Молитва на начало Святой четыредесятницы

Полное описание: Молитва на начало Святой четыредесятницы - в детальных подробностях для наших читателей.

Молитва на начало Святой четыредесятницы

НАДЕ́ЯНИЕ ВСЕМ КОНЦЕ́М ЗЕМЛИ́, И СУ́ЩИМ В МО́РИ ДАЛЕ́ЧЕ, БО́ЖЕ, ПРОНАРЕКИ́Й СВЯ́ТЫЯ ДНИ СИЯ ПО́СТНЫЯ ЗАКО́НОМ И ПРОРО́КИ, И ЕВАНГЕЛИ́СТЫ, СПОДО́БИ ВСЕ́Х В ЧИСТОТЕ́ ТЕЧЕ́НИЕ ПО́СТНОЕ ПРЕЙТИ́, ВЕ́РУ НЕРАЗЛУ́ЧНУ СОБЛЮСТИ́, И ЗА́ПОВЕДИ ТВОЯ СОХРАНИ́ТИ ВО ВСЯ ДНИ ЖИВОТА́ НА́ШЕГО. А́НГЕЛУ МИ́РНУ ЗАПОВЕ́ЖДЬ СОБЛЮДА́ТИ ВХО́ДЫ НА́ША И ИСХО́ДЫ НА ВСЯ́КОЕ ДЕ́ЛО БЛА́ГО́Е И СПОСЛУ́ШАЮЩУ, И СОУГОЖДА́ЮЩУ К СОВЕРШЕ́ННОМУ ПРИЧАЩЕ́НИЮ ПРЕЧИ́СТЫХ ТВОИ́Х ТАИН. ПРИИМИ́ ЖЕ ВЛАДЫ́КО, КОЛЕ́ННОЕ ПОКЛОНЕ́НИЕ И ПО́СТ РАБО́В ТВОИ́Х, ПОДАЯ́ И́М БЛА́ГОСЛОВЕ́НИЕ ДУ́ХО́ВНОЕ, И ВСЕ́М НА́М, О ХРИСТЕ́ ИИСУ́СЕ ГО́СПОДЕ НА́ШЕМ: С НИ́МЖЕ БЛА́ГОСЛОВЕ́Н ЕСИ́, С ПРЕСВЯ́ТЫ́М, И БЛА́ГИ́М И ЖИВОТВОРЯ́ЩИМ ТВОИ́М ДУ́ХОМ, НЫ́НЕ И ПРИ́СНО, И ВО ВЕ́КИ ВЕКО́В, АМИ́НЬ.

МОЛИ́ТВА ВТОРА́Я ТОМУ́ЖДЕ.

ПОСЕ́М БЛА́ГОСЛОВЛЯ́ЕТ И́Х ДЕСНИ́ЦЕЮ, ГЛАГО́ЛЯ:

БЛА́ГОСЛОВЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ НА ВА́С, ТОГО́ БЛА́ГОДА́ТИЮ И ЩЕДРО́ТАМИ, И ЧЕЛОВЕКОЛЮ́БИЕМ, ВСЕГДА́, НЫ́НЕ И ПРИ́СНО, И ВО ВЕ́КИ ВЕКО́В, АМИ́НЬ.

МОЛИТВЫ ВЪ НАЧАЛѢ ПОСТА СВЯТЫЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

Яже іерей своимъ парохіаномъ въ понедѣльникъ первый Святаго Великаго Поста, или въ иный день первыя постныя седмицы въ церкви по утрени, или по часѣхъ.

Вземъ на себе епитрахиль, чтетъ молитвы сія со великимъ умиленіемъ:

Надѣяніе всѣмъ концемъ земли, и сущимъ въ мори далече, Боже, пронарекій святыя дни сія постныя закономъ, и пророки и Евангелисты! Сподоби всѣхъ въ чистотѣ теченіе постнее прейти, вѣру неразлучну соблюсти, и заповѣди Твоя сохранити во вся дни живота нашего. Ангелу мирну заповѣждь соблюдати входы наша и исходы на всякое дѣло благое, и спослущающу, и соугождающу къ совершенному причащенію пречистыхъ Твоихъ таинъ. Пріими же, Владыко, колѣнное поклоненіе и постъ рабовъ Твоихъ, подая имъ благословленіе духовное, и всѣмъ намъ, о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ, съ Нимъ же благословенъ еси, съ пресвятымъ, и благимъ, и животорящимъ Твоимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

По семъ благословляетъ ихъ десницею, глаголя:

Благословеніе Господне на васъ, Того благодатію и щедротами и человѣколюбіемъ, всегда, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

Книга молебныхъ пѣній Православной Каѳолической Восточной Церкви. Нѣмецкій переводъ съ параллельнымъ славянскимъ текстомъ, провѣреннымъ по греческимъ оригиналамъ, протоіерея Алексѣя Мальцева, mag. theol., Наcтоятеля церкви при Императорскомъ Россійскомъ Посольствѣ въ Берлинѣ. Берлинъ 1897. С. 557-567.

