Что такое созерцательная молитва

Полное описание: Что такое созерцательная молитва - в детальных подробностях для наших читателей.

составитель игумен Феофан (Крюков)
О непрестанной молитве
Поучения святителя Феофана Затворника

Молитва находящая и молитва созерцательная

В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение – и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно.

У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух.

Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240–241)

Созерцание выше деятельности

Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию. Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147)

Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих. (15, 132)

Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из сознания всего окружающего

Созерцание есть пленение ума и всего сознания каким-либо духовным предметом столь сильное, что все внешнее забывается, выходит из сознания: ум и сознание уходят в предмет созерцаемый, так что их уже будто нет в нас. Вот пример: беседовал старец с учениками и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его, где он был. – «Я был, – сказал он, – на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина». – Но это созерцание было только умовое. Созерцательная молитва походит на это по забвению всего и пленению в невидимый мир. Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. Отличительною чертою созерцательной молитвы св. Исаак Сирианин поставляет именно выпадение из сознания всего окружающего и пленение в горний мир. По свидетельству его, ум до сего времени владеет собою, а когда вступит в созерцание или в созерцательную молитву, тогда уже никакой власти над собою не имеет. (15, 44–45)

Совершенное безмыслие созерцания чуждо святым отцам

Только одна черта из высказанных Сперанским 2 кажется неистинною или неистинно выраженною. «Форма, – говорит он, – созерцания моего всегда была пустотою, отсутствием всякого образа и всякой мысли». Такое совершенное безмыслие чуждо святым отцам. Они внушали все оставить, но за тем, чтоб быть соединенными с Господом. Они стояли во время умной молитвы и всем советовали стоять в том убеждении, что Господь близ и внимает, то есть предстоять умно Господу и взывать к Нему: взыска Тебе лице мое, как поет Пророк, лица Твоего, Господи, взыщу. Когда говорили они, что надобно прогонять всякую мысль, то всегда прибавляли: гнать всякую стороннюю мысль. (15, 228)

Молитва чистая дастся одному из тысячи, а созерцательная – в родех и родех едва одному

Что касается до созерцания, то ни у одного из отцов не находим, чтобы в него можно было вступать самим и, следовательно, делать что-либо и со своей стороны для вступления в него. Созерцание, по словам их, давалось именно тем, которые успевали уже очистить сердце свое совершенно и глубоко соединились с Господом. Из тысячи один успевает стяжать чистую молитву; а молитву духовную, или, что то же, – созерцательную, в родех и родех едва один оказывается имеющим. (15, 215)

Степени блаженной жизни в Боге прежде оного века

Изумление, благоговейный страх, радостное Богохваление и хождение пред Богом объемлют собою по преимуществу жизнь в Боге. Это потому, что во всех их и человек сам, и всякая тварь исчезают из мысли, а созерцается один Бог. Ходящий пред Богом посвящается в ведение совершенств Божиих и всего все-совершенства и навыкает Богохвалению. Восшедший до сего еще глубже входит в Божество и стяжевает благоговейный страх. Кто же после сего возносится за все, различаемое в Боге, тот вкушает изумление. Это предел, за который уже и заходить нельзя. Кто прошел все сии степени, тот находится в блаженнейшем состоянии и прежде оного века живет в нем, переходя от изумления к благоговению, а от сего – к Богохвалению, ходя, или духовно движась, как в доме каком, в Божественном лицезрении, исполненном света и чистоты пренебесной. Вот и жизнь в Боге! (3, 344–345)

Молитвенное правило, ориентированное на непрестанную молитву – О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника – игумен Феофан (Крюков).

Речь идет о книге святителя Феофана «Письма о духовной жизни», составленной по поводу писем графа М.М. Сперанского. – Прим. сост.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Медитация и созерцательная молитва

В чём суть христианской медитации?

Суть медитации заключается в молитвенном искании: оно начинается с какого-то священного текста или образа и исследует волю, знаки и присутствие Бога.

Нельзя «читать» святые образы и тексты, как читают заметки в газете, которые меня непосредственно не затрагивают. Следует размышлять над ними, то есть возносить своё сердце к Богу и говорить Ему, что я сейчас полностью открыт навстречу Богу, открыт тому, что Бог через прочитанное и увиденное хочет сказать мне. Наряду со Священным Писанием есть много текстов, которые приводят к Богу и пригодны для молитвенных размышлений.

Читайте так же:  Православная молитва мужа за жену

МЕДИТАЦИЯ (от лат. meditatio – размышление) – духовное упражнение, в котором человек должен найти себя (и Бога). Медитации практикуются в различных религиях и культурах. Христианство знает и ценит много разнообразных медитативных упражнений, однако отвергает те практики, которые обещают соединение с Богом или Божественным в результате определённой медитационной техники.

