Икона "Спас с Предстоящими"

Данная икона была написана сестрами нашего монастыря в дореволюционное время.

На ней изображены Господь Вседержитель Иисус Христос на троне в царском одеянии, ибо Он Царь Царей и Господь Господствующих.  По правую руку Спасителя стоит Божия Матерь в классическом для Нее одеянии, в красном гематии и синей тунике (слева  с нашей точки зрения при взоре на икону), по левую руку стоит Иоанн Предтеча в зеленом гематии и верблюжьей власянице, которая напоминает нам о пустынническом житии Пророка. За Божией Матерью стоит архангел Михаил, а за Предтечей – архангел Гавриил; в верхней части иконы изображен в облаках Господь Саваоф. У ног Спасителя шестокрылые  Херувимы  ( о том,что Господь седит на Херувимах не раз говорится в пророческих книгах Ветхого Завета). Правой рукой Господь благославляет, а левой держит открытое Евангелие.  (см. фото 2.4 ). Текст содержит начальные строчки  43 зачала от Матфея: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.» такой текст встречается очень редко, эти слова Спасителя как бы утверждают и саму надпись на иконе: «ИС ХС (Иисус Христос)  ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ».  На свитке у Божией Матери написано: «Владыко многомилостиве Господи Иисусе Христе Сыне и Боже мой… ». это начальные слова молитвы Приснодевы Марии к Ее Божественному Сыну за человеческий род. Поэтому и жест Ее обращен к Спасителю. (см. фото 2.5)

На свитке у Иоанна Крестителя написано: «Аз видех и свидетельствовах по Господе Бозе Вседержителе». (см. фото 2.6).

Это свидетельство Иоанна о том, что Иисус Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.»( Евангелие от Иоанна, гл.1,ст.32-34). Жест Предтечи обращен к себе, как бы утверждающий слова на свитке.

В живописной манере наблюдаются  характерные особенности, принадлежащие иконописной традиции мастерской именно нашего монастыря.

Это изображение ресничек на ликах  (см. фото 2.7 ,15(4), 15(5)), смешанная техника письма  и стилистики (масляной и темперной живописи). Например, одежда Спасителя написана в традициях реалистичекой живописи, а одежды Божией Матери, Иоанна Предтечи и Архангелов ближе к древнерусской традиции с условно – графическим языком передачи формы..(см.фото 11.0 и 15 )      

До возобновления монашеской жизни в нашей обители данная икона последние годы  находилась в неблагоприятных условиях, в сарае на земляном полу в сырости. Поэтому сильно пострадала нижняя я часть иконы ( 30-35 см по высоте, вся высота иконы 170см) – серьезное поражение ямчатой гнилью с разрушением и значительной утратой основы и живописи на ней ( ножки Божией Матери и Иоанна Предтечи с фрагментами одежды и облаков) (см. фото 1, 2.0, 2.1, 2.2 ).

Но средяя и верхняя части иконы сохранились достаточно хорошо, как основа, так и красочный слой. Местами разошлись доски по склейке, самая широкая щель образовалась по центру иконы и нарушила целостность лика и фигуры Спасителя.(см. фото 2.4). Кракелюр наблюдался по всей поверхности живописи, но вздутия и шелушения красочного слоя в целом охватывали небольшую площадь. Одно только вздутие представляло сложность: на изображении Господа Саваофа, там высота достигала около 10-15 мм.(см.фото 2.3).  По характеру кракелюра  (  в виде сплошной сеточки из прямоугольников ) мы определили, что икона написана масляными красками. (см. фото 2.7 и 11.1).

Потемнение красочного слоя и поверхностные загрязнения были в незначительной степени.

Самая сложная работа предстояла по реконструкции утраченного низа иконы, восстановления основы до первоначального размера и живописи .

Сестры обращались за консультациями к опытным  реставраторам, старшему научному сотруднику лабораторией химических технологий реставрационных процессов ГосНИИР  Валентине Ивановне Гордюшиной и преподавателю основ реставрации в Иконописной школе при Московской Православной Духовной Академии монаху Гермогену.

Сестры использовали современные разработки Гос НИИРа , а именно «Акрисил» марок «А» и  «Б».

Первым делом  произвели укрепление красочного слоя на рыбий клей с помощью фторопластовых шпателей , пленки и утюжка.

Предварительно на лицевую поверхность нанеся профилактическую заклейку, сестры с оборотной стороны  зачистили всю гниль но низу иконы и выскаблили грязь из щелей по склейке досок. Пришлось также  демонтировать нижнюю шпонку и врезать ее выше, так как прежнее ее место  подверглось разрушению ямчатой гнилью. ( см. фото 3 ).  Затем соорудили из толстых досок вайму и зажали в нее икону, наблюдая насколько возможно сомкнуть щели между досок. (см. фото 4) Так как создавать сильное напряжение опасно, сопротивление досок иконы могло нанести еще большее разрушение, то решили оставить центральную щель сквозной и замастиковать ее, таким образом произвести склейку.  Для восстановления утраченной части соорудили деревянный каркас и заполнили его мастиковкой на «Акрисиле» марки Б.  (см. фото 4, 5, 5,7).  Наполнитель в основе своей содержит опилки.  При застывании такая мастиковка по свойствам близка к старой древесине, т.е. имеет одинаковую степень реакции на перепады температуры и влажности.  Использовать современную древесину в реставрации опасно, так как реконструированная часть может разорвать древннюю основу за счет большой амплитуды при насыщении влагой или при просушке.

 Мастиковкой  были заполнены все щели по склейке досок.  Надо сказать, что помимо расхождения досок по горизонтали, т.е. в стороны, произошло корабление, но не равномерно: некоторые доски как бы вывернуло «вертолетом». Для предотвращения дальнейшего движения досок на оборотной стороне врезали дополнительно несколько шпонок - «бабочек» .  (см. фото 8.1).

На лицевой стороне на реконструированную часть основы наклеили марлевую паволоку и нанесли  реставрационный меловой левкас  на  «Акрисиле».  (см. фото 10) Затем зашлифовали.  Левкасом  также на лицевой стороне  заполнили трещины и сгладили перепады досок в местах, где их вывернуло «вертолетом».  (см. фото 11, 11.1, 11.2, 11.3 )

Затем произвели расчистку красочного слоя: удаление поверхностных загрязнений с помощью ПАВ «Прогресс»( в соотношении с водой 1:7) и утоншение лака с помощью диметилсульфаксида.

Выполнили тонировки масляными красками, воспроизвели заново изображение облаков, ножек Божией Матери и Иоанна Предтечи. (см. фото 12, 13, 14, 15(1), 15(2), 15(3))

Заключительным этапом явилось покрытие иконы лаком.

В настоящее время эта икона установлена в алтаре в напольном киоте на горнем месте.  ( см. фото 15, 16(1), 16(2), 16(3)). Она хорошо вписалась в пространство.  Если мы посмотрим через открытые Царские врата в алтарь, то все видимое нам пространство заполнено иконным изображением: прямо над престолом Господь Иисус Христос, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, Архангелы, и подтверждаются слова, что алтарь-часть Неба на земле!