Лирический герой молитва

Полное описание: Лирический герой молитва - в детальных подробностях для наших читателей.

Содержание

Основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва». Сопоставление стихотворения «Молитва» с другими известными произведениями поэта (ЕГЭ по литературе)

Произведение М.Ю. Лермонтова «Молитва» – это описание меняющегося состояния души лирического героя. В первой строфе создается гнетущее настроение, чувствуется уныние рассказчика: «в минуту трудную», «теснится грусть». Автор обилием эпитетов в стихотворении облегчает понимание читателем своей мысли. Так, во второй строфе мы видим, что слова молитвы «живые», в них есть «сила благодатная» и «святая прелесть».

Проникновение лирического героя в том, что он произносит, создает подход к чуду, которое с ним происходит. Герой освобождается от тяжелого состояния, которое сковало его, и в третьей строфе показано обновляющее действие молитвы на рассказчика: «С души как бремя скатится», «и верится, и плачется».

Можно сказать, что стихотворение отражает сложившееся мировоззрение художника. Поэт открывается с другой стороны: он возносит молитву, радуется и удивляется тому живительному чувству, приводящему героя к светлым душевным порывам. В этом и заключается основная мысль «Молитвы».

В лирике М. Ю. Лермонтова нередко прослеживаются мотивы обращения к Богу, которые присутствуют и в стихотворении «Молитва». Оно схоже с другими его произведениями, такими, как «Когда волнуется желтеющая нива…» и «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. »). Их можно сопоставить в том, что все они своим содержанием представляют молитву высшим силам, просьбу. В раннем стихотворении «Не обвиняй меня, Всесильный» лирический герой еще не верит в существование благодати в мире, и его «песнопения» действительно «грешны». Душа его мятежна и просит бури. Однако, читая последние строки «Когда волнуется желтеющая нива…» , мы уже видим мотив примирения, выражающийся в смирении перед лицом Всевышнего. Также в этом стихотворении лирический герой достигает спокойствия путем созерцания мироздания, а в «Молитве» акцент сделан на «благодатной силе» святых слов, которые способны снять бремя с души.

15. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»? 16. Кто из героев русской классики черпает духовные силы в молитве? (ЕГЭ по литературе)

15. Каким предстает духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»?

В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» духовный мир лирического героя предстает светлым и полным веры.

В первой строфе звучат эпитет «трудный» и метафора «Теснится ль в сердце грусть». Эти художественные средства помогают раскрыть внутреннее состояние героя. Ему тяжело, но молитва становится его спасением. Эпитеты «благодатная», «живые», «святая» показывают светлую и незаменимую силы молитвы. Лирический герой буквально исцеляется, произнося святые слова, а повтор и многосоюзие в конце стихотворения описывают влияние молитвы на человека: «И верится, и плачется, // И так легко, легко».

Духовный мир лирического героя наполнен святой силой, ведь молитва помогает ему справиться с трудностями жизни.

Кто из героев русской классики черпает духовные силы в молитве?

Лирический герой стихотворения А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны» черпает духовные силы в молитве.

Подобно М.Ю.Лермонтову, лирический герой А.С.Пушкина говорит об определенной молитве, которая особенно важна для него. Святые слова призваны помочь обрести лирическому герою «дух смирения, терпения, любви» и избавить от «любоначалия», «празднословия». В стихотворении Лермонтова самой молитвы не звучит, однако лирический герой описывает ее чудесное воздействие на человека. В словах молитвы есть «сила благодатная», «святая прелесть», которая помогает избавиться от проблем, улучшить внутреннее состояния и обрести легкость. Оба лирических героя глубоко верят в силу своих молитв.

Марья Болконская из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» также черпает духовные силы в молитве.

Так же, как и лирический герой М.Ю.Лермонтова, Марья Болконская обладает истинной религиозностью. Ей тоже близки молитвы, благодаря своей вере в Бога героиня обладает чистыми и светлыми качествами: добротой. смиренностью, самоотверженностью. На протяжении всего романа религия помогает ей пережить несправедливость и жестокость со стороны других людей. Лермонтов также показывает, как лирический герой справляется с трудностями с помощью молитвы, и как «сила благодатная» очищает душу от сомнений и грусти.

