Молитва прежде рождества и по рождестве дева

Полное описание: Молитва прежде рождества и по рождестве дева - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитва прежде рождества и по рождестве дева

30 октября (17 октября по старому стилю)
икона Богородицы «ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА»

Принесена икона в Николаевский Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 году Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святой образ оставил в своей келье. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Настоятель приказал поставить её над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.
Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того как снятый с должности по несправедливому обвинению капитан Егерского пехотного полка Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. С горячими слезами он склонился перед образом и попросил у Божией Матери заступничества. Через несколько дней он услышал повеление Богородицы – устроить для этой иконы серебряную ризу. Вскоре после исполнения повеления Шабашев был оправдан. В 1848 году по молитве перед этой иконой Московский край был спасён от холеры.

Образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы, в которой погибло 21 человек и 35 получили ранения. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась вся семья императора Александра III, разбился вдребезги, никто из членов семьи не пострадал. Событие это произошло 17 октября 1888 года – в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

Молитва прежде рождества и по рождестве дева

ДОМАШНЕЕ БОГОСЛАВОСЛОВИЕ
“Монастырь в миру”

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы

Видео (кликните для воспроизведения).

Икона Божией Матери, именуемая “Прежде Рождества и по Рождестве Дева”.

Образ Богоматери из книги Софии Снессоревой (1897 год) “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон”.
(Свободное изображение. Распространяется по лицензии CC-BY-SA.)

ПОРТАЛ ПАЛОМНИК
* Сайт Православная Германия
* Сайт Дюссельдорф и его окрестности

К общему алфавитному списку святых, соборов святых, чудотворных икон и событий.

ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА

День празднования:
– 17 октября (30 октября) (празднование в Русской Православной Церкви).

Чудотворная сила иконы явлена в 1827 году.

2017 год: 190 лет со времени явления чудотворной силы иконы.

Сия чудотворная икона находится в Николаевском Пешношском монастыре Московской епархии; она поставлена в Покровской церкви, близ мощей преподобного Мефодия и украшена серебряною ризою от усердия капитана Шабашева, который первый получил чрез икону милость Царицы Небесной.

Эта икона прежде составляла собственность одного из братий Пешношского монастыря, а после его смерти она была вынесена в часовню, поставлена над входом, где и находилась до 1827 года. С этого времени она стала проявлять благодатные знамения.

Первое от нее благодеяние получил капитан Шабашев. Его полк – 48-й пехотный егерский – стоял близ монастыря, и он, часто посещая монастырь, особенно благоговел пред этою иконою. Однажды случилось с ним несчастье: вследствие несправедливого обвинения он потерял занимаемое им место. Со слезами, еще усерднее стал он молиться пред святою иконою, и однажды ночью Матерь Божия явилась ему во сне и сказала: “Если хочешь избавиться от искушения, то устрой на икону серебряную ризу”. Он исполнил ему повеленное и вскоре был оправдан безусловно.

После этого икона перенесена в монастырь, и с того времени стали совершаться чудесные благодеяния. За клирос она была выставлена в 1848 году, когда в этот страшный холерный год от неё произошли многие и поразительные чудеса милости Божией.

Икона прекрасного живописного письма на доске мерою 12 вершков длины и 9 вершков ширины. Празднование ей совершается 30 октября.

Яко нашего воскресения сокровище, на Тя надеющимся, Всепетая, от рова и глубины прегрешений возведи, Ты бо повинныя греху спасла ecи рождшая спасение наше; яже прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребывавши Дева” (Тропарь иконе, – А. П.).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИКОНЕ:

Принесена икона в Николаевский Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святой образ оставил в своей келье. Была ли эта икона родовой в его доме, или была получена им лично в благословение от кого-либо – неизвестно. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Настоятель приказал поставить её над входной дверью в часовне преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы, в которой погибло 21 человек и 35 получили ранения. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась вся семья императора Александра III, разбился вдребезги, никто из членов семьи не пострадал. Событие это произошло 17 октября 1888 года – в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». Вернувшись в Петербург, Царь повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Во многих из них такого образа не было, поэтому срочно было сделано множество списков.

Судя по сохранившимся изображениям, образ “Прежде Рождества и по Рождестве Дева” из Николо-Пешношского монастыря являлась образцом западной живописи, а конкретнее – прекрасного итальянского письма. Кроме того, как это принято на западе – Богоматерь на иконе изображена в короне”.

