Как перестать завидовать людям молитва

Полное описание: Как перестать завидовать людям молитва - в детальных подробностях для наших читателей.

Как перестать завидовать молитва

Я часто завидую, ничего не могу с собой поделать. Как быть? Может, молитва есть специальная против зависти?

От зависти тяжело, даже практически невозможно, избавиться самостоятельно. Надо просить Господа, чтобы он помог вам. Победа над грехом может произойти только как результат соработничества человека и Бога.

Чтобы не завидовать, научитесь оправдывать другого человека. В любых его поступках. Что бы он ни имел, каким бы талантом он ни был бы наделен. Если вы сумеете вместе с ближним радоваться его успехам — значит вы излечились.

Зависть вообще является составляющей другого греха — гордыни. ГА гордыня побеждается только в коллективе. Ты учишься жить вместе с теми, кто лучше тебя, достойнее тебя. Надо не бояться это признавать.

Что читать, когда мучит зависть? Священное Писание. В такие моменты надо взять карандаш и все, что касается зависти, подчеркивать или выписывать. Поставьте себе такую цель. Когда вы таким образом заново прочтете Новый Завет, грех отступит.


Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Тот же святой Иоанн Златоуст рекомендует для борьбы с этим недугом несложную логическую цепочку.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.


Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.


Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.


Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.


Страсть эта рискует преследовать до смерти – либо завистника, либо его жертвы. В обоих случаях смерть избавлением не является. Завистник, отошедший в вечность в этом грехе, за него и будет осужден, а Каин обречен на изгнание и презрение. Святитель Илия Минятий рассказывает драматичную историю оклеветанной завистниками царицы Евдокии, супруги императора Феодосия: несправедливо обвиненная в супружеской измене, она была изгнана и отправлена в ссылку, а ее друг Павлиниан – казнен.
Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Богородице о зачатии детей

Действительно, навязчивое состояние.


Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи — аморально, воровать — отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.


Отец Александр Шмеман тоже еще не прославлен как святой, и вряд ли его канонизация будет делом ближайшего времени – это, однако, не мешает многим и многим христианам прислушиваться к его мнению по многим вопросам.

Сравнение и зависть упраздняют различия.

Есть такой анекдот: внучка декабриста в 1917 году слышит шум на улице и отправляет горничную узнать, что происходит.

– Там революция, сударыня.

– О! Революция – это прекрасно! Мой дедушка тоже хотел сделать революцию! Выясни, чего же хотят протестующие?

– Они хотят, чтобы не было больше богатых.

– Как странно! Мой дедушка хотел, чтобы не было бедных.

При всем абсурде, анекдот вполне жизненный. Доведенная до предела зависть хочет не счастья себе, а несчастья другому. Чтоб ему было так же худо, как мне. Чтоб он жил на одну зарплату. Поэтому сам принцип равенства и уравнивания Шмеман называет демоническим.

Короче говоря, завидовать некому. Ты никогда не будешь таким, как он. И это прекрасно.

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть смертный грех.

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на Страшном суде.

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

Как избавиться от зависти: 7 изречений святых и преподобных

Каин остановился, тяжело дыша, и посмотрел на свои руки. Потом на лежащего на земле человека. Его брат Авель не дышал. Кажется, он перестал жить.

Читайте так же:  Молитва Богородицы от рака

Каин и раньше видел смерть — у них умирали некоторые животные, но впервые он видел смерть человека, своего близкого.

Убить брата оказалось гораздо тяжелее, чем любого из зверей. Он доверчиво пошел за Каином, когда тот его позвал и не подозревал ничего плохого.

«Почему я это сделал?» — думал Каин.

Тяжелое раздражение, злость и страх перед расплатой. А с чего началось-то все?

Когда-то Каин позавидовал успеху Авеля у Бога и не справился со своей завистью.

Об этом тяжелом грехе — наша статья. Чувство зависти это очень страшно.

Обычно люди завидуют в основном успешным людям. Те, кто не смог ничего добиться в жизни, будет всегда завидовать чужим успехам.

О зависти написано не только в Библии, о ней говорили и святые отцы и преподобные. Разберем подробно, что они говорили и какие советы давали, чтобы избавиться от греха зависти.

В Библии можно узнать, что там, где зависть — там и все худое

В Библии мы можем найти фразы о том, что такое зависть человеческая. Рассмотрим некоторые из них.

«Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».

