Молитва на еврейский новый год

Полное описание: Молитва на еврейский новый год - в детальных подробностях для наших читателей.

Рош ха-Шана 2019: традиции и обычаи еврейского нового года

В Первый день месяца Тишрей иудеи отпразднуют наступление 5780 года с момента сотворения мира – по григорианскому календарю он соответствует 2019-2020 годам

Еврейский Новый год – один из важных иудейских праздников – Рош ха-Шана в 2019-м выпадает на 30 сентября, но, как и все еврейские торжества начинается накануне с заходом солнца.

По еврейской традиции, именно в Рош ха-Шана определяются судьбы и события на последующие 12 месяцев.

Дословно Рош Ха-Шана (Рош аШана, Рош хашана), в переводе с иврита, означает “голова года”.

Sputnik Грузия рассказывает о празднике Рош ха-Шана, а также о

Рош ха-Шана

Еврейский Новый год символизирует шестой день сотворения мира – в этот день Бог создал Адама – прародителя человечества, и, впоследствии изгнал из Рая, за нарушение запрета.

С тех давних пор в первый день месяца Тишрей Бог творит суд над человечеством и определяет людские судьбы на последующие 12 месяцев.

Впервые упоминается Рош Ха-Шана в Миш

не (устная Тора). Там он называется Йом Труа (Праздник труб), что связано с заветом торжества – издавать трубный звук.

По древней еврейской традиции, в новогодние дни, в синагогах трубят в шофар. Это ритуальный духовой музыкальный инструмент из бараньего рога, звуки которого вызывает верующих на суд Божий и призывает покаяться, переосмыслив свои поступки.

Евреи верят, что в Рош ха-Шана на небесах решается, кому из людей жить в достатке, а кому – в лишениях или умереть. На решение Всевышнего могут повлиять молитвенные службы, наполненные покаянием и восхвалением, которые проводятся, по традиции, в это время.

Поэтому, в месяц Элул, предшествующий еврейскому Новому году, верующие, по традиции, отчитаются в совершенных поступках и сказанных словах и просят прощение.

Рош ха-Шана – период раскаяния и духовного возрождения, и чтобы к нему соответственно подготовиться, в синагогах, до наступления Нового года, читают “слихот” – особые покаянные молитвы. В тоже время, вера в то, что Господь своим детям желает лишь добра, превращает Новый год в настоящее торжество.

Исправить приговор, вынесенный Господом в Рош ха-Шана можно в течение первых 10 дней еврейского Нового года. Поэтому, евреи, по традиции, в эти дни желают друг другу “хорошего приговора”.

Завершается десятидневный период покаяния постом — Судным днем или Йом Кипур. День искупления иудеи отмечают 10 числа месяца Тишрей – в 2019-м он выпадает на 9 октября.

Традиции и обычаи Нового года

Наступает еврейский Новый год, по традиции, с момента, когда хозяйка зажигает свечи. Затем глава семьи проводит над бокалом вина еврейский обряд освящения – “кидуш” и все присутствующие, по обычаю, желают друг другу быть вписанными в “Книгу жизни” и начинают праздновать.

Едят в праздник, по традиции, особый набор продуктов -“симаним”, что означает знаки. Каждый из них, по обычаю, является пожеланием — просьбой к Всевышнему – начать новый год с добрых примет.

Праздничную трапезу, по обычаю, завершают благословением — евреи благодарят Господа за еду, город Иерусалим, землю Израиля и все хорошее, что получают от Него ежедневно.

Особая торжественная служба, во время которой трубят в шофар, по традиции, проходит в синагоге первого Тишрея утром. В рог не трубят, если служба в честь Рош ха-Шана выпадает на “Шаббат”, то есть субботу, поскольку в перечень запрещенной “работы” входит и игра на музыкальных инструментах.

В первые два дня Тишрея, по обычаю, запрещена любая работа, кроме приготовления пищи.

В Новый год евреи, по обычаю, во второй половине дня идут к водоему – они бросают хлебные крошки в воду, символически скармливая рыбам свои грехи.

