Содержание
Зажигание свечей в честь субботы и праздника
И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он — Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье — счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями.
Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).
Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.
Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: “Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления” (трактат Шабат, 118б).»
1. Кто зажигает свечи?
Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.
Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.
2. Количество свечей
Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.
3. Время зажигания
Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей — плаг а-минха; самое позднее — несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.
Поскольку время таг а-минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.
В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно — и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) — читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.
Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тсв (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).
Во второй вечер йом тов (например, в Рош а-Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.
Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин*.)
4. Работа и еда после зажигания свечей
С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.
Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, вктючаюшее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).
После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.
В отличие от женщины мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.
В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а-минха — см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно бить очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)
5. Благословения на зажигание свечей
Благословение на зажигание субботних свечей:
ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.
Благословение на зажигание праздничных свечей:
ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של יום טוב
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом тов
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.
Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:
ברוך ארנה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом тов
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.
Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:
ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להןליק נר של יום הכפורים
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом а-кипурим
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.
Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:
ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום הכפורים
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом а-кипурим
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Иом-Кипура.
К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре — седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:
ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם שהחינו וקימנו להגיענו לזמן הזה
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ше-эхеяну ве-кийману ве-игияну ла-зман а-зе
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.
6. Когда произносится благословение?
Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после это о зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.
Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи — чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.
При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.
Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.
7. Место зажигания свечей при трапезе вне дома
Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а-минха (см. п. 3, а также п. 4 — о работах после зажигания субботних свечей).
При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.
Другая возможность — насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.
Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы. Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).
Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.
8. Зажигание свечей в больнице
Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.
Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надс в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свет зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).
Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем в комнате медперсонала).
* Эрув тавшилин — это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение.
Э. т. дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Э. т. съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).
Авдала — проводы Субботы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Авдала — разделение Субботы и будней
Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — «отделение»).
Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.
Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре [Амида], читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»
Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней».
Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).
Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху [благословение] над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН.
Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ.
В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».
Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи.
До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».
ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА ШАББАТА
Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью — ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.
Шалом Алэйхэм
После молитвы все собираются за столом и хором поют молитву «Шалом Алейхем». Сказано в Талмуде, что, когда в пятницу вечером еврей возвращается из синагоги, к нему приходят два ангела. Если они видят зажженные свечи, накрытый стол и подготовленный к шабату дом, они говорят: «да будет так же в следующий шабат». Этих ангелов мы и приветствуем песней «Шалом Алэйхем».
Шалом алэйхэм малахэй hашарэт малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Боахэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй hамлахим haкадош барух hу (3 раза)
Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Бархуни лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Цэтхэм лэшалом малахэй hашалом малахэй эльон
Мимэлэх малхэй амлахим haкадош барух hу (3 раза)
Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Эшэт Хаиль
После молитвы «Шалом алейхем» поют гимн женщине — хозяйке, которая на протяжении всей недели занималась домом и готовилась к святому шабату. В честь нее произносят строки из «Мишлей» — поучений, написанных царем Шломо. Также говорят наши мудрецы, что этот гимн иносказательно повествует о любви Израиля к Торе.
На иврите первые буквы строк «Эшэт Хаиль» идут в алфавитном порядке.
Кидуш в пятницу вечером
Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Учат наши мудрецы: помнить и освящать субботу следует посредством Кидуша.
Кидуш — это молитва, которую произносят над бокалом вина или виноградного сока. В тексте Кидуша упоминаются два важнейших события: Сотворение мира и исход евреев из Египетского рабства.
Кидуш произносит хозяин дома или один из мужчин. Присутствующие внимательно слушают и отвечают «амен» на все благословения. Вечерний Кидуш положено делать стоя.
«Совершающему Кидуш обещано долголетие» («Пиркей-де-раби Элиэзер»).
В Кидуше семьдесят слов — в соответствии с числовым значением ивритского слова «Яин» («Вино»), которое также составляет семьдесят.