«…ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое».

«Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла».

«…потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?»

Как избавиться от зависти, пишут многие святые отцы

Святые отцы о зависти писали очень много, а также писали о том, что сделать, чтобы с этим справиться.

Например, святой Иоанн Златоуст сравнивал завидующих людей с навозными жуками, свиньями и даже демонами. Он считал, что зависть — это прямая вражда против Бога.

Иоанн Златоуст писал, что сделать, чтобы избавиться от этого греха:

через него прославляется Бог .

Если этот человек твой ближний — значит,

через него успешен и ты,

и через тебя тоже прославляется Бог.

Если этот человек твой недруг — значит,

нужно стремиться сделать своим другом его — уже ради того,

что через него прославляется Бог».

Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что победить зависть к людям можно только молитвой, самостоятельно это не победить. Но также он утверждает, что главное не отчаиваться. Вот что он писал:

«Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением

только этого зла (зависти)

не истребил всего того,

что в нас есть живого,

что как бы воодушевляется

жизненным действием Святого Духа,

постоянно будем испрашивать помощи Божией,

для которой нет ничего невозможного».

Святой Василий Великий давал два совета от зависти.

  • Первый совет — это осознать, что завидовать вовсе нечему:

«Недостойны еще нашего соревнования —

богатый ради его богатства,

властитель ради величия его сана,

мудрый ради обилия в слове.

Это — орудия добродетели для тех,

которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства…

А кто таков, кто не поражается мирским как чем-то великим, к тому никогда не может приблизиться зависть.»;

  • Второй совет — «сублимировать» свою зависть в творческое преображение самого себя, достижение многих добродетелей:

хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое,

подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели.

Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским.

Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

Приведем пример, два человека играют на гитаре, они любят оба заниматься этим делом. Один делает большие успехи, становится рок-звездой, собирает огромные концерты, а второй знает лишь несколько аккордов и играет при этом в переходе за копейки.

Конечно, второму проще завидовать первому, в его успехах. Но если бы он за место того, чтобы завидовать, постепенно выучил бы новые аккорды, и стал делать какие- то успехи, то это было бы намного лучше.

Не обязательно выступать на концертах и быть известным, можно и заниматься музыкой и сочинительством в свое удовольствие.

Феофан Затворник говорил, что человек, который завидует, должен победить свою зависть через «НЕ ХОЧУ». То есть, как бы тяжело не было, нужно с этим справиться в любом случае для своей души. Он писал:

«Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладает над эгоистическими, не страдают от зависти.

Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею.

Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому,

которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Несколько повторений в том же роде, и с Божией помощью, она совсем уляжется».

Максим Исповедник считае, что нельзя даже давать повод для зависти. Если человек не хочет чтобы ему завидовали, не надо хвалиться перед другими людьми своей работой, умом.

Есть хорошая работа и надо говорить — «Слава Богу», получаете хорошую зарплату, и вам хватает на жизнь — нужно благодарить Бога. Но не хвалиться этим, в любой момент этого может не стать. И тем самым вы не дадите повода для зависти другим.

Вот что он писал:

«Не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него.

Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет:

Читайте так же:  Пост с молитвой

то которую пренебречь сторону?

Надобно стать на стороне полезного для многих;

но по возможности не понебречь и о нем

и не давать себе увлекаться коварством страсти,

подавая помощь не страсти, а страждующему от оной».

Также он советует, что избавляться от зависти нужно как говорит Апостол:

«…радоваться с радующимися и плакати с плачущими…»

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, не лишена справедливости — уже в этой жизни она наказывает грешника. Он писал:

«О, когда бы истребилась между людьми зависть,

эта язва для одержимых ею,

этот яд для страждущих от нее,

эта одна из самых несправедливых и вместе справедливых страстей, —

страсть несправедливая, потому что возмущает покой всех добрых,

и справедливая, потому что сушит питающих ее!»

Преподобный Амвросий Оптинский говорил:

«…Зависть происходит от гордости и, вместе, от нерадения к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу.

А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведного Авеля».

«…Все мы сплошь да рядом, больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью.

А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти.

Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частью виною сего бывает славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: «не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 26).

Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие общие исчадия тщеславия и гордости».

Чтобы избавиться от зависти и злобы можно прочитать Псалом 90

Самое главное, не обязательно зачитывать огромные молитвы с текстами, можно просто своими словами от чистого сердца попросить Бога о помощи. Есть специальная молитва от зависти и злобы.

