Келейная молитва что это такое

Полное описание: Келейная молитва что это такое - в детальных подробностях для наших читателей.

Келейная молитва Иоанна Крестьянкина

Келейная молитва — это прошение, которое совершается в одиночестве, когда человек говорит самостоятельно, напрямую с Господом. Его никто не слышит, кроме молящегося и Отца его Небесного, это чистый диалог.

Просить у Бога чего-либо таким образом можно за себя самого и за кого-то, например, монахи и священнослужителя совершают подобные молебны по просьбы прихожан и паломников. Такой вид также называется келейной мольбой почтенного старца Иоанна Крестьянкина, почему и как именно ее совершают можно узнать из данной статьи.

Отличия и особенности подобного прошения

В христианской вере нет ничего необоснованного или выдуманного, все законы и правила прописаны в догматах и Святом Писании. Священнослужителя подчиняются этим правилам и соблюдают установленный порядок в храме.

В догматах православной веры прописаны два главных типа молитв: общественная (разделяемая с кем-то) и келейная (в одиночестве). Отцы Церкви внесли это в догматы не просто так, они опирались на Священное Евангелие и с самого основания Православной Русской Церкви совершаются именно эти прошения.

Так называемые, келейные мольбы — это индивидуальные прошения, которые совершаются в одиночку за пределами храма и часовен, т.е. домашние моления или монастырские. Очень часто именно так молятся иноки в монастырях за себя или по просьбе паломников и прихожан.

Именно из монастырей пошло название таких прошений из-за того, что совершаются в кельях. Это весьма интимный вид прошений, поскольку человек выходит на диалог с Богом без посредников и участников, с возможностью говорить обо всем искренне и честно.

Более того, по смыслу и содержанию такие диалоги также отличаются, ведь в храме по большей части просится за нечто общественное, церковное, а дома — о личном, о том, что нельзя или не хочется особенно афишировать на публике, пусть даже и церковной.

Особенно часто индивидуальные прошения совершают с просьбой о прощении личных грехов, или помиловании близких и родных. Главной особенностью таких прошений является тот факт, что во время чтения можно поминать даже тех людей, которых не поминают в храме, т.е. самоубийц или некрещеных усопших.

Именно к келейным прошениям относится и утреннее, и вечернее правило — домашние ежедневные мольбы, которые должны совершаться каждым воцерковленный православным христианином. К ним же относят и Правило к Причащению (Последование) и прочие каноны и акафисты, которые читаются за пределами храма.

Тем не менее, читаются индивидуальные молебны по уже составленным ранее текстам, одним из самых популярных и распространенных является сборник Иоанна Крестьянкина, который был архимандритом РПЦ и насельником Псково-Печерского монастыря.

Виды келейных молитв

Для совершения личных интимных молебнов христианин должен приобрести сборник их или специальную книжку с текстами. Можно Господу молиться и своими словами, но их иногда просто не хватает, особенно если человек пришел в храм совсем недавно и его сердце еще не может полноценно открыться Творцу.

Для этого и рекомендуют использовать дополнительную литературу. Также прошения совершаются по разным причинам — люди просят о покаянии, исцелении, помиловании близкого или усопшего, а многие христиане не знают как правильно просить в какой-то определенной ситуации.

Поэтому заранее составленные келейные мольбы разных видов могут существенно помочь. Существует несколько видов записанных келейных молитв:

    «Келейная книжица» авторства Иоанна Крестьянкина. Это сборник молитв, которые христианин или монах может читать в разные периоды жизни. Архимандрит составлял ее на протяжении 25 лет своего монашества и использовал записанные прошение для ежедневного чтения в келии.

Издали ее в Псковско-Печерском монастыре, там, где служил автор, и сегодня является самым популярным сборником для индивидуальных молений. Кроме изложенных текстов прошений в книге составлен и график чтения, что очень облегчает процесс для только пришедшего к Богу человека или монаха, который только что принял постриг.