Омовение рук и благословение на субботние халы
После Кидуша говорят благословение на субботние халы. На стол кладут две халы — в память о двойной порции мана (чудесного хлеба, который посылал евреям Всевышний), выпадавшей накануне субботы в те времена, когда евреи странствовали по пустыне. Халы принято накрывать салфеткой — чтобы во время Кидуша халы не обиделись, «увидев», что им предпочли вино. Второе объяснение: ман, выпадавший в пустыне, был словно упакован в два слоя небесной росы сверху и снизу — точно так же мы кладем халы на скатерть и накрываем сверху салфеткой.
Перед благословением на халы следует совершить омовение рук. Берут кружку с водой и трижды поливают на каждую руку в таком порядке: правая-левая, правая-левая, правая-левая. После этого вытирают руки полотенцем и произносят благословение на омовение рук:
Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам ашэр кидшану бэмицвотав вэцивану аль нетилат ядаим!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и заповедавший нам омовение рук!
После этого нельзя разговаривать до того момента,как будет произнесено благословение на хлеб и съеден первый кусочек халы. Когда все собираются за столом, глава семьи берет халы и произносит на них следующее благословение:
Барух ата Адо-най Эло-hэйну мэлэх hаолам hамоци лэхэм мин hаарэц!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, выводящий хлеб из земли!
Затем глава семьи отламывает халу, обмакивает ее в соль и раздает кусочки халы всем присутствующим. Теперь субботнюю трапезу можно начинать!
После трапезы читают благодарственную молитву «Биркат Амазон»
Тора предписывает нам в Субботу получать наслаждение от вкусной еды и питья. Мудрецы установили три субботние трапезы: первую совершают в пятницу вечером, вторую в субботу днем, третью – ближе к вечеру. Субботняя еда должна быть особенно вкусной и красивой. Во время трапезы принято произносить слова Торы и петь субботние песни.
Зажигание свечей в Шабат – слова молитвы, благословение и смысл зажигания субботних свечей.
Зажигание свечей в Шаббат – Адлакат Нерот Шаббат, знаменует собой переход от обыденного к святому. Познакомьтесь со словами молитвы на зажигание свечей, благословением и со смыслом этой замечательной заповеди.
Дополнительный контент от Михаэль Яфе Ноф
Ответ:
Мы зажигаем субботние свечи и приветствуем таким образом приход субботы, святого для нас дня. Свечи зажигают во время захода субботы, в соответствии с еврейским календарём. В сети можно найти календарь и расписание часов захода субботы на весь год и для любого района Израиля. Перед зажжением свечей стоит дать Цдаку (пожертвование), например отложить эти деньги в специальную копилку для этой цели. Во время зажигания свечей мать семейства зажигает две свечки (некоторые зажигают больше двух). После этого она закрывает руками свои глаза и произносит следующую молитву:
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м ашэ́р кидеша́ну бемицвота́в вецива́ну леадли́к нэр шэль шаба́т.
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь субботы.
После этого мать открывает глаза и смотрит на субботние свечи, которые она только что зажгла. Важно отметить, что по сефардской традиции женщина произносит молитву и только после этого зажигает свечи. Даже если это происходит в семье, которая пока ещё не соблюдает субботу, сам факт зажигания субботних свечей уже имеет положительный духовный эффект, который, в свою очередь, повлияет на будущее поведение и приближение к Б-гу.
Вот как объясняет всю глубину значения зажигания субботних свечей раввин Элиэзер Меламед: Заповедь, данная нам мудрецами, встречать субботу зажжением свечи, огонь которой освещает и дом, и всё что находится в нем и помогает проводить субботу с удовольствием. Настолько важно освятить субботний стол, что мудрецы сказали: У кого нет денег купить купить свечу – должен просить подаяние, для того, чтобы соблюсти заповедь о зажигание свечей в Шабат .
Субботние свечи выражают внутреннюю сущность самого Шаббата . Находящийся в темноте человек никак не может найти то, что он ищет. Он спотыкается на каждом шагу и весь его дом кажется ему сплошным запутанным лабиринтом. Как только он зажигает субботнюю свечу, в дом приходит мир, человек видит, что всё находится на своих местах и он может с радостью встретить этот святой день.
