Молитва благоразумный разбойник

Полное описание: Молитва благоразумный разбойник - в детальных подробностях для наших читателей.

О Благоразумном разбойнике

О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника

«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи.

В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

Молитвословия для келейного чтения

Егда распят был еси со Христом,/ и покаялся еси от злых дел своих, / о Благоразумный бывший разбойниче Раше,/ превзошел еси в праведности первосвященники и фарисеи, / исповедав перед злобствующими иудеями страждущего Христа Богом, / и показал еси нам образ смирения и покаяния, / воззвал еси ко Иисусу с сокрушенным сердцем: / «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем», / и получил еси от Него Божественное обетование и определение: / «Аминь глаголю тебе, / днесь со мною будеши в Раи», // Его же моли, помиловатися душам нашим.

О Благоразумный разбойниче Раше,/ егда распят был еси со Христом на Голгофе,/ и видев Того смирение и любовь к людям в Его предсмертной молитве,/ возгорелся еси огнем добродели покаяния в сердце своем,/ и попалил еси им все зло в себе, / и узрев верою рядом Спасителя своего, / прилепился еси к Нему всей душою, / и по смерти бысть первым возведен в Рай,/ и нас научи ко Христу в покаянии прибегати,/ и во умилении и сокрушении сердца взывати:// «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».

Ублажаем тя,/ святый Благоразумный разбойниче Раше,/ и чтим святое покаяние твое, / ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.

Молитва к святому Благоразумному разбойнику Раху

«И сказал ему Иисус: истинно говорю
тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
(Евангелие от Марка, гл. 23, ст.43)

О, бывший тать, о, нынешний святой!
Все зло свое перечеркнул немногим:
Перед безумной воющей толпой
Ты исповедал Страждущего Богом.

О, ты, который с Господом терпел,
О, покаяньем вырванный из ада,
Одна лишь правда ожила в тебе,
Что полон был ты всяческой неправды.

И в этот миг, последний крестный миг,
Ты оправдал поруганного Бога,
И капля правды, перевесив мир,
Ввела под своды райского чертога.

Гора Голгофа, Пасхи Колыбель.
Шепчу одно неверными устами:
«Душе моя, помысли о себе,
Душе моя, душе, куда мы станем?»

О, Мати Света, не остави нас.
Взыщи мене, Единая Отрадо.
Да оживет во мне хоть в смертный час
Разбойничья спасительная правда.

Благоразумный разбойник

Аудио

Когда в Страстную пятницу Христос был распят на Голгофе, вместе с Ним схватили и казнили двух разбойников. Так исполнилось пророчество, гласящее, что Мессия к злодеям причтен был (см.: Ис. 53: 12). Их распяли: одного – по правую сторону от Христа, другого – по левую. Перед смертью один из них, чье сердце ожесточилось от греха, оскорбил Господа, сказав: «Если Ты – Мессия, спаси Себя и нас!» Но другой [1] , тронутый состраданием при виде осужденного Праведника и охваченный раскаянием, строго прервал его: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И обращаясь ко Христу, произнес: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (см.: Лк. 23: 39–43).

Так благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ.

[1] Рукописный вариант латинского перевода Мк. 15: 27 и Мф. 27: 38 именует его Зоатаном, возможно, под влиянием апокрифического Евангелия Никодима. В восточной традиции его называют Гестас, а в русской – Рах.

О покаянии благоразумного разбойника

Слово 109

В Великий Пяток

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В от и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.

И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник — первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!

Слово «рай» происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.

Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!

Читайте так же:  Молитва со дна моря достанет

О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние — это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

«Разбойника благоразумнаго»

«Разбойника благоразумнаго» – текст:

Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.

Словарь сложных слов:

Раеви – рая;

мене – меня.

Перевод:

Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи, и меня крестным древом просвети и спаси.

«Разбойника благоразумнаго» – смысл и история песнопения:

Песнопение исполняется на службе Утрени Великой Пятницы с чтением двенадцати фрагментов Евангелия, рассказывающих о Страстях Христовых (совершается вечером в Великий Четверг).

Восьмое чтение повествует о двух разбойниках, распятых справа и слева от Спасителя. Один из них проклинал Господа, говоря Ему: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас» (Лк 23:39). Другой же, напротив, унимал богохульника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И затем он обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И ответил ему Христос: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40-43).