После закрытия монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен. Как пишет сайт Николо-Пешношского мужского монастыря, в настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Сейчас в обители находится образ, созданный мастерами Троице-Сергиевой Лавры, которвй в июне 2008 года мироточил.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества Дева и по Рождестве Дева» молятся об избавлении от моровых поветрий, оклеветания и о заступничестве от разных бед.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», чтомая в Николо- Пешношском монастыре, Московской епархии:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

К общему алфавитному списку святых, соборов святых, чудотворных икон и событий.

Память святого Богоотца, или неделя по Рождестве Христовом

Оканчивая праздник Рождества Христова, в следующую после него неделю, если бывает она прежде нового года, или в следующий день после праздника Рождества Христова, т.е. 26 числа декабря, Церковь совершает память Св. Богоотец, т.е. прославляет и благодарит Пресв. Богородицу, святых и праведных Иосифа обручника, Давида царя и Иакова – брата Господня по плоти, и называет эту неделю неделею по Рождестве Христове. В Евангелии этой недели Церковь благовествует об удалении Иосифа, по повелению Ангела, с Богомладенцем Иисусом Христом и Мариею матерью Его во Египет, – от Ирода, искавшего погубить вечнобестленного Младенца (Матф. II, 13 – 23. Зач. 4).

Икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

Среди множества чудотворных икон можно выделить лик Богоматери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». К ней приходят с молитвами о защите от всяческих бед и недугов.

Икона Богоматери получила широкое распространение после чудесного спасения царской семьи. Во время катастрофы на железной дороге погибло множество людей. По стечению обстоятельств крушение поезда произошло в день празднования иконы, и вагон, в котором находилась царская семья, разбился полностью. Однако никто из членов семьи не пострадал. Царь заказал службы повсеместно, а так как во многих церквях и храмах не было этой иконы Богородицы, с нее сделали множество списков. По преданиям, святой образ принадлежит кисти итальянского живописца, о чем говорит корона на голове Девы Марии и некоторые особенности написания иконы.

История иконы

Согласно сведениям, дошедшим до наших времен, икона Богородицы была принесена в монастырь Дмитровского уезда неким купцом Мокеевым. Он вступил в братию обители и направил все свое имущество настоятелю монастыря, а икону оставил у себя в келье. После его кончины икона была установлена над входной дверью часовни. Впервые проявила себя икона в 1827 году. Один из военнослужащих, несправедливо обвиненный, шел мимо часовни и увидел свет, источаемый ликом Богоматери. Он горячо помолился перед образом, прося защиты и заступничества от клеветы, и через несколько дней услышал глас Богородицы, которая повелела сделать для иконы оправу из серебра. Когда военный выполнил веление Богородицы, его доброе имя было восстановлено.

Следующее чудо произошло в 1848 году. Молитвы перед образом Богоматери избавили всю Московскую область от поветрия страшного смертельного заболевания — холеры.

Широкое распространение икона получила после спасения царской семьи. По велению царя списки с чудотворного лика появились повсеместно.

След иконы теряется в 1920 году. В это время в обители была открыта больница для душевнобольных людей. На месте часовни была воздвигнута котельная, и чудотворный образ исчез, не оставив ни малейшего следа для дальнейших поисков. Во вновь возродившемся монастыре по сей день почитают список с чудотворной иконы.

Где находится икона Богоматери

Благодаря царскому указу, сейчас списки с иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» можно увидеть в большинстве храмов и церквей. Образ находится в Московской области, в Николо-Пешношском монастыре; в Москве, во Владимире, в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах и селах огромной России.

Описание иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

На иконе изображена Богоматерь, на левой руке которой расположен Младенец Иисус. На голове ее искусно выписана корона, что говорит о принадлежности к кисти итальянского художника. Также в левой руке Богоматери мы видим державу. Чудотворная икона почитается в православном мире и являет собой подтверждение могущества и справедливости Высших Сил.