Если смотреть на мир поверхностным взглядом, может показаться, что повсюду идут войны, конфликты и непрерывная борьба. Каждая сторона думает, что добьётся своего только тогда, когда она сможет настоять на своем. Но если человек задумается о б-жественном провидении – б-жественный свет прогонит тьму и мы увидим, что каждая сторона дополняет другую, и что есть сила, которая направляет наш мир к своему совершенствованию, а после всех бед и страданий приходят спасение и утешение.
Таким образом мы понимаем, что свет субботней свечи, который освещает и освящает наш дом, указывает нам на то, что добавлением света Торы и веры мы можем исправить окружающий нас мир. В этом и заключается смысл субботы – осветить светом Торы и веры окружающий нас мир.
Время зажигания свечей в Шаббат это также и время для молитвы, поэтому после зажжения свечей женщины обычно молятся и просят Б-га смилостивиться и принести удачу и радость членам их семей и всему народу Израиля.
Многие женщины произносят следующую молитву:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Йеhи рацон ми-лефанэха А-дойной Элойhай, Элойhэй Исраэль, ше-тэхонэн оти (если замужем:вэ-эт баали (если есть дети:вээт банай вээт бнотай)) вэ-эт коль кровай, вэ-титэн лану у-ле-холь Исраэль хаим товим ва-аруким, вэ-тизкерэну бэ-зихрон това у-враха, вэ-тифкедэну би-фкудат йешуа вэ-рахамим, вэ-ташкин шхинатха бейнэну, вэ-закэну легадэль баним у-внэй ваним хахамим у-нэвоним оhавэй А-дойной, иръэй Элойhим, аншэй эмет, зэра кодэш, ба-А-дойной двэким, у-меэрим эт hа-олам ба-Тора у-вэ-маасим товим у-вэ-холь млехэт аводат hа-Борэ.
Ана, шма эт тхинати би-зхут Сара вэ-Ривка, Рахель вэ-Леа имотэйну, вэ-hаэр нэрэну шэ-ло ихбэ ле-олам ваэд, вэ-hаэр панэха вэ-нивашэа, амэн.
Да будет на то Твоя воля, Г-сподь, мой Б-г и Б-г моих отцов, чтобы Ты смилостивился надо мной (и над моим мужем (и над моими сыновьями и над моими дочерьми)), и над всеми моими родными, и даровал нам и всему народу Израиля жизнь добрую и долгую. Вспомни нас доброй памятью и благословением, надели спасением и милосердием и посели в нашей среде свою Шехину. Удостой нас вырастить детей и внуков мудрыми и разумными, любящими Г-спода и боящимися Его, людьми истины, потомством святым, прилепившимся к Г-споду, освещающими мир Торой, добрыми делами и всеми способами служения Творцу.Прошу, вслушайся в мою мольбу в заслугу Сары, Ривки, Рахели и Леи – наших матерей: поддержи свет нашей свечи, чтобы она не погасла вовек, освети нас светом Своего лица, и мы будем спасены. Амен.
Время зажигания субботних свечей в различных городах Израиля на этой неделе, вы сможете найти здесь:
Зажигание субботних свечей
Сказано в книге Зогар: “И если она будет зажигать субботние свечи с радостью в сердце, она принесет мир в свой дом, и удостоится детей, которые озарят мир светом Торы, и этим принесет мир на землю и долголетие своей семье!”
Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Их можно зажечь и немного раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы, но их ни в коем случае не зажигают после установленного времени. Кликните здесь, чтобы выяснить точное время зажигания свечей в вашем городе.
Замужние женщины зажигают, как минимум, две свечи. Существует обычай прибавлять по одной свече на каждого ребенка в семье. Согласно обычаю Хабада, незамужние девушки и девочки страше трех лет зажигают одну свечу вплоть до замужества. Есть мнение, что женщина, которая встречает субботу не у себя дома должна зажигать только две свечи. Но если она находится дома у матери или свекрови, то должна зажигать обычное количество свечей. Если перед субботой женщина по какой-то причине забывает зажечь свечи, то в дальнейшем ей необходимо зажигать на одну свечу больше.