В еврейский Новый год повсеместно слышны фразы – “Шана Това” (Хорошего вам года) или “Лешана това, тикатев ветехатем” (Дай Бог, чтобы вы в Книге жизни были записаны на счастливый год, и, чтобы запись эта была скреплена печатью), которыми люди приветствуют друг друга.

В еврейский Новый год, по обычаю, дарят друг другу подарки, а тем, кто живет далеко отправляют открытки и посылки.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Как праздновать еврейский Новый Год. Как правильно поздравить с Рош а-Шана 2019

Однако вне зависимости от даты и сезона Новый год у разных народов наступает обычно одномоментно: бьют часы на Спасской башне, гигантское яблоко опускается на Таймс-Сквер.

Рош-Ашана – еврейский Новый год 1-2 Тишр9ей, (в этом 2019 году) выпадает на 30 сентября и 1 октября.

У евреев не только несколько празднований Нового года (к примеру, нумерацию месяцев они ведут, начиная с весеннего месяца Нисан, а номер года меняют в осенний месяц Тишрей), но и собственно приход года у них – процесс затяжной: он длится целый месяц, который наполнен многими смыслами, заповедями и ритуалами.

Да и настроение в этот период у празднующих значительно меняется. Начинают праздновать вкусными застольями и в нарядных одеждах, но с оглядкой и озабоченностью. И это неудивительно: в первые 10 дней нового года решается судьба каждого – это дни Небесного Суда, когда Всевышний, внимательно изучив поступки, совершенные всяким евреем за прошедший год, решает, заслуживает тот жизни или смерти. Поэтому, наряду с пожеланием здорового, сладкого и мирного года, евреи обычно желают друг другу хорошей записи в Книге жизни и благополучия.

Так что же празднуют в дни Суда? Надежду на милость Всевышнего и радость своей связи с Ним.

Первый человек, Адам, был осужден за свой грех первого Тишрея (ровно в первый день года – в Рош а-Шана). Всевышний был к нему снисходителен и установил, что ежегодно в этот день будет совершаться суд над потомками Адама, и что Он, Господь, смягчит этот суд Своим милосердием.

В Рош а-Шана евреям заповедано слушать звуки шофара (бараньего рога). Их слышит и Всевышний: при звуке шофара Он покидает свой Трон Судьи и пересаживается на Трон Милосердия.

Читайте так же:  Молитва скоропослушнице о замужестве с конкретным человеком

Однако милосердие не сходит на человека автоматически, только лишь потому, что он сподобился послушать звуки шофара (кстати, в шофар трубят непременно во всех синагогах).

В начале года человек должен раскаяться за свои прошлогодние грехи и прегрешения. На это ему дается 10 дней, последний из которых – великий и ужасный Йом-Кипур, когда выносится окончательный приговор, не подлежащий обжалованию.

За дни раскаяния и трепета каждый должен проанализировать свои дела и отказаться от тех, что дурны. Парадоксально, но если человек не уверен в том, что согрешил, от него требуется большее раскаяние. Это объясняется тем, что человек раскаивается сильнее, когда наверняка знает, что согрешил. Так вот, незнание не освобождает от наказания, и в Йом-Кипур молящиеся многократно просят прощение за то, что совершили – вольно или невольно. Этот день (точнее, целые сутки) – апогей раскаяния. Евреи не пьют, не едят, а только просят о прощении и славят милосердного Господа.

Перед началом Йом-Кипура все желают друг другу легкого поста и хорошей окончательной записи и печати. А по окончании поста напряжение спадает, и можно, наконец, отдаться ликованию – Празднику Кущей (Суккот) и Симхат Тора. Но об этом позже.

А сейчас еще немного о грехах, в том числе о грехе чревоугодия.

В некоторых еврейских общинах сохранился обряд Ташлих – «грехи в воду». В первые дни нового года члены этих общин приходят на берег водоема, читают молитвы и выбрасывают в воду крошки из карманов – свои грехи. Такие сцены можно наблюдать, к примеру, на всем протяжении набережной между пятым и вторым съездом с Belt Highway или на Emmons Avenue у Sheepshead Bay в Бруклине, а также на набережной Гудзона в верхней западной части Манхэттена или в нижней восточной части острова, на берегу Ист-Ривер.