Требник на русском языке

Эти молитвы обычно произносятся священником в первые дни Святого Великого Поста при посещении домов прихожан, но по желанию можно их произнести и в храме в прощенное воскресенье, после вечерни, накануне поста.

1. «Боже, надежда всех концев земли и находящихся далеко в море! Ты через закон, пророков и святых евангелистов определивший эти святые дни для поста, Сам удостой всех нас непорочно совершить течение этого поста, сохранить непоколебимой веру и во все дни нашей жизни исполнять Твои заповеди. Заповедай ангелу мира охранять нас при вхождении и выхождении на всякое доброе дело, и помогать нам в послушании Тебе и в приготовлении к достойному причащению Твоих Пречистых Тайн. Прийми же, Владыка, коленопреклонения и пост Твоих рабов (имена), даруй им и всем нам духовное благосло-рение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Потом благословляет присутствующих, произнося: «Благословение Господа да будет на вас по Его благодати, щедротам и человеколюбию ныне, всегда и во веки веков Аминь».

Молитвы в начале поста святой четыредесятницы

Название Молитвы в начале поста святой четыредесятницы
Дата публикации 23.03.2013
Размер 98.8 Kb.
Тип Документы

odtdocs.ru > Культура > Документы

МОЛИТВЫ В НАЧАЛЕ ПОСТА СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ.

Эти молитвы обычно произносятся священником в первые дни святого великого поста при посещении домов, прихожан, но по желанию можно их произнести и в храме в прошенное воскресенье, после вечерни, накануне поста.

1. Боже, надежда всех концев земли и находящихся далеко в море! Ты через закон, пророков и святых евангелистов определивший эти святые дни для поста, Сам удостой всех нас непорочно совершить течение этого поста, сохранить непоколебимой веру и во все дни нашей жизни исполнять Твои заповеди. Заповедай ангелу мира охранять нас при вхождении и вырождении на всякое доброе дело, и помогать нам в послушании Тебе и в приготовлении к достойному причащению Твоих Пречистых Тайн. Приими же, Владыка, коленопреклонения и пост Твоих рабов (имена), даруй им и всем нам духовное благословение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь”.

^ Потом благословляет присутствующих, произнося:

„Благословение Господа да будет на вас, по Его благодати, щедротам и человеколюбию ныне, всегда и во веки веков. Аминь”.

^ МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕТВЕЙ ПАЛЬМОВЫХ

И ДРУГИХ ДЕРЕВЬЕВ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.

„Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе „Осанна”, встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь”.

^ МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЯСНОЙ ПИЩИ

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ.

Священник: „Благословен Бог наш. “

„Христос воскрес. ” (трижды).

„Господи Иисусе Христе Боже наш! Склони Свой взор на мясную пищу и освяти ее, как освятил Ты овна, которого привел к Тебе верный Авраам, и как агнца, которого принес Тебе Авель для всесожжения, и как упитанного теленка, которого Ты повелел заколоть для блудного Твоего сына, вновь к Тебе возвратившегося; и как тот удостоился насладиться Твоими благодеяниями, так и всех нас удостой насладиться освященною и благословленною Тобою пищею. Ибо Ты — истинная Пища и Податель благ, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом, и с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь”.

^ МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫРА И ЯИЦ

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВЯТОЙ ПАСХИ.

„Владыка Господи Боже наш, Творец и Создатель всего! Благослови всякую молочную пищу и яйца, а нас сохрани в Твоей милости, чтобы мы, вкушая их, исполнились обильно подаваемыми Тобою дарами, и Твоими неизъяснимыми благодеяниями. Ибо Твое есть царство, власть, сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь”.

^ Молитва на благословение АРТОСА

в первый день святой Пасхи

В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами.

^ Диакон: „Господу помолимся”.

Народ : „Господи, помилуй”.