Женщина автоматически принимает на себя Субботу с зажиганием свечей. И после этого она уже не может делать никакой работы, запрещенной в Шаббат. Если хозяйка дома уже приняла на себя Шаббат, то это не значит, что его принимают автоматически все её домочадцы, они еще могут делать свои дела до реального времени начала субботы.
Зажигание субботних свечей – это заповедь, которая относится в первую очередь к женщине, но если женщина по серьезной причине не может зажечь субботние свечи, то это за неё могут сделать муж или любой другой член семьи. Кроме того, если муж проводит Шаббат не дома, а, скажем, в гостиннице, то он должен там зажечь субботние свечи (только две). Мужчина принимает на себя Субботу не с зажиганием свечей, а при ее наступлении.
Существует традиция, что мужчина должен помогать своей жене зажигать свечи, или принимать хоть какое- нибудь участие в этом. Поэтому многие мужчины готовят своим женам свечи, ставя их на нужное место, и обжигают фитили.
Принято зажигать свечи там, где устраивают трапезу, то есть на столе, за которым будут есть, или недалеко от него. При этом они должны быть достаточно большими, чтобы гореть до конца трапезы. Те люди, которые в субботу вечером идут в гости, должны зажигать свечи там, где будут спать.
По закону свечи зажигают в том месте, где планируют оставить, потому что после зажигания их уже нельзя переносить на другое место. А также нужно стараться ставить их там, где нет ветра, чтобы они случайно не потухли.
Перед зажиганием свечей принято давать хотя бы несколько монет на благотворительные цели, их обычно кладут в специальную копилку, которую ставят возле подсвечника со свечами, а потом передают в синагогу.
Зажигание свечей происходит таким образом: сначала зажигают свечи, потом прикрывают глаза ладонями и произносят благословение:
Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидешону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шель Шаббос Койдеш.
Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.
(“Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы”.)
Девушки и девочки зажигают свои свечи перед тем, как мать зажжет свои. Как сказал Любавичский Ребе: “Необходимо приложить все старания, чтобы каждая еврейская девочка, начиная уже с трех лет, каждую пятницу зажигала субботние свечи. За это мы все удостоимся узреть “свечу Сиона” в самом скором времени, с наступлением истинного и полного Освобождения!”
Сила Теилим
Зоар hа-Кадош о скрытом смысле Шабатних свечах
«Женщинам Святого народа заповедано зажигать свечи Шабата. И друзья указали причину: Хава погасила Свечу мира и привела в мир смерть грехом, вкушения плода Дерева Познания Добра и Зла. Она дала отведать его Адаму и этим привела тьму в мир. Мицва зажигания свечей – это исправление проступка Хавы.
Секрет исправления в том, что в Шабат светит Суккат Шабат – сфира Бина – источник всех душ , мать Мира. От нее исходит особый Свет в Шабат. Оттуда же мы получаем и дополнительную душу в Шабат – Нешама Йетира. Зажигая свечи, женщина совершает действие “итарута делитата” – пробуждение снизу, чтобы вызвать пробуждение вверху . То есть, зажигая свечи, еврейская женщина (мать) побуждает высшую Мать вверху – Бину – дать дополнительные души – Святые души своим сыновьям, то есть зажечь высшие духовные Свечи.
Поэтому женщина должна зажигать свечи с особой каваной (намерением), с весельем в сердце, осознавая, что это для нее Честь и большая Заслуга.
За это Вс-вышний пошлет ей сыновей – чтобы они стали Свечами для мира. И ее мужу будут продлены годы жизни».
(Зоар на Толдот, Сулам, пер. Цви Нисанзон)
Гематрия слова נר свеча = 250. Две свечи: «захор» (помни день шабатний, эта свеча соответствует мужу) и «шамор» (соблюдай его, соотвествует жене) = 500.
Гематрия выражения פרו ורבו – «прву урву» также = 500.
Учат Хазаль, что в теле мужчины – 248 органов, а в теле женщины – 252, что вместе = 500.
И это намек на то, что еврейская женщина, зажигая 2 свечи Шабата, строит свой дом, укрепляя отношения с мужем, и, рождая детей.
(«Скрытый свет Шабата» М. Глазерсон)
Зажигание свечей:
Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца.
