Молитва киево братской иконе

Полное описание: Молитва киево братской иконе - в детальных подробностях для наших читателей.

Празднование Киево-Братской Иконе Богоматери

Находится в Киево-Братском монастыре, а прежде была местной в Вышгороде. Во время войны с Польшею (1659 — 1667) при переправ Крымских Татар, бывших в союзе с Поляками, чрез Днепр при Киевском Вышгороде, забраны были неприятелем из церкви иконы и доски. При этом случае Вышгородская местная икона Богоматери, утаенная от неверующих водами Днепра и принесенная к берегам Киевоподола, явилась в 1662 году в Киеве, где с радостью и с подобающею честью принята и принесена православными в Братский монастырь. Предание присовокупляет еще, что один Татарин хотел на иконе переплыть Днепр против Братского монастыря. Икона поплыла сама и остановилась среди реки против монастыря. Плывший на ней начал кричать; из монастыря приплыли и взяли на лодку икону и татарина, который после сего крестился и постригся в монахи. С того времени она пребывает в Братской обители.

Киевско-Братская икона Божией Матери

Иконы Божией Матери украшают многие православные храмы. Они обладают необычайной силой, способной защитить вас и вашу семью от болезней и трудностей, поэтому являются сильным оберегом и помощником в тяжелых ситуациях.

Почти в каждом доме или квартире верующего можно увидеть икону Божией Матери. Такое внимание основано на невероятной силе иконы. Некоторые люди утверждают, что познали на собственном опыте могущество этого божественного изображения. Не является исключением и православная церковь, которая всегда располагает иконы Божией Матери на самом видном месте, ведь прихожане в первую очередь обращают внимание именно на образ Божией Матери и не проходят мимо этой иконы, не помолившись за себя и свою семью.

Иконы Божией Матери расположены почти во всех церквях и храмах России. Однако и соседние страны уделяют должное внимание божественному образу Богородицы.

История иконы

В 1131 году киевскому князю Мстиславу в дар была передана икона Богородицы, написанная на фрагменте стола, за которым обедал Иисус Христос. Икону расположили в Девичьем Монастыре Вышгорода, расположенного в Киевской области. Спустя много лет в этом же городе икона необъяснимым образом появилась в храме Бориса и Глеба. Это чудесное событие случилось в 1654 году.

Во время Русско-Польской войны Борисоглебская церковь была разрушена. К счастью, икона Божией Матери была спасена местными жителями, которые заранее вынесли ее и пустили по Днепру. Со временем образ Божий прибило к берегу Подола, расположенного в Киеве. Для верующих жителей появление такой иконы было радостью и большой честью, и они разместили ее в Киево-Братском монастыре. Образ Матери Божией украшал стены монастыря много лет. После его разрушения в 1935 году икона исчезла.

Существует история о том, что во времена Русско-Польской войны с целью оскорбить местных жителей один из воинов ударил мечом по иконе. В этот момент из лика Божией Матери хлынула кровь, и вся икона залилась красным цветом. В ту ночь Богородица явилась к военоначальнику, потребовав суровое наказание для безбожника. На следующий же день он потребовал найти обидчика Божией Матери и повесить его, а сам незаметно скрылся из Вышгорода.

В 1692 году появилась «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери». Сейчас известны только отрывки из этого исторического источника.

Где находится икона Божией Матери

После серьезных разрушений, виной которым стали войны и революции, образу Богородицы пришлось пройти долгий путь. Последний раз оригинал иконы находился в Киево-Братском монастыре. В 1935 году монастырь был взорван большевиками, а икона пропала бесследно. На данный момент о судьбе подлинника ничего неизвестно, однако точная копия иконы расположена в Киевско-Покровском монастыре в городе Киеве.

Описание иконы

Подлинник иконы имеет некоторые отличия от сохранившейся копии, в основном менялась цветовая гамма и яркость изображения.

На сохранившейся копии иконы, как и на многих иконах Божией Матери, Святая Дева изображена с младенцем Христом на руках. Левую руку младенец протягивает Богородице, что означает благословение Ее. Правая рука младенца показывает троеперстие, символ Святой Троицы, где два сложенных пальца, средний и указательный, означают две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую, а мизинец символизирует одну из трех Божьих сущностей — Отца, Сына и Святого Духа.