После чтения Евангелия и трипеснеца (канона, состоящего из трёх песней) торжественно трижды поется Ексапостиларий (или светилен) великой Пятницы «Разбойника благоразумнаго».

«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (“Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи”)

Действительно в один час Господь удостоил Рая злодея, сделав его самым первым из вступивших в Его Царство. Удивительна история такого спасения, свидетельство слов Христа «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2,17). Разбойник уверовал в распятого, униженного, оставленного учениками Спасителя и исповедовал его как Бога перед всеми, совершив тем самым первый мученический подвиг христианской истории: «Полное раскаяние в своих грехах и преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в отдавшего Себя на страдание Распятого Господа Иисуса Христа и исповедание его тогда, когда весь мир был против Него, – вот из чего сплелся венец, венчавший главу бывшего разбойника, как победителя и подвижника, вот из чего сковался ключ, отворивший ему двери рая» (святитель Иоанн Шанхайский).

«И мене древом крестным просвети и спаси мя» (“и меня крестным древом просвети и спаси”).

Пример спасенного разбойника обращен ко всем последующим поколениям христиан, о чем напоминает нам в этом тропаре Церковь. Мы просим Господа просветить нас Его Крестными Страданиями и спасти наши души, как в последний миг Он спас разбойника. «Слыша это, возлюбленный, никогда не отчаивайся, но, представляя неизреченное величие человеколюбия Божия, поспеши исправлением от грехов. Если Он разбойника, бывшего на кресте, удостоил столь великой чести, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях» (святитель Иоанн Златоуст, беседы о Кресте и разбойнике).

«Разбойника благоразумнаго» – слушать:

«Разбойника благоразумнаго» – музыка М. Старицкого, переложение арх. Матфея Мормыля:

Исполняет хор Сретенского монастыря

«Разбойника благоразумнаго» Павла Чеснокова:

Исполняет мужской хор МИФИ, дирижёр – Надежда Малявина:

Павел Григорьевич Чесноков (1877-1944) – виднейший деятель хорового и регентского искусства конца XIX-начала XX веков, автор множества духовных сочинений. Его произведениям присуща молитвенность и искренность, строгость, свойственная древним напевам, и душевные переживания. Эта двуплановость слышна в хоровом сопровождении и яркой партии солиста.

«Разбойника благоразумнаго» Александра Гречанинова:

А. Гречанинов, из цикла «Страстная седмица», исполняет Государственная академическая Симфоническая капелла России, дирижёр – Валерий Полянский:

Александр Тихонович Гречанинов – композитор-современник Чеснокова, так же автор множества духовной музыки. Крупный и малоизвестный цикл «Страстная седмица» отличается богатым хоровым звучанием и своей необычной потрясающей музыкой.

«Разбойника благоразумнаго» ноты:

На заставке фрагмент: Благоразумный разбойник. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 года.

О покаянии благоразумного разбойника

Слово 109

В Великий Пяток

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В от и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

Читайте так же:  Толкование молитв вечернего правила

Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.

И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник — первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!

Слово «рай» происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.

Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!

О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние — это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

Молитва хананеянки и разбойника

Будем молиться, как можем, ибо мы видели, что Спаситель не презрел и молитвы хананеянки. Она, бедняга, даже не была еврейкой. Она была финикиянкой, из пределов Тира и Сидона. Между тем, финикийцы были язычниками. Но услышала и она тоже о Спасителе, что Он совершает чудеса, и пришла. И увидев столько людей вокруг Него, стала кричать: помилуй меня, Господи, Сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф. 15: 22)!

Как женщина-язычница, научилась и она от евреев, как надо взывать. Она даже не знала, как Его зовут. «Ты зови вот так вот, женщина!» А она, бедняга, взывала как страдающая мать. Ее дочь мучили бесы уже столько лет, ведь она была бесноватая. И мать берет на себя страдания своей дочери, слышишь ведь, как она кричит: помилуй меня, Господи, ибо дочь моя жестоко беснуется! Она не кричала: «Помилуй, Господи, мою дочь!». То есть, «если сотворишь милость с дочерью моей, меня помилуешь».

