Молитва старообрядческая Богородице

Полное описание: Молитва старообрядческая Богородице - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Оглавление

^ Богородице Дево, радуйся

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Перевод:
Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Богородица – родившая Бога.
Слова радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия ( Лк.1:28 ).
Слова Благословенна Ты в женах означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других жен ( Лк.1:42 ; Пс.44:18 ).
Благодатная – исполненная благодати, милости от Бога.
Благословенна – прославлена.
Слова благословен Плод чрева Твоего взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после Благовещения пожелала ее посетить ( Лк.1:42 ). Плод чрева Ее – Сын Божий Иисус Христос.

История:
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения ( Лк.1:28-31 ; Мф.1:18-25 ). Знаменитая “Ave, Maria” – это та же молитва на латыни.

^ Достойно есть

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Перевод:
Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

История:
Об истории появления молитвы читайте в фотоальбоме священника.
Именем молитвы названа афонская икона Божией Матери «Милующая», перед которой совершилось чудесное событие (празднование 24 июня).

^ Царице моя Преблагая

Ца­ри́­це моя́ Преблага́я, На­де́ж­до моя́, Бо­го­ро́­ди­це, При­я́те­ли­ще си́­рых и стра́н­ных Предста́тельнице, скор­бя́­щих Ра́­дос­те, оби́­ди­мых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́­си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́­мо­щи, ра́­зве Те­бе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Те­бе́, о Бо­го­ма́­ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Перевод:
Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.

^ Кондак Пресвятой Богородице

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся, и Тобо́ю хва́лимся. / Твои́ бо есмы́ раб́и, да не постыди́мся.

Перевод:
Не имеем иной помощи, / не имеем иной надежды, / кроме Тебя, Владычица. / Ты нам помоги: / на Тебя надеемся / и Тобою хвалимся, / ибо мы – Твои рабы; / да не постыдимся!

^ Кондак Взбранной Воеводе

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко из­ба́вль­ше­ся от злых, бла­го­да́р­ствен­ная воспису́ем Ти раби́ Твои́ Бо­го­ро́­ди­це: но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́­ких нас бед сво­бо­ди́, да зо­ве́м Ти: Ра́­дуй­ся Не­ве́с­то Не­не­ве́ст­ная.

Перевод:
Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

История:
Этот кондак Богородице был составлен в честь избавления Константинополя в 626 году от нашествия варваров, когда патриарх Константинопольский Сергий I с иконой Богородицы обошел городские стены и опасность была отвращена.

^ Песнь Богородицы

Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
Ч естне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Я́ ко призре́ на смире́ние рабы́ Своея́, се бо от ны́не ублажа́т Мя вси ро́ди.
Ч естне́йшую херуви́м…
Я́ ко сотвори́ Мне вели́чие Си́льный, и свя́то и́мя Его́, и ми́лость Его́ в ро́ды родо́в боя́щимся Его́.
Ч естне́йшую херуви́м…
С отвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю, расточи́ го́рдыя мы́слию се́рдца их.
Ч естне́йшую херуви́м…
Н изложи́ си́льныя со престо́л, и вознесе́ смире́нныя; а́лчущия испо́лни благ, и богатя́щияся отпусти́ тщи.
Ч естне́йшую херуви́м…
В осприя́т Изра́иля о́трока Своего́, помяну́ти ми́лости, я́коже глаго́ла ко отце́м на́шим, Авраа́му и се́мени его́ да́же до ве́ка.
Ч естне́йшую херуви́м…

Перевод:
Величает душа Моя Господа, / и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. Что призрел Он на смирение Рабы Своей; / ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Что сотворил Мне великое Сильный, / и свято имя Его, / и милость Его в роды родов к боящимся Его. Соделал Он сильное рукою Своею, / рассеял надменных в помышлениях сердца их. Низложил властителей с престолов / и вознес смиренных, алчущих исполнил благ / и богатых отослал ни с чем. Поддержал Израиля, отрока Своего, / вспомнив о милости, – / как Он сказал отцам нашим, – / к Аврааму и семени его навеки.