Таким образом, многие герои русской классики черпают духовные силы в молитвах, чтобы пережить все жизненные препятствия и сохранить человечность.

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

Школьная программа предусматривает изучение стихотворения Лермонтова “Молитва” в 9 классе на уроках литературы. В данной статье вы можете ознакомится с полным и кратким анализом “Молитва” по плану, ознакомиться с идеей, проблемой и композицией произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В минуту жизни трудную.

История создания – стихотворение написано в период знакомства Лермонтова с княгиней Щербатовой, которая оказала существенное влияние на его взгляды, литературные и духовные.

Тема – сила молитвы в жизни человека.

Композиция – три строфы, объединённые лирическим монологом героя.

Жанр – лирический монолог, философская направленность.

Стихотворный размер – трёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная, богатая женская рифма.

Метафоры – “сила слов”, “теснится грусть”, “дышит святая прелесть”.

Эпитеты – “сила благодатная”, “слов живых”, “молитва чудная”, “святая прелесть”.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.

Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.

Читайте так же:  Молитва петру и февронии о создании семьи

Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.

Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.

Композиция

В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя, чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко, легко…”.

Стихотворение можно отнести к лирическому монологу. Черты романтизма всё ещё присущи лермонтовскому стиху, однако он переосмысливает свой взгляд на религию, видит в ней спасение и покой. В первой строфе – мастерский ассонанс звука “у” придаёт звучанию оттенок церковного песнопения, лёгкости, тягучести. Написанное трёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой, философское произведение имеет черты элегии из-за своей романтичности и одухотворённости.

Средства выразительности

Эпитеты – сила благодатная, слов живых, молитва чудная, святая прелесть делают звучание и восприятие стихотворения мягким, живым, образным. В небольшом по объёму стихотворении достаточно много тропов и других средств выразительности. Последние слова, описывающие состояние души, которая обрела радость и покой, звучат так загадочно благодаря повторению: “и так легко, легко…”

Метафоры: “ сила слов”, “теснится грусть”, “святая прелесть дышит… в них” . Последняя метафора особенно красива: автор наделяет слова молитвы душой, они живут и дышат, то есть это “живые” во всех смыслах слова.

В каких произведениях русской классической литературы обращение к богу способствовало «перерождению» героев, и как их переживания соотносятся чувствами лирического героя стихотворения «Молитва»? Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского (ЕГЭ по литературе)

В произведениях русской классической литературы есть не мало примеров, когда обращение к богу способствовало «перерождению» героев. Так, например, в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина так же, как и лирический герой «Молитвы» надеется, что в скором времени всё изменится. Ларина «молитвой услаждала тоску волнуемой души», она очень долго ждала и верила в появление в её жизни любимого человека, что в скором времени благодаря обращению к богу и произошло.

Тема обращения к богу звучит и в стихотворении А.А.Блока «Верю в Солнца Завет. ». Лирический герой Блока, так же как и герой Лермонтова старается не думать о грустном и мрачном, он надеется и ждёт «вселенского света от весенний земли», благодаря такой вере пред ним всё же расстилается «золотая межа».

Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый писатель раскрывает её по-своему.

Какими чувствами наполнено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва»?

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» наполнено светлыми и тёплыми чувствами. Несмотря на то, что в жизни лирического героя иногда складывается всё не очень хорошо, он старается найти утешение в обращении к Богу: «В минуту жизни трудную//Теснится ль в сердце грусть//Одну молитву чудную//Твержу я наизусть». Лирический субъект надеется и верит в то, что скоро всё станет намного лучше, ведь благодаря молитве герою уже «и верится, и плачется, и так легко, легко. ».

Таким образом, стихотворение М.Ю.Лермонтова обретает божественную силу, ведь лирический герой через молитву обращается к богу и верит, надеется на светлое будущее.

В творчестве В.В.Маяковского в послереволюционное время очень важное место занимает тема поэт и поэзия, затронутая в таких произведениях, как “А вы могли бы?”, “Юбилейное”, “Нате”.

Тезис 1: “А вы могли бы?” Для поэта серый мир полон красок и звуков (Я сразу смазал карту будня,//Плеснувши краску из стакана). Утверждение нового слова в искусстве, вызов старому миру, не отвечающему требованиям нового времени.

