Митрополит иларион утренние молитвы

Полное описание: Митрополит иларион утренние молитвы - в детальных подробностях для наших читателей.

Православные аудиокниги

Самое популярное

  • Молитвы утренние и вечерние – 3.2 млн.
  • Молитвы ко Святому Причащению – 1.2 млн.
  • Псалмы Давидовы (иеродиакон Герман (Рябцев)) – 920.4 тыс.
  • Псалтирь (cинодальный перевод с музыкальным оформлением) – 395.4 тыс.
  • Жития святых по именам – 361.1 тыс.
  • Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы – 355.2 тыс.
  • Рингтоны для православных христиан – 341.3 тыс.
  • «Несвятые святые» и другие рассказы – 317 тыс.
  • Светлана Копылова. Песни-притчи – 258.1 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 962

Copyright © 2019 Православные аудиокниги

Келейные (домашние) молитвы

Молитвослов учебный для начинающих на современном русском языке

Молитвослов в современном русском переводе. Издание призвано помочь людям, делающим первые шаги в Церкви и испытывающим затруднения с пониманием наиболее…

Молитвы о детях и крестниках

«Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение». — Святитель Тихон Задонский.

Молитвослов «Молись, Россия, под Покровом Пресвятой Богородицы»

Избранные молитвословия, прочитанные архиепископом Иларионом (Алфеевым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).

Молитвы о детях

«Молитва матери со дна моря достанет», — гласит народная мудрость. По родительским молитвам Господь чудесным образом оберегает и вразумляет детей,…

Богородичное правило

«Богородичным правилом» называется чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты…

Детский молитвослов

Православный молитвослов для детей до семи лет.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Лития — от греч. литэ — усердное моление. Особый род литии — заупокойная лития — установлен для моления об умершем.

Молитвы в дорогу

Молитвы в дорогу в исполнении мужского хора под управлением Александра Бордака.

Богородичное правило

В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов, и чтение правила разделено на пятнадцать десятков. На каждом десятке…

Пяточисленные молитвы

Пяточисленные молитвы — творение святителя Димитрия Ростовского. Читаются по благословению духовника.

Валаамское монашеское правило

Чтение и пение Валаамского монашеского правила проникнуты особым молитвенным настроением, характерным для повседневного иноческого жития.

Молитвы о здравии

Сборник молитв о здравии.

Молитвы утренние и вечерние

Кому могут быть полезны молитвы в аудиоформате: Безусловно, всем людям с плохим зрением или больными глазами. Находящимся в пути (эти…

Молитвы ко Святому Причащению

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со…

Православные аудиокниги

Самое популярное

  • Молитвы утренние и вечерние – 3.2 млн.
  • Молитвы ко Святому Причащению – 1.2 млн.
  • Псалмы Давидовы (иеродиакон Герман (Рябцев)) – 920.4 тыс.
  • Псалтирь (cинодальный перевод с музыкальным оформлением) – 395.4 тыс.
  • Жития святых по именам – 361.1 тыс.
  • Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы – 355.2 тыс.
  • Рингтоны для православных христиан – 341.3 тыс.
  • «Несвятые святые» и другие рассказы – 317 тыс.
  • Светлана Копылова. Песни-притчи – 258.1 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 962

Copyright © 2019 Православные аудиокниги

Молитвы утренние и вечерние

Кому могут быть полезны молитвы в аудиоформате:
Безусловно, всем людям с плохим зрением или больными глазами.
Находящимся в пути (эти молитвы можно будет записать себе на плеер и прослушивать).
Домохозяйке, которая так закрутилась с детьми, по хозяйству, что у нее просто нет времени встать и спокойно помолиться. Можно включить эти молитвы и делать некоторые домашние дела, а умом пребывать с Господом. В таком случае самые обычные дела, суета житейская, для нас станут духовно полезными.
Другое дело, что злоупотреблять этой возможностью мы не должны. Заменять личную молитву прослушиванием записи – не очень хорошее дело. Здоровый человек может заменить личную молитву прослушиванием молитвы в записи только в форс-мажорных обстоятельствах. Но если наша личная молитва дополняется, восполняется прослушиванием, это можно только приветствовать.
Бог да поможет нам не отлучаться от Него умом по возможности никогда.

Во время Светлой Седмицы в качестве утреннего и вечернего правила используют Часы Пасхи .