Какие угощения подаются на еврейский новый год
Традиционным фруктом, связанным с еврейским Новым годом 2019 считается гранат. Но в регионах, где гранаты не росли, их заменяли яблоками. Частью трапезы непременно является мед, чтобы наступающий год был сладким. Пожелание сладкого года является частью традиционного новогоднего поздравления.

Часто на стол подается рыба, и непременно с головой, чтобы, как принято говорить, «быть в глове, а не в хвосте». Тем более и само название праздника Рош Ха-Шана буквально значит «голова года». Подают также нарезанную кружками морковь, напоминающую золотые монеты, потому что в судьбоносные дни Нового года определяется и материальное благосостояние человека на будущий год. Обязательно присутствует на празничном столе круглый, в форме венка, хлеб хала. Такая форма является символом цикличности времени.

Категорически запрещено вкушать горькую и кислую пищу, чтобы наступающий год не принес горести и беды. Не принято есть орехи, потому что числовое значение слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех». А о грехе в это время упоминать нельзя ни в коем случае.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»).

В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Смысл, традиции и дни наступления 5779 года по еврейскому календарю в Израиле и в мире

Название, смысл и даты праздника

В день Рош-Ашана – еврейский Новый год (1-2 Тишрей, в 2018 году выпадает на 10 и 11 сентября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. Ежегодно в этот день Всевышний творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.
В 2018 году Рош Ха-Шана начинается 9 сентября с заходом солнца и длится два дня — по иудейскому летоисчислению праздник знаменует наступление 5779 года с момента сотворения мира.

«Рош ха-Шана» дословно означает «голова года». Подобно тому как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош ха-Шана зависит, каким будет для него наступающий год.

Рош ха-Шана празднуется два дня, хотя Тора предписывает соблюдать его только 1 тишрея: «И в седьмом месяце, в первый день месяца будет у вас священное собрание, никакой работы в этот день не делайте, в этот день трубите в шофар» (Ваикра/Левит 23:23-25; Бемидбар/Числа 29:1-6).

Как известно, в диаспоре (вне Израиля) все праздники празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в

Стране Израиля. Это является для нас памятью о временах существования Храма и Сангедрина (Синедриона), когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца 29 элуля считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т. е. будет ли наступающий день 1 тишрея или 30 элуля и следует ли начинать праздник. Во избежание сомнений постановили праздновать Рош ха-Шана два дня.

Когда был сотворен мир?

Какому из шести дней сотворения мира соответствует Рош ха-Шана, начало года? Оказывается, не первому дню, в который были сотворены небо и земля, а шестому, когда был создан человек. В этот день сотворение мира было завершено и начался первый год его полноценного существования.

«И сказал Бог: сделаем человека, и пусть он властвует над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всей землей» (Берешит/Бытие 1:26).

Почему Тора говорит «сделаем» — во множественном числе? Разве не Бог в одиночку создал человека? На этот вопрос есть разные ответы, один из них таков: множественным числом глагола «сделаем» Бог обращается к самому человеку, который тем самым становится участником в Божественном сотворении его же личности.

Бог как будто говорит Адаму (и тем самым каждому человеку): «Если ты хочешь, если ты приложишь усилия, если ты постараешься, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека». Таким образом, сразу при сотворении мира на человека была возложена личная ответственность за то, чтобы он был Человеком. И каждый праздник Рош ха-Шана — напоминание ему об этом.

Читайте так же:  Молитва о здравии некрещеного болящего

Предтеча Йом-Кипура (Судного дня)

Установление 1 тишрея религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано и с тем, что в этот день Бог судит весь мир. В эти дни, учит иудейская традиция, Он записывает в Книгу Жизни главные события, которые произойдут с людьми в грядущем году.


Молитва в Израиле. Фото: david156 shutterstock
В богослужении на этот праздник преобладают мотивы самоанализа и покаяния. Тем не менее искренняя вера в то, что Господь желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния – «ямИм нораИм» («дни трепета» или «дни раскаяния»), заканчивающиеся Йом-Кипуром — днем всепрощения, искупления.