В чем помогает икона

Про силу иконы Божией Матери православные верующие знают не по наслышке. Считается, что Божия Матерь находится к Богу ближе, чем другие святые. Поэтому к ней намного чаще обращаются с просьбами и за благословением. Перед иконой Божией Матери молятся об исцелении, об избавлении от бед и мучений, о семейном благополучии. Молодые девушки просят избавить их от бесплодия и защитить от трудных родов. Молодожены обращаются за благословением на долгий и счастливый брак. Как раньше, так и сейчас эта икона пользуется особой популярностью у верующих людей. Обратившиеся к ней за помощью чудесным образом получают желаемое.

Дни празднования

Празднование Киевско-Брастской иконы проходит три раза в год: 10 мая, 2 июня и 6 сентября. Все даты связаны с чудесным явлением святого образа Божией Матери.

Молитвы перед иконой Богоматери

«О, Пресвятая Дева Мария, Пречистая Богородица. Взгляни Своим оком Всемилостивым на нас, стоящих пред Тобой, Великой Божьей Матерью, верующих и молящихся Тебе. Явись перед нами и благослови нас, рабов Божьих. Да засияет Твой свет перед нами. Аминь!»

Испокон веков православные верующие почитают образ Божией Матери. Как в дни празднования, так и в обычные дни прихожане припадают к иконе Богородицы и просят в молитве о самом сокровенном. Здоровья вам и вашей семье, и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте так же:  Молитва путешествующего на машине

Киево-Братская икона Божией Матери

Киево-Братская икона Божией Матери, одна из святынь Украинской земли, была явлена в середине XVII столетия, и сначала находилась в церкви в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба в городе Вышгороде.

В те годы Русь вела войну с Польшей, на стороне которой воевали крымские татары, которые разорили Вышгород. Борисоглебский храм также подвергся тогда поруганию от нападавших крымских союзников Польши. Однако христиане сумели спасти мощи святых князей, а чтимую икону Богородицы доверили Днепру, волны которого вынесли её целой и невредимой к Киеву, где её с честью встретили монахи и поместили в Братском монастыре.

Киевский Братский монастырь, фотография XIX века

Существует предание, что после разорения Вышгорода татары попытались переправиться через реку, но внезапная буря погубила почти всех — спасся лишь один татарин, который сумел ухватиться за плывущую по воде икону Царицы Небесной. Позже, уже в Киеве, этот спасённый, после всего того, что с ним приключилось, уверовал во Христа и крестился.

После революции следы чудесного образа затерялись, и лишь в XXI веке он была вновь найден в Национальном художественном музее Украины, где и храниться до сего дня.

Молитва киево братской иконе

Киево-Братская икона Божией Матери

Чудотворный образ Божией Матери “Киево-Братский” празднуется с 1654 года.
Дни празднования – 10 (23) мая; 02 (15) июня и 06 (19) сентября.

Эта икона явилась чудесным образом в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).

В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность.

Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред чудотворною иконой Ее Киево-Братской.

Кондак Божией Матери пред чудотворною иконой Ее Киево-Братской.

Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред Ея иконою, именуемой Киево-Братской.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской:

Величание чудотворной иконе Божией Матери Киево-Братской.
Неизвестно.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ЗАОНИКИЕВСКАЯ» (ВЛАДИМИРСКАЯ))

3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня)
икона Богоматери «ЗАОНИКИЕВСКАЯ (ВЛАДИМИРСКАЯ ЗАОНИКИЕВСКАЯ)»

Эта ВЛАДИМИРСКАЯ икона БогоМатери явилась в 1588 году в 12 верстах от Вологды вологодскому поселянину Илариону – будущему преподобному Иосифу Заоникиевскому – при следующих обстоятельствах.
Благочестивый житель села Обухова Вологодской епархии Иларион потерял зрение, и после долгих молитв ему явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион внезапно, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее.
В честь сей иконы исцелённый Иларион соорудил при помощи окрестных жителей церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом, названном так потому, что в нём когда-то жил разбойник Аника. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями.
После революции местные большевики попытались реквизировать монастырь, но были изгнаны крестьянами из окрестных селений. Тем не менее позже обитель была полностью разорена, и в настоящее время от некогда бывшей духовной жемчужины Вологодчины остались лишь одни руины.