  • «О самоубийцах», составленная Оптинскими старцами. Читается как поминовение людей, которые добровольно расстались с жизнью, для спасения их души и облегчения мук. Разрешается читать родственникам усопших и служителям приходов.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

  • «За самовольне живот свой скончавших», выпускается в форме канона и содержит: историю создания прошения, объяснения что есть самоубийство, как именно надо просить за самоубийц, канон из девяти песен.

Стоит помнить, что прежде всего Бог желает искренности от своих детей, поэтому неважно какой именно вид молитвы читается или была ли она благословлена духовником — важно говорить слова от самого сердца, искренне и честно.

Правила чтения

Чтение индивидуальных самостоятельных молитв не освобождает человека от посещения Божественных литургий и участий в литургиях, но, напротив, дает ему больше свободы в познании Бога и помогает на богослужениях быть более открытым, к Слову, и пению. Такие мольбы не столь строги как церковные и позволяют человеку молиться за покойных родственников, совершать поклоны в то время как в Церкви все действия строго подчинены особому порядку и укладу.

Важно! Православный христианин должен чередовать и иметь в жизни оба вида молитв: и келейные в моменты особой духовной нужды и по желанию сердца, а также и храмовые, чтобы быть частью Тела Христова и Святой Церкви.

Обычно дома или в келии читаются тексты «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Помилуй мя, Боже», а в храме — «Ангеле Христов», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть» и прочие. В храме они произносятся на церковнославянском языке, а дома на привычном русском.

Келейная молитва совершается согласно ряду правил:

  1. Человек читает ее в тишине, наедине без свидетелей.
  2. Просят о помиловании души своей или кого-то из близких, о здоровье, благополучии.
  3. Обычно начинают с раскаяния в грехах и покаяния.
  4. Они читаются утром и вечером по будням, и в воскресный день после посещения храма и окончания всех обязательных служб в течение дня.

Церковь только поощряет совершение таких прошений, рекомендуется даже заранее поговорить с духовником и получить его благословение, если причиной для келейной мольбы стала какая-то особенная нужда (просьба о покаянии близкого, исцелении и пр.).

На заметку! В монастырях монахи получают индивидуально и келейное правило — определенное количество молитв, поклонов и псалмов. Каждый монах получает сообразно своим силам, так некоторым назначается минимальное количество из-за немощи тела или духа, поскольку чрезмерное напряжение может отвратить от подобной практики совсем.

Читайте так же:  Василий великий о молитве

Духовный рост христианина, изменения его сердца зависят от его стремления познать Бога и приблизиться к Нему. Поэтому очень важно не просто посещать богослужения и причащаться в храме, но каждый день стремится познать Бога, совершая моления в закрытой комнате, обращаясь к Всевышнему и изливая Ему свои мысли.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин очень хорошо это понимал, поэтому и создал свой сборник молитв — чтобы люди могли найти правильные слова в этот момент, чтобы могли изложить свои мысли Господу. Приобрести его стоит каждому, кто желает искренне общаться с Богом.

Келейная молитва что это такое?

На сколько мне известно, келейная молитва, эта молитва читаемая монахом или иноком в его отдельной келии, когда он совершает свое личное моление (за грехи), не то общее богослужение/ моление, что положено церковным уставом (полуношница, утреня, часы, вечерня и павечерница), а то, что положено монаху молиться сверх общего богослужения.

Келейная молитва, это своего рода частная молитва, читаемая иноком/ монахом наедине в своей келии, без присутствия прихожан и молящихся.

Когда заканчивается богослужение и трапеза, тогда монахи отправляются по своим келиям выполнять какое-либо послушание или же совершать свои келейные молитвы.

Так же к келейной молитве относится молится произносимая дома, со своими православными родными и близкими.

Что значит молиться келейно?

Молиться келейно — это как?