Издательство «Деоника» выпустило диск «Молись, Россия, под Покровом Пресвятой Богородицы». Молитвы читает архиепископ Иларион (Алфеев)

Молись, Россия, под Покровом Пресвятой Богородицы

МОЛИТВОСЛОВ

«Молитва – это беседа с Богом, встреча с Ним. Будем просить Бога, Божию Матерь и святых, чтобы Они научили нас молиться, потому что без молитвы жить невозможно, так же как невозможно жить и спастись без Бога и без Его Церкви».

+ Архиепископ Иларион (Алфеев)

Содержание

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанное после богослужения в храме Святой Троицы в Хорошево

Молитвы утренние

Читает архиепископ Иларион (Алфеев)

1 Молитва предначинательная (0:09) — 2 Молитва Святому Духу (0:20) — 3 Трисвятое (0:40) — 4 Молитва ко Пресвятой Троице (1:00) — 5 Молитва Господня (1:23) — 6 Тропари Троичные (1:49) — 7 Молитва ко Пресвятой Троице (2:53) — 8 Псалом 50 (4:00) — 9 Символ веры (6:04) — 10 Молитва 1-я, святого Макария Великого (7:27) — 11 Молитва 2-я, того же святого (7:51) — 12 Молитва 3-я, того же святого (8:17) — 13 Молитва 4-я, того же святого (8:53) — 14 Молитва 5-я, того же святого (9:20) — 15 Молитва 6-я, того же святого (10:59) — 16 Молитва 7-я, ко Пресвятой Богородице (12:05) — 17 Молитва 8-я, Господу нашему Иисусу Христу (14:10) — 18 Молитва 9-я, к Ангелу хранителю (15:49) — 19 Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице (16:47) — 20 Молитвенное призывание святого, имя которого носишь (17:32) — 21 Песнь Пресвятой Богородице (17:44) — 22 Тропарь кресту и молитва за отечество (17:58) — 23 Молитвы о живых (18:13) — 24 Молитвы о усопших (18:32) — 25 Окончание молитв (18:50)

Читайте так же:  Молитва о болящем к Господу Богу на русском языке

Молитвы на сон грядущим

Читает архиепископ Иларион (Алфеев)

1 Молитва предначинательная (0:09) — 2 Молитва Святому Духу (0:21) — 3 Трисвятое (0:42) — 4 Молитва ко Пресвятой Троице (1:02) — 5 Молитва Господня (1:26) — 6 Тропари (1:51) — 7 Молитва 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу (3:00) — 8 Молитва 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу (3:52) — 9 Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу (5:08) — 10 Молитва 4-я, святого Макария Великого (7:06) — 11 Молитва 5-я (9:40) — 12 Молитва 6-я (10:12) — 13 Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи) (10:48) — 14 Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу (13:00) — 15 Молитва 9-я, Петра Студийского, ко Пресвятой Богородице (14:07) — 16 Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице (15:33) — 17 Молитва 11-я, ко святому ангелу-хранителю (15:59) — 18 Кондак Богородице (16:33) — 19 Молитва святого Иоанникия (17:20) — 20 Песнь Пресвятой Богородице (17:30) — 21 Молитва святого Иоанна Дамаскина (18:15) — 22 Молитва честному кресту (20:05) — 23 Молитва (Ослаби, остави, прости…) (20:57) — 24 Молитва (Ненавидящих и обидящих нас прости…) (21:14) — 25 Исповедание грехов повседневное (22:39) — 26 Окончание молитв (24:09)

Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Читает архиепископ Иларион (Алфеев)

Избранные молитвы,

произнесённые архимандритом Иоанном (Крестьянкиным)

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

Молитва Пресвятой Богородице

Молитва святителю Николаю Чудотворцу

Молитва святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси,

о спасении Державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений

Избранные молитвы

Читает архиепископ Иларион (Алфеев)

Молитва святого Ефрема Сирина

Молитва ежедневная святителя Филарета Московского

Молитва последних оптинских старцев

Тропарь и молитва пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радости»

Призывание помощи Духа Святого на всякого доброе дело

Молитва перед началом всякого дела

Молитва по окончании всякого дела

Молитва о спасении России

Диск предназначен для воспроизведения на CD-плеерах и других аудиосистемах, а также на персональных компьютерах.

Параметры записи: Stereo

Время звучания: 79 мин. 28 сек.

Изготовитель: ООО «Деоника» . Диск можно приобрести в лавке храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на ул. Б. Ордынка.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Служение в храме,
проповеди

Видео (кликните для воспроизведения).