Икона Божией Матери “Киево-Братская”

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 – 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала “Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери”, составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона “мера в меру” находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Читайте так же:  Молитва текла водичка из кринички

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «КИЕВО-БРАТСКАЯ»)

19 сентября (6 сентября по старому стилю) 23 мая (10 мая) и 15 июня (2 июня)
икона Богородицы «КИЕВО-БРАТСКАЯ»

Явилась КИЕВО-БРАТСКАЯ икона Божьей Матери в 1654 году в городе Вышгороде Киевском и находилась в Борисоглебской церкви. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), татары, бывшие в союзе с поляками, ворвались в город и разорили церковь, однако верующие успели вынести из храма чудотворную икону Божией Матери и пустили по Днепру на волю Божию.
Река вынесла святыню к берегу Подола в Киеве, где её взяли из воды и поставили в Киево-Братском монастыре. Подлинник КИЕВО-БРАТСКОЙ иконы БогоМатери до нашего времени не сохранился, точный список с неё находится в Киевском Покровском монастыре.

Православная молитва – Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

Икона Пресвятой Богородицы «Киево-Братская» (1654 г.)

Икона Пресвятой Богородицы «Киево-Братская» (1654 г.)

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Главная – pravmolitva

Тематические и традиционные молитвословы, акафисты, духовная литература.

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА

“Я есть истинная виноградная лоза”-говорит Господь Иисус Христос. Бог Отец является садовником. Мы – это ветви лозы. Мы в Церкви, – теле Христовом. Церковью установлены Посты. В христианстве Пост — наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве Евхаристии. Атмосфера Поста создается богослужениями, различными изменениями, вводимыми в этот период Поста в литургическую жизнь.Пост – светлая печаль.Богослужения переносят нас в другой мир – в присутствие самого Бога. На страницах нашего сообщества мы будем следовать за жизнью Церкви.

19сентября Киево-Братской (1654) иконы Божией Матери.

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде, где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 – 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала `Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери`, составленная вскоре после 1692 года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: мая 10 (23 н. ст.), июня 2 (15 н. ст.), сентября 6 (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность.

Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с нее находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

С 17 века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

Церковь чтит Киево-Братскую икону Божией Матери

В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659-1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган.

Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году.

Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Молитва киево братской иконе

Дни памяти: Май 10, Июнь 2, Сентябрь 6

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 — 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Читайте так же:  Молитва ко ПреСвятой Богородице на покров

Иконы Пресвятой Богородицы Киево-Братская и Арапетская

Иконы Пресвятой Богородицы Киево-Братская и Арапетская

КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Дни памяти: Май 10/23, Июнь 2/15, Сентябрь 6/19

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде, где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 – 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала `Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери`, составленная вскоре после 1692 года.

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: мая 10 (23 н. ст.), июня 2 (15 н. ст.), сентября 6 (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность.

Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с нее находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

И вот теперь подлинник иконы найден! В музее Русского искусства была найдена древнейшая Киевская святыня икона Божией Матери Киево-Братская.

Год назад, в ноябре был освящен храм в с.Горенка (практически рядом с Киевом) в честь иконы Божией Матери Киево-Братская.

С 17 века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.


АРАПЕТСКАЯ (АРАВИЙСКАЯ)

День празднования: 6/19 сентября

Арапетской икон Божией Матери (Аравийская, «О, Всепетая Мати»)
относится к числу наиболее древних явленных икон Богоматери. Достоверных сведений об А. и. не сохранилось. Согласно преданию, время явления иконы связывают с проповедью в I в. ап. Фомой евангельского учения в Индии (Поселянин. С. 567). По др. версии, икона явилась в нач. IV в., в 301 (Там же) или 322 г. (Ровинский. С. 675).