Священник: „Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Ты повелел через Своего раба Моисея, при выходе Израиля из Египта и освобождении Твоего народа от тяжкого рабства Фараона, заколоть агнца, прообразуя этим, добровольное заклание за нас на кресте Агнца, принявшего на Себя грехи всего мира, Твоего Возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого нам даровано освобождение и выход из вечного рабства врага и избавление от несокрушимых уз ада; поэтому и мы, рабы Твои, принося ныне в этот преславный, всесветлый и спасительный день Пасхи этот хлеб пред Твоим величеством, в честь, славу и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, смиренно молим Тебя: Ты и ныне склони Свой взор на этот хлеб и благослови и освяти его; а нас, его принесших, его целующих и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и Твоею силою удали от нас всякую болезнь и немощь, подавая всем здоровье. Ибо Ты источник благословения и податель исцелений, и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и с Пресвятым, Всеблагим, и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков”.

Священник трижды окропляет Артос святой водой, каждый раз произнося: „Благословляется и освящается этот Артос окроплением этой святой воды, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.
^

МОЛИТВА НА РАЗДРОБЛЕНИЕ АРТОСА

В ПАСХАЛЬНУЮ СУББОТУ.

В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами.

^ Диакон: „Господу помолимся”.

Народ : „Господи, помилуй”.

Священник: „Господи Иисусе Христе Боже наш, Сошедший с небес, Хлеб ангельский, Хлеб вечной жизни! Ты и в эти всесветлые дни ради Своего тридневного и спасительного воскресения, напитал нас духовною пищею Твоих Божественных благодеяний. Мы смиренно молим Тебя, Ты и ныне милостиво приими наши молитвы и благодарения и, как благословил Ты пять хлебов в пустыне, так и теперь благослови этот хлеб, чтобы все вкушающие от него, удостоились душевного и телесного здоровья и благословения, по благодати и щедротам Твоего человеколюбия. Ибо Ты наше освящение и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и Всесвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков”.

Затем Артос раздробляется и раздается верующим.

^ МОЛИТВА НА БЛАГ0СЛ0ВЕНИЕ ВИНОГРАДА

„Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени. Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью к приношением для очищения нас от грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь”‘.

Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва — на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения.

^ МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ

ПЕРВЫХ ПЛОДОВ И ОВОЩЕЙ.

„Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, приими и ныне от Твоего раба ( имя ) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое. Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь”.

^ МОЛИТВА НА ЗАКЛАДКУ ДОМА.

Боже Вседержитель, премудро сотворивший небеса и утвердивший землю в равновесии, Создатель и Творец всего мира! Милостиво склони Свой взор на раба Твоего ( имя ) , предпринявшего в Твоей могущественной державе воздвигнуть дом для житья и совершить его закладку. Утверди этот дом на основе крепкого камня так, чтобы ему, по Твоему Божественному Евангельскому слову, не в силах был повредить ни ветер, ни вода, ни что иное. Благоволи, чтобы он был отстроен до конца, а намеревающихся жить в нем избавь от всяких вражеских козней. Ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь.
^

Порядок благословения начала ПОСЕВА

Священник, взяв освященную воду с кропилом и пшеницу, благословленную за всенощным бдением, идет на поле, приготовленное для посева, и там, облачившись в епитрахиль, становится перед семенами лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…», «Царь Небесный. » «Трисвятое по „Отец наш. », «Господи, помилуй» (12 раз). Слава и ныне. „Приидите, поклонимся. ” и 64 псалом, затем „Господу помолимся”. „Господи, помилуй”.

Молитва: Владыка Господи Боже наш! Мы принесли Тебе приношение из семян, полученных из Твоей пречистой и щедрой руки; вот эти семена лежат пред Твоим взором и мы молим Тебя принять их, ибо мы до тех пор не дерзаем вложить семена в бездушные недра земли, пока не попросим повеления у Тебя, Могущественного, Повелевающего земле родить, произращать и давать сеющему семена и хлеб в пищу. Поэтому теперь мы молимся Тебе, Боже наш: услышь нас, молящихся Тебе, и, по Твоему истинному обещанию, открой нам Твою небесную, щедрую, обильную сокровищницу и излей на нас Твое благословение для полного нашего довольства. Удали от нас все вредящее и губящее наш земной плод, а также всякое наказание, справедливо определяемое ним за наши грехи. Ниспошли на всех Твоих людей Твои обильные щедроты по благодати и человеколюбию Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.

Священник , взяв благословленную пшеницу, всыпает ее в семена, произнося: „Увенчай, Господи, лето Твоими благодеяниями и поля Твои исполнятся обилием и долины покроются хлебом”.

^ Затем окропляет семена освященной водой, произнося: „Благословение Твое, Господи, да сойдет на эти семена и да произрастут они и дадут обильный плод, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.

