сердцем славословити: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще смирение ваше, его же с умилением славим. Души не отдав погибели, в подвизе усердном пребывасте, и камения с души низложивше, в Небесных Землях во веки радуетеся. И мы к вам припадаем и в сокрушении сердечном взываем сицевая:

Радуйтеся, ратницы святии.

радуйтеся, попечители блазии.

Радуйтеся, за Россию молитвенницы.

радуйтеся, небеснии праведницы.

Радуйтеся, подвижницы статнии.

радуйтеся, мученицы благодатнии.

Радуйтеся, Духа Святаго приятели.

радуйтеся, блаженнаго покоя получатели.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 13

О воини святии, Александре и Андрее, христолюбивым смирением вашим вы Русь с колен подъяли есте, Россию прослависте, православную силу в земном бою показавше, знамением народу нашему бысте, умолите и нам, грешным, спасение и днесь Руси очищение и укрепление в твердыне веры православныя, мы же о вас всехвально Бога славим: Аллилуиа.

Сей Кондак глаголи трижды.

Икос 1

Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:

Радуйтеся, воини праведнии.

радуйтеся, русския победы знамение.

Радуйтеся, монаси благонравнии.

радуйтеся, послушницы славнии.

Радуйтеся, ратницы непобедимии.

радуйтеся, Духом Божиим хранимии.

Радуйтеся, монашеский хитон избравшии.

радуйтеся, на поле брани просиявши.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 1

Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарныя возносим:

Радуйтеся, Алекснадре и Андрее, воини преподобнии.

Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе) Радонежским


глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте,
но и нас своим заступлением не остависте.
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,
душею в превышнем селении пребываете.
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя»

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Служба прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским >>
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 126).

Читайте так же:  Молитва на безболезненные роды
Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани (11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

Читайте так же:  Молитва Николаю Чудотворцу ikona i molitva

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.

2-ой Санкт-Петербургский казачий отдел Северо-Западного казачьего округа Союза казаков России

Общественное объединение без образования юридического лица

О сайте

  • Сайт регионального отделения Территориального управления по Северо-Западному Федеральному Округу Российской Федерации Общероссийской общественной организации “Союз Казаков” “Северо-Западный казачий округ Союза казаков России” – “2-ой Санкт-Петербургский казачий отдел СЗКО СКР”
  • Хозяин сайта:
    Антоний

Акафист преподобным воинам схимонахам Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Кондак 1

И збрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарныя возносим: Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. ( Радуйтеся, Александре и Андрее, преподобнии воини русскии ).

Икос 1

А нгелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим: Радуйтеся, воини праведнии; радуйтеся, русския победы знамение. Радуйтеся, монаси благонравнии; радуйтеся, послушницы славнии. Радуйтеся, ратницы непобедимии; радуйтеся, Духом Божиим хранимии. Радуйтеся, монашеский хитон избравшии; радуйтеся, на поле брани просиявшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 2

В идел есть Господь, яко раби вернии во святей обители подвигами возросте, примером иноческому житию бысте, волю Божию исполнившии, святыми молитвами окрепшии, Богу Вседержителю вопияше: Аллилуиа.

Икос 2

Р азумом не вместити высоту подвига вашего, сердце же его радостно приемлет, и мы недостойнии, святих молитв ваших вопрошающе, о подвизе вашем знаменном с радостию возглаголем: Радуйтеся, поклонницы Царя Христа; радуйтеся, усерднии Христовы ратницы. Радуйтеся, молитвенницы обильнии; радуйтеся, Христовым Духом сильнии. Радуйтеся, в сонме святых российстих просиявшии; радуйтеся, за веру Богу жизнь предавшии. Радуйтеся, молитвами благоухавшии; радуйтеся, ими врагов отгнавшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 3

С илою Божию просвещеннии, елеем благодатным помазаннии, на подвиг ратный благословеннии, в духовней брани землю русскую отстоявшии, святых наставников наследницы, со ангели ныне славословите Бога: Аллилуиа.

Икос 3

И муще любовь Христову, вси блага мiрстии ни во что вменисте, вси богатства и имения раздасте, на подвиг ради спасения духовнаго ушедшии, его же во страданиих обретшии, спустя столетия на победу вашу взираем и благодарно возопиим: Радуйтеся, монаси досточтимии; радуйтеся, ангели, облаченнии в схимы; радуйтеся, за Русь святии молитвенницы; радуйтеся, веры Христовыя светильницы; радуйтеся, духовно умиленнии; радуйтеся, на поле брани упокоеннии; радуйтеся Царствия Божия наследницы; радуйтеся, Ангелов святии собеседницы; радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 4

Н а бурю вражиих напастей с духовным плачем взирали есте, да спасет Господь Русь православную, вашими молитвами и ныне спасаемся, с любовию ко Господу припадаем: Аллилуиа.