Иконографический тип А. и.- Одигитрия Аристеруса (Младенец Христос на левой руке Богоматери), Младенец облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты (в нек-рых изображениях видна только пятка правой ноги). Отличительными особенностями иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, вписанный в кайму текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О, Всепетая Мати»), украшенная изображениями облаков ткань мафория. Перечисленные признаки встречаются как вместе (иконы 1-й пол.- сер. XIX в. (Музей СПбДА), 2-й трети XIX в. (ГНИИР), 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА)), так и отдельно; на иконе кон. XIX в. (Частное собр. Москва) – в правой руке Младенца свиток.

Прорись с А. и. приводится под 6 сент. в Сийском иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., упоминание о ней содержится также в Клинцовском подлиннике кон. XVIII в.

А. и. представлена в своде чудотворных икон Божией Матери на гравюрах нач. XVIII в. работы Г. П. Тепчегорского и на иконах XVIII – нач. XX в., напр. на вологодской иконе кон. XVIII – нач. XIX в. (ЧерМО), «Успение Богородицы и свод чудотворных икон Богоматери» XIX в. (ГТГ), иконе кон. XIX – нач. XX в. (ЦАК МДА). Иконография этих памятников отличается от традиционной, в частности, Младенец Христос изображен сидящим на правой руке Божией Матери, отсутствуют характерные изображения на мафории.

Согласно архиеп. Сергию (Спасскому), празднование А. и. не было отмечено в греч. и рус. месяцесловах (Месяцеслов. Т. 2. С. 274, Т. 3. С. 658), в т. ч. в офиц. календарях РПЦ XIX в. В совр. календаре РПЦ празднование А. и. указано и совершается 6 сент.

Читайте так же:  Молитва если болит плечо

КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Согласно монастырскому преданию, 10 мая 1662 г. икона приплыла по Днепру из разоренного татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в ц. святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божией Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской ц.

Самое раннее печатное воспроизведение предания об иконе – текст, размещенный на картуше внизу гравюры «Чудотворная икона Богородицы Братской» (1706) работы мон. Илариона (Мигуры) (оттиски неизвестны, медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; мон. Иларион (Мигура) неоднократно гравировал К.-Б. и., напр. в 1704 – панегирик архим. Гедеону (Одорскому)): « (1662) Нас Arcam curauit R: Hilarionnes Migura Metropolis Kiyoviensi Arch >Аскоченский. 1856. С. 346; см. также: Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3. № 1224). Текст на гравюре с указанной кириллицей датой – 1662 г.- приобрел значение документа, и приведенная в нем датировка обретения К.-Б. и. стала общепринятой.

Между тем упоминание, вероятно, о чудотворной иконе Братского монастыря встречается в путевом дневнике архидиак. Павла Алеппского, побывавшего в Киеве в 1654 и 1656 гг. Икона фигурирует в записях, сделанных в июле 1656 г.: «В среду прибыл настоятель Богоявленского монастыря, находящегося в середине города, пригласить нашего владыку патриарха отслужить в нем обедню, в праздник чудотворного образа Владычицы, принесенного из страны ляхов (Польши.- Г. Б. ). Мы отправились и отслужили обедню, в присутствии всех горожан, а потом пошли к трапезе» ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 186). Сомнение относительно того, идет ли в записях архидиак. Павла Алеппского речь о К.-Б. и., вызывает тот факт, что тогда же, в 50-х гг. XVII в., при митр. Сильвестре (Косове), в игуменство Лазаря (Барановича), в Братский мон-рь была привезена из захваченного в 1655 г. униатами Купятицкого мон-ря близ Пинска чудотворная Купятицкая икона Божией Матери (позднее перенесена в Софийский собор Киева). Не исключено, что упомянутая обедня в июле 1656 г. служилась перед Купятицкой иконой.