Это Псалом 90:

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Есть молитва от завистливых людей — Марии Египетской:

Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша,

от всякия печали и находяшия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени,

святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш,

яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших,

Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Подведем выводы о том, как избавиться от зависти

Подведем небольшие выводы, как избавиться от зависти на основе всех сказанных выше слов святых и преподобных.

  1. Человеку нужно осознать, что он завидует. А главное прийти к тому, что завидовать вовсе нечему. А своему недругу — нужно стать другом, постараться подружиться с ним.
  2. Проявить сострадание и сочувствие к ближнему. Возможно, вы совсем не знаете какими горькими стараниями человек, например, получил какую-либо должность. Неизвестно что у него за ситуация дома. Можно посочувствовать своему коллеге в таком тяжелом испытании. Только через сострадание и сочувствие к нему ваша зависть уйдет.
  3. Нужно радоваться за других людей. Если у вашего сотрудника по работе получилось что-то лучше, и он достиг каких-то успехов, за него нужно порадоваться.
  4. Проводить свое время больше в молитве и посте. Если вы почувствовали прилив зависти, прочитайте про себя несколько молитв, которые можно выучить наизусть: Отче Наш, Богородице Дево. Если вы находитесь дома, то возьмите и почитайте акафист святым, почитайте православную литературу, например житие святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и многих других.
  5. Старайтесь чаще посещать храм. Желательно ходить на божественную литургию не меньше одного раза в неделю. Исповедуйтесь в своих грехах и причащайтесь.

Видео: Как побороть зависть.

Как перестать завидовать молитва

Я часто завидую, ничего не могу с собой поделать. Как быть? Может, молитва есть специальная против зависти?

От зависти тяжело, даже практически невозможно, избавиться самостоятельно. Надо просить Господа, чтобы он помог вам. Победа над грехом может произойти только как результат соработничества человека и Бога.

Чтобы не завидовать, научитесь оправдывать другого человека. В любых его поступках. Что бы он ни имел, каким бы талантом он ни был бы наделен. Если вы сумеете вместе с ближним радоваться его успехам — значит вы излечились.

Читайте так же:  Молитвы Святого григория

Зависть вообще является составляющей другого греха — гордыни. ГА гордыня побеждается только в коллективе. Ты учишься жить вместе с теми, кто лучше тебя, достойнее тебя. Надо не бояться это признавать.

Что читать, когда мучит зависть? Священное Писание. В такие моменты надо взять карандаш и все, что касается зависти, подчеркивать или выписывать. Поставьте себе такую цель. Когда вы таким образом заново прочтете Новый Завет, грех отступит.


Святитель Иоанн Златоуст сравнивает завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, зависть – прямая вражда против Бога, благоволящего к тому или другому человеку. В этом смысле завистник даже хуже демонов: те вредят людям, завистник же желает зла себе подобным.

Пример из жизни. Два человека претендует на место с хорошей зарплатой и перспективой карьерного роста. Если духовные запросы у этих людей низкие, а материальные потребности высокие, то, скорее всего, между ними возникнет конкуренция, а на ее фоне – явно или неявно выраженный конфликт.

Зависть действительно напоминает безумие в самом что ни на есть медицинском смысле: навязчивое состояние. Один из способов избавиться от навязчивого состояния – попытаться его рационализировать.

Тот же святой Иоанн Златоуст рекомендует для борьбы с этим недугом несложную логическую цепочку.

Человек успешен – значит, через него прославляется Бог. Если этот человек твой ближний – значит, через него успешен и ты, и через тебя тоже прославляется Бог. Если этот человек твой недруг – значит, нужно стремиться сделать своим другом его – уже ради того, что через него прославляется Бог.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин категорически утверждает, что своими силами зависть не побеждается. В ответ на добродетель завистник только озлобляется. Так, доброжелательность и услужливость Иосифа еще больше ожесточила его одиннадцать братьев. Когда он шел, чтобы накормить их в поле, они приняли решение убить брата – идея продать его в рабство стала уже смягчением их первоначального намерения…

Отчаиваться не стоит. Преподобный Иоанн Кассиан дает универсальный совет: молиться.


Молитва – труд никак не менее тяжелый, чем, например, упражнения в посте. Далеко не всем он дается без должной тренировки, а битва с завистью необходима здесь и сейчас. Что делать?