У нас есть 10 дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Богослужения в эти дни призваны повлиять на решение Творца. Лишь после Йом-Кипура Божественный вердикт утверждается — «скрепляется печатью».

Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош ха-Шана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги.

«Ташлих» – выбрасывание грехов в воду

Слова пророка Михи: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты бросишь в пучину морскую все грехи наши» (Миха 7:18-19) легли в основу обряда «ташлИх» («выбрасывание»).

После полудня в первый день Рош ха-Шана (или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, родника или моря, встряхивают полы одежды, «вытряхивая» грехи, и произносят вышеприведенный стих, а также другие принятые в данной ситуации тексты и покаянные гимны и молитвы.

Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу и «вечноглядящее око».

Обряд ташлих сам по себе не очищает человека, но символизирует его намерение укрепиться на пути покаяния в наступающем году.

Как поздравляем, как справляем

Самый простой способ поздравить с еврейским новым годом, не требующий знания иврита, – сказать «шанА товА» («год добрый»). Если ваши знакомые владеют идишем, их обрадует приветствие «а гут ёр», означающее то же самое.

После молитвы «Маарив» в первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в Книгу Жизни: «ле-шанА товА тикатЭву ве-тэхатЭму» («Да будете вы записаны на добрый год, и запись сия да будет скреплена печатью»).

В этот день дарят подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который украшают традиционные праздничные блюда.

Что едим
Стремясь призвать в свой дом радость и счастье, в Рош ха-Шана едят яблоки с медом, различные сладости. Также на столе стоят блюда из рыбы — символа плодородия и размножения; баранья голова — символ главенствования, «чтоб нам быть головой, а не хвостом»; гранат — «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; кружочки моркови, напоминающие золотые монеты; много других овощей и фруктов — в знак надежды на обильный урожай.

Традиционные продукты Рош ха-Шана.

В начале праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую сладкую халу с изюмом), над которым было произнесено благословение, в мед, чтобы наступающий год был сладким. Существует и обычай есть яблоки с медом, говоря: «Да будет воля Твоя, Бог отцов наших, дать нам хороший и сладкий год».

Солдаты готовятся к празднику.
Кислое, горькое и острое есть не принято. Орехов в Рош ха-Шана не едят, потому что гематрия (числовое значение) букв этого слова на иврите равна гематрии слова «грех».

Особенности праздничных молитв и благословений

Сборник еврейских праздничных молитв называется «махзОр», (круговорот, цикл). Среди молитв на Рош ха-Шана есть обычные, читаемые и в другие дни, например «Шма, Исраэль» и «Амида», текст которых модифицируется в соответствии с праздником. Но большую часть молитвенника составляют «пиюты» — поэтические произведения, написанные различными еврейскими авторами за последние 2000 лет.

Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, содержат десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя, десять текстов, упоминающих Бога как помнящего все, и десять текстов, в которых упоминается шофар (специально обработанный бараний рог) — один из главных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.

Трубление в шофар

Одно из библейских названий Рош ха-Шана — «день трубных звуков». Важнейшая заповедь праздника – слушать, как трубят в шофар (непосредственно, а не как звук, транслируемый с помощью электроники), что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.

Трубление в шофар.

Голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик души, обращенный к небесному Отцу, пробуждает человека к тшуве (раскаянию).

Слушать звуки шофара принято стоя. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы «Мусаф» запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

Звуки шофара объединяют всех евреев в единый народ, стоящий перед Богом на суде. Он объединяет не только тех людей, которые живы сейчас, но и все прошедшие и будущие поколения. Шофар — напоминание о том баране, которого принес Авраам в жертву вместо сына своего Ицхака.

Наше поколение само по себе, может, и не устояло бы на суде, но наши предки и наши потомки защищают нас, и мы обращаем к Богу слова: «Вспомни заслуги праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова — и окажи нам милость ради того, что мы несем Твое Имя, и ради праведного Машиаха Твоего». Таким образом, шофар помогает нам устоять на Суде, пробуждает наши внутренние силы и дает нам защиту.