«Будет ли наша молитва услышана, зависит не от количества слов, но от усердия нашей души» (Св. Иоанн Златоуст).

См. также ККЦ 2705–2708

Чего христианин может достичь благодаря медитации?

Христианин ищет в медитации тишины, чтобы ощутить близость Бога и обрести мир в Его присутствии. Он надеется ощутить Его присутствие как незаслуженный дар Его благодати; но он не ожидает, что это будет результатом какой-то определённой техники медитации.

Медитация может быть важным подспорьем для веры, и для укрепления и становления человеческой личности. Однако техники медитации, которые обещают познание Бога или даже соединение души с Богом, являются обманом. Многие люди из-за таких лживых обещаний уверены, что Бог покинул их, потому что они Его не чувствуют. Но Бога нельзя заставить снизойти к человеку какими-то определёнными методами. Он отдаёт Себя нам тогда и так, когда и как Он этого пожелает.

Что такое внутренняя или «созерцательная» молитва?

Созерцательная молитва – это любовь, молчание, слушание слова Божия и присутствие перед Богом.

Для созерцательной молитвы необходимы время, решимость и прежде всего чистое сердце. В ней смиренное и нищее существо предает себя Богу, и благодаря вере в любовь и стремлению всем сердцем искать своего Господа обретает перед Ним свое подлинное лицо. Внутреннюю молитву также часто называют молитвой сердца и созерцанием.

«Не многознание насыщает душу и даёт ей удовлетворение, а созерцание и оценка вещей» (Св. Игнатий Лойола).

«Я смотрю на Него, а Он на меня» — ответ крестьянина Арсскому Кюре, когда тот спросил его о молитве.

См. также ККЦ 2709–2719, 2724

Почему молитва иногда похожа на борьбу?

Духовные учителя всех времён описывали возрастание в вере и в любви к Богу как духовную борьбу за жизнь или смерть. И эта битва происходит в духовной жизни человека. Оружие христианина – молитва. Мы можем пасть от нашего себялюбия, потерять себя в ничтожных делах – или обрести Бога.

Часто человек, желающий молиться, должен сначала побороть свою апатию, недостаток воли. Еще отцы-пустынники сталкивались с духовным безразличием и унынием (акедия). Нежелание искать Бога является большой проблемой в духовной жизни. К тому же и дух времени не видит в молитве никакого смысла, а наш загруженный график не оставляет ей места. Поэтому следует также бороться с искусителем, предпринимающим всё, чтобы отвратить людей от обращения к Богу. И если бы Бог не хотел, чтобы мы обрели Его в молитве, мы бы никогда не выиграли эту битву.

«Пока мы живём, мы боремся, пока мы боремся – это признак того, что мы не побеждены и что в нас живёт благой Дух. И если смерть застанет тебя не победителем, то хотя бы признает тебя борцом» (Св. Августин).

См. также ККЦ 2725–2752

Может быть, молитва – это разговор с самим собой?

Молитву отличает именно переход от Я к Ты, от сосредоточения на самом себе к решительной открытости. Кто действительно молится, может узнать, что говорит Бог – и что Он часто говорит совсем не так, как мы этого хотим и ожидаем. Опытные молитвенники рассказывают, что часто человек завершает молитву не таким, каким он её начал. Иногда ожидания оправдываются: был печален – обрёл утешение; не было доверия – обрёл новые силы. Но может случиться и так: я хотел забыть о заботах, а оказался в ещё большем беспокойстве; хотел, чтобы оставили в покое, а вместо этого я получил новую задачу. Истинная встреча с Богом, которая всегда происходит в молитве, может в корне изменить наши представления как о Боге, так и о молитве.

«Молиться – значит больше слушать, чем говорить. Созерцать – значит больше быть созерцаемым, чем смотреть самому» (Карло Каретто (1910–1988), итальянский писатель, мистик, монах конгрегации Малых братьев Евангелия).

Что делать, если я вижу, что молитва не помогает?

Молитва не стремится в первую очередь к успеху, в ней мы ищем воли Бога и стремимся к близости с Ним. Как раз в кажущемся молчании Бога скрывается приглашение сделать следующий шаг – к полной самоотдаче, безграничной вере, бесконечному ожиданию. Молясь, мы должны предоставить Богу полную свободу говорить, когда Он захочет; давать нам то, что Он захочет, и дарить себя, как Ему угодно.

Мы часто говорим: я молился – и это не помогло. Может быть, мы молимся недостаточно интенсивно. Так, святой Арсский Кюре (св. Иоанн Мария Вианней) спросил как-то раз своего жаловавшегося на неудачу собрата: «Ты молился – ты воздыхал .. . а постился ли ты, бодрствовал ли ты?» А может быть и так, что мы просим у Бога что-то недолжное. Святая Тереза Авильская однажды сказала: «Молись не о лёгком бремени, молись о крепком хребте!»