Икос 4

С лышавше Слово Божие, велие оное приемше, спасения шлем обретосте, во иночестве страсти низложивше, ножем духовным врагов спасения отметавше, молитвы непрестаннии ко Господу возносивше, победу достойно обретшии, и ныне мы победе вашей радуемся: Радуйтеся, схимницы смиреннии; радуйтеся, Святым Духом исполнении. Радуйтеся, воини русскии; радуйтеся, шедшии тропы узкия. Радуйтеся, защитницы усерднии; радуйтеся, победительницы нерукотвореннии. Радуйтеся, Светом Христовым просиявшии; радуйтеся, победу над смертию приявшии; радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 5

Б оготечною звездою победа ваша просияла есть, за веру Христову с любовию постояли есте, землю русскую от неверных языков очищающе, и ныне Бога победно хвалите: Аллилуиа.

Икос 5

В идевше Света Истины, к Солнцу Правды сердце обратисте, обителию Бога души соделавшии, и врага духовнаго не убоясте и врагу ратному не вмале ниже предасте, твердость духа вашего, яко урок усердный, со умилением прославляем: Радуйтеся, Евангелия любители; радуйтеся, воинам ратным покровители. Радуйтеся, Христа и Бога зрители; радуйтеся, смирению учители. Радуйтеся, воини мужественнии; радуйтеся, насельницы дружественнии. Радуйтеся, сомолитвенницы славнии; радуйтеся, семена засеявшии на Руси державнии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 6

П роповеданием незримым ныне сияете, землю русскую духом прозресте, святым праотцам воспевающе, и Отечеству меру измеристе, Божиим даром его восприимше, и мы ныне с усердием с Вами припадаем и с покаянием Богу глаголем: Аллилуиа.

Икос 6

В озсиял есть Христос в сердцах праведних, святих ликов узреть начертания не возмогли бы, аще послушание не бысте исполнили, сердцем ко Господу горесте, жизнь за веру сложити готовии, и мы укрепления духовнаго просим и со смирением восклицаем: Радуйтеся, благодатнии послушницы; радуйтеся Христовы ратницы. Радуйтеся, Богом хранимии; радуйтеся, земнии Херувими. Радуйтеся, Силу Божию приявшии; радуйтеся, за спасение жизнь отдавшии. Радуйтеся, Христа во славе сретившии; радуйтеся, в сонме праведнем светящии; радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 7

Х отевше спасения единого, награды земнии с покаянием отвергшии, с усердием к Богу припадосте, во святой обители иноческаго образа сподобльшии, окормляемии благодатным наставничеством, награды небеснии обретосте, к Богу одесную молите: Аллилуиа.

Икос 7

Н овии избранницы Христовы, стремена духовнии одернусте, видевше немощь человеческую, Богом на пути подъятии и за усердие возрадованнии: Радуйся, Александре, Челубея-злаго победивший; радуйся умерщвление от онаго приявший. Радуйся, венец за подвизи от Бога получивший; радуйся, Андрее, на поле ратнем главу победно сложивший. Радуйся, обретый упокоение; радуйся, во святых прославление. Радуйтеся, блазии ратницы; радуйтеся, Христовы подвижницы; радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Читайте так же:  Молитвы на возвращение любимого человека Матроне

Кондак 8

С транное чудо зрим умиленно, Царица Преблагая, на подвиг воинов своих ты обличила еси, слыша молитвы русския и прошения. Русь святую ты не оставила еси, Христовых воинов во обители раиския приимшая, тамо они ныне благодарственно Богу взывают: Аллилуиа.

Икос 8

В си святии дивятся, яко архангели небеснии отступников диаволских низвергосте, тако воини преподобнии сразисте языков неправедних, с Именем Божиим на устах, Его заступничество призывающе. И мы, недостоинии и грешнии, с замиранием сердечным молим: Радуйтеся, ратницы непобедимии; радуйтеся, человецы, духовною скверною неопалимии. Радуйтеся, Богородице молитвенницы; радуйтеся, Христа ученицы; радуйтеся, войнам Христовым пристанище; радуйтеся, воинам ратным прибежище. Радуйтеся, молитвенницы знаменнии; радуйтеся, схимницы праведнии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 9

В си помышления свои к Богу возносите, спасители земли русския, и ныне нас не оставляете, с плачем святым сердечным к Отцу Небесному взываете: Аллилуиа.