Итак, она проникла в существо своей дочери и всем сердцем молилась за свою дочь. А Спаситель, дабы показать всем стойкость ее веры, делал вид, будто не слышит ее. Ты видел, что Он сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Как если бы сказал: «Ты финикиянка, язычница; не для тебя Я пришел в мир!». Она тогда еще громче стала кричать. И апостолам стало жалко: отпусти ее, потому что кричит за нами. Они видели, как она кричит со слезами из глубины сердца. А Спаситель еще раз дает ей отпор: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Он с собакой сравнил ее! Ты понимаешь? Но она не рассердилась, что Он сравнивает ее с собакой. Она, в пылу своей молитвы, переступила через все. Поэтому сказала: «Да, Господи, я собака, – то есть я не из рода Израилева, я язычница, – но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». То есть, «пусть даже я и собака, но дай и мне хоть одну крошку, я ведь не протягиваю руку к столу вместе с хозяевами».

Читайте так же:  Молитва о благосостоянии детей

И тогда Спаситель сказал ей: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15: 23–28).

А разбойник на кресте? Ты видел, что говорит святой Ефрем в «Слове о разбойнике в Великий Пяток»[1]? Сначала он и другой разбойник хулили Иисуса на Кресте и говорили Ему: если Ты Христос, сойди с Креста и спаси Себя и нас. Потом увидели, что Спаситель, когда Ему вбивали гвозди в руки и ноги и глумились над Ним, молился о распинавших беззлобно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают! (ср.: Лк. 23: 39, 34).

Тогда разбойник, висевший справа, был потрясен Его кротостью и говорил: «Ты посмотри! Мы так проклинаем и браним этих распявших нас тут, а Он говорит: Отче! прости им, ибо не знают, что делают

Разбойник, который начал верить, что Спаситель – Бог, видя, что Он терпит с такой кротостью, стал смотреть на Него снизу вверх, ибо Крест Спасителя был выше их крестов, и думал: «Что плохого сделал Этот Человек? Мертвых воскрешал, больных исцелял, людей насыщал, учил словом кротости, он не был грешен, Его не коснулось ничего… Воистину Он Бог!»

Это говорит и апостол: сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10: 10). Ибо недостаточно верить в Бога в душе, а нужно и исповедовать Его устами, потому что у нас имеются две части. Душой я верю, что Он Бог, но нужно исповедовать Его и устами. Поэтому Спаситель сказал: кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10: 33). Всем существом своим нужно исповедовать Его: и словом, и сердцем, верой.

Тогда разбойник, который поверил в сердце своем, что Спаситель – Бог, что он подумал? «Простит ли Бог меня, я ведь сначала хулил, как и этот слева?» Он думал: «Этот Иисус, Который молится за тех, которые распинают Его, если Он не держит зла на тех, которые Его распяли, то насколько же скорее Он простит меня, хотя я и совершил столько разврата, и убийств, и грабежей, и сквернословий, и пьянств!»

Видео (кликните для воспроизведения).

И он вспоминал свою разбойническую жизнь и говорил сам себе: «Какое же мне теперь покаяние совершить? Если бы ноги мои были свободны, я бил бы земные поклоны, но они связаны. Если бы руки мои были свободны, я влепил бы пару пощечин тому, что слева, который хулит, и сказал бы ему: “Почему ты хулишь Этого кроткого Иисуса?” Но и руки мои тоже распяты». Он думал: «Какое же покаяние принести мне теперь, на кресте?» И Дух Святой подал ему мысль: «А знаешь, что я еще вполне могу? У меня есть язык! Он не распят. Я закричу изо всего сердца языком моим: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

Видишь? Сначала он языком защитил Его от разбойника слева, ругавшего Спасителя, сказав ему: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, а Этот Иисус что плохого сделал? Сначала он языком укорил второго. «Я верю, что Он – Иисус! Я уже не заодно с тобой!» Укорив языком разбойника слева, он совершил покаяние; плоды покаяния, ибо только язык и раскаяние сердца у него оставались. «Я буду кричать этим языком Этому Иисусу, Который не держит зла, чтобы Он простил меня». И он закричал из глубины сердца: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И слышит Спасителя сверху, с Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (ср.: Лк. 23: 40–43)!