«Все трудности в молитве от того, что мы молимся, как будто Бога здесь нет» (Св. Тереза Авильская).

«Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. ПрОсите, и не получаете, потому что прОсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4,2-3)

См. также ККЦ 2735–2737

Что делать, если во время молитвы ты ничего не чувствуешь или, более того, ощущаешь нежелание молиться?

Рассеянность во время молитвы, чувство внутренней пустоты и сухости, даже нежелание молиться – всё это известно каждому молящемуся. В этом случае сохранение верности уже само по себе становится молитвой.

Даже св. Тереза из Лизьё долгое время не могла ощутить любовь Бога. Незадолго до её смерти к ней ночью пришла её сестра Селина. Она увидела, что руки Терезы сложены для молитвы. «Что ты делаешь? Ты должна попробовать заснуть», – сказала Селина. «Я не могу. Я слишком сильно страдаю. Но я молюсь», – ответила Тереза. «И что ты говоришь Иисусу?» – «Я ничего не говорю Ему. Я Его люблю».

«Лучшее лекарство от духовной сухости состоит в том, чтобы поставить самих себя в положение нищего в присутствии Бога и святых. И, как нищий, идти от святого к святому и просить о духовной милости с той навязчивостью, с которой нищие на улицах просили бы о подаянии» (Св. Филипп Нери (1515–1595), итальянский священник, выдающийся церковный деятель).

Читайте так же:  Молитвы про любовь к девушке

См. также ККЦ 2729–2733

Может быть, молитва – это бегство от действительности?

Кто молится, не бежит от действительности; он скорее открывает глаза на реальность в целом. От самогO Всемогущего Бога он получает силу, чтобы справиться с действительностью. Молитва словно заправочная станция, где мы бесплатно получаем энергию на весь долгий путь и трудные вызовы. Молитва не выводит за пределы реальности, но, скорее, глубже погружает в неё. Молитва не отнимает время, а удваивает оставшееся время, наполняет его внутренним смыслом.

«Духовность христиан не может заключаться ни в бегстве от мира, ни в деятельности, которая меняется с каждой новой модой. Проникнутая Святым Духом, духовность способна преображать мир» (Св. Иоанн Павел II).

«Исполняйтесь Духом… благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Хриса» (Еф 5, 18–20).

Молитва без слов, созерцательная молитва, медитация… Это вообще от Бога?

Молиться можно за многие сферы жизни, молиться можно в любом положении, но можно ли молиться молча? Есть такое понятие, как немая или созерцательная молитва. Что это и как следует к ней относиться христианам? Это полезная христианская привычка или опасная духовная практика?

Виктор Судаков: к сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется

Виктор Судаков, пастор церкви «Новая Жизнь» в Екатеринбурге:

Молитвы ходатайства и прошений важны, но они касаются лишь земной жизни. В вечности этих молитв не будет. Именно поклонение и пребывания в Божьем присутствии являются глубиной молитвенной жизни, поскольку продолжатся и на Небе. К этим молитвам и относится молитва тишины.

Молитвы тишины практиковались издревле в христианской церкви, иногда их называли Созерцанием Божества или умственными молитвами. Мы сознательно избегаем термина медитации, хотя ничего плохого в самом слове нет, но у большинства оно ассоциируется с восточными духовными практиками. К сожалению, в большинстве современных протестантских общин молитва тишины не практикуется. Но во время нее происходит удивительное единение нашего духа с Духом Господа. Поэтому в нашей церкви мы практикуем молитву Созерцания, как на общих собраниях, так и в личной духовной жизни.

Павел Левушкан: много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления

Павел Левушкан, лютеранский священник, экуменист:

Много слов приобрело негативную окраску вследствие неправильного употребления. Например, прекрасный латинский термин медитация, сегодня чаще воспринимается, как относящийся к восточным (или даже оккультным) практикам. Хотя изначально он обозначал одну из форм созерцательной молитвы. То же самое и с экуменизмом (я даже слышал уничижительные формы «экумения» и прочее). Что с этим делать? Самое лучшее – продолжать употреблять правильно, чтобы вернуть терминам изначальный позитивный и христианский смысл.

Марсия Монтенегро: в молчании можно обрести умиротворение и утешение

Марсия Монтенегро, автор и основатель служения «Christian Answers for the New Age», в прошлом профессиональный астролог и духовный практик.

Практику созерцательной молитвы, также известную под названием Сосредоточенной молитвы или Внемлющей молитвы, проповедовали римско-католические монахи Томас Мертон, Томас Китинг и Бэзил Пеннингтон, а также квакер Ричард Фостер, но сегодня ее апологетами стали и многие другие. Окончательным авторитетом в этом вопросе не обладает никто, и однозначной его трактовки тоже, вероятно, не существует, хотя большинство родоначальников данной практики ссылались на слова средневековых мистиков, индуистских и буддистских духовных наставников.