Точное время начала праздника и конца шабата

В канун первого дня Рош ха-Шана принято зажигать свечи. При этом произносят два благословения:

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ашЕр кидшАну бе-мицвотАв ве-цивАну леhадлИк нэр шель йом hа-зикарОн. АмЭн»
(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Дня памяти. Аминь»)

Читайте так же:  Молитва на 40 день рождения

«БарУх атА адонАй элоhЭйну мЭлех hа-олАм ше-hэхьЯну ве-киймАну ве-hигиАну ла-змАн hа-зЭ. АмЭн»
(«Благословен Ты, Господь Бог наш, Владыка вселенной, Который позволил нам дожить до этого времени. Аминь»)

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Рош Ашана (Новый год). Канун Нового года (эрев Рош Ашана)

1. Двадцать девятое число месяца элул – эрев Рош Ашана – является последним днём года. Особое значение в этот день имеет “תשובה” – ” тшува ” – раскаяние и решение исправить свои пути и поступки. Искреннее раскаяние в силах исправить грехи прошлого и дать возможность завершить год в состоянии духовного возвышения и приближения к Всевышнему; оно также помогает подготовиться к Рош Ашана и “עשרת ימי תשובה” – ” Асерет Ймей Тшува

( ” Десять Дней Раскаяния ” ).

Стараются посвятить канун Нового года изучению Торы и исполнению мицвы ” тшува ” .

2. Утром этого дня произносят много – ” слихот ” – покаянных молитв.

Принято делать в этот день “התרת נדרים” –

атарат недарим ” – освобождаться от всех обетов, клятв и обещаний, которые человек принял на себя в течение прошедшего года, так как невыполнение их является нарушением закона Торы. Некоторые делают это в канун Йом Кипура (9-го тишрея). Текст ” атарат недарим ” приведён в сидурах.

3. В течение всего месяца элул, трубят в ” шофар ” – рог, чтобы напомнить евреям о наступающих Судных Днях и пробудить их к раскаянию. В день 29-го элула этого не делают, чтобы выделить мицву Торы трубить в рог в Рош Ашана и отличить ее от обычая трубить в рог в знак призыва к раскаянию в элуле.

Видео (кликните для воспроизведения).

В молитве ” эрев Рош Ашана ” не произносят таханун (но в ” слихот ” перед шахарит его говорят и в этот день).

Приготовления к празднику

4. В канун Нового года мы делаем все обычные приготовления к празднику, показывая этим, что уверены в милостивом суде над нами.

Принято совершить омовение в микве, чтобы прийти к Рош Ашана – Дню Суда – очищенными.

Есть обычай одевать в Рош Ашана белые одежды.

5. Заранее прикрепляют воском свечи к подсвечнику также и для второго вечера праздника.

Если Рош Ашана приходится на четверг и пятницу, то делают эрув тавшилин ” .

6. Дни Рош Ашана выпадают на первое и второе числа месяца тишрей. На них распространяются все касающиеся праздника запреты млахот.

Дни Суда

7. В Рош Ашана Всевышний судит все свои творения, определяя их судьбу на будущее. Поступки, разговоры и мысли каждого человека взвешиваются Творцом в эти дни: шёл ли он путём Торы, выполнял ли её заповеди и служил ли Создателю верой. В Рош Ашана весь мир предстаёт перед Судом Всевышнего, открывающего все тайные помыслы сердца.

Тшува ” – искреннее раскаяние и решимость исправить свои пути – искупает грехи и приближает человека к Творцу.

Молитвы Рош Ашана восславляют Создателя как Царя всего мира. Преисполнившись сознания величия Б-га, сотворившего мир и управляющего им ежесекундно, человек приближается к Всевышнему, укрепляется в своём раскаянии и этим облегчает свой приговор.

Молитвы

8. Молитвы Нового года продолжаются до полудня.

Основная тема шмоне эсре в эти дни – утверждение власти Б-га над миром.

9. После ” хазарат ашац ” читают Тору. При вынесении свитков произносят специальные молитвы, приведённые в сидурах и махзорах.

Читают отрывок “וה’ פקד את שרה וכו” ( בראשית כ”א ).