Читайте так же:  Молитвы от гордыни православие

Пояснение:
Текст песнопения составлен на слова, сказанные Пресвятой Девой при встрече со Своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи ( Лк. 1:46-55 ), с прибавлением припева «Честне́йшую херуви́м…» к каждому стиху, откуда получила своё второе, наиболее употребительное название – «Честнейшая». Песнь Богородицы входит в состав богослужения Утрени и предшествует 9-й песни канона.

^ О, Всепетая Мати

(кондак 13 Акафиста Божией Матери)

О, Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая всех святы́х Святе́йшее Сло́во! Ны́нешнее прие́мши приноше́ние, от вся́кия изба́ви напа́сти всех, и бу́дущия изми́ му́ки, о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа.

Перевод:
«О всепетая (т. е. воспеваемая всеми) Мати, родившая Слово, святейшее всех святых! Приняв нынешнее приношение (т. е. данную молитву – акафистное пение), избавь от всякой напасти и изыми от будущей муки всех, Тебе восклицающих: Аллилуиа».

^ Агни́ Парфе́не — Чистая Дева

^ О Тебе радуется

О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, де́вственная похвало́, из нея́же Бог воплоти́ся и Младе́нец бысть, пре́жде век Сый Бог наш. Ложесна́ бо Твоя́ престо́л сотвори́. И чре́во Твое́ простра́ннее небе́с соде́ла. О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.

Перевод:
О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты – освященный храм и рай духовный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал прежде всех веков Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!

^ О, преславнаго чудесе

О, пресла́внаго чудесе́! Небесе́ и земли́ Цари́ца, от святы́х сро́дников на́ших умоля́емая, до ны́не зе́млю Ру́сскую покрыва́ет и ли́ка Своего́ изображе́нии ми́лостивно обогаща́ет. О Влады́чице Держа́вная! Не преста́ни и на бу́дущее вре́мя во утвержде́ние на Руси́ правосла́вия ми́лости и чудеса́ излива́ти до ве́ка. Ами́нь.

^ Ангел вопияше

(задостойник Пасхи)

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся. Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́.

Перевод:
Ангел возглашал Благодатной: «Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил». Люди, торжествуйте! Светись, светись, новый Иерусалим (Новозаветная Церковь) – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

^ Песнь хвалебная Пресвятой Богородице 1

^ Молитвы Пресвятой Богородице покаянные

^ Молитва 1-я 1

Нескве́рная, небла́зная, нетле́нная, Пречи́стая, Неневе́стная Богоневе́сто, Богоро́дице Мари́е, Присноде́во, Госпоже́ ми́ра и наде́ждо моя́! При́зри на мя́, гре́шнаго, в ча́с се́й и его́же из чи́стых крове́й Твои́х неискусому́жно родила́ еси́, Го́спода Иису́са Христа́, ми́лостива мне́ соде́лай ма́терними Твои́ми моли́твами; Того́ зре́вшая осужде́нна и ору́жием печа́ли в се́рдце уязви́вшися, уязви́ ду́шу мою́ Боже́ственною любо́вию; Того́ во у́зах и поруга́ниях го́рце оплакавшая, сле́зы сокруше́ния мне́ да́руй; при во́льном Того́ ве́дении на сме́рть душе́ю тя́жце поболевшая, боле́зней мя́ свободи́, да Тя́ сла́влю, досто́йно сла́вимую во вся́ ве́ки. Ами́нь.

^ Молитва 2-я, прп. Александра Свирского 2

Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший. Вонми́ гла́су моле́ния моего́ и вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́ и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдая Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго. Поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́ждшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́ Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

^ Молитва 3-я, прп. Ефрема Сирина 3

^ Молитва 4-я, прп. Нила Сорского, чтомая в день воскресный 4

^ Молитвы Пресвятой Богородице просительные

^ Молитва 1-я 5

^ Молитва 2-я 1

^ Молитвенное воззвание ко Пресвятой Богородице св. Иоанна Кронштадтского 6

mu_pankratov

Падает снег, каждая снежинка на своем месте.