17 февраля 2019 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы слышали притчу Господа Иисуса Христа из Евангелия от Луки о мытаре и фарисее. Два человека пришли в Иерусалимский храм, чтобы помолиться. Один встал впереди (это был фарисей) и в молитве начал отчитываться Богу обо всем, что сделал доброго: как он исполняет заповеди и отдает десятину от своего дохода. Другой человек – мытарь – встал вдалеке, он ударял себя в грудь и произносил все время лишь одну фразу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13).

Хочется обратить внимание на то, что оба этих человека молились вслух. Во времена Иисуса Христа было принято вслух молиться, читать книги. Даже если человек наедине с собой читал книгу, он все равно читал ее вслух. И молитва, соответственно, тоже произносилась вслух.

Мы с вами до сих пор молимся вслух всякий раз, когда приходим в храм Божий. А когда остаемся наедине с собой, то здесь каждый молится по-своему: кто-то вслух, а кто-то про себя. Но многовековой опыт Церкви показывает, что молитва, произнесенная вслух, лучше доходит до сердца человека. До Бога доходит всякая молитва – и произносимая вслух, и та, которая произносится в глубинах нашего сердца или ума. Но для того, чтобы человек услышал слова молитвы, очень важно, чтобы они были произнесены им вслух.

Божественная литургия, в которой мы участвуем, предполагает чтение священником большого количества молитв. Некоторые священники читают про себя эти молитвы, но я считаю эту практику ошибочной и порочной, потому что все без исключения молитвы, которые вошли в чин Литургии, произносятся вслух. Даже если их слышат только те, кто находится в алтаре, все равно эти молитвы должны быть произнесены во всеуслышание, потому что для этого они и были написаны.

Притча, которую мы сегодня слышали, конечно, рассказывает не о том, как молиться — вслух или про себя, а о том, с каким настроением должно приступать к молитве. Если же рассмотреть эту притчу более широко, то она говорит, какое должно быть настроение у человека, который стремится вести духовную жизнь.

Всякий раз становясь на молитву, – будь то в храме или у себя в келье, или в комнате, – мы предстаем перед Богом. С какими же чувствами мы предстаем перед Ним?

Читайте так же:  Молитва чтобы выносить

Фарисей пришел к Богу, чтобы отчитаться о своих заслугах, полагая, что их у него вполне достаточно, чтобы получить оправдание в глазах Божиих. Мытарь же не видел за собой никаких заслуг, может быть, они у него и были, но мы об этом от него не слышим. Господь слышит из уст мытаря только одну краткую молитву: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13). Произнося эти слова, мытарь ударяет себя в грудь в знак покаяния за все грехи, которые он не перечисляет, но, несомненно, имеет в виду, когда с раскаянием обращается к Богу.

Каждый из нас молится Богу по-разному. И даже когда мы приходим в храм и слышим одни и те же молитвы и песнопения, из нашего сердца исторгаются разные молитвы, разные настроения: кто-то приходит с одним чувством, кто-то с другим, кто-то молится более внимательно, кто-то – менее, у кого-то больше покаяния, у кого-то меньше.

Обратим внимание, что в конце притчи о мытаре и фарисее Господь не говорит, что фарисей вышел из храма осужденным, а мытарь оправданным. Христос говорит, что мытарь вышел из храма «более оправданным», чем фарисей. А это означает, что Господь принимает всякую молитву, даже фарисейскую. Но фарисейская молитва не приносит пользы человеку, ибо в молитве отражается его духовное состояние. И если человек не видит своих грехов, не сознает своих недостатков, тогда и молитва его очень легко может превратиться в фарисейскую. А если человек сознаёт свои грехи и ощущает ту бездну, которая отделяет его от Бога, от Царствия Небесного, тогда он обращается к Господу с искренним покаянием и сокрушением.

Притча о мытаре и фарисее читается за три недели до Великого поста, и призвана настроить нас на путь покаяния, которым мы через три недели пойдем вместе со всей Церковью. Мы еще не ступили на этот путь, но уже готовим себя к нему и призваны, подобно мытарю, поставить себя перед лицом Божиим и принести ему свое сокрушенное сердце.

Господь не ждет от нас многих слов, Он не ждет, что мы начнем перечислять в молитве все свои заслуги – Бог и так о них знает. «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6. 8), – говорит Христос Своим ученикам. А это значит, что нам совершенно не обязательно многословить в молитве, ведь самое важное – с каким сердцем мы приступаем к молитве. Именно от этого и зависит ее плод.