Келейная молитва- это молитва иноков(монахов ) в своих келиях(комнатах для проживания).Применительно к нам, мирянам,(так называют людей живущих не в монастырях, а в миру)келейная молитва- это молитвенное правило, которым верующие люди молятся дома, подбирают для него молитвы сами или по совету со священником. К келейным молитвам относятся, как молитвы из молитвослова, так и молитвы просительные и благодарственные, произносимые своими словами, за себя, своих родных и за уже ушедших в вечность. Важно только, чтобы эти молитвы и слова шли из самого сердца, искренне, тогда они будут услышаны и не останутся без ответа. Вот как мы разговариваем со своим отцом? Всегда искренне, откровенно, зачастую со слезами, даже не сомневаясь, что уж он-то подскажет, поможет, пожалеет и поэтому-то и хочется общения с родным отцом. Так же всё и в отношении с Богом! Он нас создал, знает, лучше нас самих, что нам надо для нашего спасения, поэтому в своей келейной молитве излейте Ему свою душу. И как сказал святой Апостол Пётр «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Будем же доверять нашему Творцу, прося Его помощи во всём!

Келейная молитва что это такое

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI вековневно

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Где молятся Что говорит Евангелие «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20) «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6) Молитвы, которые читают «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже»

«Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть» На каком языке молятся На родном (перевод с церковнославянского) На церковнославянском языке

Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.

Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.

Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Богородице Дево».
  5. «От сна восстав».
  6. «Помилуй мя, Боже».
  7. «Верую».
  8. «Боже, очисти».
  9. «К Тебе, Владыко».
  10. «Святый Ангеле».
  11. «Пресвятая Владычице».
  12. Призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Помилуй нас, Господи».
  5. «Боже вечный».
  6. «Благаго Царя».
  7. «Ангеле Христов».
  8. От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.

Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.

Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.

Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Читайте так же:  Молитва Богородице праздник покрова

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Молиться за других людей — участвовать в их судьбе

Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

«Молиться за других — кровь проливать».

А Антоний Сурожский добавляет:

“И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.

Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.

И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…»

Молиться за людей — значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей — проявление христианской любви.

Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие — что только по молитвослову

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»

Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»?

Я только недавно пришла в Церковь, пока еще мало знаю о духовной жизни. Что такое «келейная молитва» и «молитвенное правило»? Для чего они нужны? Объясните, пожалуйста.

Инна Сердюк

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Молитва – одна из важнейших духовных практик. Евангелие говорит нам о молитве общественной: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф.18:20), и частной, домашней, келейной молитве: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Эти две молитвы идут параллельно, и одна может усиливать другую. Если человек усердно молится дома, то это усердие проявляется и в храме. Вдохновленный же от молитвословий в храме человек может принести этот огонь в свою домашнюю молитву.

Поговорим о келейной, домашней молитве. Здесь очень важно понимать, перед Кем я нахожусь, Кому молюсь, Кого призываю. Так как мы видели из приведенного выше евангельского текста, молитва домашняя – это личное предстояние пред Богом, где кроме вас и Бога никого нет.

Для чего вообще нужна эта тайная встреча?

Когда никто тебя не видит, есть возможность проявить свою искренность, быть честным и испытать себя. Можно сказать все, что думаешь – плакать, кричать и при этом не бояться показаться смешным. Ведь есть такие слова, которые никому, кроме Бога, не скажешь.

«Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?» (Пс 93:9) Бог все знает, видит и слышит. Поэтому духовную жизнь нельзя скрыть, она или есть, или ее нет. Молитва не должна быть актерством или чем-то мнимым. Молитва – это взаимное проникновение нашего желания познать Господа, приблизиться к Богу – и Божьего откровения о Себе.

Как регулярные тренировки делают из музыканта виртуоза, так и постоянное упражнение в молитве меняет и преображает жизнь христианина. Заменить эту духовную практику невозможно ничем. Святые отцы напрямую связывали жизнь человека с его молитвой, они говорили так: «Как человек молится, так и живет, а как живет, так и молится». Привычка молиться дает не только жизнь духу, но и налаживает внешнюю, мирскую жизнь. С утра человек просит благословить новый день, дать всякое устройство в делах, а вечером благодарит Бога, и успокаивается в молитве от дневной суеты.