Тезис 2: “Юбилейное” Посвящено А.С.Пушкину и его творчеству (Я люблю вас, но живого, а не мумию) Лирический герой ведет беседу с Пушкиным вокруг одной главной идеи о необходимости классической поэзии, которая помогает выражать чувства.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Читайте так же:  Молитвы чтобы муж ушел

Художественные средства

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Помогите сделать анализ стихотворения Лермонтов Молитва

Ответ

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную
Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,
Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия

Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди. Бога он никогда не воспринимал и не молился ему. Но когда он понял, что мир останется таким, какой он есть, и ничего в нем не изменить, он поменял свои взгляды.

Лирику знаменитого стихотворца символически возможно разделить на начальный и поздний этапы. И в случае если ранние работы обладают элементами воспроизведения, то, к примеру, наиболее запоздалая лирика имеет ранее присущую стилевую особенность.

Стихотворение “Молитва” отображает духовность и любовь к женщине. Когда писатель создает свое творение, то он отображает в нем три образа. Образы осуществляются божьей матерью, любящей женщиной и самого поэта. Он описывает свою внутреннюю тревогу и болезнь, показывает и выворачивает свою душу наизнанку. После этого оговаривается чистая душа, девушка, которая одинокая в чужом для нее мире, которая заблудилась и не знает где ей найти дорогу. Он придает часть стихотворения молитве, в нем отображает святую душу, которая может помочь стать на истинный путь. Главный герой борется с самим собой и в какой-то части находит успокоение. Автор молил о спокойствии души, но он это проявлял в разных формах. Боязнь помолится перед открытым небом, заставляла его смотреть на мир по-другому.

Никто не понимает, как эта чистая душа может относиться к герою. Сколько им лет и как они связаны друг с другом. Последние строки передают большую разницу в возрасте.

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного.

Автор описывает нежные чувства к своей избраннице. Когда читаются эти строки можно увидеть некий эмоциональный фон. Чудо, перед которым стоит герой, это Божья матерь, это святая душа из всех покровителей мира. Она должна ему показать праведный путь.

В стихотворении имеется вся суть, автор положил много силы в его написание. Здесь открывается суть сюжета и своеобразные образы.

Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова

В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.

Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.

Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.

Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.

Читайте так же:  Молитвы о порчи

Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше. Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.

Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.

Анализ стиха №3

В момент написания данного стихотворения, автору всего лишь 25 лет, но за столь юный возраст он уже успел побывать в ссылке. Вернувшись с Кавказа, Михаил Васильевич Лермонтов решает обратиться к Богу, хотя в целом, никогда его не признавал и считал, что его нет.

Многие считали, что Михаил Лермонтов, не способен на осмысление поступков, он начинает думать о них только после того, как уже совершил какой-то поступок. После прибытия из ссылки, он был проникнут восточной мудростью и невероятным умом народа. Лермонтов оставался все тем же «бунтарем», но смысл своих стихотворений он решил в целом изменить, он перестал доказывать людям их ошибки и глупости. В Москве, одна молодая девушка Мария Щербакова заставляет задуматься писателю о том, что только молитва, обращённая к Богу, способна исправить все грехи и помочь в самые трудные секунды жизни.

В этом стихотворении Лермонтов не обращался к Богу, он лишь возвышает обычные слова, которые обладают магической и волшебной силой, они способны вылечить человека от душевной тоски. Он молится о молодой девушке, она либо дочь, либо возлюбленная, это остаётся загадкой. Понятно лишь то, что лирический герой испытывает нежнейшие чувства к этой девушке. Молитва содержит просьбу, «окружить счастьем» ту героиню, о которой так сильно переливает лирический герой. Михаил Юрьевич прислушался к совету Марии и обращался к Богу тогда, когда в его душе была тяжесть. Одна из сложнейших преград в его жизни – собственные страхи и комплексы.

В последнем четверостишии, поэт говорит нам о следующем: «Срок ли приблизиться часу прощальному». Под этими словами, безусловно, подразумевается смерть. Лирический герой, как бы не в силах выговорить это слово, поэтому выражает его целым предложением. Это предаёт стихотворению нежность. По эмоциональным чувствам, пережитыми во время прочтения этого стихотворения, данное четверостишие является кульминацией.