Частенько у меня спрашивают- как отличаются молитвы от никониянских? что читается утром или вечером? ну и т.д.
Вот вам друзья, маленькое пособие на 13 страниц, где есть основные молитвы для християн для дома. Кстати напечатано обычным русским шрифтом.
Етими молитвами, молились и прп Сергий Радонежский, и св. Александр Невский и все Святые Руси до Никона.

Останется токмо- подручник и лестовку приобрести. а может и сделать! )))

Никонианская новина в “Отче Наш”

1) Посмотрел текст, обнаружил никонианскую новину в “Отче Наш”. Фраза “и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго” появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе. В молитву Богу подпихнули лукавого. Чтобы молясь Богу каждый раз поминали и Сатану. А самый старый русский источник – это Остромирово Евангелие 1057-ого года, и там сказано: “и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас отъ неприязни.”

Читайте так же:  Красная нить на запястье молитва 7 узлов

Под напастью понимается не только физическое нападение, но и когда говорят “напало отчаяние” или “напал страх” или другие нежелательные душевные состояния. А неприязнь – это вражда, соперничество, недружелюбие, недоброжелательность, нелюбовь. Вот об этом надо думать и от этого в себе избавляться.

И насчёт “не введи насъ в искушение” – Христос ученикам говорил “молитесь, чтобы не впасть в искушение” Мф 26:41. Не быть искушаемым или быть искушённым, но при этом не впасть в искушение – это всё таки не одно и то же.

Подробнее о том, как изменяли “Отче Наш” см. здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Отче_наш#.D0.9A.D0.B8.D1.80.D0.B8.D0.BB.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0 По-моему лучший вариант тот, который от предков, от начал положен – самый старый.

2) Также в “Отче Наш” почему-то часто забывают окончание: “Яко твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.” Почему?

3) Когда пожилому человеку наваливают гору молитв – он понимает, что он никогда их все не выучит и в результате он часто не учит ничего. Поэтому не надо пытаться быть услышанном в многословии своём. Достаточно, чтобы он выучил ОДНУ молитву. Потому, что чтобы молиться – достаточно одной – Отче Наш. А “долги” и “хлеб” – у каждого свой, и важно не слова произносимые, а думать о них и внутреннее покаяние в долгах. Больше пользы если человек не твердит зазубренное, а припоминает те слова Христа, которые его душе в данный момент нужнее.

Re: Никонианская новина в “Отче Наш”

Фраза “и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго” появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе – ничего подобного. Складывается впечатление, что вы не знакомы ни со святоотеческими толкованиями на молитву Господню, ни с древнерусской церковной книжностью помимо Остромирова Евангелия;

почему-то часто забывают окончание: “Яко твое есть Царствие и сила и слава во веки. Аминь.” Почему? – потому что по Преданию и Уставу Церкви это окончание произносит только священник, притом только в облачении. Миряне говорят вместо того молитву Исусову.

Больше пользы если человек не твердит зазубренное, а припоминает те слова Христа, которые его душе в данный момент нужнее – от чего нам больше пользы мы с вашего позволения определим как-нибудь самостоятельно, сообразуясь в первую очередь со святоотеческим Преданием церковным.

Re: Никонианская новина в “Отче Наш”

> Фраза “и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго” появилась лишь в 1860-ом году в Синодальном никонианском переводе – ничего подобного.

Я привёл ссылку на источник. Приведите ваши ссылки на источники. Если они у вас есть.

> ни с древнерусской церковной книжностью помимо Остромирова Евангелия;

По приведённой мною ссылке есть много Евангелий, а не только Остромирово.

1) Архангельское Евангелие (1092 год) – “и не въведи насъ въ напасть. нъ избави ны от неприязни.”

2) Острожская Библия (1581 год) – “и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас от лукавого”. Здесь появляется лукавый, но ещё не появляется искушение вместо неприязни.