Святой Ефрем великолепно излагает это: «Ты видел разбойническую мольбу? Ты видел мудрого разбойника? Он много успел похитить в жизни своей! Но, имея веру в сердце, сумел восхитить языком своим рай». То есть: «Разбойник! Ты грабил, крушил, убивал, причинял зло; а теперь своей верой из сердца сумел похитить языком рай». И он говорит в конце этого Слова так: «О разбойник и рая похититель! Ты похищал всё, но похитил и рай языком. О разбойник и рая похититель! О скорорастущий цветок Христа, Которому подобает слава!»

То есть самым первым цветком, выросшим из Креста Христова, была душа разбойника.

Потому он первым и вошел в рай со Спасителем, что исповедал Его с креста прежде того, как исповедал Его Богом Лонгин сотник, пронзив Его в ребро, и многие другие впоследствии. Разбойник первым исповедал Его Богом и молил отвести его в рай.

Вот что значит молитва во время беды! Когда беда нахлынет на нас, будем вопить всем сердцем, ибо Бог смотрит на наше сердце. Аминь.

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1.
Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004

8 декабря 2011 г.

[1] См.: Прп. Ефрем Сирин. 133. Слово на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике // Прп. Ефрем Сирин. Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 422–428.

Собрание сочинений. Том 4

О благоразумном разбойнике.

«Един же от обешеную злодею хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христос, спаси себе и наю. Отвещав же другий прещаще ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко в том же осужден еси; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единого зла сотвори. И глаголаше Иucycoвü помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си. И рече ему Иисус: аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ( Лук. 23, 39 – 43 ).»

Из всех примеров покаяния, представленных для нашего наставления в Священном Писании, требует нашего особенного внимания покаяние разбойника, получившего от Церкви имя благоразумного. В этом событии, по свидетельству Св. Евангелиста Луки, есть такие черты, которых мы не встречаем в других подобных повествованиях.

Прежде всего мы видим здесь величайшего грешника, – разбойника, т. е. грабителя и душегубца. И этого грешника Господь помиловал, чтобы убедить нас, что нет греха, которого не простил бы Бог истинно кающемуся, и нет глубины зла, из которой не извлек бы Искупитель наш погибающего человека.

Читайте так же:  Какую молитву читать если приснился покойник

Далее здесь видим нечто удивительное в самом выражении, каким Господь изрек прощение этому разбойнику.

Все это вместе располагает нас к размышлению об этом великом подвижнике покаяния.

Но был ли он закоснелым злодеем, без совести, стыда и сострадания, каких бывает много, каким оказался другой разбойник, распятый вместе с ним и со Христом? Нет. Известно, что и в разбойниках бывают добрые свойства, как то: храбрость, верность данному слову, жалость к беззащитным и беспомощным, а иногда даже благотворительность к бедным, хотя из награбленного имущества; так как человек и в самом глубоком развращении, пока жив, сохраняет более или менее естественные человеческие свойства и не становится дьяволом. Но благоразумный разбойник и в мрачное время своей преступной деятельности сохранил в душе своей высшие свойства, чем те, которые указаны нами в обыкновенных разбойниках. Он имел в душе неизвестное закоснелому злодею чувство страха Божия. Когда неразумный разбойник злословил Иисуса Христа, он „унимал его», по словам евангелиста, говоря: “или ты не боишься Бога, когда осужден на то же”? т.е. все мы вместе, висящие на крестах, страдаем и в тебе нет жалости к Участнику тех же страданий и тебе не стыдно и не грешно укорять Его! Но говоря это, он обнаружил и другое прекрасное чувство справедливости, сознание своих преступлений и благоговение к Страдальцу невинному, прибавив: „и мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал».

Итак, мы должны „совершенно уповать» ( 1Петр. 1, 13 ) на прощение всех грехов наших при последнем покаянии, но и во всю жизнь нашупостоянно приготовляться к этому покаянию. Аминь.