Для помощи новоначальным и укрепления их молитвенной практики Церковь установила vолитвенное правило.

Молитвенное правило – это минимальный набор необходимых ежедневных утренних и вечерних молитв. Это молитвы угодников Божьих, которые были близки к Богу, и передают нам свой духовный опыт через молитвы, ими составленные.

Конечно, к утренним и вечерним молитвам можно присоединять чтение Евангелия, Псалтыри и добавлять свои личные, сокровенные желания и просьбы.

Важно помнить, что нужно заключать ум в слова молитвы, или по-другому, читать внимательно с благоговением. Потому что любое, даже хорошее дело можно испортить. Можно читать молитву на автоматизме, не вникая в суть прочитанного. Представлять молитву как закон, не как мое желание сказать что-то Богу, а вычитывание ради «галочки».

Святые отцы говорят довольно много о качестве молитвы.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца и оставило на душе глубокое и сильное впечатление» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Молитвенное правило домашнее. не имеет неизменности, а может быть изменяемо и во времени, и в длительности, и в составе. Одно нужно иметь во вниманиичтобы все делалось не в угоду лености, и чтобы молитва шла от души. Не грешите против себя, позволяя себе рассеивать доброе впечатление от молитв механическим дочитыванием положенных молитв… Всякий может определять по своим обстоятельствамувеличивать, умалять, передвигать время и место. все направлять к тому, чтобы внутренняя молитва совершаема была как следует» (свт. Феофан Затворник).

Итак, молитва домашняя, келейная, есть незаменимая духовная практика, в которую входят утренние и вечерние молитвы. Правило может меняться согласно духовному состоянию христианина, но главное, чтобы оно не потеряло своей глубины, чтобы из поля зрения не вышел сам Бог, к Которому обращены наши молитвы. Только бы наша молитва не стала религиозной отметкой духовной жизни, но была как огонь, пусть и небольшой, – но который рассеивает тьму и показывает направление движения нашей жизни в Боге.

Читайте так же:  Молитва чтоб мужа повысили в должности

Келейная молитва

В Священном Писании сказано о двух видах молитв: келейной и общественной.

В православной церкви с первого дня существуют два вида молитвы: общественная и келейная и обе имеют обоснование в Евангелие.

Келейная книжица архимандрита Иоанна Крестьянкина. Это один из почитаемых старцев Русской православной церкви в конце ХХ — начале XXI вековневно

Келейная молитва имеет гораздо больше допусков, чем общественная. То, что не совершается в некоторые дни в церкви, например, поклоны или заупокойные молитвы, вполне допустимо дома – по желанию и настроению.

Где молятся Что говорит Евангелие «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 18, 19 – 20) «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 6, 6) Молитвы, которые читают «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже»

«Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть» На каком языке молятся На родном (перевод с церковнославянского) На церковнославянском языке

Келейная молитва — чтобы молиться дома, общественная — на богослужениях

Изначально келейную молитву в одиночку читали в кельях иноки в дни без богослужений. Для этого и создали молитвенные правила, включающие в себя тексты тех же молитв, что читались в храме, но с небольшим дополнением другими молитвами.

Применительно к мирянам келейная молитва — молитвенное правило, по которому верующие молятся дома.

Келейная и общественная молитвы не противоречат друг другу, а дополняют. Когда человек хочет помолиться в одиночестве, он молится келейно.

Но только в храме совершается Божественная литургия, молитва возносится священником, поставленным для совершения священнодействия. Поэтому обе молитвы обязательно присутствуют в жизни христианина.

Для келейных молений написаны Утреннее и Вечернее правила. Для утреннего правила — собрание молитв, называемое утренними молитвами.