3) Елизаветинская Библия (1751 год) “и не въведи насъ въ напасть. нъ избави нас от лукавого”.

4) Синодальный перевод (1860 год) “и не введи насъ в искушеніе, но избавь насъ от лукаваго.” Здесь появляется искушение вместо напастей. И это именно та формулировка которой предлагается молиться в приведённом молитвослове. И она появилась лишь в 1860-ом году.

А какие у вас источники? Давайте сравним.

> потому что по Преданию и Уставу Церкви это окончание произносит только священник, притом только в облачении.

Но ведь Христос не говорит в Евангелии от Матфея, что это должен говорить только священник. Он говорит просто: “Молитесь же так”. А чьё слово важнее, Устава Церкви или Христа?

Тем более непонятно, когда человек молится один, сам в себе, почему он не должен этого говорить?

> от чего нам больше пользы мы с вашего позволения определим как-нибудь самостоятельно, сообразуясь в первую очередь со святоотеческим Преданием церковным.

А разве оно утверждает, что от слов Христа нужных в данный момент человеку меньше пользы, чем от того чтобы твердить зазубренное? Где именно в Предании такое написано?

Edited at 2017-05-05 08:40 am (UTC)

Последние события

Видео (кликните для воспроизведения).

Символ Веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Ису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна, от Бога и́стинна, рожде́на а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́м же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния, сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та, и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́на, и воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою, суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию не́сть конца́.

Читайте так же:  Молитва по окончании дела на русском

И в Ду́ха Свята́го Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.

Православная старообрядческая вера в Сызрани

Россия, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78 (на карте)

Молитва мытаря

Практически каждый более-менее образованный человек знает или даже видел в жизни или кино, что у христиан принято совершать краткую молитву, сопровождая её троекратным поклоном. Однако что это за молитва и почему во время неё делается именно три поклона, остается неизвестным для многих. Чтобы разобраться в этом вопросе, сегодня мы рассказываем о самой краткой и самой часто употребляемой в старообрядческом Богослужении и быту молитве. Эта молитва носит наименование «Молитва мытаря».

Евангельская притча о мытаре и фарисее учит людей правильной молитве. Что же гласит эта притча?

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (мытарь — мелкий сборщик налогов и недоимок, человек крайне презираемой в древнем Израиле профессии). Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи (люди, ведущие распутный образ жизни — прим.), или как этот мытарь — пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14).

Фарисей знал и соблюдал все положения закона Моисеева и потому считал себя человеком праведным. Мытарь — это сборщик податей, человек, презираемый обществом: налоги шли в казну завоевателей-римлян. Можно сказать, что фарисей — праведник, а мытарь — грешник. Каждый из них молится по-разному. Фарисей благодарит Бога за то, что он не такой грешный, «как прочие люди». В его молитве слышно восхваление себя: какой я хороший, как правильно все делаю. А мытарь приходит к Богу с покаянием и смирением. Он не смеет даже глаза поднять вверх, а только смиренно просит у Бога милости и прощения.

Мытарь и фарисей

Глубокий смысл этой молитвы и её простота стали причиной её повсеместного распространения в христианстве.

Издавна в Церкви существует обычай совершать молитву мытаря в расширенном, утроенном варианте:

Текст молитвы Перевод и значение молитвы
Боже, милостив, буди мне грешному (поклон) Боже, будь милостив ко мне, грешнику
Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон) Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня
Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон) Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника

​Когда женщина или девочка молится наедине, то изменяет окончания мужского рода на женский: «грешней», «грешную». Чаще всего эта молитва совершается с тремя поясными поклонами. Старообрядцы так и называют ее «три поклона». Они совершаются обычно в следующих случаях:

  • перед тем, как войти в храм, на паперти (крыльце);
  • при входе в жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы;
  • перед тем, как выйти из храма или из дома (даже на короткое время);
  • первая часть семипоклонного начала;
  • в конце исходных поклонов после совершения молитвы в храме или дома;
  • самый краткий вариант молитвы перед едой и после нее; а также после пробуждения или перед сном.
  • проходя мимо своего храма, старообрядцы также останавливаются и молятся три поклона.
  • во все остальные моменты жизни, когда необходимо срочно обратиться к Богу.
  • этой молитве также легко учить малолетних детей по причине краткости и простоты.