Что такое плод молитвы? И может ли молитва быть бесплодной?

Наверное, каждый из нас испытывал состояние, когда молишься, а кажется, что Бог тебя не слышит. Или когда на твои молитвы нет никакого ответа. Почему же так происходит?

Прежде всего потому, что мы подходим к молитве с недолжным настроением и с неочищенным сердцем. Мы приступаем к молитве, как к ежедневной обязанности, зная, что утром и вечером мы должны молиться, а в воскресные и праздничные дни ходить в храм Божий. Иной раз для нас молитва становится обузой, бременем, которое мы несем. И случается так, что мы возносим молитвы, а ответа не получаем — не потому, что Бог нас не слышит, а потому, что мы сами не способны помолиться так, чтобы услышать ответ. Ведь ответ от Бога приходит тогда, когда мы молимся с сокрушенным сердцем, не ожидая никакой награды за свои добрые дела; когда мы молимся просто потому, что любим Бога и хотим с Ним общаться, предстаем перед Ним в молитве, славословим и благодарим Его всем сердцем. И тогда иной раз Его ответ бывает настолько ощутимым и явным, что для нас кажется неожиданностью.

Бог всегда слышит наши молитвы и принимает всякую молитву от всякого человека. Но неслучайно Он Своих учеников научал истинной молитве. Господь предупреждает нас, чтобы мы не молились как фарисеи и приводит в пример грешника мытаря, который приносил покаяние, сознавая свои грехи. Молитва мытаря была краткой, но он вышел из храма более оправданным, чем фарисей, молившийся долго, но не так, как это заповедано Господом.

Готовясь к Великому посту, будем приводить себе на память эти примеры. И всякий раз, вставая на молитву, будем думать прежде всего о своих грехах, приносить Богу покаяние и просить Его очистить нас от всякой скверны плоти и духа, открыть наши сердца навстречу Божественной любви, чтобы путем молитвы и покаяния Господь привел нас в Свое Небесное Царствие. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!»

E-mail: [email protected]
© Митрополит Волоколамский Иларион

Разработка сайта: Интернет агентство “Вебстрой”, 2015

О молитве (Иларион (Алфеев), 2014)

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Оглавление

  • Молитва-встреча
  • Молитва-диалог
  • Когда нужно молиться?
  • Краткие молитвы
  • Молитва и жизнь
  • Православный молитвослов
  • Молитвенное правило
  • Опасность привыкания
Читайте так же:  Молитва о неверном муже

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Молиться можно по-разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в «Православном молитвослове». Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое. Купив «Православный молитвослов», не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.

Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому, если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну-две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.

Перед разделом «Молитвы утренние» говорится: «Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси: „Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь“. Постой еще немного и только потом начинай молиться». Эта пауза, «минута молчания» перед началом молитвы, очень важна. Молитва должна вырасти из тишины нашего сердца. У людей, которые ежедневно «вычитывают» утренние и вечерние молитвы, постоянно существует соблазн прочитать «правило» как можно скорее, чтобы приступить к повседневным делам. Часто при таком чтении ускользает главное – содержание молитвы.

В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать «Господи, помилуй» двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую-то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по-гречески «Господи, помилуй» звучит как «Кирие, элейсон». В русском языке есть глагол «куролесить», который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли: «Кирие, элейсон», то есть не молились, а «куролесили». Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.

Лучше посвятите двадцать минут одной молитве «Отче наш», повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Не так-то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в «Православном молитвослове».

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О молитве (Иларион (Алфеев), 2014)

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Оглавление

  • Молитва-встреча
  • Молитва-диалог
  • Когда нужно молиться?
  • Краткие молитвы
  • Молитва и жизнь
  • Православный молитвослов
  • Молитвенное правило
  • Опасность привыкания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Что такое молитвенное правило? Это молитвы, которые человек прочитывает регулярно, ежедневно. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других – несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Мне кажется, что для того, кто живет в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

Попробуйте, следуя совету святителя Феофана Затворника, выделить какое-то время для молитвы в течение дня и для ежедневного исполнения молитвенного правила. И вы увидите, что это очень скоро принесет плоды.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О молитве (Иларион (Алфеев), 2014)

Эта книга дает простые и ясные ответы на вопросы: что такое молитва? Зачем нужно молиться? Как научиться молитве? Пользуясь доступным языком, митрополит Иларион говорит о молитве как о беседе с Богом, о молитве как преодолении расстояния между Богом и человеком, рассказывает о молитве «Отче наш» и молитве Иисусовой, молитве в храме и дома, за живых и усопших, за близких и за врагов. Автор обращается прежде всего к тем, кто только вступил на путь к Богу и к храму и кто на этом пути делает первые шаги.