О покаянии благоразумного разбойника

Слово 109

В Великий Пяток

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
(Лк. 23:42)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В от и настал этот скорбный, насыщенный переживаниями день. Господь наш Иисус Христос распят на кресте, страдает и терпит муки за грешный род человеческий. И мы мысленно переносимся туда, на Голгофу, стоим среди насмехающейся и издевающейся толпы, преисполненные боли, сострадания и сознания собственного бессилия оттого, что ничего уже нельзя сделать…

Благоразумный разбойник в полной мере признавал свою ответственность перед Богом и людьми за содеянные преступления, но он хорошо понимал, что рядом с ним, ни за что страдает безгрешный Иисус Христос, Человек, Который всем делал только добро. Вера в Господа в сердце разбойника возросла с такой силой, что он сам готов был вторично пострадать ради Христа, чтобы помочь этому необыкновенному распятому Страдальцу. Но, увы, он сам висел на кресте и ничем не мог облегчить муки безгрешного Господа. И тогда от всей души сказал разбойник Спасителю: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк. 23:42). Голос раскаявшегося грешника был единственным пока на Голгофе голосом, который свидетельствовал о невиновности Сына Человеческого. И посмотрите, братья и сестры, в какой обстановке разбойник не побоялся заявить эту истину. Он кричал о невиновности Христа в присутствии фарисеев и книжников, первосвященников и старейшин. Не убоялся никого! Не устрашился, что за дерзость свою может быть подвергнут еще более тяжким мучениям.

И что же слышит в ответ этот настрадавшийся и раскаявшийся человек? И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю! (Лк. 23:43). Вы только подумайте, братья и сестры, какой неизреченной милости удостоился благоразумный разбойник — первым вместе с Господом войти в Царство Небесное! Первым наследовать жизнь вечную!

Слово «рай» происходит от персидского корня и означает «сад». Тенистые сады в жарких странах являются местом упокоения и наслаждения. Когда персидский царь хотел наградить кого-то из своих подданных, он награждал их так называемым «орденом сада», позволяющим свободные прогулки по царскому саду. Это на Востоке считалось большой милостью. Естественно, так приятно спрятаться от палящего солнца в тени ветвистых деревьев, вдыхать запах свежей зелени, отдыхать возле журчащей воды прозрачного ручейка. Иудеи сравнивали место пребывания душ праведников с раем, с прекрасным садом, с прохладой и отдохновением.

Словами Своими Господь уверил благоразумного разбойника, что Бог, видя искренность раскаяния, прощает ему все согрешения, какими бы они тяжкими ни были, а потому и душа раскаявшегося разбойника, очищенная покаянием от всего злого, будет радоваться и ликовать вместе с душами праведников в раю. Спаситель обещал раскаявшемуся разбойнику дар, еще больший, чем бессмертие. Он обещал ему пребывание вместе с Самим Господом в садах Царствия Небесного. И столь благословенную награду получил благоразумный разбойник за веру свою, которая даже в апостолах, ближайших учениках Христа, не достигла пока должной силы!

О благоразумном разбойнике сохранилось несколько благочестивых народных преданий. По одной из легенд, когда Святое Семейство, убегая от Ирода, держало путь в Египет в одном месте они были окружены разбойниками, и те хотели отнять у них осла и убогое имущество. Одному из разбойников удалось увидеть лик Младенца, и до глубины души пораженный злодей воскликнул: «Если б Бог сошел на землю, Он не мог бы быть прекраснее Этого Младенца». Разбойник этот не позволил товарищам прикоснуться к светлым путникам и настоял на их освобождении. Тогда Богоматерь окинула его благодарным взором и сказала: «Этот Младенец воздаст тебе благим воздаянием». Это был тот самый человек, которого Церковь называет «разбойником благоразумным». В апокрифическом Евангелии от Никодима он назван Дисмасом. В византийской древнерусской традиции его именуют Рах.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Ничто не учит нас в жизни лучше живого примера. Не случайно образ покаявшегося разбойника поставлен Промыслом Божиим у самого Животворящего Креста Господня, в самые торжественные и великие минуты, когда страданиями Божественного Сына род человеческий примирился с Отцом Небесным. Чем больше взираем мы на этот пример истинного и спасительного покаяния, тем больше воодушевляемся верою и надеждой на милосердие Божие. Вне сомнения, слова Господа Иисуса говорят нам о том, что никогда не поздно обратиться к Нему. Господь призывает к Себе всех, лишь бы было в нас стремление, лишь бы и с наших уст слетала покаянная молитва благоразумного разбойника: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Преподобный Ефрем Сирин пишет: « Покаяние — это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. Время покаяния коротко, Царствию же Небесному нет конца ». А Святитель Иоанн Златоуст говорит: « О покаяние! Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы ангельские, становишься собеседником Бога, ты из сокровищ Божиих получаешь жизнь и с дерзновением даруешь ее тем, которые обладают тобою ». Аминь.