Семипоклонный начал

Начал — это последовательность молитв, которыми старообрядцы начинают и заканчивают Богослужение в храме или дома. Поскольку они совершаются в начале и конце всякого молитвенного правила, их также называют приходными и исходными поклонами, соответственно. Это краткие молитвы, за которыми следует завершение — «отпу́ст». Первые три молитвы сопровождаются поклонами (в современной практике — поясными, кроме будних дней Великого поста).

Поясной поклон

Молитва, обращенная к Богородице, всегда оканчивается земным поклоном. И, наконец, славословие Святой Троице с тремя поклонами, обычно — поясными (кроме Великого поста). После отпу́ста полагается земной поклон без крестного знамения, обращенный к настоятелю храма, а в домашней молитве — мысленно, к своему духовному отцу. Таким образом, «начал» содержит 7 поклонов с крестным знамением, отчего и получил свое название. У современных старообрядцев-поморцев поклон после отпу́ста совершается с крестным знамением.

Земной поклон

История семипоклонного начала весьма древняя, он обретается еще в рукописных книгах дораскольной русской Церкви. В частности, вариант такого начала был опубликован в научном издании сборника преподобного Кирилла Белозерского.

Приходные и исходные поклоны являются важной частью старообрядческого богослужения. Они означают переход человека от светской, суетной жизни к общению с Богом, настраивают молящегося на особый лад. В новообрядчестве после реформ патриарха Никона приходные и исходные поклоны были отменены.

Читайте так же:  Молитва пророка аль альбани

Семипоклонный начал — самый краткий вариант домашней утренней и вечерней молитвы, необходимый минимум. Даже собираясь утром в храм на службу, старообрядцы полагают дома семипоклонный начал. Перед тем, как лечь спать, также принято молиться «начал», независимо от того, был ли человек за вечерней службой в храме, молился ли дома павечерницу или иные вечерние молитвы или не молился совсем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон поясной).

И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон поясной).

Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон поясной).

Краткое славословие Пресвятой Троице: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,

теперь, всегда и вечно; воистину так! По множеству наших грехов, не имея, чем оправдаться пред Богом,
мы должны только просить о помиловании, говоря: «Господи, помилуй», и прося Его благословения на лучшее и святое.

Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон земной, без крестнаго знамения).

Текст молитв Значение молитв
Боже, милостив буди мне грешному (поклон поясной).

Создавыи мя, Господи, и помилуй мя (поклон поясной).

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго (поклон поясной).

Боже, будь милостив ко мне, грешнику.

Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня.

Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.

Примечание 1. Это молитва мытаря, о которой мы узнаем из евангельской притчи о мытаре и фарисее.
Примечание 2. Женщина или девочка, молясь наедине, изменяет окончания мужского рода на женский: «грешней», «грешную».
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице,
присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую воистину
Серафим, без истления Бога Слова
рождьшую, сущую Богородицу
Тя величаем (поклон всегда земной).
Нам, людям, всегда следует восхвалять
и прославлять Тебя, Богородицу, родившую Бога,
всегда блаженную и не имеющую порока, матерь
Бога нашего, заслужившую даже большего почитания,
чем Херувимы, и достойную
большего прославления, чем Серафимы.
Безболезненно родившую Сына Божия,
истинную Богородицу, Тебя величаем.
Примечание. Эта молитва в старообрядческих книгах называется «Достойно».
Отпуст — так называется эта молитва. Мы обращаемся ко второму лицу Святой Троицы, к Господу нашему Исусу Христу (Исус означает Спаситель, а Христос — Помазанник). Это имя Сына Божия, Творца вселенной. Мы просим, чтобы ради молитв Пречистой Его Матери, Пресвятой Богородицы, и силой Честного Креста, дающего всем жизнь, и ради молитв Ангела-хранителя (Ангел — вестник Божий,
Бесплотный дух, данный от Бога каждому человеку при таинстве Крещения для его охранения), а также ради молитв всех святых, Господь Исус Христос спас и помиловал нас грешных, потому что Он бесконечно добр и человеколюбив. И это воистину так!