На мафтир читают из другого свитка Торы о жертвоприношениях в Рош Ашана ( פרשת “פנחס” ). Во второй день Нового года читают “עקדת יצחק” ( בראשית כ”ב ) и о жертвоприношениях в этот праздник.

10. В молитве мусаф содержатся 3 особые благословения (помимо трёх первых и трёх последних): “מלכויות”, “זכרונות” и “שופרות” .

В благословении “מלכויות” говорится о царстве Б-га над миром и о том, что его власть будет осознана всеми Его творениями, когда придёт Машиах ( משיח ). Эта браха заканчивается словами:

.”ברוך אתה ד’ מלך על כל הארץ מקדש ישראל ויום הזיכרון”

В благословении “זכרונות” говорится о том, что Б-г постоянно наблюдает за всеми Его созданиями и помнит все их деяния, – содержится молитва о том, чтобы, помня о заслуге жертвоприношения Ицхака ( עקדת יצחק ), Б-г простил нас.

Браха завершается словами: “ברוך אתה ד’ זוכר הבריות” .

В благословении “שופרות” упоминается получение Торы на горе Синай и звук трубы, который раздался там, – и мы просим о том, чтобы Б-г удостоил нас услышать звук трубы, извещающий о полном избавлении. Браха завершается словами: “ברוך אתה ד’ שומע קול תרועת עמו ישראל ברחמים” .

Благословение “שים שלום” в конце молитвы завершают в Эрец Исраэль, как обычно “המברך את עמו ישראל בשלום” , а не так, как написано в некоторых махзорах.

11. При повторении молитвы мусаф, прозносимом шлиах цибур вслух, читают молитву “ונתנה תקף” , которую написал рабби Амнон из Магенцы.

В восточных общинах эту молитву не произносят.

Существует обычай совершать коленопреклонение в середине молитвы мусаф, когда шлиах цибур доходит до слов “ואנחנו כורעים ומשתחוים” в

“עלינו לשבח” (в восточных общинах это не принято). При этом следует расстелить на полу полотенце или т. п., чтобы не касаться лицом непосредственно пола, так как челобитие на каменном полу запрещено.

12. Тора повелевает трубить в рог – шофар ( שופר ) в первый день года.

Есть в этой заповеди и доступное нам значение: ” Пробудитесь, спящие; воспряньте, дремлющие: задумайтесь над своими поступками, раскайтесь в плохом, вспомните о своём Творце: те из вас, кто забывает истину в суете времени и пребывает все дни в пустых хлопотах, исправьте свои деяния и оставьте свои прегрешения ” (Рамбам, “הלכות תשובה” , глава 3-я, закон 40).

13. Тот, кто трубит в рог, и все молящиеся вместе с ним произносят перед исполнением этой мицвы соответствующие молитвы, которые приведены в махзорах и сидурах.

Читайте так же:  Молитва Богу на взаимную любовь

Трубят в рог только днём.

14. Сам трубящий должен стоять ни на что не опираясь. Принято, чтобы и все молящиеся стояли.

15. Каждый из молящихся должен иметь в виду что, слушая звуки трубы, он исполняет мицву Торы.

Когда трубящий произносит благословение на эту мицву, все слушающие должны иметь в виду, что оно говорится также и для них и ответить ” амен ” после него. Затем следует внимательно вслушиваться в звуки трубы.

16. Нельзя разговаривать с момента начала благословения и до последнего звука трубы. Тот, кто разговаривал между брахой и мицвой, должен благословить повторно.

17. Во второй день Рош Ашана также трубят в рог.

Если первый день Нового года выпадает на субботу, трубить в рог нельзя, и сам рог является мукце. Второй день Рош Ашана никогда на субботу не выпадает.

Обычаи, соблюдаемые в новогоднюю трапезу

18. В Рош Ашана вечером принято подавать во время трапезы традиционные блюда, символизирующие благополучие в наступающем году.

Окунают яблоко в мёд и, отведав от него, произносят:

“יהי רצון מלפניך וכו’ שתגזור עלינו שנה טובה ומתוקה”

” Да будет Твоя воля и т.д., чтобы Ты ниспослал нам благополучный и сладкий год ” .