В чем помогает чудотворный образ Божией Матери

К лику Богоматери обращаются с молитвами при любых жизненных обстоятельствах. Не единожды проявленные чудотворные свойства иконы исцеляют больных от всевозможных недугов, в том числе и смертельных. Обращаются к ней и те, кто подвергся клевете и ложным обвинениям. Икона Богоматери всегда восстанавливает справедливость и дарует невинно осужденным свою благодать. Также молятся перед иконой при эпидемиях и иных напастях. О справедливости Богоматери говорят ее деяния. Немало устных рассказов повествуют о том, как избавляла Богородица от клеветы прихожан, даруя им милость и наказывая алчущих наживы обвинителей. Сейчас к помощи прибегают осужденные, которые находятся в бедственном положении и отбывают сроки в заключении.

Дата празднования

В православном мире торжественную литургию проводят 30 октября (17 октября по старому стилю). Во время службы каждый может вознести искренние молитвенные слова Богородице, попросив ее о помощи и благополучии.

Молитвы перед иконой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

«Пресвятая Владычица, Дева Мария. В смирении преклоняем пред Тобой колени. Молим о даровании нам прощения. Клеветой людской и молвой облитые, просим смиренно восстановления справедливости. Не держим зла на недругов своих, молим лишь о даровании благодати и отпущения вольных и невольных прегрешений. Аминь».

«Пресвятая Богородица, славься! Спаси и помилуй страну нашу и народ от моровых поветрий да от бед всяческих. Покровом своим даруй защиту Небесную да не позволь томиться от голода и гонений. Веру православную будем распространять повсеместно да славить Деву Марию Непорочную, давшую всему роду людскому надежду на спасение и жизнь вечную. Аминь».

Любая молитва, произнесенная от чистого сердца, будет услышана Высшими Силами. В час сомнений, робости и болезни, а также в минуты радости не забывайте помолиться, чтобы обрести душевный покой и снискать Божью благодать. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Николо-Пешношский монастырь

+7 (495) 744 78 75

Заказ экскурсий: +7 (925) 340 53 90

Икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

Чудотворная икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» является одной из самых известных святынь Николо-Пешношской обители. На ней изображена Божия Матерь и, на левой Ее руке, Спаситель. Богородица и Богомладенец показаны с царскими коронами на головах. Иисус Христос держит в руке царский жезл, а Богородица, как бы помогая Ему, придерживает скипетр снизу.

Этот образ был принесен в монастырь известным благотворителем, московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась семейной реликвией А. Г. Мокеева, и поэтому он, пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери оставил в своей келье.

После кончины Алексея Григорьевича в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.

Еще более образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» прославился в 1888 году и связано это было с крушением царского поезда, потрясшим всю страну. Император Александр III со своей семьей возвращался на поезде из Крыма. Около станции Борки, близ Харькова, состав на полном ходу сошел с рельсов. Вагон, в котором находилась царская семья, был страшно покорежен и лежал на насыпи. Император, обладавший недюжинной физической силой, сам держал крышу вагона, пока другие выбирались из-под обломков. Многие пассажиры этого поезда погибли и получили ранения. Но никто из семьи императора и находившихся рядом с ним людей не пострадал. Произошло чудесное спасение царской семьи 17 октября — в день праздника иконы. Вернувшись в Петербург, Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.

Видео (кликните для воспроизведения).

После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен. Сейчас в обители находится список, созданный мастерами Троице-Сергиевой Лавры.

“Прежде Рождества и по Рождестве Дева” икона Божией Матери

«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» икона Божией Матери. Галерея икон.

Принесена икона в Николаевский Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святой образ оставил в своей келье. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Настоятель приказал поставить её над входной дверью в часовне преподобного Мефодия Пешношского, которая находилась у дороги, недалеко от обители.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того как снятый с должности по несправедливому обвинению капитан Егерского пехотного полка Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. С горячими слезами он склонился перед образом и попросил у Божией Матери заступничества. Через несколько дней он услышал повеление Богородицы – устроить для этой иконы серебряную ризу. Вскоре после исполнения повеления Шабашев был оправдан. В 1848 году по молитве перед этой иконой Московский край был спасён от холеры.

Образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы, в которой погибло 21 человек и 35 получили ранения. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась вся семья императора Александра III, разбился вдребезги, никто из членов семьи не пострадал. Событие это произошло 17 октября 1888 года – в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

День празднования: 30 октября (17 октября по старому стилю).