Читайте так же:  Молитва на покупку вещей

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Врата покаяния.
М.: «Сибирская Благозвонница».– 2009 г.

Молитва разбойника

В поверхностной христианской среде существует очень живучая, очень опасная и ядовитая ересь, что одно только произнесение устами молитвы покаяния УЖЕ делает человека сопричастником спасения.

Чтобы оправдать свое убеждение, что спасает только произнесение молитвы покаяния, приводится в пример молитва разбойника, распятого вместе со Христом «Господи, помяни меня в царствии Твоем», на которую Иисус ответил «Истинно, истинно говорю тебе – ныне же будешь со Мною в раю».

Если вырвать слова Христа из контекста, то да, лжеучителя казалось бы правы! НО!
Вырывать в Библии из контекста НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ!

Множество ересей, лжеучений в христианском мире и возникли как раз по причине вырывания из контекста отдельных ФРАЗ!
Каких только чудес не нагородили!

Разберемся в вопросе спасения по так называемой «молитве покаяния».

Чтобы понять суть произошедшего на Голгофе, нужно просто восстановить перед глазами реальную картину событий.

Против Иисуса Христа восстали иудейские священники – учителя Закона Божиего.
Христа осуждают на казнь КАК ПРЕСТУПНИКА, КАК ОПАСНОГО ЕРЕТИКА.
Христа избивают, толпа ГЛУМИТСЯ НАД НИМ.

Все палачи, все присутствующие при распятии люди – Христу плюют в лицо, оскорбляют Его, унижают и издеваются над Ним.

И вот три распятых КАК ПРЕСТУПНИКИ человека уже висят на крестах, все они обнажены, оплеваны, унижены, и испытывают при этом тяжелейшие физические и моральные мучения.

ВСЕ окружающие три креста люди совершенно уверены что на крестах – ТРИ ПРЕСТУПНИКА.

Ученики Христа стоят вдалеке.

НА ТРЕХ КРЕСТАХ РАСПЯТЫ ТРОЕ ОСУЖДЕННЫХ НА СМЕРТЬ.

Человек, распятый на кресте испытывает сильные страдания, боль невыносима.
Вокруг искаженные злобой и яростью люди.

И чтобы превозмогая личную боль разглядеть в таких обстоятельствах в «обезображенном паче всякого человека» лице Того, Кого распяли как преступившего ЗАКОН БОЖИЙ и на Кого ВСЕ ОКРУЖАЮЩИЕ ПЛЮЮТ – ЛИК ГОСПОДА – что должно в душе человека произойти?

Ведь Новый Завет, который расставил все точки над «i» еще не был дан людям в виде печатного издания!

Никто из присутствовавших при казни НЕ ЧИТАЛ жизнеописания Христа, никто не знал, что Иисус – это ВОПЛОТИВШЕЕСЯ СЛОВО БОЖИЕ!

Люди перед собой видели умирающего на позорном кресте смертного человека, опасного еретика, дерзнувшего назвать Себя Сыном Всевышнего, Господом.

И у любого психически нормального и читающего Тору еврея естественная реакция на происходящее – это в лучшем случае издевка и НАСМЕШКА: – Если Ты Сын Божий – то сойди с креста!
В худшем – ярость, как на преступника против СВЯТОГО ЗАКОНА.

Если Ты действительно то, на что Ты дерзнул покуситься, то СОЙДИ С КРЕСТА!

И разбойник В ТЕХ КОНКРЕТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, когда вся толпа ликовала, что распят ПРЕСТУПИВШИЙ ЗАКОН БОГА, опасный еретик, РАЗГЛЯДЕЛ ВО ХРИСТЕ ИСТИННОГО СЫНА БОЖИЕГО…

Вопреки воплям толпы.

Вопреки собственной мучительной боли.

Вопреки твердому мнению законоучителей – фарисеев, которых евреи слушались беспрекословно.