Читайте так же:  Молитва на наказание обидчика

Оглавление

  • Молитва-встреча
  • Молитва-диалог
  • Когда нужно молиться?
  • Краткие молитвы
  • Молитва и жизнь
  • Православный молитвослов
  • Молитвенное правило
  • Опасность привыкания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Часто спрашивают: как нужно молиться, какими словами, на каком языке? Некоторые даже говорят: «Я не молюсь, потому что не умею, не знаю молитв». Для молитвы не нужно никакое специальное умение. С Богом можно просто беседовать. На богослужении в Православной Церкви мы употребляем особый язык – церковнославянский. Но в личной молитве, когда мы остаемся наедине с Богом, нет нужды в каком-то особом языке. Мы можем молиться Богу на том языке, на каком говорим с людьми, на каком думаем.

Молитва должна быть очень простой. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного».

Вспомним притчу о мытаре и фарисее: «…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешному!» (Лк. 18: 10–13). И эта краткая молитва спасла его. Вспомним и разбойника, который был распят с Иисусом и который сказал Ему: «…помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23: 42). Одного этого было достаточно, чтобы он вошел в Рай.

Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв – таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова – Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви – молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: «Господи, помилуй», «Господи, спаси», «Господи, помоги мне», «Боже, милостив буди мне, грешному».

Один подвижник говорил, что, если бы мы могли со всей силой чувства, от всего сердца, всей душой сказать одну только молитву «Господи, помилуй», этого было бы достаточно для спасения. Но проблема заключается в том, что, как правило, мы не можем сказать этого от всего сердца, не можем сказать этого всей нашей жизнью. Поэтому, чтобы быть услышанными Богом, мы бываем многословны.

Будем помнить, что Бог жаждет нашего сердца, а не наших слов. И если мы будем обращаться к Нему от всего сердца, то непременно получим ответ.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О молитве (Иларион (Алфеев), 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Митрополит Иларион: молитва – духовный камертон

Хотя зал Дворца культуры МАИ и не был полон, в нём собралось много слушателей – прежде всего, студентов самого Авиационного института. Пришедшие на встречу были людьми разных взглядов и разной степени воцерковлённости, поэтому выступление митрополита Илариона носило характер своеобразного «религиозного ликбеза». В течение часа владыка осветил основные проблемы, важные для интересующегося верой и молитвой человека, а затем ответил на вопросы аудитории.

Диалог с Богом

После краткого вступления ректора МАИ Анатолия Геращенко митрополит Иларион отметил, что сегодня многие люди «считают себя верующими, но не имеют никакого опыта молитвы. Для них актуален вопрос, зачем и как молиться, нужно ли говорить Богу то, что Ему и так известно, и как быть, если ты не знаешь ни одной молитвы. «Молитва – это не монолог, а диалог, – напомнил митрополит. – Это возможность встречи с живым Богом, Который слышит человека и способен отвечать на молитву». Для верующего человека такая встреча – не просто средство для достижения конкретной цели, но прежде всего, разговор с Богом, в котором человек получает ответ на свои слова и желания.

С другой стороны, как подчеркнул архиерей, бывает, что человек обращается к Богу, но диалога не происходит. Владыка пояснил, что чувство душевной пустоты, одиночество во время молитвы связано с тем, что человек сам по той или иной причине не готов к встрече с Богом, не настроен на неё: «Слова молитвы не доходят до Бога, потому что не доходят до самого человека».

Повторение формул или ритм жизни?

Не менее важен вопрос о том, когда и сколько раз нужно молиться. Здесь председатель ОВЦС напомнил высказывание святителя Григория Богослова: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». Эти слова, убеждён владыка, не риторика. Конечно, обычный человек не может 24 часа в сутки молиться, как молятся на богослужении, но для него возможно научиться жить так, чтобы вся его жизнь была предстоянием перед Богом. «Молитва – это не только произнесение слов, а настраивание человека на определённый тон: молитва должна пронизывать все дела», – конкретизировал владыка Иларион. Молитва может стать главным содержанием жизни, если человек все свои дела посвящает Богу.