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, это в какой-то степени смирение поэта с его судьбой, которая была ему предназначена. Но в то же время, это чувство в собственную душу, силу и вера в то, что он справиться со всеми трудностями, встречающимися в его жизни. Данное стихотворение – крик души Лермонтова. Он кричит о борьбе с собственными слабостями с которыми ему сложно справиться. Они вынуждают его прятать своё нутро и характер, чувства и мысли под маской, которую поэт так и не снимет к своей кончине.

Картинка к стихотворению Молитва я матерь божия

Популярные темы анализов

Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой

Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,

Прекрасный русский поэт, который создал множество незабываемых произведений, которые популярны и по сей день. С первых строк, читателю становится понятным, что речь идет о безмерной любви к русской природе, а это значит,

Пожалуй, нет ни единого поэта, который бы хоть раз за всё своё творчество не обращался к теме вечности. Наоборот нужно отметить, что поэты во все времена очень любили именно эту тему, ведь она дает безграничное количество фантазии,

В стихотворении Лермонтова «Поэт», очень хорошо раскрыта тема жизни поэта в обществе, его отношение к этому обществу, что делает его прочтение незабываемым, так как читатель может полностью понять этого молодого человека, который не может найти себе

Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»

Автор: Guru · 04.07.2018

Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданская лирика Анны Ахматовой – это эмоциональная и тонкая поэзия, где раскрываются темы и проблемы, актуальные для страны. Поэтесса всегда была неравнодушна к судьбе своего народа и отчества, поэтому в ее стихах мы часто находим боль и переживания, которые испытывает человек, по-настоящему любящий родину.

История создания

Анна Андреевна Ахматова в своем стихотворении «Молитва» передала всё сострадание и сочувствие русскому народу. Поэтесса всегда «говорила» за народ, описываю всю боль обычного человека. В 1915 году она окончила написание стихотворения «Молитва». 1915 год был очень тяжелым и страшным – разгар Первой Мировой войны.

В своем стихотворении она разделила боль всего народа, ведь нелегко было всем, в том числе и поэтессе. Война была невыносимой и чуждой сердцу женщины, поэтому произведение и получилось таким трагичным и мрачным. Название «Молитва» не случайно – война – время, когда у многих опускаются руки, когда надежды уже нет, когда надеяться попросту не на кого, тогда люди и просят помощи у Бога

Жанр, направление, размер

Жанр «Молитвы» — традиционное для Ахматовой стихотворение-молитва: небольшой объем, выразительность и красноречивость, торжественность стиля.

Говоря о направлении, в котором творила Анна Андреевна, стоит упомянуть акмеизм. Акмеисты отказались от принципов символизма и ввели собственные каноны – ясность в выражении авторской позиции и возращение к материальному миру.

Небольшое по объему стихотворение написано перекрестной рифмой (АВАВ) и имеет стихотворный размер анапест.

Образы и символы

Система символов представлена тремя главными символами.

  1. В первом четверостишии «таинственный песенный дар» символизирует голос народа, который лирический герой готов отдать ради своей страны, даже если он и станет несчастен.
  2. Туча во второй строфе – символ мрака, нависшего над Россией – война.
  3. А вот «облако в славе лучей» — это победное воспоминание о борьбе, историческая память, где лучи – радость и гордость народа за победу над врагом.

Система образов не столь обширная, но это можно объяснить небольшим размером самого стихотворения. Главные образы – жертвенный патриот, который готов отдать все, что у него есть, во благо Родины и образ Творца, к которому обращается лирический герой за помощью, чтобы страна, наконец, смогла освободиться от оков мрака.

Тема и настроение

Основная тема стихотворения Ахматовой – патриотизм, самопожертвование ради своей страны. Лирическая героиня преисполнена чувством веры в будущую победу Отечества. Она готова жертвовать всем – и здоровьем, и ребенком, и даже голосом.

Настроение стихотворения полностью соответствует теме – патриотическое. Лирическая героиня предвосхищает будущее процветание страны, просто ей нужно немного помочь. У читателей стразу возникает чувство некого трепета перед добродетелью лирической героини, которой хочется соответствовать.