Вопреки ОЧЕВИДНОМУ, тому что Христос – это СМЕРТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, такой же как и он сам!

Какое глубинное откровение получила его душа, если он В ТАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, ВОПРЕКИ ВСЕМУ что его окружало и чему он был научен, будучи обнаженным и распятым на кресте на посмешище злобной толпе – ИСПОВЕДОВАЛ ПУБЛИЧНО ХРИСТА ГОСПОДОМ?

Будучи сам распят как разбойник, УМИРАЯ, перед всеми, находящимися на месте распятия учителями Закона – ОН ПУБЛИЧНО ИСПОВЕДУЕТ ХРИСТА ГОСПОДОМ И СПАСИТЕЛЕМ, ПУБЛИЧНО ПРЕВОЗНОСИТ ХРИСТА НАД ЗАКОНОУЧИТЕЛЯМИ!
Умирающего Человека ПРОВОЗГЛАШАЕТ ЦАРЕМ!
Ведь слова “в царствии Твоем” – подразумевают только одно – разбойник увидел в истерзанном страдающем человеке – ЦАРЯ, а слова “помяни меня” – это надежда на СПАСЕНИЕ ЧЕРЕЗ НЕГО!
Разбойник ПУБЛИЧНО ПРОВЗОГЛАШАЕТ ХРИСТА БЕЗГРЕШНЫМ ПРАВЕДНИКОМ, то есть ИСПОЛНИВШИМ ЗАКОН!- и это несмотря на то, что все священники объявили Христа ЕРЕТИКОМ!

О каком “простом” произнесении устами молитвы покаяния вообще здесь может идти речь? Что за бред?

И еще – ведь разбойник не был учеником Христа до сего дня!

Это серьезнейший переворот всего мировоззрения человека, это потрясение всех его основ миропонимания, это глубочайшее духовное перерождение – И НИЧТО ИНОЕ!

Перед иудеями, перед ЗАКОНОУЧИТЕЛЯМИ – СВЯЩЕННИКАМИ, УМИРАЯ В СТРАШНЫХ МУЧЕНИЯХ, ИСПОВЕДОВАТЬ РАСПЯТОГО, ИЗБИТОГО, УНИЖЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, (подчеркиваю – Человека!), КОТОРОГО РАСПЯЛИ КАК ЕРЕТИКА (опять же подчеркиваю – как ЕРЕТИКА!) – ПРАВЕДНЫМ, ГОСПОДОМ, СЫНОМ ВСЕВЫШНЕГО, ЦАРЕМ!
ВОПРЕКИ ВСЕМ И ВСЕМУ!

Еще раз: ПУБЛИЧНО исповедовать умирающего, смертного ЧЕЛОВЕКА, распятого за ересь, Праведником, Бессмертным Сыном Бога и Царем, имеющим власть в Своем Царстве!

Кто был бы из нынешних лжеучителей способен к этому в подобных обстоятельствах?

ЭТО НЕ ТОЛЬКО МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ – ЭТО ИСПОВЕДАНИЕ, ЭТО ПУБЛИЧНОЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ХРИСТА СПАСАЮЩИМ ГОСПОДОМ И ЦАРЕМ!

И именно на это Христос ответил «Ныне же будешь со мной в раю».

Молитва покаяния – это безусловно великая и прекрасная молитва.
Но только один Бог знает, что человек вложил в произнесение этой молитвы.

Вложил ли он в нее осознание своей греховности и искреннюю жажду освобождения, или ее произнесение было лишь поверхностным, не исходящим из глубины сердца.

И ведь за молитвой должно и еще что то последовать!
Узок путь и тесны врата и немногие находят их!
Во первых врата тесны, а во вторых и путь узок!

Мало просто потусоваться в христианстве, нужно еще отыскать узкие врата.
А потом еще и протиснуться сквозь них. А потом еще и идти по узкому пути.
ЭТО ПРОЦЕСС!

А если молитва покаяния была произнесена, а человек остался духовно невозрожденным, плотским?

Что тогда?
А его убедили в том, что проблемы с Богом у него уже все решены!

Видео (кликните для воспроизведения).

Устами приближаются ко Мне, говорит Господь, а сердце их далеко отстоит от Меня.

Молитва благоразумный разбойник
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here