Влияние, оказанное на Созерцательную молитву (далее в тексте СМ) буддизмом и индуизмом, очевидно. Такие слова, как «отстранение», «трансформация», «пустота», «просветление» и «пробуждение» встречаются в этих книгах постоянно. Несмотря на то, что созерцательная молитва рекламируется как христианская практика, использование подобной терминологии, конечно же, заставляет нас присмотреться к сути этого учения поближе.

В движении СМ постоянным рефреном звучит мысль о том, что настоящая молитва молчалива, ее не облечь в слова, ее не облечь в мысли, она избавляет человека от «ложного я», способствует трансформации сознания и является пробуждением. В число рекомендуемых методик часто входят дыхательные упражнения, визуализация, повторение какого-нибудь слова или словосочетания, воздержание от мыслей.

Молиться про себя или в тишине своего сердца размышлять о каком-либо библейском отрывке — нормально, но не следует думать, что молчание превосходнее слов. Также Библия никоим образом не подтверждает идею, что «языком Бога» является молчание.

В молчании можно обрести умиротворение и утешение; в тишине к нам могут прийти глубокие мысли. Но пытаться достичь полного покоя — это еще не молитва, и полагать, что настоящая молитва бессловесна, нет никаких библейских оснований. В конце концов, Бог нам дал записанное откровение, Божьи слова и заповеди превозносятся на всем протяжении Библии — см., например, Псалом 118, в котором Слово Божье уподобляется золоту и светильнику. В книге Исаии 40:8 мы читаем: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно», — а в Иоанна 17:17 Иисус говорит Отцу: «Слово Твое есть истина».

Видео (кликните для воспроизведения).

Акцент на релаксации, повторении слова или фразы, концентрации на дыхании, отключении от мыслей и попытках выйти за пределы рационального мышления должен вызывать беспокойство. До того, как стать христианкой, я многие годы изучала и практиковала различные формы восточной медитации и медитации Новой Эры и могу засвидетельствовать, что посредством методик, предлагаемых проповедниками СМ, можно войти в состояние легкого транса. Это состояние приверженцы движения Новой Эры и многие другие называют «чистым сознанием», когда человек отказывается от активного мышления и способности рассуждать. Дзен-буддизм, по существу, учит, что человек должен развивать в себе способность отключаться и устраняться от суждений. Лишенный навыков критического мышления ум открыт и восприимчив. Хотя в христианах и живет Святой Дух, мы не застрахованы от ошибок и заблуждений; в противном случае Библия не предостерегала бы верующих так последовательно об обманщиках и лжеучителях.

«Созерцательная молитва» — это неверное название, поскольку она не является ни созерцанием, ни молитвой, о которых говорит Библия. Нам следует быть очень осторожными в отношении любого проповедника, который советует нам:

– определенным образом дышать до или во время молитвы

– молиться в определенной позе

– повторять некое слово или фразу, даже если она взята из Библии, или использовать некое слово или фразу, чтобы сохранять «сосредоточенность»

– выйти за пределы разума или мысли

– заглянуть внутрь себя, чтобы найти Бога или быть с Ним

– сохранять молчание, чтобы по-настоящему молиться

– верить, что настоящая молитва — это созерцательная молитва.

Джозеф Принс, проповедник, пастор церкви «Новое творение», (Сингапур)

Войчех Чвихоцки: Каждая минута, отданная медитации, приближает нас к опыту принятия реальности

Войчех Чвихоцки (о.Wojciech Czwichocki OP), руководитель вроцлавской общины WCCM, доминиканский монастырь св. Войчеха:

Кэрол Крамли: молитва может происходить в виде молчания или слушания

Кэрол Крамли, руководитель программы «Углубление: Духовная жизнь и лидерство» в Салимском институте, епископальный священник, организатор экуменических ретритов:

Читайте так же:  Молитва милосердию Божию

Под молитвой люди часто понимают разговор с Богом, однако, молитва не обязательно может быть выражена в виде слов. Она может происходить в виде молчания или слушания. Эта практика созерцательной христианской традиции может помочь успокоить ту бурю раздражителей, что стала частью нашей жизни в цифровую эпоху.

6 Способов созерцательной молитвы:

1. В дневном распорядке выделите для себя некоторое время, когда вы сможете удовлетворить свое желание обратиться к Богу

2. Обустройте специальное место, пространство, в котором вы будете воплощать в жизнь своё намерение, где вы сможете комфортно сидеть во время молитвы, ни на что не отвлекаясь

3. Начните с расслабления и освобождения своего физического напряжения

4. Обратите внимание на свое дыхание

5. Откройтесь для живого присутствия Бога, сохраняя перед молитвой желание ощутить в себе и мире полноту Господа

6. Найдите поддержку своей духовной жизни

Христианская созерцательная молитва – Путь и Обращение

Давайте попробуем сесть, абсолютно обычным образом – без каких-либо особых сложностей. Просто попробуем быть, тут, в этом моменте, при такой температуре, одну минуту.