Николо-Пешношский монастырь. Икона Божией Матери «Прежде рождества и по рождестве Дева».

“Прежде Рождества и по Рождестве Дева” икона Божией Матери.

“Прежде Рождества и по Рождестве Дева” икона Божией Матери.

Об Иконе Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева»

Николо-Пешношский монастырь, основанный в 1361 г. преподобным Мефодием Пешношским – учеником преподобного Сергия Радонежского, является одной из самых древних и славных обителей Подмосковной земли.

За свою долгую историю обитель не раз вступала в период расцвета, когда об ее красоте и благоденствии заботились великие князья и российские государи. Не раз монастырь на Пешноше переживал время смут и гонений. Дважды монастырь был закрыт – при императрице Екатерине II и в эпоху советской власти.

В настоящее время мы видим чудо возрождения древней обители, предстательством Божией Матери и святых покровителей монастыря Пешношская святыня вновь стала духовным центром Дмитровской земли, к которому, как и прежде, тянутся за утешением и духовной поддержкой богомольцы со всех уголков Подмосковья.

Одной из наиболее почитаемых святынь Николо-Пешношского монастыря является икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

Этот святой образ был принесен в обитель известным благотворителем и помощником строителя Игнатия и строителя Макария в трудах по восстановлению монастыря в конце XVIII в., московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Как отмечает историк К.Ф.Калайдович, А.Г.Мокеев стал «незабвенным для Пешношской обители благотворителем».

Икона была семейной реликвией А.Г.Мокеева, поэтому он, поступив в 1780 г. в число братии Николо-Пешношского монастыря, хранил этот образ Божией Матери в своей келье. Икона имела размер 53,5 х 40 см. На ней изображена Божия Матерь и на левой Ее руке Спаситель. Богородица и Богомладенец показаны с царскими коронами на головах. Иисус Христос держит в руке царский жезл, а Богородица, как бы помогая Ему, поддерживает снизу державу.

После кончины Алексея Григорьевича в 1792 г. икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» перешла в собственность обители. Настоятель, рассмотрев образ и увидев, что он написан масляными красками на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, распорядился поставить икону за монастырскими стенами, над дверью в часовню преподобного Мефодия Пешношского, в одной версте от обители.

В 1827 г. в селе Рогачево квартировал капитан стоявшего поблизости от монастыря Егерского пехотного полка Платон Онисимович Шабашев. Однажды, когда он в ночное время проходил мимо часовни, то увидел необыкновенное сияние, исходящее от иконы. По мере того как он подходил к часовне, свет постепенно померк.

В то время у капитана Шабашева были большие неприятности по службе – он подвергся несправедливому обвинению, и ему грозило наказание и отстранение от должности. Капитан долго молился и просил заступничества Царицы Небесной, и во сне увидел Мефодиевскую часовню и в облаках над ней – сияющую икону Пресвятой Богородицы. Услышал он и голос: «Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед сею иконой и сделай на нее серебряную ризу». Как гласит предание, капитан пришел в монастырь и рассказал о своем видении настоятелю архимандриту Максиму. Тогда настоятель приказал принести икону в монастырь и отслужить перед ней молебен. Согласно устному преданию, вскоре после этого обвинения с Шабашева были сняты, и он, будучи со своим полком уже в городе Глухове Черниговской губернии, прислал оттуда деньги для устроения серебряного оклада.

При изготовлении новой ризы в монастыре решили заменить и ветхую деревянную доску, на которую был натянут холст. Однако когда сняли холст, то обнаружили под ним точно такую же икону, писанную на дереве. Причем этот лик Божией Матери был выполнен «несравненно лучше, чем на полотне». История появления одновременно двух образов предположительно такова. По рассказам насельников монастыря, после смерти Алексея Григорьевича Мокеева некая госпожа Петрикова, которая ранее видела этот образ в его келий, решила сделать список с иконы. Художник, по заданию госпожи Петриковой писавший копию на полотне, захотел очистить икону от копоти, но при этом местами повредил ее. Тогда заказчица повелела наложить новое изображение на холсте на оригинальное (на доске) и в таком виде вернуть в монастырь.

После того как в обители было открыто первоначальное изображение (на доске), то именно оно, как являющееся первообразом и более древнее, было «обложено серебряною ризою и поставлено в Сергиевской церкви за правым клиросом, а верхнее, писанное на холст, оставлено на прежнем месте в часовне». Поскольку доска, на которой написана икона, была очень ветхая, то ее врезали в новую липовую доску.