Сцена с плывущей по Днепру К.-Б. и. представлена на гравюрах. На одной из них, на меди, под названием «Богоявление», созданной в честь освящения в 1693 г. нового Богоявленского собора Киево-Братского монастыря ( Люта Т. Могилянський «Theatrum Gloriae» Iвана Мазепи // Пам’ятки Украïни. 2013. № 1(183). С. 57), изображено «Крещение Господне» в Иордане-Днепре, по волнам к-рого к Киеву плывет лодка с К.-Б. и. Слева от реки показан вышгородский храм святых Бориса и Глеба, а на противоположном гористом берегу стоят киевские церкви, ниже которых, на Подоле,- Богоявленский собор Братского монастыря, возле которого изображена группа людей во главе с равноап. кн. Владимиром и со святыми Борисом и Глебом. Внизу по центру помещен герб гетмана И. С. Мазепы, покровителя мон-ря; изображение элементов герба повторяется неск. раз (НБВ; см.: Deluga W. Grafika z krgu Ławry Pieczarskiej i Akademii Mohylańskiej XVII i XVIII w. Kraków, 2003. Tab. XXXI). На более ранней гравюре (1703) с изображением К.-Б. и. работы Стефана Савицкого внизу также представлена сцена с плывущей иконой (медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; см.: Попов. 1926. С. 92).

На гравюре мон. Илариона (Мигуры) 1706 г. К.-Б. и. в ризе помещена в роскошный барочный киот, украшенный резьбой и живописными медальонами. На гравюре-панегирике Б. П. Шереметеву 1713 г. К.-Б. и. изображена в украшенной орнаментом ризе, примечательной деталью которой являются ангелы, держащие корону над головой Богоматери (воспроизведение: Типография Киево-Печерской лавры / Сост.: прот. Ф. И. Титов. К., 1916. Т. 1. С. 473; доска и оттиски неизвестны).

Барочный киот с К.-Б. и. мог быть установлен в новом Богоявленском соборе во время его освящения в 1693 г. Первое упоминание о местонахождении иконы в интерьере собора зафиксировано в документе 1743 г.: «. напротив Благовещения» ( Мухин. 1893. С. 163). То же место указано в описи еп. Иринея (Фальковского) 1803 г., согласно которой в Богоявленском соборе помимо старинного мазепинского иконостаса стояли также 2 небольших новых: в одном из них помещалась чудотворная икона, а в другом – образ Благовещения (в соборе имелся Благовещенский придел) (Там же. С. 205). В описи также указано: «При чудотворной иконе было много привесок и украшений, между которыми находилось бриллиантовое ожерелье, подаренное Екатериной Евфимовной Галаган, стоившее 2 тысячи рублей» (Там же. С. 207).

После пожара 1811 г. на Подоле К.-Б. и. перенесли в Борисоглебскую ц. (переосвящена во имя Св. Духа) Братского мон-ря. В 1824 г. чудотворный образ вернули в восстановленный Богоявленский собор. Там его поместили в новый позолоченный киот в стиле ампир, сделанный на средства киевского вице-губернатора В. С. Катеринича. На рис. К. П. Мазера 1851 г. на переднем плане представлен киот с образом «Благовещение», а в глубине собора, у столба,- киот с К.-Б. и. ( Мазер К. П. Образи Києва сер. ХIХ ст. Нюстремс, 1999. Ил. 38). Киоты, как и новый иконостас собора, были спроектированы архит. А. И. Меленским. В 1831 г., при архим. Иннокентии (Борисове), перед киотами с К.-Б. и. и иконой «Благовещение» были установлены новые чугунные решетки, выписанные из Тулы, а в 1878 г. сделаны мраморные лестницы.

Читайте так же:  Молитва за грядущего царя

Во время пожара 1864 г. в Богоявленском соборе К.-Б. и. носили вокруг храма и мон-ря ( Мухин. 1893. С. 264-266). От огня удалось спасти иконостас и убранство алтаря, в к-ром отслужили литургию и благодарственный молебен. До 1878 г. К.-Б. и. из неотапливаемого Богоявленского собора на зимнее время переносили в теплую Свято-Духовскую ц., там она пребывала до службы на вынесение плащаницы в Великую пятницу. Проф. КДА Н. Ф. Мухин в 1893 г. подробно описал киот архит. Меленского, в котором икона пребывала до конца своей монастырской истории: «В средней части храма, в правой и левой стороне его. находится два вызлащенных киота, очень изящной резной работы. Верхняя часть каждого из киотов, устроенная в виде балдахина, покоится на восьми вызолоченных колоннах коринфского ордена, живописно расположенных в два ряда. Между ними поднимается мраморная лестница в несколько ступеней. Оба киота ограждены чугунными решетками, снабженными медными розетками для свечей. В правом (южном) киоте находится чудотворная икона братской Богоматери, а в левом (северном) – икона святителя Николая» (Там же. С. 278).