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Богородице Дево».
  5. «От сна восстав».
  6. «Помилуй мя, Боже».
  7. «Верую».
  8. «Боже, очисти».
  9. «К Тебе, Владыко».
  10. «Святый Ангеле».
  11. «Пресвятая Владычице».
  12. Призывание святых молитва за живых и усопших.

Для вечернего моления (пред отшествием ко сну) — собрание молитв, именуемое молитвами на сон грядущим.

  1. «Царю Небесный».
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. «Помилуй нас, Господи».
  5. «Боже вечный».
  6. «Благаго Царя».
  7. «Ангеле Христов».
  8. От «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть».

Так же написано собрание молитв, которое называется правилом ко святому причащению и прочитывается готовящимся к причащению.

Каждому верующему назначается келейное правило, состоящее из такого числа молитв, поклонов и псалмов, которое определяется сообразно силам души и тела молящегося. Правило это не должно превышать сил подвижника, дабы он не отказался вовсе от келейной молитвы.

Ведь для кого-то и 20 поклонов много, а другие и 200 могут положить. Различают поклоны земные и поясные. Полагаются поклоны перед чтением молитв.

Только в келейных молитвах церковь разрешает молиться за самоубийц

Как правило, в домашних молитвах люди просят Бога о здравии, благополучии, прощении своих грехов.

Но долгое время церковные каноны запрещали молиться за упокой души самоубийц, их не отпевали и хоронили за пределами кладбищ.

Учитывая то, что после отказа в отпевании таких людей, их верующие родственники отдалялись от церкви, духовенство пошло им навстречу.

Около 1925г. старец Лев Оптинский впервые написал молитвы о самоубийцах, с целью утешения душ грешника и его близких.

Эта келейная молитва произносится дома в кругу близких и родных. Чтения молитвы утешают души грешников и их близких, т.к. считается, что часть греха берут на себя присутствующие родственники и разделяют страдания души мученика.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Составляющая келейных молитв — чтение акафистов, часто – в честь Божией Матери. Молитвословие перед любой иконой Матери Божьей помогает просящим и молящимся в просьбах.

Неопалимая Купина Защита от пожара

Так, например, обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» защитит от пожара. Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» поможет в исцелении болезней, покровительствует христианскому браку.

Молиться за других людей — участвовать в их судьбе

Неотъемлемая часть молитвословия — молитва за других людей. Некоторые сомневаются, стоит ли молиться за своих близких, знакомых и незнакомых людей, или тех, кто нас попросит. Об этом так сказал Силуан Афонский:

«Молиться за других — кровь проливать».

А Антоний Сурожский добавляет:

“И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании.

Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах.

И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом…»

Молиться за людей — значит принимать активное участие в их судьбе, разделять не только их радости, но и проблемы, боль и слезы. Моление за близких людей — проявление христианской любви.

Одни священники считают, что домашние молитвы можно произносить своими словами, другие — что только по молитвослову

Отношение священнослужителей к домашним молитвам неоднозначно: некоторые считают, что келейно молиться можно, произнося свои просительные и благодарственные слова. Важно, чтобы они шли от чистого сердца и искренне:

«Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать».

Другие же считают, наши личные слова Бог может не услышать:

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они – произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий».

Но в одном они едины: сила молитв неоспорима, верующим необходимо говорить с Богом не только в храмах, но и дома, наедине.

«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением»

«Вниди в клеть твою и помолись втайне»: создание условий для возможности келейной молитвы братии

Доклад настоятельницы ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия игумении Елисаветы (Поздняковой) на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, 8–9 августа 2017 г.)