Речь не идет о том, чтобы просто успокоиться, сосредоточиться перед прослушиванием лекции. Скорее, мы учимся принятию того, что есть. Медитация, которой посвящена эта конференция, точно также должна быть для нас школой принятия того, что есть, а не того, чего нет. Возможно, мы могли бы найти зал с кондиционером, где температура была бы более приятной, и царила бы более глубокая тишина. Наверное, мы могли бы принять еще более удобную позицию тела. Но я думаю, что в медитации, в молитве это не является главным. Суть в том, что мы должны научиться принимать мир, в котором Бог нас создал. Именно это место, и этот момент.

В этом месте и времени быть в присутствии Бога. И иногда даже хорошо, что за окном проехала машина, или у кого-то зазвонил телефон, хоть его и желательно выключать в такие моменты. Прислушайтесь к себе в этот момент, какова ваша реакция. Водителю стоило поехать по другой улице? И неужели нельзя было сделать так, чтобы в помещении было прохладнее? Почему именно сегодня так жарко? Заметьте, подобные мысли, возникая в голове уводят нас далеко от той действительности, в которой присутствует Бог. От той реальности, в которой мы могли бы с Ним встретиться. Бог присутствует там, где есть реальность, а не там, где имеют место наши фантазии. Это небольшое вступление.

Тематика этой конференции, говоря в общем – это дорога, путь медитации. Медитация, как путешествие внутрь самого себя. Я подумал, что стоит найти в Евангелии такой фрагмент, в котором бы описывался Иисус, пребывающий в пути, вместе с учениками. Доминиканцы очень любят говорить о себе, как о пребывающих в пути, даже если они не работают в издательстве “В пути” (игра слов, связанная с известным польским доминиканским издательством “W Drodze”, прим. переводчика). Словом, остановимся на этом фрагменте Писания – Евангелие от Луки 24:13-36. Все мы знаем эту историю – двое учеников выходят из Иерусалима, убегают оттуда. Что-то странное случилось с их Учителем. Он должен был спасти Израиль, но оказался на кресте. Все это не укладывается в их голове, и также они немного боятся. Они грустны, внутренне разбиты и пытаются осмыслить произошедшее. Все, чем они располагают, это некоторые соображения о происходящем и неоправданные надежды. Со всем этим они идут по пути.

Теперь я прошу вас провести параллель между этим опытом учеников, идущих в Эммаус и различными вариантами вашего жизненного опыта. Вы чего-то ждали от жизни, но оно не произошло, какие-то ваши желания остались не реализованными. Вы пытаетесь избежать того опыта, который внушает вам страх. Боитесь опасностей, подстерегающих вас. Вы на что-то надеетесь, чего-то ждете. И так бегаете от одной неисполненной надежды к следующей. Иногда все это касается вашей личной жизни. Иногда веры и отношений с Богом. Хотелось бы, чтоб было так, а так не выходит. Вы пытаетесь понять себя, мир, в котором живете, Бога, в которого верите. Обращу ваше внимание, что в отрывке говорится о двух учениках, хотя автор Евангелия возможно и не хотел делать на этом особый акцент. Но мы можем в образе этих двоих представить себе те внутренние дискуссии, которые ведем сами с собой. Вы спрашиваете себя – “не грустно ли иметь такую жизнь, которую имею я?”. И тут же отвечаете – “да да, конечно, ты обязательно должен грустить”.

Обратите внимание на образ побега из места, в котором случилась трагедия. Побег, внутренний диалог, неоправданные надежды. Припомните нечто подобное из своей жизни, это не сложно, так как почти каждый день происходит что-то аналогичное. Затем, к беседе двоих подключается третий, неизвестный. Мы знаем, что это Иисус, но им это пока не известно. Они продолжают разговор, рассказывая ему о своей боли. В разговоре они даже несколько возмущаются, что их собеседник не в курсе трагических событий. Как он может об этом не знать?

Иисус постепенно входит в их опыт грусти, боли и непонимания, в опыт ухода от сложившейся ситуации, сопровождая их в этих переживаниях. Он постоянно с ними, слушает, отвечает и поясняет. Они же не узнают Его в этих ответах. Также это может быть частью нашего опыта. Мы читаем Писание, участвуем в Литургии, молимся, что-то говорим Богу. Но мы не имеем постоянного переживания Иисуса. Мы постоянно встречаемся с собой, со всем переживаемым нами в жизни. Как и ученики, не узнающие перед собой Иисуса, и постоянно говорящие о собственных переживаниях. Но Иисус не был бы Иисусом, если бы не действовал.