Сефарды сначала произносят Браху, а лишь затем зажигают свечи, ашкеназы зажигают свечи, затем произносят Браху:
«Барух ата, Адонай, Элоhейну, Мелех hа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леhадлик нер шель шабат!»
(Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас заповедями Своими и повелевший нам зажигать свечи Субботы)
«Йеhи рацон ми-льфанэха, А-дойной Элойhэйну в-Элойhэй авотэйну, ше-йибанэ бейт hа-Микдаш би-меhэра бе-ямейну, ве-тэн хелкену бе-Торатеха. Ве-шам наавдеха бе-йиръа кимей олам у-хе-шаним кадмониот. Ве-арва лА-дойной минхат Йеhуда в-Ирушалаим кимей олам у-хе-шаним кадмониот».
Молитва за благополучие мужа у Шабатних свечей:
«Йеи рацон милефанеха Ад-най Элоэйну, веЭлоэй авотейну,
Элоэй Авраам, Элоэй Ицхак ве Элоэй Яаков, шэтишмор
ветинцор ветитор тамид эт бали миколь нэзэк, умиколь ра,
умиколь холи, ветитен ло хайим товим, хайим аруким,
хайим шель шэр вехавод.
Ветитен лану зера шель каяма уваним агуним вецадиким,
ветита бэнэну тамид аава веахва шалом верэут, ветита
белибену ааватеха вейиратеха, лаасот рецонеха улавадеха
белэвав шалэм киудим кешэрим. Велаасот цедака вахэсэд
им амеха Йисраэль, утварех эт бали бераха шелэма беров оз
вешалом, кадавар шэнээмар, йеварахэха Ад-най вейишмареха.
Яэр Ад-най панав элэха вехунэха. Йиса Ад-най панав элэха веясэм
леха шалом. Венээмар Ад- най йишмереу вихайэу веушар баарэц.
Амен кэн йеи рацон».
Перевод:
(Да будет Тебе угодно, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхак и Б-г Яакова, всегда хранить, оберегать и беречь моего мужа от любого ущерба, любого зла и любой болезни. Даруй ему жизнь добрую, продолжительную, в достатке и почете. И дай нам потомство здоровое, достойное и праведное. Насади между нами постоянную любовь, братство, мир и дружбу. И внедри в наши сердца любовь к Тебе и страх перед Тобой, чтобы поступали мы в согласии с Твоей волей и служили Тебе в полноте сердца, как праведные евреи, творя справедливость и добро народу Израиля. Благослови моего мужа полным благословением в величии силы и мира, как сказано: «Пусть сделает тебя Б-г подобным Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Г-сподь и сохранит. Да озарит для тебя Г-сподь Свое лицо и окажет тебе милость. Да обратит к тебе Г-сподь Свое лицо и дарует тебе мир». И сказано: «Г-сподь да сохранит его, оставив в живых. Будет он счастлив на земле”. Амен, да будет на то Воля Твоя).
Молитва за детей перед Шабатними свечами:
«Рибон коль аОламим, рам аль рамим, шема тефилат баэй адэха, левакэш рахамэха вахасадэха. Тезакэни беров хэмлатэха, легадэль банай лааводатэха, бенахат вело вецаар. Вело йэвошу, ки йедаберу эт ойевим башаар. Вейиъйу мемулахим умзоразим ба Тора. Вейитпарнасу митахат ядеха бинкийут увшофи, вело йимацэ ваэм шэмэц дофи. Веэнэну роот бесимхатам, бе-Торатам увъацлахатам. Йиъйу лерацон имрэй фи, беад олалай ветапай. Вейэхашэв лефанеха кеакрават пар, бизхут йешэнэй адмат афар. Веэгъон либи лефанэха, Ад-най цури вегоали. Амэн»
(Г-сподин миров, Высший над высшими! Выслушай молитву обратившихся к Тебе с просьбой о Твоих Милости и Милосердии. Удостой меня Своим великим состраданием – чтобы вырастить мне своих детей для службы перед Тобой спокойно, не в страданиях. Чтобы не осрамились, встретившись с врагами, и чтобы были проворными в занятиях Торой. Да будут угодны Тебе слова моих уст о моих детях, которые пусть будут приняты Тобой, как жертвоприношение быка, в заслугу умерших праведников, а также помыслы моего сердца, которые предстали пред Тобой, Г-споди, мой оплот и избавитель. Амэн)
Очень сильная сгула прочесть за детей у Шабатних свечей молитву Ханны. В молитве Ханны содержатся все основы еврейской молитвы.