Если семипоклонным началом заканчивается молитва, то после «отпуста» совершается три поклона с молитвой мытаря «Боже, милостив…»

Старообрядцы часто так и говорят: «Положи три поклона». В таком случае при поклонах читается только «Молитва мытаря», которая совершается при входе в храм, жилой дом или иное помещение, где есть Крест или иконы. Перед выходом также нужно помолиться три поклона.

Молитва старообрядческая Богородице

Предлагаем Вашему вниманию избранные работы участников конкурса «Вера и религия в современной России», не вошедшие в итоговый сборник, но отмеченные модераторами и кураторами проекта.

Автор работы — Павел Александрович Кузьминых, студент IV курса богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Работа была написана в 2013 году, по результатам участия в экспедиции летом 2012 года (совместно с Н.В. Литвиной, с.н.с. Архива РАН, и О.Б. Христофоровой, кандидатом культурологии, докторантом ИВГИ РГГУ). Специфика исследования состоит в том, что оно находится на стыке трёх научных дисциплин – религиоведения, литургического богословия и этнографии.

Верхокамье как историко-культурный регион.

Исследуемый регион географически расположен в Западном Предуралье, на Верхнекамской возвышенности. Топоним Верхокамье «приобрел широкую известность в исторических и художественных памятниках уже во второй четверти XVIII века» . В сответствии с современным административно-территориальным делением к Верхокамью можно отнести населенные пункты следующих районов – Верещагинского и Сивинского (Пермский край) и Кезского (Удмуртия). Расположение этих земель охватывает территорию примерно 60х60 км.

Верхокамье было открыто для научного сообщества летом 1973 года. Изучение с самого начала велось специалистами разных направлений – историками, археографами, музыковедами, фольклористами, лингвистами, этнографами. За десятки лет работы было выявлено свыше 2000 памятников кириллической письменности.

Отряд экспедиции, в которой довелось участвовать, состоял из трех человек. В состав входили также Н.В. Литвина (с.н.с. Архива РАН) и О.Б. Христофорова (кандидат культурологии, докторант ИВГИ РГГУ). «В поле» участники экспедиции находились с 30 июня по 13 июля 2012 года. Было опрошено около 40 человек, в основном «соборных» (активных носителей традиции). Также участники экспедиции находились в качестве наблюдателей дважды на крещении староверов-беспоповцев, на службе старообрядцев белокриницкого согласия (на Иванов день), на соборном молении на память апостолов Петра и Павла (у беспоповцев). Материалы экспедиции зафиксированы на аудионосители (службы, интервью), фотоаппарат (почти 700 снимков), ежедневно велись записи полевого дневника.

Читайте так же:  Полная молитва Святого Киприана

Краткая история староверия в Верхокамье

Келейная молитва старовера-беспоповца

В области нашего исследования лежит практика именно соборных старообрядцев. Численность соборных как ядра общины весьма невелика – 5-10 человек. Иногда в одной деревне могут распологаться одновременно два собора – максимовский и дёминский (п. Северный Коммунар, с. Сепыч). В других местах – произошло либо слияние, либо там компактно проживают представители лишь одного согласия. Мирские осознают причастность к своей общине, но жить «по-соборному» стремятся немногие. Чаще всего «в собор» приходят после пенсионного возраста, «положить начал» – значит, полностью принять образ жизни, наполненный множеством регламентаций и запретов.

Путем интервьюирования информантов (староверов-соборных) были получены материалы, которые можно использовать в качестве источников по литургическому праксису верхокамских поморцев. Общая картина в схематичном виде представлена в таблице.