Далее, беседа казалось-бы подходит к концу, тем не менее она не оканчивается. Что-то подсказывает ученикам, что их собеседник – некто особенный. Они останавливаются, и Иисус останавливается вместе с ними. Я думаю, что в нашей духовной жизни роль подобной остановки играет медитация, любые подобные формы созерцательной молитвы. Медитация это скорее не еще один, 30-й по счету религиозный ритуал, она не является довеском к чему-либо. Это просто наша остановка вместе со всей нашей данностью. Мы останавливаемся чтобы понять суть своей экзистенции. Медитация ничего не добавляет, она вычищает то лишнее, что отягощает духовную жизнь. Ученики на своем пути в Эммаус постоянно были с Иисусом, но им понадобилась остановка, для того, чтобы сориентироваться и увидеть Его присутствие. Евангелие говорит о том, что только в преломлении хлеба Иисус стал для них узнаваемым.

Точно также обстоит дело в этой истории о учениках, идущих в Эммаус. Иисус уже был с ними. Но только остановившись они смогли узнать Его. Обратите внимание, когда они узнали Иисуса, в их жизни что-то изменилось. Они совершили разворот на 180 градусов – шли в Эммаус, затем вернулись обратно в Иерусалим. Это называется – обращение ( метанойя – греч. μετάνοια, “изменение ума”, “покаяние”). Они обратились на 180 градусов. Но чтобы обратиться, нужно остановиться. Подобные изменения происходят в нашей жизни тогда, когда мы медитируем. Они происходят с течением времени, так как медитация изменяет нас, а не мир вокруг нас. Мы смотрим на мир другими глазами, чувствуем его иначе. Все, что нам встречается на пути, – а это приятные и неприятные вещи, мы можем начать переживать иначе, с большим покоем и верой – потому что медитация остановила нас, останавливает каждый день. Медитация учит нас, что мы существуем только там, где и когда мы существуем в Боге. Другой действительности нет. Если нам кажется, что мы вне Бога, и что вне Бога можно существовать, это становится лишь нашей фантазией, уводящей нас из реального мира.

Читайте так же:  Молитва на освящение иконы

Теперь я хотел бы поговорить о том, что чаще всего происходит во время медитации. Мы занимаем удобную позицию, спокойно дышим, вспоминаем свою молитву, начинаем произносить ее мягко и с верой – один раз, два, три. Затем, как правило, нас захлестывает волна разного рода внутренних рассеиваний. Если медитируем здесь, начинаем думать о том, что оставили дома. Я начинаю думать о самолете, который должен меня доставить домой. Кто-то пускается в размышления, будет ли это лето и дальше таким жарким. Каждый из нас встретится с сотнями различных мыслей, которые начнут приходить нам в голову. Не удивляйтесь этому, и не вините самих себя в том, что делаете что-то не так. В каждом из нас насобиралось масса всего того, что мешает просто быть. Мы полны переживаний, что что-то пойдет не так, как нам хотелось.

В сущности всю свою жизнь мы учимся переживать и нервничать. Всю жизнь мы учились чувству собственности, анализируя то, что у нас имеется. Мы очень хотим что-то иметь – автомобиль, докторскую степень, определенный внешний вид или общественную оценку. Также это может быть наша набожность. И в принципе медитация, как определенная форма набожности может также начать нами восприниматься в данном ключе – “я умею нечто, чего не умеют другие обычные христиане”. Но конечно же это ложное восприятие. Отец Мариуш Возняк говорил сегодня об этом в своей лекции “Что является, а что не является христианской медитацией”, вспоминая о гордыне, которая наиболее опасна. Помните, медитация не является чем-то особенным, медитируя мы не приобретаем каких-либо особых отличий. Иисус сопровождает всех, он на пути с каждым. Мы просто стремимся остановиться, чтобы понять это, чтобы присутствие Бога было нами действительно пережито. Было бы хорошо, если бы все так поступили. Может быть также масса других форм молитвы, помогающих подобным образом остановиться. Мы же делаем это именно так.

И наконец, давайте постараемся посидеть несколько минут в тишине. Ничего не должно происходить, ничего не должно приходить в голову, никто не будет проверять, получилось ли у нас. Каждая такая минута пребывания в тишине хороша. Даже если я буду постоянно буду возвращаться к мыслям о том, что нужно напиться кофе и перестать засыпать.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Лекция, прочитанная на конференции «Медитатио 2010 Киев», 12.06.2010)
о.Войчех Чвихоцки ОП (о.Wojciech Czwichocki OP)

– руководитель вроцлавской общины WCCM, доминиканский монастырь св. Войчеха.

Антоний Сурожский о созерцательной молитве

Заметим прежде всего, что внимание, как духовный опыт, не сводится исключительно к тому, чтобы собрать воедино только умственное содержание человека; оно есть собирание всего бытия его в одно средоточие, благодаря чему достигается “внутрьпребывание”, освобождающее от беспрерывного потока рассудочного, дискурсивного мышления и полагающее в нем начало к пребыванию пред Лицом Вечного, в состоянии внутреннего безмолвия, покаяния и любви к Нему.