С этого времени имеется много свидетельств о чудесах, происходивших по молитвам верующих перед этой иконой Пресвятой Богородицы. Вот лишь некоторые из чудес, письменно зафиксированных и происходивших в XIX в. по молитвам перед иконой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

Во время холерной эпидемии 1848 г. происходили крестные ходы. С иконами, в числе которых был упоминаемый чудотворный образ, ходил крестьянин по имени Ерофей, но он заболел, и во время своей болезни видел во сне женщину с иконой «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и слышал голос «Вот, я тебе здоровье принесла».

Вскоре после этого видения Ерофей совершенно выздоровел.

В селе Говейново, что расположено неподалеку от Николо-Пешношского монастыря, проживала одна бесноватая девица, которая болела, кричала на богослужениях и никак не могла поправиться. Однако после молебна перед этой иконой она полностью выздоровела. У внучки одного московского купца после ушиба начал расти горбик, который совершенно исчез после молитвы ее матери перед святым образом. Есть сведения, что в 1851 г. одна женщина из Старицкого уезда «прожив три недели в обители, по молитве у сей иконы получила облегчение скорченной руки своей».

После окончания строительства и освящения церкви во имя святителя Димитрия Ростовского в 1829 г. икона находилась в алтаре этого храма, за жертвенником. Общеизвестным чудотворный образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» стал в 1848 г., когда город Дмитров и весь Дмитровский уезд пострадали от эпидемии холеры. В то время многие получали исцеление по молитвам перед иконой. Поэтому для того, чтобы она стала доступной большему числу молящихся, ее вынесли из алтаря и поставили за клиросом храма свт. Димитрия Ростовского.

Заступничество Божией Матери простерлось тогда и на саму Николо-Пешношскую обитель. Во время опасной эпидемии в монастыре не было холеры, хотя в него приходило множество народа, гостиница была заполнена, а монашествующие ходили в ближние селения крестными ходами и для совершения треб вместо больных или умерших приходских священников.

Когда эпидемия закончилась и холера отступила, икону перенесли в храм прп. Сергия Радонежского, где она была поставлена у мощей прп. Мефодия Пешношского за клиросом. В том же 1848 г. была составлена служба и установлено празднование иконе 17 (30 н. ст.) октября; в этот день ежегодно совершался крестный ход с иконой вокруг обители.

В вышедшей в 1853 г. книге с описанием 144 чудотворных икон Божией Матери Ее образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» упоминается уже как прославленный.

Так как слава иконы постоянно возрастала, в 1856 г. с нее была снята уменьшенная копия и отпечатана типографским способом. В 1861 г. серебряный оклад был покрыт позолотой, после чего икону поставили за правым клиросом храма прп. Сергия Радонежского.

В 1886 г. во имя почитаемой иконы Божией Матери, на пожертвования мирян, переданные иеромонахом Мартинианом, по его просьбе устроили придел с правой стороны собора свт. Николая Чудотворца, на паперти. Почитание иконы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» еще более возросло после чудесного спасения императорской семьи во время крушения царского поезда в 1888 г.

В тот день император Александр III возвращался вместе со своей семьей из Крыма. Около станции Борки, близ Харькова, состав на полном ходу сошел с рельсов. В результате шесть вагонов были совершенно разбиты, оба паровоза и пять других вагонов – сильно повреждены. Во время крушения 21 человек погиб и 43 были ранены. Однако, несмотря на практически полное разрушение вагона, в котором находился император, ни он сам, ни кто-либо из его семьи и находившихся рядом людей не пострадал.

Чудесное спасение царской семьи произошло 17 октября (по старому стилю) – в день празднования иконе Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождеству Дева». Только после того, как все раненые были перенесены в санитарный состав, царская семья отправилась на другом поезде дальше. На станции Лозовой сельское духовенство отслужило панихиду по всем умершим в результате катастрофы и благодарственный молебен всем святым, празднование которым приходится на 17 октября, а также чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. После чудесного спасения царской семьи образ «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» обрел всероссийскую славу и почитание. С иконы было сделано множество списков, которые находились практически во всех православных храмах Российской империи. Как отмечал автор летописи Николо-Пешношского монастыря, «икона сея находится в великом почитании ради чудес Богородицы, бывающих от неё».