Подают голову барана или рыбы и перед едой произносят:

“יהי רצון מלפניך וכו’ שנהיה לראש ולא לזנב” –

” Да будет Твоя воля и т.д., чтобы мы были во главе, а не в хвосте ” .

Перед тем, как есть гранат, говорят:

“יהי רצון מלפניך וכו’ שירבו זכויותינו כרימון” –

” Да будет Твоя воля и т.д., чтобы наши заслуги перед Тобой умножились, как зёрна граната ” .

19. Все эти традиционные символические блюда едят после того, как была сказана браха ” амоци ” на две халы.

Перед тем, как есть фрукты прозносят благословение “בורא פרי העץ” , при этом по возможности выбирают для брахи плод, принадлежащий к одному из ” семи видов ” , которыми славится земля Израиля. Благословляют только первый плод этой трапезы.

Принято обмакнуть хлеб в мёд (а не соль, как обычно) после брахи ” амоци ” .

20. Принято воздерживаться от сна в течение дня Нового года. По мнению АРИ – הארי” ז”ל допускается сон после полудня. Тот, кто не молился и не изучает Тору, а сидит в безделии, считается спящим.

“תשליך” – “Ташлих “

21. В первый день Нового года, после минхи, но перед заходом солнца, произносят молитву “Ташлих” . Если этот день приходится на субботу, то ” Ташлих ” читают во второй день праздника.

В этой молитве мы просим сбросить с нас все грехи. Слово ” ташлих ” – ” сбрось ” взято из текста самой молитвы:

“תשליך במצולות ים חטאתם” .

22. Эту молитву произносят в месте, откуда видны море, река или любой другой водоём.

Мидраш рассказывает, что когда наш праотец Авраам вёл своего сына Ицхака на заклание ( עקדת יצחק ), не его пути оказалась река, и он должен был пройти её, погрузившись в воду по шею, тогда он воззвал к Б-гу о спасении: “הושיעה כי באו מים עד נפש” . Совершая ” Ташлих ” у какого-либо водоёма, мы пробуждаем перед лицом Б-га воспоминания о жертвоприношении Ицхака, порученном Аврааму.

Зажигание свечей и благословение “שהחינו” вечером второго дня Нового года

23. Перед зажиганием свечей женщины благословляют “להדליק נר של יום טוב” и “שהחינו”. В восточных общинах не принято произносить благословение “שהחינו” при зажжении свечей в праздник. Говоря кидуш, также произносят эту браху.

24. Принято, что женщина одевает новую одежду перед зажиганием свечей во второй день праздника; тот, кто произносит кидуш, также одевает новую одежду, или приготавливает плод, который ещё не ели в этот сезон, и благословение “שהחינו” относит также к новой одежде или к новому плоду. Делается это потому, что существует мнение, согласно которому не произносят эту браху во второй день Рош Ашана. Однако, даже если нет новой одежды или новых плодов, всё же говорят “שהחינו” .

25. Вечером второго дня зажигают свечи после появления звёзд, так как нельзя готовить с первого дня Рош Ашана на второй день. Зажигают их от уже горящего огня. Свечи приклеивают воском к подсвечникам заранее на оба дня, как уже было упомянуто выше.

Праздник Рош а-Шана – еврейский новый год 2019. Традиции и обычаи

Рош а-Шана – еврейский Новый год – в 2019 году начинается 30 сентября с заходом солнца и длится два дня. По иудейскому летоисчислению, праздник знаменует наступление 5 780 года с момента сотворения мира

Рош а-Шана (Рош хашана, Рош ха-Шана), что в переводе с иврита означает “голова года”, относится к числу наиболее важных иудейских праздников и связан со многими символическими обрядами.

Согласно еврейской традиции, в эти дни предопределяются судьбы и события всего следующего года.

Новый год, начинается в первый день месяца тишрей (по лунному иудейскому календарю), который по светскому календарю приходится обычно на середину сентября — начало октября.

В библейские времена понятие Рош а-Шана сильно отличалось от современного. Первым месяцем года считался тогда не тишрей, а весенний месяц авив, позднее названный нисан. Как отмечалось в то время его начало — не известно.