Читайте так же:  Молитва к празднику ПреСвятой Богородицы покрова

Тайная, келейная молитва установлена в Евангелии Самим Господом: Вниди в клеть твою и, затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:6). Из Евангелия мы знаем, что Христос во время Своей земной жизни часто прибегал к уединенной молитве: И отпустив я, иде в гору помолитися(Мк. 6:46); …изыде в гору помолитися: и бе об нощь в молитве Божии (Лк. 6:12) и др. Гефсиманский сад был одним из излюбленных мест Христа, куда Он уединялся для молитвы, и даже последние часы перед предательством Иуды и Крестным страданием Спаситель проводит там, посвящая их уединенной молитве. Мы знаем о том, что Христос молился на коленях (Лк. 22:41), молился с усилием, до кровавого пота. Призывая нас к молитве, Господь Своим примером учит нас, что молитва – это подвиг, для совершения которого необходим немалый труд.

Заповедь о молитве дана всем людям, но в особенности она относится к нам, монахам. По учению Православной Церкви, монашество – это распятие себя миру, отсечение своей воли и полная обращенность к Богу. Настроить свою душу для молитвы очень трудно. Монастырь – это место, где созданы специальные условия, необходимые для духовного возрастания монаха. Монах всегда предстоит один пред Богом. По словам святителя Феофана Затворника, «…монах – тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге» [1]. Преподобный Макарий Египетский определяет монашество как непрестанное призывание Бога в молитве «один на один»: «Во-первых, монах называется монахом потому, что он – один . Во-вторых, он называется монахом потому, что в непрерывной молитве призывает Бога . И его ум сам в себе также становится монашествующим, один на один обращаясь к истинному Богу» [2]. Из этих определений видно, что святые отцы особенно подчеркивают обращенность монаха к Богу, осуществляемое в молитве общение с Богом, предстояние Богу один на один. Такое предстояние может заключаться во всякой молитве, в том числе и в церковной, но ярче всего оно выражается в частной, келейной молитве.

Можно заметить, что многие преподобные сподоблялись особенных духовных дарований именно во время совершения келейного правила. Так из жития преподобного Антония Великого мы знаем о том, что во время правила он сподобился Божественного откровения [3]; также преподобному Сергию Радонежскому Пресвятая Богородица явилась во время уединенной молитвы [4].

О важной роли келейной молитвы говорят многие учители монашества, как древние, так и близкие нам по времени, подчеркивая, что келейное монашеское правило внесено отцами Церкви в церковный устав по откровению свыше [5]. Святые отцы учат, что келейное правило необходимо для поддержания иноческого настроения [6] и нравственных сил души так же, как ежедневное употребление пищи необходимо для поддержания сил телесных [7], – замечая, что качество келейной молитвы может достигать более высокого уровня, чем совместной, поскольку молитвенник находится наедине с самим собой [8].

Все труды монаха строго подчинены распорядку его духовной жизни и не должны чрезмерно отвлекать его, занимая ум и сердце. Преподобный Никон Оптинский говорит о том, что среди трудов и душеспасительных дел обязательно должно оставаться место для келейной молитвы: «Как бы ни был занят человек даже самыми душеспасительными делами, даже за послушание, он должен все-таки иметь постоянное келейное молитвенное правило» [9].

В святоотеческой литературе есть много указаний на то, что келейное правило не должно быть одинаковым для всех, но должно назначаться индивидуально, смотря по духовному и физическому состоянию монаха. «Богоносные отцы наши , – пишет преподобный Макарий Оптинский, – установили и еще правила келейные, против силы и возможности и произволения каждого, и проходили: иные много , иные меньше, другие еще меньше, смотря по мере сил своих и по усмотрению наставников их. » [10]. ПреподобныйМакарий особенно подчеркивает важность того, чтобы правило было назначаемо духовником, который знает духовное состояние монаха [11]. В Патерике мы встречаем суждения о том, что лучше регулярно выполнять небольшое правило, чем иметь большое, но часто его оставлять: «Предпочитаю непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому» [12].

Святитель Игнатий Брянчанинов в «Слове о келейном молитвенном правиле» говорит о том, какую пользу оно приносит спасающимся: «Благоразумно избранное молитвенное правило, соответственно силам и роду жизни, служит большим пособием для подвизающегося о спасении своем» [13].