Путем к этому состоянию служит совместная дисциплина ума и тела.

Описание приемов сведения ума в сердце

1. Прямой способ, основной.

2. Средственный прием, вспомогательный.

Св. Никифор Уединенник говорит: “Прежде всего пусть будет жительство твое безмолвно, беспопечительно и со всеми мирно. Потом, войдя в клеть твою, затворись и, сев в каком-нибудь углу, сделай, что я тебе скажу. Итак, собрав ум твой, веди его тем путем, которым воздух идет к сердцу, и понудь его сойти в сердце вместе со вдыхаемым воздухом. Поэтому, брат, приучи ум не скоро оттуда исходить: ибо вначале он очень унывает от внутреннего затвора и тесноты. Когда же привыкнет, то уже не хочет оставаться во внешних блужданиях” 6.

3. Способ, соединяющий оба приема

заключается в том, чтобы приноровить к ритму биения сердца введение или изведение воздуха в легкие, и в соединении с каждым биением сердца одного из слов Иисусовой молитвы.

4. Св. Никифор Уединенник

5. Наконец, святитель Феофан Затворник

О молитве Иисусовой

Антоний, митрополит Сурожский

Украинская Правоверная Греко-Католическая церковь

Русский > Актуальное > Публикация

Час с Иисусом (Созерцательная молитва). Часть 1.

Час с Иисусом

(Созерцательная молитва)

Часть первая

«Не могли вы хоть один час (на день) бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь!» (Мф. 26,40). Иисус зовет, зовет с целого своего сердца! И все-таки, никто не поднимал свой голос так часто и так напрасно, как Иисус Христос. Ни один призыв не был так мало воспринят – даже теми, которые узнали в Иисусе своего Спасителя и Господа.

Здесь находим наибольшее противоречие: есть люди, которые хотя и называют Его Господом, но не подражают Ему. Как это понять? Дорогу к подражанию Иисуса можно открыть только единственным ключом – ключом чистой любви. Иного не существует. Поэтому Господь также говорит, что в исполнении Первой Заповеди «Люби Господа Бога своего превыше всего» содержится всё правильное поведение. Дорога подражания нашего Господа и устойчивость на ней невозможна без любви, которая наиболее сильно проявляется в созерцательной молитве. Хотя бы час (ежедневно) с Иисусом (см. Мф. 26,40).

СОЗРЕЦАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА (СМ) – ПОРЯДОК, ОСОБЕННОСТИ, ПРАКТИКИ

Розарий. Порядок молитвы: перед каждым десятком короткое слово для размышления; а потом стараюсь видеть, слышать и проживать отдельные таинства (см. различные указания и размышления).

Крестный путь. Написано много указаний, как ее молится. Но хорошо иметь и свое личное размышление о терпении Христа, а при этом использовать два принципа : 1) стараюсь осознавать, что терпит Иисус; 2) взгляд на свои грехи и на свои эгоистическое мышление, которыми я вызвал Его терпение. Вопрос: Иисус, что Ты сделал для меня, а что я делаю для тебя?

Читайте так же:  Вечерняя молитва еврейская
Одночасовая СМ:

Объяснение нескольких принципов (практик):

Положение при молитве: Чтобы внутренняя молитва была интенсивной, нужно соблюдать определенные положения. При молитве руки подняты вверх, но не как-нибудь, а так, чтобы выражали состояние бдительности и радикальной преданности Христу . Известно, что такое положение при молитве имели иудеи, так молился Христос и Его Матерь, так молились апостолы и первые христиане. Такое положение уже само по себе является молитвой, открытостью на принятие Духа. Итак, мы сказали о положении тела.

Вспомогательные средства: Какие есть вспомогательные средства к молитве? Два главные: Священное Писание и тетрадь с ручкой. Всегда, когда придет какая-то инспирация или какие-то хлопоты, то коротко запиши это и сразу же возвращайся в Божье присутствие. В коротких перерывах можно читать Писание. Желательно, чтобы в помещении был крест и часы.

Порядок молитвы: молитвенный час разделен на три части – в каждой трети 15 мин. интенсивной молитвы и 5 мин. отдыха. Самым тяжелым является начало, то есть выйти из духа этого мира и перейти к присутствию Божьего Духа. Этот переход требует определенного внутреннего и внешнего самоотречения, поскольку от такого самоотречения преимущественно зависит благословение этой молитвы. Народная поговорка гласит: «Кто начал, тот уже половину сделал!» Это касается не только начинаний на материальном уровне, но и молитвы, особенно этой.