Как видно из вышеприведенной таблицы, практика совершения келейной молитвы у верхокамцев отличается разнообразием и инвариантностью (в зависимости от времени года, которое напрямую влияет на повседневный хозяйственный и бытовой уклад крестьянина-земледельца; по моделям совершения молитвенного культа и пр.). Однако можно сразу выделить, что первенствующее положение занимает традиция отправления службы по лестовке. Подобное «лествичное моление» встречается в древнерусских памятниках, предназначалось оно для келиотского типа богослужения для одного или нескольких монахов. История такого келейного правила (Исусова молитва по лестовке) «имеет свои корни в традициях древних отшельников, обитателей пустынь» .

Соборное моление верхокамских поморцев

В ходе экспедиции присутствовать на соборном богослужении у беспоповцев нам довелось один раз – в поселке Фабрика «Северный Коммунар» (Сивинский район Пермского края) на день памяти апостолов Петра и Павла, у дёминских старобрядцев. Можно вывести некоторые заключения, проиллюстрировав их отличительными особенностями верхокамского соборного типа совершения служб.

Во-первых, яркой особенностью соборных молений беспоповцев является отсутствие постоянного места для молитвы (часовни или молебного дома). Службы, совершаемые соборными в великие праздники или по случаю (поминки, новоселье и пр.), проходят в домах тех староверов (как соборных, так и мирских), которые пригласят к себе на молитву. Чаще мотивацией к приглашению служит вариант № 2, т.е. по какому-либо случаю.

Во-вторых, в контексте учения в среде беспоповцев о замирщении выделяется в богослужебном праксисе четкая дифференциация «соборные – мирские». Мирские на молении так же, как и соборные, могут активно участвовать в службе, а именно – петь, читать, творить поклоны, всё, кроме совершения крестного знамения, даже двуперстного(!). Правом креститься обладают только соборные, т.е. те, кто «под началом».

В-третьих, выявляя атрибутивные характеристики соборного (и келейного тоже) богослужения, можно прийти к заключению о предельной аскетичности традиционного верхокамского праксиса. Проявляется это в образе совершения молитвы (по лестовке), акционарных действиях (земные поклоны, стояние во время многочасовых богослужений), одежде участников богослужения и остальном.

Также из области паралитургических явлений имеет место быть в Верхокамье обязательная общинная трапеза по окончании молитвенного труда. Гастрономический рацион питания, конечно же, подчинен при этом ритму церковного календаря. Отличительной чертой «соборных» трапез является наличие множества яств (порой доходит до 10 блюд). Но пищу молельщики принимают исключительно из своих, маленького размера «соборных» чашек (у каждого – индивидуальная), которые после трапезы заворачиваются в полотенце и уносятся с собой.

Еще одним паралитургическим действием является пение духовных стихов по окончании службы. Функция духовного стиха – влияние молитвенной практики на исполнение духовных стихов – подтверждается музыковедческим исследованием .

Следует упомянуть об одном литургическом феномене, с которым призывали бороться в XVII веке «боголюбцы» из «кружка ревнителей древлего благочестия» и который сохранился как рудиментарная форма у верхокамских беспоповцев. Речь идет о многогласии – способе исполнения литургических текстов, при котором одна часть их выпевается, а другая – читается „втай“ (т.е. шепотом, про себя). В Верхокамье подобным образом читают канон.

Сначала поются ирмосы, затем одна чтица читает тропари канона втай, а остальные соборные в это же время поют молебные запевы (например, Святии апостоли Петре и Павле, молите Бога о насъ ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Как видно, старообрядческая беспоповская практика Верхокамья насыщена разнородными элементами литургической реальности. Многие из этих элементов можно считать архаичными (многогласие, „чётная“ культура), некоторые впитали в себя традиционный пласт богослужебных текстов (как например, пение духовных стихов), отдельные феномены являются порождением уже Нового времени (хождение по домам), но и они заполнили свою нишу в конструкции обрядов и обычаев верховьев Камы.

Молитва старообрядческая Богородице
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here