Читайте так же:  Молитвы по соглашению булгар

Важная черта молитвы – благодарность. Неверующий человек, по словам архиерея, отличается от верующего именно отсутствием благодарности: для него всё хорошее в жизни – следствие случайностей или результат собственных заслуг. А для верующего жизнь, здоровье, встречи с людьми – дар Божий.

Слова и дела

Митрополит Иларион подчеркнул, что молитва может быть очень простой: «Для того, чтобы молиться, необязательно знать молитвы – Бог поймёт человека и без слов. Бог всегда слышит человека, но человек не всегда слышит Бога». Архипастырь кратко рассказал об основных христианских молитвах (Иисусовой молитве, «Отче наш), о смысле понятия «молитвенное правило» и о роли иконы в молитвенной практике.

Значение молитвы для повседневной жизни можно объяснить просто: «Всякое дело, перед которым не идёт молитва, лучше не делать». Таким образом человек мог бы избежать многих грехов и даже преступлений. Но здесь важно, чтобы молитва никогда не надоедала человеку, не стала механической, а для этого важно чередовать тексты из молитвослова с собственными словами. Молиться, отметил владыка, можно в любом месте и в любом положении – стоя, и сидя и при необходимости даже лёжа, хотя, конечно, традиционно на молитве принято стоять: так легче сосредоточиться. Однако и молитва сидя не является чем-то чуждым Православию: в греческих церквах почти всегда есть скамейки, и немалую часть службы прихожане сидят.

Молитва, грех и Церковь

Важной частью выступления митрополита Илариона был рассказ о влиянии молитвы на человеческие отношения. Многие спрашивают: зачем молиться о близких людях, если Богу и так известно их будущее? «Мы молимся о людях потому, что мы любим их, или потому, что должны их любить», – пояснил митрополит. Эта любовь должна относиться, конечно же, не только к друзьям: «Если человек совершает грехи, он заслуживает не презрения, а сострадания».

Один из самых острых вопросов современного человека – зачем ходить в храм, если верить и молиться можно и внутри себя. Как подчеркнул владыка, в таком рассуждении немало лукавства: невозможно быть христианином и при этом не быть членом церковной общины, так же, как невозможно быть семейным человеком и при этом не жить в семье. Человек молится не как изолированное существо, а как член церковной общины, и от этого получает силу. Кроме того, только в храме становятся возможны Таинства.

После лекции владыке пришло много вопросов – как в записках, так и непосредственно из зала. Они были посвящены не только теме встречи, но и другим вопросам. Так, митрополита спросили, как долго нужно пытаться привести человека к Богу. Ответ был конкретен: «До тех пор, пока он не придёт к Богу». Однако владыка Иларион подчеркнул, что проблема здесь в другом: каким образом приводить человека к вере, особенно если это сопровождается настойчивыми ссорами и скандалами. «Лучший способ – быть живым примером», – напомнил митрополит.

Зал оживился после вопроса о том, кому можно молиться при несчастной любви. Архиерей ненадолго задумался, а затем сказал, что «в этом случае нужно молиться Богу – я не знаю каких-то святых, которые помогают в этом случае». Вообще же, напомнил лектор, к обычаю молиться определённым святым в определённых случаях нужно относиться очень осторожно, даже если это советуют в церковной среде. Например, очень распространён сомнительный совет молиться при головной боли Иоанну Крестителю, потому что ему отсекли голову. Владыка подчеркнул, что «святые – это не какие-то специалисты по врачеванию человеческих недугов».

В конце встречи председателя ОВЦС спросили и о том, куда ведут экуменические контакты и возможно ли объединение разных христианских церквей. Владыка напомнил о важности диалога с инославными, но «теорию ветвей» отверг: «Мы верим в то, что есть одна Церковь, она имеет свои видимые границы, и Православная Церковь является той истинной и единой Церковью, которую основал Христос». Так же скептически он отреагировал на упоминание о концепции «философской веры» Карла Ясперса, которая должна, по мысли философа, преодолеть различия между религиями. «Мы, православные христиане, в это не верим», – заявил митрополит Иларион, прямо сказав, что объединять разные веры в одну «невозможно и не нужно».

Видео (кликните для воспроизведения).

После общения владыки с аудиторией МАИ подарил митрополиту несколько памятных книг, а глава ОВЦС подписал для институтской библиотеки свой двухтомник «Православие».

Митрополит иларион утренние молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here