^ После этого кропит землю, приготовленную для посева, произнося: „Посети, Господи, эту землю, напой ее и обогати; сделай влажными ее борозды и умножь ее произрастения, ибо Ты – Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь”.

^ Затем берет в руку семена и трижды бросает их на поле, произнося: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”.

После этого все начинают сеять во имя Господне, а священник, совершив дневной отпуст, уходит.

Видео (кликните для воспроизведения).

^ Молитва на нивах.

Господи Боже наш, в начале Твоего творчества создавший небо и землю! Небо Ты украсил светилами, чтобы они освещали землю, и через них возбуждалось бы удивление к Тебе, Единому Творцу и Владыке всего творения; землю же Ты украсил злаками и травою и пестротою полей, засеянных каждое особым родом семян. Ты всю ее убрал красотою цветов и благословил. И ныне, Владыка, Ты со святого жилища Твоего милостиво склони Свой взор на эту ниву и благослови ее, и сохрани невредимою от всякого чаровства и волхвовання, всякого зла, от злого любопытства и коварства злых людей; и дай ей в свое время принести плоды, исполненные Твоего благословения. Отгони от нее всякого зверя и гада, червей и мух, ржавчину, зной и засуху и безвременные ветры, приносящие вред. Ибо свято и прославлено всепочитаемое и величественное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, теперь, всегда и во веки вечные. Аминь».

^ Молитва на освящение всякой вещи.

Священник: „Благословен Бог наш. ” Трисвятое по „Отец наш. ” Господу помолимся. Господи, помилуй”.

Создатель и Устроитель человеческого рода, дарующий духовную благодать и подающий вечное спасение! Ты Сам, Господи, пошли Твоего Святого Духа с небесным благословением на эту вещь, чтобы для желающих ее употреблять она, вооруженная силой небесной защиты послужила для телесного и духовного спасения, защиты и помощи во Христе Иисусе, Господе нашем. «Аминь».

Затем трижды окропляет вещь освященной водой при обычных словах окропления и освящения и совершает обычный отпуск.

Святая Четыредесятница

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель творит земные поклоны пред ними и лобызает их, затем он обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: “Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы”. При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: “Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови”. Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь “Покаяния отверзи ми двери”, “На реках вавилонских” и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов “и тако возопиим” включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам “Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы”, положенные в Требнике.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – “Тебе, одеющагося светом, яко ризою”, “Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго” и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: “Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются”.

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании во вторую седмицу святого Григория Паламы, архиепископа Солунского, чудотворца (XIV в.). Святой Григорий, сам великий подвижник Афона, известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими духовными подвигами самоотвержения. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста.

Церковная служба в честь святого Григория Паламы и его Житие составлены Филофеем, патриархом Константинопольским (XIV в.), а канон – Геннадием Схоларием (XV в.).

Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Значение Креста Христова для подвизающихся в посте объяснено Церковью в богослужебных песнопениях в многоразличных образах и подобиях. Подобно сеннолиственному дереву, дающему густую тень и доставляющему прохладу и отдых утомленному путнику, Крест Христов посреди подвигов поста доставляет верующим прохладу и ободрение к завершению труда. Крест Христов, как знамя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославлению Победителя ада и смерти. Крест Христов сравнивается с древом, усладившим горькие воды Мерры, с древом жизни, насажденным посреди рая. Благовестие о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова.

Кроме прославления Святого Креста, на котором Господь смирил Себя до смерти, в богослужении четвертой седмицы Великого поста обличается фарисейская гордость, осужденная Богом, и восхваляется мытарево смирение.

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектений о готовящихся к просвещению (крещению).

В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении “Лествица рая” изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в “Лествице” указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

В четверг пятой седмицы на утрени читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V – VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (638 – 644), а святой Андрей Критский, присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680 – 681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрени установлено на этом Соборе.

В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на “Господи, воззвах”, поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского. Все стихиры имеют окончание: “Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя”.

В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в “красныя”, то есть не великопостный.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название “Похвалы Пресвятой Богородицы”. В этот день на утрени читается Акафист с греч. – неседальное (разумеется пение) Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы.

В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет святую Марию Египетскую.

В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седмицы – ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих к истинному покаянию, которым достигается Царствие Божие. Церковь убеждает верующих избегать немилосердия и бесчеловечия богача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря, ибо Царствие Божие не есть пища и питие, а праведность и воздержание со святостью и милосердием.

В субботу шестой седмицы – ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой.

Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: Мф. 21, 1 – 11; Мк. 11, 1 – 11; Лк. 19, 29 – 44; Ин. 12, 12 – 19. Этот праздник называется Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому (+ 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на “Господи, воззвах” поется: “Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче”.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Василий Адаменко Требник на русском языке

Название Василий Адаменко Требник на русском языке
страница 23/30
Дата публикации 12.04.2013
Размер 2.31 Mb.
Тип Документы

odtdocs.ru > Право > Документы

Читайте так же:  Молитва амвросия медиоланского перед литургией

Молитвы в начале поста святой четыредесятницы.

Эти молитвы обычно произносятся священником в первые дни святого великого поста при посещении домов прихожан, но по желанию можно их произнести и в храме в прощенное воскресенье, после вечерни, накануне поста.

1. Боже, надежда всех концев земли и находящихся далеко в море! Ты через закон, пророков и святых евангелистов определивший эти святые дни для поста, Сам удостой всех нас непорочно совершить течение этого поста, сохранить непоколебимой веру и во все дни нашей жизни исполнять Твои заповеди. Заповедай ангелу мира охранять нас при вхождении и выхождении на всякое доброе дело, и помогать нам в послушании Тебе и в приготовлении к достойному причащению Твоих Пречистых Тайн. Прийми же, Владыка, коленопреклонения и пост Твоих рабов (имена), даруй им и всем нам духовное благосло–рение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Требник

Все тексты в стандарте HIP.

Требник

Тексты приводятся по изданию: Тре’бникъ. Въ дву’хъ частя’хъ. — Москва`. Сv”нода’льная тv”погра’фiя. #ац

Из других источников
  • Чин освящения колесницы
  • Последование малого освящения храма (протоиерей Николай Диваков, Дмитрий Михалин, Анатолий Алексеевич Матвеев)
  • Последование освящения часовни: вариант 1 и вариант 2 (более краткий) (— // —)
  • Молебное пение святителю Василию Великому (— // —)
  • Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения (— // —)
  • Молебные прошения (источник: “Православная страница” Николая и Елены Андрущенко)
  • Чин освящения кивота для хранения святых мощей (оцифровка: Максим Е. Плякин)
  • Чин малого освящения воды вкратце (подготовка материала: прот. Николай Диваков, Людоговский Ф. Б.)
  • Молитва на освящение нового меда (— // —)
  • Чин благословения и освящения надгробного креста (— // —)
  • Последование молебна за болящего (— // —)
  • Молебное пение о недужных многих или об едином (— // —)
  • Чин благословения в воздушное путешествие (— // —)
  • Молитва на благословение чертога (— // —)
  • Последование молебна перед хирургическим действием (— // —)
  • Последование молебна жене перед порождением (— // —)
Читайте так же:  Какими молитвами снять с мужа порчу

Если у Вас возникли какие-то вопросы по работе с HIP-стандартом, присылайте их на адрес библиотеки.

Молитва на начало Святой четыредесятницы

В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны.При признесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу.

В дни Святой Четыредесятницы полагаются следующие земные и поясные поклоны.

При признесении молитвы святого Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего полагается 16 поклонов, из них 4 земных (великих) и 12 поясных. Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы — Господи и Владыко живота моего, — полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по-прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы — Дух же целумудрия — и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третей части молитвы — Ей, Господи Царю — полагается третий земной поклон. Затем полагается 12 поклонов поясных («излегка утомления ради») со словами: Боже, очисти мя (меня) грешнаго. Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого Ефрем Сирина, но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся; Крестителю Христов; Молите за ны, святии апостоли.

Читайте так же:  Молитва со соглашению

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования — поясной.

О поклонах при чтении Великого канона Андрея Критского в Уставе сказано: «Творим же на кийждо тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуя мя, Боже, помилуй мя».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста — молитвы Владыко, Многомилостиве необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощение согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа; 6-го часа: Иже в шестый день же и час; 9-го часа: Иже в девятый час) полагается по три земные поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему — один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: Что Тя наречем, о Благодатная; на 3-м часе: Богородице, ты еси лоза истенная; на 6-м часе: Яко не имамы дерзновения; на 9-м часе: Иже нас ради рождейся) совершается три малых поклона.

В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегода полагать поклон (поясной или земной — по дню).

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: Свет Христов просещает всех! полагается припадать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время великого входа, при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, так же с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

Читайте так же:  Молитва 9 мученикам
Видео (кликните для воспроизведения).

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне: поклоны три, и абие упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

Молитва на начало Святой четыредесятницы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here