В 40-50-х гг. XIX в. сведения о К.-Б. и. появляются в изданиях, посвященных древностям Киева. Она упоминается в публикациях митр. Макария (Булгакова), И. И. Фундуклея, В. И. Аскоченского, Н. В. Закревского и др.

Мухин также указал стиль и размер К.-Б. и.: «Чудотворная икона братской Божией Матери – южно-русского письма… Вышина ее равна 1 аршин 14 вершков, а ширина – 1 аршин 6 вершков (133×98 см.- Г. Б. )» ( Мухин . 1893. С. 278), к-рый соответствует размеру иконы из фондов НХМУ – 133,5×97 см, оклад 144×108 см.

Каждую субботу до литургии пред иконой читался акафист. Ежегодно 1 авг. и в праздник Богоявления после литургии, к-рая служилась Киевским митрополитом, при участии всего городского духовенства совершался крестный ход к Днепру с К.-Б. и. После эпидемии холеры в 1853 г. в неделю Всех святых был учрежден крестный ход с К.-Б. и. на Житный рынок на Подоле. Там служился молебен в специально устроенной молельне, куда заносили чудотворный образ, перед к-рым жители ставили свои домашние иконы.

После закрытия Братского мон-ря в 20-х гг. XX в. была зарегистрирована церковная община, в нач. 30-х гг. еще совершались богослужения. На фотографиях иконостаса и киотов Богоявленского собора, выполненных в 1935 г., икон на своих местах уже нет ( Олянiна С., Свiтлична Н. Iконостас Богоявленського собору // Пам’ятки Украïни. 2013. № 1. С. 30).

В 1934 г. столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев и власть приняла решение о массовой ликвидации киевских храмов и мон-рей (было уничтожено более 60 церквей). В ряду первоочередных задач, учитывая исключительное национальное значение, был намечен снос Богоявленского собора Братского мон-ря. Отсутствие до 90-х гг. XX в. информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели К.-Б. и. Однако исследования последних лет показали, что К.-Б. и. вошла в число 5 наиболее ценных икон мон-ря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета НХМУ с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение К.-Б. и. произошло в нач. 2000-х гг., когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским мон-рем. В наст. время К.-Б. и. находится в собрании НХМУ на стадии завершения музейной реставрации (реставратор живописи Т. Гержан, реставратор ризы А. Головченко; см.: Белiкова. 2013. С. 40).

Икона написана на дереве в технике масляной живописи с использованием темперы. Наблюдаются 2 основных красочных слоя, вопрос о датировке к-рых остается открытым. Верхний слой по манере живописи соответствует киевской художественной школе 1-й пол.- сер. XVIII в., но икона сохранила особенности укр. типа образа Божией Матери 70-90-х гг. XVII в.: характерные черты лика, позолоченный, резной по левкасу орнамент фона (его элементы – круглые жемчужины в завитках раковин – встречаются в посл. трети XVII в.). Не исключено, что орнамент и скрытый нижний красочный слой являются более ранними. Как показывает рентгенограмма, иконописец при поновлении образа стремился точно следовать первоначальному изображению, в т. ч. в моделировке ликов и облачений. На лике Богоматери и на пяточке Младенца местами лежит 3-й слой, нанесенный в процессе поновлений XIX в. Перед началом реставрации на лике Богоматери был значительный выпад в верхнем красочном слое – по диагонали от левой брови через нос и правую щеку к шее, напоминающий след от удара (описанный в XIX в. как след от литов. сабли). В месте выпада виден неповрежденный нижний красочный слой, что может означать отсутствие «раны» на первоначальном изображении (ее не показывает рентгенограмма).

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва киево братской иконе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here