После закрытия монастыря в 1920-х гг. столь почитаемый первоначальный образ, принесенный в обитель в 1780 г. и заново обретенный в 1827 г., был утрачен.

Игумен Григорий (Клименко)

Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 6, 2015 г.

Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы *

Содержание

Слово 1

Приидите все народы, весь род человеческий, всякий язык, возраст и чин радостно прославим день рождения всемирной радости. Если и язычники – когда демоны ложными вымыслами тайно уловляли их ум и затмевали истину – проводили со всякою почестию дни рождения своих царей, даже таких, которых жизнь нередко была порочна, принося им каждый посильные дары; то не более ли мы должны почтить день рождения Богоматери, чрез которую весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость? Ева слышала определение Божие: «в болезнех родиши чада» ( Быт. 3, 16 ), а Марии возвещено: «радуйся, Благодатная!» ( Лук. 1, 28 ); той сказано: «к мужу твоему обращение твое» , а этой: «Господь с Тобою!» Но что мы принесем в дар Матери Слова, кроме слова? Да восторжествует вся тварь и да прославит священнейшую леторасль священной Анны! Она родила миру неотъемлемое сокровище благих; чрез Нее вочеловечившийся Творец привел всю тварь в лучшее состояние. Человек, поставленный между миром духовным и вещественным, связывает собою все видимое творение с невидимым; так и Творец – Слово Божие, соединившись с естеством человеческим, соединился чрез Нее со всею тварию. Итак, прославим разрешение человеческого неплодия, потому что для нас рушилась преграда к блаженству.

О блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас, как негде сказал Господь: «от плодов их познаете их» ( Мф.7:16 ). Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению безтелесно Родившего, телесно произвесть на свет один единородный Свет, не раждающий, но всегда раждаемый, которого особенное личное свойство есть раждаемость. О, каких чудес и какого завета сделалась виновницею сия Отроковица! Порождение неплодия, девство раждающее, соединение Божества и человечества, страсти и безстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем этом худшее побеждено было лучшим. И это все для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не чрез Ангелов, не чрез другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так возсоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь к источнику чудес и, увлекаемый восторгом, опять ударяю в цевницу духа и пою священный гимн рождению.

О священная чета, Иоаким и Анна! Примите от меня слово в честь Рождества Богородицы. О дщерь Иоакима и Анны, Владычица! Прими слово от раба грешного, но исполненного пламенной любви и Тебя одну стяжавшего радостную надежду, предстательницу жизни, ходатаицу у Сына Твоего и несомненный залог спасения. Сними с меня тяжкое бремя грехов; разсей мрачное облако, облежащее ум мой; смягчи земную грубость во мне; останови искушения; управь счастливо жизнь; руководствуй к небесному блаженству. Даруй мир миру и всем православным жителям града сего совершенную радость и вечное спасение, молитвами родителей Твоих и всея Церкви. Буди, буди.

Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего – Иисус Христос Сын Божий! Ему слава со Отцем и Святым Духом в безконечные веки веков. Аминь.

Слово второе

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы св. Иоанна Дамаскина, помещенное в Христ. Чт. 1828 г. ч. XXXI, стр. 227–249, проверено и исправлено по греческому тексту. Оно первое в числе Слов св. отца на этот праздник. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI. col. 661–680.

Источник: Приводится по изданию: Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. – Издание Русского на Афоне Пантелеимонова Монастыря. – СПб.: В Типографии А. И. Траншеля, 1869. – С. 15-43.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА»)

30 октября (17 октября по старому стилю)
икона Богородицы «ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА»

Принесена икона в Николаевский Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 году Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святой образ оставил в своей келье. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Настоятель приказал поставить её над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители.
Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того как снятый с должности по несправедливому обвинению капитан Егерского пехотного полка Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. С горячими слезами он склонился перед образом и попросил у Божией Матери заступничества. Через несколько дней он услышал повеление Богородицы – устроить для этой иконы серебряную ризу. Вскоре после исполнения повеления Шабашев был оправдан. В 1848 году по молитве перед этой иконой Московский край был спасён от холеры.