Святитель Василий Великий дает два очень простых совета. Первый: осознать, что завидовать вообще нечему. Богатство, слава, почет и уважение – абсолютно земные вещи, которыми к тому же надо научиться правильно пользоваться.

Если даже не касаться высоких добродетелей, то совет более чем практичен. Предположим, два молодых человека увлекаются игрой на гитаре. Один становится в своем городе рок-звездой, а другой так и играет на трех аккордах в переходе. Для второго проще всего начать завидовать успешному приятелю – сложнее, во-первых, прикинуть риски (Курт Кобейн, Джим Моррисон и Джимми Хендрикс были колоссально талантливы и бешено популярны, что не защитило их от уродливой и страшной смерти, а только стимулировали трагический конец), а во-вторых, выучить дополнительные аккорды и выйти за пределы полюбившегося перехода.

Постепенное, завязанное на тренировке и самодисциплине возрастание в профессионализме, может, и не вознесет на Олимп, но позволит развиваться, играть и сочинять музыку в свое удовольствие.

Иными словами, когда сострадание и сочувствие ближнему войдет в привычку, места зависти не останется.


Между прочим, у этого совета есть и другая сторона: по возможности, не надо давать повода к зависти. Если не хочешь, чтобы тебе завидовали, не кичись своим успехом, богатством, умом и счастьем.

Правда, иногда примеры его исполнения встречаются и в жизни. Одинокая женщина в стесненных жилищных условиях долго переживает, что у нее нет детей, работает с усыновителями, начинает радоваться за счастливых детишек и их новых родителей… А потом вдруг неожиданно обстоятельства складываются в ее пользу, и ей удается усыновить своего ребенка.


Как мы видим, Отцы Церкви дают однообразные советы по борьбе с завистью: молись, радуйся за ближнего, возрастай в добродетели. Мастер-классов по преодолению зависти никто из учителей Церкви не проводит. Именно потому, что рождение этой страсти можно проследить из Библии, именно потому что она очевидно неизвинительная как прямое порождение диавола, основное оружие против нее – обличение.

Святитель Григорий Богослов считал, что зависть, как ни странно, не лишена справедливости – уже в этой жизни она наказывает грешника.

Это дурная справедливость, адская. Одно только это должно отвращать человека от столь пагубной страсти.

Тот же святой подчеркивает: завистник уже побежден, его мучает любая чужая радость, тогда как счастливец, избежавший этой страсти, рад успеху другого.

Пусть не покажется никому сравнение со смертью притянутым. Достаточно посмотреть даже не по сторонам, а внутрь себя.


Страсть эта рискует преследовать до смерти – либо завистника, либо его жертвы. В обоих случаях смерть избавлением не является. Завистник, отошедший в вечность в этом грехе, за него и будет осужден, а Каин обречен на изгнание и презрение. Святитель Илия Минятий рассказывает драматичную историю оклеветанной завистниками царицы Евдокии, супруги императора Феодосия: несправедливо обвиненная в супружеской измене, она была изгнана и отправлена в ссылку, а ее друг Павлиниан – казнен.

Действительно, навязчивое состояние.


Старец Паисий Святогорец еще официально не прославлен Церковью, но его труды и советы уже прочно вошли в сокровищницу Священного Предания. Для современного человека его рекомендации могут оказаться наиболее полезными.

Старец считал, что зависть просто смешна и преодолевается элементарным здравым смыслом.

Но самое главное, на что обращает внимание старец Паисий – зависть есть грех против одной из десяти заповедей. Даже самый нецерковный человек к Декалогу испытывает уважение если не на природном, то на культурном уровне. Убивать – преступно, молиться идолам – глупо, уводить супруга из семьи — аморально, воровать — отвратительно… Так вот, завидовать – тоже дурно.

Читайте так же:  Молитва за человека наркомана


Отец Александр Шмеман тоже еще не прославлен как святой, и вряд ли его канонизация будет делом ближайшего времени – это, однако, не мешает многим и многим христианам прислушиваться к его мнению по многим вопросам.

Сравнение и зависть упраздняют различия.

Есть такой анекдот: внучка декабриста в 1917 году слышит шум на улице и отправляет горничную узнать, что происходит.

– Там революция, сударыня.

– О! Революция – это прекрасно! Мой дедушка тоже хотел сделать революцию! Выясни, чего же хотят протестующие?