Праздник же первого дня месяца тишрей, а был он тогда седьмым месяцем, называли днем “священного собрания”, когда положено было не работать, а трубить в трубы и совершать жертвоприношения. Праздник длился всего один день. Двухдневное празднование появилось позже, в связи с трудностью точно определить новолуние (Рош Ходэш).

Праздник

Рош а-Шана является символом сотворения мира Всевышним, точнее, шестого дня, когда Бог создал первого человека и назвал его Адамом. С давних времен считалось, что именно в Рош а-Шана Господь записывает в Книгу Жизни важные события, которые должны произойти с людьми в будущем году.

Это время Суда Господнего над людьми. На небесах в этот день решается — кто будет жить в достатке ли, или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы, которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния и восхваления, должны повлиять на вердикт Творца.

Читайте так же:  Молитва для человека в дороге

Поэтому в предшествующий Новому году месяц элул положено пересматривать свои поступки и раскаиваться в том, что было сделано неправильно. В синагогах читают “слихот” — особые покаянные молитвы.

Тем не менее, именно вера в то, что Вездесущий Творец желает своим детям лишь добра, и превращает Рош а-Шана в настоящий праздник.

Название Рош а-Шана впервые упоминается в Мишне (устная Тора). В Торе этот праздник называется Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связанно с особой заповедью приписанной этому празднику: издать трубный звук.

Шофар

В синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой музыкальный инструмент из бараньего рога) призывая к переосмыслению своих поступков, покаянию, доброте помыслов. Это обращение не только к слуху, но и к сердцу каждого. Само слово шофар происходит от слов “исправление, улучшение”.

В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья.

Звук шофара призывает: “Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши”.

Традиция трубить в шофан продолжается уже не первое столетия, а сам рог обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву Богу.

Читая молитвы, каждый из представителей этой веры напоминает себе о смертности человека. В итоге каждый еврей должен нести ответственность за свое поведение на протяжении всего жизненного пути.

Рош а-Шана — это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В эти дни принято желать друг другу “хорошего приговора”.

Завершается этот период постом — Судным днем, который называется Йом Кипур.

День искупления

В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, иудеи всего мира отмечают Йом Кипур — День искупления, который называют еще Судным днем.

В еврейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош а-Шана — еврейского Нового года.

Йом Кипур в 2019 году выпадает на 9 октября.

Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

Традиции

Рош а-Шана, как и все еврейские праздники, начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник.

Вечерняя служба в синагоге, затем праздничная (вечерняя) трапеза. На столе есть все, что полагается для праздничной трапезы, и глава семьи совершает “кидуш” (еврейский обряд освящения, производимый над бокалом вина).

После омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека — хлебом. В субботу это обычные халы, в Рош а-Шана — круглые, символизирующие цельность, которую иудеи желают себе и всему народу Израиля в Новом году.

Завершается трапеза благословением — благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно от Него получают.

Утром проводится особо торжественная служба в синагоге. В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош а-Шана места, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

Оба дня Рош а-Шана евреи ходят на службу в синагогу, слушают молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека.

Второй день Рош а-Шана по своим законам и обычаям не отличается от первого. Если служба в честь Рош а-Шана выпадает на Шаббат, в шофар не дуют, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной “работы”.

Люди приветствуют друг друга, говоря просто “Шана Това” — “Хорошего вам года”, или более сложными фразами, такими, как “Лешана това, тикатев ветехатем” — “Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!”.

Трапеза

В Рош а-Шана проводится особенная трапеза, на которой едят “симаним” (знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать новый год с добрых примет.

В начале трапезы окунают хлеб не в соль, как это делается на праздничных и субботних трапезах в течение всего года, а в мед. Затем в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание “сладкого года”. Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким и счастливым.

Есть также обычай есть кусок рыбьей или бараньей головы. При этом говорят: “Дай Бог, чтобы мы стали головой, а не хвостом”.

В Рош а-Шана принято также есть гранат, который полон зернышками. При этом говорят: “Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната”.

Любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, “сладким”. Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание “полного”, счастливого года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Молитва на еврейский новый год
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here