Читайте так же:  Как правильно читать молитвы перед причастием

Также в стихотворении поднимается проблема войны. Она довела людей до отчаяния, они готовы приносить баснословные жертвы на алтарь победы, лишь этот кошмар прекратился.

Смысл стихотворения – поднятие народного духа сопротивления врагу. Автор призывает людей по-христиански жертвовать собой, дабы спасти страну. Это единственный способ отогнать угрозу от своих границ и обеспечить процветание будущим поколениям.

Анна Андреевна хочет, чтобы каждый соответствовал лирической героине – жертвенному, патриотичному и доблестному человеку. Она готова пожертвовать самым дорогим для матери – ребенком, только бы приблизить долгожданную победу, только бы спасти будущее страны.

Средства художественной выразительности

Стихотворение Ахматовой изобилует средствами художественной выразительности. Например, в первой же строке мы видим эпитет – «горькие годы». Образное использование данного прилагательного усиливает мрак страны, в котором и существует отечество из-за войны.

Также встречается эпитет «темная Россия» — опять же усиление образа «слабой» родины.

Туча и облако – развернутая метафора войны и исторической памяти о ней.

Молитвенная лирика М.Ю. Лермонтова

Целью данной работы является исследование молитвенной лирики в творчестве Лермонтова.

Цель определяет задачи:

· Выявить основные молитвенные темы, образы и идеи и определить их место в поэтической системе Лермонтова.

· Рассмотреть влияние библейских мотивов на такую форму литературных творений Лермонтова, как стихотворения-молитвы.

· Произвести целостный анализ стихотворений-молитв поэта.

Скачать:

Вложение Размер
ermilova_a.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Ученица 10А класса

Руководитель Панкратова О.М.

МОУ гимназия № 65

Молитвенная лирика М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, подчас полностью противоположных, искусственные выпрямления, идейные затемнения и неизбежное проявление исторической ограниченности – черты, в которых отразился ход развития русской истории и русской культуры со всеми его противоречиями.

Вопрос о своеобразном религиозном мировоззрении Лермонтова возник по мере выхода в свет его произведений.

Лучшие лермонтоведы ХХ века, такие как Л.Я. Гинзбург, Е.Н. Михайлова, И.Л.Андроников, В.А. Мануйлов предпочитают не затрагивать тему библейского влияния на поэта. А если и касаются ее, то лишь бегло, поверхностно, с точки зрения богоборческой направленности.

В 1981 году выходит в свет “Лермонтовская энциклопедия”, где появляются отдельные статьи: “Религиозные мотивы”, “Библейские мотивы”, “Богоборческие мотивы” и “Демонизм”, все они тесно соотнесены друг с другом [1] .

Таким образом, не трудно заметить, что в лермонтоведении в последние годы возникает пристальный интерес к этой проблеме, делаются попытки, пусть пока на материале отдельных произведений, исследовать вопрос, интересующий многих. Для критиков здесь открывается поле для дальнейшей деятельности. И данная работа – это лишь маленькая попытка на основе всего имеющегося на сегодняшний день материала обозначить и рассмотреть основные, наиболее важные, моменты интерпретации стихотворений-молитв. Название работы – “Молитвенная лирика М.Ю. Лермонтова” – тематически узко обозначает вопросы исследования.

Молитвенные мотивы входят в поэзию разными путями, получают разную художественную разработку. Но они всегда дают творчеству духовно восходящее направление, ориентируют его на абсолютно ценное.

У наших поэтов это принимало и принимает несколько форм, зачастую сочетающихся в одном произведении.

Во-первых, форму лирического переживания, религиозных состояний и настроений в многообразии и их интимно-психических оттенков. Стихи рождаются или могут рождаться из молитвенных движений души. Точно так же покаяние, вера в милосердие Божие, надежда на спасение, христианская любовь, мистическое созерцание, пророческое прозрение – всему этому поэзия умеет дать богатое смыслом и эмоциональными красками выражение.

Во-вторых, форму поэтического воплощения идей о Боге, о мироздании, о человеке как образе и подобии Божием.

В-третьих, форму отображения живой религиозной жизни нации, ее религиозно-мистического опыта, нравственных и эстетических идеалов, воспринятых русским сознанием из библейских источников (из православия).