Цель молитвы: Цель молитвы – пробраться к Божьему присутствию и в нем остаться . Это не так просто, но доступно для каждого . Это не привилегий, предназначенный для некоторых лиц, но каждый истинный христианин, начиная от детей, может так молиться. Эта молитва базируется на Божьем слове и эпиклезе (умоляющим взыванием к Богу о сошествии Святого Духа). Здесь действительно идет речь о воплощении Слова – Иисуса в нас! Для воплощения Божьего Слова нужно человеческое «ДА» – «FIAT» («пусть мне будет. ») и эпиклеза Святого Духа. Наиболее сильную эпиклезу прожила Иисусова Матерь Мария – сперва при воплощении Слова, когда через веру стала Матерью перворожденного – Иисуса, а потом перед Его смертью на Голгофе Она и будущая Церковь, представленная учеником, получила слово: «Се, Матерь твоя!». Перед сошествием и в сам момент сошествия Святого Духа Она вместе с апостолами проживала 10-ти дневную эпиклезу (просьбу о ниспослании и наполнении Святым Духом) – слово вновь стало Телом и родилась Церковь, Матерью которой стала Мария. Так Матерь Иисуса стала Матерью второрожденных – Матерью Церкви и твоей Матерью.

Умоляющее взывание: В послании к Евреям сказано, что Христос с сильным воплем – криком принес свои молитвы к Тому, Кто мог Его выслушать (см. Евр. 5,7). В псалмах царь Давид указывает на необходимость громкого взывания к Господу, которое должно прорваться из глубины души. Стенания перед Господом, когда душа изливает свои боли и страхи, освобождает и исцеляет. «Дух Святой ходатайствует за нас стонами неизреченными» (Рим. 8,26).

Те, которые приступают к этой молитве, сразу заметят, что слова молитвы сами переходят в односложные или двухсложные слова . Это ведет к внутреннему сосредоточению, напр., только на слово: «Ты (Иисус), Ты. » – и в духе смотрю Ему в глаза (на кресте) . Осознаю свой грех – причину смерти Иисуса, и Его любовь: Он за меня умер. При этом полном открытии перед Богом в глубоком смирении, вхождении в правду и отделении от греха и его корней, не достаточно только сидеть – надо быть на коленях или стоять, и только мыслями оставаться в правде. Это побуждает меня взывать всем своим существом, а руки автоматически подымаются вверх. Осознаю себе любовь Отца, который за меня отдал своего Сына, и внутренне переживаю «Отче!» – для этого мне поможет умоляющее взывание А-ВА – аааа. ва-ва-ва-ва. аааа . («Если не будете, как дети» – см. Мф. 18,3) И эти два основные положения (держать руки вверх, быть на коленях или стоять) располагают на умоление перед Богом. Этот крик не является каким-то искусственным вызыванием чувств, но настоящей молитвой в Духе и истине . Это надобность души. Подобно молился псалмопевец царь Давид и, вероятно, сам Господь Иисус, когда Он часто целыми ночами находился на молитве.

Теперешняя минута: вернемся к основным принципам. Одним из них является то, что в молитве, кроме пребывания в Божьем Слове, необходимо бодрствовать. Иисус сказал: «Не могли вы хоть один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь!» (Мф.26,40). К бодрствованию на молитве помогает следующее:

Коротко говоря, целый час – это борьба за теперешнюю минуту, когда сосредотачиваю все свое внимание и осознаю соединение с Отцом и с Иисусом через слово: «Ты, Ты» или «Ты меня. » («Ты, Иисус, меня любишь», или «Ты за меня. »), но преимущественно только «Ты», а особенно – «Ты меня видишь!». «Иисус видел ученика, который стоял при кресте»(Ин. 19,25-26). «Я теперь являюсь учеником и Ты меня видишь, теперь и здесь, Ты. ». В этих словах есть великая сила! При этом внутренне открываюсь перед Ним, как перед своим Господом и Богом, открываюсь и ничего не скрываю! Это болит, но исцеляет. Позже можно молиться так: «Ты нас видишь», и во время этого осознавать боли дорогих нам людей, их рабские путы и злые привычки, которые держат их в темноте. О, как я хотел бы им помочь, но не могу! Сейчас, однако, могу только одно, самое важное: отдать эту боль Иисусу! Тогда внезапно приходит свет, оздоровление, мир, а часто и пророческое слово для этой души!

Проблемы, заботы и обязанности также могут стать топливом для огня Духа. Осознаю: «Ты меня видишь», и отдаю Ему конкретные грехи, слабости и заботы. Затем приходит свет, сила, вдохновение и Господь говорит к душе.

Видео (кликните для воспроизведения).

/примечание: эти слова, напр. «Ты меня видишь», не произношу устами, но мыслью. Это сопровождается внешним проявлением: тихим или громким стенанием и молитвенным положением (руки подняты вверх)/

Что такое созерцательная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here