– Они хотят, чтобы не было больше богатых.

– Как странно! Мой дедушка хотел, чтобы не было бедных.

При всем абсурде, анекдот вполне жизненный. Доведенная до предела зависть хочет не счастья себе, а несчастья другому. Чтоб ему было так же худо, как мне. Чтоб он жил на одну зарплату. Поэтому сам принцип равенства и уравнивания Шмеман называет демоническим.

Короче говоря, завидовать некому. Ты никогда не будешь таким, как он. И это прекрасно.

Наверное, зависть сопровождает человека на протяжении всей истории. Вспомним всем известную историю зависти братьев Каина и Авеля. Каин страшно завидует брату – ведь Бог принял жертву Авеля и не принял его.

Зависть уничтожает здравый смысл и братскую любовь. Завистник убивает брата, и наказанный Богом бродит и скитается. Мудрая книга говорит: зависть смертный грех.

Прошли тысячи лет, а в нашей жизни продолжает жить зависть.

Работают в организации два друга. Они знакомы еще со школы, вместе окончили институт. И так случилось в жизни, что один немного успешнее другого. Лучше учился, был душой компании и на работе его ценят, повышение обещают.

А второй – всегда немного отстает. Он уже не радуется успехам друга, а завидует ему. Злобная зависть заставляет искать способы навредить ему, подставить подножку и возможно самому получить повышение.

Завистливость, живущая в нем, толкает его на подлость. Завидуя другому – он не ищет способа самому стать лучше, добиться лучших результатов и своими успехами доказать право на получение хорошей должности. Завистник считает, что лучшее место на работе, в жизни, в любви должно принадлежать только ему, а не сопернику. Не это ли доказательство: зависть грех.

Совет. Перестаньте завидовать! Сходите на исповедь в Церковь, возлюбите ближних, начинайте молится за тех, кому завидуете!

Православие учит нас – для каждого человека на земле есть свое место. Каждый, приложив усилия, может реализоваться в профессиональном плане, в человеческом, в духовном. Только от самого человека зависит, какой будет его жизнь.

Многие святые мудрецы на протяжении всей истории пытались познать и рассказать людям, что такое зависть. Вот только некоторые примеры.

Иоанн Златоуст считал, что зависть – воплощение дьявола и вражда против Господа. Завистник даже хуже демона. Демон вредит человеку, завистник – готов причинить зло подобным себе. Как говорил старец: Зависть хуже вражды.

Враждующий, ведет борьбу честно и может прекратить вражду, если причина конфликта себя исчерпала. Завистник будет действовать скрытно и не прекратит враждовать никогда, он не сможет объяснить причину своего поведения. Это только дьявольское влияние.

Справиться с греховной завистью И.Златоуст предлагал так: все люди должны жить с Богом в душе. Находясь рядом, люди должны поддерживать друг-друга, помогать без злобы и зависти.

Другой святитель – Василий Великий считал, что бороться с завистью необходимо только молитвой. Ежедневная молитва поможет справиться с грехом. К тому же он давал два простых совета для борьбы с этим грехом.

1.Не надо завидовать: богатство или слава, уважение или награды – все обыденное и земное. И не каждый, даже получив желаемое, может правильно всем этим воспользоваться.

2.Надо перестать завидовать, а весь накопленный негатив направить на свое созидание и преображение.

А еще он считал, что люди, зачастую, сами дают повод к греховной зависти. Не стоит хвастаться своими успехами, деньгами, счастьем. Более скромное поведение сохранит спокойствие и мир между людьми.

Примеры, описанные в святых книгах и рассказанные святителями показывают: божественная справедливость торжествует. Завистники, опорочившие честного человека, предстанут перед Господом на Страшном суде.

Даже если в голову закралась завистливая мысль – надо с ней бороться. Никогда не стоит сравнивать себя с кем-то еще. Вопрос: чем он лучше меня и почему ему везет больше, чем мне – начало страшного греха зависти. Надо благодарить Бога за свою жизнь, за свои успехи, за то, что дано нам, а не ненавидеть тех, кто успешнее нас.

Зависть, к сожалению, будет идти рядом с нами постоянно – нам будут завидовать. Нам же – надо учиться, не поддаваться ей и жить достойно. Мы – православные, молясь, обязательно с этим справимся.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как перестать завидовать людям молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here