Церковный опыт показывает, что для беспрепятственного выполнения монахом или послушником келейного правила необходимо соблюдение нескольких внешних условий:

– насельники должны иметь возможность выполнять свое келейное правило наедине;

– для келейного правила должно быть выделено строго определенное время, свободное от всех других дел;

– важно, чтобы при совершении правила насельник или насельница не были объективно уставшими.

Необходимо, чтобы правило назначалось каждому по силам – в соответствии с духовным состоянием и душевным устроением.

Несмотря на множество трудностей и препятствий, которые ставит перед нами современная жизнь, наша главная задача – расположить свои дела так, чтобы мы могли выполнять свои монашеские обязанности.

К сожалению, в России большинство действующих ныне монастырей восстанавливались из руин, в связи с чем не было возможности предоставить насельникам отдельные кельи. Это обстоятельство затрудняло возможность келейной молитвы. Также большое количество физической работы, необходимой на этапе восстановления монастыря, часто не оставляло времени для келейного правила.

Монастыри, расположенные в городах, имеют также и другие факторы, мешающие монашеской жизни. Это и шум, и суета, и непрерывный поток людей, вынуждающий сестер постоянно находиться «на людях». Выполняя послушания, сестры зачастую вынуждены одновременно отвечать на всевозможные вопросы, выслушивать людей с их историями и проблемами, рассказывать им о вере, проводить экскурсии по храму и по монастырю. Всё это чрезмерно утомляет и препятствует внутренней молитве. Городские монастыри часто вынуждены взаимодействовать со светскими организациями, принимать на работу мирских сотрудников и вследствие этого оказываются подчинены светскому графику работы. Кроме того, в городе существует больше возможностей и соблазнов заняться какой-либо активной деятельностью, способствующей увеличению суеты. Самое главное при этом не забыть, для чего мы ушли из мира. Если центром жизни монастыря будет Христос, тогда всё в ней будет выстраиваться правильно. И тогда станет очевидным, что келейная молитва – одна из важнейших составляющих духовной жизни монаха.

На опыте мы знаем, что окружающий нас мир, да и сама монастырская деятельность всячески стремятся отнять у нас молитву, поэтому за возможность совершения келейного правила приходится постоянно вести борьбу.

Читайте так же:  Молитва всея царица

Для прохождения келейного правила желательно, чтобы у каждого насельника была отдельная келья. Но если нет такой возможности, нужно, чтобы каждая сестра могла где-то уединиться.

Важно, чтобы в распорядке дня было выделено специальное время для совершения правила. Представляется неприемлемым, чтобы сестра вынуждена была самостоятельно искать себе время для молитвы, поскольку в этом случае неотложные послушания или же наша неорганизованность могут полностью «поглотить» его. Если по своему послушанию сестра не может выполнять правило в положенное для всех время, необходимо установить для нее другое время, которое не будет занято послушанием.

Ко времени совершения келейного правила сестра должна иметь силы на его выполнение, то есть она не должна быть уставшей. Для этого необходимо строго выдерживать баланс между временем послушания, отдыха и молитвы.

Неприемлемым является «фиктивный» распорядок дня, из которого бывает больше исключений, чем следований ему. Иногда бывает, что мы скрываемся за лукавыми формулировками распорядка дня, говоря, что на богослужении молятся все сестры, кроме занятых на срочных послушаниях, тогда как на самом деле все сестры, кроме церковниц и певчих, находятся в это время на послушаниях, признанных срочными. Если сестра пришла в монастырь молиться и служить Богу, то не должно получаться так, что во все время от посева до уборки урожая сестра попадает на службы только в воскресенье и праздники.

Немного расскажу об опыте нашей обители.