Образ стал известен по всей России после чудесного спасения царской семьи во время железнодорожной катастрофы, в которой погибло 21 человек и 35 получили ранения. Несмотря на то, что вагон, в котором находилась вся семья императора Александра III, разбился вдребезги, никто из членов семьи не пострадал. Событие это произошло 17 октября 1888 года – в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Прежде Рождества и по Рождестве Дева».

ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чтимый список иконы “Прежде Рождества и по Рождестве Дева”. Икона работы мастеров ТСЛ, XX-XXI вв. Никольский собор Николо-Пешношского монастыря

“Прежде Рождества и по Рождестве Дева”, икона Божией Матери

Икона была принесена в Николо-Пешношский монастырь известным купцом московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым, когда тот в 1780 году решил поступить в число братии. Икона являлась семейной реликвией Мокеева. Пожертвовав все свои средства в монастырскую казну, образ Божией Матери он оставил в своей келье. После кончины Алексея Григорьевича в 1792 году икона перешла в собственность обители. Настоятель, увидев, что образ написан на холсте (а не на доске) и не в полном соответствии с нормами общепринятого канона, велел поставить ее за монастырскими стенами, над дверью, ведущей в часовню преподобного Мефодия Пешношского.

Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан стоявшего близ обители (в селе Рогачеве) егерского пехотного полка Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы исходил необыкновенный свет. В то время Шабашев подвергся несправедливому обвинению, послужившему причиной удаления его от занимаемой им должности. Не найдя справедливого отношения к делу перед земными властителями, капитан решил обрести истину у Небесной Владычицы. С горячими слезами он склонился перед Её пречистым образом в обители. Через несколько дней после этого он услышал ночью голос Богоматери, явившейся к нему и сказавшей: “Если хочешь избавиться от искушения, то устрой на икону серебряную ризу.” Шабашев исполнил повеление Богоматери. Прошло немного времени, и он был оправдан.

Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма.

Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления. Обитель тогда убереглась от холеры, несмотря на то, что врата ее всегда были открыты для всех, гостиница – заполнена, а монашествующие ходили крестными ходами в ближние селения и совершали требы вместо заболевших или умерших приходских священников. В том же году составили службу и установили день празднования иконе – 17 октября. С этого года икона находилась за клиросом храма.

Ещё более образ прославился в 1888 году, так-как день чудесного спасения царской семьи во время крушения царского поезда был 17 октября – днём праздника иконы. Вернувшись в столицу, император Александр III повелел служить благодарственный молебен образу Божией Матери “Прежде Рождества и по Рождестве Дева” во всех храмах России. Для тех церквей, где такой образ отсутствовал, срочно изготовили списки с него.

В предреволюционный период образ помещается в Покровском монастырском храме, близ мощей преподобного Мефодия Пешношского. После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1920-х годах первоначальный образ был утрачен.

В новейшее время для возрождённой обители мастерами Троице-Сергиевой Лавры был создан новый список. Этот список был поставлен в Никольском соборе монастыря и также прославился чудесами. Так, в воскресенье 17 марта 2019 года, в Неделю Торжества Православия, во время Божественной литургии произошло обильное мироточение чтимой иконы [1].

Прежде Рождества и по Рождестве Дева. Икона из Николо-Пешношского монастыря. Рисунок из кн. Е. Поселянина.

Описание

Икона размером 12 вершков в вышину на 9 в ширину. На образе Богородица представлена фронтально по пояс с восседающим на Её левой руке Предвечным Младенцем. Спаситель и Его Мать увенчаны царскими коронами. Иисус Христос держит в деснице царский скипетр. Левой рукой Богомладенец опирается на державу, которую Богородица, как бы помогая Ему, придерживает снизу.

Литургической основой икон данного извода является богослужебный текст богородична (глас 7): “. прежде рождества Дева, и в рождестве Дева, и по рождестве паки пребываеши Дева.” На формирование иконографии оказали влияние такие западные образцы, как распространенное в средневековой Германии изображение Богоматери “Dreimal Wunderbare Mutter” (“Трижды дивная Матерь”). Среди иных известных в России образов по иконографии наиболее близки иконы Ломовская, Шестоковская, Мишковская и Чубковская из Стародубья [2].

Молитва прежде рождества и по рождестве дева
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Святое слово мать как слово из молитвы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here