(Из брошюры “Учение Раби Нахмана ми Бреслав”)
This article was published on: 11/01/18 9:14 ПП
Законы зажигания субботних и праздничных свечей
Представленные Вашему вниманию Законы зажигания свечей в Субботу и праздники взяты из книги «Хлеб, огонь и вода«
«И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он – Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье – счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями. Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.
«Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один – доброжелатель, другой – осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).
Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.
Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: «Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления» (трактат Шабат, 118б).
Кто зажигает свечи?
Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину – хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.
Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.
Количество свечей
Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.
Время зажигания
Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей – плаг а-минха; самое позднее – несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.
Поскольку время плаг а—минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.
В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно – и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) – читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.
Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тов (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).
Во второй вечер йом тов (например, в Рош а—Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.
Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин[1].)
Работа и еда после зажигания свечей
С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.
Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, включающее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).
После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.
В отличие от женщины, мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.
В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а—минха – см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно быть очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)
Благословения на зажигание свечей
Благословение на зажигание субботних свечей:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל שַׁבָּת
Барух Ата Адой—най Эло—hэйну Мелех hа—олам, ашер кидшану бе—мицвотав ве—цивану леhадлик нер шель шабат
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.
Благословение на зажигание праздничных свечей:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל יוֹם טוֹב
Барух Ата Адой—най Эло—hэйну Мелех hа—олам, ашер кидшану бе—мицвотав ве—цивану леhадлик нер шель йом тов
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.
Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל שַׁבָּת וְשֶׁל יוֹם טוֹב
Барух Ата Адой—най Эло—hэйну Мелех hа—олам, ашер кидшану бе—мицвотав ве—цивану леhадлик нер шель шабат ве—шель йом тов
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.
Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל יוֹם הַכִּפּוּרִים
Барух Ата Адой—най Эло—hэйну Мелех hа—олам, ашер кидшану бе—мицвотав ве—цивану леhадлик нер шель йом а—кипурим
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.
Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְּשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ לְהַדְלִיק נֵר שֶׁל שַׁבָּת וְשֶׁל יוֹם הַכִּפּוּרִים
Барух Ата Адой—най Эло—hэйну Мелех hа—олам, ашер кидшану бе—мицвотав ве—цивану леhадлик нер шель шабат ве—шель йом hа—кипурим
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Йом-Кипура.
К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре – седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:
בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם שֶׁהֶחֱיָנוּ וְקִיְּמָנוּ וְהִגִּיעָנוּ לַזְּמַן הַזֶּה
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.
Когда произносится благословение?
Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после этого зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.
Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи – чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.
При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.
Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.
Место зажигания свечей при трапезе вне дома
Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а—минха (см. п. 3, а также п. 4 – о работах после зажигания субботних свечей).
При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.
Другая возможность – насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.
Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы.
Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).
Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.
Зажигание свечей в больнице
Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.
Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надо в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свечи зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).
Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем, в комнате медперсонала).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
[1] Эрув тавшилин – это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение. Эрув тавшилин дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Эрув тавшилин съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).
Я работаю библиотекарем 11 лет в государственной городской библиотеке в городе Москва. Верую в бога с рождения – это привила мне моя бабушка. Так как в последнее время число верующих среди молодежи упало, то мною было принято решение распространять слово божие среди молодежи, доступное со всех устройств имеющих доступ в интернет.
Данный ресурс был создан с целью сохранения и архивации молитв и прочих священных тестов. Если вы нашли материалы содержащие не точности или оскорбляющие ваши чувства, то свяжитесь с мной через контактную форму, он будет удален или отредактирован.
Да хранит Вас Бог!