Икос 9

В етии многовещаннии, яко рыбы безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего, для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии, Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем: Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии; радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии. Радуйтеся, воини победители; радуйтеся, от страстей омытии. Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии; радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии. Радуйтеся, небеснии послушницы; радуйтеся, за Россию святии заступницы; радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 10

С пасти хотите, премилосердно, души русския, защитницы всем с верою к вам прибегающим и молитвенно к заступничеству вашему взывающим. И мы, разумеюще ваше успеяние, к Богу возопиим: Аллилуиа.

Икос 10

С тена еси людем русским, славное чудо явил еси, Господи, на поле брани Куликовом, духовных воинов ратниками земными соделал еси, прославляя землю русскую, и мы благочестно к сим воинам взываем и их усердно славим: Радуйтеся, русския Церкви украшение; радуйтеся, русския земли спасение. Радуйтеся, всадницы святии; радуйтеся, защитницы Руси. Радуйтеся, князем святим избрании; радуйтеся, Богом утверждении. Радуйтеся, Евангелие приявшии; радуйтеся, в вере твердо постоявшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 11

П ение благодарно приносим о воинех земных и небесных. Силою свыше укрепляемии, на подвизе ратнем просиявшии, дружину русскую прослависте, в убиении жизнь приемше, непрестанно ныне глаголете: Аллилуиа.

Икос 11

С ветозарною свещею молитва святых отец ваших от натиска диаволскаго вас ограждала есть; и вы покорливии в послушании, суровии ко врагу иноверному, на нас с плачем взираете, а мы усердно взываем: Радуйтеся, святии праведницы; радуйтеся, благочестия ратницы. Радуйтеся, победы вместилище; радуйтеся, заветов Христовых хранилище. Радуйтеся, трудов покаяния стяжатели; радуйтеся, победы русской зачинатели. Радуйтеся, плодов велиих показатели; радуйтеся, процветания Руси благовестители. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 12

Б лагодати двери отверзшии, Христа во страданиих вопрашасте, молитвы ваши Господь приял есть, и вы возмогли есте с чистым сердцем славословити: Аллилуиа.

Икос 12

П оюще смирение ваше, его же с умилением славим. Души не отдав погибели, в подвизе усердном пребывасте, и камения с души низложивше, в Небесных Землях во веки радуетеся. И мы к вам припадаем и в сокрушении сердечном взываем сицевая: Радуйтеся, ратницы святии; радуйтеся, попечители блазии. Радуйтеся, за Россию молитвенницы; радуйтеся, небеснии праведницы. Радуйтеся, подвижницы статнии; радуйтеся, мученицы благодатнии. Радуйтеся, Духа Святаго приятели; радуйтеся, блаженнаго покоя получатели. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 13

О воини святии, Александре и Андрее, христолюбивым смирением вашим вы Русь с колен подъяли есте, Россию прослависте, православную силу в земном бою показавше, знамением народу нашему бысте, умолите и нам, грешным, спасение и днесь Руси очищение и укрепление в твердыне веры православныя, мы же о вас всехвально Бога славим: Аллилуиа.

(Сей кондак глаголи трижды и паки чтется 1-й икос)

Икос 1

А нгелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим: Радуйтеся, воини праведнии; радуйтеся, русския победы знамение. Радуйтеся, монаси благонравнии; радуйтеся, послушницы славнии. Радуйтеся, ратницы непобедимии; радуйтеся, Духом Божиим хранимии. Радуйтеся, монашеский хитон избравшии; радуйтеся, на поле брани просиявши. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 1

И збрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарныя возносим: Радуйтеся, Алекснадре и Андрее, воини преподобнии.

Молитва

В оини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну. Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте. Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Тропарь, глас 1

В оини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовской брани ратницы духовнии. Вы бо змия агарянскаго победисте, но и нас своим заступлением не остависте. Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Кондак, глас 7

Н а поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Величание

Видео (кликните для воспроизведения).

У блажаем вас святии преподобномученицы наши Александре и Андрее и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.

Молитва Святому Александру пересвету
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here