Особенность условий, в которых находится Марфо-Мариинская обитель милосердия, заключается в ее расположении в самом центре Москвы и в осуществляемой здесь обширной социальной деятельности. Вследствие этого в обители постоянно находится много мирских людей, и даже после закрытия ворот на территории остаются дети детского дома и другие подопечные, а также ухаживающие за ними сотрудники. Архитектурный ансамбль обители некогда представлял собой городскую усадьбу, здания которой впоследствии были приспособлены Великой княгиней Елисаветой Феодоровной под нужды обители, поэтому их планировка изначально не предполагала какой-либо выделенной территории для сестер. Выходя из сестринского корпуса, насельницы попадают в гущу событий.

Очевидно, что без молитвы жизнь обители, как и вообще любого монастыря, теряет всякий смысл. Если жизнь обители не будет основана на молитве, не будет иметь смысла также и осуществляемое ею социальное служение. Чтобы этого не произошло, мы посчитали важным, чтобы монашествующие сестры не принимали активного участия в социальном служении. Основательница обители, святая преподобномученица Елисавета, также считала, что сестры, принимая монашество, должны жить более уединенной и строгой жизнью.

Жизнь сестер строго регламентирована и подчинена особому распорядку, который дает возможность сочетать три составляющие: молитву, послушание и отдых. Монашествующие сестры должны в меру трудиться и отдыхать и хорошо молиться. От соотношения этих составляющих зависит, насколько сестра будет готова к молитве, сколько сил у нее будет для того, чтобы молиться. Монашествующие сестры неопустительно посещают все богослужения суточного круга. У сестер есть обязательное время для келейного правила. Каждой сестре правило назначается индивидуально, в зависимости от ее духовного состояния и физических возможностей.

Если по своему послушанию сестра не может выполнять келейное правило в отведенное для этого в распорядке дня время, то ей назначается другое время в течение дня. Если сестры живут в келье вдвоем, одна из них может на время келейного правила уйти в какое-либо из свободных в это время помещений. В распорядке дня сестер молитва в среднем занимает восемь часов, включая богослужения, а также общее и келейное правило. В обители постоянно ведется борьба за время молитвы, поскольку по опыту мы знаем, что если не будем постоянно бороться за это время или будем что-то ему предпочитать, то оно очень быстро утратится.

У обители есть монашеское подворье, которое не занимается социальной деятельностью. На подворье более размеренная жизнь, строже устав, уставные богослужения. Сестрам обители прививается понимание того, что лучший отдых – поездка на подворье. Если сестра устала, хочет передохнуть, прийти в себя, она может на неделю поехать на подворье и там в тишине помолиться, набраться душевных сил.

Подводя итог сказанному, можно еще раз отметить, что келейная молитва – очень важная часть жизни монаха, и если мы всегда будем думать об этом, если оставление келейного правила будет болью нашего сердца, то Господь призрит на наше усердие и, по слову преподобного Исаака Сирина, «сии (правила), представляющиеся тебе малыми, вменятся тебе в стену, ограждающую от пленяющих нас» [14].

[1] Святитель Феофан Затворник. Созерцание и размышление. Краткие поучения. М., 2003. С. 259–260.

[2] Преподобный Макарий Великий. Духовные беседы. М., 2004. Беседа 56. 1.

[3] Жития святых на русском языке. Книга пятая, январь. М., 2003. С. 547–548.

[4] Житие и подвиги преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия, игумена Радонежского, и всея России чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С.199–200.

[5] Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. М., 1993. Слово 71. С. 362.

[6] Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. В 2 т. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003. Т. 1. С. 336.

[7] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 2009. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле. С. 222.

[8] Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т.6. О молитве. М., 2013. С. 196.

[9] Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. В 2 т. Издание Введенской Оптиной пустыни, 2003. Т. 1. С. 335.

[10] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария. В 6 т. М., 1862. Т. 3. С. 11.

[12] Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. М., 2009. Т. 2. Слово о келейном молитвенном правиле. С. 221.

[13] Там же. С. 220–221.

Видео (кликните для воспроизведения).

[14] Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижническия. М., 1993. Слово 71. С. 362.

Келейная молитва что это такое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here