Конечно, черты мировосприятия, умственного склада, литературного вкуса налагают свою печать на разработку этих мотивов каждым поэтом. Один поэт благоговейно приемлет мир Божий, другой, как библейский Иов, обращает к Богу вопросы о причинах и целях творения, вопросы, нередко исполненные сомнений и скорби.

Итак, целью данной работы является исследование молитвенной лирики в творчестве Лермонтова.

Цель определяет задачи:

  1. Выявить основные молитвенные темы, образы и идеи и определить их место в поэтической системе Лермонтова.
  2. Рассмотреть влияние библейских мотивов на такую форму литературных творений Лермонтова, как стихотворения-молитвы.
  3. Произвести целостный анализ стихотворений-молитв поэта.

Поставленные задачи помогают определить структуру исследования.

Во введении определены цели и задачи.

В главе – “Молитвенная лирика Лермонтова” – раскрывается:

  1. своеобразие молитвенного жанра в творчестве поэта;
  2. анализируются его стихотворения-молитвы.

В заключении сделаны выводы по теме.

Обратимся к некоторым страницам исследования.

Молитвенная лирика Лермонтова

Своеобразие молитвенного жанра в творчестве поэта.

Молитва есть словесное выражение живого богообщения. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот духовной жизни и обрели дар религиозно-мистического творчества в слове молитвенного творчества.

Каждый христианин вносит в молитвенное творчество свою, пусть никому незаметную лепту, покаянную ноту, добрый помысел, оттенок чувства. Они обогащают молитву, а в иных случаях, закрепленные в слове, освященные церковным употреблением, становятся достоянием религиозной жизни, культуры.

Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность “говорить к Богу”, открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего “Отче наш. “, что можно найти у Сумарокова, позже – у Кюхельбекера. Великопостная молитва Ефрема Сирина превосходно переложена А.С. Пушкиным в стихотворении “Отцы пустынники и жены непорочны. “

Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова. Именно Лермонтов всегда обращался к этой теме.

Даниил Андреев (поэт и философ, автор знаменитого мистико-философского труда “Роза мира”) писал:

“С самых ранних лет – неотступное чувство собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над судьбой и душой; феноменально раннее развитие бушующего раскаленного воображения и мощного, холодного ума. высшая степень художественной одаренности при строжайшей взыскательности к себе, понуждающей отбирать для публикаций только шедевры из шедевров. В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний. светлая, задушевная, теплая вера. “.

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

Самое простое, почти детское, услышал в Лермонтове народ: молитву. Но это было не так-то просто.

Есть речи: значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Часто и сам Лермонтов говорил речи – “значенье ничтожно”; хотел, чтобы и другие слышали от него лишь эти речи, но в них, там, – как за синими глазами податливой служанки, – слышал другое значение, другой познавал смысл:

Читайте так же:  Молитва всевидящее око икона

Душа их с моленьем,

Как ангела, встретит

И долгим биеньем

Им сердце ответит.

Таким же тайным молитвенником, явным отрицателем, Лермонтов был и в жизни, и в поэзии. Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва – тайная.

Лермонтов слыл безбожником – и в общем-то, слывет им доныне. “Лермонтов не был никогда религиозным человеком”, – утверждали многие литераторы, критики, академики, повторяя здесь лишь то, что почти всеми думается о Лермонтове.

Бог для Лермонтова – абсолютная реальность. Но отношение к нему трудно однозначно определить, точнее сказать, невозможно, так как в разных контекстах оно проявляется и воспринимается по-разному. Одержимость поэзией уводит его далеко от путей Божиих, затворяет его слух для глагола Господня, совращает ум, омрачает взор. Он сам осознает это как недолжное, гибельное в себе и молит Всесильного не обвинять и не карать его за то. Он понимает всю степень вины своей перед Ним – отсюда страх предстать перед Его Очами:

К тебе ж проникнуть я боюсь.

Трудно понять такого непонятного, противоречивого поэта, как Лермонтов. В 1837 году Лермонтов называет свое стихотворение “Молитвой” ( “Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. ” ). Навеки задышала она в русском стихе.

С.Н. Дурылин в своей статье “Судьба Лермонтова”, написанной в 1914 году, рассматривает противоположность Пушкина и Лермонтова на примерах их молитвенных стихотворений.

Лермонтов есть молитва – и нет молитвословий. По обращению есть только одна молитва “Я, Матерь Божия”, не похожая ни на одну молитву ни в одном молитвеннике; по устремлению, по сокровенному порыву, по радости или муке, все стихи – молитва.

Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15.02.1838 г под названием «Молитва странника»: “В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл – но это вовсе ничего не доказывает”.

“Молитва” – шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Стихотворение высоко оценили современники Лермонтова: С.П. Шевырёв, А.А.Григорьев и другие. В.Г. Белинский сказал о нём – “чудная “Молитва”. Позднейшая критика (С. Шувалов, Л. Пумпянский, М. Пейсахович) особое внимание уделила анализу метрической системы стиха (четырёхстопный дактиль, которому многочисленные сверхсхемные ударения в сочетании с пропусками ударений в ряде сильных мест и сплошь дактилической рифмовкой придали чрезвычайно своеобразный рисунок).

Ещё через два года, в1839 г., Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение “Молитвой” (“В минуту жизни трудную. “).

Несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова прекрасно чувствовали многие русские поэты (Жуковский, Хомяков, Ф. Глинка. ), но все-таки чаще прочих вспоминаются в минуты разочарований и невзгод строки именно этого стихотворения.

В “Молитве” с психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветлённости. Не трудно заметит, что, воспевая могущество “слова”, Лермонтов использует библейскую лексику. В “Молитве” как бы самопроизвольность светлого душевного порыва, которому отдается поэт (его простота и прозрачность “заставляют” Лермонтова обратиться к лексике и интонации, близким к стихии народной поэзии), находит выражение в особой мелодичности стиха, в использовании певучих дактилических рифм.

В дореволюционных работах (например, в работах С.Шувалова) стихотворение это рассматривалось как свидетельство отхода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. И в то же время, в 1841г., В.Г. Белинский подчеркнул, что “. из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческие звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью. “. Советское литературоведение и критика предпочитали не рассматривать это стихотворение с точки зрения религиозной направленности. В последнее время вновь стали появляться статьи, авторы которых рассматривают молитвенную лирику Лермонтова в связи с верой (религиозностью) поэта. Например, Котельников В.А. в своей статье “О христианских мотивах у русских поэтов” или Белова Л. в статье ” Космические дали поэта”.

Верующие видят в Лермонтове духовного поэта и выделяют в его многогранном творчестве такие религиозно-духовные вершины, как “По небу полуночи Ангел летел. ”; и две “Молитвы” (1837 и 1839 годов), другие поэтические шедевры, свидетельствующие о высокой и светлой вере Лермонтова, о сердечной связи его с космосом, частью которого он ощущал планету Земля, запечатлев её “в сиянье голубом”.

Влияние Библии сказалось не только на содержании произведений Лермонтова (использование библейских имен, образов, сюжетов и т.д.), но и на форме его литературных творений.

Стихотворения-молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. “Молитва” 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. “Молитва” 1837 г. – чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастья любимой женщины, хотя сам он “странник с пустынной душой”. “Молитва” 1839г. – это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. “Когда волнуется желтеющая нива” – это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение “Выхожу один я на дорогу” – итог, философское размышление о жизни.

Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

М.Ю. Лермонтов неоднократно обращался к Библии и использовал библейские мотивы при создании своих произведений. Лермонтовское отношение к Богу весьма противоречиво. В его литературных творениях представлены разные грани богопознания: хвала и обвинение, сомнения и вера, смирение и бунт. Библейские мотивы по-разному представлены в творчестве Лермонтова. Это может быть собственное имя, образ, отдельный сюжет, цитата или просто идея, взятая из Библии.

Таким образом, лирические мотивы у М.Ю. Лермонтова – сложное, многоплановое явление. Их употребление в одном и том же контексте противоречиво и рассчитано на знакомого с Библией читателя, который сумеет разобраться в тонкостях идейно-смысловой направленности библейских мотивов. Для исследователей здесь открывается большое поле для дальнейшей деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР (Пушкинский дом). – М.: Советская энциклопедия, 1981.-784с.

Лирический герой молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here